Буква щ в русском языке. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой. Выделение нового звука
Начнем наше интернет — занятие по обучению грамоте с конкурса «Мастер скороговорки». Постарайтесь запомнить и сказать ЧЁТКО и по возможности быстро:
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Отлично! Какой звук встретился в скороговорке? Верно, звук [щ`] .
Вы узнали этого героя…
Это Емеля, который поймал волшебную…. Щуку.
Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?
– Начинаем «удить» слова со звуком [щ`]
: услышали слово со звуком [щ`]
, вытянули удочку.
Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель, шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать.
– Посчитайте, сколько слов вы выудили. А какие еще слова вы могли поймать на удочку? Какой еще шипящий звук встретился в словах? Что вы о нем знаете?
Произнесите звук [щ`]. Дайте характеристику [щ`] .
ВАЖНО! Звук [щ`] – согласный, мягкий, ВСЕГДА МЯГКИЙ!
Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,
А [щ] прерваться спешит.
Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,
А [щ] спешит улизнуть.
1. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?
2. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак – кулачище, сила – силище, рука — … , сапог — … , голос — … , ремень — … , топор — … , нога — … , глаза — … , нос — … , карман — … .
3. И г р а «Слоговой аукцион»
Продолжите слова слогами чу-щу.
То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).
Продолжите слова слогами ча-ща.
Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).
4. Доскажи словечко
Капризные сандали
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (щетки)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны… (плещут)
У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок)
Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет)
5. Чистоговорки
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
6.
ПЛАЩ |
ПЛЮЩ |
ХИЩНИК |
|
|
|
ПЛАЩ-палатка |
ПЛЮЩ-лиана |
ХИЩНИК тащит добычу |
ПИЩА |
ПРАЩА |
ПЛОЩАДЬ |
|
|
|
ПИЩА для детей |
ПРАЩА для метания камней |
ПЛОЩАДЬ квадратная |
ВЕЩИ |
||
|
|
|
Щавелевые ЩИ |
У воина ЩИТ |
На полках ВЕЩИ |
ОВОЩИ |
КЛЕЩИ |
ЯЩИК |
|
|
|
ОВОЩИ для борща |
КЛЕЩИ у плотника |
ЯЩИК наполнен яблоками |
ЩЕЛЬ |
ЩЕПКИ |
ПЕЩЕРА |
|
|
|
В полу ЩЕЛЬ |
ЩЕПКИ летят |
В ПЕЩЕРЕ клад |
ПРИЩЕПКИ |
ЩЁТКА |
ЩУКА |
|
|
|
ПРИЩЕПКИ для белья |
Платяная ЩЁТКА |
ЩУКА — хищная рыба |
Буква Щ
пришла к нам в гости!
1. Найди спрятанные буквы Щ . Обведи их.
2. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых написана буква Щ .
3 . Раскрась обе буквы зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Щ с правой стороны рисунка.
4. Соедини с буквой Щ только те предметы, названия которых начинаются со [щ] .
5. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Обведи в кружок все буквы Щ .
6 . И г р а «Буква потерялась». Найдите потерявшуюся букву:
– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.
7. И г р а «Превращение слов»
Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).
8. И г р а «Найдите слово в слове»
Щепка (щека ), щель (ель ).
9. И г р а «Слоговое лото »
1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).
2. Составьте слова из слогов:
О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.
10. И г р а «Найди слова»
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а
щ – – – щ –
щ – – – – щ –
щ – – – – – щ –
щ – – – – – – щ –
щ – – – – – – – щ –
щ – – – – – – – – щ –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,
щавель, щекотка. роща, мощи.
11. И г р а «Дополните слово»
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко!
О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.
12. И г р а «Наборщик»
Составьте слова из букв слова товарищи.
О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.
13.
Буква Щ
поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и раскрась те части рисунка, которые отмечены буквой Щ
.
14. Читаем…
15. Пишем…
16.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука [щ]
***
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал,
Еще бы! Он счастливый рос!
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!
***
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
А у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка - щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
***
Плавниками трепеща
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Вот так штука!
***
Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище.
Кто это? Кот-котище!
