Что такое чувствительность динамика? Миф: чувствительный человек – открыт, добр и потому очень раним. Миф: чувствительный человек - слабый

Наблюдая за творческими личностями, нельзя не отметить их повышенной чувствительности. Чувствительность зарождает душевные переживания, она порождает бурю эмоций, именно она позволяет художнику проникать в тайны мира и являть их отражение в своих произведениях.

В научной литературе такое тонкое устройство души называют сенситивностью.

Сенситивность – особенность личности, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям, фиксации на своих переживаниях.
Большой медицинский словарь

Наши чувства – наиболее важная и сложная сторона духовной жизни. Это не просто мимолетные ощущения. Это опыт, накопленный благодаря нашей наблюдательности, внимательности и восприимчивости. Чувствительность к искусству, объектам вокруг нас, людям, с которыми мы общаемся, несомненно, обогащает наш внутренний мир, делая нас духовно наполненными и открытыми.

  • Чувствительность – это яркие эмоции, которые раскрашивают нашу жизнь в светлые тона.
  • Чувствительность – это сочувствие и сопереживание.
  • Чувствительность – это умение воспринять не столько рационально, сколько эмоционально.
  • Чувствительность – это путь к эстетическому наслаждению.

Преимущества чувствительности

  • Благодаря чувствительности мы постигаем сущность происходящего с нами.
  • Благодаря чувствительности мы обогащаем наш внутренний мир и имеем возможность строить внутреннюю гармонию.
  • Чувствительность заставляет создавать уникальные и незабываемые произведения искусства, так как они идут из самой глубины души.
  • Наша чувствительность позволяет проявиться эстетическому вкусу и художественным переживаниям.

Проявления чувствительности в повседневной жизни

Чувствительность в повседневной жизни может проявляться в абсолютно разных ситуациях и зачастую она способна вызывать еще большие добродетели.

  • Яркая, надрывная игра актера или музыка, богатая множеством эмоциональных оттенков, дают возможность проявиться нашей чувствительности.
  • Чувствительность вкупе с образным мышлением подталкивают многих из нас к выражению своих переживаний с помощью искусства – стихов, живописи, музыки.
  • Свою чувствительность мы проявляем, сопереживая другим людям – близким или незнакомым. Чувствительный человек всегда с легкостью сможет понять другого человека и разделить его эмоции.
  • Именно чувствительность заставляет нас сострадать и жертвовать для других людей своим временем, средствами, а возможно, даже жизнью.

Как развить чувствительность

Конечно, мы будем говорить о балансе и золотой середине. Сверхчувствительность подразумевает слишком активное переосмысление происходящего вокруг. В мире, полном стресса, потрясений и эгоизма, чрезмерная сенситивность может угрожать нашей внутренней гармонии. Поэтому, воспитывая в себе чувствительность, необходимо найти и философский подход к жизни.

Развивать чувствительность лучше всего с помощью произведений искусства – живописи, музыки, литературы. Попытайтесь понять героя произведения, перенести его чувства на себя и представить, что бы чувствовали вы, оказавшись в подобной ситуации. В мировой классической литературе поступкам героев часто дается подробное объяснение, поэтому их можно использовать в качестве «практического пособия» по детальному разбору эмоций других людей.

Будьте более внимательны к окружающим вас людям. Во время разговора с ними постарайтесь с помощью вопросов понять, почему они поступили так или иначе, что они чувствовали в тот момент.

Чувствительность развивать непросто, однако она поможет вам легче находить общий язык с другими людьми и выстраивать ваши с ними отношения на совершенно ином, более высоком уровне.

Золотая середина

Черствость

Чувствительность

Чрезмерная сенситивность

Крылатые выражения о чувствительности

Почувствовать – еще не значит понять. - А.Н. Афиногенов - Чувства – самая яркая часть нашей жизни. - Бальзак - Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. - Г. Флобер - Чувство – это канун появления мысли. - И.Н. Певцов - Можно сильно, живо и пламенно чувствовать и вместе с тем не уметь выражать своих чувств. - В.Г. Белинский - Эскивель Лаура / Книга о чувствах Как и почему чувство рождается и умирает? Можно ли выразить его в словах? Есть ли способ преодолеть ужасное зло современности — депрессию? Сделать мир вокруг себя счастливее? Обрести внутреннюю гармонию? Вот лишь некоторые из множества вопросов, над которыми размышляет своеобразная мексиканская писательница. И ответы ее поразительно неожиданны. Александр Берзин / Развитие сбалансированной чувствительности: практические буддийские упражнения для повседневной жизни Достижение эмоционального равновесия или поддержание здоровых взаимоотношений никогда не бывают легкими. Тем не менее, по разным причинам, мы еще больше усложняем эти проблемы. Среди таких проблем недостаток чувствительности или бесчувственность в одних ситуациях и несоразмерная чувствительность или гиперреакция в других. Автор, адаптируя методы Будды для самосовершенствования к современным западным условиям, рассматривает эти проблемы в соответствии с особенностями западных культурных особенностей.

Когда произносятся слова «повышенная чувствительность », «чувствительный человек », и даже звучит уже ставший расхожим термин – ВЧЛ (высокочувствительные люди) , то становится сразу ясно – речь идет о чем-то, что выходит за рамки средних показателей, некоего статистического большинства.

Многие, услышав «повышенная чувствительность » и «чувствительный человек », воображают эдакую кисейную барышню, вне зависимости от реального пола, которая чуть что – падает в обморок «от избытка чувств».

