Философия красоты. Конспект урока литературы на тему А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Сочинение на тему Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета

Был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле «свободных искусств». Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное место занимает чувство, восприятие. Именно этим принципам поэт и следовал всю свою творческую жизнь. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты», - говорил он.

Восхвалению природы, ее красоты и гармонии посвящено большинство произведений Фета. Он отразил в своих стихотворениях самые высокие чувства и самые глубокие переживания человека, создал удивительные картины природы; его стихи поражают нас яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом, неугасаемой любовью к жизни.

Он воспевал счастливую, благополучную жизнь на лоне природы, именно в ней - в природе - он видел источник жизненных сил:

Нам дорога свобода И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим. Какой восторг - так говорить уметь. Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь.

Пейзажи, созданные поэтом, играют всеми цветами радуги, Дышат всеми запахами, поют всеми звуками живой природы. В поэзии Фета всегда преобладают светлые, жизнерадостные тона, словно живет окружающим миром, полностью сливается с ним, передает ему свои чувства, мысли, настроения. И природа словно откликается на эмоциональные порывы поэта: «... воздух, свет и думы заодно». Он разговаривает с деревьями, травами, ветром, любуется бескрайними просторами, восторгается лунным светом, вслушивается в тишину. Поэт замечает в природе те мельчайшие детали, которые не видят миллионы других людей. И все это невероятно близко и дорого ему:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Поэт всегда стремился наиболее точно воспроизводить жизненные явления, проникать в их суть. А в природе он видел высшую мудрость и гармонию, естественную красоту и пленительное волшебство. Фет представлял себе жизнь человека неразрывно связанной с природой, он призывал человека постоянно постигать этот огромный мир, для того чтобы в конечном итоге как можно глубже постигнуть собственную жизнь. Рисуя свои пейзажи, он всегда стремился отражать живую жизнь, одновременно раскрывая богатый внутренний мир человека. И все самые сильные чувства, все эмоциональные переживания лирического героя он передает именно через описание природных явлений:

Какая ночь! все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Природа, окружающий прекрасный и волнующий мир всегда оставались источником поэтического вдохновения Фета. Все его стихотворения проникнуты радостным восприятием жизни, в них звучит горячий призыв к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Эти две темы - природа и жажда жизни - проходят через все его творчество, делая его произведения настоящими шедеврами пейзажной и интимной лирики.

Перед читателями многих поколений стихотворения Фета раскрывают красоту русской природы, воспитывают в них любовь к родным просторам, передают радость и светлую восторженность любви, превращают душевные страдания в неустанную жажду жизни.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод:

«Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль:

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей».

(«Певице», 1857)

Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами: «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!»

(«Одним толчком согнать ладью живую...», 1887)

Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: «Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!..»

(«Шепот, робкое дыханье...», 1850)

Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения «милого лица» и изменения в природе

Подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья «останутся холодной красой пугать иные поколенья» («Сосны»,

1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:

«Не верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа».

(«Учись у них - у дуба, у березы», 1883)

Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно

Проследить по такому стихотворению:

«Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает:

В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота».

Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, «душа опять помолодеет». А кроме того, искусство - это и есть тот «родной край», где нет никаких бурь, где «цветут весна и красота».

А. А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение «Осенняя воля», хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета о природе . И в закладках появилось готовое сочинение.

Цель. Познакомить учащихся со сложным миром напевного фетовского стиха; проанализировать изобразительные приемы, связанные с соз данием импрессионистического образа природы в его лирике; определить мировоззрение писателя; развивать навыки артистичности; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование. Портреты А.А.Фета, музыкальное сопровождение «Море» Клода Дебюсси, репродукции картин Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.

На доске эпиграфы:

Пленительные сны лелея наяву,

Своей божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

Фет прежде всего поэт ощущений:

вот почему так трудно объяснить поэтические достоинства его.

Словарная работа

Импрессионизм (из фр. «впечатление»)

Анафора - повторение слова или группы

слов в начале фразы или строки.

Эпифора - единство концовок.

Аллитерация - повторение согласных звуков.