***
Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем мы щавель на щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
***
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
***
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Словарь
- Щебет — пение птиц
- Щедрость — свойство человека, который оказывает помощь другим.
Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
И для вас практический материал на букву «Щ», это и художественное слово , и игры , и варианты картинок которые можно использовать при знакомстве с буквой.
Буква «Щ»
Веселые стихи
На расческу Щ
похожа.
Три зубца всего? Ну что же! Е. Тарлапан Щука клад нашла на дне, Вот бы щуку в руки мне. На лужайке, как звонок, Заливается щенок. |
Щ
– играющий щенок,
Кверху лапками он лег. Г. Виеру Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. В. Степанов Щетку щеголь уважает, Щеткой щеголь пыль счищает. |
||
* * *
Щука проглотила щетку, Щетка ей щекочет глотку. – Удивительное дело! Что же я за рыбку съела? Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила, Окуньков, бычков, лещей Щами угостила. |
* * *
Могут щетки чистить шубы, Могут щетки чистить зубы. Щетки – это не трещотки, Нам всегда помогут щетки. Щука в озере жила. Червяка с крючка сняла. Наварила щука щей, Угощала двух ершей. Рассказали всем ерши: – Щи у щуки хороши!». Г. Сапгир |
||
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела. Щи варила для гостей, Угощала пескарей. С. Чернов Хватать, глотать умеют щуки – Другой не нужно им науки. Б. Заходер |
Щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, Щелкает в роще певец-соловей, Щиплет теленок траву у реки… Щедрые, добрые нынче деньки! Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. |
||
Скороговорки
Чистоговорки
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
Игры
Игра «Кто внимательный?»
1. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.
2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?
3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.
4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?
Игра «Слоговой аукцион»
Продолжите слова слогами чу-щу.
То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).
Продолжите слова слогами ча-ща.
Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Буква потерялась»
Найдите потерявшуюся букву:
– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.
Игра «Превращение слов»
Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).
Игра «Найдите слово в слове»
Щепка (щека ), щель (ель ).
Игра «Слоговое лото»
1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).
2. Составьте слова из слогов:
О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.
Игра «Найди слова»
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а
щ – – – щ –
щ – – – – щ –
щ – – – – – щ –
щ – – – – – – щ –
щ – – – – – – – щ –
щ – – – – – – – – щ –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,
щавель, щекотка. роща, мощи.
Игра «Дополните слово»
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко!
О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.
Игра «Наборщик»
Составьте слова из букв слова товарищи.
О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.
Игра «Из одного слова – несколько»
Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.
О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».
Загадки
Щ , двадцать седьмая буква русского алфавита. По начертанию восходит к букве («шта») в кириллице и «Ⱋ» в глаголице. Буква «Щ» не имеет соответствия в греческом алфавите. В старославянских рукописях встречается в виде написания двух букв «ШТ». Цифрового значения в кириллице и глаголице не имела. Буква «Щ» обозначает переднеязычный долгий глухой палатальный фрикативный шипящий звук: «ищу», «ящик».
Большая советская энциклопедия.
Щ
- двадцать шестая буква русской азбуки, обозначающая обыкновенно сочетание двух согласных: мягкого (палатального) спиранта ш"
и сложного, тоже мягкого согласного ч".
