Как достичь успеха правило 10 000 часов. Волшебное число, ведущее к мастерству. Малкольм Гладуэлл и ученые Эриксон & Cо

"Что значит жить интересно?" – это, на мой взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее воспринимать, с какой позиции к ней относиться.

"Жить интересно" – это определенная способность, умение, позволяющее проживать момент за моментом максимально полно и насыщенно. Оно дает особое качество процесса жизни. То, что при этом открываются возможности и реализуются цели – это приятный побочный эффект.

С этой точки зрения становится актуальным вопрос "а как развить в себе способность жить интересно?" Однако сейчас я хочу "перевернуть" этот вопрос и задать его вот так: "как устранить "блоки", препятствия между человеком и его способностью жить интересно?".

Что мешает жить интересно?

Какие именно "блоки"? Вот это, мне кажется, ключевой момент. Давайте для примера возьмем какое-нибудь состояние, в котором способность "жить интересно" блокируется – и рассмотрим, как оно устроено.

Мне в силу личного и профессионального опыта приходит в голову, что одно из таких состояний – это депрессия. Сразу хочу сказать, что для каждого человека, сталкивавшегося с депрессией, ее переживание уникально, так что, возможно, в описании, которое я приведу ниже, вы найдете что-то, что соответствует вашему опыту, и что-то, что не соответствует. Пытаясь понять, как устроена депрессия, я во многом опираюсь на модель, принятую в когнитивной терапии.

В переживании депрессии очень важную роль играет утрата интереса и способности получать удовольствие от тех занятий, которые раньше человеку нравились. При этом изменяется способность произвольно направлять внимание: оно "застревает" на негативных моментах, и даже не столько на негативных моментах в настоящем, сколько на болезненных или вызывающих сожаления или ностальгию воспоминаниях о прошлом, а также на тех образах будущего, с которыми у человека связаны разные страхи. Добавьте к этому телесный дискомфорт от хронической усталости и мышечных зажимов – и окажется, что находиться в настоящем моменте человеку, страдающему от депрессии, очень трудно.

Центральный элемент этого паззла – ощущение "заберите меня отсюда, мне так это все надоело, я не в силах больше это чувствовать и думать эти мысли". Это желание закрыться от жизни, сбежать от того, что происходит здесь и сейчас, в ту или иную форму "убийства времени".

Это ощущение – не столько отражение действительности, как она есть, сколько результат пропускания впечатлений через определенный умственный фильтр. Во внешнем мире происходят события, мы воспринимаем их так или иначе через тело, возникают впечатления, а дальше ум подходит к ним с "мерной линейкой" и оценивает их соответствие своим представлениям о "должном". И, как правило, обнаруживает то или иное несоответствие, воспринимает это как проблему, начинает искать решение; в прошлом опыте обнаруживает ситуации, когда решение в похожих условиях найдено не было; делает из этого выводы о некомпетентности и недееспособности человека; экстраполирует отсутствие решения в будущее и составляет прогноз: как именно все будет плохо, если проблема не будет решена... А эмоции и чувства (например, раздражение, разочарование, уныние, отчаяние) возникают уже как общий вывод из всех этих построений.

Данная умственная активность уже происходит не только в отрыве от изначального впечатления от события из внешнего мира, но и в отрыве от того, что происходило в мире и в теле после этого... Большинство людей в большей части случаев ее не осознает и продолжает действовать в мире "на автопилоте", в то время как внимание занято разглядыванием картинок из прошлого опыта и драматических сценариев, предлагаемых воображением. А "автопилот", в свою очередь – это чаще всего инструкции, составленные в прошлом, причем не нами.


Мы перестаем быть открытыми опыту, возникающему от момента к моменту, из-за негативных чувств, которые испытываем. А эти чувства, в свою очередь, являются следствием определенных привычек в работе ума – привычек, которые мы, как правило, не осознаем. Мы не входим в непосредственное взаимодействие с миром, потому что передаем управление собственным поведением "автопилоту". Это верно для большинства людей, а не только для тех, кто страдает от депрессии. Просто на примере депрессии эти блоки между человеком и его способностью "жить интересно", пожалуй, наиболее заметны.

Практика внимательности (mindfulness)

В последние годы в мире очень возрос интерес к практике внимательности (mindfulness). Изначально, много сотен лет тому назад, она возникла как часть буддистской традиции. Но сейчас ее используют и те, кто не считает себя буддистом (в частности, и те, кто привержен другим религиям и философиям). Практика внимательности направлена на то, чтобы отключить автопилот и научиться обращаться к опыту – любому опыту – с доброжелательным интересом. И уже на основе этого принимать решения.

Практика внимательности – это способ изучать повседневную работу собственного ума и развивать осознанность, не отождествленную ни с какими психическими процессами: "Есть мысли, чувства и ощущения, они возникают и проходят, как облака, проплывающие по небу. Я – это небо, а не облака". Она позволяет увидеть привычки ума (хотя бы некоторые) как фильтр восприятия и войти в соприкосновение с ощущениями и впечатлениями от происходящего в настоящий момент, не подвергая их интерпретации и не выстраивая вокруг них драматических сценариев. Это дает переживание большей полноты жизни. Возможность не отождествляться с собственными мыслями, чувствами и телесными ощущениями дает большую свободу – становится возможным осознанно и произвольно погружаться в этот поток содержаний опыта на ту глубину, на которую хочется.

Сейчас практика внимательности считается признанным "неспецифическим фактором эффективности" психотерапии. На ее основе создаются терапевтические программы для индивидуальной и групповой работы, применяемые для пациентов, страдающих от болевого синдрома и других последствий физических травм, от хронических заболеваний, от депрессии и т.п. Если вам интересно узнать о них подробнее, рекомендую вот эти книги:

  • M. Williams, J. Teasdale, Z. Segal, J. Kabat-Zinn The Mindful Way Through Depression:Freeing Yourself from Chronic Unhappiness (2007)
  • J. Kabat-Zinn Full Catastrophe Living:Using the Wisdom of Your Body and Mind to Face Pain,Stress and Illness (переиздана в 2013 г.)
На русском языке есть книга Тик Нат Хана "Чудесная внимательность" (или "Чудо внимательности", в зависимости от перевода).

Дневник эмоций

Исследование работы собственного ума более эффективно, если сопровождается письменными практиками. Они используются в различных терапевтических программах, основанных на практике внимательности, которые я упоминала выше. В этой статье я хочу предложить вам два варианта письменной практики для исследования эмоций.

Первый вариант используется в программе когнитивной терапии депрессии. Участникам предлагается в течение одной недели ежедневно вести записи о позитивных эмоциях, а потом, тоже в течение одной недели – записи о негативных эмоциях. В обоих случаях записи предлагается вести согласно одной и той же структуре, и удобно, оказывается, использовать для этого таблицу:

Используя эту письменную практику, бывает интересно отследить, о чем писать проще, о чем – сложнее, в каких ситуациях кажется проще вообще не записать событие и связанный с ним опыт и т.п. Если вам удастся писать в течение недели о 2-3 достаточно ярких переживаниях ежедневно, у вас уже наберется достаточно материала, чтобы сделать для себя какие-то выводы. Если получится только в течение 2-3 дней – материала будет меньше, но и это гораздо лучше, чем ничего. Выберите время, чтобы перечитать написанное, и напишите рефлексивный отклик.

Я использовала дневник эмоций в своей первой (незавершенной) диссертационной работе, исследуя динамику отношения людей к собственным эмоциям под воздействием наблюдения за негативными переживаниями и их исследования. Впоследствии, переключившись на другую тематику, я отдала материалы исследования

То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Малкольм Гладуэлл

Известный канадский писатель и журналист, автор нескольких научно-популярных бестселлеров Малкольм Гладуэлл в одном из них вывел формулу: 10 000 часов = успех.

Многие думают, что если ты родился гением, то признание и уважение будут в твоей жизни по умолчанию. Гладуэлл разрушает этот стереотип, говоря, что любой человек может стать гуру в своем деле, если потратит на него 10 000 часов.

Малкольм Гладуэлл

Формула 10 000 часов описана Гладуэллом в книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» (Outliers: The Story of Success, 2008). В аннотации к ней сказано:

Это не пособие «как стать успешным». Это увлекательное путешествие в мир законов жизни, которые вы можете использовать себе на пользу.

В книге, написанной очень простым и живым языком, анализируется карьера многих успешных (для кого-то – гениальных) людей. Например, Моцарта, Бобби Фишера и Билла Гейтса.

Оказалось, все они трудились не менее 10 000 часов, пока их имена ни стали нарицательными.

Как Моцарт стал Моцартом

Моцарт – гений. Это аксиома. По словам современников, он обладал феноменальным слухом и памятью. Он работал во всех музыкальных формах, и в каждой достиг успеха. Он начал писать музыку в 6 лет и подарил миру более 50 симфоний, 17 месс, 23 оперы, а также концерты для фортепиано, скрипки, флейты и других инструментов.

Однако посмотрите, что пишет психолог Майкл Хоув в своей книге «Объяснение гениальности » (Genius Explained):

«По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность того, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие детские произведения Вольфганга, такие как, скажем, первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (No. 9. К. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Таким образом, Моцарт – гений и вундеркинд – по-настоящему раскрыл свой талант лишь после того, как отработал 10 000 часов.

Волшебное число, ведущее к мастерству

Малкольм Гладуэлл в книге описывает интересный эксперимент, проведенный в берлинской Академии музыки психологом Андерсом Эриксоном в начале 1990-х.

Изучив успеваемость, студентов Академии разделили на три группы: «звезды», то есть те, кто в ближайшем будущем вероятнее всего будут сиять на музыкальном Олимпе; перспективные «середняки» (будут широко известны в узких кругах); и «аутсайдеры» – те, кому светит максимум должность школьного учителя пения.

Затем студентов спросили: когда они начали заниматься музыкой и сколько часов в день они с тех пор отводят на это?

Выяснилось, что почти все начали музицировать в 5 лет. Первые три года все усердно упражнялись – по 2-3 часа в неделю. Но затем ситуация изменилась.

Те, кто сегодня считались лидерами, к 9 годам занимались уже по 6 часов в неделю, к 12 – по 8, а с 14 до 20 лет – не выпускали из рук смычка по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у них набралось в общей сложности 10 000 часов практики.

У «середнячков» этот показатель составил – 8 000, а у «аутсайдеров» – 4 000.

Эриксон продолжил копать в этом направлении, и установил, что нет ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий.

Иными словами, достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики.

Занимательная арифметика

Гладуэлл, как и другие исследователи, приходит к выводу: сам по себе талант без регулярной шлифовки – ничто .

Так давайте же посчитаем, сколько времени нужно усердно трудиться, чтобы реализовать свои волшебные 10 000 часов.

10 000 часов – это примерно 417 суток, то есть чуть больше 1 года.

Если учесть, что средняя продолжительность рабочего дня (по крайней мере, по ТК РФ) 8 часов, то 10 000 = примерно 1250 дням или 3,5 годам. Вспоминаем про праздники и отпуска и получаем около 5 лет. Столько времени нужно трудиться по 40 часов в неделю, чтобы накопить 10 000-часовой опыт в той или иной сфере.

А если вспомнить еще про прокрастинацию и постоянные отвлекающие факторы и признаться честно, что в день мы сосредоточенно и эффективно работаем по 4-5 часов, то до уровня мастера придется расти в течение порядка 8 лет.

В итоге есть две новости – плохая и хорошая. Первая заключается в том, что 10 000 часов – это очень много. Вторая сводится к тому, что каждый может достичь больших успехов в своем деле, невзирая на природные задатки, если будет много и усердно трудиться.

И еще одна важная мысль, излагаемая Малкольмом Гладуэллом на страницах своей книги. Чем раньше вы начнете движение на пути к своей цели, тем раньше вы ее достигните. Лучше «стартовать» еще в детстве. В связи с этим, мало, кто может наработать 10 000 часов самостоятельно, – нужна помощь родителей. Ведь, кто знает, стал бы Моцарт Моцартом, если бы не отец.