Что делать получил плохую оценку. Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки? Ребенок получил «двойку». Стоит ли наказать

Рано или поздно, но даже отличник приносит плохую отметку. И вот тут начинается: одни родители причитают, другие снимают ремень или ставят в угол, третьи – заставляют чуть ли не переписывать тетрадь с самого начала, четвёртые – равнодушно машут рукой. А как правильно?

Помните, что ваша задача - не разобраться с конкретной «двойкой», а понять её причину и обеспечить профилактику на будущее.

Рациональный подход

В порыве можно накричать или наговорить кучу всяких обидных гадостей, а потом винить себя за это. Кроме того, при таком поведении есть шанс просто потерять доверие ребёнка. Он в дальнейшем будет бояться рассказать о своих оценках, прятать их, а если с помощью наказания и криков вы и заставите его учиться на одни пятерки, то это будет делаться не из желания получать знания и не из интереса к предметам, а из страха - страха ошибиться, страха оказаться не таким, каким его хотят видеть. Представьте, в каком напряжении тогда будет пребывать ученик! Поэтому, чтобы мысленно не ставить самим себе «двойку» за проявленную реакцию на плохую отметку, давайте научиться действовать «на пять». Если ребёнок получает «пару», то:

  1. Не ругаем.
  2. Выражаем озабоченность и даже расстраиваемся. Причём, расстраиваемся не тому, что «ученик, оказывается, неуч», а тому, что «такое неприятное событие случилось с ребёнком и нами», «что-то в обучении пошло не так».
  3. Разбираем обстоятельства получения плохой оценки.
  4. Отрабатываем вместе с учеником материал, пытаясь помочь разобраться в том, что не получается.

Объективность

К каждой оценке нужно подойти объективно. Не стоит поднимать крик или устраивать трагедию, если в дневнике «двойка». Сначала разберитесь, почему. Бывает, что происходит это не по вине самого ученика: например, учебник оказался более старым, и на указанной странице ребёнок решил другие примеры. Или же учитель дал материал, который плохо отработал с классом. Бывают и совсем неприятные моменты - к примеру, сам педагог невзлюбил воспитанника и оценил необъективно.

Десяток учителей обучает вашего ребёнка, и не со всеми могут быть идеальные отношения. Если у вас что-то не складывается с начальством, вы можете просто сменить работу. Детям сложнее, им приходиться приспосабливаться. Не торопитесь ругать в оценках учителей, особенно при ребёнке. Если даже вы что-то заметили такое, то организуйте разговор с педагогом наедине. И постарайтесь подойти к ситуации разносторонне.

Прицел на будущее

Многих и сейчас бросает в дрожь при детских воспоминаниях. Зачёркнутая «классная» на «домашняя работа», и мама с ремнём. Как мы клялись не быть такими, когда вырастем! А в итоге?

А на самом деле давайте выдохнем и подумаем: «Ну, плохой почерк у ребёнка, и что?» Вырастет, вообще только за компьютером и будет печатать. Может, не стоит делать трагедии из-за каждой оценки? Нет, говорить крохе: «Расслабься, Эйнштейн тоже был двоечником», - конечно, не стоит. Он должен понимать, каждая оценка - это результат труда, а трудиться необходимо. Но старайтесь относиться ко всему спокойнее, так будет проще всем. Кроме того, в учебе важнее процесс, а не результат. Если вы видите, что ребёнок старается, корпит за учебниками, то это достойно похвалы. Это важнее, чем оценка. Если он в контрольной сделал 8 ошибок, а через неделю - 4, и всё равно получил «трояк», вы обязаны заметить пусть маленькое, но улучшение.


Поощрение

Многие родители считают правильным платить за хорошие оценки, и наоборот, лишать денег - за плохие. Психологи не рекомендуют этого делать. Во-первых, ребёнок будет учиться ради денег. Во-вторых, совсем лишать карманных денег из-за полученной «тройки» — не правильно. В то же время поощрять - дело нужное. Только поощрять правильно. Неправильно шантажировать ученика общением с друзьями, с родственниками, приобретением животного. Лучше использовать другие мотиваторы, к примеру.

Учебный год приближается к концу, наступает время подводить школьные итоги. Что делать, если оценки плохие?

Плохая оценка стала фактом. Уже нет смысла кричать, размахивать руками, пить сердечные капли, упрекать чадо в безделье и глупости. Год заканчивать или получать аттестат надо по-любому. и на первом фланге борьбы за него должны стоять родители.

Средние классы

Если вы родитель учащегося средних классов, вам полезно знать: школе не нужны неуспевающие ученики. Считается, что это показатель плохой работы учителей, и директора образовательного учреждения за это точно не похвалят. Поэтому если ваше чадо запустило учебу, имейте в виду, что выход из этой ситуации можно найти.
Первое, что вы должны сделать, - это поговорить с классным руководителем. Он поможет понять ситуацию и подскажет, в какое время лучше подойти к учителю-предметнику. Желательно это сделать вместе с ребенком: так вы сможете правильно оценить его взаимоотношения с преподавателем. Ведь нередко бывает так, что дома родители видят свое дитя с одной стороны, а в школе его знают совсем другим. Продемонстрируйте педагогу заинтересованность, свою и ребенка, в положительной оценке и узнайте, что можно сделать, чтобы ее получить. Есть разные способы: написание рефератов, подготовка устных тем и дополнительных заданий, переписывание контрольных работ.
Допустим, разговора с учителем не получилось: он и ваш ребенок остались по разные стороны баррикад. Тогда обратитесь за помощью к завучу или директору. Знания учащегося могут проверить они сами или созданная по вашей просьбе независимая комиссия. Но в таком случае знания на самом деле должны быть.
Если все-таки двойки избежать не удалось, ребенка переведут в следующий класс условно. Вам предложат написать заявление на имя директора школы с просьбой перенести аттестацию на осень и дадут план занятий на каникулах. Ну а вы, в свою очередь, должны будете позаботиться не только о хорошем отдыхе ребенка, но и о его тщательной подготовке к школе. Если в школе предусмотрены занятия для неуспевающих учеников в июне, ваш ребенок будет ходить в так называемую летнюю школу.

