Ассирия этимология. Айсоры - потомки древних ассирийцев? Россия и ссср

| 01.01.2015 | 00:00

Ассирийцев по праву можно назвать одним из самых загадочных народов на земле. И сегодня, спустя почти полторы тысячи лет после падения Великой Ассирийской империи, этот древний народ продолжает жить в своих потомках. Население древнего государства рассеянно по миру. Живут его представители и в России. Чтобы понять их путь на российскую землю, давайте обратимся к истории.

Ассирийцы относятся к симитской группе народов, исторически проживающей на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Современные представители этого народа ведут свою историю со времен Ассирийского государства, однако не все ученые разделяют их мнение о том, что они генетически восходят к обитателям Ассирии. Так, если одни ученые считают, что современный народ и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие историки полагают, что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Вероятно, в современных представителях ассирийского народа перемешалось множество кровей, среди которых присутствует и доля генетического кода древнего аккадского народа.


После падения Ассирийской державы ее население смешалось с племенами арамеев и халдеев. Начиная с VII века нашей эры ассирийцы проживали на территории арабского халифата, в Османской империи и Персии (с XVI). В результате русско-персидской войны (1826-1828) был заключен Туркманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии получило право переселиться в российскую Армению. Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими подданными.

Вторая волна ассирийской миграции относится ко времени Первой мировой войны, когда, спасаясь от османского геноцида (в 1914-1918 гг. в Османской империи было истреблено 750 тысяч ассирийцев), ассирийцы начали расселяться по всему миру, в том числе и в Россию. Сегодня в мире насчитывается около трех миллионов представителей этого народа. Самая крупная диаспора проживает в США, а также в странах Европы, в Австралии, Иране, Ираке, Турции, Сирии, Грузии, Армении и Азербайджане. Принято считать, что в Москву отправились жители горный районов, а представители знатных родов осели в Грузии, Армении Азербайджане.

По данным переписи 2002 года в России проживает 14 тысяч ассирийцев (по данным ассирийцев до 70000 человек), в Москве зарегистрировано около 2700 представителей этого народа. Согласно статистике, около 8 тысяч человек владеют ассирийским языком.

Самым известным домом, где проживали ассирийцы, прибывшие в Москву с волной мигрантов Первой Мировой войны, было здание в з-м Самотечном переулке, построенное с разрешения Крупской на средства ассирийцев. Примечательно, что для того, чтобы собрать нужную сумму для строительства дома, ассирийским женщинам пришлось продать все свои золотые фамильные украшения. Спустя годы, советский режим будет способствовать выселению ассирийцев из этого здания. Позднее представители ассирийского народа часто селились в доме номер 7, расположенном в Среднем Трехгорном переулке.


В восьмидесятые годы на радио была программа на ассирийском языке «Голос ассирийцев», ушедшая в историю в 90-е годы вместе с Советским Союзом.

Примечательно, что ассирийцы в России создали свою профессиональную нишу, занявшись чисткой и ремонтом обуви. В 1928 году ассирийцы даже создали артель «Московский чистильщик». Мастерам выдали участки под киоски, в которых началась чистка обуви и бытовой ремонт. Артель была распущена в 1989 году, а ее члены стали индивидуальными предпринимателями. Многие из московских чистильщиков до сих пор передают бизнес по наследству.

Более ста лет чистка и ремонт обуви считается традиционным промыслом ассирийцев и в Казани. Благодаря стараниям президента ассирийской организации ТАНКА А.В. Саввы, татарстанские депутаты включили промысел ассирийцев «чистка обуви» в Программу по развитию туризма в г. Казани.

Известны ассирийцы и своей любовью к футболу. Еще в 1940-1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Существует студенческая футбольная команда ассирийцев Москвы и сегодня.

Ассирийцы очень бережно относятся к культуре своих древних предков. Молодое поколение с удовольствием учит родной язык и стремится заключать браки с представителями своего народа. Издается и ассирийская литература. Большой популярностью в ассирийских семьях пользуется книга «Истребитель колючек», в которой собраны сказки, легенды и притчи современных ассирийцев.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, на которых они танцуют традиционные танцы шейхани и кучаре. Популярны среди ассирийцев и традиции, сформировавшиеся уже на территории России в годы после миграции. Например, на Кубане ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, национальная музыка, танцы.

