Чередование согласных в корне слова примеры. Позиционные и исторические чередования. Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

1) к/ч : жук – жучок, пеку – печет;
к/ч/ц
: рыбак – рыбачий – рыбацкий;

2) г/ж : луг – лужок, могу – можешь;
г/ж/з : друг – дружить – друзья;

3) х/ш : муха – мушка, сухой – суше;

4) д/ж : редкий – реже, сидеть – сижу;
д/ж/жд : родить – рожать – рождение;

5) т/ч : вертеть – верчу, крутой – круче;
т/ч/щ : свет – свеча – освещение;

6) з/ж : низ – ниже, резать – режу;

7) с/ш : красить – крашу, высокий– выше;

8) ц/ч : палец – пальчик, заяц – заячий;

9) б/бл : рубить – рублю, любить – влюбляться;

10) п/пл : копить – коплю, покупка – купля;

11) в/вл : новый – обновление, ловить – ловля;

12) ф/фл : графить – графлю;

13) м/мл : корм – кормление, ломать – преломление;

14) ст/щ : густой – гуще, растение – выращивать;

15) ск/щ : искать – ищет, таскать – тащить.

52. Выделите корни в однокоренных словах:

Перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено.

9. Буквы е и и в корнях с чередованием

53. Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, в корнях которых пишется то е , то и . Разберите их по составу. Какие суффиксы следуют за корнем?

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, - если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? (С.Маршак)

§ Ослиное правило

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

54. Запишите словосочетания, вставляя недостающие буквы и обозначая изучаемую орфограмму.

Подб..рать примеры – выб..ру орфограмму, ум..рать со страху – рано ум..реть, не умеет заст..лать – пост..лить белье, уд..рать без оглядки – уд..ру от лягушки, заж..гательный танец – выж..чь узор, зап..рать дверь – зап..реть на ключ, выт..рать лужу – выт..реть пыль, расст..латься в дымке – ст..литься над самой землей, бл..стательный успех – бл..стящее выступление,зам..реть от восторга – зам..рать от восхищения.

55. Запишите предложения, вставляя недостающие буквы и обозначая орфограммы корня. Какое правило вы применили?

1.Ночью дед бодрствует на крыше, не даёт поджеч(?) дом заж..галками. 2.Чеснок надо нат..рать на кусочек хлеба. 3.Перед домом расст..лался луг. 4.Зам..рли грома раскаты. 5.Забл..стели на берёзе серёжки после дождя.

56. К данным словам подберите и запишите синонимы с чередующимися гласными в корнях.

Глянцевый, отнимать, анализировать, исчезать, списывать, покрывать.

57 .Прочитайте. Выпишите слова, в корнях которых имеются чередующиеся гласные е/и, распределяя их по колонкам. Объясните их правописание.

Стали однажды пятиклассники соб..раться в поход. Принесли в класс рюкзаки, палатки, посуду и многое другое. Распределили обязанности так, чтобы каждому досталось какое-то дело. Лариса будет мыть посуду, а Оля должна будет выт..рать ее. Вася решил, что он соб..рет все, что нужно для разведения костра. Аня отвечает за походные коврики, которые расст..лают на привале. А Кирилл будет заготавливать ветки, которые надо ст..лить под пол палатки, чтобы не замерзнуть ночью. «Ой, ум..раю, как хочется скорее в путь!» – прыгала Катя, мешая одноклассникам. «Не преувеличивай, от ожидания еще никто не ум..р», – осадил ее рассудительный Коля. Вскоре все походные принадлежности, чисто вымытые и выт..ртые, бл..стели, зап..ртая в особую коробочку аптечка была готова, а ребята стали приб..рать комнату, чтобы завтра ранним утром можно было отправляться.

58 .Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм. Выделенные слова разберите по составу.

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудес(?)ной картины природы. За селом расст..лае(?)тся гладкое зеркало больш..го озера, и ни..ко от него над лугами ст..лет(?)ся туман. Трудно проб..рат(?)ся сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро забл..стит со..нце на небе, исчезн..т туман.

