Метод системной расстановки. Берт Хеллингер. Семейные расстановки. Расстановки по Хеллингеру: личный опыт

Семейные расстановки по Берту Хеллингеру, появившиеся более 30 лет тому назад, приобретают все большую популярность во всем мире. Те, кто испытал на себе действие расстановок, поражены их эффективностью и исцеляющей силой. Многие называют их чудом, которое перевернуло и изменило к лучшему всю их жизнь. Больным они помогли приобрести здоровье, одиноким – найти любовь, бизнесменам – приобрести больше денег. Расстановки помогают определить истинные причины любых болезней и проблем, установить в семьях покой и радость, а в жизни – гармонию, восстанавливают отношения с окружающими, помогают найти счастье и удачу, устраняют негативные программы и отрицательное влияние других людей, помогают избавиться от сглаза и порчи, улучшить самочувствие.

Метод расстановок по Хеллингеру очень популярен во всем мире, и с каждым годом все больше людей проявляет к нему живой интерес. Эта популярность неслучайна. Расстановки позволяют корректировать карму рода и семьи, избавляют от родовых проклятий, помогают восстановить связи с предками, способствуют расширению сознания и росту духовности. Практически это ритуальная работа с тонкими энергиями с применением древних шаманских, суфийских, йогических и даосских техник.

Системные расстановки – это мощный эффективный метод решения различных проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. С их помощью можно разрешить проблемы в браке и воспитании детей, на работе и во взаимоотношениях с родителями, улучшить здоровье и излечить депрессию. Они помогают найти любовь, прожить более полноценную и счастливую жизнь. Этому методу подвластен огромный спектр проблем в силу того, что все они решаются не на индивидуальном уровне, а на уровне семьи и рода.

С помощью расстановок можно наладить отношения в семье, избежать разводов, сложностей и измен, найти выход из сложной жизненной ситуации, понять причины болезней, принять смерть близкого человека, проститься с ним, избавиться от фобий, страхов, тревоги. Наладить отношения с близкими, улучшить связи с родными, с детьми, в том числе с приемными и особенно с так называемыми «трудными» подростками. Расстановки помогают при бесплодии, алкоголизме, наркомании. Решают финансовые проблемы и вопросы профессиональной реализации, конфликты в бизнесе. Помогают сделать правильный выбор, освободиться от повторения чужой судьбы, разобраться в себе, выйти из черной полосы в жизни, изменить ее к лучшему.

В результате многолетних исследований немецкий психиатр и богослов Берт Хеллингер обнаружил, что предки передают нам свою информацию, передают по наследству судьбу, определенным образом нас «кодируют», поэтому их судьбы нередко проигрываются в нашей собственной жизни. Во время рождения мы подключаемся к коллективному полю рода, попадаем в предопределенную цепочку связей и зависимостей, которая уже сложилась в роду. Многое, что накоплено предками, родителями, бабушками и дедушками, может проиграться и в нашей судьбе.

Причем вместе с рождением мы получаем одновременно и хорошее, и плохое наследство. С одной стороны, прожившие праведную жизнь предки являются нашими духами-хранителями, которые призваны оберегать нас от опасностей и помогать справляться с трудностями. Но если среди наших предков есть «тревожные», неуспокоенные и обиженные, они передают нам груз своих проблем, которые мы несем на себе всю жизнь.

Особенно тяжкой бывает судьба тех, чей род скрывает какую-то ужасную тайну или семейный секрет. Например, бабушка скрывает, как и где умер дед, или все дружно молчат о том, что дядя сидит в тюрьме. Чем больше секретов, тем сильнее отрицательное воздействие на семью. Любая глубоко скрываемая семейная тайна продолжает угнетать семью через века и десятилетия и оказывает отрицательное воздействие на новое, вновь рождающееся поколение.

Практически каждый новорожденный появляется на свет с определенной «программой» и набором ожиданий, которые связаны с его рождением. Неважно, эта программа сказана явно или остается невысказанной, будет подразумеваться «по умолчанию» или храниться в строгой тайне, – род, семья, родители, семейный контекст изначально определяют как жизнь ребенка, так и смерть, брак или безбрачие, профессию или призвание, его настоящее и будущее. Не случайно римляне говорили: «Мертвые хватают живых».

Мы привыкли думать, что многие наши страхи, личные переживания, болезни и несчастья являются нашей личной проблемой, но на самом деле мы никогда не одиноки, с нами всегда – весь наш род, вся наша семья – мама и папа, бабушки и дедушки, дальние и близкие родственники. Это целая иерархическая лестница родных, большое родовое дерево или огромное энергетическое поле, воздействующее на нашу индивидуальность.

Это поле является системным, то есть состоящим из нескольких частей, находящихся в резонансе друг с другом. Его части связаны и соединены друг с другом. То, что происходит с одной частью системы, обязательно влияет на другую часть системы – неважно, это сильное влияние или слабое. Если происходит движение в одной части энергетического поля, через какое-то время следуют изменения в другой. То, что касается одного члена системы, так или иначе затрагивает всех.