Такое произношение щ
= тч
отмечают уже Тредьяковский (в "Разговоре об орфографии", 1748) и Ломоносов (в "Российской грамматике", 1755). Им следует и Шлецер в своей неоконченной "Russische Sprachlehre" (1764). Произношение это встречается очень часто и теперь в речи образованного общества, реже - в народных говорах. В последних на месте литературного щ
= ш"ч"
наблюдается чаще "двойное" шш
, точнее - долгий спирант шш,
твердый или мягкий (непалатальный или палатальный). Твердый долгий спирант шш
встречается преимущественно в северо-восточных "окающих" говорах (Казанская, Вятская, Нижегородская губ.), например в ташшы
(= тащи), как обыкновенно изображают это слово средствами общеупотребительной русской графики. Мягкое долгое ш"ш"
(напр. pош
"ш"а
= роща) наблюдается в московских (не везде), калужских, некоторых рязанских и др. "акающих", или южно-великорусских, говорах. В общепринятом правописании в некоторых словах сочетание ш"ч"
изображается посредством букв сч: счет, счастье, исчез
= ш"ч"от, ш"ч"ас"т"jе, иш"ч"ес
и т. д. По своему происхождению сочетание согласных ш"ч"
, обозначаемое посредством щ, различно. В одних случаях оно возникло путем палатализации сочетания ск
перед небными гласными (ищет, трещит)
или перед j
(ищу
, тpeщу),
суффикс -uщe
в городище, топорище
и др.), в других - из cmj
(poщy
, cвuщy
, роща),
в третьих перенесено из церковно-славянского в многочисленных заимствованиях, вроде пища
(из т"j)народн. пича, трепещу, клевещу
(тоже из тj), нощь, пещь, мощь, мощи
(из кт
и гт,
ср. народные ночь, печь
, мочь)
и т. д., наконец, в четвертых - из сочетания cч
, зч
путем уподобления с,
з
следующему ч
и перехода их в ш
(ср. вышеприведенные примеры счет, счастье,
исчез
). Как знак, буква щ
восходит к кириллическому , представляющему собой, как это указал еще Тредьяковский (в цитированном выше труде), лигатуру из букв , совмещенных друг с другом горизонтальными чертами. В древнейших памятниках старославянской (древнеболгарской) письменности эти лигатуры еще не употреблялись, и сочетание писалось раздельно. Употребление лигатуры привело к установившемуся у нас в произношении церковно-славянского щ
= ш"ч".
Видя лигатуру в многочисленных словах, вроде и т. д., где отвечает русскому ш"ч",
русские грамотеи стали читать это как ш"ч"
и в словах вроде nuща, нощь, трепещу
и т. д., в которых по-русски имеется или должно бы иметься ч
и которые по древнеболгарски звучали пишта, ношть
и т. д. Напротив, отсутствие лигатуры для сочетания (составить такую лигатуру из этих двух букв нелегко) сохранило и у нас правильное чтение древнеболгарских слов, заимствованных при посредстве церковно-славянской письменности (вроде жажда, надежда,
1 л. ед. ч. жажду, стражду
и т. д.). Глаголический знак для щ,
ц.-слав. близок к последнему, что указывает на их общее происхождение. Цифровое значение щ
= 800 имеется только в глаголической письменности, кириллическое же цифрового значения не имеет.
Энциклопедический словарь. Брокгауза и Ефрона.
Щ, щ (называется: ща) — одна из букв в ряде кириллических славянских алфавитов: в русском - 27-я (литературное произношение — длительное мягкое [ш’ш’], также встречается мягкое краткое [ш’], [шш] диалектное и даже устаревшее [шч’]), в болгарском - 26-я (звучит как [шт]) и в украинском - 30-я (обозначает твёрдое [шч]); есть также в ряде письменностей народов не славянских.
Вместо Щ белорусский алфавит использует сочетание «шч»; упразднена в сербском алфавите реформой, проведенной В. Караджичем (заменяется обычно, в зависимости от произношения, на «ћ» либо «шћ»,); с самого создания в 1944 г. македонского алфавита в нем не присутствует.
Обычно в кириллице считается по порядку 25-й (в старославянской азбуке, где перед Ц ставят Щ) или 28-й (в азбуке церковнославянской, где, Щ стоит после Ш, как и в русской), имеет вид и не имеет числового значения; 26-я по счёту в глаголице, выглядит как и означает число 800.
В старославянском произносится как [шт] (в принципе, старославянское написание через шт и щ считается равноправным и взаимозаменяемым), в церковнославянском звучит по-разному — зависит от местного произношения. Называется в церковно- и старославянской азбуках — «ща», значение которого неизвестно; может быть, такового и не имелось (порой упоминается совпадение с новой формой сербского языка «шта» такого местоимения, как «што», только это вторично).
