Воображариум из каких морфем состоит слово. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова? §3. Виды формообразующих морфем

Очень многое в русском правописании зависит от того, в какую именно часть слова включена интересующая вас буква: входит ли она в приставку, корень, суффикс. А может быть, это вообще окончание – и тогда нужно применять совсем другое правило. Сотни, если не тысячи раз мне приходилось встречать в работах наших абитуриентов жутковатое словечко увиди л. И во всех этих тысячах случаев потом предъявлялось стандартное объяснение для ошибки: мол, глагол видеть – 2 спряжения, значит, надо писать в окончании И . Но в данном случае мы имеем дело не с окончанием, а с суффиксом! А для глагольных суффиксов «работает» совсем другое правило, и спряжение здесь ни при чем!

Итак, чтобы не впасть в подобное (вполне добросовестное!) заблуждение, проверьте свои знания о русских морфемах (частях слова).

Окончание – это изменяемая часть слова (стало быть, если при изменении слова по падежам, лицам или числам какая-то его часть исчезает и заменяется другой, это и есть окончание): видишь - видит – видим – видите – видят ; синий – синего – синему –синим ; стол – стола – столу – столом и т.д. Обратите внимание, что в слове стол мы тоже подразумеваем окончание – так называемое нулевое, обозначая таким образом место, где в других падежах появятся окончания «зримые» - так сказать, вполне материальные. Когда-то в русской орфографии для нулевого окончания было специальное обозначение – Ъ : столъ , городъ и т.д. (сегодняшние пижонские названия ресторанов и газет типа «Трактиръ», «Коммерсантъ» - из той же оперы).

Все остальные морфемы (корень, приставка, суффикс) – неизменяемые (сохраняются во всех формах слова: увиденн ый, увиденн ые, увиденн ому и т.д.).

Корень – это часть слова, общая для во всех слов данной группы (слов со сходным значением): похвал а, похваль ный, похвал или, хвал я, похвал ивший, похваль но, хвал ебный, похваль ба и т.д.

Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем (по хваливший, рас хвалили )

Суффикс (их часто бывает несколько в одном слове) – это часть слова, стоящая после корня (похваливш ий, расхвалил и ).

Таблица 24

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва - 2011
УДК 811.161.1(175.3) ББК 81.2Р-922 К 55 Кобзева Т.А. Русское правописание: просто о сложном (Записки К 55 экзаменатора). -

Орфография
А нужны ли нам вообще орфографические правила? Ведь были, были на святой Руси счастливые времена, когда никаких правил записи слов не существовало: пиши что хочешь и как хочешь. П

Правописание Ъ и Ь
Начнём с самого простого – с правописания букв, которые и звуков-то никаких не обозначают, а нужны нам для сугубо грамматических целей. Правда, мягкий знак иной раз помогает нам понять, как читаетс

Ь на конце слов после шипящих
роскош…?, видиш…?, туч..?, колюч…? проч...? Для правильного написанияЬв таких случаях сна

Правописание сочетаний букв Ч и Щ с другими согласными
нян..?чить, мощ..?ный, доч..?ка Вообще-то буква Ь пишется для обозначения мягкости всех согласных, кроме

Правописание гласных после шипящих и Ц
2.1 Буквы И/Ы после Ц ц..?фра, бледнолиц..?й, акац..?я Для правильного написаниягласных

Правописание неизменяемых приставок
Большинство русских приставок – именно неизменяемые. Есть в русском языке приставки с буквой О (О-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПРО-, ПОД-, ВО-), есть приставки с буквой А (НА-

Правописание приставок, оканчивающихся на З или С
бе..?полезный, и..?тратить, чере..?чур Для приставок, заканчивающихся на букву З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ- ,Ч

Правописание неизменяемых корней
пара..?ле..?ль, эксп..?р..?мент, наперс..?ник, я..?ственно Русские корни, как и приставки, в большинстве своем неизменяемые. Для всей «сем

Правописание чередующихся корней
пол..?жить, выр..?стить, ур..?внять, пром..?кашка Чтобы не ошибиться в написании корня с чередованием гласной, нужно определить тип череду

