Медицинская реформа екатерины 2. Военная политика Екатерины II. Ключевые моменты документа

В отличие от многих других российских государей, у Екатерины имелись идеи по поводу преобразований страны, который отражали идеи просвещенного абсолютизма Вольтера, Монтескье и других французских философов12. Эти мыслители придерживались идеи постепенного изменения общества эволюционным путем, без потрясений и революций.

В первую очередь политика просвещенного абсолютизма требовала разработки нового современного законодательства, учитывавшего интересы всех членов общества.

Осознавая несовершенство существующего законодательства, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам13.

Деятельный характер Екатерины II не позволил идти проторенной дорогой, она выбрала самостоятельный путь развития. Первые год два своего царствования Екатерина не предпринимала хоть сколько-нибудь решительных действий в сторону реформ. Пришедшая к власти в результате переворота она понимала, что не имеет пока нужного ей влияния, и была вынуждена лавировать между разными влиятельными политическими силами. Екатерине понадобилось время, для того что бы как сейчас говорят «набрать свою команду». Но и укрепление личной власти как пишет Омельченко О.А. « не могло совершаться иначе как через правительственно выгодное решение объективно назревших проблем правовой политики».

Экономические реформы Екатерины II обеспечили дальнейшее развитие промышленности в России, позволили стране выйти на внешний рынок. В таблице 2 представим экономические реформы Екатерины II, направленные в том числе и на совершенствование организации бюджетной системы страны.

Таблица 2. Экономические реформы Екатерины II

Мероприятие

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.

Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии

Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства

Денежная реформа

Проблема дефицита бюджета и неудобство транспортировки медных денег

Создание ассигнационных банков в Москве и Петербурге для выпуска и обмена ассигнаций.

Манифест о свободе предпринимательства

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога.

Таможенная реформа

Развитие внешней экономики

Изменение таможенных тарифов, учреждение «Таможенной пограничной Цепи»

В 1764 г. Екатерина II, со свойственной ей как государственному деятелю осторожностью и вдумчивостью, положила начало реорганизационным мероприятиям. Императрица начала с возрождения былого статуса одного из центральных финансовых органов -- Камер-коллегии, президентом которой был назначен князь Б. А. Куракин, а после его смерти в 1765 г. -- А. П. Мельгунов. Исходя из задач, обозначенных в именном императорском указе, А. П. Мельгунов в короткое время разработал проект возрождения и развития Камер-коллегии. Однако в первое десятилетие новой власти принципиальных изменений в системе финансового управления не произошло. Проект Мельгунова остался нереализованным.

В насыщенные многими важными событиями 1760--1770 гг. произошло усиление централизации в вопросах управления страны и финансами, в частности. С 1768 г. при императорском дворе начал заседать Совет по обсуждению всех важнейших вопросов политики и экономики, но представители финансовых коллегий в него не входили. Все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского. В его непосредственном подчинении находились центральные и местные финансовые учреждения, он организовывал контроль за исполнением государственного бюджета, отвечал за работу банков, заключение договоров о внешних займах. А. А. Вяземский играл ключевую роль в управлении финансовыми ресурсами и выработке экономической стратегии государства. В течение нескольких лет при генерал-прокуроре Сената были созданы новые учреждения -- Экспедиция о государственных доходах при первом департаменте Сената (1773) и казначейство (1780) для платежа штатных и остаточных сумм. Экспедиция о государственных доходах состояла из четырех самостоятельных экспедиций. Первая занималась доходами государства; вторая -- расходами; третья -- ревизией счетов; четвертая -- взиманием недоимок. В Указе от 19 марта 1773 года «Об учреждении при 1-м Сената Департаменте Экспедиции о Государственных доходах и о доставлении в оную из всех Присутственных мест полугодовых ведомостей о казенных доходах, доимках и взысканиях» говорится «Во все здешние и Московские Присутственные места, также в Губернские, Провинциальные и Городовые Воеводские канцелярии послать указы, предписать, чтоб они, начав с нынешнего 1773 г., присылали за каждые полгода, не продолжая далее двух месяцев в первый Сената Департамент ведомости, одни о доходах во всем противу того, как уже доныне Генерал- Прокурором и Кавалером от них оныя требованы были, а другие о доимках и казенных взысканиях, какие где состоят, с показанием, какое старание и успех в возвращении оных в казну происходит».

Заметные преобразования пришлись на период проведения губернской реформы 1775 г. Опубликование подписанного императрицей акта «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи», наиболее крупного законодательного акта во второй половине XVIII столетия, внесло кардинальные изменения в бюджетную систему страны19. Во введении данного документа указывается на отрицательные последствия отказа от продолжения петровских реформ в предшествующий период: «С одной стороны, медленность, упущения и волокита - суть естественные последствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает и где опять невозможность исправить на единую воеводскую канцелярию множество различного существа возложенных дел служить может иногда и долгою отговоркою, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны, от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда общие со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с такою поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзностным»20. Данный документ был представлен Совету при Высочайшем дворе 2 ноября и без дальнейшего обсуждения был принят 5 ноября 1775 г. (28 глав были утверждены в этот день, а трое последних - 4 января 1780 г.). В разработке этого законодательного акта непосредственно участвовала сама императрица. В состав комиссии входили Я. Сивере, П. В. Заводовский, А. А. Вяземский, Г. Ульрих и др.21 Наиболее значительными фигурами были Заводовский и Вяземский. Последний фактически руководил с 1780 г. ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов, занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы, в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII в. он являлся и генерал-прокурором Сената. Заводовский готовил ряд правительственных докладов, в том числе Манифест об издании учреждения о губерниях в 1775 году.

Таким образом, принятие «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» стало отправной точкой реорганизации провинциальных органов управления. Страна получила губернское и уездное административное деление. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Будучи единственными финансовыми органами на местах, Казенные палаты рассматривались как департаменты Камер-коллегии. Учреждались должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Казенные палаты занимались сбором доходов, управляли питейными сборами, отдачей в откупа, следили за состоянием дорог и мостов22. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму -- почти 30 млн руб. Сенаторы самыми черными красками рисовали положение дел в финансовых коллегиях и были близки к истине. Данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными. Указом императрицы финансовые коллегии были упразднены: штатс-контора в 1783 г., камер-коллегия в 1785 г., ревизион- коллегия в 1788 г.

