Основные понятия языковая картина мира. Языковые картины мира. Гипотеза лингвистической относительности Сепира - Уорфа

INTERDEPENDENCE OF DESTRUCTIVE SITES OF THE INTERNET NETWORK AND SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENT AGE

Elena Safronova

master of Science, Department of Social Pedagogy and Psychology,

Russia, Vladimir

Alexander Fedorov

scientific adviser, cand. Psychol. Sciences, Associate Professor of VlSU,

Fedorov , Vladimir

АННОТАЦИЯ

В данной статье описаны результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния сети Интернет на суицидальное поведение подростков. Особое внимание уделяется взаимосвязи акцентуаций характера и формирования суицидального поведения. Выявлено также, что подростки, потенциально склонные к суицидальному поведению, по сравнению с остальными, больше общаются в социальных сетях с незнакомыми в реальной жизни людьми, а также играют в онлайн-игры.

ABSTRACT

This article examines the results of an empirical study on the impact of the Internet on the suicidal behavior of adolescents. Particular attention is paid to the relationship between character accentuations and the formation of suicidal behavior. It has also been revealed that adolescents potentially inclined to suicidal behavior, as compared to others, communicate more in social networks with people who are unfamiliar in real life, and also play online games.

Ключевые слова: суицидальное поведение, акцентуации характера, Интернет.

Keywords: suicidal behavior, character accentuation, Internet.

В настоящее время влияние сети Интернет на суицидальное повеление молодежи все возрастает. Появляются сайты, посвященные данной тематике, в результате чего проблема в последние годы регулярно получает пристальное внимание средств массовой информации. В большом количестве статей прессы, а также в телепередачах говорится об очередном случае группового подросткового суицида, жертвы которого познакомились друг с другом на специализированных ресурсах сети, посвященных самоубийству.

Подростковый возраст, по мнению О.В. Хухлаевой, начинается 10-11 годами и заканчивается 15-16 . Данный период в психологии характеризуется кризисом. Это момент перехода от детства к взрослой жизни. Новообразованием данного возраста является «чувство взрослости», а ценности взрослой жизни и формы взаимодействия во взрослом мире еще не сформированы. Ведущая деятельность подростка – общение со сверстниками. Сложность кризиса этого возраста – не только появление внутренних конфликтов, но и конфликтов с окружающим миром. Зачастую трудности и проблемы, возникающие на пути молодого человека, он не в силах решить самостоятельно .

Самоубийство, суицид, – это умышленное лишение себя жизни. Как утверждает Е.В. Змановская, суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека . Суицидальным поведением называют осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Суицидальное поведение в подростковом возрасте, имея много общего с аналогичным поведением у взрослых, несет в себе ряд отличий. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему организму и формирующейся личности в период социально-психологического становления . Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что для молодых людей характерны депрессии, высокий уровень тревожности и агрессии .

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение подростков к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.

Как утверждает Е.В. Змановская, суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе – шантажа . А.Е. Личко отмечает, что всего у 10 % подростков имеется истинное желание совершить самоубийство, в 90 % случаев оно является криком о помощи .

Делая вывод из вышесказанного, можно утверждать, что подростковый суицид обусловлен не истинным желанием умереть, а, скорее, эмоциональной и личностной незрелостью.

Исследователи (А.Е. Личко, Е.В, Змановская, В.Ю. Рыбников, О.О. Андронникова и др.) связывают суицидальное поведение с наличием выраженных акцентуаций характера. Проанализировав литературу, мы можем выделить несколько типов акцентуаций, предрасполагающих подростков к суицидальному поведению. Среди них преимущественно выделяют эмоционально-лабильный, сенситивный, эпилептоидный и истероидный типы. В соответствии с классификацией Л. Шмишека, это эмотивный, тревожный, аффективный и демонстративный типы личности .

Сеть Интернет также имеет прямое отношение к проблеме суицидального поведения. Она является как мощным инструментом профилактики самоубийств, так и источником информации, которая может стимулировать развитие суицидального поведения. На просторах сети можно детально описать технологию совершения суицида, а также пригласить к совместным действиям. Общение в Интернете и социальных сетях иногда направлено на поддержку суицидальных устремлений. Ввиду того, что на поведение подростков огромное влияние оказывает группа сверстников, Интернет-ресурсы, посвященные тематике самоубийства, зачастую мотивируют подростка к суициду и «нормализуют» такой способ решения проблем.