Кто-то считает, что все это – капризы, и достаточно «собраться», «перестать себя накручивать», и сразу же эта чувствительность пройдет. Все это, мол, от избалованности.

Третьи, коих меньшинство, считают, что повышенная чувствительность – дар, а чувствительный человек , скорее всего, талантлив и склонен к творчеству.

Попробуем разобраться, что такое ВЧЛ на самом деле, и, главное – как с этим жить среди тех, чей уровень чувствительности – преимущественно ниже.

Очевидно, что если есть повышенная чувствительность, есть и некая средняя, можно сказать – статистическое большинство, то, от чего многие привыкли отталкиваться, как от нормы.

Чувствительность вообще – это способность нервной системы человека воспринимать различные стимулы, поступающие извне, и реагировать на них. Если не углубляться в строение нервной системы и физику, то в общем можно сказать, что человеческая чувствительность существует в определенных рамках.

Например, слух человека распознает звуки в диапазоне 20 — 20 000 герц, или световая чувствительность человека находится в пределах 380 — 760 нм, но все, что находится внутри этих рамок, имеет очень индивидуальные оттенки.

Например, одному человеку разговор соседей за стенкой будет казаться легким, едва заметным шумом. Другому будет и вовсе ничего не слышно. Третьему – будет слышно каждое слово. Так может быть и с цветом и с другими ощущениями – вкусом, запахами, осязанием. Так может быть и с ощущением боли – любой медик скажет вам, что болевой порог у человека индивидуален.

При этом, исследователи отмечают, что население земли примерно на 15% — ВЧЛ , высокочувствительные люди. Остальные же имеют ту самую среднюю чувствительность, которую принято воспринимать как норму. Редко происходят случаи полной или частичной потери чувствительности, которые, в основном связаны с заболеваниями ЦНС или с сильными психологическим потрясениями.

Почему так? Здесь ученые пока сходятся в том, что повышенная чувствительность – врожденная характеристика. Насколько ее определяют наследственные факторы – сложно сказать, потому что в ряде случаев можно наблюдать появление детей с высокой чувствительностью в семье родителей со средними показателями.

Правда, никто не скажет точно, действительно ли у хотя бы одного из родителей ребенка отсутствовала повышенная чувствительность, или же он просто ее активно подавлял и умело прятал. Исследований на эту тему пока еще не так много, но пока можно выделить несколько очевидных признаков ВЧЛ.

Признаки ВЧЛ

Физические

Это – тот самый случай, когда вам разговор соседей за стенкой кажется громким и отчетливым, в отличие от остальных. Вас раздражают резкие запахи, слишком яркий свет, вы восприимчивы к легким прикосновениям, различаете малейшие оттенки вкуса, температуры, ваш организм достаточно ощутимо реагирует на многие интервенции – лекарства, кофеин, другие психоактивные и стимулирующие вещества, у вас снижен болевой порог (боль наступает раньше, от менее заметных стимулов, чем для большинства).

Эмоциональные

У вас повышенное чувство эмпатии, вы достаточно легко проникаетесь ситуацией другого человека и легко «подхватываете» его эмоции, вам легко прочувствовать состояние окружающих вас людей, порой – вне зависимости от вашего желания, вы легко ощущаете атмосферу какого-то места, вы более восприимчивы к искусству, вы способны испытывать сильные эмоции от «мелочей».

Интеллектуальные

Вы тщательно обдумываете и взвешиваете свои слова, любую поступающую информацию, вы склонны рефлексировать по ее поводу, у вас повышено внимание к деталям, нюансам (например, вы замечаете грамматические ошибки и опечатки, восприимчивы к разного рода неаккуратности, небрежности в окружающем пространстве, которую другие могут не долго не замечать вообще), вы способны увидеть много смыслов в любом внешнем объекте.

Это деление, конечно, условно – человека невозможно, как механизм, разобрать на части, поэтому, конечно же, все связано. Но чувствительный человек – не обязательно тот, у кого все органы чувств находятся «на пределе».

Скажем, у него может быть очень высокая слуховая и зрительная чувствительность, при этом он может демонстрировать обычный болевой порог или, скажем, не проявлять высокой сензитивности относительно лекарств. Или, допустим, у человека высокая эмпатия, но он не склонен сильно углубляться в интеллектуальные смыслы.

Поэтому сейчас мы и поговорим о том, какие нюансы у высокой чувствительности, с затронем распространенные мифы о чувствительности, поговорим о том, как это связано с другими аспектами психологических характеристик человека – например, интроверсией/экстраверсией, психотипом, темпераментом, степенью невротизации, и может ли это быть симптомом какого-то другого состояния, болезни.

Вообще, повышенная чувствительность бывает не врожденной характеристикой личности, а следствием определенных состояний организма. Например, чувствительность может возрасти при наличии хронических недосыпаний, постоянной усталости, сильном стрессе (как, впрочем, реакцией на стресс бывает и частичное снижение чувствительности, как бы «заморозка» при наличии очень сильных и трудноперевариваемых чувств).

Повышенная чувствительность может сопровождать некоторые психические расстройства и соматические заболевания, особенно связанные с ЦНС. Но это упоминание лишь для того, чтобы вы могли определиться для себя – постоянна ли ваша характеристика, или временна. Здесь мы будем говорить в основном о тех, чья повышенная чувствительность – постоянна, вы сами себя помните таким всю жизнь, и никаких других серьезных отклонений в области здоровья у вас не наблюдалось.