Кроме того, Екатериной II были учреждены Государственные банки в Санкт-Петербурге и Москве. 29 декабря 1768 года был опубликован манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве Государственных Банков для вымена ассигнаций». В данном Манифесте указано «В толь обширной империи, какова есть Россия, не можно кажется довольно подать способов к обращению денег, от котораго много зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли. Правда, что одно пространство земель Империи Нашей есть уже некое препятствие совершенству того обращения: однако каждое благоразумное правление в таковом случае обязано преодолевать, елико возможно, естественные затруднения, и пещись о сем для блага общего предмете. Мы, утверждаясь на таком основании, и вменяя себе в долг устроивать все к пользе врученной от Бога Нам Державы, старались входить во все подробности сего дела, и помышляли о поправлении онаго, применяясь при том и к состоянию Государства.

Во-перьвых, удостоверились МЫ, что тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение. Во-вторых, что дальный перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен. И наконец, третие, увидели МЫ, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго.

МЫ с удовольствием приступаем к учреждению в империи НАШЕЙ променных банков и надеемся, что оказываем чрез то новый знак материнскаго ко всем НАШИМ верноподданным попечения.

Итак, с 1-го генваря будущего 1769 года установляются здесь, в Санктпетербурге и в Москве, под покровительством НАШИМ два банка для вымена государственных ассигнаций, которых выдаваемо будет из разных правительств и казенных мест, от НАС к тому означенных, столько, а не более как в вышесказанных банках капитала наличнаго будет состоять. Сим государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи НАШЕЙ наравне с ходячею монетою, чего для все правительства и казенныя места должны принимать те ассигнации во все государственные сборы за наличныя деньги без малейшаго затруднения».

Таким образом, преобразования Екатерины II в сфере бюджетной политики нашли отражение в денежной реформе, реформе финансового управления, структуре государственных доходов и обновленной политике в области торговли. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты, были учреждены должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но тем не менее, данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными.

При Екатерине II получили свое дальнейшее развитие начинания Пет­ра I в области административного устройства и местного самоуправления. Была продолжена и судебная реформа.

В 1775 г. с целью улучшения финансовой, надзорной и судебной дея­тельности трехчленное деление империи на губернии, провинции и уезды было реорганизовано в двучленное: губерния – уезд. При этом губернии разукрупнялись, число их увеличивалось сначала до 40, а чуть позже до 50. Согласно Учреждению о губерниях административные единицы созда­вались по количеству населения (300–400 тыс. душ в губернии, 20–30 тыс. в уезде). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, во главе уезда – земский исправник, избираемый дворянством уезда. Над не­сколькими губерниями главенствовал генерал-губернатор, в подчинении которого находились войска.

Екатерина II называла губернатора «хозяином» губернии. В его руках вплоть до февраля 1917 г. сосредоточивалась вся полнота административ­ной, финансовой и военной власти в регионе. Губернаторы выступали как проводники на местах политики центра и как администраторы крупных территорий. Губернская власть была гибким, живучим и маневренным институтом власти, в котором сочетались централизация и децентрализа­ция управления сообразно особенностям региона, периода, личности царя и личности губернатора.

В аппарате губернского правления находились финансовые дела (Казенная палата), социальная деятельность (Приказ общественного при­зрения, в ведении которого находились просветительные, благотвори­тельные и санитарные учреждения), наблюдение м законностью (губернский прокурор со штатом прокуроров и стряпчих). Все должност­ные лица избирались на дворянских собраниях, за исключением выборных представителей от 3 сословий, заседавших в Приказе общественного при­зрения. В городах вв

одилось ещё особое должностное лицо, назначаемое правительством, – городничий, который осуществлял полицейский над­зор. Для выполнения полицейских функций в столичных центрах сохраня­лась должность обер-полицмейстера, а в гарнизонных городах – комен­данта.

В 1782 г. создается новый орган полицейского управления – Управа Благочиния, компетенция и состав которой определялись особым Уставом. Она состояла из 5 лиц: обер-полицмейстера (в столицах) или городничего (в других городах), двух приставов (по уголовным и гражданским делам), назначавшихся правительством, и двух ратманов (советников), избирав­шихся собранием горожан. Города в полицейском отношении делились на части во главе с частными приставами, на кварталы во главе с кварталь­ными надзирателями, назначавшимися Управой Благочиния, и кварталь­ными поручиками, избиравшимися горожанами из своей среды. Функции полицейских органов были весьма обширными: безопасность, санитария, нравственность, семейные отношения, ведение следствия по уголовным делам, арестные дома, тюрьмы – это лишь неполный перечень того, чем занималась полиция.

Как видим, уже при организации администрации на местах к участию в ее работе привлекались выборные представители сословий. Главную скрипку в процессе формирования новой генерации чиновничьей бюро­кратии играло дворянство, сильно разросшееся за счет выходцев из других сословий уже к середине XVIII в. Не было обойдено вниманием императ­рицы и купечество, удельный вес которого в связи с развитием промыш­ленности и торговли сильно вырос. Этим основным сословиям Российской империи Екатерина II предоставила право организовать свои представи­тельные органы на местах. Однако о них чуть позже, после характеристи­ки сословного строя.

Правовой статус сословий. В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп москов­ского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, меща­не (из городских посадских людей) и крестьянство.. Главная черта сослов­ного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей.

Оформление дворянского сословия. Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей бо­ярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переиме­новано при Екатерине II в дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.), превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, при­вилегированное. Часть бывших служилых людей (дворян и детей бояр­ских), поселенных на. окраинах государства, указами Петра I 1698–1703 гг., оформлявшими шляхетство, не была зачислена в это сословие, а пере­ведена под именем однодворцев на положение казенных крестьян.

Нивелировку положения феодалов всех рангов завершил указ Петра I 1714 г «О единонаследии», по которому поместья были приравнены к вотчинам, закреплены за дворянами на праве собственности. В 1722 г. «Табелью о рангах» были установлены способы получения дворянства выслугой. Она же закрепила за шляхетством статус правящего сословия.

Согласно «Табели о рангах» все находившиеся на государственной службе (гражданской, военной, военно-морской) были разбиты на 14 ран­гов или чинов, от высшего фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и коллежского регистратора. Все лица, с 14 по 8 ранг, становились личными, а с 8 ранга, – потомственными дворянами. Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874 г. из детей, родившихся до полу­чения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (это состояние учреждено в 1832 г.), после 1874 г. – все.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их поло­жение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

В 1762 г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отме­нил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. А «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Итак, основными источниками дворянского сословия были в XVIII в. рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцев (по «Табели о рангах»), через получение ордена (по «Жалованной грамоте» Екатерины II). В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень.

Принадлежность к дворянскому званию закреплялась записью в «Бархатную книгу», заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, воен­ная выслуга, гражданская выслуга, индигенат, титул (орден), давность. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.

Права и преимущества дворянского сословия. 1. Исключительное право владения землей. 2. Право владения крепостными крестьянами (с исклю­чением для 1 половины XVIII в., когда крепостными могли владеть лица всех состояний: посадские, попы и даже крестьяне). 3. Личное освобожде­ние от податей и повинностей, от телесных наказаний. 4. Право строить фабрики и заводы (с Екатерины II только в деревне), разрабатывать по­лезные ископаемые на своей земле. 5. С 1771 г. исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате (после за­прета принимать на службу лиц податных сословий), а с 1798 г. формиро­вать офицерский корпус в армии. 6. Корпоративное право иметь титул «благородства», который мог быть отнят только по суду «равных» или по решению царя. 7. Наконец, по «Жалованной грамоте» Екатерины II дво­ряне получили право составлять особые дворянские общества, избирать свои представительные органы и свой сословный суд. Но это уже не было I их исключительным правом.

Принадлежность к благородному сословию давала право на герб, мун­дир, езды в экипажах, запряженных четверкой, одевания лакеев в особые ливреи и т.п.

Органами сословного самоуправления стали уездные и губернские дво­рянские собрания, проводившиеся один раз в три года, на которых избирались предводители дворянства и их помощники – депутаты, а также чле­ны дворянских судов. В выборах участвовали все, отвечавшие цензам: оседлости, возраста (25 лет), пола (только мужчины), имущественному (доход с деревень не ниже 100 руб.), служебному (не ниже обер-офицерского чина) и добропорядочности.

Дворянские собрания выступали как юридические лица, имели имуще­ственные права, участвовали в раскладке повинностей, проверяли родо­словную книгу, исключали опороченных членов, подавали императору и в Сенат жалобы и т.п. Предводители дворянства оказывали серьезное влия­ние на губернские и уездные органы власти.

Формирование сословия мещан. Первоначальное название – граждане («Регламент Главного магистрата»), затем по образцу Польши и Литвы стали называться мещанами. Сословие создавалось постепенно, по мере введения Петром I европейских образцов среднего класса (третьего сосло­вия). В него вошли прежние гости, посадские люди, низшие группы слу­жилых людей – пушкари, затинщики и пр.

«Регламентом Главного магистрата» Петр I разделил формирующееся сословие на 2 группы: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные, в свою очередь, состояли из двух гильдий. В первую гильдию входили бан­киры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы, серебренники, иконники, живописцы, во вторую – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасами торгуют, также рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, как и на Западе, подразделялись на цехи. Во главе гильдий и цехов стояли старшины, нередко выполнявшие функции государственных органов. К нерегулярным гражданам или «подлым людям» (в смысле низкого проис­хождения – из холопов, крепостных и т.п.) были отнесены все, «обретающиеся в наймах и черных работах».

Окончательно оформление сословия мещан произошло в 1785 г. по «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» Ека­терины II. К этому времени предпринимательский слой в городах заметно "окреп, с целью стимулирования торговли были ликвидированы таможен­ные заставы и пошлины, монополии и другие ограничения, объявлено о свободе заведения промышленных предприятий (то есть о свободе пред­принимательства), легализованы крестьянские промыслы. В 1785 г. насе­ление городов было окончательно поделено по имущественному принци­пу на 6 разрядов: 1) «настоящие городские обыватели», владельцы недви­жимости в черте города; 2) купцы трех гильдий; 3) ремесленники; 4) ино­странцы и иногородние; 5) именитые граждане; 6) остальное посадское население. Принадлежность к сословию закреплялась внесением в город­скую обывательскую книгу. Принадлежность к гильдии купцов определя­лась размерами капитала: первая – от 10 до 50 тыс. рублей, вторая – от 5 до 10 тысяч, третья – от 1 до 5 тысяч.

Исключительным правом мещанского сословия было занятие ремеслом и торговлей. В число обязанностей входили подати и рекрутская повин­ность. Правда, здесь было много исключений. Уже в 1775 г. Екатерина II освободила жителей посадов, имевших капитал свыше 500 руб., от подуш­ной подати, заменив се однопроцентным сбором с объявленного капита­ла. В 1766 г. от рекрутчины были освобождены купцы. Они уплачивали вместо каждого рекрута сначала 360, а затем 500 руб. Освобождались они и от телесных наказаний. Купцам, особенно первогильдейским, предос­тавлялись некоторые почетные права (езды в каретах и колясках).

Корпоративное право сословии мещан заключалось также н создании объединений и органов самоуправления. По «Жалованной грамоте» город­ские обыватели, достигшие 25-летнего возраста и имевшие определенный доход (капитал, процентный сбор с которого составлял не ниже 50 руб.), объединялись в градское общество. Собрание его членов избирало город­ского голову и гласных (депутатов) городских дум. В общую думу посылали своих избранников все шесть разрядов городского населения, в шестигласной думе для исполнения текущих дел трудились выбранные общей думой 6 представителей каждого разряда. Выборы происходили каждые 3 года. Главным полем деятельности было городское хозяйство и все то, что «служит к пользе и нужде города». Конечно, губернаторы курировали ор­ганы местного самоуправления, в том числе и расходование городских сумм. Однако суммы эти, пожертвованные купечеством на городское бла­гоустройство, на сооружение школ, больниц, учреждений культуры, были подчас весьма значительными. Они, как и планировала Екатерина II, сыг­рали важную роль в деле «выгоды и украшения города». Не зря Александр I, придя в 1801 г. к власти, тотчас подтвердил отмененную было Павлом I «Жалованную грамоту», восстановил все «права и выгоды» горожан и все екатерининские городские учреждения.

Крестьяне. В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак. Позднее в его состав влились уже упомянутые однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства, не знавшие общинного быта. В 1764 г. по указу Ека­терины II была произведена секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, ста­ли называть экономическими. Но с 1786 г. и они перешли в разряд государственных крестьян.

Частновладельческие (помещичьи) крестьяне вобрали в себя все преж­ние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам со времени Петра I (посессионных). До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и понома­рей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи - пожалования особенно широко практиковались самой Екатериной и ее сыном, Павлом 1, и были прекращены в 1801 г. одним из первых указов Александра I. С этого времени единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.

В 1797 г. из дворцовых крестьян но указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян (на землях царского удела), чье положе­ние было сходным с положением государственных крестьян. Они состав­ляли собственность императорской семьи.

В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших поме­щикам, заметно ухудшилось. При Петре I они превратились в вещь, кото­рую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721 г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, чтобы «утишить вопль» в крестьянской среде. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843 г.

Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных кресть­ян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались, а прежние ре­комендации властей брать с них «по силе» ушли в прошлое. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось как принадлежащее их владельцу. Не регулировал закон и право суда помещика. Ему не разрешалось лишь применение смертной казни и выдача крестьян вместо себя на правеж (при Петре I). Правда, тот же царь в инструкции воеводам от 1719г. предписы­вал выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам.

Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах. Им запрещалось приобретать недвижимость, от­крывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, прини­мать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков.

Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещи­ков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убив­шей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Ека­терины II.

Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные кресть­яне приняли активное участие, правительство стало усиливать государст­венный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. Был узаконен отпуск крестьян на волю, в том числе после отбывания рекрутской повинности (вместе с женой), после ссылки в Сибирь, за выкуп по желанию помещика (с 1775 г. без зем­ли, а с 1801 г. – Указа Павла I о «вольных хлебопашцах» – с землей).

Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде раз­вивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», ас 1814 г. лицам всех состояний бы­ло разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, раз­богатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и состави­ли ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующего­ся класса предпринимателей.

Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении. Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных. Их подати были уме­ренными, они могли покупать землю (с сохранением повинностей), зани­мались предпринимательской деятельностью. Попытки урезать их имуще­ственные права (брать откупа и подряды, приобретать недвижимость в городах и уездах, обязываться векселями) не имели столь пагубного воз­действия на состояние хозяйства государственных крестьян, в особенности живших на окраинах (в Сибири). Здесь гораздо энергичнее разрушались консервировавшиеся государством общинные порядки (земельные переде­лы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частно­го хозяйства.

Большее значение в среде государственных крестьян имело самоуправ­ление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и Другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные само­управляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количест­вом селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селе­ниях избирались старшины и десятские. Все эти органы выполняли фи­нансовые, полицейские и судебные функции.

Духовенство. Православное духовенство состояло из двух частей: бело­го, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от постри­жения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духо­венство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужи­телей (от дьякона до протопресвитера) и церковнослужителей (дьячки, пономари). Высшие посты (от епископа до митрополита) принадлежали черному духовенству.

В XVIII в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым, поскольку закон запрещал лицам других сословий принимать священни­ческий сан. Выход же из сословия, по ряду причин формального свойства, был крайне затруднителен. Из сословных прав духовенства можно отме­тить свободу от личных податей, от рекрутчины, от воинских постоев. Оно имело привилегию в области судопроизводства. В общих судах свя­щенничество судилось лишь по особо тяжким уголовным преступлениям, гражданские дела с мирскими людьми разрешались в присутствии особых представителей духовенства.

Духовенство не могло заниматься делами, несовместимыми с духовным званием, в том числе торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков и пр. Как мы уже видели, в XVIII в. оно лишилось и главной своей привилегии – правом владеть имениями и крепостными людьми. Церковные служители были переведе­ны «на зарплату».

В Российской империи свободно сосуществовали с православием дру­гие христианские и нехристианские конфессии. В городах и крупных селах строились лютеранские кирки, а с середины XVIII в. и католические кос­телы. В местах проживания мусульман возводились мечети, буддистов – пагоды. Однако переход из православия в другую веру оставался запре­щенным и строго наказывался (в 1730-е гг. известен случай сожжения офицера в деревянном срубе).

Таблица - Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II

Сенатская реформа : Одна из первых реформ Екатерины II. Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Секуляризационная реформа: Другая важная реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей.

Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны

Отмена гетманства на Украине: Третье преобразование начала царствования Екатерины II, имевшее столь же долговременные последствия для судеб страны и ее народов, касалось системы управления территориями необъятной империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии (особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление). По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение вызывал статус автономии Украины. Украинские крестьяне сохраняли право на свободный переход от одного помещика к другому, что затрудняло для России получение с них податей в полном объеме. Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора графа П.А. Румянцева. В течение последующих десятилетий были постепенно ликвидированы остатки былой казачьей вольницы, особенности административно-территориального деления, городские свободы. В мае 1783 г. последовал указ об окончательном запрете переходов крестьян от одного хозяина к другому, что означало утверждение на Украине крепостнических порядков.

Финансовая реформа: Государству постоянно не хватало денег, и оно вынуждено было искать различные способы их добывания. Сперва стали переплавлять серебряные и медные деньги, чеканя из них монеты с более низким содержанием драгоценных металлов. В 1769 г. в России впервые стали печатать бумажные деньги - ассигнации, но распространение их на первых парах было нелегким: население с трудом соглашалось принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало так много ассигнаций, что их стоимость падала, и излишние деньги приходилось сжигать. Открытие дворянского и Купеческого банков.

Губернская реформа: «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Реорганизация системы местного управления. В ходе губернской реформы было введено новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 25 губерний: позднее они были вновь разукрупнены и к концу царствования Екатерины их стало 41.

Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти, что явилось шагом вперед в реализации принципа разделения властей. Более того, впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Вместе с тем в организации суда сохранился сословный принцип, т.е. лица, принадлежавшие к разным сословиям судились в разных судах, где судьями были представители тех же сословий.

Введение свобода предпринимательства. Императрица отлично сознавала, что мощная индустрия и процветающая торговля - непременное условие успешного осуществления любого замысла и внутри страны и вне нее. В основе развития промышленности и торговли, считала она, должен лежать принцип свободного предпринимательства, базирующегося на частной собственности. Развитие и внедрение этого принципа в российскую жизнь проводилось постепенно. Были ликвидированы монополии в некоторых отраслях, упростился порядок организации новых предприятий, их регистрации. Введены льготы для купцов первой, второй и третьей гильдий, а одновременно увеличен имущественный ценз для записи в них, т.е. право на запись в купеческую гильдию получали лишь наиболее богатые, кто был в состоянии «объявить» определенный капитал. Закреплена частная собственность на владение фабриками и заводами, введено право открывать промышленные предприятия без какого-либо специального разрешения правительственных органов, заключались международные конвенции об охране торгового мореходства, в зарубежных морских портах открылись российские консульства и т.д.

Полицейская реформа: Введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Прежде всего адресована она была не какому-то определенному сословию и в ней рассматривались не только личные и сословные права городского населения, но и вопросы организаций и деятельности купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления.

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Главным замыслом Екатерины было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала сразу два обширных документа, которые в исторической литературе принято именовать Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый из этих документов законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетий.

Утвержденные грамотой 1785 г. сословные привилегии окончательно отделили дворянство от всех прочих слоев русского общества, упрочив господствующее положение этого сословия.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений. Создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которых работал специально приглашенный из Австрии известный педагог В.И.Янкович де Мириево. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в Росси впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах и это практически закрывало доступ к обучению в них крестьянских детей.

В меньшей мере изменения коснулись сельского хозяйства, развитие которого носило в основном экстенсивный характер, т.е. шло главным образом за счет освоения новых территорий, а сельскохозяйственная техника, методы хозяйствования и, следовательно, производительность труда оставались практически неизменными. Правда, в это время появляются и первые энтузиасты научного земледелия, чему правительство всячески способствовало в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество для распространения научных знаний в области хозяйствования и прежде всего в агрономии. Издававшиеся обществом «Труды» были не менее популярны у читающей публики, чем сочинения французских просветителей. Всё это, однако, не привело к серьёзным сдвигам в сельском хозяйстве, да и не могло привести, покуда в основе сельскохозяйственного производства лежал труб крепостных.

В целом, несмотря на все сложности и недостатки, российская экономика второй половины 18 в. развивалась вполне успешно. Правительственные указы, направленные на стимулирование производства и торговли на принципах свободного предпринимательства, как бы открыли последние шлюзы, дав возможность до конца использовать потенциал феодально-крепостнического государства. Однако этого потенциала могло хватить лишь ненадолго, так как на пути нормального развития страны непреодолимой преградой стояло крепостничество. Каково же было отношение императрицы к крепостному праву и что происходило в этой сфере во время её царствования?

В своих мемуарах Екатерина высказывалась по этому весьма однозначно:

«Предрасположение к деспотизму прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне число которых было неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев.»

В другом документе, написанном рукой императрицы, читаем:

«Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что - то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться как им удобно, лишь бы они имели свободу и собственность».

Екатерина была недалека от истины, когда говорила, что её могут побить камнями при малейшей попытки поднять вопрос об отмене крепостного права. В защите своей главной привилегии, составлявшей основу его экономического благосостояния, дворянство, ставшее к этому времени серьёзной политической силой, было готово идти до конца, и императрица могла легко лишиться трона. Однако не следует думать, что взгляды Екатерины II носили однозначно крепостнический характер и сравнимы в этом отношении со взглядами, например, революционных демократов 19 в. Отрицание императрицей крепостничества, как явления антигуманного, противоречащего основным принципам Просвещения и вредного с экономической точки зрения, соединялись с представлением, с одной стороны, с духовной неразвитости народа и необходимости его просвещать, а с другой о довольно благостных в целом взаимоотношениях крестьян и их хозяев. Подобный взгляд был характерен не только для императрицы, но и для многих просвещенных людей этого времени. Так, например, Е.Р.Дашкова в беседе с Дени Дидро объясняла ему, что народ напоминает ей слепца, живущего на вершине скалы и не ведающего об этом. Внезапно прозрев, он станет глубоко несчастен:

«Просвещение ведет к свободе, свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы, так как они тогда только сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений, неизбежных при всяком образе правления».

Итак, бороться с крепостниками открыто Екатерина не могла, хотя определенные планы в отношении изменения положения крестьянства у нее были. Между тем само явление крепостничества, как всякое явление общественно-политической жизни, не могло, естественно, оставаться неизменным, но менялось оно в сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения.

Понятно, однако, что завершить реализацию своей программы по созданию в России сословий Екатерина не могла, минуя самое многочисленное сословие - крестьян. Документы свидетельствуют, что был заготовлен проект жалованной грамоты и крестьянам, но он не был утвержден. Адресована грамота была не всем крестьянам, а лишь государственным, которые именовались в ней « свободными сельскими жителями» и наделялись правами, сходными с правами горожан. Согласно проекту грамоты, в деревнях должна была появиться новая система управления - сельский старшина, староста и «управительских дел горница», сходная по функциям с губернским дворянским собранием и градским обществом. Как и другие сословия, крестьяне делились на шесть категорий, причем первые две освобождались от телесных наказаний.

Рассматривая все три грамоты, современный американский историк Дэвид Гриффитс пришел к выводу, что в совокупности они образуют « конституцию в дореволюционном значении этого слова», имея в виду, что первоначально, до Французской революции 1789 г., слово « конституция» означало в целом способ устройства, организации чего-либо. Целостное рассмотрение грамот, с точки зрения Д. Гриффитса, «обнаруживает и целостную политическую программу, отражающую ясные и взаимосвязанные представления императрицы о форме общественного устройства. Это не либеральные и не консервативные представления, не про - и не антидворянские. Это характерные для начала Нового времени представления о хорошо регулируемом обществе сословной структурой».

Однако, как уже сказано, третья грамота так и не была издана. Причины этого ясны: сопротивление дворянства, которое Екатерина была не в состоянии преодолеть. В этих условиях императрица реализовала поставленную ею цель в той мере, в какой это вообще было возможно без опасения вызвать серьезные социальные потрясения, и с этой точки зрения ее реформы нужно признать удавшимися. Именно с екатерининского времени, по мнению историков, можно говорить о появлении в России полноценных сословий. Но сама императрица и после 1785 г. продолжала работать над законодательством и, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, не оставила идеи создания сословного строя в полном объеме. Так, она намеревалась учредить особый орган с функциями верховного суда, состоящий из выборных представителей трех сословий: дворян, мещан и крестьян. Сохранились также ее разработки в области семейного, имущественного, уголовного права. На 1797 г. была намечена новая реформа Сената. Среди проектов можно встретить и размышления о путях ликвидации крепостного права. Так, в одной из записок читаем:

«Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем, а в течение сотни лет все или по крайней мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен».

Как видим, Екатерина не надеялась на скорое освобождение крестьян, да и вообще считала «резкий переворот» вредным. По другим сведениям, она готовила указ, который объявлял свободными всех детей крепостных, родившихся после 1785 г. впрочем, все это были лишь проекты. Реальные же реформы казались не только сферы внутреннего управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует назвать реформу образования.

Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое.

В начале упоминалось о том, что пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние и на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства.

Огромной заслугой Екатерины является подъем культурной жизни в стране. Она плохо разбиралась в изобразительном искусстве, но при ней возникла внушительная основа коллекций сегодняшнего Эрмитажа: ее агенты-искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители. Императрица, мягко выражаясь, не очень-то чувствовала музыкальную гармонию, но при ней в Петербурге получила постоянную “прописку” оперная труппа итальянцев, а опера “Севильский цирюльник” Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа, После своей первой поездки по России в шестьдесят шестом году Екатерина, когда ей довелось увидеть и услышать пение приветственных кантов, народные мелодии и пляски, обратила внимание на воспитание отечественной музыкальной смены. И это выразилось в конкретной поддержке музыкантов-россиян через дирекцию императорских театров.

Эпоха Екатерины II - это время расцвета русской архитектуры. В это время жили и творили архитекторы Р. П. Никитин, Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен - Деламот, И.Е. Старов, В.И.Баженов.

Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60-70-е годы 18 века. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого был ее статс-секретарь Г.В.Козицкий. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии.

Катерина Друга, велика імператриця, правила нашою країною рівно 34 роки. Це величезний період історії, протягом якого відбулося багато найрізноманітніших подій.

У масовому ж свідомості ця правителька асоціюється з ненаситної в любові дамою. Що ж, Катерина II відома своїми любовними пригодами, в багатьох історичних романах можна прочитати, що імператриця змінювала фаворитів постійно. Але будемо дивитися правді в очі: невже все 34 роки вона була зайнята виключно цим? Напевно немає: період її царювання всі російські історики вважають часом розквіту вітчизняної літератури, науки і живопису- саме тоді з"являється російська опера і небаченими темпами розвивається театральне мистецтво.

Саме Катерина 2, реформи якої були продумані, зважені, а тому обережні, залишила глибокий слід в історії вітчизняної дипломатії і законодавства.

Не слід забувати і про блискучі військові перемоги. Поки ця самодержиця займала престол, Росія не зазнала жодної військової поразки, на відміну від попередніх періодів. Приміром, в 1812 році ми розбили французів, хоча до того перемоги на полі бою належали їм. Час Катерини характеризується приєднанням Криму, а також жорсткими «уроками» для польської шляхти. Нарешті, згадаємо відомі реформи Катерини 2.

Внутрішня політика

Що ж відбувалося в цей час всередині країни? Подій було чимало, так як Катерина, на відміну від багатьох своїх попередників, прийшла до влади з уже готовою програмою дій, що дозволило їй вести дійсно результативну політику. Сама себе вона позиціонувала як «вірну послідовницю мислителів епохи Просвітництва». До честі її, Катерина вміла зрозуміти, що з їх теорій годиться для реального життя, а що - не дуже.

Так, в 1773 році в Росію з візитом прибув знаменитий Дені Дідро, якого дуже цікавили реформи управління Катерини 2. Він з подивом виявив, що імператриця уважно його слухає, слухаючи всім його пропозицій, але... не поспішає жодна з них втілювати в життя. Коли кілька вражений філософ запитав, чому так відбувається, Катерина сказала: «Папір може витерпіти все, але мені доводиться мати справу з людьми, шкіра яких куди тонше паперового полотна».

Друга важлива думка її стосувалася того обставини, що будь-яке починання і реформу слід було проводити поступово, поволі готуючи суспільство до їх прийняття. Це вигідно відрізняло Катерину як від вітчизняних правителів, так і від європейських монархів, які з інтересами своїх підданих в такому питанні не вважалися практично ніколи

Отже, що ж конкретно зробила імператриця Катерина 2? Реформи слід починати описувати з губернської.

губернська реформа

Її вона почала проводити незабаром після Пугачевского бунту, який потряс самі стовпи Імперії і з"явився свого роду провісником прийдешніх трагічних подій. На відміну від Миколи II, Катерина висновки робити вміла.

По-перше, сама назва цього перетворення абсолютно некоректно. Вся справа в тому, що суть реформи була багато глибше, являючи собою створення практично нової управлінської системи «на місцях».

Було запропоновано новий поділ країни. Всього губерній стало 50, причому поділ це в практично незмінному вигляді зберігалося аж до розвалу Імперії в 1917 році. Що це означає? Простіше кажучи, в країні народилося кілька разів більше міст «федерального» значення, ніж було до тих пір. У конкретний населений пункт приїжджає призначений губернатор, туди ж прямує маса енергійних, освічених людей. В результаті тихий і «затхлий» повітове містечко незабаром перетворювався в місцевий центр суспільного і політичного життя.

Відповідь на бунт Пугачова

Тут уважний читач цілком може задати питання: «І де ж тут вплив бунту Пугачова»? Все просто: після цих подій Катерина хотіла, щоб більша частина місцевої влади набиралася з уродженців цієї ж місцевості. Простіше кажучи, вперше в історії дому Романових народ отримав можливість самостійно вибирати тих, хто їм буде правити. Небачений ривок для тих часів! Ось чому прославилася Катерина 2. Реформи її дозволили відійти від замшілий суспільного устрою початку 16-го століття і нарешті змусили реально розвиватися багато галузей.

Виникли органи самоврядування, які звичні для нашого часу, але були дивиною для тієї епохи. Відразу обмовимося: все це теоретично існувало і до Катерини. Але робилося не цілеспрямовано, а тільки лише через брак столичних чиновників, яких би можна було відправити в усі міста і села неосяжної імперії. Реальних повноважень всі ці органи не мали, обмежуючись лише правом на збір податків і інші механічні операції. Якщо проводити паралелі з нинішніми часами, то внутрішні реформи Катерини 2 було направлено на перерозподіл владних повноважень.

Всі ці перетворення були наслідком переконання імператриці в тому, що всі бунти виникають через нездатність призначених чиновників оперативно «вникати» в проблеми на місцях і вирішувати їх. В принципі, у таких намісників і бажання щось такого не було: їм було важливо відзвітувати про досягнення «народної п"ятирічки» і зібрати податки. Іншого від них і не було потрібно, а ініціатива завжди була караною.

Важливо зауважити, що після 1775 року, коли ця реформа і була проведена, жодного (!) Повторення Пугачовського бунту не було. Місцева влада, хоч і відрізнялися часом все тим же прагненням до хабарництва, все ж були набагато більш зацікавлені в тому, щоб поліпшити життя свого рідного краю. Простіше кажучи, державні реформи Катерини 2 дійсно були спрямовані на благо країни.

Виникнення громадянської самосвідомості

Багато істориків сходяться на думці, що з тих пір почали з"являтися слабкі, але все ж помітні риси громадянського суспільства і самосвідомості. Так, саме в ті часи постійно траплялося так, що жителі маленьких повітових міст проводили збори, збирали добровільні пожертвування і будували на ці кошти гімназії, бібліотеки, храми та інші об"єкти соціальної та духовної сфери.

До тих пір такої узгодженості і єдності неможливо собі було навіть уявити. Як же далекий був згаданий Дідро від реального вирішення суспільних проблем!

реформа сенату

Звичайно ж, Катерина 2 (реформи якої ми тут описуємо) була далеко не «вісницею демократії». Вона й гадки не могла допустити про те, щоб хоч у чомусь обмежити свою владу і послабити інститут державного абсолютизму. Так, бачачи, що посилювалася самостійність Сенату, пані вирішила взяти його «під міцне державне крило», всіляко обмеживши будь-яку реальну владу цього важливого органу.

В кінці 1763 року структура Сенату була визнана «не відповідає реаліям». Була вкрай піднесена роль генерал-прокурора, якого призначала сама імператриця.

На це місце було висунуто А. А. Вяземський. В общем-то, людина це був відомий: його поважали навіть вороги за непідкупність, чесність і ревність у справі служіння Батьківщині. Він щодня доповідав Катерині про роботу Сенату, підпорядкував собі всіх губернських прокурорів, а також одноосібно виконував багато функцій, які до того часу були розподілені в Сенаті. Зрозуміло, роль цього органу постійно падала, хоча формально все було не так.

Всі функції Сенату незабаром були розподілені між абсолютно автономними департаментами, які фактично були лише маріонетками і вже не могли проводити злагоджену загальну політику.

Зміна структури громадського управління

У той же час все сильніше початок позначатися повну невідповідність старої системи міського управління новим прагненням держави. Уже описана нами губернська реформа Катерини 2 зробила кожне місто абсолютно самостійною адміністративною одиницею. За керування їм відповідав городничий, чий статус відразу ж незрівнянно виріс.

Він призначався з відслужили військову службу дворян і владою мав величезну. На цьому ж посадову особу «висіли» поліцейські, а не тільки управлінські функції, а тому людина на цій посаді повинен був відрізнятися завидною працьовитістю. Ця реформа місцевого управління Катерини 2 відразу посприяла наведення порядку на місцях.

Навпаки, ратуші і магістрати відразу ж практично втратили весь свій адміністративне значення, перетворившись на судові органи для торговців і промисловців. Був створений новий магістрат, людей в який набирали за рекомендаціями купців і промисловців. Управління цим органом здійснював міський голова. Крім того, в містах діяли громадські та сирітські суди. З усього цього і формувалося міське самоврядування, на створення якого були спрямовані багато реформ Катерини 2. Звичайно ж, вона перебувала під постійним наглядом з боку центральної влади, але все ж це також був прорив в області соціальної та управлінської сфери. Втім, іншого виходу у влади не було: міста інтенсивно росли, з"являлося безліч підприємств, громад, освітніх та інших установ. Все це потрібно було «привести до спільного знаменника», все вимагало адекватного міського управління, реалізувати яке на практиці змогла тільки губернська реформа Катерини 2.

Судова реформа Катерини

Все вищесказане призводить до цілком простого висновку: такий бурхливий розвиток соціальної сфери було б неможливим без нормальних судових органів, які б могли коректно вирішувати неминуче виникають протиріччя і суперечки, як між окремими членами суспільства, так і між цілими їх групами.

Потрібно також підкреслити, що судова реформа Катерини 2 базувалася на аналогічному починанні Петра I, ось тільки імператриця змогла знайти куди більш витончене рішення, а тому програма не тільки була втілена в життя, але і дала дуже гарні результати.

У 1775 році був опублікований перший звід офіційних положень. Багато адміністративні суди були скасовані і повністю розформовані. Нарешті були чітко розмежовані дві гілки влади: судова та адміністративна, які раніше були злиті воєдино. Більш того, адміністративна влада зберегла своє єдиноначальність, в той час як судові органи керувалися колегіально.

Зрозуміло, не цим прославилися реформи Катерини 2. Коротко основне їх значення для судової системи розкривається нижче.

важливе зауваження

Найважливіше - нарешті були розділені цивільні і кримінальні позови. Свого часу саме цей «атавізм» заважав відправленню нормального правосуддя, так як складно було адекватно розмежувати провину за адміністративні порушення і справді серйозні діяння. Нижньої інстанцією став повітовий суд. Розбиралися в ньому справи дрібні і незначні. Тим самим значно знижувалася навантаження на суддів, які займалися чимось дійсно важливим.

Взагалі результати реформ Катерини 2 у всіх сферах однакові - різке збільшення ефективності роботи багатьох галузей. Це і зараз змушує поважати імператрицю за незвичайний управлінський талант. Але повернемося до судів.

Повітовий орган розглядав серйозніші заяви. На відміну від вищеописаного земського, в цьому суді засідателі набиралися вже з поміщиків. Засідання проводилися рівно три рази в рік, причому за роботою цього органу вже спостерігав прокурор, в обов"язок якого входила функція «внутрішньої поліції», так як він фіксував усі випадки порушення законів самими суддями і доповідав про те «наверх».

На рівні губерній головним органом у ієрархії став Вищий земський суд, який міг знаходитися не тільки в губернському, але і в повітовому місті. Відтепер в кожному адміністративному центрі могло бути відразу кілька таких органів. У кожному з них було вже по десять засідателів. Голови ж вибиралися виключно Сенатом, а їх твердженням займався найчастіше особисто глава держави.

Але не тільки цим ознаменувалися реформи Катерини 2: коротко кажучи, суди стали більш спеціалізованими.

Структурний поділ судів

Верхній земський суд поділявся на кримінальний і суто адміністративний відділи. Це була важлива інстанція для «молодших» органів. Крім того, його судді мали право на розгляд складніших справ. Справа в тому, що вже тоді був законодавчо закріплений список правопорушень, розглядати які не могли представники нижніх земських і повітових судів, а також члени магістрату. Все це перешкоджало розвитку кумівства на місцях.

У Губернській суді також була громадська і кримінальна палата. У кожній був власний голова, а також пара радників і асесора. Вони також могли бути обрані виключно Сенатом і затверджені Верховною владою. Це була вища судова інстанція тих часів, в якій розглядалися найбільш складні справи, а також розбиралися всі найтяжчі і небезпечні злочини.

Словом, судова реформа Катерини 2 була вельми і вельми складною.

секуляризаційних реформа

До неї Катеринаприступила в 1764 році. Всі землі монастирів відтепер офіційно передавалися в управлінні Економічної колегії. В ході цієї реформи Катерина пішла по стопах Петра I, який не дуже жалував духовенство. З одного боку, відтепер держава була зобов"язана утримувати Церква... але при тому світська влада вже сама визначала, скільки ж країні потрібно монастирів і священнослужителів. Колегія також мала право відчужувати «зайві» землі в фонд держави.

Перетворення в освітній сфері

Відома також реформа освіти Катерини 2. Головне її завдання - створення виховних будинків, вихованці яких отримували грошове забезпечення, повний зміст і освіту. В результаті країна поповнювала ряди своїх громадян великою кількістю освічених і розумних молодих людей, які були віддані державі і виховані в потрібному моральному і етичному дусі.

Поліцейська реформа

У 1782 році був затверджений «Статут благочиння». Управа стала офіційно управляти міським поліцейським відомством. У складі були: пристави, поліцмейстер і городничий, а також комісія з громадян, склад якої визначався шляхом голосування. Орган цей міг накладати штраф або осуд, а також мав право на заборону деяких видів діяльності.

Які ще були важливі реформи Катерини 2? Таблиця дасть нам відповідь на це питання, а також кілька доповнить мети тих заходів, які вже розглядалися в цій статті.

Назва

мета

сенс

управлінські дії

1. Повна ліквідація автономії козацтв і Запорізької січі (до 1781 роки)

2. Губернська реформа (1 775)

Скасування надмірно вільних і потенційно небезпечних формувань.

Повністю контролювати всі райони країни, але робити це не на шкоду населенню.

Урізання козацтва в правах. На їх територіях також вводилося централізоване губернське управління.

Освіта 50 губерній приблизно по 300 тисяч чоловік. Ділилися вони на повіти по 30 тисяч чоловік. У деяких випадках губернії могли бути об"єднані.

Економічні реформи Катерини 2

1. Свобода організації підприємств (1775 рік)

2. Офіційне підвищення оплати селянської праці (1779 рік)

Управління все більше централізується, але при тому збільшуються економічні свободи населення

Населення могло вільно виробляти ситець і вивозити хліб за межі держави. Будь-яка людина міг організувати будь-яке промислове підприємство. Простіше кажучи, відтепер в промислове стан були відкриті двері всім.

станові реформи

Даровані грамоти дворянству і містам (1775 рік)

Вперше були офіційно визначені права і обов"язки дворянства і городян.

Дворяни були повністю звільнені від обов"язкової служби і багатьох повинностей. Стану отримали право на самоврядування. Без слідства і суду відтепер не можна було позбавляти їх членів власності і свободи.

Ось інші реформи Катерини 2. Таблиця досить докладно розкриває їх суть.

результати

Без перебільшення можна сказати, що всі проведені заходи дійсно були доленосними. Чому сприяли реформи Катерини 2? Коротко (таблиця цей момент розкриває) кажучи, вони були спрямовані на досягнення двоїстих цілей:

    Зміцнення самодержавства.

    Економічна свобода населення, можливість піднятися з нижчих станів здатним людям.

У період її правління була практично повністю ліквідована загроза непокори з боку козацької вольниці. Які ще можна назвати наслідки реформ Катерини 2? Церква остаточно була підпорядкована волі держави, судова галузь стала більш гнучкою. Громадяни, так чи інакше, отримали можливість участі в долі власного міста чи навіть губернії.

Ось чому відзначилися реформи Катерини 2. Коротко (таблиця допоможе вам це побачити) кажучи, суспільство стало більш свідомим, вільним і соціально захищеним.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Реформы в годы правления Екатерины II

При Екатерине II (1729-1796) была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Он был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.

Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию святейшего Синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярией синодального экономического правления.

Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.

До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, и в результате число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственным критерием для образования губерний было количество населения - 300-400 тыс., уезды создавались при 20-30 тыс. душ.

Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которой входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями и полномочия его были более широкие чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.

Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.

В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию была возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния . Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.

В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.

Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов (в столице назначались Сенатом, в остальных- городах - губернским правлением) и двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т.д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.

Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы - по 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.

Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».

Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената . Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел.

Активность ее особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н.И. Новикова в 1792 г. и дворянского революционера А.Н. Радищева 1790 г. В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в тайную экспедицию попал Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности. Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.

В 1775 г. была предпринята попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.

Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после крестьянской войны Пугачева.