Эмпирическое исследование, посвященное изучению влияния сети Интернет на суицидальное поведение подростков, проводилось на базе МБОУ СОШ №2 г. Владимира среди учеников 8-9-х классов – подростков от 14 до 16 лет в количестве 63 человек (34 девушки, 29 юношей).

Исследование реализовано с помощью таких методик, как анкета «Отношение к сети Интернет направленная на изучение значимости сети Интернет для подростков; «Опросник суицидального риска» модификации Т.Н. Разуваевой; опросник «Акцентуации характера» Х. Шмишека.

Проанализировав ответы респондентов по методике «Акцентуации характера» Х. Шмишека, было выявлено, что акцентуациями характера, потенциально влияющими на формирование суицидального поведения, согласно изученной литературе, обладает 59% подростков. У 52% испытуемых выявлен преобладающий демонстративный тип акцентуации характера, у 21% – эмотивный, у 14% – тревожный, у 11% – аффективный.

Результаты, полученные по данной методике, позволили нам выделить «группу риска». Далее мы сравнили ответы подростков, обладающих данными акцентуациями характера, с молодыми людьми без выраженных акцентуаций, влияющих на формирование суицидального поведения.

Полученные результаты анкетирования говорят о том, что большинство подростков проводит в Интернете больше 6-ти часов в день (65%), из них 30% имеют выраженные акцентуации характера демонстративного, эмотивного, тревожного и аффективного типов.

100% человек зарегистрировано хотя бы в одной из социальных сетей. Чаще всего Всемирной сетью подростки пользуются в целях общения, что указали 92% испытуемых, а также для прослушивания музыки и просмотра фильмов (74%).

Социальными сетями, в основном, подростки пользуются для общения со знакомыми из реальной жизни (100%). Кроме того, 81% респондентов использует сеть Интернет для общения с людьми, с которыми познакомились в интернете. 72% из них подростков, потенциально предрасположенных к суицидальному поведению. 70% испытуемых указывают использование социальных сетей для новых знакомств, 66% – те, кто имеют потенциальную склонность к самоубийству.

Среди наиболее интересных для подростков групп были отмечены группы по интересам (98%) и развлекательные группы (90%).

27% респондентов отмечают, что социальные сети влияют на их поступки в реальной жизни, 78% – на настроение (81% из них подростков, находящихся в группе риска). 6% испытуемых ощущают негативное влияние на них других пользователей Интернета (75% склонных к суицидальному поведению).

В компьютерные игры играют 60% подростков, из них 58% с выраженными акцентуациями характера, влияющими на формирование суицидальных установок. 52% таких людей предпочитают массовые многопользовательские ролевые игры, 39% – массовые стратегии и 38% – военные стратегии.

17% респондентов за время пользования сетью Интернет заходили на сайты, посвященные суицидам, 91 % из них тех, кто потенциально склонны к суицидальному поведению. 20% были на веб-ресурсах, посвященных профилактике суицидального поведения, 65% изучали информацию о способах совершения суицида. 10% испытуемых посещало оба типа сайтов. 5% анкетируемых ответило, что ни разу не заходило на такого рода Интернет-ресурсы.

Для 75% респондентов группы риска на момент посещения сайтов интерес представляло осознание смысла жизни. 10% с интересом читали о способах совершения суицида. 15% указали, что не интересуются данной темой.

Таким образом, можно выделить общие тенденции, характерные для большинства подростков. Это большое количество времени, проводимое в сети Интернет, заинтересованность общением в социальных сетях, популярность виртуального общения как со знакомыми в реальной жизни людьми, так и с незнакомыми, общение с которыми происходит в Сети. Большинство школьников также любит играть в компьютерные игры, среди которых преобладают массовые многопользовательские онлайн игры. Что касается суицидальных сайтов, то для большинства подростков эта тема не представляет интереса, однако, по результатам анкетирования, можно выделить группу лиц (17%), которая по тем или иным причинам посещали веб-ресурсы, посвященные данной теме.

Анализ результатов методики «Опросник суицидального риска» модификации Т.Н. Разуваевой (в соотношении с методикой «Акцентуации характера» Х. Шмишека) показал, что у 46% испытуемых завышена демонстративность (59% из них имеют выраженные акцентуации характера, влияющие на суицидальное поведение), что говорит о желании привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. У 9% (100% из них – подростки, потенциально склонные к самоубийству) завышена шкала аффективности – эмоции доминируют над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Отрицательная концепция собственной личности по шкале «Несостоятельность» характерна 8% респондентов (91% из них – подростки с акцентуациями характера тревожного и аффективного типа), а социальный пессимизм (отрицательная концепция окружающего мира) – 10% (100% склонных к суициду).

Опираясь на вышесказанное, мы можем сделать вывод, что результаты проведенного психодиагностического исследования показали, что подростки, потенциально склонные к суицидальному поведению, по сравнению с остальными, больше общаются в социальных сетях с незнакомыми в реальной жизни людьми, а также играют в онлайн-игры.

Таким образом, данные результаты могут быть использованы для построения программы профилактики вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности в сети Интернет.

Список литературы:

  1. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: ЮУрГУ, 2007. – 84 с.;
  2. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Барнаул, 2014. – 100 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/resurs_centr/files/soln_sui... (25.05.17);
  3. Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В., – М.: МГППУ, 2013 – 67 с.;
  4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 288 с.;
  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Речь, 2010. – 256 с.;
  6. Попов В.А. Перспективы развития отечественной педагогики // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное педагогическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (8 августа 2016 г., г. Челябинск). – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 82-85.
  7. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4-8;
  8. Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2008. – 160 с.

Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара.
Это все больше похоже на новую страшную эпидемию. Эпидемию, которую разносят соцсети…

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

В соцсетях ВКонтакте и в Инстаграм (он сейчас становится все популярнее - там писать не нужно, чтобы быть замеченным достаточно выставить забавную картинку, только что сделанную смартфоном, а это ведь проще) в конце января - начале февраля стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с манящими хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Хештеги - кто не знает - это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.

Такие хештеги - уже повод серьезно забеспокоиться. Мы-то, взрослые, помним одно из самых громких расследований прошлого года, когда в соцсетях обнаружились так называемые «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие тинейдержские времена, подростков провоцировали на самоубийства. Групп таких оказалось довольно много.

Вот такие задания рассылают кураторы участникам.

Была даже версия, что именно администратор одной из таких групп «вел» псковских подростков, которые убежали из дома, а потом застрелились из найденного на даче оружия. Произошло это совсем недавно - в ноябре прошлого года. 15-летние Денис и Катя повздорили с родителями, поехали за город на дачу в поселок Струги Красные. А когда их нашла полиция, стали отстреливаться, одновременно транслируя «прикольную картинку» в ВКонтакте. Прямой эфир - это так захватывающе. И переписывались со знакомыми. А потом… Два выстрела, которые сделал Денис. Сначала в Катю, потом в себя.

Власти пытались своими способами бороться с «Группами смерти». Способов таких немного. Закрывать группы. Ну и отлавливать их администраторов. В прошлом году в десяти регионах России полиция нагрянула в квартиры активных участников «Групп». Обыски были проведены у тех, кто действовал под никами (прозвищами) Филипп Море, Мирон Сетх, Хранитель Истины. Администратор нескольких групп Филипп Лис (настоящая фамилия Будейкин) задержан. Он под стражей до сих пор. Казалось бы, волна интереса к «группам смерти» пошла на убыль. Это одно из свойств виртуальной жизни - тут волны накатывают очень быстро, но и теряют свою популярность столь же стремительно.

Но тут кто-то снова решил подбросить полешек в костер. Теперь организовав «пляски на костях» по-другому, через картинки в Инстаграм, манящие в захватывающую игру. Судя по информации в Интернете, в нее сейчас «играют» подростки России, Казахстана, Киргизии, Украины. Как сообщают корреспонденты «Комсомолки», счет игроков, пытавшихся свести счеты с жизнью, идет уже на десятки. Слава богу, совершенных суицидов, где доказано, что произошли они после провокаций в «игре», пока не зарегистрировано. Но это по официальной информации правоохранителей.

Вчера в Красноярске СК возбудил уголовное дело о попытке доведения до самоубийства через «группы смерти» в соцсети. Юле Ч. 13 лет. Она учится в седьмом классе самой обычной школы. Одноклассники - молодцы! - заметили, что девочка странно себе ведет, а на руке у нее появились раны. И рассказали учителю. Спохватились вовремя: школьница действительно вступила в «игру» и даже выполнила первое задание. Когда взрослые стали изучать соцсеть, выяснилось: в эту же группу вступили еще 33 ребенка этой же учебного заведения. И это в одной небольшой школе в одном городе страны...
Такие хештеги и картинки - уже повод серьезно забеспокоиться.

КАК ПРОИСХОДИТ?

Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала - переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну а потом на него валятся различные задания - проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита - как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. Ну а затем…

Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть - мол прийдем к тебе домой и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!

Зачем все это? «Кураторы» так играют!
Руку подросток изрезал лезвием от точилки. Школьная медсестра говорит: порезу неглубокие, для жизни не опасны.

ФАЛЬШИВЫЕ СПАСИТЕЛИ

А теперь самое интересное - нажав на опасный хештег совсем не факт, что подросток попадет в реальную группу смерти. Наш молодой журналист Дарья Лехницкая провела эксперимент на себе. Зарегистрировалась, вступила в группу и таким образом вышла… на девушку, представившуюся «куратором». Но, как оказалось во время переписки, та завела свою группу, чтобы «спасать» детей, отвлекать их от мысли о самоубийстве. Мол, только за сегодня она нашла и «спасла» одиннадцать подростков, запутавшихся в Сети.

Что за спаситель? Обладает ли она нужными знаниями (допустим, что в группу уже приходят дети с некоторыми психологическими проблемами) специалиста по подростковой психологии? Или человек так борется со своими комплексами? В Сети же не знаешь с кем на самом деле общаешься - вместо фотографии любая картинка, вместо имени - ник. И как подействуют такие «душеспасительные» разговоры на подростков - не ясно.

Я заметила, что эти самые "добровольцы"-спасители через сутки меняют ник, открывают аккаунт и заполняют его своими фоточками, - рассказывает Дарья. - В общем, используя интерес к «игре со смертью» набирают кучу подписчиков. Так я начинаешь сомневаться в искренности поступка.‬

В общем, разные цели у тех, кто опасно «играет» с подростками. Но ясно - «игра» появилась не просто так. Очередная раскрутка «Групп смерти» - чей-то бизнес. Не обязательно приносящий деньги. Рост числа подписчиков - это тоже выгода.
Дети получают задание и сразу начинают опасную игру.

УДК 316.77+316.624 А.Д. Мясникова ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР РИСКА ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ В РОССИИ 1 В статье рассматриваются факторы риска суицидального поведения. Основными социальными причинами самоубийств являются социально-экономическое положение, а характерная причина подростковых суицидов – плохие взаимоотношения в семье. Показано, что в современном обществе значимым фактором риска детско-подростковых суицидов становится Интернет. Описаны примеры влияния сообществ в социальных сетях Рунета на суицидальное поведение подростков. Ключевые слова: самоубийство, подростки, Интернет Уровень самоубийств в России один из самых высоких в мире. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения в 2012 г. по стандартизированному коэффициенту самоубийств на 100 тыс. населения Россия занимала 14-е место из 177 в мире (19,5), опередив Польшу (16,6), Украину (16,8), Беларусь (18.3). На первых местах были Гайана (44,2), Южная Корея (28,9), Шри-Ланка (28,8). Самый маленький показатель – в Сирийской Арабской республике и Саудовской Аравии (0,4). С 90-х гг. ХХ в. показатель самоубийств в России увеличивался. Пик самоубийств приходится на 1994 и на 2002 гг. (около 40 на 100 тыс. населения). Затем показатель стремительно снижается, и на 2016 г. приходится 16,7 самоубийств на 100 тыс. чел. . Но, если с 2002 г. показатель взрослых суицидов снижается, то в статистике подростковых смертей положительных результатов нет. В 2012 г. Россия занимала третье место по количеству подростковых суицидов, уступив место Казахстану и Беларуси. На 100 тысяч детей в возрасте от 10–14 лет приходится 2,5 суицида, а среди подростков 15-19 лет – 16,3. В среднем в мире этот показатель в три раза меньше . Главный государственный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко в 2013 г. утверждал, что «число детских суицидов и попыток самоубийств в России за последние годы увеличилось на 37%», и что «сегодня Россия находится на первом месте в Европе по количеству самоубийств среди подростков и детей» . Основными причинами суицидов в целом являются: культурно-этнические особенности, низкий уровень жизни, социально-экономическое положение, религиозные убеждения, страх перед будущим. Для подростков характерными причинами являются конфликты с родителями и друзьями, неразделённая любовь, одиночество, неудачи в школе, издевательство со стороны сверстников, так же отмечается влияние Интернета. В век технологий современные подростки и дети с лёгкостью осваивают компьютер и Интернет. Так, 76% школьников России проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. В возрасте от 12 до 17 лет каждый седьмой подросток проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки) . Согласно данным опроса Фонда «Общественное мнение» не пользуются социальными сетями лишь 10% детей старше 6 лет . Четверть опрошенных родителей ответили, что их дети сидят «Вконтакте», а около 10% – в «Одноклассниках». Подростки имеют свободный доступ к информации, содержащейся на просторах вебстраниц. На них публикуются новости о суицидах, способы самоубийства, так же их подробное описание. Так, например, по запросу «как покончить жизнь самоубийством» в поисковой строке Яндекса нашлось 6 млн. результатов. С 2012 г. за «информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства» в Интернете предусматривается блокировка сайтов . Однако до сих пор существуют виртуальные сообщества в социальных сетях, где кто-то напрямую призывает и провоцирует подростков на суицид, используя разные психологические приёмы. Несмотря на то, что Роскомнадзор блокирует данные источники, на замену им появляются новые. © Мясникова А.Д., 2016 г.

В 2015 году на ежегодной конференции TED выступила забытая многими Моника Левински, в 1998 году ставшая героиней одного из самых громких сексуальных скандалов в политике. Она была едва ли не первой жертвой так называемого кибербуллинга - травли со стороны пользователей интернета. Левински удалось оправиться, и она решила предупредить остальных о том, как активность в сети способна сломать людям жизнь. Публичный прессинг способны выдержать далеко не все. В сентябре этого года 31-летняя итальянка, не перенесшая позора из-за попавшего в сеть интимного ролика с ее участием. «Лента.ру» вспомнила, как интернет рушил жизни и убивал в буквальном смысле слова.

Для итальянки Тицианы Кантоне жизнь превратилась в страшный сон весной 2015 года. Девушка со своим бойфрендом сняла интимное видео, которое намеревалась отослать бывшему молодому человеку. Но миссия мщения провалилась: ролик просочился в интернет, в адрес Кантоне посыпались в лучшем случае насмешки, а в основном оскорбления и унижения.

Имя и фамилия героини ролика были известны, поэтому девушку преследовали не только в соцсетях, но и в реальной жизни. Травля приобрела такие масштабы, что ей пришлось оставить работу и переехать в другой город. Желая начать новую жизнь, она подала заявление на смену имени, но не дождалась положительного решения. По словам родителей, дочь пребывала в состоянии депрессии, усугубившейся судами с поисковиками и ресурсами, где постоянно всплывал злосчастный ролик. Девушка дважды пыталась совершить суицид, третья попытка оказалась смертельной.

Не убрать из друзей

В 2012 году Канаду потрясла смерть 15-летней Аманды Тодд, покончившей жизнь самоубийством после изощренной травли в интернете. Аманде было 12 лет, когда она зарегистрировалась в Facebook и приобрела нескольких друзей по переписке. Один из них, по имени Айдин, вел себя активнее остальных. Он уговорил девочку показать ему обнаженную грудь, заснял этот момент на камеру и выложил снимок в интернет. Фото увидели все друзья Аманды.

Из-за постоянных унижений, которым подвергалась Аманда в школе, семье Тодд пришлось сменить место жительства. Девочка перешла в другую школу, завела новые знакомства и начала забывать о своем позоре. Но спустя год Айдин вновь напомнил о себе в Facebook. Он поставил на аватарку фото ее голой груди и начал знакомиться с ее новыми друзьями. На Аманду снова начались гонения в школе, и она вновь сменила учебное заведение.

Находящаяся в глубокой депрессии Аманда попыталась рассказать свою историю на YouTube. Она выложила ролик под названием «Моя история: борьба, издевательства, самоубийства и самоуничтожение», в котором в течение девяти минут с помощью табличек описала историю своих страданий. Это произошло за месяц до ее смерти.