Правописание суффиксов
завал..?нка, нищ..?та, больш..?нство, пальт..?цо Для правильного написания суффикса имени существительного необходимо определить ти

Правописание окончаний
по дорог..?, у деревн..? на галере..? в ине..? Для правильного написания Е или И в

Правописание суффиксов
извил..?стый, доверч..?вый, никел..?вый, ялт..?нский Для правильного написания суффикса имени прилагательного применяется

Правописание окончаний
зимн..?м вечером, о зимн..?м вечере Для правильного написания Еили И в

Правописание суффиксов и окончаний глаголов
слыш..?т, зате..?т, слыш.?.л, зате..?л Самое трудное – не перепутать глагольные суффиксы с глагольными окончаниями! Ибо правописание оконч

Правописание суффиксов
вид..?л, кле..?л, наде..?лся Для правильного написания гласной в суффиксе глагола в прошедшем времени

Правописание окончаний
он пиш..?т, слыш..?т, нрав..?тся, наде..?тся Для правильного написания Е или И

Правописание суффиксов
кле..?щий, кле..?мый, кле..?вший, клее..?нный Для правильного написания гласной в суффиксе причастия лучше всего пользова

Правописание окончаний
бушующ..?м морем, о бушующ..?м море Правописание окончаний причастий аналогично правописанию окончаний прилагательных, они

Правописание суффиксов наречий
издавн..? заведом..? досух..?дословн..? Наречие, как известно, неизменяемая часть речи, окончаний у них нет, поэтому сложн

Уровень 1.
песча..?ый, вяза..?ый, време..?ый, ране..?ый Первый «ярус» - наиболее населенный и наиболее важный: слова, отвечающие на вопрос КА

Уровень 2.
труже..?ик, посла..?ик, гости..?ица, листве..?ица, оси..?ик Чтобы не ошибиться в написании Н/НН в суффикс

Уровень 3.
задача реше..?а, движения медле..?ы, подли..?о научный Самое трудное – это правописание Н/НН в кратких формах

Правописание сложных слов
аэро (?) дром, генерал (?) майор, физико (?) технический, восточно (?) европейский Сложными мы называем ле

Правописание производных предлогов
в (?) течение года, в (?) следствие этого, не (?)смотря на дождь Обычные предлоги (ЗА, НА, ОБ, ПО, ДЛЯ и т.д.), как извес

Правописание союзов
потому (?) что, что (?) бы, то (?) же, так (?) же Конечно, правописание простых союзов(И, А, ОДНАКО, ХОТЯ, ЕСЛИ

Правописание наречий
как (?) будто, во (?) первых, по (?) моему, за (?) границу, мало(?) помалу Этот раздел русской орфографии наименее упорядо

Правописание частиц
сделал (?) бы, кто (?) то, тот (?) же, где (?) либо, видишь (?) ли Большинство частиц в нашем языке пишутся отдельно, как самостоятельные

Правописание частицы НЕ с разными частями речи
не (?) хватает, не (?) большой, не (?) очень, не (?) растворимый Прежде всего давайте выясним, для каких именно слов это правило придумано

Различение частиц НЕ и НИ
Что бы н..? случилось, не унывай. Постарайся, чтобы этого н..? случилось. Где он только н..? бывал! Где он н..? бывал, отовсюду привозил фотографии.

Пунктуация
Для начала попробуйте задуматься над общим названием всех этих запятых, точек, тире и т.п. – «знаки препинания». Это действительно условные знаки,

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Первое, что нужно сделать с каждым предложением в составе текста, – проверить, не является ли оно сложным, состоящим из нескольких сообщений. Ну, например, таких, как в известном ст

Знаки препинания в союзных сложных предложениях
Обратите внимание: всё, что сказано про двоеточие и тире, относится только к бессоюзным предложениям! Если же простые предложения связаны друг с другом с помощью вспомогательных сло

Пунктуация простого предложения
Овладев первичным пунктуационным навыком – умением отделять предложения друг от друга, вы уже справляетесь с половиной знаков препинания, необходимых для грамотного письма. Остальны


Начните с нахождения главных слов в предложении – подлежащего и сказуемого, так называемой грамматической основы высказывания. Это в любом случае приходится выяснят

Тире между подлежащим и сказуемым
ставится (= правило) не ставится (=исключения) Имя существительное – имя существительное Мой брат – студент. Есл

Знаки препинания при однородных членах предложения
Если в предложении возникает перечисление чего бы то ни было (то есть появляются так называемые однородные члены предложения), это следует отметить разделительными запятыми. Перечис

Запятые между однородными членами
Запятая ставится Запятая не ставится В комнате чисто, уютно. В комнате чисто и уютно.

Выделение слов, не являющихся членами предложения
Очень часто (особенно в устной речи) мы употребляем слова, которые по сути своей ничего к содержанию предложений не добавляют. Всевозможные ну, слушай, может быть, ага, значит, т

Обособление второстепенных членов предложения
Давайте сначала вспомним о тех членах предложения, которые никогда, ни при каких условиях обособлять нельзя, - о подлежащем и сказуемом. Их недаром называют грамматической основой,с

Обособление определений
Основной критерий для обособления определений – их положение по отношению к определяемому слову (то есть к названию того предмета, который они описывают, чей признак определяют). Сравните:

Обособление обстоятельств
В отличие от определений, для обособленных обстоятельств совершенно несущественно, где именно они стоят в предложении. Единственное, что важно, - чем они выражены, что они такое с т

Обособление дополнений и обстоятельств с предлогами
А вот дополнения в наших предложениях обособляются крайне редко, почти никогда. Собственно, выделение их запятыми разрешено только в тех случаях, когда дополнения (а иногда и обстоя

Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Очень часто у пишущего человека возникает необходимость дословно передать чьё-то высказывание. Чтобы показать его «чужеродность», автор сопровождает эти слова пояснениями, кому они

Запятая перед союзом КАК
Особенно трудно – даже взрослым, вполне образованным людям – разобраться с запятыми перед сравнительными союзами КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО.

Запятая перед союзом И
Ввиду неправдоподобно огромного количества ошибок, которые делаются «по вине» союза И, давайте присмотримся к нему еще раз, отдельным параграфом, и повторим всё то,

Определение части речи
В сущности, почти все правила русской орфографии основаны на вашем умении определять, какое именно слово вы решили написать – т.е. к какому «классу» оно относится: к существительным, глагола

Местоимения
личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они (а также меня, тебя, его, её, их и т.п. – отвечают на вопросы косвенных падежей)

Предлоги
простые Производные В (во), до, для, за, к (ко), на, над, о (об), от, по, перед, про, у, через в течение, в продолжение,

Определение типа согласного
Звонкие согласные Глухие согласные Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ

Определение рода и склонения имени существительного
Вечное затруднение в окончаниях иноязычных слов типа шампунь и тюль проистекают из нашей неуверенности в определении рода этих слов. Как написать: на шампуне или на шампуни

Определение падежа
Для определения падежа, в котором стоит существительное, просто задайте к нему вопрос: По характеру вопроса вы и выясняете, в каком падеже стоит слово: Двигался (по чему?)

Определение спряжения глагола
Русские глаголы изменяются в настоящем и будущем временах по лицам и числам, это изменение называется спряжением. Различают два типа такого словоизменения - два спряжения глаголов. Определить спряж

Определение разряда имен прилагательных
Имена прилагательные делятся на три группы: качественные, относительные и притяжательные. Качественные прилагательные - это те, от которых образуется краткая форма (хор

Определение членов предложения
Для применения пунктуационных правил мы должны ясно видеть синтаксическую структуру предложения – понимать, какая у предложения грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), есть ли в предложении

Определение типа связи в словосочетании
Словосочетание – это слово с зависимым словом. Они могут связываться одним из трех типов подчинительной связи: согласованием, управлением или примыканием. При согласовании

Определение структурного типа предложения
Предложения делятся на простые и сложные. Сложные предложения бывают союзные (в них простые предложения соединены с помощью союзов или союзных слов) и бессоюзные. Союзные, в свою очередь, делятся н

Определение типа придаточного
Определить, какое именно придаточное предложение вам «попалось», можно по-разному. В одних случаях достаточно задать к этому придаточному вопрос (так определяются первые восемь типов) , в других во

Распознавание слов-исключений
Наконец, последнее. Для обычных, «нормальных» слов, т.е. тех, которые подчиняются правилам, – мы должны просто применить нужный алгоритм, и ошибки не будет. Но в нашем словаре полным-полно «анархис

Б) правописание корней
№ Тип корня (от чего зависит написание гласной) Правило Примеры Исключения От пос

В) правописание суффиксов
- существительных Неизменяемые суффиксы Суффиксы с чередованием букв а) суффиксы с гласной –И-: -ин- (в

В) частиц
через дефис раздельно - то (где-то) - либо (кто-либо) - нибудь (как-нибудь) кое - (кое-что) - таки

Д) НЕ с различными частями речи
I группа II группа

Полностью
абсолютно и т.п. (почти неношеное пальто, весьма необразованный юноша) Примечание 3. Всегда раздельнос

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

1 В каком варианте ответа указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

A. два, надвое, двойка, удвоить
Б. более, пускай, неужели, бы
B. каждый, себя, тобой, по-моему
Г. утиный, масляная (краска), гружёный (вагон), превосходный
1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) В, Г
[ 2 | В каком слове последняя буква является окончанием?
1) не спеша
2) в продолжение (года)
3) напиши
4) прочитано
| 3 | Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и суффикса?
1) сгорбившись
2) продвигался
3) разгораясь
4) неразумно
| 4 ] В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А. связанный, слев.., выслуш..в
Б. исправлена, закле..в, вы поед..те
В. объезд..вший, высуш..в, едва слыш..мый
Г. стел..щийся, ре..вший, потер..на
1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В
| 5] В каких случаях на месте пропуска пишется буква и? Хотя мы уже н(1) раз говорили, чего н(2) надо делать в случае сильного снегопада в горах, н(2) могу н(4) напомнить вам ещё раз об этом,
1) 4 2) 1, 4 3) 3, 4 4) нет
ЧАСТЬ 2
1 В каком варианте ответа указаны слова, в которых допущены орфографические ошибки?
A. делал по-немногу
Б. в течение недели
B. вследствии непогоды
Г. то же самое
1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г
[ 2 | В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна буква н?
A. потуше..а ветром, тка..ая скатерть, неко-ше., ый луг
Б. незва..ый гость, жестя..ая кружка, запу-та..ые нитки
B. сплете..а из веток, маза..ый маслом хлеб, у^ивле. .а
Г. непаха..ая земля, жёва..ая бумага, подпи-саны директором
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) В, Г
3 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых не пишется раздельно?
А. (не)смотря под ноги, (не)следует говорить, (не)нужно
Б. (не)оценимая услуга, (не)торопясь, (неопе-рившиеся птенцы
В. вовсе (не)жаркий день, (не)точно ответил, (не)обыкновенный запах
Г. (не)заметённая снегом, (не)пользуясь ничем, рукопись (не)издана
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г | 4
4 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых все выделенные слова пишутся через дефис?
A. (по)неволе, когда(то), (тихо)тихо
Б. (чуть)чутъ, (юго)запад, куда(то)
B. когда(нибудъ), (по)осеннему холодно, оце-нить (по) разному
Г. вряд (ли), (по)тихонькуу (по) заячьему следу
1) В, Г 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В 1 5
5 В каком варианте ответа указаны предложения, в кото-рых допущены пунктуационные ошибки?
A. Тропа выводит к мосту, перекинутому через бурную речку.
Б. Игнат слушал внимательно разглядывая оживлённое лицо сына.
B. Подойдя вплотную к берегу, они пристально стали вглядываться в темень над рекой.
Г. Выпавший за ночь, снег искрился на солнце.
1) Б, В 2) А, Г 3) А, В 4) Б, Г
ЧАСТЬ 3
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему легче будет жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо переносить, чтобы она была самой ра-достной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душев-ное богатство, сделала человека более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными друзья-ми,- не радость.
1 Определите тип речи.
1) описание
2) повествование с элементами рассуждения
3) повествование
4) рассуждение-размышление
| 2~\ Укажите стиль речи.
1) разговорный 2) научный 3) публицистический 4) художественный
| 3 | Какова цель данного высказывания?
1) сообщить сведения, имеющие научное значение
2) обменяться впечатлениями с близкими людьми
3) сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение
4) передать информацию с целью воздействия на общественное мнение
| 4 [ Какие средства выразительности языка не использованы в тексте?
1) слова в переносном значении
2) антонимы
3) однородные члены
4) синонимы
| 5 | Укажите средство связи двух последних предложений текста.
1) антоним
2) мёстоимение
3) повтор одного и того же слова
4) союз