Таким образом можно сделать вывод, что каждый живой организм – от человека до семьи и даже рода – можно рассматривать как системы, составляющие энергоинформационное поле. Хотя открытие понятий Поля и Системы было сделано еще в начале 20 века, эта теория не применялась к человеку или роду. Ситуация стала меняться в 1956 году, когда все живые организмы, начиная с органической клетки, стали рассматривать как системы. Затем теория систем включила в себя самого человека, его семью, а впоследствии даже экономику страны и экологию планеты.

Хеллингер объединил все знания о поле, системах и роде и нашел новые практические методы, исцеляющие человека, которые с каждым годом получают в мире все большую популярность. Этот удивительный человек в возрасте 10 лет оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене, а в 1952 году принимает сан священника, и его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В 1971 году он выходит из Ордена, слагает с себя сан священника и возвращается в Германию, где сразу же поступает в Мюнхенский Психоаналитический Институт.

В дальнейшем он изучает и практикует современные ему методы психотерапии, такие, как первичную терапию Артура Янова, трансактный анализ Эрика Берна, недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Франка Фарелли, гештальт-терапию Перлза, удерживающую терапию Ирены Прекоп, а также НЛП у Гундля Кучеры и семейную терапию у американцев Лесли Кадиса и Рут МакЛендон. Именно у последних появились прообразы первых семейных расстановок, которые впоследствии стали визитной карточкой Берта Хеллингера и теперь уже прочно ассоциируются с его именем. Хеллингер изучил все современные методы психотерапии, но остановился именно на методе семейных расстановок потому, что посчитал его самым эффективным.

Семейные расстановки – это процесс воздействия на энерго-информационное семейное поле, которое содержит в себе все знание о развитии этой семьи и ее предках. В результате этого процесса меняется и физическое состояние человека, и его эмоции, характер и события, то есть его судьба. Если влиять на поле, можно оказать воздействие на человека и всех членов его семьи. В результате расстановки у клиента возникает новое представление о своей семье и новый, более гармоничный образ семейных отношений, который будет «работать» независимо от него самого. Точно так же, как старый образ семьи влиял и подсознательно воздействовал на клиента, точно так же будет действовать теперь новый.

Хеллингер обнаружил, что род и семья порой влияют на нас так сильно, что мы не можем жить своей жизнью. Вместо того, чтобы быть свободной личностью внутри семьи, мы повторяем судьбу своих предков и настолько сильно связаны с родителями, что не можем жить нормально. Это как тяжелый груз, который прижимает нас к земле и не дает идти по жизни дальше. Зато правильные отношения с родом дают силу и энергию. Чтобы освободить человека от этого тяжелого груза, необходимо провести семейную расстановку.

В нашем центре Арта проводит расстановки духовный целитель, семейный системный терапевт и парапсихолог Александр Малхасянц. Он помогает людям в самых сложных жизненных ситуациях, излечивает депрессию, неврозы, возвращает жизненную силу и веру в себя. Он занимается эзотерикой и биоэнергиями более 30 лет. Начал практические занятия еще в бывшем СССР, тогда, когда эти науки были запрещены. Он является создателем и директором Канадского астропсихологического и эзотерического Центра Арта, где он преподает духовную психологию. Он учит техникам избавления от болей и недугов и решению проблем, работе с подсознанием, умению управлять энергией и организмом в целом, помогает защититься от стрессов, укрепить память, создать прекрасные отношения с другими людьми, добиться стабильности, покоя, успеха, молодости, гармонии и счастья.

Именно Александр, получивший посвящение в результате личного общения с суфийским Учителем и контактов с Обществом Рерихов в Москве, занялся объединением своих знаний в разных областях и разработал особую духовную интегральную систему, которая соединяет в одно целое астрологию, психологию и духовные, эзотерические, оккультные учения. В ее основу легли современные психологические учения, среди которых – системные семейные расстановки немецкого психолога и богослова Берта Хеллингера, аналитическая психология Карла Юнга, духовные озарения основателя французской Школы Психоантропологии Идриса Лаора, холодинамика Вернона Вульфа, НЛП Ричарда Бандлера, провокационная терапия Фрэнка Фарелли, гештальт-терапия Франца Перлза, психодрама Якоба Морено, гуманистическая психология Карла Роджерса, семейная психотерапия Вирджинии Сатир, различные восточные учения – индуизм, йога, суфизм, теософия Е.Блаватской, антропософия Р.Штайнера, Агни-Йога, учение Карлоса Кастанеды, а также астрология и карты Таро.

Свою теорию Александр разработал совместно с ведущим авестийским астрологом Северной Америки, ученицей Павла Глоба, членом международного Общества геокосмических исследований, парапсихологом и писателем Анной Фалилеевой. Анна занимается астрологией и психологическими консультациями около 20 лет и имеет огромный опыт работы с многочисленными клиентами со всего мира. Для нее помогать людям, дарить радость и уверенность в завтрашнем дне, исцеление души и тела – обычная каждодневная работа. Благодаря участию астролога только в центре Арта семейные расстановки проводятся на основе изучения индивидуального гороскопа, что очень помогает сделать их еще более эффективными и действенными.