Почти всеми исследователями происхождение буквы объясняется через какую-либо лигатуру, но различным образом: в основном, объясняют сочетанием Ш+Т (самое правдоподобное — вытекает из произношения буквы в болгарском языке: «Щорм», «Щирлиц» (болг.) = Шторм, Штирлиц), Ш+Ч (объясняет хорошо форму глаголическую) и Т+Ш (этот вариант предложен Н. Н. Дурново́).
Хвост Щ в старом кириллическом начертании буквы, как правило, является продолжением её средней мачты; в шрифте гражданском выполнен по аналогии с буквой Ц; позднее имел и сейчас имеет несколько различных форм в зависимости от применяемой гарнитуры, но рисуется обычно одинаковым с Ц в том же шрифте. В босанчице попадается начертание, когда под строку спускается не хвост, а поднимается вся буква и получаются пропорции, приближенные к греческой Ψ.
Различие в начертании букв Ш и Щ в русском языке позволило увидеть в хвостике Щ некий диакритический знак и с его помощью построить ряд букв в создававшихся в СССР письменностях для разных народов на основе кириллицы: Җ, Ң, Қ,Ҷ, Ҭ, Ҳ,Ӷ, Ӌ.
Русское произношение Щ не является однородным:
Сочетание 2-х согласных: палатального (мягкого) спиранта [ш’] и тоже мягкого сложного согласного [ч’]. Подобное произношение щ = шч отмечается уже у Тредьяковского (в «Разговоре об орфографии», 1748г.) и Ломоносова (в «Российской грамматике», 1755г.). Им вторит и Шлёцер в неоконченной своей «Russische Sprachlehre» (1764г.).
Такое произношение часто раньше можно было встретить в речи образованных людей, реже — в народном говоре; считалось литературным в XIX в. Почти перестало употребляться в XX в.
Длительное мягкое [ш’ш’] или короткое [ш’]. Мягкое (роща = ро[ш’ш’]а), произошло из различных говоров: калужских, московских (не везде), ряда рязанских и иных «акающих», либо южно-великорусских.
Твёрдое долгое [шш] сохраняется, в основном, в «окающих» северо-восточных говорах (Казанской, Вятской, Нижегородской губ.): тащи (та[шшы]), как обычно это слово изображают средствами русской общеупотребительной графики.
В ряде слов в общепринятом правописании звук [шч] или приближенный к нему передается посредством разных сочетаний букв: (веснушчатый, звёздчатый, счастье, извозчик, мужчина, жёстче, дождь). Наличие таких альтернатив в обозначении этого звука иногда приводило к мысли удалить букву Щ из состава русского алфавита (напр., об этом говорится в упомянутой выше книге Тредьяковского) и заменить, например, на сочетание сч.
Поскольку буквой щ в прошлом обозначался сложный довольно звук [ш’ч’], то эту букву практически не использовали в иностранных словах-заимствованиях. Традиция эта сохраняется и сейчас: хотя близкие к [ш’] звуки широко распространены в ряде языков, их, как и прежде, заменяют на ш либо на сь. Исключением является литовский язык: правила транскрипции предписывают передавать литовское šč буквой щ, напр., Аникщяй (Anykščiai - лит.).
Сочетание согласных звуков [ш’ч’], которое ранее обозначалось посредством щ, имеет различное происхождение. Во-первых, оно возникало посредством палатализации такого сочетания, как [ск], предшествующего [j] (трещу, ищу; суффикс -ище в топорище, городище и пр.), или предшествующего нёбным гласным (трещит, ищет); во-вторых — из [стј] (роща, свищу, рощу), в-третьих, было перенесено в многочисленных заимствованиях из церковнославянского, наподобие пища (из [т’j], ср. - народное пича), клевещу, трепещу (также из [тј]), пещь, нощь, мощи, мощь (из [гт] и [кт], ср. - нар. печь, ночь, мочь) и т. п., и в 4-х — из сочетаний [зч], [сч] методом уподобления [з], [с] последующему [ч] и их перехода в [ш] (напр., исчез, счёт, счастье). Зачастую присутствие буквы Щ — признак славянизмов, а в исконно русских словах в этой позиции стоит Ч (вращать/ворочать, горящий/горячий, освещение/свеча, помощь/по́мочи и т. д.).