10. Буквы о и а в корнях –кас- (-кос-) и–лаг-(-лож-)

· В корнях –кас-/-кос - и –лаг-/-лож - в безударном положении пишется букваа , если после корня идёт суффикс –а -, и буква о , если этого суффикса нет: касаться - коснуться, излагать – изложить.

59.

Изл(а/о)гать содержание, прик(а/о)саться к огню, к(а/о)снуться трудного вопроса, прик(а/о)снуться к истории, пол(а/о)гаться на друзей, тебя не к(а/о)сается, предл(а/о)гать решение, простое предл(а/о)жение, к(а/о)саюсь стены, пол(а/о)жение дел, распол(а/о)житься на отдых, к(а/о)сается ногами коврика.

60. Переведите в настоящее время предложение Положу тетради в портфель (будущее время). Есть ли
в русском языке бесприставочные глаголы с корнем -лаг-/-лож- ?

· Запомните: (что делать?)класть , (что сделать?)положить .

61 .При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов: класть или положить ? Помогите ему.

1.Я пообещал отцу, что по окончании работы …. инструменты в специальный ящик. 2.В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда …. свои вещи на отведённое для них место». 3.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …. их в портфель. 4.Когда прочтёшь книгу, … её на прежнее место. 5.Для сохранения здоровья не …. в еду много соли.

62. –Кос- или –кас-, -лож- или –лаг-? Выпишите сначала предложения, в которых есть слова с пропущенной

буквой о в корне, затем слова с пропущенной буквой а в корне.. Объясните условия выбора орфограмм.

1.Мальчик осторожно ко...нулся собач(?)ки и нежно погладил её. 2.Мама возл..гала большие надежды на старшего сына. 3.Всегда можно пол..жит(?)ся на друга. 4.Страшила принял важный вид и прил..жил палец ко лбу.

63. Запишите существительные с таким же значением. Обозначьте корни.

Расположить-.., предлагать-.., излагать-.., предполагать-.., прилагать-.., прикоснуться-.. .

64. Найдите «четвёртое лишнее».

Коснуться, прикосновение, неукоснительно, косилка.

Костёр, костюм, костыль, косьба.

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм.

1.Директор к..снулся вопроса о дисциплине. 2. Автор брошюры к..сается темы о воспитании силы воли. 3.Мы предл..жили пров..сти слёт туристов на берегу реки. 4.Постановление сельсовета к..снётся всех жителей деревни. 5.Изл..жите содержание п..раграфа учебника. 6. Пол..жение дел требовало моего вмешательства. 6.Мяч к..снулся сетки. 7.Никто не прик..снулся к еде.

11. Буквы о и а в корнях –гар-/-гор- , –клан-/-клон- , –зар-/-зор-

66. Прочитайте слова и расставьте в них ударение. Выделите корни. В чём их особенность? Можно ли проверить ударением безударные гласные в этих корнях?

Зорька – зарево – заря.

Угар – угарный – угореть.

Кланяется – поклон – наклонился.

· В корнях –гар-/-гор - и –клан-/-клон - без ударения пишется буква о. Например: заго рéл - загá р, покло нился –клá няться.

· В корнях -зар-/-зор- без ударения пишется буква а . Например: оза рéние – зó рька.

67. Выберите одно из двух написаний.

Г(о,а)рячий, г(о,а)рящий, заг(о,а)р, несг(о,а)раемый, уг(о,а)р, подг(о,а)ревший, г(о,а)рение, г(о,а)рячка, г(о,а)рючее, обг(о,а)реть, разг(о,а)реться, сг(о,а)ряча, г(о,а)релка.

З(о,а)рница, з(о,а)рька, оз(о,а)рение, з(о,а)ревать, з(о,а)рница, оз(о,а)рить.

Кл(о,а)ниться, прекл(о,а)няться, накл(о,а)нение, кл(о,а)няться, откл(о,а)нить, скл(о,а)нение,

укл(о,а)няться, укл(о,а)ниться.

68. Спишите текст. Объясните, почему эта игра получила такое название.

Г..релки – ру..кая народная игра, в которой в..дящий лов..т других учас..ников, у б..гающих

от него по..черёдно парами. При этом все поют песню «Г..ри - г..ри ясно, чтобы (не)погасло».