Ассонанс - (из фр. «созвучие») повторение

гласных звуков.

ХОД УРОКА

Активизация мыслительной деятельности.

Чтение учителем наизусть на фоне музыки.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река - как зеркало и вся блестит звездами;

А там - то… голову закинь-ка да взгляни;

Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови

Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой прилив любви,

Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя, -

О слушай! О пойми! - Я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя -

Тебя, одну тебя люблю я и желаю! (1854)

КСУ «Микрофон» Что можно сказать о поэте?

Учащиеся:

Учитель. Возвышенные чувства поэта никак не сходятся с весьма практичным молодым офицером, который отрекся от любви, чтобы заняться поисками богатой невесты. Творчество Фета - пример разницы между автором и лирическим героем. Но, конечно, самое поразительное, как жил этот лирик внутри человека, имевшего совсем иной «лик»?

Софья Андреевна Толстая (жена Толстого) писала: «В нем было что-то жестокое и, как ни странно это сказать, было мало поэтического. Зато чувствовался ум и здравый смысл».

Разрешить загадку «двуликости» Фета пытался и ближайший друг Яков Полонский: «Что ты за существо - не постигаю… . Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит! Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений, - перед таким существом, от света которого божий мир тонет в голубоватой мгле!»

Поэтому Я в лирическом произведении лукаво и изменчиво. Он может быть похож на своего создателя, во многом повторять его судьбу. У Фета было так: в жизни он был одним, а в стихах совершенно другим. Он жил параллельно - в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, - и в вымышленном мире, озаренном светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Обратим внимание на первый эпиграф. Какую задачу ставит перед собой Фет?

Как к его поэзии отнесутся поэты - демократы и почему?

Мотивация учебной деятельности.

КСУ. Представьте себе, что перед нами поэты - либералы и поэты, писатели- разночинцы. Идет заседание за круглым столом.

Писарев Дмитрий Иванович

Вам не кажется, господа, что господин Фет причисляет себя к привилегированной касте жрецов Аполлона?

О какой касте может идти речь? Для него каста - это красота, и она вечна, как и природа:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Некрасов Николай Алексеевич

Человечно? Оглянитесь вокруг, многоуважаемые господа, наверное, красота закрыла вам очи!

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть.

Любезный Николай Алексеевич, вы правильно заметили, ваш журнал «Современник» учит ненависти. Вы поместили статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», где критик пишет, что господина Фета «давно уже позабыли и, пожалуй, теперь только десяток любителей помнит десяток его стихотворений»

Некрасов Н.А.

Да, хотя Тургенев мне друг, но я поступил так, как велели мои убеждения.

Зато всех перещеголял Писарев, цитирую: «Произведения Фета ни на что не годны, кроме как «для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы, только тогда они будут приносить некоторую долю практической пользы».

Чернышевский Николай Гаврилович

Да неужели вы не понимаете, милостивые господа! Кому сейчас нужны вздохи при луне, «ночные тени, шепот, робкое дыханье», если главное - положение народа и наше отношение к его судьбе! А содержание его миленьких пьес таково, «что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи. Я знавал Фета. Он положительно идиот: идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом».

Фет из тех поэтов, которые современны всегда, потому что красота, природа и любовь вечны и «нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться».

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота. («Какая грусть! Конец аллеи…»)

Учитель. Спор их рассудит время, а он свое опередил. Субъективное видение явлений природы приводило поэта к импрессионизму.

4. Расширение знаний по теме.

Вспомните, когда мы встречались с этим понятием?

Сообщение учащегося, занимающегося живописью.