Последней каплей стало избиение - на Аманду напали сразу 15 подростков. После этого девушка пыталась наложить на себя руки, но врачам удалось ее спасти. Вернувшись из больницы, пострадавшая вновь увидела в социальных сетях агрессивные комментарии, в которых сверстники откровенно желали ей смерти. 10 октября 2012 года Аманда покончила с собой.

После смерти имя Аманды Тодд стало символом борьбы с запугиванием детей в интернете. Мать девочки организовала фонд, который помогает подросткам бороться с психическими расстройствами, вызванными шантажом и травлей в сети.

Как выяснили полицейские, пользователь, скрывавшийся под именем Айдин, склонил к сексуальным интернет-играм в соцсетях 40 мальчиков и девочек.

Anonymous против кибертравли

На этом кибербуллинг в Канаде не прекратился. Спустя полгода суицид совершила еще одна несовершеннолетняя канадка Рета Парсонс. Однажды приятели пригласили девушку на вечеринку, где ее напоили алкоголем и изнасиловали несколько человек. Надругательство сняли на видео. Запись и снимки моментально распространились по школе, обсуждались в соцсетях и в прессе. Одноклассники Реты отпускали издевательские комментарии и рассылали СМС-сообщения с предложениями секса.

Взрослых поразило, с какой уверенностью в безнаказанности действовали малолетние преступники. Они не скрывали личности - в частности, завели страницу, где в деталях рассказывали о насилии над девушкой.

Парсонс впала в глубокую депрессию, выйти из которой ей не помогло ни лечение, ни смена места жительства. В апреле 2013 года она покончила с собой.

Полицейские явно тянули с расследованием, и тогда к делу подключились хакеры из Anonymous. Они выбили из злоумышленников признательные показания и выяснили, что молодые люди, которых ранее считали виновными в травле Парсонс, на самом деле к нему не причастны.

Лучше не становится

В сентябре 2011 года прервалась жизнь 14-летнего Джейми Родемейера из Буффало. Подросток, открыто заявивший о своей бисексуальности, не смог перенести нападок со стороны сверстников.

Его запугивали через социальные сети - в частности, через платформу вопросов и ответов Formspring. Парню неоднократно угрожали и присылали сообщения, подстегивающие его к самоубийству. Несмотря на это, Джейми активно боролся с гомофобией. Он разместил на YouTube ролик, в котором рассказал о своих переживаниях и дал советы оказавшимся в подобных ситуациях подросткам, принял участие в проекте It Gets Better («Становится лучше»), посвященному профилактике подростковых самоубийств.

Однако самого Родемейера от самоубийства уберечь не удалось. Его смерть произвела большое впечатление на многих интернет-пользователей, в том числе на известных людей. Произошедшее с Джейми подтолкнуло Леди Гагу, фанатом которой являлся мальчик (перед смертью он поблагодарил ее в своем Twitter), создать фонд помощи молодым американцам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Организация помогает таким подросткам справиться с прессингом.

Случившееся с Родемейером заставило Закари Куинто (Спок из «Стартрека») публично признаться в своей гомосексуальности. «Джейми Родемейер изменил меня навсегда, - признался актер. - Я безмерно благодарен ему за то, что он стал таким катализатором. Теперь я надеюсь стать катализатором в жизни кого-то другого, кто в этом нуждается».

Кибербуллинг по-сочински

Осенью 2011 года на скамью подсудимых попала 30-летняя жительница Краснодарского края, которая, желая отомстить сочинцу Владимиру Голубову, распространила в интернете слухи о его гомосексуальности.

Когда-то она проводила Голубова в армию, но не дождалась: по возвращении он узнал, что девушка беременна. Молодой человек отказался признавать ребенка, после чего кубанка разработала план мести. Она создала фейковый аккаунт в одной из соцсетей и принялась рассылать знакомым Голубова сообщения о том, что ее бывший сожитель - гей. По легенде злоумышленницы, именно это стало причиной их разрыва. В результате под армейскими фотографиями молодого человека начали появляться унизительные для него комментарии. Друзьям он говорил, что не перенесет позора.

Так и случилось. В марте 2010 года молодой человек наложил на себя руки. Обвиняемая в доведении до самоубийства женщина в суде утверждала, что хотела лишь позлить бывшего возлюбленного и совсем не ожидала таких последствий.