69. Отгадайте загадку. В каком значении употреблено слово слёзы? Почему оно помогает нам отгадать загадку? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, обозначьте изучаемую орфограмму.

З..ря -з..ряница, красная д..вица, по небу х..дила слёзы обр..нила мес..ц их видел – (не)поднял, со..нце встало – всё подобрало.

70. Составьте и запишите два - три предложения об уроке физкультуры, используя слова с корнем –клан- / -клон-.

71. Диктант -путаница. Даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, горю-ешь, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник.

72 .І .Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

1.Не подумай, будто спички заг..релись под кустом, это птичка - невеличка под кустом тр..сёт

хвостом. 2.Перья огненного цвета солнце ярко оз..рит, сразу кажется, что это г..рихвостки хвост

г..рит. 3.Накл..нившись,Тёма стал вглядыват(?)ся в темноту. 4.Любовь не пожар, а заг..рит(?)ся – не потушиш(?). 5.Покл..нит(?)ся голова (не)отвалит(?)ся.

ІІ .Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

12. Буквы о и а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-

73. Спишите, выделите корни. Определите, от чего зависит написание букв а или о в этом корне.

Выр сти выр щен выр сли

зар сти нар щение зар сли

обр стал прор щённый пор сль

· В корнях -раст-(-ращ-) / -рос- буква а пишется перед ст и щ , а буква о перед буквой с .

Например:растение, росли. Исключения: отрасль, Ростислав, Ростов, росток, ростовщик.

74. Какое из двух написаний вы выберете? Почему?

Подр(а,о)стать, выр(а,о)с, возр(а,о)ст, возр(а,о)стной, водор(а,о)сли, великовозр(а,о)стный, отр(а,о)стёт, зар(а,о)сло, взр(а,о)щённый, отр(а,о)сла, отр(а,о)слевой.

75.І. Спишите предложения. Найдите слова с чередованием о/а в корне, обозначьте изученные орфограммы.

1.Я часто слышал, будто гриб, замеченный ч..л..веческим глазом , переест..ёт р..сти, и много раз пров..рял: гриб р..стёт.(М.Пришвин) 2.У б..г..мота пост..янно р..стут зубы. Он их л..мает, они выр..стают снова. И дёсны всегда чешутся, как у маленького.(Ю.Яковлев) 3.Пор..стают озёра высокой, сп..койной тр..вой, зар..стают они в..дяными цв..тами. (В.Шефнер) 4.В ог..роде-то на грядке выр..стают шок..ладки. А у наших у ворот чудо-дер..во р..стёт (К.Чуковский)

ІІ. К выделенным словам подберите синонимы.

76 .Спишите пословицы. Объясните правописание безударных гласных.

1.Где с..сна взр..сла, там она и кр..сна. 2.На одном месте и кам..нь мхом обр..стает. 3.Без корня и п..лынь не р..стёт. 4.Р..сти большой, да не будь л..пшой. 5.Было, да быльём пор..сло. 6.Там были р..стения, каких я раньше не видел. 7.На склоне холма р..сли в изобилии диковинные травы.

77 .Спишите, распределяя слова в две колонки: в одну – слова с корнем –раст -, в другую – слова с приставкой рас- и корнем, начинающимся на букву т. Выделите корень и приставку.

Возраст, растопить, растение, растёт, расстояние, растрясло, растереть, срастаются, растравить (душу), растительность.

78 .Спишите, распределяя слова в две колонки: проверяемые безударные гласные в корнеи чередующиеся гласные в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной в корне.

Распол..гаться, уд..вляться, оч..ровать, совм..щать, р..стение, р..сток, пол..гаю, зар..сло, изл..жение, распол..житься, предпол..жение, р..щу, ок..заться, д..лекий, сокр..тить, просл..влять, заг..реть, р..стущий, водор..сли.

Для любознательных :

· Корень -мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-либо в жидкость: макать печенье в чай; корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают.

79.І .Какую букву нужно вставить в следующие слова?ІІ .Придумайте предложения с двумя из данных словосочетаний, запишите их. Обозначьте орфограммы.

Непром..каемый плащ, обм..кнуть кисть в краску, пром..кательная бумага.

80. Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму

1. Выцвести, потерять окраску.
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
3. Приобрести загар.
4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
5. Смуглый от загара.
6. Сгореть до конца, погаснуть.
7. Масло, добываемое из растений.
8. Догадка, предварительная мысль.
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.

13. Буквы о и ё после шипящих в корнях слов

(повторение)

81. Разберие данные слова по составу. Какой гласный пишется после шипящих в корне данных слов?

Жокей, пчёлы, шов, шорох, шоссе, шёпот.

· В корне слова под ударением нужно написать ё, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква е : шёпот (потому что шепчет), пчёлы (потому что пчела), шёл (потому что пришедший) и т. д. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих в корне под ударением следует писать о.

82. К данным словам подберите однокоренные с орфограммой «Буквыо - ё после шипящих в корне слова».

Тяжесть - …, шелковистый - …, чело - …, причесать - …, пчела - …, подчеркнуть - …, щетина - …, желудёвый - …, дешевизна -…, щеголиха - …, щелочной - … .

83. Спишите. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1.Слышен ш..рох и ш..пот ночи. 2.Наш..л я в чащ..бе л..сной шатёр. 3.Никогда не пользуйся чужой расч..ской и зубной щ..ткой. 4.От тяж..лой р..боты кожа рук стала ш..ршавой и ш..лушилась. 5.Ш..л межой к ш..ссе.

84. Подберите антонимы, в корне которых были бы шипящие. Запишите их, обозначьте орфограммы.

Белый (хлеб) -; свежий (хлеб) -; дорогая (ткань) -; крик -; мягкий (диван) -; лёгкий (рюкзак) -; число, которое не делится на два без остатка, -.

· Следует различать написание существительных ожог (руки), поджог (дома) и глаголов в форме прошедшего времени ожёг (руку), поджёг (ветки).

85. Узнайте слово по лексическому значению и запишите его.

1.Подбрасывать и ловить на лету сразу несколько предметов. 2.Профессиональный наездник на скачках. 3.Танец с частым, дробным пристукиванием. 4.Пёстрая клетчатая ткань. 5.Яркое эстрадное представление. 6.Стержень для чистки и смазки ствола ручного стрелкового оружия. 7.Боковые щитки на уровне глаз животного, применяемые в упряжи, не дающие возможности глядеть в строну. 8.Тонкая верёвка.

Слова для справок: ш..ры, беч..вка, ж..кей, ж..нглировать, ш..мпол, ш..тландка, ш..у, чеч..тка.

86.

1.Уч..ный вод..т, (не)уч..ный следом ход..т. 2.Трусливому каждый ш..рох – беда. 3.Ож..гшись на молоке, станеш(?) дуть и на воду. 4.Щ..голь смолоду, а под старость ум..рает с голоду. 5.Прош..л сквозь огонь, воду и медные трубы. 6.Страшен ч..рт, да милостив Бог. 7.Хорош садовник – крупен крыж..вник.

14. Буквы и и ы после ц

(повторение)

87. Обозначьте условия выбора орфограммы «Буквы и- ы после ц».

Ц..ферблат, ц..кнуть, ц..корий, гонц.., экспедиц..я, ц..ркуль, панц..рь, бледнолиц..й, ц..ркач, ц..ц,

медиц..на, счастливц.., ц..трус, нац..я, нац..ональный, ц..фра, голубц.., ц..тата, куц..й, акац..я.


88. Выберите правильное написание слов, пришедших в русский язык из украинского.

Ц(и,ы)мбалы, ц(и,ы)мбалист.

89. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Над какими орфограммами вы работали? Выучите понравившиеся пословицы и поговорки наизусть.

1.Ц..плят по осени сч..тают. 2.В кулаке все пальц.. равны. 3.И волки сыты, и овц.. целы. 4.Щи да каша – кормилиц.. наши. 5.И у ц..гана душа не погана. 6.Рукавиц.. за поясом, а он их ищ..т. 7.Дисц..плина – мать победы. 8.Медведь пляш..т, а ц..ган деньги б..рёт.

90. К данным словам подберите синонимы с орфограммой «Буквы и - ы после ц».