Последним художественным течением во Франции в последней трети xix - начале xx веков был импрессионизм (от фр. «впечатление»). Название возникло после выставки 1874г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

Художники - импрессионисты избегали смешивания красок на палитре, они, как правило, писали чистым, открытым цветом, накладывая краски на холст маленькими мазками. Если подойти к картине близко, то можно увидеть много разноцветных пятен, нанесенных кисточкой вплотную, одно на другое, А если отойти от полотна, то маленькие мазки будут сливаться в один какой -то тон: розовато - красный, если преобладают теплые краски, и серый, если цвета даны примерно поровну. Их стиль - работа на пленэре (из фр. «открытый воздух»), поэтому задача импрессионистов передать мгновенное состояние природы и человека, где акцентируется как бы случайно пойманный взглядом приходящий момент непрерывного течения жизни; обратить внимание на передачу света и воздуха; сохранить силу и свежесть первого впечатления, позволяющего схватить в увиденном неповторимое и характерное. Произведения отличаются жизнерадостностью, увлеченностью чувствами. Представителями были: Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и др.

Учитель. Рассмотрите картины, какое впечатление произвели? Укажите признаки импрессионизма.

Чем эти репродукции картин отличаются от известных картин о природе?

«Бульвар Капуцинок» - случайный взгляд, брошенный художником сверху из окна на шумящую толпу, заполнившую бульвар. Густая синеватая тень, отброшенная домом, заставляет солнечную сторону сиять и излучать тепло.

«Танцовщица» - серебристо - розовая фигура девушки почти растворяется в воздухе, чувствуется движение в танцевальном ритме.

«Завтрак на траве» - просто, предельно естественно расположена группа людей в пейзаже, на воздухе, в лучах солнца, пробивающихся через листву деревьев. Прозрачные тени, оттенки цвета на лицах и платьях, передача движения - создает ощущение свежести, теплоты, покоя, радости.

Главное - утверждение в живописи самой жизни.

Учитель. Докажите, что вы наблюдательны и чувствуете красоту пейзажа, как поэты - импрессионисты. Составьте ассоциативный ряд к слову «весна».

(любовь, тепло, подснежник, одуванчик, трель птиц и т. д.)

А вот что видит Афанасий Афанасьевич:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

Какие слуховые и зрительные ассоциации видит и чувствует Фет?

Что же будет общего у художников - импрессионистов и у поэта, а что их будет отличать? (Обратить внимание на тропы)

Практическая часть. Словарная работа: повторение поэтического синтаксиса и фонетики (запись на доске).

КСУ. Представьте себе, что вы литературовед, который анализирует стихотворение Фета, выделяя ассоциативно - метафорическое видение. Вы заранее определились работать по группам, но каждая группа ответ дает по - разному: первая - в форме «Спикер», вторая - в форме «Снежный ком», третья - «Снежинка». Предлагаемые стихотворения: «Еще майская ночь…», «Весенний дождь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Я пришел к тебе с приветом». Причем, напоминаю, ничего не записываем, рассказываем и доказываем устно. Отведенное время - 5минут.

Явление импрессионизма было не только в живописи, но и в музыке. Мы готовим сообщение на фоне музыки Клода Дебюсси, французского композитора, основоположника музыкального импрессионизма. На первом плане - гармония (а не мелодия), важная роль отводится красочности звучания оркестра. Главное - нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений.

Ответы учащихся.

Учитель. Обратимся ко второму эпиграфу. Какая связь с темой урока?

Не человек с природой, а сама природа говорит с человеком на собственном языке, где происходит игра света и тени. А Фет видит то, что не замечают миллионы других. Он вступает в разговор с природой, благоговеет перед ней, любуется каждой деталью, восторгается светом, вслушивается в тишину, наблюдает за всем, что его окружает. Радостное восприятие жизни, призыв к наслаждению - вот отличительный характер стихотворений о природе. Поэт - это тоже художник. Импрессионистические пейзажные зарисовки сегодня воспринимаются как новое слово в искусстве, хотя оно было сказано более 150 - лет назад. А что по этому поводу думает сам художник?

Подготовленный ученик играет роль поэта, а ребята задают ему вопросы.

Интервью у поэта.

Вот вы сказали «целый мир от красоты…», объясните, пожалуйста.

Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем -

нибудь, помимо красоты. Красота вечна, а чувство ее - наше прирожденное качество. Высокое и прекрасное - высоко и прекрасно не потому, что им увлекается поклонник, а по собственной неизменной природе.

Вы рассуждаете как философ, у вас есть своя теория о красоте?

