Гуманистическая психология авторы. Основные направления гуманистической психологии. Управление и гуманизм

Гуманистический подход в психологии не теряет актуальности уже больше пятидесяти лет. Вероятно, главная причина этого - особенное восприятие каждой личности как уникальной системы, предоставляющей прекрасные возможности для самореализации. Но обо всем по порядку.

Общая характеристика гуманистической психологии, краткая история ее возникновения и основные представители, а также метод психотерапии, родившийся благодаря этому направлению, - вот главные аспекты нашего сегодняшнего разговора.

Общие сведения

Личность в гуманистической психологии - не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него - самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения - в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: и (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений - необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии - поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул - реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» - основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки - подкрепление.

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей ; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Действительно, специалисты, представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного выздоровления. Создать эти условия - и есть задача гуманистического психолога.

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс - вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек - сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им .

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек - существо по природе доброе, а не злое. Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность. Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Как проходит сеанс

Сеанс гуманистической психотерапии строится как диалог, и понимающий, не осуждающий и не критикующий собеседник становится главным условием реабилитации человека, которому потребовалась психологическая помощь. Клиент понимает, что может свободно и открыто выражать свои чувства, в результате чего обретает более ясное понимание и самого себя, и окружающего мира, видит пути выхода из личностного кризиса. В идеале у клиента должна сформироваться и закрепиться положительная самооценка, развиться более объективное отношение к окружающим.

Какие принципы, в соответствии с идеями Роджерса, должны лечь в основу работы психотерапевта?

  • Важнее всего безоценочное принятие, при котором терапевт позволяет человеку быть самим собой, эмоционально откликается на то, что говорит клиент, но не дает ему никаких оценок.
  • , то есть способность распознать то, что чувствует клиент, поставить себя на его место.
  • Психотерапевт и клиент - равные участники диалога, и между ними устанавливается прочный психологический контакт.
  • - открытость и непосредственность, честность и искренность, самовыражение без опасений. Такая манера поведения должна быть свойственна как консультанту, так и (спустя некоторое время) консультируемому.

Психотерапия, возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор остается одним из самых популярных и востребованных направлений психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.

Клиент-центрированный подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная его особенность - человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели, и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения. Автор: Евгения Бессонова

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Дым старинного камина (Авторская сказкотерапия) автора Гнездилов Андрей

Сказкотерапия как направление современной практической психологии Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс Здесь я хотел бы остановиться на двух представителях гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерсе. Это уже наши современники. К. Роджерс, когда в нашей стране начались социальные изменения, в возрасте 84 лет

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ИСПАНИИ К началу XVI в. в Испании начался экономический подъем, который был связан с завоеваниями новых колоний и зарождением капиталистических отношений. Происходившие изменения отразились на общественном сознании и

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Кризис психоанализа автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

1.1. Гуманистическое предназначение подростка к будущему как цель социальной адаптации «Всякое дыхание восхвалит Господа». Это библейское выражение говорит о многом. О том, что каждое живое существо, а тем более человек, имеет право на жизнь, и никто не должен у него ее

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации –

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Гуманистическое направление Данное направление изначально формировалось как закономерная реакция на психодинамические и поведенческие виды психотерапии. В последних человек представал либо как объект неких бессознательных, во многом безличностных сил; либо как

Из книги Правила жизни от Зигмунда Фрейда автора Кар Бретт

Часть IV. Экзистенциально-гуманистическое

Гуманистическая психология – общепризнанное направление, которое позиционирует главным своим объектом не просто личность, а автономную и неповторимую систему в целом. Она (эта личность, человек в широком смысле понимания) не представляет данность, а лишь предпосылки для развития и самоактуализации. И как пройдёт это развитие зависит только от воли самого индивида и его окружения.

Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.

Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.

Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:

  • человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
  • бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
  • человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
  • у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
  • личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.

Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:

  • первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
  • второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
  • третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
  • четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
  • пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
  • шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
  • седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.

Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».

Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.

В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития. А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть.

Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.

Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».

Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.

Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.

Как проходит сеанс

Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.

Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.

В итоге, пришедший за помощью человек, становится менее ранимым, более реалистичным. Если переосмыслить подход, то можно сказать, что психотерапевт позволяет ему почувствовать некий «безоценочный и принимающий тыл», который и делает клиента более уверенным.

Основные сторонники гуманистической психологии

С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.

Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.

Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.

Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.

Критика такой психологии

Одним из наиболее известных критиков гуманистической психологии является К. Бенсон. Он показывает, что понятие самоактуализации во многих культурах, отличных от западных, может быть расценена как неуместный и непозволительный эгоизм. Кроме того, принятие любых высказываний и идей клиента может привести, в этом случае, к развитию аморальности. Кроме того, он считает, что гуманистический подход зациклен на личностной самости, как высшей ценности. Тогда как именно взаимодействие с другими личностями зачастую является смыслообразующим фактором.

Многие же другие авторы обращали внимание, что гуманистический сеанс не подходит авторитарным личностям, а также клиентам, которые и так испытывают проблемы со своим эгоизмом и бездеятельностью.

В настоящее время Джеймс Хиллман в своей критике современной гуманистической психологии предупреждает об опасности внушить неуверенному в себе человеку момент его всезначимости. Поскольку эти установки слишком хорошо ложатся на всевозможные религиозные современные концепции.

В итоге, человек не получает поддержку, чтобы самостоятельно развиваться и действовать. А получает установку фактически своего приравнивания к Богу, и он начинает выбирать себе весьма удобное положение: мне все должны. Таким образом, эгоистические наклонности могут существенно отразиться на дальнейшей жизни личности, приводя к не совсем адекватным результатам с точки зрения закона и социума.

Кроме того, результаты наблюдений не поддаются строгим критериям оценивания; сложно оценить насколько действительно развивается или не развивается что-то во время работы.

Гуманистическая психология сегодня

В настоящий момент активно используются различные выводы и понятия гуманистической психологии, причём не только при непосредственной работе с клиентами, но и в других отраслях и дисциплинах.

Например, знаменитая иерархия потребностей была пересмотрена в рамках весьма практических приложений организации рабочего места: без удовлетворения более низших потребностей, невозможно требовать от работников реализации более высших. То есть, без хорошо организованной возможности принять пищу, сходить в туалет и без уважительного отношения и признания заслуг, работнику будет сложно осуществлять свои познавательные процессы и обучаться. Поэтому во многих офисах и супермаркетах существуют специальные и хорошо организованные комнаты приёма пищи, тёплые туалеты, а управленческий персонал проходит обучение для организации правильного подхода к людям.

Морин О`Хара, популярный автор гуманистического направления утверждает, что на самом деле все люди всей планеты стремятся к свободе и самоопределению, просто понимают это по-своему. А упомянутый подход признаёт и эти права, и возможность иметь личную трактовку понятий. Ну а эмпатийный подход к клиенту стал у многих практикующих психологов и психотерапевтов абсолютной догмой.

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Лекция, реферат. 6. Гуманистическое направление в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.