Привычный; уничтожение; совет; умелый, опытный работник; легко возбудимый, впечатлительный человек.

Слова для справок : ликвидац..я, традиц..онный, эмоц..ональный, квалифиц..рованный, рекомендац..я.

91.І. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.ІІ. Выучите понравившееся выражение, объясните свой выбор.

1.Т..лантами изм..ряются успехи ц..вилизац..и. (К.Прутков.) 2.Кто поднялся на ц..почки, не может долго ст..ять. (Дао де цзин.) 3.Умные люди – луч(?)шая энц..клопедия. (И.Гёте.) 4.Глупц.. становят(?)ся умными, когда оказывают(?)ся в б..де.(Демокрит.) 5.Нац..ональной науки нет, как нет нац..ональной таблиц.. умножения.(А.Чехов.)

Контрольные вопросы и задания

1. На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2. Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3. Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4. В каких трех корнях в безударном положении пишется о , а в двух – а ?
5. От чего зависит выбор гласных в девяти корнях с чередующимися е/и ?
6. Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от тех же условий.
7. Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет , считать и сочетание ?
8. Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- ?

9.Расскажите о правописании гласных о/ё после шипящих в корне слова.

10.В каких случаях после ц пишется буква и ?

92.І. Запишите, в каком порядке выполняется морфемный разбор.

Сначала выделяем в слове 1) ………… и 2) ... ………… . Затем выделяем из ……………... 3) …………………..., 4) …. ………… и 5) ………………………... .

ІІ. Выполните морфемный разбор слов. Объясните их правописание.

Выр..стут, прик..снётся, заг..ром, выб..рает, бл..снёт, выч..таю.

>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ

Теория А

При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

Гласные о, е могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня . Такие гласные называются беглыми . Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А

1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.

Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

Теория Б

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

Практика Б

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
  • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
  • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
  • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
  • щ – ск (лощеный – лоск);
  • щ – ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю – губить);
  • вл – в (ловлю – ловить);
  • мл – м (кормлю – кормить);
  • пл – п (куплю-купить) и другие.
  • Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

    Первоначальный облик конструкции

    В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

    Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

    Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

    Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

    Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

    То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

    В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

    Изменения на «границах» конструктивных элементов

    Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».

    Корни с чередованием: правописание, примеры

    Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

    Чередование: что это такое

    Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

    Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

    • о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
    • о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
    • о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
    • о – а: рост – растить.
    • Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.

      Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

      Правописание зависит от ударения

      Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

      Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

      Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение . Исключение – слово утварь .

      Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

      Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори . Исключения – зоревать, зорянка .

      Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с «ы».

      Правописание зависит от последующего согласного

      От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:

      1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение – слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

      2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли ; возраст – сращение – заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

      3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка ; проскочить – проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

      Правописание зависит от последующего гласного

      Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).

      Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

    • -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
    • -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
    • -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
    • -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
    • -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
    • -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
    • -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
    • -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
    • -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.
    • Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться .

      Правописание зависит от лексического значения

      Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

      Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .

      Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква «о»: сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

      Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

      • к – ч: рука – ручной;
      • х – ш: грех – грешный;
      • г – ж – з: друг – дружочек – друзья;
      • д – ж – жд: водить – вожатый – сопровождать;
      • б – бл: любовь – влюбленный;
      • п – пл: ослеп – ослепла;
      • в – вл: ловит – улавливает;
      • м – мл: кормить – кормлю.
      • Упражнения: корни с чередованием гласных

        Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

        В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

        Чередование гласных

        В целом чередуются и гласные, и согласные буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

        Чередование гласных — это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву «А» в корне, а слово заго реть — букву «О».

        Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные. Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

        История чередующихся корней

        Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

        Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

        Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

      • следующая за чередующейся гласной согласная;
      • ударение;
      • суффикс;
      • смысловое значение.
      • Правописание гласных А-О: соседняя согласная

        Чередование «А» и «О» зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

        От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

        После «Г», «К», «СТ» и «Щ» пишите букву «А» в корне. После «Ж», «Ч» ставьте в корне букву «О».