Я следую теории моего учителя, немецкого философа Шопенгауэра, поэтому познание делю на «низшее» и «высшее». Разум способен на «низшее познание», а «высшее познание доступно только искусству». Оно охватывает мир в его сущности, оставаясь непреднамеренным, иррациональным. Я отрицаю разум в искусстве.

А любовь?

Любовь - это объединяющее начало, то, на чем основано бытие человека. Любовь и красота - главные ценности человеческого бытия.

Кто же тогда может стать поэтом?

Истинная поэзия доступна только избранным, творить надо только по наитию и вдохновению и не должна быть связана с социальными проблемами. «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».

Так Вы за самодержавие и крепостнические порядки?

Да, порядок должен быть везде, мне нравится жить хорошо, благополучно на лоне природы. В поэзии ищу убежище от всяких житейских скорбей, в том числе и от гражданских. Я причисляю себя к поэтам «чистого искусства».

Нам непонятно, что значит «чистое искусство»?

Поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела этого «бедного мира». Искусство - повторяю, служит красоте.

Афанасий Афанасьевич, как Вы относитесь к стихотворениям Некрасова?

Лучше прочту свое:

Кляните нас: нам дорога свобода

И буйствует не разум в нас, а кровь,

В нас вопиет всесильная природа,

И прославлять мы будем век любовь.

В пример себе певцов весенних ставим.

Какой восторг - так говорить уметь,

Как мы живем, так мы поем и славим,

И так живем, что нам нельзя не петь.

Каково же тогда назначение поэта?

Я скажу стихами:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов.

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вдох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец!

И последний вопрос: какую роль играет в вашей жизни музыка?

Когда «слово немеет», на помощь приходит музыка. Музыка - это философия жизни: там, где все гармонично, прекрасно, там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки, там царит безмолвие.

Благодарим Вас за искренность, до свидания.

7. Подведение итога урока.

Что узнали на уроке? В чем заслуга поэта? О чем хотелось бы поговорить?

Учитель. Фету доступно все, что радует, печалит и тревожит этот мир. Поражает мощь поэтического воображения и философских рассуждений, рисующих образы природы:

Учись у них - у дуба, у березы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Не верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Здесь можно увидеть отражение характера, убеждений, судьбы поэта. Но это и выстраданный взгляд на жизнь, утверждение стойкости как основы земного бытия.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье», выучить наизусть. Индивидуальные задания:

связь поэзии А.Фета с музыкой;
тема любви в поэзии А.Фета;
презентация мультимедиа.

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.

Ф. И. Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле “свободных искусств”. Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное место занимает чувство, восприятие. Именно этим принципам поэт и следовал всю свою творческую жизнь. “Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”, - говорил он.

Восхвалению природы, ее красоты и гармонии посвящено большинство произведений Фета. Он отразил в своих стихотворениях самые высокие чувства и самые глубокие переживания человека, создал удивительные картины природы; его стихи поражают нас яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом, неугасаемой любовью к жизни.

Он воспевал счастливую, благополучную

жизнь на лоне природы, именно в ней - в природе - он видел источник жизненных сил:

… нам дорога свобода И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим. Какой восторг - так говорить уметь. Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь.

Пейзажи, созданные поэтом, играют всеми цветами радуги, Дышат всеми запахами, поют всеми звуками живой природы. В поэзии Фета всегда преобладают светлые, жизнерадостные тона, словно живет окружающим миром, полностью сливается с ним, передает ему свои чувства, мысли, настроения. И природа словно откликается на эмоциональные порывы поэта: “… воздух, свет и думы заодно”. Он разговаривает с деревьями, травами, ветром, любуется бескрайними просторами, восторгается лунным светом, вслушивается в тишину. Поэт замечает в природе те мельчайшие детали, которые не видят миллионы других людей. И все это невероятно близко и дорого ему:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Поэт всегда стремился наиболее точно воспроизводить жизненные явления, проникать в их суть. А в природе он видел высшую мудрость и гармонию, естественную красоту и пленительное волшебство. Фет представлял себе жизнь человека неразрывно связанной с природой, он призывал человека постоянно постигать этот огромный мир, для того чтобы в конечном итоге как можно глубже постигнуть собственную жизнь. Рисуя свои пейзажи, он всегда стремился отражать живую жизнь, одновременно раскрывая богатый внутренний мир человека. И все самые сильные чувства, все эмоциональные переживания лирического героя он передает именно через описание природных явлений:

Какая ночь! все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
Природа, окружающий прекрасный и волнующий мир всегда оставались источником поэтического вдохновения Фета. Все его стихотворения проникнуты радостным восприятием жизни, в них звучит горячий призыв к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Эти две темы - природа и жажда жизни - проходят через все его творчество, делая его произведения настоящими шедеврами пейзажной и интимной лирики.

Перед читателями многих поколений стихотворения Фета раскрывают красоту русской природы, воспитывают в них любовь к родным просторам, передают радость и светлую восторженность любви, превращают душевные страдания в неустанную жажду жизни.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика...
  2. Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет – поэт удивительный и...

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты.

ЦЕЛИ:

Обучающие: показать особенности поэтики А.А.Фета; обучить интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы; ввести термин импрессионизм, напомнить о литературных направлениях – чистое и утилитарное искусство.

Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у студентов чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: - запись на доске: А.А. Фет 1820 – 1892

поэт, прозаик, публицист, переводчик);

Мультимeдийная установка;

Раздаточный материал.

Ход урока

Из живущих в Москве поэтов всех

даровитее г-н Фет.

В.Г. Белинский 1840

…его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе.

Н.А. Добролюбов 1859

1. Вступительное слово учителя.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Фет – поэт лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. При наличии самой развитой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, - общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о высокоразвитом вкусе читающей публики.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

«Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять… чтобы проведать - как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).

Обратимся к стихотворениям Фета (раздаточный материал – стихотворения Фета)

Задумаемся над тем, чем же Афанасий Афанасьевич Фет отличается от своих предшественников и что нового внёс в литературу?

2. Чтение и анализ стихотворений.

Фет - представитель так называемой «чистой» поэзии . В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым - представителем социальной поэзии .

Самый термин «поэзия чистого искусства» достаточно условен. Так, человек у Фета погружен в природу, а не в историю, однако предметом его поэзии всегда была сама реальная действительность в предельной полноте и насыщенности каждого мига. Человек в лирике Фета распахнут всякому проявлению «всевластной природы».

В его стихах не найти картин социальной действительности, так же как нет прямого отражения современных ему идеологических проблем. Фет не стремится изобразить жизнь с ее повседневными заботами, бедами и утратами. Его поэтическая задача - дать жизнь под особым углом зрения, там, где она явилась красотой, прямым осуществлением идеала.

Именно это живое чувство красоты и меры подсказывало Фету стихи, о которых Л. Толстой говорил: «Это вполне прекрасно. Коли оно когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами и найдут только отломанный кусочек... то и этот кусочек поставят в музей и по нем будут учиться».

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски. Его стихи способны «врачевать» человека.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и

красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.

Чтение стихотворения "Я пришёл к тебе с приветом..."

В 1843 году Фет уже известный поэт. Но именно с этого стихотворения можно говорить о рождении большого поэта со своей особой творческой манерой. Были поэты классицисты, сентименталисты, романтики, реалисты.

К какому направлению можно отнести Фета?

Фет - поэт-романтик . И этим объясняются особенности его поэтики. С первой строчки - поэтическая дерзость: слова приближены к разговорной речи . У Пушкина и поэтов его окружения такая фраза была бы невозможна. Фет называл свои стихи стихами в "растрёпанном роде". Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует.

Последние строчки – программные для Фета. Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка. Пишет, как поёт птица. Обратите внимание на повторы в стихотворении. «Рассказать» - слово-скрепа.

Использование анафор, рефренов.

Стихотворение очень динамично. С помощью каких средств создается динамика? Употребление глаголов, повторов. Повторы ритмически организуют стихотворения. Можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах

картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда.