Праздники ассирийцев прекрасно украшает изысканная традиционная кухня. Технология приготовления ассирийских блюд сложна и в ряде случаев трудоёмка. Так, сложен процесс раскатки многослойного теста (кяда). Разнообразие технологических приёмов ярко проявляется в супах. В ассирийской кухне есть и супы с кисломолочно-яичной основой (гирду, бушала), и раздельно приготовляемые супы (ширва д-бысра), а также множество блюд с молотым мясом, к которому добавляются другие компоненты также в молотом состоянии (кутли). Есть в ассирийской кухне и блюда из натурального мяса (кебаба), а также блюда из целой домашней птицы.

Излюбленными напитками из кисломолочных продуктов у ассирийцев являются мяста, сохатен, даввы. Из большого ассортимента сыров — любимые гупта и джаджик.

При приготовлении кондитерских изделий (мертоха, проха) добавляются корица, кардамон, твоздика, ваниль. Среди ассирийских десертов широко известен сладкий пирог хасыда.

Ритуальным ассирийским блюдом считается пухан. Оно готовится в третий день ассирийского поста «Баута д- нинвае» («Прошения ниневитян). С вечера обжаривается на раскалённой сковороде подсолённая мука и доводится до золотистого цвета. Ложась спать, ассирийцы кладут одну чайную ложку поджаренной муки под язык и загадывают желания, воплощения которых они видят ночью. Утром, оставшаяся с вечера мука обжаривается в сливочном масле, (1/2 стакана муки на 100-150 гр. масла). Пухан кушается утром натощак.

Распространены в ассирийской кухне и круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста - прахат. В переводе с арамейского это слово означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии.

Большую роль в ассирийской культуре играет священное дерево. В России о нем вспоминают под Новый год. В Месопотамии был миф о священном дереве, которое растет в раю. Библия называет его древом жизни, и говорит, что оно находится «посередине сада». Это библейское предание является интерпретацией более древнего представления народов Месопотамии о магическом дереве, расположенном в центре мира.

Сказания и обряды, связанные с почитанием священного дерева, являющегося стержнем мироздания, сохранились в культуре множества народов, потомки которых и сегодня в преддверии нового года приносят в дома этот древний символ.

На многих ассирийских изображениях священного дерева композиция состоит из вертикального стержня, к которому примыкают, в виде ветвей наклонные стержни с кружочками на концах; нередко их семь. Предположительно, они изображают яблоки, наколотые на концы палочек. На некоторых изображениях стилизованные ветки снабжены не кружочками, а языковидными формами, очевидно представлявшими огни. Яблоки и огни могли быть взаимозаменяемы, поскольку оба эти символа являются атрибутами бога преисподней. Считается, что отсюда берет свое начало традиция зажигать огни на новогодней и рождественской елке.

Именно народы древней Месопотамии, в числе которых ассирийцы, впервые начали праздновать Новый год. Эту традицию относя к третьему тысячелетию до нашей эры. В конце марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате, в стране Двух рек начинались земледельческие работы. Это время считалось временем побед бога Мардука над силами разрушения и смерти. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами жители Месопотамии праздновали победу света над тьмой. Запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Как свидетельствуют клинописные тексты, «это были дни абсолютной свободы, когда весь мировой порядок переворачивался с ног на голову».

Чрезвычайно древние корни имеет и символ Бога Ашшура, сохранившийся в эмблематике современных ассирийцев. Ашшур был главным богом ассирийского народа и изображался чаще всего в виде охотника с луком. На ассирийских рельефах Бога Ашшура всегда можно узнать по рогатому головному убору (тиара), часто он как бы парит в воздухе над царской головой. Обычно его изображали в образе человека, ниже бюста которого был пояс в виде птичьего (голубиного) хвоста, заключенного в колесо или круг с крыльями. Голубь у ассирийцев считался священной птицей. Так выглядит эмблема верховного Бога, когда он появляется над священным деревом или над жертвенником. В таком виде она сохранилась и на флаге современных ассирийцев.