        Например: располаг аться — располож иться, предполаг ать — предполож ить (но полог ), скак ать – вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти — нара щивать — взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

        Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

        От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

        В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву «А».

        Например: зо рька — за ря, припо й — па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

        В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву «О»:

        Например: зага р — заго реть, тва рь — тво рение, кла няться – покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

        От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс «А», то в корне пишите букву «А».

        Например: ка са ться — ко снуться, отло жить — безотла гательно.

        Правописание гласных А-О: значение корня

        От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

        Корень ра вн употребляется в значении «равнять, становиться равным».

        Например: ура внять права, сра внительный анализ.

        Корень ро вн употребляют в значении «ровнять, делать ровным».

        Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

        Корень -ма к- употребляется в значении «опускать в жидкость».

        Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

        Корень мо к означает «пропускать жидкость».

        Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

        Чередование гласных А-О

        Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

        Вставьте потерянные буквы:

        1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

        2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

        Ответы на упражнения на чередование «А» и «О» в корне слова:

        1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

        2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

        Чередование гласных е-и: правила правописания

        Правописание чередующихся «Е» и «И» в корнях определяется с помощью одного показателя — суффикса «А». Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву «И». Если суффикса нет, тогда пишем букву «Е».

        Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

        Например: забе рёт — заби ра ет, приде рётся — приди ра ется, заме рли — зами ра ет, запе р — запи ра ется, выте рся — выти ра ется, бле стит — бли ста ет, выже г — выжи га ют, посте лить — рассти ла ться, выче т — вычи та ть.

        Исключения: соче та ть, соче та ние.

        Чередование гласных Е-И

        Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием «Е» и «И».

        1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

        Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

        И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

        2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

        Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

        И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова («А» и «О», «Е» и «И»):

        1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

        2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

        3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

        4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

        5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

        Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

        Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

        Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова

        Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

        Особенности

        Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .

        Область применения правила


        Корень
        – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

        Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

        Разновидности

        Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

      • непроверяемые,
      • проверяемые,
      • чередующиеся,
      • выбираемые.
      • От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

        Непроверяемые

        Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

    1. безударные гласные;
    2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.
    3. Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

      Проверяемые

      Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

      Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

      го ра́ – го́ рка, в го́ ры.

      Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

    4. дуб – дуб ок, дуб ы;
    5. чест ный – чест ь, чест ен.
    6. весна – весенний, вёсен.
    7. В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

      Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других - соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

      Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

      «О -Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О ё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).

      Чередования

      Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

      Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

      Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

      Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

      Последующие согласные

      В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.

      От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;

      гласной А : -кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)

      сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :

    8. нажа ть – сжима ть
    9. поня ть – принима ть
    10. кля сть – проклина ть
    11. нача ло – начина ть
    12. измя ть – смина ть
    13. Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.

      В словах с чередованиями:

    14. -гор-//-гар - (горе́ть – зага́р),
    15. -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
    16. -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
    17. -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
    18. -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
    19. -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
    20. -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
    21. -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
    22. -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
    23. -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
    24. -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –
    25. в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .

      Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .

      Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

      Оттенки значения

      Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

      -мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

      -плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

      -скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

      -равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» - требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

      Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

      Выбираемые гласные

      Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

      К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

    26. жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
    27. после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
    28. Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный - сверхи нтересный).

      Часть 1. Орфограммы в корне гласные

      Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

      Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

    1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

    Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

      Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

    2. В сложных словах выделяются два и более корня.

    Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

      В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

      Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

    3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

    Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

    4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

    Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

    Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

    Чередование гласных

    Гласные Примеры
    О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
    О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
    О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
    О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
    О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
    О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
    И - ы И скусный - безы скусный.

    Чередование согласных

    Согласные Примеры
    К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
    Х - ш Сух ой - суш ить.
    Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
    Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
    Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
    Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
    Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
    Б - бл Люб ить - любл ю.
    П - пл Куп ить - купл ю.
    В - вл Лов ить - ловл ю.
    Ф - фл Граф ить - графл ю.
    М - мл Корм ить - кормл ю.

    Чередование сочетаний звуков

    Сочетания Примеры
    А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
    Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

    Обратите внимание!

    Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

    5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

    Ср.: стол , лев , стен а и др.

    Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

    Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

    6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

    Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

    Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

    Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

    7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

    Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .