Артикуляционная классификация звуков. Комбинаторное звуковое варьирование. Изменение звуков в потоке речи

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, -- спектрометры.

На форме спектра звука и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие -- высокие звуки, резкие -- нерезкие и т. д.

Что же такое спектр звука?

Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями -- тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные -- тоновые звуки, глухие согласные -- шумовые. Сонорные согласные -- тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные -- шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты (их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси -- значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов -- она "настроена" на несколько гармоник сразу. На рисунке показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид

Классификация гласных звуков по их артикуляционным особенностям

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней - задние гласные (о, у).

2. Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые, или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые, то есть узкие (и, у).

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [?], [?] и неогубленные гласные, напр., [i], [?].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [o], [a], произносятся с особым "носовым" тембром.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [?], [?] и долгие гласные: [а:], [ i:], [?:], .

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit . У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro . В рус. яз. дифтонгов нет.

Классификация звуков речи (фонем)

§ 42. Звуки речи можно характеризовать и классифицировать по разным признакам – физическим, или акустическим, и физиологическим, или артикуляционным. При классификации звуков речи, при характеристике отдельных звуков или определенных групп звуков следует строго различать их акустические и артикуляционные признаки, которые в современном языкознании не всегда достаточно последовательно разграничиваются. На это в свое время обращал внимание еще Л. В. Щерба, который в 1912 г. в статье "Русские гласные в качественном и количественном отношении" писал: "Впрочем, самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях. – В. Н.) – это незнание связи между акустическими и физиологическими качествами" . Это не в меньшей степени относится и к описаниям согласных звуков. Сравним, например: "Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) по месту образования шума; 3) по способу образования шума; 4) по отсутствию или наличию палатализации" .

Предлагаемая здесь классификация звуков речи (фонем) основана на их артикуляционных, физиологических признаках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи

§ 43. Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным признакам начинается с выделения двух основных классов, или типов, звуков – гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. "Первое и главное членение в этой классификации – членение на гласные и согласные" . Артикуляционные различия между гласными и согласными звуками состоят в следующем:

  • 1. При образовании (произношении) гласных звуков путь для прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободен, открыт, воздушная струя проходит свободно, беспрепятственно; при образовании согласных в речевом канале образуются различные преграды для воздушной струи (ср., например, произношение звуков а и б).
  • 2. Названным различительным признаком определяется различие силы выдыхаемой струи воздуха: при образовании гласных струя воздуха относительно слабая, при образовании согласных – более сильная, способная преодолеть образующуюся в речевом канале преграду. В этом можно убедиться, произнося отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных оно колеблется значительно слабее, чем при произнесении согласных.
  • 3. Когда мы произносим гласные, напряженность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха равномерны на протяжении всего их звучания; при произношении согласных напряженность речевого аппарата и сила воздушной струи больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления. Это связано с необходимостью преодоления при образовании согласных препятствия, которое при образовании гласных отсутствует. (Под препятствием здесь понимается преграда, затрудняющая прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т.е. всех согласных, кроме сонорных), отличается от артикуляции гласных также по положению голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, чем и объясняется преобладание шума над голосом, на что уже обращалось внимание при акустической характеристике звуков речи.

По названным выше артикуляционным признакам разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в неодинаковой степени. Наиболее резко противопоставлены гласным взрывные согласные, особенно глухие (п, т, к). Менее ярко проявляются артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или щелевыми, шумными согласными (такими, как в, ф, х, з, с, ш). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по своей артикуляции приближаются к гласным; по положению голосовых связок (следовательно, и по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; именно поэтому они могут выступать в качестве слоговых (слогообразующих) звуков, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее об этом говорится в § 53). На этом основании сонорные согласные иногда выделяются в особую группу звуков речи, занимающую промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных звуков

§ 44. В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, нёбной занавески, или (в иной терминологии) мягкого нёба.

Язык при образовании гласных может занимать разное место по отношению к передней или задней части полости рта и по отношению к нёбу. В зависимости от этого осуществляются две классификации гласных звуков: а) по месту подъема языка, или по месту образования, и б) по степени подъема языка, или по способу образования.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т.е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте полости рта поднимается к нёбу, различаются гласные переднего ряда, или передние, заднего ряда, или задние, и среднего, смешанного ряда, или средние. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твердому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор. В качестве примеров гласных переднего ряда можно привести русские и, э. При образовании гласных заднего ряда задняя часть спинки языка в большей или меньшей степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; к ним относятся, например, русские гласные о, у. При образовании гласных среднего ряда вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубы. Примером такого гласного звука может служить русский гласный ы.

В зависимости от положения языка но отношению к нёбу, по степени его подъема, различаются гласные верхнего, высокого подъема, или верхние; нижнего, низкого подъема, или нижние; среднего подъема, или средние. При образовании гласных верхнего подъема язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми. К ним относятся, например, русские гласные и, ы, у. При образовании гласных нижнего подъема язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести русский звук а. При образовании гласных среднего подъема язык слегка приподнят к нёбу, т.е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъема, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъема. Такими гласными являются, например, русские э, о.

В зависимости от положения губ, от степени их участия в образовании гласных звуков, различаются гласные губные, огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – "губа"), и негубные, нелабиализованные. При образовании губных гласных губы выпячиваются вперед и округляются, создавая относительно узкое отверстие для прохождения струи выдыхаемого воздуха. Губными являются, например, гласные о, у русского и многих других языков, немецкие гласные, обозначаемые на письме буквами б, й, употребляющиеся в словах horen (слышать), mogen (мочь), f!!!iiren (вести), f!!!iinf (пять), Fr!!!iihing (весна) и других подобных. При образовании негубных гласных губы находятся в обычном разомкнутом положении и образуют более широкое отверстие. Можно привести, например, произношение любого русского гласного, кроме названных выше губных (за исключением случаев, когда рядом с гласным произносится носовой согласный, под воздействием артикуляции которого гласный приобретает носовой оттенок).

В зависимости от положения нёбной занавески различаются гласные носовые, или назализованные (от лат. nasalis – "носовой"), и ртовые (ротовые), неносовые, неназализованные, или чистые. Ртовые гласные произносятся тогда, когда нёбная занавеска находится в обычном, приподнятом положении и закрывает проход в полость носа, а поэтому вся струя выдыхаемого воздуха проходит через полость рта. К ротовым относятся, например, все гласные русского языка, а также большинство гласных других языков. Когда нёбная занавеска опускается, открывается проход в полость носа, в которую при произнесении звуков направляется часть воздушной струи. В результате этого гласные приобретают определенный носовой призвук, получаются носовые гласные.

В современном русском языке, как отмечено, все гласные ртовые, т.е. носовых гласных как таковых нет; возможны лишь носовые оттенки различных гласных, возникающие под воздействием артикуляции соседних носовых согласных м, н (о чем речь пойдет ниже, в § 69). Носовые о, э употреблялись в общеславянском, древнерусском языках; в древнерусских текстах они обозначались буквами, называемыми юсами – юсом большим (носовое о) и юсом малым (носовое э) (ср., например: зѫбъ (зуб), пѧть (пять)). Из современных славянских языков носовые о, э хорошо сохранил польский язык, где эти гласные обозначаются на письме, соответственно, буквами q и q (ср. некоторые примеры слов современного польского языка с данными гласными: dqb (дуб), zqb (зуб), rqka (рука), jqzyk (язык)). Употребляются носовые гласные и в других современных языках. Широко распространены они, например, во французском языке. Носовые i и и употребляются в португальском языке. В некоторых диалектах литовского языка сохранились носовые а, е, i, и, которым в литературном литовском языке соответствуют ртовые долгие гласные, обозначаемые на письме особыми знаками (ą, ę, į, ų), например: kqsti (кусать), kqsti (терпеть), gtjsti (мостить), skqstis (жаловаться).

§ 45. Звуки речи, в том числе и гласные, различаются не только но характеру преграды, создаваемой в речевом канале различными органами речи и определяющей объем и форму резонатора, но и в зависимости от продолжительности артикуляции соответствующего звука. Иными словами, звуки речи различаются не только качественно, но и в количественном отношении, т.е. возможны звуки краткие и долгие.

Уже говорилось о том, что долгота (длительность) звуков речи определяется разными факторами, в частности фонетическими условиями их употребления – местом словесного ударения, характером соседних согласных и др. В то же время во многих языках краткость и долгота звуков речи, прежде всего гласных, является их постоянным, неизменным признаком, различается независимо от фонетических и иных условий употребления: краткий и долгий гласные определенного качества могут употребляться в одних и тех же фонетических условиях (ср., например, в литовском языке: pilis (за́мок) и arklys (прыжок); в чешском – pas (паспорт) и pas (пояс); в литовском – bukas (тупой) и biikas (бук), didis (большой, великий) и dydis (величина, размер), linas (лен) и lynas (линь), kasti (копать, рыть) и kqsti (кусать), siusti (беситься) и siysti (посылать, отправлять), mano (мой) и mano , соцдоговор , алчба [ʌldzba], начдив , учгиз ).