1 В каком варианте ответа указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

A. два, надвое, двойка, удвоить
Б. более, пускай, неужели, бы
B. каждый, себя, тобой, по-моему
Г. утиный, масляная (краска), гружёный (вагон), превосходный
1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) В, Г
[ 2 | В каком слове последняя буква является окончанием?
1) не спеша
2) в продолжение (года)
3) напиши
4) прочитано
| 3 | Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и суффикса?
1) сгорбившись
2) продвигался
3) разгораясь
4) неразумно
| 4 ] В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А. связанный, слев.., выслуш..в
Б. исправлена, закле..в, вы поед..те
В. объезд..вший, высуш..в, едва слыш..мый
Г. стел..щийся, ре..вший, потер..на
1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В
| 5] В каких случаях на месте пропуска пишется буква и? Хотя мы уже н(1) раз говорили, чего н(2) надо делать в случае сильного снегопада в горах, н(2) могу н(4) напомнить вам ещё раз об этом,
1) 4 2) 1, 4 3) 3, 4 4) нет
ЧАСТЬ 2
1 В каком варианте ответа указаны слова, в которых допущены орфографические ошибки?
A. делал по-немногу
Б. в течение недели
B. вследствии непогоды
Г. то же самое
1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г
[ 2 | В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна буква н?
A. потуше..а ветром, тка..ая скатерть, неко-ше., ый луг
Б. незва..ый гость, жестя..ая кружка, запу-та..ые нитки
B. сплете..а из веток, маза..ый маслом хлеб, у^ивле. .а
Г. непаха..ая земля, жёва..ая бумага, подпи-саны директором
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) В, Г
3 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых не пишется раздельно?
А. (не)смотря под ноги, (не)следует говорить, (не)нужно
Б. (не)оценимая услуга, (не)торопясь, (неопе-рившиеся птенцы
В. вовсе (не)жаркий день, (не)точно ответил, (не)обыкновенный запах
Г. (не)заметённая снегом, (не)пользуясь ничем, рукопись (не)издана
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г | 4
4 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых все выделенные слова пишутся через дефис?
A. (по)неволе, когда(то), (тихо)тихо
Б. (чуть)чутъ, (юго)запад, куда(то)
B. когда(нибудъ), (по)осеннему холодно, оце-нить (по) разному
Г. вряд (ли), (по)тихонькуу (по) заячьему следу
1) В, Г 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В 1 5
5 В каком варианте ответа указаны предложения, в кото-рых допущены пунктуационные ошибки?
A. Тропа выводит к мосту, перекинутому через бурную речку.
Б. Игнат слушал внимательно разглядывая оживлённое лицо сына.
B. Подойдя вплотную к берегу, они пристально стали вглядываться в темень над рекой.
Г. Выпавший за ночь, снег искрился на солнце.
1) Б, В 2) А, Г 3) А, В 4) Б, Г
ЧАСТЬ 3
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему легче будет жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо переносить, чтобы она была самой ра-достной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душев-ное богатство, сделала человека более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными друзья-ми,- не радость.
1 Определите тип речи.
1) описание
2) повествование с элементами рассуждения
3) повествование
4) рассуждение-размышление
| 2~\ Укажите стиль речи.
1) разговорный 2) научный 3) публицистический 4) художественный
| 3 | Какова цель данного высказывания?
1) сообщить сведения, имеющие научное значение
2) обменяться впечатлениями с близкими людьми
3) сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение
4) передать информацию с целью воздействия на общественное мнение
| 4 [ Какие средства выразительности языка не использованы в тексте?
1) слова в переносном значении
2) антонимы
3) однородные члены
4) синонимы
| 5 | Укажите средство связи двух последних предложений текста.
1) антоним
2) мёстоимение
3) повтор одного и того же слова
4) союз

1. Что такое формообразующие морфемы (аффиксы)?