Пока еще мне не попались исследования, в которых четко удалось бы проследить, какие психотипы чаще соотносятся с повышенной чувствительностью. Однако, собственная практика дает достаточно оснований утверждать: повышенная чувствительность не являет собой ни пятый тип темперамента, ни какой-то особый психотип, ВЧЛ встречаются среди представителей разных темпераментов и психотипов.

Можно говорить о том, что какие-то психотипы фигурируют среди ВЧЛ чаще, чем другие, но четкой корреляции пока не прослеживается. То есть, чувствительный человек может таким родиться с какими угодно еще особенностями характера.

Многие предполагают, что ВЧЛ скорее склонны к интроверсии. Логически это объяснимо: чувствительный человек нуждается в большем количестве времени для восстановления после контакта с внешним миром, ведь внешние стимулы действуют на него сильнее, чем на других, и ему нужно чаще отключаться от сильной стимуляции.

Но я встречал и экстравертов среди ВЧЛ. Да, такому человеку тоже нужно было время от времени уединяться, иметь время для восстановления, но фокус внимания у такого человека все равно был направлен во внешний мир, а не во внутренний, как у интровертов.

С темпераментом тоже не удается установить четкой связи. Было бы логично предполагать, что ВЧЛ больше соответствуют люди с быстрым возбуждением и медленным торможением, иными словами, им легко завестись, но трудно успокоиться (каковыми являются меланхолики), но это больше похоже скорее на домыслы о том, каким должен быть чувствительный человек, или мог бы быть по мнению среднего большинства, а не на реальность.

А логика может быть и совершенно другой. Иногда повышенная чувствительность вполне умещается, скажем, во флегматика, который с виду вообще не выглядит как человек чувствительный. Однако темперамент флегматика создает неплохую защиту носителю тонкой сензитивности, и она даже расцветает внутри него пышным цветом, так как внешне ей мало что угрожает.

В общем, здесь можно сказать, что повышенная чувствительность напрямую не связана с конкретными особенностями психотипа, темперамента или фокуса внимания, она существует как отдельная психофизиологическая характеристика, встраиваемая в остальные параметры личности.

Но человек не просто испытывает чувства, он еще их и интерпретирует. Например, тот факт, что он сильнее реагирует на людей вокруг и их состояние, нуждается в большем количестве отдыха от этой стимуляции, он может по-разному интерпретировать.

Может спокойно сказать себе: «Да, для меня на сегодня уже многовато, хочу побыть в тишине» — и спокойно удалится. А может начать себя накручивать в духе «все люди как люди, а я вот не такой, наверное, со мной что-то не в порядке, раз меня так быстро все начинает раздражать….»

Нередко ВЧЛ путают с людьми, склонными к тревоге, мнительности и додумыванию на этой почве за других. Но повышенная чувствительность и тревога, подкрепляемая фантазиями – разные вещи.

Чувствительный человек сможет уловить реальное состояние другого человека – например, сможет почувствовать, что его начальник уже вошел в кабинет раздраженный и напряженный, и дальнейший разнос сотрудников лишь вытекал из его исходного состояния. Потому чувствительный человек вряд ли отнесет это на свой счет. Однако ему может быть больно по иной причине — слишком громко, слишком ярко, слишком сильно.

А вот тревожный человек как раз может не почувствовать реальное состояние начальства, он занят в основном своими переживаниями, и потому разнос он легко припишет одному себе, а потом будет сутками переживать за свою якобы никчемность и неудачливость.

Также легко путают людей, умеющих громко и ярко демонстрировать свои чувства (совсем не обязательно, что при этом чувства являются искренними, и что они вообще есть) с ВЧЛ. Но демонстрация и реальное чувствование – вещи очень разные. ВЧЛ как раз не торопятся так быстро и тем более так громко делиться своими чувствами: демонстрация еще сильнее привлекает внимание, заставляет переваривать намного большее количество внешних стимулов и еще сильнее усугубляет усталость от собственных реакций.

И здесь очень логично упомянуть несколько распространенных мифов о чувствительности.

ВЧЛ: мифы и реальность

На самом деле скорее наоборот. Среди них немало в целом сильных людей, которые владеют своими чувствами намного лучше порой, чем представители среднего большинства.

Почему? Да потому что с самого детства такой ребенок понимает, что отличается от других, что его чувства порой не воспринимаются окружающими всерьез. Родители и другие взрослые не всегда готовы принимать чувства (а тем более — настолько тонкие!) во внимание и порой даже объявляют их ненормальными.

Естественно, в ответ на это ребенок вырабатывает защиты. И одна из них – формирование навыка отслеживания и контроля своих эмоций. Да, порой это приводит к печальным вариантам – формируется привычка подавлять свои чувства, заниженная самооценка , ощущение постоянной непонятости и отвержения.

Но повышенная чувствительность дает и свой бонус, особенно при наличии высокого интеллекта: ведь масса недоступных окружающим чувств – это масса информации, это – более полное и насыщенное знание о мире, это – более тонкое проникновение в суть человеческих мотивов и отношений, а как следствие – более эффективная стратегия действий, и в перспективе – более комфортное место в жизни.

В целом ВЧЛ в меньшей степени свойственны опрометчивые поступки «на эмоциях», они чаще склонны задумываться над нюансами своих реакций и поведения, они более эффективно могут справиться с тяжелыми жизненным ситуациями хотя бы просто потому, что жизнь очень рано научила их справляться со своими чувствами в мире менее чувствительных.

