Самые молодые поэты 21 века. Современные поэтессы россии. Глеб Симонов «Выбранной ветки»

Современный поэт всегда был олицетворением эпохи. Поэтому так важно знать, что пишут о нынешних реалиях творческие люди, которые острее всего их чувствуют. При этом нередко имена лучших поэтов своего времени мы узнаем по прошествии многих лет, так как не всегда удается пробраться через дебри тысяч страниц графоманства к настоящим шедеврам литературного искусства.

Хотите разобраться, кого сегодня действительно стоит читать? Тогда вам не обойтись без помощи профессионалов - литературных критиков.

Дмитрий Пригов

Один из самых популярных - Дмитрий Пригов. Современный поэт, один из основоположников такого направления в искусстве, как московский концептуализм. Яркий представитель столичного андеграунда. В советское время издавался только в самиздате. Его первый официальный сборник вышел только в 1990 году. Он назывался "Слезы геральдической души".

Помимо стихов, Пригов создавал большое количество графических работ, коллажей, устраивал перфомансы. Снялся в нескольких фильмах - "Такси-блюз" и "Хрусталев, машину!".

Многие современные поэты России ориентируются на него в своем творчестве. Его главные лирические образы - "милицанер" (именно в таком написании) и "абстрактный он". Они смотрят на окружающий мир глазами обывателя.

Его стихи - ответ на вопрос о том, может ли существовать искусство после жутких событий XX века - Освенцима, ГУЛАГа, Второй мировой войны, когда само существование человека, а не только культуры оказалось под большим вопросом.

В своих стихах Пригов утверждает, что поэзия умерла, а мировая культура распалась на множество мелких кусочков. Но из них еще возможно собрать что-то целое.

Произведения Пригова - это тексты-конструкторы, которые отражают главный принцип постмодернизма - не создавать ничего нового, а бесконечное количество раз эксплуатировать старое.

Лев Лосев

Современные русские поэты очень часто становятся мизантропами. Эта характеристика точно описывает Льва Лосева. Биографа Бродского, эмигрировавшего в США.

В молодости он был ничем не примечательным прилежным учеником, который влюблялся в отличниц и ненавидел себя за интеллигентское малодушие. В конце XX века вынес один из самых трезвых и точных приговоров своему времени. Он отказал современности в таких понятиях, как милосердие и доброта, заменив культурный язык блатным арго. Он, как и Пригов, - представитель современного российского постмодернизма.

В его стихах не встретить привычных тем - любви, дружбы. Его главная тема - Россия. Родная страна, брошенная историей и людьми на произвол судьбы, погрязшая во лжи, терроре и тоталитаризме. Причем поводом для написания стихов служат конкретные ситуации, реальные исторические события.

Стихи современных поэтов всегда выделяются среди произведений писателей предыдущих веков. Но даже на фоне ровесников-коллег всегда можно отличить произведения Лосева. Они наполнены явными и скрытыми цитатами, в них уйма противоположных элементов и смелые оригинальные рифмы.

Смысл его творчества определяют попытки проникнуть в суть развития мирового исторического процесса. Но главными все же остаются внутренние переживания человека, оставшегося в одиночестве. Его неутомимые, но в то же время бессмысленные поиски смысла жизни и ответа на вопрос: "А что будет после смерти?"

Борис Рыжий

Еще один яркий современный поэт - Борис Рыжий. Он родился в Челябинске, жил в Екатеринбурге. Вырос в дворовой среде, среди рабочего люда, который с утра до вечера трудился на заводах, и соседей, вернувшихся из тюрьмы. Но даже эта окружающая среда не помешала ему стать последним романтиком лихих девяностых.

Рыжий предлагает собственную стратегию выживания - принять окружающую действительность такой, какая она есть, а затем стать ее героем, активным участником. Он свой среди дворовой шпаны, потерянного поколения своих одноклассников, выросших в 90-е. Ему удается донести свою мысль до каждого читателя. Его темы вечны и в то же время актуальны, как никогда: любовь и смерть, попытка прославиться и оставить след о себе в этом мире, граничащая с полным самоуничтожением.

За свою короткую творческую карьеру написал около полутора тысяч стихов, из которых успели издать примерно 350. Обладатель престижной российской литературной премии "Антибукер".

В 2001 году, в возрасте 26 лет, покончил собой. Современный поэт Борис Рыжий повесился в собственной квартире в Екатеринбурге. По мнению многих его современников и литературных критиков, в частности, Бориса Рейна, он был самым талантливым представителем своего поколения.

Олег Чухонцев

Еще одним поэтом, почувствовавшим и описавшим Россию 90-х, стал Олег Чухонцев. Но он, в отличие от Бориса Рыжего, сделал это с точки зрения другого, более зрелого поколения. Если для Рыжего 90-е были началом самостоятельной и осмысленной жизни, то для Чухонцева, родившегося в 1938 году, в 90-е закончилась советская эпоха, в которой он прожил большую часть своей жизни.

Поэты современного века, такие как Чухонцев, это летописцы своего времени. Они удивительно точно подмечают эмблемы и мифы эпохи. При этом его язык не так прост, неподготовленному человеку не удастся сразу разобраться в том, что хотел сказать автор.

Он начал публиковаться еще в конце 50-х. Однако издать свои стихи отдельной книгой никак не мог. А после выхода в 1968 году его стихотворения "Повествование о Курбском" был и вовсе вычеркнут из советской литературной жизни. Началась настоящая травля поэта. На публикацию его стихов был наложен строжайший запрет. Ему, как и большинству поэтов-диссидентов, оказавшихся в опале, оставалось заниматься переводами.

Чухонцев остался актуальным и сегодня. Его стихи стали массово издавать, а самому поэту присуждать награды и премии.

Сергей Гандлевский

Стихи современных поэтов часто являются отражением произведений более известных и популярных предшественников. Так, Сергей Гандлевский - прямой литературный наследник Ходасевича. Его творчество как никакое другое способно научить читателя трезво и ясно смотреть на себя и на окружающий мир.

В стихах Гандлевского умещается практически все. Обаятельная юность, разочарованная зрелость, надежды, поиски и, конечно, признания. Самые горькие признания самому себе.

Вера Павлова

Стихи современных поэтов 21 века особенно популярны у читателей, если рассказывают о том, что близко каждому. Например, любовь. Известная российская поэтесса Вера Павлова пошла еще дальше: главная тема ее произведений - эротизм. Именно поэтому ее слава в литературном мире постоянно сопровождалась скандалами.

Литературные критики не переставали спорить о том, кто такая Вера Павлова. Современная Сафо или поэтесса, пишущая в угоду нетребовательному большинству? Пока эксперты не могли прийти к единому мнению, популярность автора росла с выходом каждого нового сборника. И не только любовной лирикой привлекала Павлова своих читателей, но и редким умением доступно объяснить то, о чем большинство просто предпочитает молчать.

Стихи о зиме современных поэтов всегда получаются яркими и запоминающимися. Не стала исключением и Вера Павлова. Ее зима - олицетворение противоречий, которые сопровождают нас повсюду. Сначала лирический герой с нетерпением ждет весны, а когда она приходит, начинает жалеть тающий снег. Так часто происходит и в жизни. Ценить что-то важное мы начинаем только в тот момент, когда приходит понимание того, что оно от нас безвозвратно уходит. Именно поэтому так любят высказываться современные поэты о зиме.

Ирина Ермакова

В современной поэзии не обойтись без социальных стихов. Особенно удачны они у Ирины Ермаковой. Причем здесь речь идет не столько о реакции на политические и общественные изменения в жизни, сколько о попытке пробудить добрые чувства лирой. Строго по заветам Пушкина.

В то время, когда стихи современных поэтов 21 века практически всегда Я-центричны, Ермакова обращается исключительно к своему читателю, делает его своим собеседником.

Одна из вершин ее творчества - стихотворный сборник "Улей". Это лучший образец того, как можно обучить человека толерантности, о которой так много говорят в последнее время. Причем сделать это, не навязывая своего мнения. Максимально органично.