Семейные консультанты центра Арта около трех лет обучались системным расстановкам у ведущих расстановщиков мира – и у тех, кто стоял у истоков – создателя метода Берта Хеллингера и его последователей – Гюнхарда Вебера, Штефана Хаузнера, Урсулы Франке, знаменитого французского духовного Учителя и специалиста по расстановкам Идриса Лаора, у крупнейших расстановщиков в Америке и Канаде – Марка Волина, Сьюзи Такер и Клер Дегенез.

Вот отзывы людей, которые побывали на расстановках в Центре Арта. Пишет Сара М., которая не могла понять, почему ее бросают мужчины: «Наверное, не было такого дня, чтобы я с благодарностью не вспоминала то, что произошло со мной на расстановке. Она заставила меня о многом задуматься, обратиться к своему роду, поговорить с родителями, многое выяснить и понять. Я стараюсь делать все так, как мне посоветовали на расстановке, и вижу, что многое меняется, особенно в моей личной жизни. У меня есть парень, мы встречается уже больше шести месяцев и собираемся пожениться. Все произошло именно так, как вы мне предсказывали. Еще раз – спасибо!»

Татьяна Б. всю жизнь страдала от того, что у нее не было контакта с родителями. Они отвергали ее, она – их. В центр Арта она пришла в состоянии глубокой депрессии и убежденностью, что ее жизнь не сложилась и уже не сложится никогда. Однако расстановка полностью поменяла ее представление о себе и о мире и способствовала примирению Татьяны с родителями: «Дорогие Анна и Александр! Спасибо вам огромное за участие, за ваши знания и готовность помочь. Я даже не представляла себе, что можно увидеть, как чувствуют себя твои родители, увидеть со стороны себя и весь свой род. Эта картина все еще стоит у меня перед глазами! Благодаря расстановке я все поняла и готова делать все, чтобы изменить свою судьбу, свою карму».

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?

Алина Фаркаш представляет новую рубрику, героини которой анонимно(и потому откровенно) рассказывают, как им удалось решить свои личные проблемы с помощью психологов и психологических техник.

  • ПРОБЛЕМА: ДЕТСКИЕ ОБИДЫ НА МАМУ.
  • МЕТОД: РАССТАНОВКИ ПО ХЕЛЛИНГЕРУ.
  • СКОЛЬКО СЕАНСОВ: ОДИН.
  • СТОИМОСТЬ: 3 500 РУБ.

Знаете, все всегда считали, что у меня идеальная мама… Она красивая, веселая и современная. Мои подружки всегда бегали к ней советоваться и разговаривать« за жизнь». Только я ей не рассказывала ничего и никогда. Я, в общем-то, тихий флегматик, и единственный человек в мире, который может за десять секунд довести меня до истерики и хлопанья дверьми, — это моя мама.

Как у нас не получалось разговора

Моя благополучная мама все детство меня била. Я была домашней девочкой, счастьем жизни которой было забиться в угол с книжкой, хорошо училась, ни разу не ушла никуда без звонка, до сих пор(до 29 лет!) не пробовала ни водки, ни сигарет… За что меня бить?

Мне нужна была причина. Я долбала маму этим« за что?», мама в ответ кричала про мое равнодушие и про то, что я ее никогда не понимала. Я орала, что я не знаю, чем я могла ей помогать в три года, когда она меня впервые…

Маму я, несмотря на все, люблю. И она меня тоже. Но обида была сильнее: вопрос« за что?» выжигал мозг, я не знала, какой ответ хочу получить, и продолжала его задавать с упорством маньяка. Мама с тем же упорством взрывалась. Я ходила к психологам, одни призывали простить, другие — прекратить« разрушающее душу общение с мамой», но никто не отвечал, почему, черт возьми, мама меня била.

Как все обливались слезами

На расстановках по Хеллингеру я оказалась случайно. Начиталась в блогах историй, увидела объявление о том, что на расстановки приглашаются заместители, и решила посмотреть. Все проходило в центре Москвы: небольшая комната с диванами по периметру, десять человек, психолог-ведущая. В центр выходил человек, для которого делали расстановку, рассказывал о своей проблеме. А ведущая предлагала выбрать из присутствующих заместителей участников конфликта. Иногда это были реальные люди, иногда уже в процессе расстановки психолог просила добавить к действию умерших бабушек или нерожденных детей героя. Дальше все было очень странно: свеженазначенные родственники ходили по комнате, ссорились, отказывались общаться, обвиняли друг друга и пытались вновь сблизиться. Ведущая мягко направляла заместителей, задавала им вопросы, просила описать свои чувства. Тот, для кого делали расстановку, сидел и обливался слезами: «Да-да, папа всегда разговаривает со мной так!» Или: «Откуда вы знаете, что бабушкин брат умер в тюрьме?» А потом все стояли обнявшись и хором рыдали. Я смотрела и думала, что все притянуто за уши. Что люди видят то, что хотят видеть. И непонятно, как это может помочь.

Как у мамы появился заместитель

Сама не знаю, почему я во время перерыва подошла к ведущей и попросила провести расстановку для меня. Меня трясло до нервного заикания. Мне было страшно услышать от заместителя то, что я всегда боялась услышать от мамы. Ту, кто мог бы исполнить ее роль, я приметила давно — красивая полная блондинка с ласковым лицом. Удивительное сходство с оригиналом!

Дальше начались чудеса: маленькая брюнетка, которая была мной, бегала по комнате и забивалась в угол(откуда она узнала?), «мама» гонялась за ней и пыталась прижать к себе. «Я знаю, ей нравится быть одной, но ничего не могу с собой поделать, мне так хочется ее обнять!» — объясняла« мама», и я покрывалась потом от того, как все было похоже на мою реальность.

« Вот видите, — сказала ведущая, — она вас действительно очень, даже слишком любит. Да, она нарушает ваши границы, но по-другому она не умеет». То, что она меня любит, я и так знала: «Спросите ее, почему она меня била». «Мама» стала рассказывать, как она устает и как ее никто не любит — в пугающе знакомых выражениях и интонациях. Ведущая попросила девушку, изображавшую меня, сесть, а меня — встать на ее(на свое!) место. Точнее, залезть на стул и посмотреть на «маму» сверху. «Из такого положения вам тоже хочется задавать ей подобные вопросы?» Мне стало неловко: «мама» казалась маленькой и беззащитной. Но желание найти ответ был сильнее неловкости. Меня трясло, я повторяла, как заведенная: «Почему! Ты! Меня! Била!» «Мама» кричала на меня в ответ. «Хотела — и била», — вдруг прервала нашу истерику ведущая. Я захлебнулась на полуслове. А она продолжила: «Скажи ей, что ты ее мама и что тебе лучше знать, как обращаться со своим ребенком. Что у тебя было плохое настроение или ПМС… Это совсем не ее дело». «Мама» мне это послушно повторила. И в этот момент мне вдруг стало легче. Потом, когда я обдумывала все произошедшее, я поняла, что ведущая сняла с меня груз ответственности. Это не я сделала что-то настолько плохое, что любящая и любимая мама была вынуждена бить меня, а у нее был ПМС. Или ей просто так захотелось. Я тут ни при чем. Я была маленькой и никак не могла повлиять на ситуацию.

Но в тот момент я стояла на стуле, ошалело смотрела на «маму» и повторяла: «Ну почему тебе этого хотелось?» Она вдруг сказала: «Я никогда не хотела других детей, только такую, как ты. А ты… Ты никогда не подпускала меня к себе». И шепотом добавила: «Мне и сейчас хочется тебя обнять». И вдруг сложился пазл: мама всегда говорила, что мечтала о невысокой сероглазой брюнетке, как боялась родить« не того» ребенка, как была счастлива, когда я получилась именно такой, как она придумала. Как я мечтала о братике, но она отказывалась рожать кого-нибудь еще: то у нас ремонт, то у дедушки инфаркт, то ей надо защитить диссертацию∂, то мы копим на машину… Я слезла со стула и обняла мамину заместительницу. Мы с чужой блондинкой стояли и рыдали. Я подняла голову: плакали все. Кажется, эта история оказалась актуальна не только для меня.

Как мы сходили на маникюр

Меня попросили два месяца ни с кем ничего не обсуждать. Я и не обсуждала. Но по пути домой я набрала мамин номер, и мы впервые за много лет нормально поговорили. Ее как будто заколдовали — она ни разу не обвинила меня в равнодушии. А я не припоминала ей детских обид. Мы даже договорились вместе сходить на маникюр! И сходили. Я не знаю, правда ли то, что мне сказали на том сеансе, я даже думаю, что со стороны это казалось таким же наигранным и притянутым за уши, как и остальные расстановки. Но я получила ответ на свой вопрос. И мне стало легче. И маме стало легче: мы ведь на самом деле очень любим друг друга.

Иногда люди сталкиваются с такими проблемами, которые, как кажется, передаются в семье из поколения в поколение. И даже академическая психология оказывается бессильна в их решении. Если вы столкнулись с чем-то подобным, то обращаться к бабушкам или гадалкам вовсе не обязательно.

Научное исследование подобных проблем провел известный немецкий философ, психотерапевт Берт Хеллингер (р. 1925). В результате своих исследований, он разработал метод, с помощью которого можно решать сложные задачи, выходящие за пределы одной человеческой жизни. Этот метод называется – системные расстановки.

Термин, введенный Бертом Хеллингером — familien-stellen, с немецкого языка переводится как «семейная расстановка». Иногда этот метод называют также системные или организационные расстановки.

Часто метод Хеллингера представляют как развесистое родовое дерево, потому что в нем работа ведется с незавершенными задачами, имеющими корни в семейной истории. Эти процессы из прошлого вовлекают ныне живущих членов семьи в то, что было давно. Потомки оказываются в переплетении с судьбами всех предыдущих поколений.

Основное положение данного метода заключается в том, что человек своими корнями уходит далеко вглубь истории. Мы не можем отказаться от опыта, который наши предки накапливали и передавали друг другу. Он слишком ценен, именно благодаря этому опыту наш род выжил. Этот опыт передается от родителей к детям, и вместе с ним часто передаются нерешенные задачи, внутрисемейные конфликты и какие-то странности поведения, которые сложно объяснить, потому что они уже потеряли свой контекст.

Метод семейных расстановок занимается восстановлением этого контекста для более глубокого понимания ситуации и проблемы, с которой столкнулся человек. И самое главное, для поиска решения этой проблемы.

В основе расстановок лежит метод психодрамы, дополненный методом заместителей, людей, которые помогают восставить утерянный контекст. Они могут играть роли отсутствующих или умерших членов семьи. Такой метод применяла в своей работе психотерапевта Вирджиния Сатир.

Хеллингер существенно обогатил его, добавив в него феноменологический подход. Данный подход означает ценность субъективного восприятия действительности над самой действительностью. То есть, если человек переживает о том, что его в детстве оставляла дома одного мама, то над этой ситуацией и будет вестись работа, хотя на самом деле она, может быть, оставила его одного один раз на 5 минут, думая, что он спит. Но чувства участника расстановки важнее того, что происходило на самом деле. Работа ведется именно с чувствами, хотя и реальный контекст ситуации при этом восстанавливается.

Когда может помочь метод системных расстановок?

Расстановки работают с семейными переплетениями. Но что такое семейные переплетения? Это сложные, запутанные жизненные ситуации, которые иногда невозможно объяснить с точки зрения действительности. Если ситуация, происходящая с человеком, не имеет реального логического объяснения, то это можно считать семейным переплетение. Вот несколько примеров таких ситуаций:

1) человек много и тяжело работает, но его труд приносит мало денег;

2) привлекательная и умная девушка не может выйти замуж;

3) несмотря на здоровое питание и правильный образ жизни, по необъяснимым причинам появляются тяжелые болезни;

4) человек чувствует, что должен помогать детям, оставшимся без родителей, несчастным, бездомным, или чувствует какой-то долг перед другими людьми, хотя на самом деле лично он ничего у них не брал.

Нередко испытываемые нами чувства не соответствуют действительности, например:

1) необъяснимый страх, страх нападения, хотя на вас в жизни ни разу не нападали;

2) постоянная тревога, без явных поводов и причин;

3) ревность, не имеющая под собой оснований;

4) беспричинная грусть.

Все эти ситуации не случайность, а переплетения, которые имеют корни в судьбах наших предков. Это они что-то не разрешили в своей жизни, совершили ошибки, недолюбили. И эти ощущения иногда через слова и рассказы, иногда невербально, на уровне ощущений передались нам от родителей или других родственников. В итоге мы частично живем не свою жизнь, решаем не свои задачи. Но каждый из нас может стать счастливым. Для этого нужно понять и распутать свои семейные переплетения и начать жить своей жизнью.

Законы, работающие в семейных переплетениях

Причины появления семейных переплетений могут быть очень разными, но есть три порядка (закона), по которым развивается и живет семейная система:

1) баланс (равновесие) между «брать и отдавать»;

2) иерархия в системе (старший — младший);

3) принадлежность к системе.

Любое нарушение этих законов приводит к проблемам в жизни (задачам, требующим решения). Например, если одна из сестер, вырастая, берет на себя ответственность за всю семью, отодвигая на второй план родителей, то есть все основания для возникновения семейного переплетения.

Оно может иметь причины в прошлом. Но оно с большой долей вероятности скажется и в будущем, в жизни детей этой сестры, а также других молодых членов этой семьи. Вот почему очень желательно найти причины возникновения такой ситуации и распутать их по возможности быстрее.

Что происходит на тренингах по системным расстановкам?

Терапия происходит в группах, где есть договор на совместную работу и определенный уровень доверия. При этом человек, работающий в расстановках, может быть откровенен настолько, насколько ему комфортно.

Он излагает суть проблемы и для ее решения выбирает других людей, которые играют роли его близких людей, сотрудников на работе и так далее. Уже на данном этапе люди начинают включаться в проблемную ситуацию и испытывать какие-то чувства, которыми могут делиться.

Само название отражает суть работы в методе Хеллингера: собравшихся участников размещают в комнате, в соответствии с тем, какое место в сознании он занимает в сознании основного участника расстановки. Этих людей называют «заместители», они рассказывают об испытываемых чувствах и состояниях, что позволяет психотерапевту, ведущему расстановку, распутать взаимоотношения в возникающих конфликтах и неразрешенных ситуациях, выстроить правильную иерархию от старшего к младшему.

Прорабатываются разные уровни восприятия человека (зрительный, слуховой, духовный (ментальный), эмоциональный). Участники – заместители перемещаются в поле расстановки, в процесс включаются новые люди. Водящий применяет различные психологические техники, используя свой опыт и интуицию.

Обмен чувствами и мыслями в процессе расстановок, который происходит под руководством ведущего, очень часто сам по себе помогает распутать узел во взаимоотношениях из прошлого или настоящего.

Человек проживает ситуации в расстановке по-новому, в безопасном пространстве, в итоге приобретает новое восприятие и другую позитивную модель поведения. Если по результатам работы для данной системы расстановщик принял верное решение, то это отражается на состоянии участников – они испытывают ровные, спокойные чувства.

В данном методе используется понятие «знающее поле», которого нет ни в одной другой психологической методике. Оно означает, что заместители, каким-то образом подключаются к чувствам и знаниям тех людей, вместо которых они участвуют в расстановках. На практике это может выглядеть совершенно невероятно.

Но если понять, что между участниками группы заключен договор о взаимном участии и взаимопомощи, то все происходящее покажется не таким уж невероятным. Кроме того, в сознании человека, для которого проводится расстановка, присутствуют все ушедшие члены семьи и все чувства, которые они испытывают. И заместители, включаясь в расстановку, так или иначе, чувствуют это содержимое его сознания.

Изредка водящий вводит в расстановку такого персонажа, как смерть. Это необходимо сделать в ситуациях, когда смерть кого-то из близких кажется непонятной, несправедливой или неожиданной или человека мучает чувство вины перед умершим. В таких ситуациях требуется высокий профессионализм ведущего психотерапевта, чтобы пройти точно и бережно. В некоторых из этих случаев, на усмотрение водящего, кроме заместителя умершего родственника в расстановку вводится смерть как факт, имевший место в жизни. Как видите, подход для психологической работы нетрадиционный. И, тем не менее, он очень действенный. Многие, кто разочаровался в психотерапии и психодраме, именно в расстановках смогли найти решение своих проблем.

Заключение

Каждая расстановка неповторима и индивидуальна, она зависит от конкретного человека и его запросов. Важно, что метод этот не требует долгой и серьезной работы, как, например, психоаналитика. За одну расстановку можно разрешить одну серьезную проблему. Если вы опасаетесь участвовать в расстановках, примите сначала участие в роли заместителя. Вы получите уникальный опыт, который также поможет решить накопившиеся у вас проблемы.

В нашей стране метод Берта Хеллингера является эффективным официально используемым психологами методом, признанным Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой. Объем использования расстановок большой – это и педагогика, и бизнес, и медицина, и психотерапия.

Выше описанный метод очень молодой (основан в 1992 году), находится в стадии формирования и постоянного развития, демонстрируя нам большое разнообразие творческих подходов к каждому человеку. В его эффективности большое значение играет профессионализм и опыт ведущего психотерапевта.

Для нашей страны метод системных расстановок по Хеллингеру является довольно новым и до конца не испробованным способом. В Германии, на своей родине, расстановки начали применять в 90-х годах прошлого столетия, и за довольно короткое время данная психотерапевтическая методика просто покорила весь мир. Метод расстановок по Хеллингеру применяется для лечения самых различных проблем – проблем в любовных отношениях, сложностей на работе, семейных конфликтов. А также во время лечения разных болезней, в первую очередь, наркомании и алкоголизма.

Расстановки по Хеллингеру: Общие сведения

Берт Хеллингер сформулировал определенные закономерности и законы, приводящие к негативным событиям, конфликтам между коллегами или супругами. Ученый довольно продолжительное время работал над такими вопросами: "Существует ли система, которая управляет отношениями?", "Каким образом влияет совесть (семейная или личная) на жизнь отдельной личности?", "Как происходит перенимание чувств?". В действительности, это только часть тем из огромного перечня учений Хеллингера.

Сегодня метод Хеллингера становится все более популярным. При помощи расстановок огромное количество людей смогли отыскать истоки своих проблем и разрешить их. Множество практикующих психологов все чаще в своей работе с индивидуальной личностью, семейными парами или с группами применяют метод Хеллингера.

«Расстановка» - это место личности в пространстве. Непосредственно метод похож на игру в шахматы. То есть всем участникам присваивается конкретная роль, отображающая подсознательный образ при ситуации, которая требует проработку. Это, возможно, не только семейная проблема, но и неудачи в бизнесе, проблемы в коллективе.

Есть несколько основных разновидностей расстановок, но каждая подразумевает импровизацию и творческий подход:

  • структурные (лечение наркомании и алкоголизма, избавление от страхов, решение проблем на работе);
  • семейные (решение семейных ссор);
  • организационные (решение проблем в рабочих коллективах).

Решение семейных конфликтов

Итак, к психологу обращается мужчина с какой-то проблемой. В первую очередь, врач с ним проводит небольшую беседу, в процессе которой определяется, необходима ли ему расстановка либо все намного проще. Так как иногда человека можно направить простым советом – и жизнь войдет в обычное русло. Но если ситуация сложная, то с клиентом проводится более детальная беседа. В первую очередь определяется непосредственно проблема .

К примеру, мужчина пьет, жена его каждый день «пилит» и говорит, что все проблемы в семье связаны с его алкоголизмом. При этом мужчина так не считает, так как до свадьбы он не употреблял такие количество алкоголя.

Психолог просит рассказать клиента про свой жизненный образ. Расстановки по Хеллингеру нуждаются в системном рассматривании ситуации. То есть необходимо определить:

  • чем занимается каждый из супругов ежедневно;
  • из-за чего случаются конфликты;
  • какие отношениям у супругов в целом;
  • являются ли в семейной жизни люди сами собой либо играют чьи-то роли.

Психолог рассматривает отдельно родителей жены и мужа. Как они себя вели в семье друг с другом? Если определяется, что со стороны мужа мать и отец жили идеально, и вопросов с алкоголизмом не возникало, то наибольшее внимание уделяется родственникам жены.

Разобравшись предварительно в ситуации на первом приеме, психотерапевт рекомендует мужчине на следующую беседу прийти со своей женой. Так как «корень зла», вероятней всего, в ней и без ее участия избавиться от него не получится.

Семейные расстановки

Итак, когда пара пытается сохранить брак, то жена пьющего мужа приходит с ним за помощью к психотерапевту. В процессе беседы может выясниться, что женщина копирует неосознанно поведение ее матери, то есть взяла на себя ее роль.

Так как у той семейная жизнь не сложилась, и она постоянно своей дочери задавала установку: «Смотри, все мужики одинаковые. Твой отец, как и остальные. Пьет, домой приносит гроши». С навязанным мнением дочка вырастает и в окружающих мужчинах невольно отмечает лишь негативные черты.

Все-таки девушка начинает взаимоотношения с приглянувшимся ей парнем. Через время она за него выходит замуж, но вскоре ей кажется, что этот мужчина совершенно не «ее человек». Что бы тот ни делал, все ей кажется негативным.

Вроде бы, муж не так плох, его положительные качества значительно превышают недостатки. Однако женщина сохраняет внутреннюю агрессию и на подсознательном уровне посылает мужу негатив. Мужчина улавливает данный сигнал, понимает, что партнерша его ненавидит, и со временем пытается искать утешение в спиртном. Это позволяет ему на определенное время забыться, но проблема не решается.

Дальнейшие действия

Метод Хеллингера подразумевает проигрывание ролей. Врач предлагает мужу и жене проиграть некоторую ситуацию. К примеру, он просит женщину рассказать, как та себя ведет на работе. Женщина комментирует свое общение с коллегами, служебное поведение, и выясняется, что на работе пациентка «белая и пушистая».

Что изменяется, когда женщина переходит через порог дома? Почему муж одним видом вызывает у женщины раздражение? Супруги проигрывают конфликт сцены перед психологом. Женщина говорит мужу стандартную фразу: «Закончил бы пить, и все бы было хорошо».

На этом моменте психолог просит пару остановиться. Системные расстановки требуют своевременно сосредоточиться на важном моменте. В данном примере это время настало.

Врач говорит: «Давайте попробуем определить источник проблемы, вынуждающего мужчину пить». Затем вычеркиваются все причины, которые способствуют этому. К примеру, исключаются:

  • большие финансовые проблемы;
  • проблемы со здоровьем;
  • конфликты на работе у мужчины и т.д.

Что остается? Мужчина откровенно говорит, что его угнетает постоянное недовольство жены , которая все время к чему-то придирается либо, наоборот, постоянно молчит и избегает сексуальной близости. В этой ситуации партнер страдает от недостатка женского внимания. Зачастую женщины из чувства обиды или из-за отсутствия любви к партнеру так наказывают избранника. Они загружают себя домашними делами или активно сублимируют свою энергию в заботу о детях. При этом супруг пытается получить какой-то положительный настрой, употребляя алкоголь. Появляется замкнутый круг.

В последующем системные расстановки подразумевают глубинную проработку этой ситуации. В этом случае психолог пробует внушить женщине мысль про необходимость избавиться от установки, которую ее мать задала невольно.

Жена провоцирует своим поведением мужчину на употребление алкоголя, то есть, заставляет играть роль ее пьющего отца. Если вместе с этим у жены все-таки есть на супруга определенная обида, то во время сеанса от нее предлагается избавиться. "Очень важно себя освобождать от негатива", - говорит сам Хеллингер. На этот счет семейные расстановки предлагают множество техник.

В действительности весь процесс довольно сложен. В истории данной пары психологу предстоит наделить героев многими «ролями», при этом так, чтобы между супругами происходил равный обмен энергиями.

Действие эгрегора на людей

После проведения системной расстановки часто удивляются: "Почему я рассуждал чужими мыслями?", "Как так вышло, что я в жизни начал играть не свою роль?". В действительности не многие задумывается над тем, на самом деле ли он делает то, что хочет, и живет, как сам того желает.

Чаще всего выясняется то, что ежедневные действия, чувства и мысли позаимствованы многими от окружающих людей: коллектива, собственной семьи и в целом социума. Иными словами, некоторое энергоинформационное пространство (эгрегор) непосредственно влияет на личность.

Любое общество (коллектив) подчинено некоторой системе ценностей. Воздействие эгрегора бывает как положительным, так и негативным. Каждый создает личную систему ценностей. К примеру, церковный эгрегор пытается влиять на людей с помощью проповедей. А каждая террористическая организация вырабатывает свой эгрегор, манипулируя подсознанием участников какой-то теорией. В некоторых случаях сильные личности создают свои эгрегоры и влияют на окружающих. Этот индивидуум обязан быть очень энергоемким , поскольку его цель – воздействовать и руководить, управлять большим количеством энергетических потоков.

Семейные эгрегоры

Семейный род – это система со своими конкретными задачами. А члены семьи (отец, мать, дочь, сын) – это элементы, которые обязаны выполнять определенных функции. Что случается, когда кто-то выбивается из системы? К примеру, сын вопреки семейной традиции не захотел стать военным, а отец сильно этого желал.

В этом случае роль сына может распределиться между остальными членами семьи либо же переиграться: дочка выходит замуж за военного. Отец счастлив, пытается наладить с зятем прочный контакт и делится на будущее планами о продолжении военного рода.

Метод расстановки по Хеллингеру глубоко затрагивает проблему младшего и старшего поколений. Всем ли может помочь этот метод? Отзывы абсолютно различные. Но многие согласны с тем, что семейные эгрегоры могут негативно воздействовать на потомков.

К примеру, молодая девушка очень несчастна в браке. Все способы восстановления отношений не дают результатов, в семье происходит насилие и грубость. Выход единственный – развод. Однако старшее поколение этой девушки единогласно говорит: «У нас в роду не было разведенных, так как это является позором».

Таким образом, семейный эгрегор этой девушки требует подчинения и диктует ей свои устои. Лишь отказ от роли «жертвы» и полное переосмысление поможет этой личности принять решение, чтобы начать другую жизнь.

Эгрегор по наследству

Метод Хеллингера помогают множествам семейных пар и отдельных людей определить истоки зла. Приведем еще один пример проблемы, с которым к психотерапевтам нередко обращаются мужчины.

Итак, к психотерапевту приходит условный молодой человек, который не может понять своего поведения относительно женщин. После множественных разводов он стал перед фактом – партнерши уходят от него из-за немотивированной агрессии . В других сферах жизни мужчина оказался положительным. При беседе с психологом оказалось, что мужчина в прошлом "бессознательно" настроился на установку мщения. Как это получилось?

Чаще всего в этом случае выясняется, что мужчина рос в семье, в которой отец был все время подавлен и унижен своей супругой. Мальчик не мог матери оказать сопротивления для защиты своего отца. Так, по мере взросления он разработал свой план (установку на мщение ).

Эта ситуация привела к тому, что, будучи во взаимоотношениях с девушками, он периодически чувствовал к ним сильную ненависть. Когда наступала подходящая ситуация, он свою злобу на них вымещал кулаками. Системная расстановка должна показать парню, что ему не принадлежат эти чувства. Они закреплены и навеяны в подсознании из далекого детства. А у мужчины другая ситуация, да и у девушек другой характер, чем у его матери. И самое важное, что он может быть счастливым, лишь когда поймет это и начнет изменяться.

Это является постепенным процессом . Очень много будет зависеть от природного темперамента человека. Некоторым хватает двух сеансов, а некоторым нужно намного больше. Метод Хеллингера отличается тем, что, зная семейные системы, человек сможет избежать жизненных провалов, а также защитить от них будущее поколение.

Групповые занятия

Феномен таких занятий состоит в том, что группа людей играет роли действующих лиц в проблеме одного человека. Случаи могут быть различные: человек постоянно болеет, не может отыскать пару или испытывает затруднения с деньгами.

Метод расстановок тяжело объяснить детально, но проходит это по следующему сценарию: между группой распределяются различные роли. И они начинают чувствовать похожие эмоции человека, который обратился за помощью. Феномен называется «замещающее восприятие ».

Таким образом, происходит перенос с внутренних образов клиента на всех участников. Людей, которые выбраны на определенные роли, называют «заместителями ». В процессе сеанса они вслух описывают свое состояние, стараясь восстановить ситуацию, которая для человека является проблемой.

Расстановки по Хеллингеру дают возможность человеку распутать клубок конфликтных ситуаций, правильно построить иерархию и восстановить энергетику. Метод выстраивается с помощью перемещения "заместителей".

Сеанс считается удачным, когда все участники не чувствуют дискомфорта. И самое важное – у клиента обязано наступить психологическое и физическое облегчение.

Расстановка при помощи карт Таро

Не любой человек может открыто сказать группе людей о его проблеме. В этом случае клиент может брать участие в групповом сеансе, но при этом по его просьбе происходит скрытая расстановка . Таким образом, человек самостоятельно дозирует открытость информации. Отличный выход из данной ситуации – системная расстановка при помощи карт Таро.

В данном случае колода является инструментом для диагностики процесса. Человека спрашивают: «В чем смысл проблемы?». Клиент, не глядя, выбирает карту и описывает, что на ней увидел. «Заместители» выбираются также с учетом выбранных арканов. Человек согласно своей проблеме при помощи подсказок ведущего указывает всем участникам, в каком месте им стать и что нужно выполнять.

Дальнейшее действие – эмоциональное обыгрывание ситуации. "Заместители" делятся впечатлениями: «У меня появилось ощущение того…», «Я подумал сейчас, что…». В это время клиент также включается в обсуждение. Он слушает мнение каждого участника и становится на то место, участник которого больше всего задел его эмоции. И уже с учетом новой роли он говорит слова, которые для него важны.

Индивидуальная расстановка

Можно самостоятельно провести этот сеанс, так как не у всех есть возможность работать в группе. В данном случае возможна самостоятельная систематическая расстановка. Однако для этого необходимо вплотную ознакомиться с теорией Хеллингера.

Итак, проблема определена, а в качестве "заместителей" будут карты. Процесс имеет три этапа:

Не очень посвященному человеку может казаться, что происходит сеанс гадания, но это неверно. Индивидуальный способ расстановки при помощи Таро показан лишь профессионалам . Другим же советуют прибегать к данному методу под руководством опытного психотерапевта.

На сегодняшний день этот метод получает все большую популярность и развивается в техническом и методическом плане в работах непосредственно Хеллингера, который разрабатывает расстановки и сегодня, а также усилиями остальных расстановщиков, которые «нащупали» свой путь.