Миф: чувствительный человек – открыт, добр и потому очень раним

Это тоже из области фантазий. ВЧЛ как раз чаще всего склонны беречь свои чувства от других, по крайней мере, этому их учит опыт. Не всякий закрытый человек относится к категории ВЧЛ, но можно говорить о том, что среди ВЧЛ тех, кого принято считать закрытыми – много. И, особенно имея опыт разного восприятия себя, ВЧЛ бывают очень избирательны в общении.

Способность к эмпатии, каковая, безусловно, есть у ВЧЛ в большой степени – не повод для доброты и, тем более, наивности. Опыт тонкого чувствования можно применять по-разному, но задумайтесь: тонкая чувствительность предполагает ощущение всех спектров.

А это означает, что чувствительный человек ощущает не только прекрасные чувства наполненных позитивом людей. Их в принципе в мире маловато, мягко говоря. И получается, что основное содержание эмпатии – очень разное, и далеко не всегда позитивное состояние людей.

Какие выводы из этого могут сделать ВЧЛ? – да какие угодно. Можно найти себя в помогающей профессии, чтобы пристроить эту эмпатию, дать ей место. А можно возненавидеть весь род людской за постоянное нарушение границ и за то самое нерадостное внутреннее содержимое. И например, стать обаятельным злодеем типа Ганнибала Лектера, который, помимо убийств, наслаждается тонкими блюдами из их печени или мозга, украшает дом изысканными картинами и слушает редкие исполнения оперы.

Поэтому в плане морально-нравственных ориентиров ВЧЛ могут быть на каком угодно полюсе общества, и чувствительность будет лишь сообщать их поступкам определенные оттенки, но она никак не ограничивает их выбор в плане собственной этики.

Миф: чувствительные люди – талантливые и умные

Отчасти это так, конечно, потому что сама по себе повышенная чувствительность является показанием для определенных видов деятельности, в которой она и нужна – многие сферы искусства и науки (особенно там, где имеет значение интуиция), вообще творческая среда, помогающие профессии – психологи, врачи, социальные работники.

Но при этом повышенная чувствительность накладывает и определенные ограничения – например, чувствительный человек не всегда может работать в тех условиях, в которых может работать большинство. И порой это становится препятствием для развития карьеры в стандартном ключе, принятом в обществе и конкретной профессии.

Я знал людей, у которых повышенная чувствительность сочеталась с низким интеллектом. Таким, пожалуй, труднее всего из всех ВЧЛ, потому что не хватает ресурса осознать свою уникальность, при этом полностью встроиться в мир обычных людей у них тоже далеко не всегда получается.

Подводя итог, можно сказать, что ВЧЛ – это просто люди с отдельной характеристикой, которая сочетается с разными личностными особенностями. Конечно, повышенная чувствительность в той или иной степени накладывает отпечаток и на формирование психотипа, и на взаимодействие с темпераментом, и на поведенческие привычки.

И это – безусловно, вариант нормы, который, правда, отличается от большинства и создает определенные проблемы таким людям. А в следующей части статьи мы более подробно остановимся на развитии чувствительного ребенка и поговорим о том, что делать родителям, чей ребенок — именно такой: «Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека ».

Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы по возможности уменьшить вероятность ошибки II рода, то есть повысить чувствительность критерия. Для этого нужно знать, от чего она зависит. В принципе, эта задача похожа на ту, что решалась применительно к ошибкам I рода, но за одним важным исключением.

Чтобы оценить чувствительность критерия, нужно задать величину различий, которую он должен выявлять. Эта величина определяется задачами исследования. В примере с диуретиком чувствительность была невелика - 55%. Но, может быть, исследователь просто не считал нужным выявлять прирост диуреза с 1200 до 1400 мл/сут, то есть всего на 17%?

С увеличением разброса данных повышается вероятность ошибок обоих типов. Как мы вскоре увидим, величину различий и разброс данных удобнее учитывать совместно, рассчитав отношение величины различий к стандартному отклонению.

Чувствительность диагностической пробы можно повысить, снизив ее специфичность - аналогичное соотношение существует между уровнем значимости и чувствительностью критерия. Чем выше уровень значимости (то есть чем меньше а), тем ниже чувствительность.

Как мы уже говорили, важнейший фактор, который влияет на вероятность ошибок как I, так и II рода, - это объем выборок. С ростом объема выборок вероятность ошибок уменьшается. Практически это очень важно, поскольку прямо связано с планированием эксперимента.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению факторов, влияющих на чувствительность критерия, перечислим их еще раз.

Уровень значимости а. Чем меньше а, тем ниже чувствительность.

Отношение величины различий к стандартному отклонению. Чем больше это отношение, тем чувствительнее критерий.

Объем выборок. Чем больше объем, тем выше чувствительность критерия.

Уровень значимости

Чтобы получить наглядное представление о связи чувствительности критерия с уровнем значимости, вернемся к рис. 6.3. Выбирая уровень значимости а, мы тем самым задаем критическое значение t. Это значение мы выбираем так, чтобы доля превосходящих его значений - при условии, что препарат не оказывает эффекта, - была равна а (рис. 6.3А). Чувствительность критерия есть доля тех значений критерия, которые превосходят критическое при условии, что лечение дает эффект (рис. 6.3Б). Как видно из рисунка, если изменить критическое значение, изменится и эта доля.

Рассмотрим подробнее, как это происходит. На рис. 6.4А изо- бизображено распределение значений критерия Стьюдента. Отличие от рис. 6.3 состоит в том, что теперь это распределение, полученное для всех 1027 возможных пар выборок. Верхний график - это распределение значений t для случая, когда препарат не обладает диуретическим действием. Предположим, мы выбрали уровень значимости 0,05, то есть приняли а = 0,05. В этом случае критическое значение равно 2,101, то есть мы отвергаем нулевую гипотезу и признаем различия статистически значимыми при t > +2,101 или t А теперь взглянем на рис. 6.4Б. На нем изображены те же самые распределения значений t. Отличие в выбранном уровне значимости - а = 0,01. Критическое значение t повысилось до 2,878, пунктирная линия сместилась вправо и отсекает от нижнего графика только 45%. Таким образом, при переходе от 5% к 1% уровню значимости чувствительность снизилась с 55 до 45%. Соответственно, вероятность ошибки II рода повысилась до 1 - 0,45 = 0,55.

Итак, снижая а, мы снижаем риск отвергнуть верную нулевую гипотезу, то есть найти различия (эффект) там, где их нет. Но тем самым мы снижаем и чувствительность - вероятность выявить имеющиеся на самом деле различия.

Величина различий

Рассматривая влияние уровня значимости, мы принимали величину различий постоянной: наш препарат увеличивал суточный диурез с 1200 до 1400 мл, то есть на 200 мл. Теперь примем


постоянным уровень значимости а = 0,05 и посмотрим, как чувствительность критерия зависит от величины различий. Понятно, что большие различия выявить легче, чем маленькие. Рассмотрим следующие примеры. На рис. 6.5А изображено распределение значений t для случая, когда исследуемый препарат не обладает диуретическим действием. Заштрихованы 5% наибольших по абсолютной величине значений t, расположенных левее - 2,101 или правее +2,101. На рис. 6.5Б изображено распределение значений t для случая, когда препарат увеличивает суточный

Увеличение суточного диуреза, мл

диурез в среднем на 200 мл (эту ситуацию мы уже рассматривали). Выше правого критического значения лежит 55% возможных значений t: чувствительность равна 0,55. Далее, на рис. 6.5В представлено распределение значений t для случая, когда препарат увеличивает диурез в среднем на 100 мл. Теперь только 17% значений t превышает 2,101. Тем самым, чувствительность критерия равна лишь 0,17. Иными словами, эффект будет обнаружен менее чем в одном из каждых пяти сравнений контрольной и экспериментальной групп. Наконец, рис. 6.5Г представляет случай увеличения диуреза на 400 мл. В критическую область попало 99% значений t. Чувствительность критерия равна 0,99: различия будут выявлены почти наверняка.

Повторяя этот мысленный эксперимент, можно определить чувствительность критерия для всех возможных значений эффекта, от нулевого до «бесконечного». Нанеся результаты на график, мы получим рис. 6.6, где чувствительность критерия показана как функция от величины различий. По этому графику можно определить, какой будет чувствительность при той или иной величине эффекта. Пользоваться графиком пока что не очень удобно, ведь он годится только для этих численности групп, стандартного отклонения и уровня значимости. Вскоре мы построим другой график, более подходящий для планирования исследования, но сначала нужно подробнее разобраться с ролью разброса значений и численности групп.

Разброс значений

Чувствительность критерия возрастает с ростом наблюдаемых различий; с ростом разброса значений чувствительность, напротив, снижается.

Напомним, что критерий Стьюдента t определяется следующим образом:

где Х1 и Х2 - средние, s - объединенная оценка стандартного

отклонения а, п1 и п2 - объемы выборок. Заметьте, что Х1 и

Х2 - это оценки двух (различных) средних - р и р2. Для простоты допустим, что объемы обеих выборок равны, то есть n1 = n2. Тогда вычисленное значение t есть оценка величиныP1-P2 P -Р


Таким образом, t зависит от отношения величины эффекта к стандартному отклонению.

Рассмотрим несколько примеров. Стандартное отклонение в исследуемой нами совокупности составляет 200 мл (см. рис. 6.1). В таком случае увеличение суточного диуреза на 200 или 400 мл равно соответственно одному или двум стандартным отклонениям. Это очень заметные изменения. Если бы стандартное отклонение равнялось 50 мл, то те же самые изменения диуреза были бы еще более значительными, составляя соответственно 4 и 8 стандартных отклонений. Наоборот, если бы стандартное отклонение равнялось, например, 500 мл, то изменение диуреза в 200 мл составило бы 0,4 стандартного отклонения. Обнаружить такой эффект было бы непросто да и вряд ли вообще стоило бы.

Итак, на чувствительность критерия влияет не абсолютная величина эффекта, а ее отношение к стандартному отклонению. Обозначим его ф (греческая «фи»); это отношение ф = 5/а называется параметром нецентральности.

Объем выборки

Мы узнали о двух факторах, которые влияют на чувствительность критерия: уровень значимости а и параметр нецентральности ф. Чем больше а и чем больше ф, тем больше чувстви
тельность. К сожалению, влиять на ф мы не можем вовсе, а что касается а, то его увеличение повышает риск отвергнуть верную нулевую гипотезу, то есть найти различия там, где их нет. Однако есть еще один фактор, который мы можем, в определенных пределах, менять по своему усмотрению, не жертвуя уровнем значимости. Речь идет об объеме выборок (численности групп). С увеличением объема выборки чувствительность критерия увеличивается.

Существуют две причины, в силу которых увеличение объема выборки увеличивает чувствительность критерия. Во-первых, увеличение объема выборки увеличивает число степеней свободы, что, в свою очередь, уменьшает критическое значение. Во-вторых, как видно из только что полученной формулы


значение t растет с ростом объема выборки n (это справедливо и для многих других критериев).

На рис 6.7А воспроизведены распределения с рис. 6.4А. Верхний график соответствует случаю, когда препарат не обладает диуретическим действием, нижний - когда препарат увеличивает суточный диурез на 200 мл. Численность каждой из групп составляет 10 человек. На рис 6.7Б приведены аналогичные распределения. Отличие в том, что теперь в каждую группу входило не 10, а 20 человек. Раз объем каждой из групп равен 20, число степеней свободы равно V = 2(20 - 1) = 38. Из таблицы 4.1 находим, что критическое значение t при 5% уровне значимости равно 2,024 (в случае выборок объемом 10 оно равнялось 2,101). С другой стороны, увеличение объема выборок привело к увеличению значений критерия. В результате уже не 55, а 87% значений t превышают критическое значение. Итак, увеличение численности групп с 10 до 20 человек привело к повышению чувствительности с 0,55 до 0,87.

Перебирая все возможные объемы выборок, можно построить график чувствительности критерия как функции от численности групп (рис. 6.8). С увеличением объема чувствительность



растет. Сначала она растет ускоренно, затем, начиная с некоторого объема выборки, рост замедляется.

Расчет чувствительности - важнейшая составная часть планирования медицинских исследований. Теперь, познакомившись с наиболее важным фактором, определяющим чувствительность, мы готовы решить эту задачу.

Как определить чувствительность критерия?

На рис. 6.9 чувствительность критерия Стьюдента представлена как функция от параметра нецентральности ф = 5/с при уровне значимости а = 0,05. Четыре кривые соответствуют четырем объемам выборок.

Подразумевается, что выборки имеют равный объем. Что делать, если это не так? Если вы обратились к рис. 6.9 при планировании исследования (что весьма разумно), то нужно учесть следующее. При заданной общей численности обследованных именно равная численность групп обеспечивает максимальную чувствительность. Значит, равную численность групп и следует запланировать. Если же вы решили рассчитать чувствительность после проведения исследования, когда, не найдя статис- тически-значимых различий, вы хотите определить, в какой степени это можно считать доказательством отсутствия эффекта, - тогда следует принять численность обеих групп равной меньшей из них. Такой расчет даст несколько заниженную оценку чувствительности, но убережет вас от излишнего оптимизма.

Применим кривые с рис. 6.9 к примеру с диуретиком (см. рис. 6.1). Мы хотим вычислить чувствительность критерия Стьюдента при уровне значимости а = 0,05. Стандартное отклонение равно 200 мл. Какова вероятность выявить увеличение суточного диуреза на 200 мл?

Численность контрольной и экспериментальной групп равна десяти. Выбираем на рис. 6.9 соответствующую кривую и находим, что чувствительность критерия равна 0,55.

До сих пор мы говорили о чувствительности критерия Стью-


Объем выборок

Галотан и морфин при операциях на открытом сердце

В гл. 4 мы сравнили сердечный индекс при галотановой и морфиновой анестезии (см. табл. 4.2) и не нашли статистически значимых различий. (Напомним, что сердечный индекс - это отношение минутного объема сердца к площади поверхности тела.) Однако группы были малы - 9 и 16 человек. Средняя величина сердечного индекса в группе галотана равнялась 2,08 л/мин/м2; в группе морфина 1,75 л/мин/м2, то есть на 16% меньше. Даже если бы различия были статистически значимыми, вряд ли столь небольшая разница представляла бы какой-либо практический интерес.

англ. sensitivity).

1. В сравнительной психологии и зоопсихологии, под Ч. понимается способность к элементарной форме психического отражения - ощущению. Именно с Ч., согласно гипотезе А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, начинается развитие психики в филогенезе. В отличие от раздражимости в понятии "Ч." используется критерий сигнальности: Ч. - отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Ч. позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения Ч. требуются специальные органы (рецепторы), которые реагируют на биологически незначимые воздействия; существо, лишенное таких органов, должно утрачивать всякие реакции (в т. ч. метаболические) на сигнальные раздражители. Благодаря Ч. возникают такие поведенческие эффекты, как опережающая реакция (реакция на событие, которое еще не наступило) и непропорциональность энергии реакции по сравнению со слабой мощностью сигнальных, биологически нейтральных раздражителей. (Б.М.)

2. В классической психофизике, Ч. - это величина, обратная порогу. Как и пороги, Ч. м. б. абсолютной, разностной (дифференциальной) и т. д.

Психофизические теории, отрицающие пороговый принцип работы сенсорных систем (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда), используют в качестве меры Ч. не порог, а некоторые др. показатели (см. Коэффициент dr, Порог сенсорный, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала).

3. Ч. (в биологическом смысле) - способность живого организма "воспринимать" адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. п.; в узком смысле - способность органов чувств и анализаторов реагировать на появление раздражителя или его изменение.

Различают абсолютную и дифференциальную Ч. 1-ю понимают как способность к "восприятию" раздражителей минимальной величины {обнаружение); 2-ю - как способность к "восприятию" изменений раздражителя или различению близких раздражителей. (К. В. Бардин.)