Чтение стихотворения «Бабочка»

Как будто сама бабочка, отвечая на восхищенный возглас поэта, рассказывает о себе, и перед нами возникает вполне конкретный образ, с явственно обозначенными чертами внешнего облика и характера. Даже «дыхание» бабочки в « живом мигании» ее крыльев передает поэт, сочетал длинную строку стиха с короткой как будто складывающиеся и раскладывающиеся бархатные крылья.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….

Чтение стихотворения "Шёпот, робкое дыханье..."

Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Это яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек. Стихотворение стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета. Самое необычное и нетрадиционное. Его называют «самым фетовским стихотворением», своеобразным «автопортретом».

Что необычного в стихотворении?

Одно предложение, грамматические основы – назывные, нет ни одного глагола. Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. На первый взгляд стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Мы как бы присутствуем при ночном свидании. Можно представить, где и когда происходит любовная встреча: в саду, у ручья, когда царствует летняя лунная ночь. Наверное, между влюбленными произошло бурное объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и прощальными поцелуями. Обладающий абсолютным художественным вкусом поэт выстроил стихотворение на приеме психологического параллелизма, когда строго выдерживается соответствие между миром природы и миром человека. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении!

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны. Именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно: цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность . Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это. Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

Фетом активно используется звукопись . Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Давайте запишем вывод : В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Вопросы и задания к стихотворению "Шепот, робкое дыханье...":

    Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

    Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?

    Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

    Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

    Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно?

    Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?

    Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?

    Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

3. Рассказ учителя.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении, иногда называют импрессионистской

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам . Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

5. Работа по группам.

Группа 1. Стихотворение " Это утро, радость эта ".

Чтение стихотворения «Это утро, радость эта».

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

2. Какой характер придает стихотворению его " безглагольность "?

3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает " ночь без сна "?

5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Запишите эти слова Чайковского. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы, наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы.

Группа 2. Стихотворение " Заря прощается с землею " (1858).

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как “Шепот, робкое дыхание...”, “Я пришел к тебе с приветом...” , “На заре ты ее не буди...” , “Заря прощается с землей...” .

1. О какой " двойной жизни " говорит поэт в последнем четверостишии?

    Какие образы-символы есть в стихотворении?

    Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.

    Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской

С первых строк природа и человек слиты у Фета. У других поэтов, до него – сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о человеке. Поэту дано почувствовать всю цельную неделимую жизнь природы в ее единстве, «ее самое». Неточно было бы сказать, что природа у Фета «одушевлена», «очеловечена». Правильней говорить о ее «одухотворенности». В его стихах она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, и человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может быть к этой жизни причастен.

Подведение итогов « Особенности поэтики А.А. Фета»

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

    Фет - поэт-романтик

    C лова приближены к разговорной речи

    Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует

    Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка

    Метафоричность

    Использование приемов импрессионизма

    Ассоциативность

    Для Фета очень важен финал стихотворения

    Музыкальность, мелодичность.

    Лирика Фета называется натурфилософской

    Психологический параллелизм

    «Напевный стиль»

    Звукопись

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Лирика Фета даёт и природу, и воспринимающего её человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений.

Может быть, и лунный свет, и трепет тайный, которые воспевает Фет, для человека куда важнее и нужнее тех политических и социальных страстей, которые наваливает на него время? И подлинное назначение настоящей поэзии как раз и состоит в том, чтобы пробуждать в человеке Человека, делать его тоньше, чище, добрее. По-моему, стихи Фета такие, от которых сжимается сердце и перехватывает горло.

Название предмета: Литература

Класс: 10

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П. . и др./ Под ред. Коровина В.И.. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: А. А. Фет. Жизнь и творче­ство. Жизнеутверждающее на­чало в лирике природы. «Даль», «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта...», «Ещё весны душистой снега», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приве­том...», «3аря прощается с землею...»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок по теме

Цель урока: пробуждение интереса к лирике А. Фета формирование у обучающихся представлений о тематике его поэзии, о художественном своеобразии и современном звучании его стихотворений, выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа природы в его лирике; совершенствование навыков анализа поэтического текста.

Задачи:

    Образовательные:

Актуализировать понятие о лирике, тропах и фигурах (эпитет, сравнение, метафора) и их роли в поэтическом тексте, выявление своеобразия лирики А.А.Фета, главной мысли стихотворений.

    Развивающие:

Развитие навыков выразительного чтения, творческого воображения, аналитической деятельности.

    Воспитательные:

Формирование чувства прекрасного, глубинного понимания единства человека и окружающей его природы, что является главным мотивом пейзажной лирики А.А.Фета.

Планируемые результаты: активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Клип с романсом на стихи Фета «Я пришел к тебе с приветом» ;

клип песни Андрея Бандеры «Поля России» ;

видео ролик «Биография А.А.Фета»,

клип с романсом на стихи Фета «На заре ты ее не буди

Содержание урока:

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у обучающихся информационные листы с текстами к уроку, глоссарий.
На экране слайд с памятником А.Фету. Слайд № 1

Видео клип с романсом на стихи Фета «Я пришел к тебе с приветом».

Учитель: 21 ноября 1892 года появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для любителей литературы, но и для всего остального мира. Это было известие о кончине поэта, жизнь которого была окутана тайной. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.

О нем написаны такие строки: (Слайд №2

«И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»-

А Петр Ильич Чайковский сказал о нем: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…»

Учитель: Его жизнь прошла на фоне ярких исторических событий и была долгой и непростой

На экране появляются слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.». Слайды № 3,4

Однако он создал целый мир красоты.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

(Портрет А.А.Фета без подписи) Слайд №5

Ответы обучающихся: Афанасий Афанасьевич Фет.

Звучит куплет романса «На заре ты ее не буди», постепенно стихает.

https://www.youtube.com/watch?v=0OuBW74lqLQ

Учитель: Как можно составить объективное мнение о поэте, писателе?

Ответы обучающихся: по его творчеству

Учитель: Итак, каков объект нашего изучения?

Ответ обучающихся: Афанасий Афанасьевич Фет. Его жизнь и творчество.

Учитель: по теме звучавших романсов и картинам, которые вы видите (демонстрация репродукций картин природы И.Левитана, Шишкина и др. художников Слайды № 6 можете определить, о каких стихотворениях мы будем говорить?

Ответы обучающихся: Тема природы в лирике Фета. Слайд №7

Сформулируем задачи урока.

Видео «Биография А.А.Фета»

https://www.youtube.com/watch?v=Es-dPxpu0Zo

Работая с роликом, выделить в биографии те моменты, которые помогли сформироваться Фету как поэту.

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания Л.Н.Толстого и П.И.Чайковского о Фете, а также на слова самого Фета о своем творчестве: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Какой возникает вопрос?

Ответы обучающихся: В чем гениальность поэта? Что значит лирическая дерзость? В чем жизнеутверждающая сила его лирики о природе?

Проблема: В чем особенность, оригинальность пейзажной лирики А.А.Фета?

Предположения обучающихся: Картины природы оживают, они более детальны, конкретны; его интересуют не предметы, а впечатления, которые они производят…

Учитель: В ходе исследовательской работы вы решите проблему нашего урока.

2. Изучение нового материала (с применением кейс-технологии)

Обучающиеся получают кейс - задание группам, предлагается изучить содержание кейса или поискать информацию самостоятельно по теме (дополнительный материал лежит на парте), глоссарий: изучить стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приве­том...», «3аря прощается с землею...»

1-ая группа, задание ученикам: Анализ стихотворения «Еще майская ночь..»

1. Какова история создания стихотворения?
2. Основная идея, сюжет, композиция, жанр.

3. Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Поэтические приемы, используемые Фетом.

Название произведения говорит само за себя и определяет основную идею стихотворения. Развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф с перекрестной рифмой: «край- май», «единой - соловьиной» и т.д. Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком. Жанр этого произведения можно определить как лирический пейзаж, созданный с помощью средств поэтической романтики, тесно переплетающихся друг с другом. Поэтические приемы, употребляемые Фетом в этом стихотворении, весьма разнообразны: яркие эпитеты («май свеж и чист», «лист полупрозрачный»); чувственные олицетворения - «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»); множество восклицаний – «Какая ночь! На всем какая нега!», «Благодарю, родной полночный край!») рисуют общую картину дивной ночи.

2-ая группа, задание: Стихотворение «Это утро, радость эта…»

1.Какому времени года посвящено стихотворение?

2.Как состояние природы связано с переживаниями лирического героя?

3.В чем особенность стихотворения?

4.Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Предполагаемые ответы обучающихся: Стихотворение о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения, чем также подчёркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд. В стихотворении поэт использует разные изобразительно-выразительные средства. Один из излюбленных приёмов Фета – анафора. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта. В некоторых строках оно встречается дважды: «эти стаи, эти птицы», «эти мошки, эти пчёлы». Таким образом, задаётся особый ритм, задорный, динамичный.

3-ья группа, задания: Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом»

1.Каковы тема и идея стихотворения?

2.Основные средства выразительности, используемые автором.

3. Особенности стихотворения.

Предполагаемые ответы обучающихся:

На первый взгляд, это произведение принадлежит к разряду любовной лирики. Это понятно по первой строке, но дальше Фет продолжает описанием картин весенней природы. Фет своим стихотворением в очередной раз показал, что человек и природа неделимы. Все, что происходит в природе с приходом весны, находит отражение в душе каждого земного обитателя. Основное средство выразительности, которое использует автор в этом произведении, - это олицетворение. Вся природа изображена им как некое живое существо. Важная особенность произведения – внимание к частным деталям. Это легко можно увидеть в данном тексте. Лирический герой заметил все: каждый листик и веточку, он смог уловить даже само настроение, которым наполнен весенний день. Ведь такое же настроение и в душе самого героя. Он готов к тому, чтобы жить, творить, работать и любить.

4-ая группа, задания: «Заря прощается с землею…»

1.Что доминирует в данном стихотворении?

2.Основное средство художественной выразительности произведения.

3.Каковы особенности стихотворения.

Предполагаемые ответы обучающихся: В стихотворении доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Здесь мы встречаемся с яркими образами, но они не столько раскрывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирического героя. Используется антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины, а также олицетворение, параллелизм. А. А. Фет сполна обладал способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в «момент» вечности.


Задание классу: из списка слов выберите только те, которыми можно охарактеризовать пейзажную лирику поэта:

Живая, эмоциональная, безжизненная, мрачная, трепетная, чудодейственная, целительная, удивительная, яркая, пустая, безрадостная.

Вывод (решение проблемы): А.А.Фет своими стихами о природе, действительно, создал мир красоты. Явления природы описываются поэтом детально, конкретизировано. Поэт одушевляет природу, делает ее живой. Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда. Используются художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения. Его стихи – это целый мир, целая жизнь, полная прекрасного.

Звучит песня Андрея Бандеры «Поля России».

https://www.youtube.com/watch?v=JAuQFJL_xP8

Слово учителя: Сегодня мы прикоснулись к творчеству поэта, любящего свою Родину, замечательную природу своей Отчизны и умевшего так великолепно передать ее красоту в своих произведениях. Любите свою Родину так, как любили ее Пушкин, Лермонтов, Фет, Толстой, и гордитесь ею.

Критерии оценивания работы на уроке:

Количество правильных и полных ответов;

Самостоятельность решения;

Предлагаются критерии оценивания буклета, постера, статьи;

4. Рефлексия.

Учитель: Что было бы, если в программе не было уроков, посвященных творчеству Фета?

Предполагаемые ответы обучающихся: Мы бы не познакомились с чудесными стихами поэта. Оказывается, состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние.

5. Домашнее задание: 1)подготовить к прочтению наизусть стихотворение А.А.Фета с обоснованием собственного выбора (в устной или письменной форме).

2) Проанализировать стихотворения «Даль», «Ещё весны душистой снега», «Летний вечер тих и ясен…» по плану:

1. История создания стихотворения (индивидуальные сообщения).
2. Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.
3. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.
4. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.
5. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.