Линор Горалик

Отличительная черта многих современных поэтов - строгое следование последним изменениям в моде, сленге и культуре. Пожалуй, лучше всего это удается Линор Горалик. В ее стихах можно встретить россыпи примет сегодняшнего дня. Причем твиты и мемы вливаются в произведения органично благодаря большому количеству художественно-выразительных средств, которыми автор владеет в совершенстве.

Что еще так притягивает в поэзии Горалик? Справедливое и точное описание того, как человек впервые сталкивается с какими-то событиями и явлениями своей жизни. Любовью, изменой, предательством, смертью. Как поступить, оказавшись перед оглушительной реальностью? Ответы на эти вопросы пытается дать автор.

Сегодня современные поэты детям посвящают не так много стихов. И тут Горалик - снова исключение. Причем это не только стихи, но и сказки, комиксы, короткие рассказы. Все, что может заинтересовать юного читателя.

Например, увлекательная книга "Мартин не плачет" посвящена юному слоненку, который умеет разговаривать. Он живет с уникальным семейством Смит-Томпсонов, которые обитают в необычном доме всего с одной колонной. Причем сами по себе, без родителей. Все взрослые и день и ночь трудятся в загадочной лаборатории по клонированию (еще одна примета современности).

Именно от родителей Смит-Томпсоны одним прекрасным утром получают посылку, в которой находят самого настоящего говорящего слона. Правда, совсем небольшого. Размером он не больше комнатной собачки. Более того, этот слоненок чем-то напоминает кота Матроскина из Простоквашино - он распевает старинные русские романсы, сам себе аккомпанирует, но не на гитаре, а на шотландской волынке - еще одна удивительная способность. Но главное, он умеет сильно влюбляться. Навсегда. На всю жизнь. Причем слоненок Мартин влюбляется в обычную девочку Дину. И вот тут начинаются настоящие чудеса.

И это не единственная книга Горалик, которая покоряет детские сердца.

Ес Соя

Современные поэты 21 века тяготеют не только к поиску смысла, но и к ясности. Их стихи должны соответствовать нынешнему духу времени. Быстрому и неутомимому. Именно поэтому многие предпочитают писать максимально кратко, цельно и понятно. Пожалуй, лучше всего это получается у молодого поэта Ес Соя.

Он родился на Украине, в Одессе. Но очень быстро стал популярным далеко за пределами своего города. Его первый стихотворный сборник - "Стихи из ничего" - вошел в десятку самых продаваемых книг на Украине.

Парень создал свой стиль, который практически невозможно повторить. Многие пытаются ему подражать, но всегда видишь, где Ес Соя, а где - имитатор.

Причем он не прячется за дверями своего кабинета, в котором создает шедевры. Ес Соя регулярно гастролирует по городам России, Украины и других республик бывшего Советского Союза. На своих поэтических вечерах, встречах с читателями он не ограничивается монотонным чтением собственных стихов. Ему удается создать уникальную домашнюю и дружескую атмосферу, в которой все чувствуют, что пришли не на творческий вечер к известному писателю, а в гости к другу. К другу, о котором давно много слышали, причем только хорошее, но в реальности увидели впервые.

Во многих городах он устраивает настоящие "квартирники", хорошо знакомые любителям неформальной музыки из советского прошлого. Но здесь совсем другая атмосфера. Для всех желающих - чай, кофе, печенье, чтение стихов, обсуждение последних литературных новинок и возможность приобрести последнее издание любимого автора. Именно за домашнюю атмосферу многие так любят этого оригинального и самобытного поэта.

Белинда Наизусть

Главная тема молодой и популярной белорусской поэтессы, пишущей на русском языке - любовь. Белинда Наизусть рассказывает о ней так, как до нее никому не удавалось. Она максимально точно и откровенно передает чувства, которые пережила сама. А сотням и тысячам ее читателей только предстоит узнать, что такое любовь, преданность. А также предательство и измена. Ведь они неизменно сопровождают отношения многих и многих молодых людей. Особенно неопытных, которые только пытаются найти себя в этом безумном мире.

Еще одна особенность ее стихов состоит в том, что все они написаны от имени мужчины. Так Белинда Наизусть умело прячется за выдуманной маской, придавая своим произведениям необычайность и загадочность.

Несмотря на юный возраст, она уже успела завоевать признание поклонников. В Сети количество ее фанатов идет на десятки тысяч. Все потому, что те проблемы и страдания, которые она описывает, в конечном счете знакомы каждому. Поэтому ее стихи читают с таким упоением.

Еще пару лет назад я думала, что на Иосифе Бродском оборвалась поэзия. Целая эпоха великих стихотворений, эссе, поэм и проч. умерла в 1996 году, 28 января – именно в тот день, когда ушел из жизни великий поэт и драматург – Иосиф Александрович Бродский. Именно три с лишним года назад я считала, что двадцатый век был последним столетием великой русской поэзии. И я уверена, многие думают так и по сей день! С радостью сообщаю – ХХI век не обделил нас креативными, талантливыми и оригинальными дарованиями. Спешу познакомить с пятёркой, на мой взгляд, лучших из них!

Именно она три с лишним года назад дала мне понять, что поэзия не умерла, а даже наоборот, - активно возрождается! У Веры неповторимый стиль, взгляд на вещи, который она отражает в каждом своём произведении. Вера была «прародителем», если можно так выразиться, современной русской поэзии. Она подала пример последующим современным Интернет-поэтам, начав выкладывать свои стихи в ЖЖ и различные соц-сети, быстро завоевав популярность. В 2008 году Полозкова выпустила свой первый сборник стихов «Непоэмание», вскоре её прозвали голосом поколения.

Сейчас она продолжает писать, выпускать сборники, ездить по городам и странам, в декабре 2013 года приезжала в Минск. Самое интересное, что на её поэтические вечера идут как девочки-подростки, так и мужчины «слегка за тридцать». Поэзия Веры Полозковой близка всем, каждый может найти для себя что-то своё.

Что молчите, не отвечая мне?
И качаете головой?
Может, чая мне? от отчаянья?
С трын-травой?

У меня, может, побываете?
Перейдем на другой тариф мы?
Запретите слагать слова эти
В эти рифмы?

Приласкаете? Отругаете?
Может, сразу удочерите?
Доктор, что Вы мне предлагаете?
Говорите!

В дверь толкнешься на нервной почве к Вам —
Руки свяжут, как два ремня!..
Что Вы пишете птичьим почерком?
Вы выписываете меня?..

Этот молодой поэт из Одессы завоевал популярность не только в своей родной Украине, но и далеко за её пределами. Первый сборник поэта «Цветы из ничего» вошел в десятку самых продаваемых книг в его родной стране. И это совсем неудивительно! Стихи Ес Соя читаются очень легко, на одном дыхании, будь то четыре строчки или произведение помасштабнее. Ес Соя создал для себя стиль, который невозможно повторить – ему можно только попытаться подражать, но всё равно ничего не получится.

Почти круглый год Ес Соя гастролирует по городам России, Украины и Беларуси. Но его вечера поэзии – это не просто сухие прочтения своих стихотворений, пускай даже под музыку. Евгений всегда пытается создать атмосферу тепла и уюта, чтобы пришедшим послушать его стихи казалось, что они пришли не на какое-то официальное мероприятие, а в гости к другу. В Минске он часто устраивает «квартирники» с чаем, кофе и печеньем, где каждый желающий может прийти в обычную жилую квартиру, выпить чая с печеньем, насладиться прекрасной поэзией и приобрести сборник любимого поэта.

имя твоё заветное
твоя мимика

тебе
моя предрассветная
лирика

я пью чай без сахара
так как я его рассыпаю
я пью, не разбавляя ром

думаю о тебе
перед сном
но не засыпаю

и я вношу в список желаний
(читай неизбежностей)
по утрам видеть твое лицо
чуть вытянутое от нежности.

Ира Ах Астахова – популярная московская современная поэтесса польского происхождения. У неё один из самых больших фан-клубов в сети – 23 с лишним тысячи подписчиков! Ах Астахова активно гастролирует по всей России, и не только – часто приезжает в Беларусь. Её стихи в большинстве своём о любви. Ну а о чем ещё, в принципе, может писать такая прекрасная женщина? Помимо поэзии Ира увлекается живописью, современным искусством и музыкой.

Творческая и разносторонняя личность, которая везде успевает. Она является лауреатом огромного количества конкурсов на авторское чтение. Стихотворения Ах Астаховой, как упоминалось ранее, о высоком чувстве – любви, и написаны они подобающе – возвышенно, глубоко, каждое слово она пропускает через себя в любом своём стихотворении. Взгляните.

ты — мои тщетные поиски
ненависти в любви.
ты — всех созвездий отблески.
ты — корабли вдали.

ты — мое равнодушие,
ты — моя суета,
ты — мое самое лучшее,
радость моя и беда.

ты — все страницы в повести,
пульс у меня в крови.
ты — мои тщетные поиски
ненависти в любви.

Если вас как-нибудь попросят найти человека, который попробовал практически всё в своей жизни, то вам нужно обратиться к Гере Шипову – несмотря на то, что ему всего 38 лет, за свою жизнь он успел поработать администратором интернет-группы, преподавателем, научным сотрудником в библиотеке, разнорабочим в бомбоубежище и музыкантом. Как рассказал нам Гера, в конце 1990-х - начале 2000-х гг. он являлся участником ряда музыкальных и литературных проектов. На его счету два самиздатовских сборника под названиями:«Моя ранняя поэзия (I)» и «Моя раненая поэзия (II)». Поэзия Геры Шипова, рассчитанная только на избранного читателя и слушателя, понятная совсем не каждому, ищущая «своего собеседника», того, кто поймет, оценит. Поэзия, которая будет принята не везде, но безусловно принята будет.

Апрельские дети

Апрельские дети – несчастные люди,
зачем вы бежите от будничных судеб,
Зачем вы решаете сложный вопрос,
ах, лучше б вдыхали вы запахи роз,
Зачем вы сражаетесь сами с собой
и каждый день новый для вас новый бой,
Зачем создаёте вы мира проекты
и ночью глядите в окно на проспекты

Мы дети апреля, мы дети весны,
Как радостно верить, что всё это мы,
как грустно поверить, что всё это мы,
как странно поверить,
мы дети весны

Зачем не сидится вам, юный герой
куда вас несёт в этот вечер сырой
Апрельское небо вы любите больше,
чем радость от встреч,
оно легче и тоньше,
Зачем-то теряете, чтобы искать,
вам сложно и странно себя понимать,

Апрельские дети несчастные дети,
счастливее вас нет людей на планете,
Мы дети апреля, мы дети весны,
как радостно верить, что всё это мы,
как странно поверить, что всё это мы,
мы шепчем друг другу, мы дети весны

Внутренний я

Внутренний я не имеет ни песен, ни книг
внутренний я никогда не ведет свой дневник
Внутренний я не имеет ни денег, ни лжи
Внутренний я не идёт, не сидит, не бежит

Внутренний я не стареет, не знает границ
Внутренний я не лежит и не падает ниц
Внутренний я не горит, не течёт, не блестит
Внутренний я здесь не дома, он только гостит
Ему как лунный свет в ночи, как кораблю причал
Причина всех причин, Начало всех начал

Талантливейшая белорусская молодая поэтесса Белинда, пишущая конечно же о любви. Но пишущая так по-своему, как чувствуется только ей, и как позже почувствуется еще тысячам молодых ребят и девушек, которые найдут отражение самих себя в её произведениях. Необычайность стихотворений Белинды Наизусть еще и в том, что большинство из них написано от мужского лица. Несмотря на то, что Белинда еще студентка, она успела завоевать популярность не только в городах родной Беларуси, но также в России и Украине. Поэтесса очень популярна в сети, в ее фан-клубе более 25 тысяч подписчиков! Ее многие произведения растаскивают на цитаты, пытаются пересказывать. В поэтической копилке Белинды уже имеются сборники «Сонорные» и «Обещай не всплывать». Довольно громкие заявления для такого молодого начала!

а я вспоминаю те времена,
когда не понимал, зачем взрослые пьют алкоголь.

*
ты ушла. я ушел. ничего не прошло.
мы глагольные, что-то с тобой, оказалось.
ты другая. с другим. я с другой и не тот.
вот только, когда говорят о любви, -
я в мыслях всегда на тебя натыкаюсь.

да и так давно ты вместо мыслей моих.
сколько помню себя, - помню лишь как лечили.
для тебя я дурак, а для медиков - псих.
что скрывать, все мы психами были.

и да, ты красивая, а он придет.
с охапкой цветов. не страдай. пора спать.
в ту ночь водка была как кислород.
когда еще можно было дышать.

Есть стихи, которые понимают нас лучше самых родных людей, да чего там - лучше, чем мы сами. Бывает, прочитаешь строчку - и плачешь-смеешься, потому что так это знакомо!

Каждому времени - свои поэты. Сайт решил вспомнить стихи нескольких современных поэтесс, которые пишут так, что сердце сначала тревожно сжимается, а потом - легко.

Вера Полозкова

Фото опубликовано bolshe_nikogda (@bolshe_nikogda)

Июл 9 2015 в 12:29 PDT

Первое стихотворение Вера сочинила в 5 лет: мама записала с ее слов несколько рифмованных строк. Сегодня, кажется, не писать Вера уже не может, о чем сама говорила в интервью. А еще герои ее стихотворений, будь то вдовы, стареющие грузины-иммигранты, мужчины с горьким жизненным опытом - это все в какой-то мере она сама. Спорить о ее стихах можно долго, но в искренности ей не откажешь.
попробуй съесть хоть одно яблоко
без вот этого своего вздоха
о современном обществе, больном наглухо,
о себе, у которого все так плохо;

Не думая, с этого ли ракурса
вы бы с ним выгоднее смотрелись,
не решая, все ли тебе в нем нравится - оно прелесть.

Побудь с яблоком, с его зернами,
жемчужной мякотью, алым боком, - а не дискутируя с иллюзорными
оппонентами о глубоком.

Ну, как тебе естся? что тебе чувствуется?
как проходит минута твоей свободы?
как тебе прямое, без доли искусственности,
высказывание природы?

Здорово тут, да? продравшись через преграды все,
видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.
да и какой тебе может даться любви и радости,
когда ты и яблока не умеешь.

Анна Довгалева (Лемерт)

Вот что пишет о себе Анна: «Самозванка. Дикий охотник. Духовно богатая дева. Иронична. На любителя. Фоморский подменыш. Около 40 000 километров одиночным автостопом. Две изданных книги. Ношу с собой нож. Часов не ношу».
Иногда я хочу тебя не любить, ну хотя бы несколько дней. Помолчать; с радаров уйти; не быть, чтобы было спокойнее и черней. Пусть другие вместо меня скорбят, я хочу не думать, не видеть снов. Иногда я хочу не любить тебя.

Это злее сожжения и оков.

Я несу любовь, словно Вечный жид по земле непрощенье свое несет. И века идут, и земля дрожит, на меня одну навалилось все, не снести, не сдюжить и не прожить.

И мои друзья разбивают лбы, и ложатся в землю гробы. Иногда любить означает быть. Иногда я хочу не быть.

Темнота мурлычет: скорей, смелей, это просто, я здесь, я тут.
Но идет весна по моей земле, абрикосы на ней цветут.

И летит Земля, и она поет, продолжается время на ней (иногда я хочу отдохнуть от нее, ну хотя бы несколько дней). Продолжается время, и с ним - Земля, и уходит листва в перегной.
Потому-то быть продолжаю я, и любовь моя вместе со мной.

Ах Астахова

Фото опубликовано Ах Астахова (@ah_astakhova)

Апр 26 2016 в 3:12 PDT

Она тоже пишет с самого детства, с 9 лет. Сейчас поэтесса часто дает концерты в городах России и ближнего зарубежья. Ее стихотворения - простые и искренние - близки и понятны тысячам людей.
Если пусто в душе - значит, время сменить маршрут.
запиши в голове разборчиво, без чернил:

если счастье придет - значит, ты его заслужил.

Сколько ни было б лет - душою будь молодым
и не думай, когда и где будет твой финал.
не любя́щих тебя - спокойно отдай другим.
отраженье ищи в душе, а не у зеркал.

Если дом опустел - не бойся покинуть дом.
если город не тот - решайся и двигай прочь!
если ленишься ты - все дастся с трудом,
и никто и ничем не сможет тебе помочь.

Если враг у тебя - врагу пожелай добра.
к каждой мелочи в жизни всегда будь открыт и рад.
если просят уйти - то, значит, тебе пора,
и не смей никогда с укором смотреть назад.

И не бойся искать - такие свое найдут!
и не бойся терять на это ни лет, ни сил!
если любят тебя - обязательно подождут,
если счастье придет - то, значит, ты заслужил.

Сола Монова

Фото опубликовано Sola Monova (@sola_monova)

Мар 24 2016 в 1:52 PDT

Ее поэзия близка многих девушкам, но на концерты часто приходят и суровые мужчины. Стихотворения она иллюстрирует яркими фотографиями, и они во мгновение ока разлетаются по сети. Сола дает концерты в России и за рубежом и выпускает сборники.
Это не простое озарение - Это избавление от мук.
Я читала в книжках, что со временем
Люди привыкают ко всему.

Человек, по сути, пластилиновый
[Остальное - сущий формализм],
Жизнь такая мудрая и длинная,
Потому влюбляйся и молись.

Не мирись с жестокими нападками,
Пропускай идущих напролом,
Чувствуй ветер голыми лопатками
И расти по перышку крыло.

Кто живет по правде, кто - по совести,
Кто - по гороскопу… Выбирай.
Жизнь кипит, и каждый приспособился,
Сочиняя персональный рай.

Слабый счастлив аханьем и оханьем,
А безумец лезет на рожон.
Это только кажется, что плохо мне,
А на самом деле - хорошо!

Аля Хайтлина (izubr)


Аля пишет стихи с 11 лет. Ее стихи хвалили писатель Дмитрий Быков и солист группы «Сплин» Александр Васильев, а директор издательства «Геликон Плюс» Александр Житинский назвал стихи Хайтлиной «великолепнейшими по интонации, искренности».
Я работаю солнечной батареей, я в кармане оранжевом солнце грею, чтоб оно на небо взошло скорее и чесало макушки заснувших лип. Солнце ловит за пальцы меня лучами, я его приручила и отвечаю, солнце просит завтрак и выпить чаю, просит прямо внутрь его налить.

Солнцу так одиноко ходить по кругу - вот нашло, понимаешь, себе подругу, и ему все равно - хоть любовь, хоть ругань, поболтать бы вот только о ерунде. Я его несу осторожно очень, ведь оно непоседливо между прочим и все время выпрыгнуть хочет ночью, чтобы вдруг повсюду случился день.

Я работаю солнечным развлеченьем, я кормлю его по утрам печеньем, а потом усталой порой вечерней я ему чумазую спинку тру. И когда уже все разбрелись и спят, я отмываю солнцу босые пятки, а то все ведь заметят на солнце пятна, многим это будет не по нутру.

Но потом постепенно солнце взрослеет, в переходном возрасте жарит злее, и багровым пятном по ночам алеет, и подчас забывает прийти домой. А приходит - горячее, как жаровня, говорит, что я, мол, ему не ровня, и не родственница я ему по крови, и что вид ему неприятен мой.

Понимаю, я, в общем, сама такая, я всем прихотям солнечным потакаю, а оно мне в сердце лучи втыкает, чтоб до боли - а мне так тепло в груди. Покричит об измене, тоске, обмане… А потом тихонько к себе поманит и заснет спокойно в моем кармане, и я буду бояться его будить.

Я работаю солнечной батареей. На рассвете прохладно, восток сереет, воздух пахнет листьями и сиренью, и пора бы уже открывать карман. Я держу карман шире, чтоб было проще… Солнце сонное нос конопатый морщит, а потом восходит над тихой рощей, рассыпается искрами по домам.

Крис Аивер

Фото опубликовано Kris Aivere (@aivere) Авг 24 2014 в 8:16 PDT
Крис - не только поэтесса, но и музыкант. Стихи ее отличаются глубоким смыслом, сложными рифмами и ритмическими рисунками. Она обожает сказки, и во многих ее стихах слышны отголоски этих сказок. Крис считает, что поэзия - «это когда хочешь что-то донести; поэзия должна вести к свету».
Ничего не жаль только до первых слез.
Города раскрывают объятия чужаку,
Пробивая насквозь, доводя до сведенных скул:
Проходи, садись. Рассказывай, что привез.

Прокатался полжизни шариком ледяным,
Научил себя никого не запоминать,
А теперь, погляди-ка, вздрагивает спина
Под прощальным взглядом, коснувшимся этой спины.

Загораются звезды, в воду глядят мосты,
Ариадна клубок мотает над грудой карт.
Если ты одинок, значит, слепой пока.
Будет утро - увидишь, кто прикрывает тыл.

Будет утро в Одессе, Праге или Москве - Нет границы для певчих слов и бродячих ног.
Просто если есть тот, кто тянет с собой на дно,
Есть и тот, кто приходит сам и приносит свет.

И такой никогда не останется одинок.
Даже если пока что слеп.

Стефания Данилова

Фото опубликовано Стефания Данилова (@stefaniadanilova) Мар 7 2016 в 12:43 PST
Стефании всего 21 год, но она любима многими читателями за надрыв и искренность своих стихов. Она записывает свои мелодекламации с музыкой и без, устраивает чтения, организовывает творческие вечера. А еще пишет своим читателям настоящие, живые письма на бумаге.
Никогда не ходи, откуда прогнали.
Даже если обратно еще раз пустят.
Ты забыл себя там в оригинале,
Не переведенным на язык грусти.

Не моли о чуде.
Не плачь громко.
Помни, ты пришел сюда не за этим.
Дружеский ночлег - не тюрьма, котомка - Не сума, день равно для всех светел.

Никогда, где плохо, не возвращайся.
По тебе звенят уже колокольцы.
Так переводись на язык счастья.
С языка дождя на язык солнца.

И давай светись и переливайся,
Не бывает под Солнцем у нас тесно.
С языка хромых на язык вальса.
С языка пустынь на язык леса.

Не смотри назад, где тебе плохо.
Так перевестись тебе дан повод
С языка людей на язык Бога,
Нулевой язык,
Тот, что до родного.

По материалам: aif, tvoyaparallel
Превью: Ольга Паволга

Современная поэзия многогранна: массовая и элитная; виртуальная и традиционная; нормативная и ненормативная; религиозная и антирелигиозная; поэзия российская и зарубежного «русского мира». И отдельно - православная, отдельно - детская. Почему отдельно - православная? На этот вопрос мне очень легко ответить. Это есть факт состоявшийся и объективно существующий в сущем мире, и от констатации такого факта никуда не уйдешь: приходится принимать такую ситуацию, как не зависящую ни от чьей воли. Разве что от воли Господа. И обсуждать, почему именно православная поэзия выделяется, а не исламская, или иудейская, или поэзия ответвлений христианства. Искать тому причины совершенно нет желания. Но не могу не обратить внимание, что первые известные литературные источники поэтики выявлены на исторической родине возникновения Православия. Это Греция. Православие в Россию пришло из Греции в результате общения народов. И наша классическая поэзия, российская поэзия на русском языке, даже в безбожное время - а оно выходит за рамки советского периода истории, всегда отображала первоискание, и была явно не лишена постулатов, утверждающих основные христианские истины и заповеди. После 30-х годов XX века следует упомянуть - и это очень важно, получила развитие поэзия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.Маршак и К.Чуковский, С.Михалков и А.Барто,… Кто не читал «Мистера Твистера», «Тараканище», «Доктора Айболита», «Федорино горе», «Дядю Степу» «Фому», «Нашу Таню» и другие стихи-«малышки»? Можно или нельзя считать это поэзией? Но как же нельзя, если именно на стихах этих детских поэтов на планете выросло несколько поколений русскоговорящих людей? Для детей в этот период писали так много, потому что в стране шла борьба за всеобщую грамотность населения, книга входила в дома и становилась неотъемлемой частью жизни любого советского человека. Отдельно стоящее нестареющее поэтическое творчество - творения для детей. На этой детской классике продолжается воспитание новых членов общества до сих пор. Не могу не затронуть этот феномен - ибо ищу причины тех явлений в поэзии, которые наблюдаю в настоящее время. Чтобы понять, что же происходит в современной поэзии, что это за явление такое - современная поэзия, и есть ли такое явление вообще, необходимо помнить о преемственности поколений в истории поэтического творчества. Итак, первая и основная черта современной русской поэзии - преемственность. Расцветом классической поэзии считается начало XIX века - Золотой век поэзии. Исследователи относят к поэтам Золотого века разных поэтов. Но бесспорно в этом списке есть Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Д.В. Венедиктов, И.И. Козлов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. Можно долго и безрезультатно спорить, чье творчество качественнее, интереснее и полезнее для читателя, кто «более классик» - к общему мнению прийти невозможно. Если мы с именем Пушкина произносим свои первые слова на русской языке - вне зависимости родной это язык или нет для малыша, - что значат размышления о его рифме? В первую очередь, в его произведениях вижу переплетения рифмованных строчек и такую звукопись в стихе (как в отдельной строчке), которая волей или не волей, но притягивает и остается с тобой, запоминается легко и свободно, главное, раз - и навсегда. Поэзии Золотого века присущ патриотизм. Начало следующего века - XX, обозначено как Серебряный век поэзии. Говорят, если бы не было Золотого века - не было бы и Серебряного. Преемственность поколений русских поэтов имеет место, и, прежде всего, в своем патриотическом настрое. Тема родины - важнейшая для русской поэзии. Принято считать, что Серебряный век окончился в 1930 году. Исследователи относят к поэтам Серебряного века около 40 авторов. Мы знаем, что в начале века они «кучковались» вокруг М.Волошина в его крымской вотчине - Коктебеле. Кто из поэтов того периода там только не побывал… Не обмен ли информацией, взаимное общение на базе волошинского Коктебеля и позволило образоваться такому важному костяку поэтов Серебряного века? Не случайно в наши дни проходят и волошинские чтения, и ежегодный волошинский поэтический конкурс. Есть волошинская тропа с различными маршрутами к ней - можно выбрать более простой и прийти к конечной точке пути даже с малышами. Можно выбрать более сложный, романтический путь - и определиться со своим спутником жизни: а тот ли он друг, который «оказался вдруг». Для меня из поэтов Серебряного века наиболее значимо творчество Н.С.Гумилева, по разным причинам, но главное - в его творчестве на первом плане Свет, Любовь, вечные истины. Поэты Серебряного века: И.Ф. Анненский, А.А. Ахматова (Горенко), А.Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А.Бунин, М.А. Волошин, С.А.Есенин, В.В. Маяковский, В.И. Иванов, Б.Л. Пастернак, И.В. Северянин, Д.С. Мережковский, М.И. Цветаева, Черный (А.М. Гликберг) и др. Именно в этот исторический период времени поэты либо стали приверженцами социалистического реализма в полной или не в полной мере. В любом случае, они стали советскими поэтами. Либо не стали советскими поэтами, а выбрали иную судьбу: творчество в эмиграции. И еще. Были поэты, которые не стали ни советскими, ни эмигрантскими. Но они есть - поэты русского слова. Это те, кто был репрессирован. Бесспорно, среди них самая яркая фигура в поэзии - О.Мандельштам. Многие относят весь этот период развития поэзии - от 1930 года и до 2000 года - к современной поэзии. Это далеко не так. Это вовсе не так. Не отношусь к лицам, отрицающим свою собственную историю, историю своего государства, историю нашей русской поэзии, которую выделяла в литературном творчестве и любила. Любила читать стихи вслух и «про себя», публично со сцены, и в узком кругу единомышленников. Читать все, что попадалось под руку в стихотворном варианте: и сейчас люблю читать стихи. И мне не важно, кем они написаны. Никогда не смотрю на фамилию - кто автор. Важно - почувствовать ритм, музыку стиха, «поймать волну» автора и вознестись душою вместе с ним на его волне, как это делают на водной доске спортсмены-серфингисты. Не приемлю грубое стихосложение, ненормативную лексику в творчестве поэтов. Советский период поэзии должен иметь свои характеристики: временные и территориальные, качественные и количественные, идеологические и еще какие-то важные, имеющие значение в целом, как характеристика определенного периода исторического развития человечества, попытки - уйти от Бога, свернуть в сторону с предначертанного пути, стать самостоятельными в этом огромном информационно-волновом пространстве. По этой теме надо писать отдельные и обширные исследования со взглядом современного человека, прожившего начало нового тысячелетия, ощутившего новизну современной поэзии, и ее высочайший олимпийский уровень. Многие поэты привлекали мое внимание в советский период - это период моей юности и моего взросления. И там - в юности, было все хорошо, светло и чисто. Особенным для меня является творчество К.Симонова - воплощение человеколюбия и веры. Симоновские чтения проходят в память об этом поэте с 80-х годов прошлого века. Особая страница - известные поэты советской поры: А.Твардовский, Я.Смеляков, О.Бергольц, В.Инбер, С.Кирсанов, Э.Асадов, Э.Багрицкий, Ю.Друнина, К.Паустовский, И.Бродский, А.Яшин, Арсений Тарковский, Ю.Левитанский, П.Комаров, Р.Казакова и др. Стоит выделить отдельной строкой творчество поэтов-бардов, как значимых для всех любителей авторской песни (Б.Окуджава, В.Высоцкий, В.Цой), так и тех, кто творил на своем местном уровне, но запомнился и оставил определенный след в душе простого человека (в Кургане на Урале - такие, как Л.Туманова, в Хабаровске на Дальнем Востоке такие, как - М.Журавлев). Но это все, хоть и хорошее и светлое - безвозвратно ушедшее прошлое. В литературоведении анализируется бесчисленное множество творческих работ различных авторов и поэтов. К современной поэзии кого только не относят: и И.Бродского, и Ю.Левитанского, и А.Тарковского, и Р.Казакову, других поэтов. Творчество многих не стало широко известным или, по крайней мере, всеми признанным. Но, чтобы анализировать именно современную поэзию и ее современный уровень, необходимо найти тот самый водораздел, от которого она берет свое начало. Как много мы писали во второй половине XX века о том, что пришел век кибернетики. Можно ли сказать, что век кибернетики особенным образом отобразился на развитии поэтического творчества? Скорее да, чем нет. А вторая мировая война? Сыграла ли она какую-то особенную роль в истории русской (советской) поэзии? Что сейчас важно: российская поэзия, русская поэзия, поэзия на постсоветском пространстве, русский поэтический мир? Сколько вопросов сразу возникает, если всерьез задумываешься, что же входит в понятие современной русской поэзии, поэзии тех авторов, которые пишут на русском языке. Полагаю, что поэзия советского периода времени отошла на второй план и утратила свои передовые позиции на том территориальном пространстве, где когда-то царствовала с 30-х годов XX века. Но когда закончился этот ее период? Многие поэты, убеленные сединами, творили в период советской власти и продолжают творит и печатать свои стихи, как образец поэзии, в настояний период. Полагаю, правильнее будет обозначить своеобразный водораздел в поэзии началом 21 века - века всеобщей компьютеризации, изменения характера информационных технологий, появления современных средств связи и информации, в первую очередь, электронных СМИ, развития интернет-технологий, возникновения социальных сетей, упрощения порядка подготовки материалов к изданию, то есть дальнейшего технического развития и уменьшения значимости человеческого фактора в книгоиздательском деле. С возникновением и развитием новых информационных технологий в начале нового XXI века и обозначился новый период современной поэзии. И возраст авторов, период их интеллектуального становления (в СССР, в РФ или на ином постсоветском пространстве, в русском далеком и близком зарубежье) теперь вообще не имеет значения для развития поэзии на современном этапе. Толстые журналы, печатные книги, литературная периодика - все это лишь догоняет далеко шагнувшие технологии творческой деятельности, возможности авторов реализовать себя и быть услышанными. Последнее не зависит от редактора какого-либо толстого журнала или газеты, субъектного или республиканского издательского дома. Сама верстка материала упростилась в техническом отношении до идеала, когда в минимальный срок: 1-2 месяца, можно сформировать и издать свою книгу. Поэты создают свои сайты, выкладывают к обсуждению свои работы, участвуют в общении через социальные сети, имеют своих сторонников и свою группу поддержки. Когда-нибудь этот взрыв поэтического дара наших русскоговорящих, по-русски пишущих авторов начала XХI века, их творческую когорту назовут каким-то особым словом, элитой современности, а современный век поэзии поименуют Платиновым или Алмазным. Или совсем просто, скажут, что был век сетевой поэзии. И это слово перестанет иметь негативную, насмешливую окраску. По крайней мере, говорить о современной поэзии сейчас невозможно без характеристики поэтического творчества авторов, имеющих мировую известность, получивших всемирное признание, благодаря сетевым ресурсам. Существуют специальные программы помощи поэту в его творчестве: и рифму подходящую найдут, и слово, синоним или антоним, помогут определить размер стихотворения. Но ни одна программа не заменит души человеческой, не придумает слова яркого, не создаст нужный настрой стихотворному тексту. Поэт - это, прежде всего личность, личность, интересная читателю, личность, интересная в общении своему соратнику. Кто же выделяется среди поэтов современности с начала этого нового XXI века? И не только начала нового века - начала нового тысячелетия. Не те ли, кто в детстве своем читал и автоматически запоминал: «Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, муха денежку нашла», или «Что такое, что случилось, отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком»… Доброе советское детство… Мы читали со сцены на конкурсах чтецов стихи К.Симонова, С.Кирсанова, Э.Асадова, Р. Казаковой, О. Бергольц, В.Инбер, Р.Гамзатова, и многих других советских поэтов. Век советской поэзии невозможно предать забвению, эта поэзия стоит особняком от всей известной до этого и современной поэзии. Советскую поэзию я бы разделила на три периода: предвоенная лирика, когда стихи создавались под лозунгом: «А если час войны настанет и нас в атаку родина пошлет»; военная поэтика до 1953 года - «Вставай, страна огромная» и «Этот День победы», куда можно включать всю военную тематику и последующих советских лет; поэзия 60-90 лет - расцвета и заката социалистического реализма. В указанные периоды были свои гении, классики соцреализма, гении и классики из числа его противников, существовала всегда и религиозная лирика. Цель моей работы - дать характеристику современной поэзии. Она правопреемница русской поэзии прошлых лет, в том числе и русской классической поэзии начала XIX века, русского классицизма и модернизма начала XX века, неоднородной поэзии советского периода. Ошибаются те, кто утверждает, что нет классиков в современной поэзии. Классик от поэзии всегда продвигает поэзию по вертикали, к тем ее вершинам, которые ранее казались недостижимыми. Это как на Олимпиаде: с каждым годом достижения в классических видах спорта у человека выше и выше - и откуда только берутся силы? Появляются новые олимпийские виды спорта - тот же сноуборд. Красиво для нас и невероятно для человека «досноубордической эры». Кто-то утверждает, что все рифмы - разобраны, «любовь-кровь-морковь» - дальше этого человечество и не может идти, и выйти из круга известных, если не сказать, избитых рифм невозможно. Существуют границы, рамки возможного. С одной стороны - так. Но есть фраза, ставшая поговоркой: нет предела совершенству. Эта фраза как раз и характеризует современную русскую поэзии, как в России, так и в целом в русском мире дальнего и ближнего зарубежья. И сблизила нас, дала возможность познакомиться, узнать и прочесть друг друга, поддержать и помочь - эра современных технологий, совершенно новое состояние человека и его информационного поля, которому неведомы такие преграды, как расстояния, другие страны, континенты. Важно для всех лишь одно - владение русским языком. И еще - что-то свыше, что заставляет ежедневно браться не за перо, нет, за очередное великое изобретение человека - «мышку» и стучать по клавишам всеми десятью или лишь только двумя пальцами, но с огромной скоростью. И нельзя не провести аналогию: в Золотой век поэтов сплотило печатное слово, толстые литературные издания, - именно там, в редакциях журналов, они собирались, общались, обменивались информацией. Творили. В век Серебряный таким объединяющим началом стал Крым. И опять поэты общались, информировали друг друга, спорили и восхищались, даже устраивали дуэли… Творили. В советское время существовали Дома творчества писательских союзов, где возникала совершенно особая творческая атмосфера, поэты устраивали встречи и обсуждения, диспуты и фестивали. Творили. И сейчас на современном этапе именно информационное поле, созданное новыми технологиями - площадка общения всех поэтов мира, владеющих русским словом. Поэтому так обеспокоены толстые журналы за свою судьбу: чтобы быть «на плаву» толстый журнал должен иметь свой электронный аналог, должен создать площадку для обратной связи и общения. Воедино сливаются поэзия и музыка. Распространено создание плейкастов - совершенно новая форма творчества. Поэты к литературным встречам готовят клипы, когда закадровое звучание стиха в исполнении автора ли, артиста ли, сопровождается демонстрацией изображений на интерактивном экране, а, часто, и музыкой. Кроме виртуального общения и в результате такого общения, создаются литературные площадки, в том числе при крупных библиотеках, как новая форма узнавания друг друга современными поэтами и стимул к личному росту в творчестве каждого из них. Тема современной поэзии - неисчерпаема. Но классики и есть классики. Они придерживаются своей особой тематики, сохраняя преемственность поколений, - тематики патриотизма. Состоявшийся предвестник Золотого века поэзии Г.Державин за три дня до смерти написал свое последнее стихотворение: Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы! В современном жерле вечности за несколько часов до того, как быть заживо сожженным в Доме Профсоюзов в городе Одессе 2 мая 2014 года, известный многим сетевой поэт Виктор Гунн (Степанов) написал: Разверзлись небеса дождями, Атаки полчищ проливных, Сквозь пелену перед глазами Не видно капель дождевых. Потопы индовых бенгалий, Бразильи амазонских рек, В наличье всяческих регалий Даждь-Бог свершает свой набег. Не грех куда-нибудь укрыться И пережить ненастья срок… Я в дождь иду! Чтоб помолиться! Как древневарварский пророк! После тех же событий обожженный в этом Доме православный поэт В.Негатуров погиб с ожогами в муках в реанимации. Готовый отдать и отдавший жизнь за православие и русский мир В.Негатуров, многим известный, как сетевой поэт, писал за четыре года до своей трагической гибели, предрекая события в Украине: Друг враг В.Негатуров Снега, дожди, снега… - - Печальный круг!... Страшнее нет врага, Чем бывший друг… То плавный ход, то вдруг - -Рывком зигзаг! Кто виноват, мой друг, Что ты мой враг?... А как ему вторит И.Царев в своем стихотворении «С неба падает злой снег» за несколько лет до событий в Одессе, не спрашивает - констатирует: И мешает понять мрак, Очертив на снегу круг, Кто сегодня кому - враг, Кто сегодня кому друг. Под ногой ледяной тьмы Ненадежный хрустит наст. И остались одни мы - Кто еще не забыл нас. Существует несколько ресурсов, где публикуются стихотворные работы авторов. Самый крупный из них: «Стихи-ру» - где зарегистрировано более 800 тысяч авторов. В начале 2012 года их было - около 500 тысяч, а в 2006 - лишь 100 тысяч. Самый крупный конкурс - «Поэт года» ежегодно проводит именно этот ресурс, начиная с 2011 года. Если проанализировать творчество поэтов, ставших победителями и лауреатами этого конкурса, то бесспорно, их творчество заслуживает высокой оценки и привлекает к себе внимание определенной новизной, глубиной и качеством стихосложения. Не все они публиковались в литературных журналах, но, как правило, к такой вершине приходят постепенно и лишь те поэты, которые прошли определенные рубежи и вехи в своем творчестве. Особенным явлениям современности в XXI века стала православная поэзия. Стихи православных поэтов глубокие по смыслу и яркие по ощущениям не могут не затронуть самые тонкие струны души человека православного или просто живущего с верой. Наиболее яркой представляется поэзия протоиерея А.Зайцева. С его творчеством можно познакомиться не только на портале «Стихи-ру», но на портале Международного клуба православных литераторов «Омилия». В чистоте себя не сохранив, Многие впадают в сеть подлога - Не приемлют истины от Бога, Путь порока лаврами покрыв: Называют «Жизнью» пыл страстей, «Радостью» - духовное паденье, «Смелостью» - в словах Творца сомненье, «Благодатью» - негу праздных дней; Не стыдятся ложь излить в глаза, Губят сердце в чарах пышной лести… К Всевышнему обращаются мирские поэты, с Верой в сердце, Надеждой на понимание: МОЛЬБА А.Крючкова Господь, в неласковой судьбе Рукою разведу невзгоды, Не покидай меня в мольбе, Ведь семена должны дать всходы, Всё получается вверх дном - Прости, что в облике телесном Пишу и плачу о земном, Душой тоскуя о небесном, Оставь меня в мирском саду До часа сбора урожая, Чтоб в день, когда к Тебе приду, Плоды преподнести смогла я… Современная поэзия на пике очередного подъема. Как и следовало ожидать, происходит это в начале очередного века - XXI, более того, что немаловажно - в начале нового тысячелетия. Какое наименование будет дано литературоведами этому новому для нас, современному периоду расцвета поэзии? Информационный век? Виртуальный? Или вот так: Алмазный век поэзии. Почему Алмазный? Не шлифованный, но драгоценный и самый дорогой камень. С одной стороны. С другой - в современной технике века информационных технологий используются и алмазные, и графитовые элементы, без которых невозможно было бы их появление. Именно новые технологии, упростившие процесс работы с текстами, даже очень ленивых, но от природы одаренных людей, подвигли на предание гласности своих не совсем порой отшлифованных стихотворных работ. Но есть же среди вала стихотворных переплетений крупные алмазные камни, почти не требующие шлифовки. Им нужна только огранка - печатные книги, которые сохранят алмазы для будущих поколений. Выявить, поддержать - задача меценатов, неравнодушных общественных деятелей. Какими мерками руководствоваться, чтобы составить список поэтов современности? Что хорошо одним - неприемлемо для других. Еще несколько мыслей о творчестве И.Царева. Он достиг всемирного признания. Литературные критики и литературоведы обращают внимание на идеальное единство размера, ритма и рифмы в его творчестве. (Л.Сушко) Игорь Царев уверенно пришел в своем творчестве к классической форме стихосложения, при этом он не стал подражателем, а смог продвинуть поэзию по вертикали к более совершенной ее форме, восхитительному индивидуальному стилю и, насыщенному подтекстом и дополнительной информацией, содержанию. Его стихи нельзя просто прочитать - каждое упомянутое в них название, наименование, словосочетание надо переосмыслить, обратиться к энциклопедиям и словарям, чтобы понять и увидеть всю глубину Слова, примененного им на своих внутренних ресурсах и знаниях, благодаря вдохновению и интуиции. Его поэтическое творчество стало совершенным и значимым именно для современной поэзии. Изучая его стиль, мы с уверенностью можем утверждать: так из современных поэтов сейчас не пишет никто. Литературоведы дружно и единогласно отмечают идеальное единство размера, ритма, рифмы в стихах Царева, музыкальность его творений. Полностью соглашаясь с этими выводами, отметим, что Царев - классик современной поэзии, в целом русской поэзии. Рожденный и воспитанный в семье физика (папа профессор физики) и лирика (мама - профессиональный филолог), поэт уже в юности приобрел энциклопедическую подготовку в различных областях человеческого знания. В купе с огромным жизненным и общественным опытом, профессиональным опытом журналиста крупного и важного официального издания, Царев умеет распознать, увидеть и применить созвучие слов, как части речи, в стихотворной строке, в окончании строки (рифма) настолько в согласии со смыслом и содержанием текста стихотворения, что его поэтическая гармония воспринимается Словом, посланным свыше: «Во все эпохи поэты слушают только Бога И ищут Слово, что в этот мир возвратить Начало». Изумляет, что ни в одном из своих стихотворений поэт не применяет наименования, названия, словосочетания просто так (для ритма, рифмы и соблюдения размера): за каждым употребляемым словом - огромный смысл и содержание, подтекст и особое значение. Самый наглядный пример - стихотворение «Ячменное зернышко». Почему именно ячменное? Как связано это словосочетание с содержанием и подтекстом стихотворения? Когда начинаешь разбираться и вникать в суть - понимаешь все величие его поэтической мысли, значимость личности поэта. Ячмень - самая древняя из растений культура на земле. Пятью хлебами именно из ячменя Христос накормил всю паству. Применил И.Царев в стихотворении «Город Ха» в качестве отправной точки географическое название Становой хребет - в первом катрене, а в предпоследнем катрене у него уже Хехцир и Джугджур. Почему? Что за этим стоит? И когда начинаешь углубляться и понимать подтекст стихотворения - уважение к поэту растет в геометрической прогрессии. И тебе становится близкой далекая история становления русской государственности на Дальнем Востоке, а стихотворение - ясным и доступным по содержанию. Вернусь к его звукописи стихотворных строк, которые как звукоряд музыкально переливаются от одного слова к другому, к созвучию при использовании им Слова. Пример его рифмы лишь из одного полушутливого стихотворения: до вечера - доверчивый; меди я - комедия; эмоций-то - Моцарта; Баха я - ахая; Иоганна я - органная; баяна я - обаяния. Не могу даже применить к характеристикам его звукописи обычные тривиальные оценки, просто он в них не нуждается. Бесспорно - поэт Царев обладает индивидуальным стилем, который отличает его от всех других авторов. Первой внимание на эту сторону поэзии И.Царева обратила лингвист, кандидат филологических наук Е.Крадожён-Мазурова. Недавно в одной из телепередач услышала фразу: «Поэт - этот тот, чья личность присутствует в стихах». Личность И.Царева присутствует в каждом его стихотворении: мощная, интеллектуальная с энциклопедическими знаниями, и в то же время - беззащитная, мягкая, ненавязчивая... Когда в елабужской глуши, В ее безмолвии обидном, На тонком пульсе нитевидном Повисла пуговка души, Лишь сучий вой по пустырям Перемежался плачем птичьим… А мир кичился безразличьем И был воинственно упрям… Господь ладонью по ночам Вслепую проводил по лицам И не спускал самоубийцам То, что прощал их палачам… Зачтет ли он свечу в горсти, Молитву с каплей стеарина? Мой Бог, ее зовут Марина, Прости, бессмертную, прости. Творчество современных поэтов притягивает к себе своей индивидуальностью, свежестью, совершенством форм, ощущением пульса, ритма современной жизни, насыщенной информационными технологиями. Настоящая поэзия всегда во все века освещена особым Светом и воспевает простой и тяжелый труд творца и простого человека, подчеркивая, как много общего в любой деятельности во благо Миру. Характерной чертой двадцать первого века в поэзии стало объединение творчеств: скульптор передает особенности восприятия своего же творчества через поэзию (И.Лукшт); музыкант стремится соединить поэзию и музыку не только в рамках музыкального произведения, но и совершенно необычайным для прошедших времен образом через плейкаст (А.Истомина); художник придумывает соединить в рисунке стихи и штрихи, открывая для нас стихографику (И.Оркина); стало привычным для слуха и словосочетание дискография, когда соединяется одухотворенным человеком стихи и музыка (Ю.Берёзова). «Пусть песни, что дороги моей душе, станут светлыми мгновениями для вас, дорогие мои слушатели», - обращается к нам Юлия Берёзова. И ее душа живет с нами Словом и звуками ее духовного пения. И нет предела совершенству - подтверждает современная поэзия.

Современные русские писатели продолжают создавать свои превосходные произведения в нынешнем столетии. Они работают в различных жанрах, каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль. Некоторые знакомы многим преданным читателям по своим сочинениям. Некоторые фамилии у всех на слуху, так как чрезвычайно популярны и раскручены. Однако есть и такие современные русские писатели, о которых вы узнаете впервые. Но это совсем не означает, что их творения хуже. Дело в том, что для того, чтобы выделить истинные шедевры, должно пройти определенное количество времени.

Современные русские писатели 21 века. Список

Поэты, драматурги, прозаики, фантасты, публицисты и т. д. продолжают плодотворно работать в нынешнем столетии и пополнять произведения великой русской литературы. Это:

  • Александр Бушков.
  • Александр Жолковский.
  • Александра Маринина.
  • Александр Ольшанский.
  • Алекс Орлов.
  • Александр Розенбаум.
  • Александр Рудазов.
  • Алексей Калугин.
  • Алина Витухновская.
  • Анна и Сергей Литвиновы.
  • Анатолий Салуцкий.
  • Андрей Дашков.
  • Андрей Кивинов.
  • Андрей Плеханов.
  • Борис Акунин.
  • Борис Карлов.
  • Борис Стругацкий.
  • Валерий Ганичев.
  • Василина Орлова.
  • Вера Воронцова.
  • Вера Иванова.
  • Виктор Пелевин.
  • Владимир Вишневский.
  • Владимир Войнович.
  • Владимир Гандельсман.
  • Владимир Карпов.
  • Владислав Крапивин.
  • Вячеслав Рыбаков.
  • Владимир Сорокин.
  • Дарья Донцова.
  • Дина Рубина.
  • Дмитрий Емец.
  • Дмитрий Суслин.
  • Игорь Волгин.
  • Игорь Губерман.
  • Игорь Лапин.
  • Леонид Каганов.
  • Леонид Костомаров.
  • Любовь Захарченко.
  • Мария Арбатова.
  • Мария Семенова.
  • Михаил Веллер.
  • Михаил Жванецкий.
  • Михаил Задорнов.
  • Михаил Кукулевич.
  • Михаил Маковецкий.
  • Ник Перумов.
  • Николай Романецкий.
  • Николай Романов.
  • Оксана Робски.
  • Олег Митяев.
  • Олег Павлов.
  • Ольга Степнова.
  • Сергей Магомет.
  • Татьяна Степанова.
  • Татьяна Устинова.
  • Эдуард Радзинский.
  • Эдуард Успенский.
  • Юрий Минералов.
  • Юнна Мориц.
  • Юлия Шилова.

Писатели Москвы

Современные писатели (русские) не перестают удивлять своими интересными произведениями. Отдельно следует выделить писателей Москвы и Московской области, которые входят в различные союзы.

Их сочинения превосходны. Только должно пройти определенное время, для того чтобы выделить настоящие шедевры. Ведь время - это самый строгий критик, который невозможно ничем подкупить.

Выделим наиболее популярных.

Поэты: Авелина Абарели, Петр Акаемов, Евгений Антошкин, Владимир Бояринов, Евгения Браганцева, Анатолий Ветров, Андрей Вознесенский, Александр Жуков, Ольга Журавлева, Игорь Иртеньев, Римма Казакова, Елена Канунова, Константин Коледин, Евгений Медведев, Михаил Михалков, Григорий Осипов и многие другие.

Драматурги: Мария Арбатова, Елена Исаева и др.

Прозаики: Эдуард Алексеев, Игорь Блудилин, Евгений Бузни, Генрих Гацура, Андрей Дубовой, Егор Иванов, Эдуард Клыгуль, Юрий Коноплянников, Владимир Крупин, Ирина Лобко-Лобановская и другие.

Сатирики: Задорнов.

Современные русские писатели Москвы и Московской области создали: замечательные произведения для детей, большое количество стихов, прозу, басни, детективы, фантастику, юмористические рассказы и многое другое.

Первые среди лучших

Татьяна Устинова, Дарья Донцова, Юлия Шилова - это современные писатели (русские), чьи произведения любят и читают с огромным удовольствием.

Т. Устинова родилась 21 апреля 1968 года. С юмором относится к своему высокому росту. Она рассказала, что в детском саду ее дразнили «Геркулесина». В школе и институте были в связи с этим определенные трудности. Мама очень много читала в детстве, чем привила любовь Татьяне к литературе. В институте ей было очень сложно, так как физика давалась очень трудно. Но доучиться удалось, помог будущий муж. На телевидении попала совершенно случайно. Устроилась секретарем. Но спустя семь месяцев пошла вверх по карьерной лестнице. Татьяна Устинова была переводчиком, работала в администрации президента Российской Федерации. После смены власти вернулась на телевидение. Однако с этой работы тоже уволили. После этого она написала свой первый роман "Персональный ангел", который сразу опубликовали. На работу вернули. Дела пошли вверх. Родила двух сыновей.

Выдающиеся сатирики

Всем очень известны Михаил Жванецкий и Михаил Задорнов - современные русские писатели, мастера юмористического жанра. Их произведения очень интересные и смешные. Выступления юмористов всегда ожидаемы, билеты на их концерты раскупают сразу. У каждого из них свой имидж. Остроумный Михаил Жванецкий всегда выходит на сцену с портфелем. Его очень любит публика. Его шутки часто цитируют, так как они безумно смешные. В театре Аркадия Райкина со Жванецкого начался большой успех. Все говорили: "как сказал Райкин". Но их союз со временем распался. У исполнителя и автора, артиста и писателя были разные дорожки. Жванецкий принес с собой в общество новый литературный жанр, который сперва приняли за древний. Некоторые удивлены, почему "человек без голоса и актерской подачи выходит на эстраду"? Однако не все понимают, что таким образом писатель публикует свои произведения, а не просто исполняет свои миниатюры. И в этом смысле эстрада как жанр тут ни причем. Жванецкий, несмотря на непонимание со стороны некоторых людей, остается большим писателем своей эпохи.

Бестселлеры

Ниже представлены русских писателей. Три интереснейшие историко-приключенческие повести входят в книгу Бориса Акунина "История Российского государства. Огненный перст". Это удивительная книга, которая понравится каждому читателю. Захватывающий сюжет, яркие герои, невероятные приключения. Все это воспринимается на одном дыхании. "Любовь к трем цукербринам" Виктора Пелевина заставляет поразмыслить о мире и жизни человека. Во главу угла он ставит вопросы, которые волнуют многих людей, умеющих и жаждущих мыслить и думать. Его трактовка бытия отвечает духу современности. Здесь тесно переплетается миф и уловки креативщиков, реальность и виртуальность. Книга Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" была номинирована на Букеровскую премию. Она произвела настоящий фурор на книжном рынке. Великолепное издание занимает почетное место в современной русской литературе. Это истинный шедевр современной прозы. Читается легко и интересно. Некоторые главы насыщены юмором, другие же трогают до слез.

Лучшие романы

Современные романы русских писателей увлекают новым и удивительным сюжетом, заставляют сопереживать главным героям. В историческом романе "Обитель" Захара Прилепина затрагивается важная и одновременно больная тема Соловецких лагерей особого назначения. В книге писателя глубоко прочувствована та сложная и тяжелая атмосфера. Кого она не убивала, того делала сильнее. Автор создал свой роман на основе архивной документации. Он умело вставляет чудовищные исторические факты в художественную канву сочинения. Многие произведения современных русских писателей являются достойными образцами, превосходными творениями. Таков роман "Ложится мгла на старые ступени" Александра Чудакова. Он признан лучшим русским романом по решению членов жюри конкурса "Русский Букер". Многие читатели решили, что это сочинение является автобиографическим. Настолько достоверны мысли и чувства героев. Однако это образ подлинной России в сложный период времени. В книге сочетается юмор и невероятная печаль, эпизоды лирические плавно перетекают в эпические.

Заключение

Современные русские писатели 21 века - это еще одна страничка в истории отечественной литературы.

Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Юлия Шилова, Борис Акунин, Виктор Пелевин, Павел Санаев, Александр Чудаков и многие другие покорили своими произведениями сердца читателей всей страны. Их романы и повести уже успели стать настоящими бестселлерами.