Морфемы, служащие для образования форм слов, именуются формообразующими (либо формообразовательными ,либословоизменительными ).

Примечание: относительно принадлежности неких морфем к группе формообразующих представления учёных расползаются, потому следует уточнять данный материал, делая упор на требования определенных учебных программ.

2. Какие морфемы (аффиксы) относятся к формообразующим?

К формообразующим морфемам относятся:

  • все окончания: школ-а, ид-у, красив-ый;
  • некие суффиксы (см. список ниже);
  • приставка наи -, участвующая (совместно с суффиксами) в образовании форм потрясающей, пореже сравнительной степени прилагательных и наречий: наи-лучший, наи-меньший, наи-высший, наи-сложнейший, наи-более, наи-менее;
  • постфикс -те 2-го лица множественного числа повелительного наклонения глаголов: хоти-те, возьми-те, думай-те.
  • 3. Входят ли формообразующие морфемы в базу слова?

    Формообразующие морфемы в базу слова не входят.

    4. Какие суффиксы являются формообразующими?

    Примечание: представления учёных по данному вопросу расползаются.

    Список формообразующих суффиксов:

  • все суффиксы степеней сопоставления прилагательных и наречий (-ее, -ей, -е, -ше, -же, -ейш, -айш) : сильный - очень - сильн-ее; дорогой - недешево - дорож-е; глубочайший - глубоко - глуб-же;
  • суффикс -л- (в том числе нулевой) прошедшего времени глаголов: дела-л, хоте-л бы, нёс-Ø, спас-Ø;
  • суффикс -и- (в том числе нулевой) 2-го лица повелительного наклонения глаголов: жд-и, нес-и-те, сядь-Ø;
  • суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти, -чь- : лежа-ть, пас-ти, бере-чь (в глаголах на -чь наблюдается такое явление, как наложение морфем : к примеру, в слове оберегать -чь - это и часть корня (оберегать, береги, берегу, бережёшь) (г//ж//ч), и формообразующий суффикс как показатель неопределённой формы глагола);
  • все суффиксы реальных причастий реального и прошедшего времени (-ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-) : нес-ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящ-ий, чита-вш-ий, рос-ш-ий;
  • все суффиксы страдательных причастий реального и прошедшего времени (-ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- ): организу-ем-ый, люб-им-ый, вед-ом-ый, увид-енн-ый, раскро-енн-ый, стёр-т-ый, замеша-нн-ый;
  • все суффиксы деепричастий (-а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-) : слыш-а, дава-я, буд-учи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-сь, запер-ши-сь;
  • некие суффиксы существительных как характеристики множественного и единственного числа, ср.: людейин - граждане (суффикс -ин - показатель единственного числа); друг - друзь[й -[й]- ); отпрыск - отпрыск-овь [й -а] (множественное число создаётся не только лишь за счёт окончания -[а], да и за счёт суффикса -овь[й]- ); утёнок (ед.ч.) - ут-ят -а (суффикс -ят- - показатель множественного числа);

  • некие суффиксы существительных как характеристики косвенных падежей, ср.: мама - (нет) мат-ер- и, время - (нет) врем-ен- и.
  • Источники:

  • глава «Суффиксы. Постфиксы» в учебном пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»;
  • глава «Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников».
  • Дополнительно:

  • морфемно-орфографический словарь А.Н. Тихонова (чтоб узреть деление слова на морфемы, следует надавить на символ «+» в разделе «Морфемно-орфографический словарь, 2002 г.»);
  • словообразовательно-морфемный словарь российского языка К.Р. Галиуллина (представлены словообразовательные гнёзда и деление слова на морфемы);
  • словари российского языка, в том числе редчайшие (Полезные ссылки на скачка и электрические версии).
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое корень слова?
  • Что такое база слова?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Как отыскать нулевой суффикс в слове?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • В каких словах в современном российском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?
  • В каких словах в современном российском языке приставка при- уже не выделяется?
  • Что такое словообразовательное гнездо?