Старшие классы

Гораздо сложнее обстоит дело со старшеклассниками, а именно с выпускниками. Из-за неуда или академической задолженности, учащегося могут не допустить до экзаменов. Но если он будет готов погасить свои долги по предмету, такую возможность школа ему обязательно предоставит.
Действовать нужно по той же схеме, что и с учащимся средних классов. Обязательно обратитесь к классному руководителю за консультацией. Он поможет оценить ситуацию и подскажет, можно ли что-то сделать на данном этапе. Даже при самом плохом раскладе
(двойки поставили, до экзаменов не допустили) ребенка не отправят из школы со справкой. Аттестат он все равно получит. Правда, обойдется это уже не малой кровью. Скорее всего, его оставят на второй год или переведут на самообразование с последующей сдачей экзаменов.

Пойти по другому пути

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был самым лучшим. Они стремятся отдать его в лучшую школу, помогают поступить в лучший вуз и закончить его с отличием. Вот только нередко желания самих детей идут вразрез с родительскими. Что, если ваш отпрыск совсем не хочет покорять школьные высоты?
Иногда бывает сложно признаться себе в том, что ребенок попросту не тянет программу этого учебного заведения или программу 10-го и 11-го классов. Ему не по силам учиться в престижной гимназии, специализированном классе или, наконец, просто в школе после 9-го класса. Быть может, стоит задуматься о техникуме или колледже, где он будет чувствовать себя гораздо лучше?
Если вы будете настаивать на своем, то вряд ли добьетесь чего-то, кроме постоянного стресса как для себя, так и для ребенка. В некоторых случаях стоит набраться смелости, здраво оценить ситуацию и понять, что шаг в сторону - это не поражение. Это просто другой путь, и зачастую не хуже.
На будущее имейте в виду, что периодически стоит заглядывать в дневник ребенка. Так вы сможете отслеживать его оценки, замечания. И даже если возникнут какие-то проблемы с учебой, они для вас не станут неожиданностью.

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его , наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке ? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать - это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать - однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» - издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, - первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» - саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки - вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» - скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов - назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Для многих родителей успеваемость ребенка стоит на втором пункте после его здоровья. И когда возникает неприятная ситуация — ребенок приносит плохие отметки, родители начинают паниковать, но не знают как бороться с нависшей угрозой. Зачастую они используют длительные беседы либо угрожают чем-то (лишением карманных денег, наказанием различного рода).

Но в 1 классе ребенок просто не осознает степень проблемы и угроз со стороны родителей.
Для того, чтобы бороться с плохими оценками нужно выяснить причину, а потом уже продумывать методы.

Несколько наиболее распространенных причин снижения успеваемости в школе.


Только после того, как вы тщательно изучите ситуацию, то тогда можно уже и думать о преодолении проблем. Запомните, что если вы не выяснили причину — не стоит рубить с плеча — это может усугубить ситуацию и категорически настроить ребенка против школы и знаний.

Действия, которые можно предпринять для улучшения успеваемости.

Не важно в каком классе учиться ваш ребенок: в 1 или 11, если он чувствует вашу поддержку и видит ваше стремление помочь ему, то вы вместе выйдете из тупика.

Для того, чтобы помочь с учебой правильно нужно действовать по такому плану.

  • Поиск контакта с ребенком. Для начала нужно узнать чего хочет ребенок — нужно узнать его интересы и желания, принять его страхи и помочь в их преодолении. Нужно найти с ним что-то общее, чтобы у вас были общие идеи.
  • Нужно показать что вы его любите независимо от оценок. Не нужно лишний раз его ругать без повода, сравнивать с кем-то, обижать.
  • Не цените оценку, цените его настойчивость и стремление. Не нужно играть в продажные игры: «Ты мне показываешь отличную оценку, а я тебе даю деньги».
  • Хороший пример. Вспомните себя в его возрасте: вели ли вы себя идеально? Лучше поделитесь с ребенком о том, что вы тоже когда-то давно решали такие задачи и они у вас даже не получались, но из-за того, что вы усердно занимались — то все получилось.
  • Правильная мотивация. Самое сложно — это правильно рассказать ребенку для кого и чего он учится. Нужно привести примеры успешных людей, которые достигли высот благодаря своей учебе.
  • Не жалуйтесь на успеваемость ребенка. Вы не достигнете желаемого результата, если расскажете всем соседям о сыне-двоечнике. Возможно, вы сделает даже хуже, сами повесив на него ярлык глупого бездельника.