Герои земли марийской. Богатыри — защитники марийской земли Национальные герои марийского народа

  • образ великана, культурный герой.
  • В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его ОНАР. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной радуги.
  • За день ОНАР обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Был ОНАР охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.
Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
  • Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.
  • В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.
  • Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Представить внешность ОНАРА сегодня невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал ОНАР. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора ОНАРА.
АКПАТЫР
  • АКПАТЫР(Акпатыр-чочой) (д.Кетек –Мучаш, 16-й век, ныне Малмыжский район Кировская область)
  • Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.
  • По преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.
  • Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына. Были они темноволосые, черноглазые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр («белый богатырь»).
По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
  • По легенде, источником силы АКПАТЫРА была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила АКПАТЫРА пропала, а сам он вскоре умер. Предание говорит, что перед смертью АКПАТЫР сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру. С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.
  • Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар. В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру. С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.
Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.
  • Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.
Чембулат
  • Согласно преданиям, Чумбулат - князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Народ его считал своим северным царем.
Это воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.
  • Это воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.
  • При нем сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным.
  • Чумбулат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.
На высоком берегу реки Немда возвышается камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").
  • На высоком берегу реки Немда возвышается камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").
Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
  • Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
  • Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
  • Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.
  • А скала Часовой - это символ дружины Чембулата, которая готова верно служить своему князю в любое время.
Народ всегда хранил эту святость, помнил своего вождя, хотя в 1830 году и взорвали его могилу на каменной горе на Немде. Жителей ближних сел прогнали подальше от могилы марийского князя, но народ не забыл его. Люди тайными тропами пробирались к святой горе, просили божество содействовать в их жизни. Марийский народ чтит память и проводит всемарийские моления на святом месте, где похоронен Чумбылат. В те времена, когда ритуалы жертвоприношения были под запретом, эти обряды проводились подпольно.
  • Народ всегда хранил эту святость, помнил своего вождя, хотя в 1830 году и взорвали его могилу на каменной горе на Немде. Жителей ближних сел прогнали подальше от могилы марийского князя, но народ не забыл его. Люди тайными тропами пробирались к святой горе, просили божество содействовать в их жизни. Марийский народ чтит память и проводит всемарийские моления на святом месте, где похоронен Чумбылат. В те времена, когда ритуалы жертвоприношения были под запретом, эти обряды проводились подпольно.
Болтуш (Полтыш)
  • (1513-1553) - это марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории.
Болтуш являлся князем, богатырём всех марийцев малмыжан. В молодости он был очень ловким и сильным, служил у татарс-кого хана Тархана: ездил и собирал у здешнего марийского народа деньги - ясак. Царь Иван Грозный после взятия Казани хотел прибрать к рукам и Малмыж.
  • Болтуш являлся князем, богатырём всех марийцев малмыжан. В молодости он был очень ловким и сильным, служил у татарс-кого хана Тархана: ездил и собирал у здешнего марийского народа деньги - ясак. Царь Иван Грозный после взятия Казани хотел прибрать к рукам и Малмыж.
  • Ружейная бьется в лесу стрекотня,
  • И пушки открыли дорогу огня.
  • Столетние сосны от горя черны,
  • И трупами светлые реки полны.
  • Звенят бердыши, громыхают кольчуги,
  • Без отдыха рыскают царские слуги.
  • Сражались мы тридцать отчаянных лет,
  • На каждой тропинке белеет скелет. (С.Чавайн)
  • Гордо крепился князь Болтуш во время тяжелой осады, отважно правил своей ратью, гордо и храбро вышел за город, стремглав кинулся на врагов и геройски пал в битве. Упорство, решительность, неутомимая энергия, гордость, выносливость, отвага и храбрость – вот качества Болтуша.
Между стрельцами и марийцами завязался бой, в этом бою пушечным ядром был убит марийский князь, а Малмыж был взят. Князь Болтуш был погребён в боевых доспехах вместе со на близлежащей горе, а его жена Шошма (переводится как «весна»), увидев смерть мужа бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем.
  • Между стрельцами и марийцами завязался бой, в этом бою пушечным ядром был убит марийский князь, а Малмыж был взят. Князь Болтуш был погребён в боевых доспехах вместе со на близлежащей горе, а его жена Шошма (переводится как «весна»), увидев смерть мужа бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем.
По преданию: "Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою". Сегодня могила Полтыша является памятником истории, так и называется - Болтушева гора.
  • По преданию: "Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою". Сегодня могила Полтыша является памятником истории, так и называется - Болтушева гора.
  • Князь Полтыш оказался черемисским патриотом и, решившись оказать неравное сопротивление сильнейшему врагу, заслужил репутацию национального героя. С ореолом геройства последний малмыжский князь перешел в народную память.о нем поют песни, рассказывают предания.
В память о легендарном марийском предводителе Болтыше 26 апреля в Марийском крае более 20-ти (с 1990 года)лет отмечается праздник День национального героя.
  • В память о легендарном марийском предводителе Болтыше 26 апреля в Марийском крае более 20-ти (с 1990 года)лет отмечается праздник День национального героя.
Мамич-Бердей
  • Мамич-Бердей (? - около 1556, Москва) - герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552-1557) , владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге . Противник присоединения Казанского ханства к Московии , активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель.
В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве.
  • В марте 1556 попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнён в Москве.
  • С какого года отмечают День национального героя?
  • Почему отмечают 26 апреля?
Экспонаты Малмыжского музея

А расскажу-ка я вам, почему речку нашу Кокшагой зовут… Было это давно. Прабабка моей прабабки и ее прабабка не помнят, когда это было, но было это так.

На этой самой реке жил тогда злой-презлой владыка Вараш. Охотники промышляли для него белку, лису, горностая и всякую другую пушную добычу, бортники приносили ему мед и воск, а бедные земледельцы - рожь, ячмень и разную огородную снедь.

Тех же, кто его воле не подчинялся, нещадно пороли розгами (такое было уже не так давно - и прабабка моей прабабки, и моя прабабка рассказывали, что богачи да служки царские так наказывали нашего брата, крестьянина, за ослушание).

Долго ли, коротко ли жили так люди, но вот в одном лесном илеме (хуторе; прим. by admin) у бедных родителей появился на свет мальчик. Назвали его Кокша. Отец сплел ему лыковую колыбельку и подвесил в правом углу избушки, поближе к очагу.

В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал:

Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец.

На вторую ночь к зыбке склонился богатырь Чоткар:

Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.

На третью ночь к зыбке явился богатырь Акпатыр:

Я отдаю тебе мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ.

С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня - в настоящего богатыря. Отец дал ему лук и стрелы, велел идти на охоту. Кокша натянул тетиву и пустил стрелу вверх. Со звоном лопнула тетива, а стрела улетела выше облаков и не вернулась на землю. Пошел Кокша в кузницу и отковал наконечник для стрелы весом в полтора пуда. На обратном пути он вырвал молодой дубок и сделал из него лук. А из жил убитого им лося свил тетиву. Приладив наконечник к стреле, Кокша решил испытать лук. Он натянул тетиву и выстрелил в вековое дерево. Стрела прошила дерево насквозь, и оно раскололось.

Не прошло и недели, как слуги донесли Варашу о чудо-богатыре.

Надо отнять у него силу богатырей, - сказал он слугам и научил их, как это сделать.

Часто Кокша уходил на охоту далеко, но возвращался домой одной самой короткой дорогой. Так вот, подручные Вараша в том месте, где Кокша переходил реку, сделали прорубь, а когда мороз затянул ее ледком, засыпали снегом. Возвращаясь с охоты, усталый, но с богатой добычей, Кокша провалился под лед и стал тонуть - плавать не успел научиться. Захлебнулся он водой и совсем было потерял сознание, но вдруг слышится ему голос:

Вспомни о силе Кугурака. Встань на дно и оттолкнись.

И тут же подручные Вараша увидели, как сперва вспучился лед, потом раскололся на несколько льдин и Кокша-богатырь вышел на берег. «Все равно ему конец, - злорадно ухмылялись они. - Кокше негде обсушиться, и сильный мороз доконает его».

Понял и Кокша, что конец приходит ему. Одежда сразу обледенела. Но тут он снова услышал голос:

Вспомни о ловкости Чоткара. Вставай на лыжи и беги.

Кокша надел лыжи и во весь дух помчался к дому. На бегу он вспомнил предание о том, как Чоткар, пока жена кипятила воду для ухи, успевал на лыжах сбегать на озеро в сорока верстах от дому, наловить рыбы и вернуться обратно. Кокша бежал так быстро, что домой он явился как ни в чем не бывало. Мороз так и не смог сковать его одежду.

Скоро Кокша узнал, что прорубь - дело рук подручных Вараша. Подошел он к крепости Вараша и крикнул:

Эй, Вараш! Если ты не трус - выходи, сразимся в честном бою!

Хорошо, я согласен биться с тобой, но если ты тоже не трус, то заходи, будем драться здесь, в крепости, на ристалище для кулачных боев, - ответил Вараш, и ворота крепости распахнулись. И тут снова Кокша услышал голос:

Вспомни о мудрости Акпатыра: не бейся с врагами один, а собери друзей, подними народ, недовольный врагами.

Как только закрылись ворота крепости, на Кокшу надвинулась стража. Схватка была долгой и яростной, но врагов было много, и Кокшу заковали в цепи, на ноги надели кандалы.

Бросьте его в сорокасаженный колодец! - приказал Вараш…

Долго ли, коротко ли просидел Кокша в колодце, но однажды на край сруба села Сорока-белобока. Обрадовался Кокша, просит Сороку:

Сорока-белобока! Передай моим родным, что я у Вараша в колодце. Пусть они выручат меня.

Глупых я не выручаю, - ответила легкомысленная Сорока. - Ты сам зашел в логово зверя.

И улетела.

Много ли, мало ли прошло дней, сел на край сруба Коршун.

Коршун! Коршун! Передай отцу-матери, что я брошен в колодец.

Не передам я это отцу-матери, - ответил Коршун. -Я дружу с Варашом и кормлюсь теми, кто брошен в колодец. Скоро придет и твой черед.