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

1. В психофизике - величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная). 2. В психологии дифференциальной и характерологии - повышенная готовность к реакциям аффективным. 3. Общая способность к ощущению - способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Появляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию в отношении к имеющим прямое биологическое значение воздействиям. Здесь отражение, согласно А. Н. Леонтьеву, имеет два аспекта: в объективном смысле - реагирование на данный агент, прежде всего двигательное; в субъективном - внутреннее переживание, ощущение данного объекта. Чувствительность как способность иметь ощущения составляет основу личности. Уровни развития разного рода чувствительности - это задатки для развития способностей. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяются виды чувствительность, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и прочих стимулов. Чувствительность организма можно оценить не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных процессов психофизиологических. В результате обычно получаются несколько различные показатели; например, чувствительность зрительная, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. Появление новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике позволило создать обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия порога ощущения.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Способность организма воспринимать раздражения, исходящие из внешней среды или от внутренних органов и тканей. Физиологической основой Ч. является деятельность анализаторов, то есть процесс передачи импульсов, возникших в связи с воздействием раздражителей, в ЦНС. В основе классификации видов Ч. лежит систематика видов рецепции и связанных с ними субъективных переживаний. В связи с этим различают экстероцепторы, воспринимающие раздражения извне, и интероцепторы, воспринимающие раздражения, возникающие в самом организме. При более дифференцированном различении выделяют Ч. болевую (ноцицептивную), висцеральную, вкусовую, глубокую (проприоцептивиую), дирекционную (по некоторым свойствам окружающей среды формируется ориентировка в пространстве, выделяется определенное направление), дискриминационную (различительную), дифференциальную (способность воспринимать различие в интенсивности раздражителей), интероцептивную, кожную, обонятельную, проприоцептивную, световую, слуховую, температурную, экстероцептивную, электрокожную, сложную (интегративное восприятие раздражителей рецепторами различной модальности).

По H. Head , различают также филогенетически более древнюю протопатическую (греч. protos - первый, первичный, pathos - болезнь, страдание) и филогенетически новую эпикритическую (греч. epikrisis - суждение, решение) Ч. Первая характеризуется повышением порога восприятия, качественным отличием восприятия от нормального, диффузным характером ощущений, вызываемых внешними раздражителями; качество раздражения дифференцируется недостаточно ясно, но при известной интенсивности раздражений они вызывают резкое чувство неприятного. Эпикритическая Ч. характеризуется более низким порогом раздражения, способностью восприятия легкого прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознаванием качества внешнего раздражителя. Указанные виды Ч., по М.И. Аствацатурову , лежат в основе форм эмоций (см. Эмоций формы по Аствацатурову).

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

sensibility) - способность различать раздражители, восприимчивость (см. Стимул). Все клетки нервной системы обладают той или иной чувствительностью - это является их отличительным признаком от других клеток.

Чувствительность

Абсолютная чувствительность,

Дифференциальная чувствительность.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. п.; в узком смысле - способность органов чувств (анализаторов) реагировать на появление раздражителя или его изменение. Различают абсолютную и дифференциальную Ч. Первую понимают как способность к восприятию раздражителей минимальной величины; она оценивается величиной Е, обратной нижнему абсолютному порогу I, т. е. Е = 1/1. Вторая понимается как способность к восприятию изменений раздражителя или различению близких раздражителей и определяется по величине дифференциального порога. Классификация видов Ч. совпадает с существующими классификациями ощущений. В этом плане говорят о зрительнойслуховой, тактильной, температурной, вибрационной и др. видах Ч. Ч. организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизиологических процессов. В результате, как правило, получаются различные показатели. Так, зрительная Ч., определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше Ч., оцениваемой на основании словесного отчета В последние годы благодаря появлению новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) появились более обобщенные определения Ч., не зависимые от понятия порога ощущения.

Классификация ощущений

По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

1. Экстроцептивные , отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

2. Интроцептивные , имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отра-жающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные , рецепторы кот. располагаются в мышцах и связках и дают ин-формацию о движении нашего тела и его положении.

Подкласс проприоцепторов представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезический и кинестетический.

Экстроцепторы (2 группы) – контактные и дистантные рецепторы.

  • Контактные – передают раздражение при непосредственном контакте.
  • Дистантные – реагируют на раздражитель, исходящий от удаленного объекта.

Общие свойства ощущений.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей.

1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

2. Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя.

3. Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяет функциональное состояние органов чувств, но главное – время действия раздражителя.

4. Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Чувствительность и ее измерение

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызвавшая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения.

Нижний порог ощущения определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная взаимосвязь: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Е = 1/Р (Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя)

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характер Деятельности, возраст человека, сила и длительность раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом . Порог различения характеризуется относительной величиной для данного анализатора. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя: S = KlgJ + C; S – интенсивность ощущений, J – сила раздражителя, K и С – константы. Закон Вебера-Фехнера. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. При возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущений увеличивается в арифметической прогрессии.

Чем порог больше, тем меньше разностная чувствительность.

Наши анализаторные системы способны в большей или в меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: повышение и понижение чувствительности. Слабые раздражители повышают чувствительность, а сильные понижают чувствительность анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения – сенсибилизация. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Психика начинается с ощущений. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, кот. вызвало ощущения.

Поскольку первичным, элементарным психическим опытом можно считать ощущение, то ученым прежде всего хотелось понять, каким образом физическая стимуляция преобразуется в ощущение. Фехнер Г.Т. стал основоположником экспериментальных исследований по проблеме соотношения физического и психического.

Существует несколько видов классификаций:

I . Вундт – по типу рецепторов (механо, химо, фото). Основана на том, что существует специфическая чувствительность к воздействию не только на уровне рецепторов, но и на уровне центрального звена анализаторов.

Несмотря на механистичность, для психологии эта классификация важна.

Классификация Ч. Шеррингтона , выделяющая виды по месту расположения рецепторов ощущения делятся на:

1. Экстероцептивные – отражают свойства предметов и явления внешней среды. Рецепторы на поверхности тела. Являются дифференцированными. Основа познавательных процессов. А) контактные – непосредственный контакт с объектами (вкусовой, осязательный); Б) дистантные – реакция на удаленные раздражители (зрительные, слуховые, обоняние). Болевые ощущения общие для всех анализаторов.

2. Интероцептивные (органические) – ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов. Недифференцированные. Являются основой для эмоциональных процессов.

3. Проприоцептивные (кинестетические) – отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, связках, сухожилиях, суставных сумках. Основа волевых регуляторных процессов.

II. Эволюционная классификация. Хэд . Это собственно психологическая классификация.

Существует два вида чувствительности:

1. Протопатическая (древняя), ее особенность – аффективная окрашенность ощущений, слабая дифференцированность (пример: хеморецепция, болевая рецепция, запахи), диффузная.

2. Эпикритическая чувствительность – появляется на поздних стадиях эволюции; характеризует – неаффективная окрашенность, позволяет локализовать объект ощущения в пространстве.

Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и ЦНС, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. Необходимо помнить и о регуляторной функции.

Свойства ощущений :

1. Качество – основная особенность ощущений, отличающая его от остальных.

2. Интенсивность – количественная характеристика, определяется силой действия раздражителей.

3. Продолжительность – временная характеристика, определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Способность отображать явления окружающего мира с более или менее точной степенью называют чувствительностью. Минимальная сила раздражителей, вызывающая едва заметные ощущения, называется низшим абсолютным порогом чувствительности. Величина абсолютных порогов меняется.

Явления, возникающие при взаимодействии ощущений:

1. Адаптация – это изменение чувствительности анализатора путем воздействия или тренировки.

2. Сенсибилизация – изменение чувствительности одного анализатора при воздействии на другой анализатор.

3. Синестезия – это возникновение ощущения в одной анализаторной системе, хар-ного для другой анализаторной системы и при раздражении другой анализаторной системы.

По Петровскому :

  • Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
  • Функции – получать информацию о состоянии внешней и внутренней среды с помощью органов чувств.
  • Взаимодействие – органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения (неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания). Органы движения участвуют в процессе получения информации (обе функции слиты в одном органе – руке).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный харр. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Самостоятельный вид ощущений – температура. Есть внешне-внутренние ощущения: температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные, статико-динамические. Болевые ощущения характерны для разных анализаторов.

2.Протопатическая и эпикритическая чувствительность . Физиолог Хэд, интерпретируя свои наблюдения о последовательном восстановлении чувствительности после перерезки нерва, выдвинул гипотезу о двух различных видах чувствительности - протопатической и эпикритической. Протопатическая чувствительность - более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Эпикритическая чувствительность - более тонко дифференцирующая, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Для каждой из них существуют особые нервные волокна, которые регенерируют с различной скоростью. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считал филогенетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися раньше, в то время как эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной. Высшие центры протопатической чувствительности локализуются, по Хэду, в таламусе, а эпикритической - в филогенетически более поздних корковых образованиях. В нормальных условиях протопатическая чувствительность контролируется эпикритической посредством тормозящего воздействия коры на таламус и нижележащие области, с которыми связана протопатическая чувствительность.

3.Взаимодействие ощущений . Интенсивность ощущений зависит не только от раздражителя, но и от уровня адаптации рецепторов к раздражениям, воздействующим в данный момент на другие органы чувств. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Известны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется громкий шум (например, авиационного мотора). Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражении. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Описаны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений. Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами (Я.П. Лазарев). Одна из форм взаимодействия ощущений – явление контраста. Оно сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре гГМ, где представлены центральные отделы анализаторов. По И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре БП процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т. е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. (См. также о взаимодействии анализаторов п. 2.12). Синестезия – форма взаимодействие ощущений, при которой под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей синестезии различаются, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и др.), яркое проявление подобного рода синестезии мы находим в творчестве литовского художника М. К. Чюрлениса, в его симфониях красок. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражении, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т. п. (например, описанный А.Р. Лурия пациент Ш.). Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки», «бархатистый голос» и т. п. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения человеком объективного мира. Опосредованность одних ощущений другими. Взаимодействие рецепторов выражается также в той взаимосвязи ощущений, которая всегда происходит в процессе восприятия любого предмета или явления. Так, при осязательном распознавании формы предмета, когда зрение почему-либо выключено, осязательные ощущения опосредуются зрительными представлениями. В самом осязании имеет место взаимодействие собственно кожных ощущений прикосновения с мышечными, кинестетическими ощущениями, к которым при ощущении поверхности предмета примешиваются еще и температурные ощущения. При ощущении терпкого, едкого и т. п. вкуса какой-нибудь пищи к собственно вкусовым ощущениям присоединяются, взаимодействуя с ними, ощущения осязательные и легкие болевые. Это взаимодействие осуществляется и в пределах одного вида ощущений. В области зрения, например, расстояние влияет на цвет, ощущения глубины - на форму и т. д. Из всех форм взаимодействия эта последняя – важнейшая, потому что без нее вообще не существует восприятия действительности.

4.Восприятие: определение, виды и свойства

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

17. Основные свойства восприятия

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия:

Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?"

Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека