Презентация на тему педагогического опыта. Презентация педагогического опыта учителя начальных классов

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Роль учителя-методиста, руководителя школы и руководителя методического объединения в изучении, обобщении и распространении ППО

Докладчик: Мальцева Алла Владимировна


Плохой хозяин растит сорняк.

Хороший выращивает рис.

Мудрый возделывает почву.

Дальновидный воспитывает

работника

Восточная пословица


Я. Турбовской


Технология работы с педагогическим опытом

  • Выявление положительного опыта.
  • Изучение выявленного опыта.
  • Обобщение передового педагогического опыта. Виды обобщения.
  • Пропаганда передового педагогического опыта.
  • Формирование педагогического опыта.

Выявление объекта изучения опыта:

  • Оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения.
  • Выявление педагогов, получающих устойчивые результаты.
  • Выявление факторов, способствующих получению высоких результатов.
  • Изучение результатов и документов аттестации педагогов.
  • Определение объекта изучения.


  • Выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий поиск педагога.
  • Формулировка проблемы.
  • Теоретическое обоснование опыта. Изучение литературы по проблеме опыта.
  • Выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта.
  • Формулировка цели изучения.

I этап мониторинга (подготовительный):

  • Установить сроки проведения.
  • Составить график и цели посещения уроков (учебных занятий) и внеклассных мероприятий.
  • Собрать необходимые сведения об учителе, составить краткую производственную характеристику педагога.
  • Разработать инструментарий для проведения мониторинга.

II этап мониторинга (практический):

  • Отбор методов сбора информации.
  • Составление программы наблюдения за деятельностью педагога.
  • Реализация методов сбора информации об опыте.(наблюдения, собеседования, тестирование, анкетирование, анализ уроков и внеклассных мероприятий, срезы знаний учащихся, анализ школьной документации).
  • Изучение степени использования возможностей учебного кабинета.
  • Самоописание опыта работы его автором.

III этап мониторинга (аналитический):

  • Систематизация и обработка собранной информации.
  • Анализ полученной информации.
  • Обобщение опыта работы педагога, определение вида и уровня обобщения.
  • Разработка рекомендаций и предложений по использованию опыта работы,определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов.

Изучение педагогического опыта:

  • Первое условие изучения опыта - выявление его вида.
  • Второе условие изучения опыта - определение его сущностных характеристик .

ВИДЫ ОПЫТА

  • Педагогическое новаторство
  • Педагогическое творчество
  • Педагогическое мастерство
  • Педагогическая технология
  • Педагогическая техника

Сущностные характеристики опыта

  • Действенность
  • Актуальность
  • Новизна
  • Системность
  • Оптимальность
  • Научность
  • Результативность
  • Перспективность
  • Преемственность
  • Репрезентативность

Формы и уровни обобщения

Практический:

  • Показ или описание приемов и методов работы
  • Показ или описание результативности работы
  • Показ или описание системы работы
  • Открытый урок
  • Семинар-практикум
  • Творческий отчет
  • Выставка
  • Рефераты
  • Справки

Формы и уровни обобщения

Методический:

  • Выделение ведущей педагогической идеи опыта
  • Характеристика условий развития опыта
  • Анализ результативности работы
  • Подготовка методических рекомендаций и разработок
  • Педагогические чтения
  • Школа передового опыта
  • Авторская школа
  • Методический плакат
  • Методические недели, дни
  • Магнитная запись
  • Видеофильм и др.

Формы и уровни обобщения

  • Публикации:
  • Статьи
  • Сборники
  • Монографии и др.
  • Теоретический анализ и обоснование опыта работы
  • Практическая новизна опыта
  • Комплексность опыта
  • Значение опыта для развития теории и практики

Пропаганда передового педагогического опыта

  • Устная пропаганда
  • Наглядная пропаганда
  • Печатная пропаганда
  • Практический показ
  • Пропаганда через Интернет

Формирование (моделирование) педагогического опыта

  • Выбор проблемы по формированию педагогического опыта
  • Создание творческой группы
  • Совместная исследовательская работа (теоретическая подготовка творческой группы)
  • Создание модели опыта
  • Апробация модели опыта (проверка и анализ полученных результатов через систему уроков и внеклассных мероприятий)
  • Ознакомление коллектива с результатами разработок
  • Обобщение опыта
  • Рекомендации по использованию опыта

Какой опыт считается передовым?

Передовой педагогический опыт-тот, в котором учитель испытывает профессиональную потребность и который помогает ему в решении педагогических задач.

Я. Турбовской
















1 из 14

Презентация на тему: Педагогический опыт

№ слайда 1

Описание слайда:

Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем. Передовой опыт педагогической и управленческой деятельности.

№ слайда 2

Описание слайда:

Передовой педагогический опыт Это - новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ИЗУЧЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА (ППО) Знать - Социальный заказ на образование; - концепцию ОУ; - сущность и технологию проблемного анализа. - Определения понятий «передовой педагогический опыт», «выявление передового педагогического опыта», «изучение передового педагогического опыта», «обобщение передового педагогического опыта», «описание передового педагогического опыта», «диссеминация передового педагогического опыта»; - виды передового педагогического опыта; - критерии ценного опыта; - алгоритмы, формы, методы выявления, изучения, обобщения передового педагогического опыта; - структуру описания педагогического опыта; - модели эффективного распространения инновационного педагогического опыта. Уметь - Проводить проблемный анализ, применяя знания педагогики и основ психологии; - проводить диагностику; - выделять основные проблемы ОУ, направления передового педагогического опыта, значимые квалификационные качества педагогов; - мотивировать педагогов на профессиональное развитие. - Применять знания о передовом педагогическом опыте; - выстраивать алгоритмы и управлять деятельностью по выявлению, изучению, обобщению, описанию, диссеминации педагогического опыта; - работать с информацией, информационными картами инновационного опыта; - обобщать свою работу в виде публичных отчетов, выступлений, статей.

№ слайда 7

Описание слайда:

Виды педагогического опыта Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления: - использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности; - использование уже известных форм и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности; - использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным. Передовой опыт – мастерство.

№ слайда 8

Описание слайда:

Алгоритм выявления передового педагогического опыта Проведение проблемного анализа деятельности ДОУ. Выявление актуальных проблем образовательного процесса ДОУ. Определение педагогов, которые успешно решают эти проблемы. Принятие решения об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Определение ответственных за изучение и обобщение опыта.

Описание слайда:

Алгоритм изучения передового педагогического опыта Определить совместно с педагогом тему. Ознакомиться со специальной литературой, нормативно-правовой базой, состоянием практики работы ДОУ, города и других регионов по избранной теме. Разработать совместно с педагогом, автором опыта, программу или план изучения опыта. Проанализировать совместно с педагогом, автором опыта, практическую деятельность, документацию, методические разработки и т.д. Проведение мониторинга результатов изучаемого опыта. Оформление итогового документа: справку, выводы, рекомендации. Рассмотрение результатов передового педагогического опыта на заседании методического или педагогического совета.

№ слайда 11

Описание слайда:

План изучения передового педагогического опыта 2010 - 2011 учебный год Тема (проблема опыта) Ф.И.О. автора (авторов) опыта Кто изучает опыт (Ф.И.О) Этапы изучения опыта Содержание деятельности Сроки Формы подведения итогов Обеспечение рационального уровня двигательной активности детей в ДОУ Плотникова А.Н, Кропивницкая Ю.П.. Новикова Л.А. 1 этап: организационный; 2-й этап: теоретической и практической подготовки Определить тему опыта. Изучить научную и методическую литературу по теме опыта; Разработать уровни двигательной активности детей Сентябрь Октябрь ноябрь Консультация для педагогов ДОУ на пед. часе Диагностический пакет для педагогов ДОУ

№ слайда 12

Описание слайда:

Педагогический опыт. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Московский городской педагогический университет. Обобщение педагогического опыта. Передовой педагогический опыт. Педагогический дебют. Педагогический опыт по теме. Основы педагогического мастерства. Педагогическая инноватика. Мой инновационный педагогический опыт. Конкурс педагогического мастерства.