И тоже улетел.

А время идет и идет. Все больше и больше слабеет Кокша. И уж когда казалось, что нет надежды на спасение, сел на сруб Гусь.

Друг, выручи меня, - простонал Кокша. - Передай…

Знаю, чего ты хочешь, Кокша. Глупая тараторка Сорока всем болтает, что ты у Вараша в яме, но ты же знаешь, что ей никто и никогда не верил. Не поверили и твои родители. Ведь прошло больше пяти лет.

Тебе поверят…

Гусь спустился в колодец, вырвал из крыла перо и подал Кокше. Тот смочил перо в кровавой ране и напирал на белоснежном крыле птицы свое имя.

И тогда о страданиях богатыря узнали во всех лёсных илемах. Самые старые и самые мудрые собрались на совет и стали думать, как помочь Кокше-патыру…

Однажды у Вараша был какой-то праздник. Вдруг перед воротами появилось стадо быков.

Прими наш праздничный дар, владыка, - сказали старейшины. - Мы хотим заколоть этих быков и угостить твоих храбрых воинов.

Ладно, - сказал Вараш, - половину быков заколите и сварите на дворе, а остальных загоните в мои хлева.

Старейшины разожгли костры… Подручные Вараша до отвала наелись вареного мяса и завалились спать. Ночью, когда все в крепости спали, старейшины разрезали бычьи шкуры, связали их в один длинный прочный ремень и спустили в колодец. Кокша обвязался концом сыромятного ремня, и его вытащили.

Под покровом ночи старейшины вывели Кокшу из крепости. Пока богатырь поправлялся и набирался сил, кузнецы ковали мечи и наконечники для стрел. Собрались воины со всех илемов, а во главе ратного войска встал Кокша-богатырь.

Вскоре злой Вараш и его приспешники были изгнаны, народ объявил Кокшу своим вождем, и с тех пор, говорят, эту лесную реку в честь своего богатыря-освободителя люди назвали Кокшагой.


Марийцы (самоназв. - марий, устар. назв. - черемисы) - народ, коренное население Марийской Республики (324 тыс. ч.) и соседних областей Поволжья и Урала. Всего в России по данным на 1995 г. проживает 644 тыс. ч. Марийский язык относятся к волжско–финской группе финско–угорских языков. Имеет два литературных языка: лугово–восточный марийский язык и горно–марийский язык. Письменность на основе русского алфавита.

Все произведения, представленные в данном разделе, печатаются по книге «Мифы древней Волги» - Саратов: Надежда, 1996.

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

У Юлы–бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы.

Юла–бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот.

На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.

Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной. Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле–богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.

ОНАР–БОГАТЫРЬ

Когда–то в далекие незапамятные времена возле Волги–реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть–чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка–радуги. Потому–то и называют марийцы радугу - Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа–калужинка. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища–кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Неидой, впадающих в светлую Виче, как по–марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок - с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому–то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

ЧАЧАВИЙ И ЭПАНАЙ

Жил когда–то в деревне отчаянный парень по имени Эпанай. Не было во всей округе человека озорнее его. Покуда он тайком забирался в чужие огороды и погреба, мужики еще терпели. Но вот его уличили в краже лошади, это уже было настоящим преступлением.

Вора судили всем селом. Мужики, разъярившись, кричали:

Побить его, на кол посадить, чтоб не повадно было красть!

Что и говорить, вина Эпаная велика: без лошади крестьянин что без рук: ни вспахать, ни посеять, даже дров из лесу не привезти. Нет лошади - бери суму и ступай по миру.

В ярости мужики насмерть забили бы конокрада, но, на его счастье, нашелся среди сельчан незлобивый старик Акрей, который пожалел парня за молодость. Хотя Эпанай и непутевый парень, но все же свой человек, деревенский, отец его всю жизнь честно трудился.

Земляки! - поднял руку Акрей. - Не порочьте добрую славу деревни злым делом! Накажите его крепко, но не доводите себя до душегубства. Все–таки он вам сосед.

Мужики то ли действительно пожалели парня, то ли отнеслись с уважением к сединам Акрея, но только перестали бить парня.

Однако решили твердо:

В деревне нашей ему не жить! Пусть убирается куда хочет.

Эпаная с позором изгнали из деревни, наказав, чтобы впредь он глаз не казал, иначе будет ему худо. Ни слова не сказал Эпанай, посмотрел, словно загнанный волк, повернулся спиной к односельчанам и зашагал прочь.

Вскоре народ узнал, что в лесах появилась разбойничья шайка, во главе которой стоял Эпанай. Грабил он всех прохожих, ни за что убивал людей. Не знал Эпанай жалости ни к старому, ни к малому. А разбогател он как! Ходил в зеленом шелковом кафтане, обшитом золотыми позументами, алые сафьяновые сапоги на его ногах сверкали серебряными узорами, подпоясывался атаман кушаком из парчи. Немало награбленного добра скопилось у него в лесных тайниках.

И вот задумал Эпанай бросить разбой, перевестись в купцы, а там - ищи его след! Золото и серебро все прикроют, из душегуба сделают человека именитого, почитаемого…

И быть бы Эпанаю купцом, да, на свою беду, он увидел как–то раз на базаре дочь Акрея - Чачавий. Полюбилась ему красавица Чачавий, и решил он увезти ее силком в свое лесное разбойничье логово.

Глубокой осенней ночью нагрянули лихие люди к старику Акрею. Не успел хозяин и глазом моргнуть, как его избу заполнила толпа разбойников. За поясом у каждого из незваных гостей - пистолеты и кистени.

Эпанай объявил старику, что он сегодня женится на его дочери. Перепуганную девушку отослали в амбар, чтобы она там принарядилась к свадьбе, хозяйке велели нести из погреба угощение, а сами разбойники достали с печи бочонок с медовщиной, выпили, загорланили песню:


Не свадьба пришла,
А само горе–беда,
Не торговцы мы,
А разбойники лесные, -
Поклонись, хозяин, атаману,
Угощай гостей лихих!..


Но Акрей ухитрился увести со двора тайком дочь и жену.

Когда Эпанай обнаружил, что хозяина нет в избе, сразу побежал в амбар, а там - пусто. Тут–то он смекнул, что провел его старик. В гневе взмахнул он саблей и закричал:

Догнать! Зарубить их всех!

И в этот миг дрогнула изба, закачались стены, затрещал потолок. Провалился дом вниз, под землю, хлынули струи холодной воды. Разбойники, воя от ужаса, копошатся кучей, давят друг друга, но ни одному не удалось выбраться.

Прибежал народ со всей деревни к избе Акрея, а на том месте, где только что стояли изба с сенями, амбар и сарай, теперь виднелась большая яма, и в яме зловеще плескалась невесть откуда прибывающая вода.

Так на месте былой усадьбы Акрея появилось большое озеро.

Долго еще старики, пугая легковерных, говорили, что иногда осенними ночами со дна озера слышатся топот ног и заунывный вой, - это, дескать, пляшут и поют люди Эпаная, злые дела которых земля не стерпела и расступилась, чтобы покарать их за все содеянное…

ДА БУДЕТ С ВАМИ ПЭРКЕ!

Загадывая об урожае, марийцы говорят: «Хорошо бы и нынче быть нам с пэрке…

Когда сосед заходит к соседу и застает его за едой, то приветствует хозяина словами: «Да будет с вами пэрке!»

Народ издавна считает, что пэрке посещает только хлебосольного, трудолюбивого хозяина.

Рассказывают, что в старину в одной деревне жил богатый мариец по имени Саран. Был он очень жаден и скуп. Амбары и погреба у него ломились от припасов, на гумне стояли скирды немолоченного хлеба. Так долго стояли, что на них успевали вырасти березки.

Но никто не помнил, чтобы Саран когда–нибудь с кем–нибудь поделился хлебом. Бывало, Саран обедает, а в это время заходит к нему сосед. Услышит богач скрип ворот и всю еду скорее прятать: одно в печь, другое в угол, и через минуту на столе хоть шаром покати. Сосед в избу, а Саран говорит ему, вздыхая:

Ох, не вовремя ты зашел, соседушка. Маленько опоздал, мы только что отобедали и котел вымыли… Уж прямо не знаю, чем бы тебя угостить…

Но соседу давно известна скупость Сарана, он только рукой махнет:

Не беспокойся, дядя Саран, я сыт по горло, так плотно пообедал, что, пожалуй, неделю есть не захочу.

Ну ладно, - говорит Саран, - а то я уж хотел было тебя угостить…

Уйдет сосед - Саран снова тащит на стол еду. Сам Саран в поле не работал. На него дни и ночи работали батраки… А кормил их Саран впроголодь: даст кусочек черствого хлеба и при этом еще оговорит:

Дармоеды все, только объедают меня… Как бы хорошо было, если б никого не надо было кормить…

Прослышал про Сарана бог достатка Пэрке.

И вот однажды в жаркий летний день в избу к Сарану постучался старик нищий.

Саран в это время как раз обедал.

Нищий был стар, слаб. Жена Сарана пожалела его и, когда муж отвернулся, тайком подала ему корку хлеба.

Но Саран все–таки углядел, коршуном набросился на старика, вырвал у него из рук эту корку:

Всем подавать - сами по миру пойдем! Чем бродяге, лучше своей свинье скормить!

Старик посмотрел на богача и спрашивает:

Хочешь, я сделаю так, что никто никогда не будет у тебя просить хлеба?

Обрадовался Саран:

Хочу! хочу! Небось свой–то хлеб всегда жалко давать людям.

Возьми лук со стрелой, выйди во двор и пусти стрелу в сторону своего гумна, - говорит старик. - Если сделаешь так, то тебе никого никогда не придется больше угощать.

Саран схватил лук со стрелой и, даже забыв надеть шапочку, выскочил во двор.

Натянул тетиву и пустил стрелу в сторону гумна, где, словно избы, возвышались скирды необмолоченного хлеба.

Упала стрела посреди гумна, и в тот же миг крытое гумно и все скирды вспыхнули жарким пламенем.

А старик нищий говорит:

Теперь исполнилось твое желание, жадная душа. Никто больше не придет к тебе просить хлеба. Это я, Пэрке, тебе говорю.

Так сказал старик и исчез, как будто сквозь землю провалился.

Понял тогда скупец Саран, что он обидел самого Парке, дающего людям достаток за труд и хлебосольство.

Дотла сгорели и гумно, и все скирды. Никто из односельчан не прибежал тушить пожар. Сгорел и дом Сарана, и двор.

Остался жадный Саран нищим, теперь он сам пошел по миру просить у людей хлеба.

Сейчас уже никто не верит в старика Пэрке; слово «пэрке» теперь обозначает просто «урожай, обилие».

НЕПОБЕЖДЕННАЯ ВЕТЛУГА

Нам не дорого злато–серебро,
Дорога нам наша родина.
Марийская народная песня


Это случилось в те далекие годы, когда в наши края вторглись дикие орды хана Батыя–Глухой, темной ночью враги налетели на одну спавшую мирным сном марийскую деревню.

Громкие воинственные крики и звон оружия наполняли улицы. Разбуженные люди выбегали из домов и в страхе смотрели на озаренное багровым пламенем небо. Яркие языки огня лизали небо и, извиваясь, стохвостой змеей ползли по деревне - это враги подожгли крайние избы…

С диким гиканьем врывались в избы воины–нукеры в пестрых шароварах и косматых шапках, жадно набивали грабленым добром свои большие мешки, недрогнувшей рукой убивали малых и седых стариков.

Рыдания и стоны, звон железа и гневные проклятия слышались по всей деревне.

Но никто не поднял против врагов ни меча, ни лука, не было в деревне людей, способных носить ратное оружие. Сильные мужчины, подобные дубам, и парни, смелые, как соколы, ушли на смертельную битву с врагами. Далеко–далеко, к голубым водам реки Волги, улетели могучие орлы. Среди приволжских холмов стали они заставой, ожидая вражеское войско, а в деревне остались лишь их седые отцы и матери, милые жены и невесты да дети, похожие на нежные лесные цветы.

Без крепкой защиты они были обречены на смерть или рабство.

Опьяненная кровью и легкой добычей, бесчинствовала и радовалась вражья орда. И вдруг в дверях одной избы вражеских воинов встретила блеснувшая, как молния, сабля. Нукеры отступили.

Ай, яман! Ай, беда!

Батыр! Богатырь!

Ханские нукеры настороженными взглядами следили за каждым движением молодого воина, преградившего им путь в избу, и оглядывались друг на друга: кто отважный, кто осмелится первым вступить в схватку со смельчаком?

Черные, горящие огнем ненависти глаза отважного воина в упор смотрели на чужеземцев. Ни один взмах его сабли не был напрасен: он сразил уже восемь нукеров.

Враги грозили ему издали, злобно ругались, но ни один из них не решался приблизиться.

Пухлолицый, с отвислым подбородком военачальник - менгечи мурза Церелен - с высокого белого аргамака следил за происходящим. Его косые щелки–глаза замутились от гнева, он до крови искусал свои губы.

Воины, вы забыли, что вы потомки волков? Вы забыли повеления великого джасака?

Менгече говорил еще что–то, но его слова потонули в криках нукеров и в многоголосом шуме хангулов.

Нукеры бросились на приступ и снова, словно опаленные огнем, отпрянули назад.

Молодой воин по–прежнему твердо стоял на своем месте, как будто он был вытесан из того же крепкого дуба, что и стены дома.

Тогда нукеры достали из налучей луки и осыпали воина стрелами. Менгечи наблюдал за неравным поединком, готовый в любую минуту соскочить с коня и наступить ногой в узорном сапоге на грудь поверженного врага.

Но вдруг мурза заметил, что два нукера с широкой холстиной забрались на крышу дома. Он довольно усмехнулся: догадались! Мурза громко крикнул:

Взять парня живым!

И в тот же миг юного воина покрыл брошенный сверху холщовый полог. Воин забился, как птица в силке, но на него уже насели двое дюжих нукеров.

Дружно бросились вперед остальные. Тучный мурза не утерпел, слез с коня и поспешил к месту схватки.

Подойдя, он, изумленный, остановился: перед ним стоял не воин, а девушка, подобная цветку шиповника.

Она тяжело дышала, а за руки ее держали восемь нукеров.

Блестящие черные глаза девушки горели гневом.

Седой, морщинистый мурза–менгечи оглядел ее с ног до головы и самодовольно сказал нукерам:

Женщина всегда есть женщина. Ее мы победили без сабли. Среди рабынь Церелена–богатура как раз недостает такого цветка.

Гордый своей властью и уменьем красиво говорить, мурза взобрался на коня и поехал со двора, приказав вести за собой пленницу.

Огонь пожара, вихрем пронесшийся по деревне, затихал. На месте изб дымился горячий пепел и, чадя, догорали последние головешки. В дорожной пыли, в подзаборных лопухах остывали тела убитых, а оставшиеся в живых с петлей на шее брели, подгоняемые нукерами, по дороге прочь от родных мест в проклятое рабство.

Через утихший лес полоняников привели на берег Ветлуги–реки.

Погрузив на плоты невольников и награбленное добро, нукеры начали переправляться через реку.

Церелен–богатур с двумя воинами в железных кольчугах сел в длинную остроносую лодку. Пленную девушку–воина посадили в ту же лодку.

Девушка сидела, глубоко задумавшись. Хоть бы заплакала, зарыдала, как другие женщины, уводимые на чужбину! Нет ни слезинки в ее глазах, только лицо бело, как первый снег, и печально, как осенняя ночь.

А вдали, за лесом, подымалась заря. Заалели свинцовые волны на Ветлуге, потом засверкали золотом и серебром. Легкий ветер пробежал по вершинам деревьев, словно тронул струны на гуслях, и послышалась тихая песня. Живительные лучи солнца озарили все вокруг, и все вспыхнуло несчетными красками. Запели птицы, как бы возвещая, что есть еще жизнь в лесном краю, что нельзя убить его красоту, что вечно будет стоять он, гордясь и красуясь.


Белых берез верхушки,
Кудрявясь, в лесах остаются.
Серебряные черемухи в цвету,
Листвою блестя, остаются.
Медные сосны в бору,
На ветру качаясь, остаются.
И Ветлуга - светлая река,
Плеща в берега, остается…


Неожиданно девушка поднялась, улыбнулась, как утреннее солнце, и запела.

Один нукер схватился за меч, но мурза Церелен лениво остановил его:

Пусть поет. Хотя эта марийская девка поет не так красиво, как наши девушки, но пусть поет. Я не люблю печальных людей…

А девушка пела старинную песню своего народа:


Ой, черная стерлядь,
Ой, черная стерлядь
Плывет по реке,
Нигде не стоит.
А в омуте темном,
В глубоком–глубоком,
В омуте тихом
Она отдохнет.
Никто не поможет мне -
Ни родня, ни соседи,
Только светлые волны Помогут мне.


Девушка поставила ногу на край лодки:

Знай, черный опкын, ты можешь заковать нас в цепи, но никогда не покорить тебе наши сердца, горящие ненавистью.

С этими словами девушка прыгнула в реку, а лодка, покачнувшись, перевернулась вверх днищем.

Белой рыбой мелькнула девушка под водой, чистая струя заиграла вокруг нее. А мурза и его телохранители в тяжелых доспехах камнем пошли ко дну и там, на дне чужой реки, нашли себе могилу.

С удивлением и страхом смотрели остальные нукеры.

Непонятный здесь живет народ. Непокорная у него душа. Трудно его одолеть, - говорили они между собой.

А пленники на плотах говорили о богатырях, которые придут с этих берегов и освободят их.

Как имя этой девушки? - спросил один нукер.

Ветлуга, - ответили ему пленники.

А как зовется эта река?

Тоже Ветлуга.

Побледнели нукеры и молча смотрели в воду. Текла река Ветлуга, сверкая, как стальная сабля, - вольная река непокорного народа.

Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. - М.: Литература; Мир книги, 2004. - 480 с.

Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.

Помимо народных преданий о Чоткаре были созданы литературные произведения: стихотворение-легенда «Богатырь Чоткар» С. Г. Чавайна (1910—1912) и исторический роман «Чоткар» Л. Л. Яндакова (2000).

Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника. В частности, есть такая легенда.

ЛЕГЕНДА О ЧОТКАР-ПАТЫРЕ (литературная обработка Кима Васина)

На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.

Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его.

А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб. Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр. Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.

Это было давно. Русские еще не строили городов около нас по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения.

Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь. Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские. Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.

— Дорогие мои! — сказал Чоткар. — Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырем Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их:

«Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжелый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар-патыр умер. Он лежал как живой среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

(мостик через речку Пез - за ней поляна Чоткара)

С тех пор прошло много лет. Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковер. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали черное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эш-полдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы. И однажды он тёмной ночью, чтобы не видели люди, подкрался к могиле богатыря и трижды произнёс:

«Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!».

Задрожала мать-земля, раздвинула свои недра, и оттуда с мечом в руках и в боевых доспехах встал Чоткар-патыр.

Продажный Эш-полдо в страхе бежал от могилы героя. А Чоткар, не заметив вокруг никаких врагов, воскликнул в сердцах:

Горе тебе, марийский народ, понапрасну поднял ты меня из могилы, вздумал пошутить надо мной! Не будет больше у тебя такого заступника! - И на веки вечные лёг в могилу.

Напрасно потом народ мари звал на помощь Чоткара, когда на их землю нападали враги - герой их покоился вечным сном на берегах прекрасной Илети.

Вот что узнали исследователи кружка «Юный краевед» о родной местности, изучив историю всех деревень от их возникновения до нынешних дней.

Они установили, что первые жители в Карамасах появились еще в XII веке, во время правления Казанского ханства. Пезмучаш и Чодраял - самые древние деревни Волжского района . Первая была названа так в честь охотника Пезе, который поставил на этом месте первый дом. Вторая, Чодраял, прежде называлась Кораем. Окружающий ее со всех сторон лесной край дал ей современное название.

XIII век породил на свет марийского богатыря. То место, где сейчас стоит деревня Кабак-сола, и есть родина Чоткара. Как и в русских сказках, национальный герой обладал необыкновенной физической силой, добрым сердцем, мудростью и огромным патриотизмом. Даже спустя несколько веков жители деревень помнят Чоткар-патыра (чоткар - «сильный», «крепкий»). В народе складываются легенды о спасении «силачом» целого народа от гнета вражеских захватчиков. Согласно одной из них он так защищал марийцев, что те были освобождены от налога татарам. А однажды Чоткар со своим сыном Одаем поехал к Батыю. Растроганный пением юноши, татарский хан предложил остаться и начать служить ему. Но сын Чоткара отказался и остался верен своему народу, как и его отец.

Богатырь был похоронен на горе под молодым дубом, в том месте, где река Пез впадает в Илеть. Дерева сейчас уже нет. Оно упало в XIX веке, и из уважения к памяти героя, еще долго лежало на своем месте. Возможно, точное нахождение могилы Чоткара мы больше никогда не узнаем. Но на берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова: «Душа Чоткара в сердце марийца». Уже третий год жители района и их соседи собрались вместе, чтобы почтить память национального героя. Они посвятили ему пьесу, в которой принимали участие не только работники культуры, но и учителя, школьники, колхозники. В следующем году это мероприятие планируется провести на республиканском уровне. Это, конечно, должно вызвать интерес у жителей республики, и ежегодный маленький праздник карамасцев постепенно превратится во всеобщую дружную традицию одного народа.

(живописный холм - на нем камень Чоткара)

Карамасская сторона - это чисто марийский край. При встрече здесь говорят «салам», что значит «здравствуйте». Интересно, что здесь живут и язычники, и православные. Праздники представителей двух религий, безусловно, отличаются друг от друга. Действа обоих из них всегда любопытно понаблюдать. Например, существует такой языческий праздник Сурем. В этот день все жители посещают бани, а затем, надев чистую рубаху, отправляются на моления в священную рощу. Там они приносят в жертву богам различные яства, в основном, это птица - гусь и баран. Удивительно то, что почти все жители деревни Нурмучаш - крещеные. Однако люди настолько тесно живут в связи с традициями своих предков, что обряды здесь и в наши дни исполняют языческие. Непосредственное обращение к Богу происходит во время праздника полевых работ - агавайрема. На место молитвы крестьяне приносят еду и просят богатый урожай и приплод скота. Во время июльского праздника Сурема собирается и молодежь, которая в будущем должна сохранить традиции народа и передать их своим детям.

Гордость за свою культуру, язык, за свой народ - это начало большой любви к своей маленькой родине. Воспитание глубоких чувств у молодого поколения - необходимый, но не навязчивый подвиг карамасцев, вносящих свой бесценный вклад в сохранение культуры всего марийского народа.

ЧОТКАР-ПАТЫР (СЕРГЕЙ ЧАВАЙН)

Кугу Корамас нур тӱрыштӧ,

Усола ден Нурмучаш ял коклаште,

Кугу шем кожла лоҥгаште,

Чоткар чоҥга уло Элнет еерьшгте.

Шукерте ожно марий патыр

Чоткар илен,

Марий калыкым тудо шуко тушман дечын арален:

Йот коштанымат тудо чактарен,

Осал ханымат лунчыртарен.

Суас тунам почым кушкыжын илен,

Рушат Юл вес веке чакнен каен.

Марий калык ласкан илаш тӱҥалын.

Тунам Чоткарын ӱмыржӧ шуалын.

Колмыж дечын ончыч Чоткар-патыр

Марий калыкым тыге туныктен ятыр:

«Эргым-шамыч! Ынде мый вашке колем;

Нигунамат ида мондо тиде оем:

Ушнен, ик ой дене мӱкш гае илыза,

Ушанракшым колыштса,

Иктыже-весыжлан полшыза.

Колымекем, мыйым Элнет сереш тойыза.

Осал-йот тушман толеш гын,

Илашда пеш йӧсӧ лиеш гын,

Мыйым миен кычкырыза:

Мый тыланда полшаш лектын шуам...»

Тыге марийым туныктен коден,

Чоткар-патыр колен колтен.

Ятыр жап эрта Чоткар колымылан.

Марийым шыгыремдыше уке иктат.

Сай илышлан куанен,

Таум ыштен, марий-шамыч илат.

Лачак ик ораде марий —

Ала, ушан гынат, чылдырий —

Чоткар-патырын мутшым шынаш шонен,

«Ала Чоткар шойыштын ойлен?»

Манын, Элнет серышке миен,

Чоткар-патырым луктын кычкырен:

«Чоткар-патыр! Илаш пеш йӧсӧ:

Тора тушманат, лишыл тушманат

Мемҥам пеш пызырат...

Кынел, нуным покташ полшо!»

Тыгай мутым Чоткар-патыр колеш,

Шӱгарыштыже тарвана,

Лектын шогалеш, йырваш ончалеш —

Чылдырий марий лӱдын чакна.

«Кушто тора тушманет?

Кушто лишыл тушманет?

Молан мыйым ондалеҥ кычкырышыч?

Молан мыйым яралан кынелтышыч?..

Тылеч вара ынде мые ом лек:

Тыге мыйым ондалымек,

Тыланет ӱшанаш 0к лий,

Ала вес ганат ондалет,

Оккӱллан мыйым кынелтет...

Мом ыштыметым,

Мом ужметым

Молылан ойло, мий!» —

Чоткар-патыр манеш,

Шӱгар вынемышкыже пурен возеш.

(вид с камня Чоткара на деревню Нурмучаш)

Ий гыч ийыш жап эрта...

Марийлан йӧсӧ илыш толеш:

Суас ханат тудым шыгыремда,

Руш тӧрат пызыраш тӱҥалеш.

Марий адакат Чоткарым кычкыраш мия,

Тӱрлыҥ-тӱрлын сӧрвала...

Чоткар ынде ок тарване, шып кия —

Марий йӱкым огеш кол, алят мала...

Чоткар-патыр!

Колышт мыйын йӱкем:

Кынел полшаш марийлан!

Мый чыным каласем,

Тыйым яралан

Ом кычкыре ондален.

Ынде марий калык, ушнен, чумырген,

Тыйын оет почеш шона илаш...

Чоткар-патыр!

Кынел марийлан полшаш!..

ВОЗРАЖДЕНИЕ ПАМЯТНИКА ЧОТКАРУ-ПАТЫРУ

Поклониться памяти предков

Неописуемо живописная зеленая поляна. Вокруг - вековые ели и сосны, свидетели различных исторических событий. От речки Пез, на берегу которой, согласно легенде, любил отдыхать Чоткар, идет живительная прохлада. Неподалеку журчат чудодейственные целебные родники… Действительно, идеальное место для создания центра единения и согласия, сохранения и возрождения культуры и традиций марийского народа независимо от религиозных принадлежностей.

Главный сакральный центр расположен на небольшом холме. За год он заметно преобразился - у подножия установлены оригинальные скамеечки, деревянные щиты на цепях со стихами известных поэтов. Появилась лестница, перила которой выполнены из причудливых коряг и стволов деревьев. Как отметили мастера-строители, на них также должны быть небольшие щиты с содержательными и наполненными смыслом строчками из произведения основоположника марийской литературы Сергея Чавайна «Чоткар патыр». Полянка у гранитного знака тоже обнесена забором из незаурядных природных материалов, естественная фактура которых прекрасно сочетается и вписывается в архитектурный ансамбль.

— Первоначально задумали восстановить и обустроить лишь «поклонную часть». Сейчас планируем расширить ее границы до комплекса, состоящего из мемориального и молодежного центра свадебных обрядов и других торжеств. Мы зарегистрировали некоммерческую организацию - Фонд по сохранению и развитию культурно-исторического наследия марийского народа «Чоткар патыр». Все решения принимаются совместно Правлением и Попечительским советом, — говорит Игорь Кудрявцев, председатель Правления и идейный вдохновитель проекта.

На сегодня часть работ по обустройству места поклонения уже выполнена. Кроме имеющихся малых архитектурных форм планируется установить 4,5 метровую скульптуру самого героя, вырезанную из клееного бруса. Работает над ней известный в республике и за ее пределами мастер по дереву Владимир Антропов из Сернурского района. Уже в этом году она должна занять свою нишу. Но это еще не все! Так как по легенде Чоткар победил зло, олицетворяемое в марийской мифологии медведем, то за главным персонажем будет стоять грозный косолапый.

В планах - построить мост Мужества у входа на территорию мемориальной зоны. Здесь уже установлены три щита с четверостишьями поэтов о смелости, трудолюбии, самоотверженности народа мари. Границы площадки обозначит исторический музей.

Возрождая традиции

Множество идей и планов по поводу оформления центра молодежных обрядов и торжеств, расположенного с левой стороны при самом входе в комплекс. Здесь проложат аккуратную дорожку, ведущую к клумбе, в центре которой возвысятся скульптуры Салики и Эчука - героев пьесы «Салика» драматурга Сергея Николаева, ставших символами любви и верности.

— Весной начнем строительство нового моста Верности, — делится Игорь Михайлович. - Таким образом, между главным мостом Чоткара, где еще в прошлом году установили дубовую арку, и новым образуется некая плотина. Нынче очистим побережье от зарослей кустарника, а в следующем году за работу возьмется тяжелая техника. В результате должен получиться небольшой водоем с пологими берегами и аккуратным спуском. Рядом с поляной обязательно должна быть построена сторожевая башня.

Всевидящее око Чоткара…

Возвышается оно справа от сторожевой башни. Представлено в виде некоего незаурядного «произведения», автор которого - сама природа.

Дополнит его столб-маяк с указанием расстояний до столиц финно-угорского мира. Неподалеку появится указатель-приглашение в национальный комплекс. А рядом - пятитонный камень высотой около трех метров с высеченными марийскими символами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Википедия.

http://мари-книга.рф/s-g-chavajn/