Повторение раздела «Древний Рим». Обобщение к главе «Древний Рим Гдз по истории древнего рима

1. Определите словами местонахождение Древнего Рима, покажите его на карте.

Город Рим расположен в Средней Италии (примерно посередине высоты «сапога» Апеннинского полуострова, по ширине ближе к западном побережью).

2. Какие территории были завоеваны Римом во времена Римской империи? Когда Римское государство достигло наибольших размеров?

За свою историю Рим завоевал огромные территории. Ему принадлежали все берега Средиземного моря, а также территории современных Франции, Англии, части Германии, Крыма и т. д.

Самая большая территория ему принадлежала при императоре Траяне, при котором удалось покорить обширные земли на востоке, например, на территории современного Ирака. Вскоре после завоевания при следующим императоре их пришлось оставить.

3. Сравните природу Италии и Греции. Сделайте вывод, каким занятиям людей в древности она благоприятствовала.

На Балканском полуострове большинство земель не очень плодородна, потому на ней невозможно вырастить много зерна, зато хорошо плодоносят виноград и оливки. При этом линия побережья очень длинная, там много удобных букв. Благодаря всему этому эллины с ранних веков стали заниматься торговлей изначально оливковым маслом и вином, а потом и изделиями ремесленников.

В Италии земля более плодородная, сельское хозяйство вполне может прокормить людей. Но при этом там также длинная и удобная для кораблей линия побережья. Потому жители Италии не сами начали торговлю по морю, но когда приобщились к этим делам благодаря эллинам и финикийцам, то поняли, какие прибыли она приносит.

4. С именами каких прославленных людей вы связываете историю Древнего Рима? Расскажите об одном из них, используйте для этого дополнительный материал. Поясните, какие качества характера привлекли вас в этом человеке.

В истории римлян много выдающихся полководцев. В отличие от них Марка Туллия Цицерона помнят, прежде всего, как оратор. При этом он принимал и активное участие в политике. А также и командовал войсками (что менее известно), потому в письмах гордо подписывался «император» (потому что однажды он обладал такой властью в войсках).

Бобровникова, Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции (Жизнь замечательных людей). – М., 2006;

Звиревич, В. Т. Цицерон. – СПб., 2016.

Римское царство существовало в 753-509 гг. до н.э., то есть 244 года, Римская империя – в 509-27 гг. до н.э., то есть 482 года, единой она оставалась до 395 года н.э., то есть 422 года (хотя на самом деле за это время несколько раз разделялась на две, но потом снова объединялась). На момент падения Западной римском империи с момента образования Римской империи прошло 503 года, а с момента основания Вечного города – 1229 лет.

6. Воспитание любви к Риму (как и любви к родине у древних греков) считалось важной задачей всех граждан. Поразмышляйте, в каких делах, поступках, действиях гражданин (плебей, патриций, император) мог проявить свою преданность Отечеству. Современно ли это для нас?

Прежде всего, всех их призывали защищать Отечество. Кроме того, они должны были участвовать в политических делах и таким образом заботиться о Родине. Также им всем следовало заботиться о Родине с точки зрения культа, то есть не делать того, из-за чего Рим мог бы потерять благосклонность богов. Именно поэтому римляне преследовали христиан – они считали, что из-за их отказа от жертвоприношений боги обидятся на всё государство.

Задание 5.1. Заполните пропуски в тексте

Город Рим был основан в 753 году до н.э. Он располагался на семи холмах на берегу реки Тибр. Эта местность называлась "местность семи холмов" или "вечная" , и здесь обитали племена этрусков . Соседями Рима были племена латины, сабины, самниты . Многие сови достижения жители Рима позаимствовали у живших за морем и создавших в Италии свои колонии греков . Первым царем Рима был Ромул

Задание 5.2. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Патриции и плебеи обладали

в) неравными правами - патриции имели преимущество

2. Основу римской армии составляли

3. Плодами побед римской армии пользовались

а) главным образом патриции

4. Плебеи начали борьбу за свои права

в) покинув город Рим, оставив его беззащитным

5. Результатом борьбы патрициев и плебеев было

а) установление должности народных защитников - трибунов

Задание 5.3. Расставьте события в хронологическом порядке

1. Война с этресками

2. Взятие галлами Рима

3. Война с самнитами

4. Война с царем Пирром

5. Создание римско-италийского союза

1 2 3 4 5
Б В Д А Г

Задание 5.6. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Римляне изгнали царя и установили республику

б в 510 г.до н.э.

2. Народное собоание избирало

а) двух консулов

3. Консулы избирались

а) на один год

4. В мирное время консулы

а) управляли городом

5. В военное время консулы

а) командовали войском

6. В середине V века до н.э. в Древнем Риме

б) были приняты законы XII Таблиц

Задание 5.7. Соедините стрелками имена богов Древней Греции и Древнего Рима, соответствующих друг другу

Задание 5.8. бозначьте цифрами на схеме "Римское войско периода ранней республики":

1 - легион

2 - конницу

3 - легковооруженных воинов

4 - манипулу

5 - центурию

Задание 5.9. Пунические войны

1. Отметьте красными точками и подпишите на карте названия столиц государств. участвовавших в Пунических войнах

2. Обведите зеленым цветом границы Римской республики к началу Первой Пунической войны

3. Зеленой штриховкой покажите территории, захваченные Римом в результате Первой Пунической войны

4. Обведите синим цветом границы Карфагена к тому времени, когда началась Вторая Пуническая война

5. Отметьте красными крестиками места битв Второй Пунической войны: при Тразименском озере, при Каннах; при Заме. Рядом напишите их даты

6. Нарисуйте красными стрелками направления походов Ганнибала, черными стрелками - походов римских полководцев

Задание 5.10. Расставьте имена римских императоров в порядке правления

Задание 5.11. Укажите, почему войны между Древним Римом и Карфагеном называются "Пуническими"

1. В честь одного из римских полководцев

2. В честь историка, написавшего книгу об этих войнах

3. По тому, как римляне назывались карфагенян

Задание 5.12. Прочитайте отрывок из произведения историка Плутарха. Отметье событие о котором идет речь

1. Битва при Гавгамелах

2. Битва при Каннах

3. Битва у Тразименского озера

4. Битва при Заме

5. Битва при Пидне

Задание 5.13. Соотнесите события и даты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
К Д А З Б Ж Е В Г И

Задание 5.14. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Народный трибун имел право

б) отменять решения сената и консулов

2. Основу римского войска во II веке до н.э. составляли

а) крестьяне

3. Массовое разорение крестьян привело к

б) ослаблению войска

4. Земельный закон Тиберия Гракха был принят

б) народным собранием

5. Тиберий Гракх и его стронники были

6. Союзническая война закончилась

б) признанием за союзниками римкого гражданства

Задание 5.15. Обозначьте цифрами вооружение римского легионера:

4 - доспехи

Задание 5.16. Разгадайте кроссворд

1. Гладиатор

2. Ганнибал

5. Сцилион

6. Амфитеатр

7. Везувий

8.Провинция

10. Триумф

Задание 5.17. укажите верный вариант продолжения фразы

1. Гражданские войны в Риме закончились победой

2. В 30 годы до н.э. в Риме была установлена

б) единоличная власть

3. Звание "Август", полученное Октавианом, означало

в) "возвышенный богами"

Задание 5.18. Соотнесите крылатые выражения и мена исторических деятелей, с которыми они связаны

1 2 3 4 5
Г В Б Д А

Задание 5.19. Разгадайте кроссворд

6. Клеопатра

7. Рубирон

8. Антоний

9.Император

Задание 5.20. Римская империя в I веке до н.э.

Задание 5.21. Отметьте имя римского императора, о котором идет речь в тексте

3. Константин I

4. Марк Аврелий

5. Гай Калигула

Задание 5.22. Заполните пропуски в тексте

Возникновение христианства

Христианство возникло в восточной части Римской империи. Основателем новой религии был Иисус Христос . Он родился в годы правления императора Августа. О его рождении и жизни повествуют четрые книги Новый звет ("Благая весть").

В годы правлеиния императора Тиберия в Палестине жил Иоанн реститель. Он крестил людей в водах Иордана, очищая их от грехов. Иисус, которому тогда было 30 лет, тоже омылся в этих водах, и на него сошел Дух Святой в виде голубя. С того времени Иисус начал творить чудеса и учить людей, как надо жить, чтобы спасти свою душу и попасть в Царствие Небесное. У него появились многочисленные последователи и ученики.

Но иудейский жрецы, боясь потерять влияние на верующих, возненавидели Иисуса. Они обвинили его в искажении веры и потребовали казнить его. За 30 серебрянников подкупили одного из учеников - Иуду, и тот помог схватить Христа. Иисуса отвели к местному наместнику Понтию Пилату , который утвердил смертный приговор.

Иисуса отвели на гору Голгофу у стен главного города Палестины и Иерусалима , где должна была совершиться страшнейшая казнь - распятие .

Тело козненного Иисуса римялне положили в гробницу недалеко от места казни и приставили к ней стражу. Но когда через день его ученики пришли к гробнице совершить полагающиеся обряды, они увидели, что там никого нет. Внутри, на каменном ложе, сидел ангел, сообщивший, что Иисус Воскрес . Вкоре Христос явился свим ученикам и возвестил, что для них пришел час отправиться в разные концы земли, чтобы донести его слова людям. Двенадцать ближайших учеников Иисуса, называемые апостолами (посланниками), понесли по свету учение Христа и рассказ о его жизни. Во многих местах Римской империи образовались общины верующих. Так возникла христианская религия

Задание 5.23. Соедините стрелками название "Древний Рим" с изображениями достижений культуры этого государства

Задание 5.24. Отметьте имя исторического деятеля, о котором писал древнеримский историк

2. Гензерих

3. Аттила

Задание 5.25. Расставьте события в хронологическом порядке

Задание 5.26. Отметье цифрами факты, относящиеся к:

1 - Западной Римской империи

2 - Восточной Римской империи

Задание 5.27. Выполните задания на контурной карте

1. Обозначьте красным цветом границу Римской империи. синим - границу между Западной и Восточной Римской империей

2. Нарисуйте черными стрелками направления вторжения гуннов

3. Нарисуйте синими стрелками основыне напрвления вторжения германских племен в пределы Римской империи

4. Отметьте цифрами в кружках земли Римской империи, захваченные племенами: 1 - готтов, 2 - вандалов

5. Обозначьте крестиком место битвы при Каталаунских полях, рядом напишите ее дату

6. В прямоугольнике напишите дату падения Западной Римской империи

1. В каком веке был построен Рим? В VIII веке до н.э.

2. Кто такие патриции в Древнем Риме? Коренные жители Рима и их потомки.

3. Что такое Сенат в Риме? Совет «старейших» патрициев Рима.

4. Как назывался глава Римской Республики, образованной в VI веке до н.э.? Консул.

5. За что в Древнем Риме боролись плебеи? Плебеи боролись за гражданские права.

6. С какой страной воевал Рим в Пунических войнах? С Карфагеном.

7. Чем закончилась третья Пуническая война? Полным разгромом Карфагена Римом.

8. Как назывались страны, завоеванные Римом? Провинциями.

9. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака? В 74-71 годы до н.э.

10. Между кем была гражданская война в Древнем Риме? Между патрициями и плебеями.

11. В каком веке был «Золотой век» римской поэзии? В конце 1 века до н.э. - начале века н.э.

12. Почему появился термин «золотой век» в Римской поэзии? Потому, что в том веке жили выдающиеся поэты Рима.

13. При каком императоре было временное усиление Рима в III веке? При Диоклетиане.

14. В каком году Римская империя разделилась на Восточную и Западную? В 395 году.

15. В связи с каким событием 476 год оставил след в мировой истории? Закончилась история древнего мира.

16. При каком Римском императоре христианство широко распространилось на всю империю? При Константине.

17. На берегу какой реки возник город Рим? Тибр.

18. Как называли себя потомки основателей Рима? Патрициями.

19. В каком веке в Риме была установлена республика? VI в. до н.э.

20. Как называлась главная площадь Рима? Форум.

21. Кто был главным противником Рима в III в. до н.э.? Карфаген.

22. Кто был полководцем Карфагена в войнах с Римом? Ганнибал.

23. Кто возглавил крупнейшее восстание рабов в Италии в 74 - 71 гг. до н.э.? Спартак.

24. Между кем развернулась борьба за единовластие после убийства Цезаря? Антоний и Октавиан.

25. Самой зловещей фигурой среди римских императоров I в. до н.э. был: Нерон.

26. Кто такие колоны? Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.

27. При каком римском императоре был принят указ, разрешающий христианство? Константин.

28. Возникновение христианства: I в. н.э.

29. Для принятия законов римляне собирались на главной площади Рима: Форуме.

30. В Риме плебеи стали полноправными гражданами в результате борьбы с патрициями в течение: 200 лет.

31. Последствием разорения итальянских крестьян в античные времена было: Ослабление римской армии.

32. Македонское царство перестало существовать в 168 г. до н.э., а римский консул получил право: На триумф.

33. Древний Рим был расположен: На берегу реки Тибр.

34. В Римской республике в ходе борьбы патрициев и плебеев всю власть получал, распоряжаясь казной, ведя переговоры с другими государствами: Сенат.

35. С 330 г. столицей Римской империи стал город: Константинополь.

36. В Риме заседания Сената возглавляли с 509 г. до н.э.: Консулы.

37. В середине V века гуннов возглавил воинственный вождь, прозванный современниками «бичом божьим»: Атилла.

38. Из числа патрициев в Древнем Риме выбирали двух правителей сроком на один год: Консулов.

39. Что могло отменить распоряжение консулов в Древнем Риме? Право «вето».

40. Какие меры предпринял военачальник Стилихон, чтобы предотвратить нашествие готов во главе с Аларихом? Убедил императора собрать деньги для выкупа.

41. В пожаре Рима в 64 году до н.э. народ обвинил: Императора Нерона.

42. Сенат в Древнем Риме в результате борьбы плебеев и патрициев: не был подотчетен никому.

43. Причина гражданских войн в Древнем Риме: Война между патрициями и плебеями.

44. Грек Аполлодор построил одну из площадей в Риме, получившую название: Форум Траяна.

45. Древнее Римское государство было расположено: На Аппенинском полуострове.

46. Древнеримский историк Тацит в своей книге писал, что начинает по вествование с 821 года «от основания нашего города». Это был год 753 г. до н.э.

47. Сенат даровал Цезарю пожизненное звание: Диктатора.

48. Через несколько лет после разделения Римской империи над Италией нависла опасность: Нашествия готов.

49. Первыми христианами стали в Римской империи: Рабы и бедняки.

50. Древние римляне ежедневно посещали: Термы.

51. В каком году Римская империя была разделена на два государства -Восточную империю и Западную империю? В 395 году.

52. По юлианскому календарю разница между природным и календарным годом составляла: 10 суток.

53. Причина перехода на григорианский календарь объясняется стремлением: Сблизить природный и календарный год.

54. В борьбе за Средиземноморье Рим воевал в III веке до н.э.: С Карфагеном.

55. Триумфальная арка Константина отличалась от всех прежних арок тем, что она: Воздвигнута в честь победы одних римлян над другими.

56. Для создания нового юлианского календаря в Рим пригласили: Египетского ученого Созигена.

57. Гладиаторские бои при императоре Гонории были запрещены: По требованию христиан.

58. Сенат в Древнем Риме - это: Высший орган власти.

59. Начиная со времени Октавиана Августа, Римское государство называют: Империей.

60. Современным календарем для большинства стран и народов считается: Григорианский.

61. На самом юге Аппенинского полуострова восставшие рабы под руководством Спартака оказались в ловушке, устроенной: Римским полководцем Крассом.

62. Земледельцы Древнего Рима, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались: Колонами.

63. Сенат преподнес Октавиану: Почетное прозвище Август.

64. Рабов, которым владелец имений давал участки земли, рабочий скот и орудия труда, в Древнем Риме называли: Рабами с хижинами.

65. После земельного закона братьев Гракхов: Продолжалось разорение крестьян

66. Римляне изобрели: Бетон.

67. Рабы открыли готам ворота Рима в августовскую ночь: 410 года.

68. В 30-м году до н.э. Октавиан объявил: Об окончании гражданской войны.

69. Изгнав последнего царя, древние римляне установили: Республику.

70. Основа гражданского права многих современных стран: Римское право, записанное в Византии.

71. Около двух тысяч лет назад, по предложению римского императора, был составлен новый календарь, названный: Юлианским.

72. Император Нерон обвинил в заговоре и приказал ему покончить с собой: Сенеку.

73. Тиберий Гракх был: Народным трибуном.

74. Не дожидаясь нападения римлян, Ганнибал решил первым нанести удар: Перейдя с войском через Альпы.

75. Кого в Древнем Риме называли «преторианцы»? Воинов из охраны императора.

76. Личная охрана Октавиана Августа состояла из девяти отрядов: Преторианцев.

77. Начало нашей эры отделено от основания Рима: 753 г.

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

республика – форма правления, при которой государством управляют выборные органы власти;

патриции – в период ранней республики высший слой римского общества, жёстко противостоявший плебеям, данный слой происходит по разным версиям либо от младших потомков сенаторов, либо от все первых римских граждан, противостоявшим последующим пришельцам из других полисов;

плебеи – в период ранней республики низший слой римского общества, жёстко противостоявший патрициям, но в период поздней республики часть плебеев вместе с патрициями пополнили нобилитет; данный слой произошёл либо от низших слоёв первых граждан, либо от потомков чужеземцев (в таком случае это аналог метеков и тогда понятно их ограничение в правах);

1. Определите критерий, который лежит в основе периодизации истории Древнего Рима.

Римская история подразделяется на периоды в зависимости от формы правления: от монархии к республике, потом к единоличной власти при видимом сохранении республиканских институтов (принципату) и снова к настоящей монархии с обожествлением правителя (доминату).

И только разделение ранней и поздней республики происходит по другому принципу. Сведения дошедших до нас трудов римских историков восходят к их предшественникам, самые ранние из которых были современниками Пунических войн. Потому именно с Пунических войн и начинается Поздняя республика – сведения про её историю считаются более достоверными. Кроме того, именно со времён Пунических войн Римская республика приобретает первые земли за пределами Апеннинского полуострова, то есть именно тогда она стала превращаться в Средиземноморскую державу.

2. Почему раннюю Римскую республику можно назвать аристократической?

Большую часть периода ранней республики правил патрициат, плебеи боролись за свои права, но долго не могли получить даже формального права избираться на высшие государственные должности, а когда получили его, долго не могли реализовать. Патриции в то время были богатой немногочисленной верхушкой гражданского коллектива. Это позже править стал нобилитет, то есть группа богатейших родов из среды как патрициев, так и плебеев. В период ранней республики богатых плебеев не было. Звание патриция передавалось по наследству, то есть они являлись настоящей аристократии. Потому и республику во время их правления вполне можно назвать аристократической.

3. Составьте схему управления Римской республикой к III в. до н.э. Есть ли сходство Римской республики с формами государственного устройства Греции? Своё мнение обоснуйте.

Римской республикой управлял сенат, который соответствовал совету 500 в Афинах, герусии в Спарте и другим соответствующим аналогам совета старейшин в греческих полисах. Римский сенат со временем стал формироваться из завершивших исполнение своих полномочий магистратов, но принципы пополнения подобных советов в разных полисах были разными, единого правила в этом отношении не существовало.

Высшей исполнительной властью обладали два консула, так же, как два царя в Спарте, коллегия стратегов в Афинах и т.д.

Рим, как и греческие полисы выработал также другие нижестоящие и специализированные магистратуры, выборные, как и высшие.

Исключительно римским была чрезвычайная магистратура диктатора: решения о назначении диктатора принимал сенат, а консул, у которого в этот день были властные полномочия, назначал конкретного человека на эту должность, диктатор же назначал начальника конницы, который также обладал широкими полномочиями. Также и народные трибуны не имеют аналога. Но и во многих греческих полисах были особые должности, в других полисах аналогов не имевшие.

Римское народное собрание, как и греческие обладало большой властью. При этом народ, как и в греческих полисах, был разделён на имущественные классы.

Таким образом, Рим был нормальным полисом, больше олигархическим из-за главенствующей роли сената в управлении и патрициев, а позже нобилитета в политической жизни.

4. Составьте хронологическую таблицу римских завоеваний (см. карту на с. 87). На какой период приходится пик завоеваний?

К 264 году до н.э. практически весь Апеннинский полуостров подчинился римской власти.

До образования империи Рим владел почти всеми берегам Средиземного моря.

После образования империи (в основном в первый век её существования) Рим покорил, часть Британии, часть Германии оставшийся эллинистический мир, за исключением тех царство, которые попали под власть Парфии. После этого началось многовековое противостояние с парфянским, а позже Сасанидским Ираном, которое унаследует ещё Византия.

Таким образом, больше всего земель Рим получил во время поздней республики. Тогда он подчинили не только очень обширные, но и весьма важные и доходные территории, давно цивилизованные. Следует также учитывать, что многое, формально вошедшее в состав римского государства уже в эпоху империи, фактически подчинялось римлянам ещё во время республики, просто на правах вассальных государств. Примерами служат Египет, царства наследников Ирода Великого в Палестине и т.д.

5. Когда и в связи с какими событиями рабство приобретает в Риме широкий размах и классические формы? Охарактеризуйте это явление. Когда и в связи с чем оно приходит в упадок?

Рабство получает широкий размах в связи с масштабными завоеваниями периода поздней республики. Почти все войны приносили пленников, то есть новых рабов. Рабских рынок был перенасыщен, каждое хозяйство покупало множество рабов и не ценило их, потому что с относительной лёгкостью могло приобрести новых. Тогда их особо выгодно стали использовать на товарных производствах – ведь в отличии от наёмных свободных людей, их труд ничего не почти стоил (за исключением расходов на их питание), но приносил прибыль.

Но когда в эпоху империи войн стало меньше, уменьшился и приток рабов. Потому цена на невольников возросла. Имеющихся начали ценить. В хозяйствах стали преобладать невольники не купленные, а в этих же хозяйствах и рождённые от предыдущего поколения рабов. Соответственно, отношение стало более человечным, чтобы дать детям вырасти, а взрослым работать до старости.

6. В чем проявился кризис республиканского строя? Какой выход из сложившейся ситуации был найден?

Кризис проявился в обезземеливании широких масс граждан. Город также не мог предоставить всем им работу. Они стали мощной политической силой, готовой поддержать фактически любого, кому удавалось их подкупить щедрыми раздачами и не менее щедрыми обещаниями.

Гораздо хуже было то, что у большинства граждан уже не было денег для покупки военного снаряжения. Армия отныне снаряжалась за счёт государства. Она стала профессиональной, перестав был ополчением граждан, потому преследовала собственные интересы. Кроме того, в государстве не было чёткого механизма награждения солдат, это во многом зависело от успеха политической игры их полководца. Соответственно, солдаты были рады помочь ему в этой игре. Именно армия под руководством Суллы нанесла республике смертельную рану, а потом под руководство I и II триумвиратов её уничтожила.

Выход был найден, когда руководителем государства (фактическим) и руководителем армии (по крайней мере, формальным) стал один человек. Важно было то, что именно от его имени вознаграждали солдат за службу по чётко определённой процедуре.

2. Какие преимущества давало римское гражданство и какие обязательства оно накладывало на человека?

Преимущества:

Только римские граждане могли избираться в органы управления республикой;

После окончания исполнения основных полномочий, сенат назначал бывших магистратов управлять провинциями – эти должности могли занимать только граждане;

Только римские граждане влияли на государственную политику через народное собрание;

Римских граждан могли судить только римские граждане, причём они почти всегда (за исключением кратких периодов диктатур) могла аппелировать к народному собранию;

Неграждане платили гораздо большие налоги в римскую казну;

В случае переезда в провинцию, граждане получали большие преимущества перед провинциалами.

Обязанности:

Обязанность службы в армии (но уже во времена последнего периода ранней республики туда не призывались поголовно все граждане);

Участие в управление государством было не только правом, но и обязанностью.

3. Есть ли сходство кризиса римской гражданской общины с кризисом полиса в Греции? Обоснуйте своё мнение.

Сходство здесь прямое. В обоих случаях причиной кризиса было разорение значительной части граждан, прежде всего, их обезземеливание. Причём в обоих случаях это произошло под влиянием войн, только греческие полисы ту или иную войну проигрывали, Рим все их выигрывал, но воздействие продолжительных боевых действий всё равно оказалось пагубным.

4. Подумайте, было ли неизбежным установление в I в. до н.э. в Риме диктатуры (в перспективе и монархии) и какие обстоятельства этому способствовали.

Установлению диктатуры способствовало то, что армия стала профессиональной, и благополучие солдат зависело от политических успехов их полководцев. В свою очередь на это пришлось пойти из-за разорения основной массы граждан. Соответственно, такого развития событий можно было избежать, устроив земельные раздачи и стимулировав востребованность труда мелких ремесленников. Большую роль в этом могли сыграть реформы Гракхов, они способны были стать началом возрождения республики. Но для этого знати требовалось поступиться своими интересами как земельными, так и торговыми. Она на это не пошла, в частности, обвинив Гракхов в стремлении к установлению царской власти и убив вначале одного из братьев, а позже и второго. То есть из-за нежелания пары поколения нобилитета поступиться частью своих интересов, все остальные поколения их потомков были вынуждены подчиняться единоличным правителям, среди которых встречались и самодуры вроде Калигулы, причём самодурство их обрушивалось, прежде всего, на ближайшее окружение, то есть на нобилитет.