Выбор между вариантами написания ща/щя, ще/щэ, щу/щю, що/щё, щи/щы в русском языке диктуется не произношением, а формализованными правилами и рядом соображений исторического и этимологического толка. Традиционны написания ща, щи, ще, щу; почти невозможны — щя, щы, щэ, щю, хотя в заимствованиях могут встречаться (очень редко: Аникщяй почти уникальный пример), также возможны теоретически в словах сложных (борщэкспорт).
Выбор между щё и що определяется достаточно сложными правилами; в фамилиях популярно двоякое написание: -щёв/-щов. Формальные правила также диктуют выбор между щь и щ (если имеется в виду не разделительный мягкий знак: мощью): в основном, с щь пишутся повелительные наклонения глаголов (таращь, плющь, морщь) и существительные женского рода в именит. и винит. падеже ед. ч. (вещь, помощь).
Тема: Звонкие и глухие согласные. Звук [ щ"], буквы Щ, щ
Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [щ’], буквой Щ щ ; развивать речь, память, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги,презентация.
Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
I. Организационный момент.Актуализация знаний.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки. Подарите и мне вашу улыбку. Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.
Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.
Учащиеся настраиваются на работу.
II. Постановка целей и задач.Объяснение нового материала
Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.
Какие бывают звуки?
Чем они различаются?
А на какие группы можно разделить согласные звуки?
А теперь, давайте,находим пары этих звуков
Какой звук лишний? Почему?
- Молодцы! А теперь отгадайте загадку.
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (слайд)
– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
(слайд)
– Произнесите слово щука.
Какой первый звук в этом слове?
а)сколько слогов в слове щука?;
б) что слышите при произношении: шум или шум с голосом;
в) какой звук слышите после [щ] в слове щука?
Кто догадался, какая тема у нас урока?
Произнесите еще раз этот звук и дадим его характеристику
Гласный? Согласный
Глухой? Звонкий?
Твердый? Мягкий?
Парный? Непарный?
Игра «Кот внимательный?»
Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:
груша, ящик, шапка, щенок, щетка, каша, чайник, овощ, шоколад.
Работа по учебнику (стр.103-104)
Анализ слов ЩУКА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ПРОЩАЙ
Чтение слогов. (Работа по учебнику – с.103)
Прочитаем слоги. (хором)
Предлагается запомнить: ЩА и ЩУ пишутся с буквами А и У , хотя звук [щ’] мягкий.
Чтение слогов и слов
Читаем по цепочке.
Щучьи …… зубы, плавники.
Овощной …..сок, салат, суп.
Чтение загадок. (Работа по учебнику с.103)
С чем мы будем работать? (С загадками)
А что мы называем загадкой? (Выражение, нуждающееся в разгадке)
Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её.
Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу. (Читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква)
– Какие еще овощи вы знаете?
(Звуки бывают гласные и согласные)
(Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)
глухие и звонкие, парные и непарные.
Работа в парах
(д-т, з-с, г-к, ж-ш, б-п, в-ф)
ЕМЕЛЯ
ЩУКУ
(Щ)
Два слога
Шум
Звук (у)
- «Согласный глухой мягкий звук [щ*]. Буква Щ,щ».
(на доске таблицы)
Согласный
Глухой
Мягкий
Непарный
Ящик, щенок, щетка, овощи.
Выделяют звук щ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ’ согласный, всегда мягкий, глухой.
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а , а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.
IV. Закрепление.
Игра “Доскажи словечко”
Как у нашей дочки розовые … (Щёчки)
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал … (Щенок)
Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит … (Плащ)
У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась … (Щучка)
Игра «Слоги потерялись» (работа в парах)
ЩА, ЩЕТ, ЩУ, ВЕЛЬ, РО, НОК, ЩЕ, ЧУ, КА (щука, роща, щенок, щавель, щетка)
Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
Кто доволен своей работой на уроке?
Емеля вам оставил задание, дома будете выполнять. Желаю вам успеха!
Спасибо за урок.
Звук [Щ] – глухой согласный звук
Оценивать свои достижения.
Ученики оценивают свою работу с помощью «смайликов».