Мои педагогические находки. Обобщение передового педагогического опыта. Обобщение педагогического опыта работы. Нижегородский педагогический колледж. Распространение собственного педагогического опыта. Обобщение опыта педагогической деятельности. Педагогическая студия. Технология обобщения педагогического опыта. Неделя педагогического мастерства.

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. Распространение инновационного педагогического опыта. Городской конкурс педагогического мастерства. Аукцион педагогических идей. Технология описания педагогического опыта. Урок как педагогический феномен. Опыт реализации педагогического проекта. Система педагогической деятельности (из опыта работы).

Результативный педагогический опыт. Описание актуального педагогического опыта. Эстафета педагогического мастерства. Колледж Инновационного Евразийского университета. Описание педагогического опыта по реализации новых ФГОС. Информационная карта инновационного педагогического опыта. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции В.А. Сухомлинский.

Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Передовой педагогический опыт (трактовка, изучение, обобщение, распространение, оформление) Берговина Юлия Дмитриевна учитель математики МБОУ СОШ №30

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта Образец хорошей работы. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Ценен « технологизированный опыт» с выявленными и научно – обоснованными закономерностями, который работает у любого учителя. К такому уникальному опыту можно отнести классно-урочную систему Я.А. Коменского. Все остальные технологии в педагогике субъективны. У нас чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при использовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, поэтому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.

Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы: Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. - низкое качество знаний; - слабая математическая подготовка учащихся; - недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; - низкий уровень воспитанности; - пробелы в формировании ЗУН учащихся (навыков устного счета и др.) Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Критерии обобщения педагогического опыта: высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся; творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога; длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов); актуальность темы опыта, перспективность. научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта; рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Как работать по обобщению передового опыта? 1 . Сначала его нужно найти и запланировать: найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме; найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт; увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на высшую квалификационную категорию; запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе; сформулировать вместе с учителем тему; запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

Как работать по обобщению передового опыта? 2. Изучается опыт с помощью следующих методов: анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ; изучение УМК учителя; изучение его рабочей документации (планов); проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

Как работать по обобщению передового опыта? 3. Обобщение: статья о своем опыте работы (сборник статей); подготовка открытого урока с подробным самоанализом; подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса; проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция; методический альбом ОУ.

Как работать по обобщению передового опыта? 4. Распространение опыта: педагогический совет; заседание методического объединения; творческий отчет; различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); научно-практические конференции; наставничество; публикации в методических журналах; мастер-классы; семинары; окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей).

Что может быть опытом? алгоритмы учебных действий по предмету; технология урока или элементы технологии; авторская программа (учебного курса, воспитательная); система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.); эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.); эффективная система оценки знаний и др.

Оформление оценки опыта педагога: методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом); вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уроках. Материал постепенно оформляется в альбом); методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях); карточки ППО.


Одним из этапов конкурса педагогических достижений "Мастерство и достоинство" было представление своего педагогического опыта. К конкурсу я подготовила эссе, в котором я провожу самоанализ своего педагогического опыта, и презентацию для сопровождения защиты эссе на конкурсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Мой педагогический опыт

«Это невозможно», – сказала Причина.

«Это безрассудно» – заметил Опыт.

«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.

«Попробуй...» – шепнула Мечта.

Этим эпиграфом можно описать мои сомнения перед тем, как я пришла работать в систему образования из производственной сферы. Не было педагогического опыта, не было теоретической базы по педагогике.

Но прошло несколько лет, и я участвую в конкурсе профессиональных достижений «Мастерство и достоинство». Одним из этапов конкурса является представление своего педагогического опыта. Я решила сначала прояснить для себя само понятие педагогического опыта. Нашла несколько определений и, обобщив их, остановилась на такой формулировке: педагогический опыт – это результат педагогической деятельности учителя на основе принципов педагогики, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач, с учетом конкретных условий, особенностей обучающихся и собственной личности. Педагогический опыт опирается на результаты теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования, широко применяемые большинством учителей, а также на передовой новаторский опыт педагогов, оптимизирующих организацию педагогического процесса, содержащий элементы новизны и творческого открытия.

Стаж моей педагогической деятельности 8 лет. Начав работать в лицее и определив свое педагогическое кредо словами Сократа «Не стыдно чего-нибудь не знать – стыдно не хотеть учиться», я поступила в Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина и окончила его в 2011 году с отличием. Кроме этого, я обучалась на курсах повышения квалификации, в общей сложности, за период работы в лицее это составило 684 часа. За время моей педагогической деятельности я трижды проходила аттестацию как мастер производственного обучения (на вторую, на первую и на высшую категорию), конечно же, на основе накапливаемого опыта.

Какой же педагогический опыт накоплен мною за этот период. В одном из источников предложена классификация педагогического опыта по следующим показателям.

Индивидуальный и массовый (коллективный); - перспективный и бесперспективный; - реальный и потенциальный; - положительный и отрицательный; - передовой и устаревший; - новаторский; - творческий и репродуктивный; - стихийный и целенаправленно сформированный.

Если проанализировать мою педагогическую деятельность, то можно выявить полученный мной опыт почти по всем перечисленным показателям. Массовый педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы. Этот опыт я получала от своих коллег-педагогов, знакомясь с азами профессии мастера производственного обучения, в том числе аспектов воспитательной работы, поскольку базового педагогического образования у меня нет. Обобщая его, адаптируя к своей личности и апробируя его в педагогической деятельности, получала индивидуальный опыт. Опыт был положительный и отрицательный. Отрицательный опыт в том, что поначалу не всегда реально оценивала возрастные особенности обучающихся. Но, изучая этот вопрос, анализируя ситуации и информацию из дополнительных источников, сейчас я стараюсь адекватно оценивать возможности обучающихся. Так опыт отрицательный перешел в положительный. Перспективный и бесперспективный опыт. Есть ли у меня такой? Начну с бесперспективного – это мой опыт, связанный с непониманием отсутствия интереса у обучающихся к получаемой профессии, и в связи с этим и их нежеланием учиться. Но он переходит в показатель перспективного, так как пришло понимание, что не всегда в этом возрасте ребенок может реально оценить свои способности, может ошибиться в выборе профессии. Нужно помочь ему в такой ситуации дойти до конца по выбранной на период обучения дороге и указать пути возможного применения знаний и умений. Реальный и потенциальный опыт. Я думаю, могу с уверенностью сказать, что у меня есть реальный педагогический опыт по организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся. Это можно подтвердить результатами обучения за периоды, результатами участия в различных мероприятиях обучающихся, представленными в портфолио. Накоплен реальный опыт по организации уроков производственного обучения. Но в связи с изменением образовательных стандартов в свете изменения концепций обучения необходим потенциальный опыт, который всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться. Я готова к этому опыту, понимая, что предстоит много работы по внедрению новых образовательных программ и обеспечение этого процесса методическими материалами, фондами оценочных средств. Базой этого опыта является работа в городской творческой группе по созданию образовательных программ по ФГОСам третьего поколения, создание программ 16 модулей и 4 дисциплин, программ учебной практики по 8 модулям. В контексте темы «Разработка программ по новым ФГОС» я участвовала в городских Педагогических чтениях в 2010 году и в городской научно-практической конференции «Педагогический процесс в учреждениях НПО и СПО на современном этапе» в 2012 году. Передовой и устаревший опыт. Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий. Для одних педагогов это реальный передовой опыт, а для других – это пройденный этап. Мой опыт для кого-то не представляет новизны, а для кого – это передовой опыт. Собственным опытом я делюсь на семинарах лицейского и городского уровня, а также при организации обучающих семинаров для коллег в лицее. Передовой опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики. В современных условиях модернизации образовательной системы, для успешной реализации педагогических задач необходимо изучать и использовать передовой педагогический опыт – эффективный, отвечающий современным запросам общества, открывающий возможности постоянного совершенствования, позволяющий достигать высоких результатов в учебно-воспитательной работе.

Мой передовой опыт – это использование в педагогической деятельности активных способов обучения – это деловые игры, информационно-коммуникационные технологии, в том числе дистанционное консультирование, метод проектов, элементы педагогической технологии «французские мастерские». Опыт применения элементов технологии «французские мастерские» возник стихийно (стихийный опыт), с предложения выступить на семинаре по этой теме. Но, изучая эту тему, апробируя применение на уроках элементов этой технологии, я получила неожиданный результат. Интерес к таким урокам у обучающихся выше, чем к урокам в традиционной технологии. На основе применения технологии стал складываться планомерный опыт. Он целенаправленно, постепенно формируется, при этом я последовательно реализую свой замысел, по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта. В результате формирования планомерного опыта была подготовлена методическая разработка «Сущность, принципы и методы педагогической технологии французских мастерских». Подготовлено и проведено мною 4 открытых урока производственного обучения с применением технологии французских мастерских, проведен открытый интегрированный урок кулинарии и производственного обучения с применением этой технологии совместно с преподавателем кулинарии, оказана помощь в подготовке уроков с элементами этой технологии мастерам производственного обучения. Проведен мастер-класс с элементами этой технологии на курсах повышения квалификации, что было отмечено руководством АППО СПб (Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга) благодарственным письмом, и научным руководителем курсов составлен положительный отзыв об этом мероприятии. На эту тему была подготовлена статья для педагогических чтений, в которых я участвовала в 2009 году. Новаторский опыт – это явление в какой-то мере отрицающее сложившиеся традиции, настолько передовой, что обогащает педагогическую науку. Такового опыта у меня нет. Но его синоним – творческий опыт, я думаю, в моей деятельности присутствует. Творческий подход проявился в адаптации технологии «французская мастерская» к применению на уроках производственного обучения по профессии повар, так как примеров такого использования данной технологии не было. Одна из основных задач обучения во французской мастерской – сформировать у обучаемого профессиональные умения самостоятельной работы со знаниями. Это значит: обучающиеся должны уметь точно формулировать проблемы; эффективно собирать и оценивать информацию; придумывать новые идеи и предлагать варианты решений проблем. В профессиональном образовании акцент сейчас смещается на развитие базовых компетентностей современного человека, таких как информационная, коммуникативная, самоорганизации и самообразования. Основными целями обучения во французских мастерских, наряду с обучением профессиональным знаниям и умениям, как раз и является развитие этих базовых компетентностей обучающихся, которые социальны по своей природе. Развитие этих компетентностей позволит подготовить обучаемых к самостоятельному решению жизненных проблем. Механизмом, который поможет развить поисковую активность, умение работать с информацией, умение общаться, представлять себя в реальных жизненных ситуациях, с которыми выпускник столкнется, является применение алгоритма инновационной технологии «французские мастерские». Сущность педагогической технологии «французские мастерские» – последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания и умения. Современное ресторанное производство, для которого мы готовим квалифицированных рабочих, предъявляет высокие требования к выпускникам – это умение творчески подходить к работе, умение ориентироваться в потоке информации и использовать необходимую информацию в работе, коммуникативная культура. Хороший кулинар должен уметь учиться всегда для поддержания своего профессионального статуса. Педагогическая технология французских мастерских способствует развитию, как вышеназванных умений, так и компетенции самообразования. П