Символ Бога Ашшура сегодня можно встретить и среди символов зороастризма. Древние ассирийцы не были зороастрицами (эта религия зародилась в Персии в период династии Ахеменидов в 6 веке до нашей эры), а их потомки являются христианами.

После крушения Ассирийской империи (605 г. до н.э.), народ государства и Ассирийская Церковь стали тесно связаны между собой. В это время арамеи ассимилировали родственных себе ассирийцев и расселились по всей Передней Азии. Арамейский язык стал там общераспространенным, а арамейское алфавитное письмо вытеснило сложную ассирийскую клинопись.

Отметим, что в современных ассирийских храмах отсутствуют иконы и статуи. В отличие от священников Русской Православной Церкви, обязанных заключить брак до рукоположения, священники Ассирийской Церкви Востока могут вступать в брак и после принятия сана, а овдовев, могут заключить второй брак. Епископат Ассирийской Церкви Востока безбрачен.

До 70-х годов ХХ века у ассирийцев просуществовал зародившийся в древности обычай передачи патриаршего сана по боковой нисходящей мужской линии от дяди к племяннику. С самого рождения будущие патриархи не должны были употреблять мяса. Более того, мать будущего патриарха также должна была воздерживаться от мяса во время беременности. Последователи Ассирийской Церкви Востока (общая численность которых около 200 тыс.) помимо России проживают в Ираке, Сирии, Индии, Иране, США, Армении и других странах. Российские приходы подчиняются епископу Северного Ирака и СНГ. Резиденция патриарха-католикоса Ассирийской Церкви Востока расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).

Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Сейчас приход возглавляет отец Самано, который много делает для привлечения в храм молодежи. При храме работает воскресная школа ассирийского языка. Периодически проводятся встречи, лекции, круглые столы на национальные темы.

Большую роль в поддержке национальной идентичности народа играют ассирийские организации. В их числе: Московская ассирийская ассоциация «Хаядта», Международный союз ассирийских общественных организаций, Московское отделение Международного ассирийского конгресса, Региональная ассирийская НКО г. Москвы, Международная ассирийская ассоциация «Ларос», Ассирийская Общественная Организация «Бнета».


Главной целью этих организаций является поддержание и укрепление ассирийских традиций среди российских ассирийцев, а также установление дружеских контактов с другими диаспорами. Так, Татарстанская ассирийская национально-культурная автономия и Общественная организация ассирийцев г. Казани «Бара» («Свет») активно осуществляет образовательно-воспитательную деятельность. Силы организаторов направлены на воспитание подрастающего поколения ассирийцев, изучение ими родного языка, истории, культуры. Организации удалось возродить в Татарстане традиционный праздник Ха б-Ниссан (Ассирийский Новый Год, 1-ое апреля), который справляют ассирийцы во всем мире.

Таким образом, сегодня немногочисленный ассирийский народ делает все возможное для сохранения и возрождения традиций своих предков. И деятельность его успешна, о чем свидетельствуют слова молодых ассирийцев, убежденных, что «ассирийцы - не столько национальность, сколько понимание той силы духа, который передали нам предки».

19 октября в Клубе реальной истории прошла ещё одна лекция из цикла «История народов Российской Федерации».

Об ассирийцах слышали если не все, то, по крайней мере, те, кто хоть раз прочёл школьный учебник по истории древнего мира. Но когда современный человек неожиданно заявляет: «Я ассириец!», — удивляешься и невольно задаёшься вопросами. Не пошутил ли он? Не ошибся ли? О современных российских ассирийцах и их происхождении рассказала лингвист и писательница Анна Мурадова. Отец Анны — ассириец, мать — Л. А. Мурадова, романист, автор ряда учебных пособий по французскому языку. Анна работает в Институте языкознания РАН и преподаёт в МГУ. Ряд её публикаций и выступлений посвящён новоарамейскому языку и культуре современных ассирийцев.

О древних ассирийцах нам известно немало: этот народ оставил после себя множество исторических памятников, образцов древнего искусства и текстов, написанных клинописью. Об ассирийцах упоминают античные авторы и библейские тексты. Ассирией называлось древнее государство в Северном Междуречье, или Месопотамии, на территории нынешнего Ирака. В XIV–IX веках до н. э. ассирийцы завоёвывали Северную Месопотамию и соседние земли. Период наивысшего могущества Ассирии — 2-я половина VIII — 1-я половина VII веков до н. э. Но в 605 году до н. э. Ассирия была покорена Мидией и Вавилонией.

Современные ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, однако далеко не все историки и этнографы согласны с этим. В I веке, во время правления Осроены Авгаря V, среди арамейского населения Месопотамии распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев, или сирийцев (как их называли греки и римляне), сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Ефратом. Ими была создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов.

В XIV веке, за отказ принять ислам, большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, а уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в XIX — начале XX века образовалась обширная ассирийская диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы начали селиться с 1828 года, особенно после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида в 1914—1918 гг.

На территории СССР с 1924 по 1937 год действовал Всероссийский союз ассирийцев. В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае. Большинство ассирийцев живут в городах. Они говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. Всего в мире их насчитывается около трёх миллионов. Самоназвание восточных ассирийцев — атурая, сурая, а западных — сурьян. Восточные традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции и ассирийцы бывшего СССР, в то время как западные (сирийцы) живут в Сирии и Южной Турции. Сегодня ассирийцы живут также в Ливане, Палестине, Израиле, Кувейте, Грузии, Армении, Азербайджане, России, США, Великобритании и Швеции.

Этноконсолидирующим фактором для них всегда оставалось христианство. В Москве людей с ассирийскими корнями — около трёх тысяч человек. Существует московский приход Ассирийской Церкви Востока. Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса. Зарегистрированные общины ассирийской Церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1998—99 годах в Москве был возведён храм во имя Пресвятой Девы Марии.

Вероучение Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, синодальных и патриарших соборов. А также на других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времён святого Афрахата, «мудреца персидского», святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью (сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств), эта церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры, канонов и установлений, принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского (в 325 г.), и Константинопольского (в 381 г.), вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был ещё раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году.

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Что касается личности Христа, то его учение, в сущности, согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 года. Всё отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой, во Христе — две природы и две «qnome» (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности). Причём обе «qnome» соединены в одной личности Христа.

Яркие, шумные, весёлые ассирийские праздники, торжественно-сдержанные богослужения, пышные свадьбы и повседневный труд — всё это часть жизни не только маленького народа, но и большой семьи народов России.

Интересный народ - ассирийцы. "Ассирийцы" - это по-русски, а на иврите, ближе к оригиналу, имя этого народа звучит как Ассур. Если читать наоборот, то получается "Русса". Созвучен Ассур с Русью. Есть между ними какая-то таинственная взаимосвязь. Попробум её разгадать.

Начнём с происхождения этого народа. По Библии, Ассур - один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя (Быт 10.22). Все потомки Сима - это семиты. Русские же являются потомками Иафета, младшего брата Сима. Ной благословил Иафета тем, что Иафет будит жить с Симом в одном доме (Быт. 9:27: "да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых").

Значит, согласно Библии, Сим и Иафет живут в одинаковых шатрах, а, следовательно, ведут похожий образ жизни. (Тут мы не станем спорить с классиком марксизма, утверждавшим, что "бытие определяет сознание".) Собственно, так оно и было: далёкими предками восточно-славянских племён, которые потом стали Русью, русскими, были арийские пастухи-кочевники , а предками ассирийцев были семитские пастухи-кочевники .

Теперь взглянем на историю происхождения ассирийцев более внимательно.

Древние ассирийцы сформировались во II тыс. до н. э. из населения Северной Месопотамии — аккадоязычных общин, амореев. На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Важно подчеркнуть, что амореи жили патриархальными родами . (Как и арии.) А где патриархат, там и война. И действительно: в XVIII веке до н. э. амореи создали племенной союз гиксосов, который осуществил экспансию в Египет.

Ассирийцы , один из самых воинственных народов в истории, веками добивались господства над соседями и, находясь в зените могущества, создали империю, простиравшуюся от Персидского залива до западных пределов Египта. Ассирия была первой в истории действительно универсальной монархией, покоившейся на военном начале и объединившей, в конце концов, хотя и на короткое время, весь древневосточный мир. Ассирия стала первой настоящей в истории империей, претендующей на мировое господство (первой "мировой" империей).

Что-то мне это напоминает... Тут есть аллюзии и на Третий Рим, и на Третий Интернационал, и песня слышится: "... но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней". Ассирийцы подчиняли себе покоренные народы путем массового вывоза из страны представителей ее элиты (аристократов, чиновников, ремесленников), лишая, таким образом, народ руководства и самостоятельности. Как тут не вспомнить знаменитые сталинские депортации и менее известные - Ивана Грозного? Титул же царей Ассирии звучал так: "царь великий, царь могучий, царь Вселенной, … царь царей…" В советской России были "вожди мирового пролетариата", тоже своего рода "цари Вселенной".

Из всех народов, в древности населявших Ближний Восток, ассирийцы были самыми безжалостными. Следует отметить, что по своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины превзошли всё, что нам известно о других древневосточных армиях, отнюдь не проявлявших на войне особой гуманности. Бросается в глаза то, что самые изощрённые пытки и издевательства над побеждёнными врагами считались в Ассирии нормальным явлением, более того, даже законным. Весьма натуралистически, со всеми деталями они описывались летописцами и изображались художниками, прекрасно знавшими вкус своих заказчиков. Сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные отвратительные изобретения считались естественным способом расправы и запугивания покорённых народов.

Страшное зрелище представляла собой местность, куда только ступала нога ассирийского солдата. Дома разрушены и сожжены, поля вытоптаны, сады и виноградники вырублены… Вот обычная формула из анналов ассирийских царей: „я окружил, я завоевал, я сокрушил, я разрушил, я сжёг огнём и превратил в пустыри и развалины“. Это не было пустой фразой. Известно, например, что один из предшественников Тиглатпаласара III, Салманасар II только за первые семь лет своего царствования стёр с лица земли более 900 населённых пунктов! И такие опустошения были произведены не на вражеской территории, а на земле, присоединённой к Ассирии. Разумеется, на территории враждебных государств опустошения совершались в ещё больших масштабах.

Дикая, не имеющая себе равных в мире жестокость ассирийцев дошла до того, что в Ниневии "некоторые башни столицы были покрыты кожей, содранной ассирийскими воинами с врагов». Даже страшный запах, исходящий от разлагающихся кож, не заставлял ассирийцев отказаться от подобной демонстрации своей мощи. Помимо обтянутых людской кожей башен путникам, прибывшим в Ниневию, представлялось следующее зрелище. «У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят полуголые, грязные, растрёпанные люди, с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой рычит на проходящих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвёртый спит, забившись в угол клетки. Кто они, эти жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побеждённые во время последних ассирийских походов; недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ехал в храм праздновать победу». Эти бывшие цари обязаны были в специальных ступках перетирать вырытые кости своих предков.

Но не только по отношению к другим народам существовала такая узаконенная бессмысленная изуверская жестокость, не имевшая больше места ни в одной древней монархии. Так, «до нас дошли подлинные законодательные памятники Ассирии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаём, что вся судебная процедура была кратка. Сами законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того, чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казнённых выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки… Дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в „руках мужа“, жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого права на семейное имущество… Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной власти отца, доведённой до абсурда.

Интересные сведения приводит в своём ЖЖ skifos . Оказывается, двуглавый орёл, эта хищная "птичка", почитался как арийскими, так и семитскими кочевниками.

Вот, например, скифо-сарматский двуглавый орёл:


Бронзовая бляха с изображением двуглавой птицы, найденная при раскопках около села Поповка. Скифо-сарматский период VII век до н.э - III век н.э Источник: Ellis H. Minns. Scythians and Greeks: a survey of ancient history and archaeology on the north coast of the Euxine from the Danube to the Caucasus. Cambridge University Press, 1913 - р.178.


Бронзовый колокольчик с изображением двуглавого орла из конного погребения № 8 Красномаяцкого могильника.


Map of Syria Mesopotamia Assyria From The Atlas of Ancient Geography by Samuel Butler published London circa 1829. Карта Сирии, Месопотамии и Ассирии из Атласа античной географии Сэмюэля Батлера. Лондон. ок. 1829 года.

В VII веке до н.э. легендарный ассирийский царь Синнахериб , перенесший столицу государства в город Ниневия и возвративший в лоно Империи Вавилон, фигурирует в ассирийском тексте как «царь Сури».

Отбрасывание первой буквы слова «Ассирия» встречается в начертанных по арамейски текстах того времени. Подобная транслитерация священного для ассирийцев имени является результатом возросшего в Месопотамии влияния арамейского языка и его алфавитной письменности. В арамейском буква «Алеф» в начале слова могла не читаться, что провоцировало прочтение «Ассирии» как «Сирии» и вело к выпадению этой буквы как ненужной. Усечение первой буквы слова, начинающегося на «а» и потеря сдвоенности первого согласного звука - распространённое явление во многих языках. Подобные лингвистические процессы нашли отражение в двуязычной финикийско - лувийской (лувийский - язык хеттов) надписи VIII века до н. э. на монументе, раскопанном в Чинекее, неподалёку от города Адана (историческая область Киликия в современной Турции). В надписи топоним «Сирия» используется как равнозначный топониму «Ассирия», а Киликия , на которую распространялось название «Аххийава», упоминается как «Хийава». Это старейший из известных на сегодняшний день примеров синонимичного использования слов «Сирия» и «Ассирия», позволяющий говорить о зарождении параллелизма применения полной и усечённой форм одного топонима в многоязычной среде подпавшего под власть Ассирии региона финикийских, арамейских и хеттских княжеств, охватывавшего стык Южной Анатолии и Северного Заречья.

…сам термин «сирийцы» - ни что иное как усечённая форма слова «ассирийцы». Сирийцы были коренными жителями большой Сирии (Ассирии) - географического пространства, включавшего Северную и хотя бы частично Южную Месопотамию, а также Заречные области (Заевфратье). С утратой собственной государственности в условиях политической и конфессиональной разобщённости этническое самосознание сирийцев со временем стало более локальным. Западные сирийцы, проживавшие преимущественно в Заречных областях, то есть в Сирии в современном понимании, естественно и справедливо считают себя сирийцами, восточные же - и сирийцами и ассирийцами так как их часть Сирии - Месопотамия территориально совпадает с сердцем Ассирии и в их регионе сохранилась память о происхождении термина «Сирия» от топонима «Ассирия». Этнонимы «ассирийцы» и «сирийцы» употребляются в некоторых восточных языках как взаимозаменяемые.

С образованием в середине XX века государства Сирия даже учёные начали колебаться в вопросе корректности использования этнонима «сирийцы», а значительная часть ассирийской интеллигенции стала им попросту тяготиться. Вхождение в обиход политонима «Сирия» закрепило за арабоязычными жителями Сирии название «сирийцы», которое, как это не странно, редко ставится под сомнение, хотя страна официально именует себя Сирийской Арабской Республикой, а сами арабы издавна называют столицу Дамаск и управляемое из неё государство именем «Шам» , означающим «Левый» в противовес занимающему в арабской Мекка - центрической картине правое положение Йемену.

Цитаты по книге:

Зая И . История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии . М.: Маска, 2009. Страницы 22 - 23 и 274 - 275.

Ассирийцы - один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

Наследники древней империи

Ассирия - одна из древнейших империй, существовавшая с XXIV века до н. э. Это государство подчинило себе множество народов, и располагалось в период расцвета военного могущества на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Многим Ассирия знакома по знаменитым законам Хамураппи, среди которых есть и ставший впоследствии библейским тезис «око за око» (Левит 24:19-20).

Также широко известен ассирийский царь Ашшурбанипал, создавший крупнейшую из дошедших до нас библиотек древности. Наряду с достижениями культуры, ассирийцы прославились своей жестокостью по отношению к захватываемому населению и особой тактикой войны, в ходе которой они непременно выжигали дотла все вражеские территории. Несмотря на то, что империя в VII веке до н. э. пала под натиском многочисленных врагов, народ, проживавший на ее территории, до сих пор обитает во многих странах мира и мечтает возродить некогда великое государство.

Современные ассирийцы - потоки древних?

По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык - новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же - что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла сильный удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил, в основном, на аккадском.

Ассирийцы в России

Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии - с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

Но ассирийское население сильно пострадало за свое предательство - в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой - и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви - этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские - Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Традиции современных ассирийцев

В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда - «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат - блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины - все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.