Во многих языках звонкие аффрикаты, так же как и глухие, употребляются в качестве самостоятельных фонем (ср., например, в польском языке: dzban (жбан, кувшин), dzwon (звон), wiedza (знание), dzien" (день), dziura (дыра), dzokej (жокей), dzungla (джунгли); в литовском: dziazas (джаз), dziungles (джунгли) и др.

Кроме названных переднеязычных аффрикат в некоторых языках произносятся аффрикаты губные; ср., например, в немецком языке: Apfel (яблоко), Pferd (лошадь), Pfiff (свист, свисток).

Смычно-проходными называются согласные, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха проходит через надгортанные полости минуя смычку. В зависимости от того, каким путем проходит воздушная струя, среди смычно-проходных согласных различаются носовые и боковые. Носовыми , или назальными (от лат. nasalis – "носовой"), называются смычно-проходные согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через полость носа. Это согласные типа русских м, н. Боковыми , или латеральными (от лат. lateralis – "боковой"), называются согласные, при произнесении которых воздушная струя проходит через полость рта, по ее краям, по бокам языка (в некоторых языках – с одной его стороны). Примером таких звуков может служить русский согласный л.

Во многих языках среди смычно-проходных согласных различаются свистящие и шипящие согласные, которые называются по акустическим свойствам (ср. в русском языке з и ж, с и ш и др.). Артикуляционно они различаются по характеру создаваемой органами речи щели. При образовании свистящих согласных создается "узкая щель со сложной конфигурацией" , в результате чего возникает "резкий высокочастотный шум" . При образовании шипящих согласных создается щель более широкая, чем при произношении свистящих. Промежуточное положение между шипящими и свистящими занимают употребляющиеся в некоторых языках шепелявые согласные. Такие звуки нередко произносятся при определенных дефектах речи.

Щелевые (щелинные) согласные, иначе фрикативные (от лат. fricare – "тереть"), или спиранты (от лат. spirans , родительный падеж spirantis – "дующий, выдыхающий"), представляют собой звуки, при образовании которых преграда создается путем сближения речевых органов (без полного их смыкания, что происходит при произнесении смычных), между которыми остается узкое пространство (щель) для прохождения воздушной струи; такие звуки возникают в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Щелевыми являются такие согласные, как, например, русские в, ф, з, ж, с, ш, х и др.

Дрожащие согласные, или вибранты (от лат. vibrans , родительный падеж vibrantis – "дрожащий, колеблющийся"), – это звуки, которые образуются в результате повторения смычки и щели, что происходит при вибрировании (дрожании) кончика языка или другого активного органа речи. К дрожащим относятся русский переднеязычный сонорный согласный р и некоторые другие звуки близкой артикуляции, употребляющиеся в разных языках, например губно-губной шумный, произносимый в русском и в других языках в междометном слове тпру (возглас, которым останавливают лошадь), переднеязычный шумный, обозначаемый в графике чешского языка буквой!!!г, например в словах!!!feka (река), !!!femen (ремень), !!!rasa (ресница), !!!псЬку́ (редкий), !!!pfenesti (перенести).

§ 47. Кроме рассмотренных артикуляционных признаков согласных (места и способа образования), при их классификации учитываются и другие признаки, например положение (поведение) голосовых связок, наличие или отсутствие дополнительной артикуляции.

В зависимости от положения голосовых связок различаются согласные звонкие и глухие. При произношении звонких согласных голосовые связки сближены, напряжены и находятся в состоянии колебания, вибрируют, в результате чего образуется голос, сопровождающий шум. К звонким относятся, например, русские согласные б, в, г, д, з и др. Когда же голосовые связки расслаблены и находятся в неподвижном состоянии, т.е. не участвуют в артикуляции, образуются глухие согласные, представляющие собой чистые шумы, например русские п, ф, к и др. Для произнесения звонких согласных требуется более сильная струя воздуха, поэтому они называются также сильными; глухие согласные произносятся при более слабой воздушной струе, поэтому их называют еще слабыми.

Большинство согласных в разных языках образуют пары по звонкости – глухости (ср., например, в русском языке: б – п, д – т, г к, з с, ж – ш). Члены таких пар различаются только положением голосовых связок и силой воздушной струи; в остальном артикуляции разных парных согласных одинаковы.

По этому же признаку (т.е. по положению голосовых связок) различаются также согласные шумные и сонорные (от лат. sonorus – "звучный"), или сонанты (от лат. sonare – "звучать", sonans, родительный падеж sonantis – "звучащий"), В лингвистической литературе две названные группы согласных чаще всего характеризуются по акустическим признакам: шумные согласные определяются как звуки, при произношении которых преобладает шум, сонорные – как звуки, у которых преобладает голос. По этому (акустическому) признаку сонорные согласные ближе к гласным, чем к согласным.

В русском языке к сонорным относятся согласные л, м, н, р и соответствующие парные мягкие (иногда к ним относят также звуки в и j ), к шумным – все остальные. Среди шумных согласных есть и глухие, и звонкие; сонорные же согласные обычно являются звонкими, хотя в некоторых случаях могут произноситься как глухие, например, в конце некоторых слов (словоформ) в положении после глухих согласных: вепрь, вихрь, вопль, литр, метр, песнь, косм (родительный падеж множественного числа от косма); в повышенно-эмоциональной речи может произноситься и глухой j, например, в словоформах отдай, открой .

В некоторых языках отдельные глухие сонорные согласные употребляются как самостоятельные фонемы, например глухое l в хантыйском языке, глухие носовые в эскимосском .

По наличию или отсутствию дополнительной артикуляции, а именно дополнительного подъема языка к нёбу, различаются согласные твердые и мягкие . Артикуляция мягких согласных отличается от артикуляции твердых тем, что при произношении первых "передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу" или, по другому определению, мягкие согласные образуются "при сближении средней части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы языка вперед" .

Большинство согласных в разных языках образуют пары по твердости – мягкости (ср. произношение начальных согласных в следующих парах русских слов (словоформ): быть бить, выть – вить, мал – мял, нос нёс, пыл пил и т.п.). Некоторые согласные таких пар не образуют. Это, например, русские твердые ж, их, мягкий ч (который в определенных фонетических условиях может произноситься твердо, как, например, в положении перед твердым ш в словоформе лучше), твердые д и т в белорусском языке, эти же согласные в польском и др. Различие в положении языка при образовании твердых и мягких согласных нетрудно обнаружить произнося парные по твердости – мягкости звуки один вслед за другим.

Звук языка одновременно явление физическое (акустическое), биологическое (артикуляционное) и социальное (собственно системно-языковое, фонологическое).

С точки зрения акустики звук представляет собой результат колебаний материального тела в упругой среде.

Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок и измеряется в герцах (Гц). Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне 16 Гц – 20 000 Гц. Ниже и выше сенсорного порога располагаются соответственно инфра- и ультразвуки. Мужской голос ниже женского, потому что голосовые связки мужчин длиннее и толще и заставить их колебаться с «женской» частотой труднее (Ср. голоса ребенка и взрослого, Витаса и Ф. Шаляпина).

Сила (громкость) определяется амплитудой колебаний и измеряется в децибелах (дБ). Если принять нижний порог чувствительности человеческого уха за 0 дБ, то звук шороха – 10 дБ, человеческая речь – 60, автомобильный гудок – 90, реактивный двигатель –120, болевой порог – 140. При пении голосом сопрано на расстоянии 1 м создается давление 100 дБ. Если заткнуть пальцами оба уха, громкость звука понижается на 20 дБ. При длительном воздействии звуков в 90 дБ возникает звуковая травма, результатом которой может быть тугоухость или полная потеря слуха. Сила используется в языках для смыслоразличения: крyжки – кружкu; болг. пaра ‘пар’ – парa ‘монета’; кор. tal ‘луна’ – ŧal ‘дочь’ различаются слабым и сильным [t].

Длительность определяется временем звучания. В некоторых языках длительность используется как смыслоразличительное средство: лат. liber ‘книга’ и līber ‘свободный’, нем. das Beet ‘грядка’ и das Bett ‘кровать’, монг. тэх ‘козел’ и тээх ‘класть’. В подобных языках, различающих долгие и краткие гласные, звучание долгих, в общем случае, в два раза продолжительнее кратких. По длительности различаются и согласные. Например, самым долгим в чешском языке является звук [s] (0,23 сек.), а наиболее кратким [r] (0,01-0,07 сек.). Длительность согласных, причем даже смычных, используется для смыслоразличения: якут. ‘а’ (союз) и ‘ягода’; русск. аллея – алея.

Тембр – индивидуальная окраска звука и соответственно голоса. Звуки разных людей, одинаковые по высоте, силе и длительности всегда будут отличаться по тембру, потому что голосовые возможности каждого человека уникальны. По тембру различаются тождественные по другим акустическим характеристиками звуки, исполненные на разных музыкальных инструментах или звуки одного инструмента при извлечении их разными способами.

Тембр определяется многими факторами – условиями колебаний, формой резонатора, обертонами, их соотношением по высоте и громкости, шумовыми призвуками и др.

Тон – результат гармонического (периодического, равномерного) колебания. Негармонические колебания называются шумом. Источник тонов являются находящиеся в гортани голосовые связки. Чтобы понять механизм их действия, достаточно представить колебание струны (К слову, в болгарском языке голосовые связки так и называются – гласни струни). Источником шума становится преграда, образуемая подвижным органом и создающая турбулентные или импульсные колебания. При образовании гласных и согласных возможны 4 случая отношения тона и шума:

1) чистый тон – гласные,

2) тон преобладает над шумом – сонорные,

3) шум преобладает над тоном – звонкие,

4) чистый шум – глухие.

Следует различать гармонические колебания лингвистического тона с тоном языков музыкального ударения (серб.-хорв., швед., др.-рус.), в которых тон является синонимом интонации – варьирования высоты и мелодики голоса. Тон здесь обладает смыслоразличительной функцией, как в русском языке ударение. В китайском литературном языке четыре тона. Например, звуковой комплекс ma в зависимости от тона означает: с ровном тоном ‘мать’, с восходящим ‘конопля’, с нисходяще-восходящим ‘ругаться’, с нисходящим ‘лошадь’.

Высотой, силой, длительностью и тембром обладает любой звук, например, музыкальный. Специфической акустической характеристикой звуков речи является их противопоставление по признакам «сонорность / шумность». Внутри шумных выделяются звонкие и глухие. Только данная характеристика отражается в классификации звуков русского языка в практике школьного и вузовского преподавания. Сонорные звуки не звонкие. По акустике они ближе к гласным, чем к согласным. Особенно звуки [л] и [j], которые могут быть определены как согласные и как гласные. От гласных они отличаются лишь по контрасту в фонетической последовательности.

В других языках есть полузвонкие согласные – в начале своего образования они звонкие, а потом глухие, или наоборот. Например, в азербайджанском языке есть взрывные согласные звуки, в которых после звонкой смычки следует глухой взрыв. Носителя языка с противопоставлением звонких (полнозвонких) и глухих воспринимают такие звуки как глухие. Русские не слышат начальную звонкую фазу артикуляции полузвонких, но для азербайджанца их звонкость ясно ощутима.

Время: 2 часа.

1. Артикуляция и ее фазы. Что такое артикуляция? Артикуляционная база языка. Фазы артикуляции.

2. Акустические свойства звуков. Высота, сила, тембр, длительность звука. Понятие форманты. Акустические основания для противопоставления гласных звуков согласным.

3. Артикуляционная классификация звуков.

а) Классификация гласных: по положению языка, по месту подъема языка, по работе губ, по положению небной занавески.

Литература и задания:

1. Охарактеризуйте следующие согласные звуки: [б], [в], [г], [д’], [з’], [и’].

При характеристике звуков следует придерживаться следующего образца:

[м’] – по степени сонорности – сонорный,

по способу образования – смычный, смычно-проходной, назальный,

по месту образования – губной, губно-губной,

по дополнительной артикуляции – палатализованный (мягкий).

2. Определите, какими признаками (артикуляционными характеристиками) отличаются звуки [Ц] от [Т] и [С].

Примечание:

Чтобы выполнить задание, надо охарактеризовать их по степени сонорности, способу образования, месту образования, дополнительной артикуляции и сравнить.

3. Найдите место гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы] в следующей схеме.

Заполните таблицу:

Ряд
Передний Средний Задний
Подъем Верхний
Средний
Нижний

4. Определите звуки по артикуляционным характеристикам:

5. Определите слово по описанию звуков:

а) согласный, сонорный, дрожащий, переднеязычный, передненебный, твердый;

б) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный;

в) согласный, шумный, глухой, смычный, взрывной, заднеязычный, твердый;

г) гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный.

Проверочное задание в конце занятия:

Охарактеризуйте звуки в слове по участию голоса и шума, по способу образования, по месту образования, по дополнительной артикуляции (слова для анализа, состоящие из 3–4 звуков, дает преподаватель).

Практическое занятие № 3–4.

Изменение звуков в потоке речи

Время: 4 часа.

1. Позиционные изменения звуков.

а) Оглушение звонких согласных на конце слова. Приведите примеры.

б) Понятие редукции. Типы редукции.

2. Комбинаторные изменения звуков.

а) Аккомодация. Типы аккомодации. Какие типы аккомодации встречаются в русском языке?

б) Ассимиляция. Типы ассимиляции.

в) Диссимиляция.

г) Метатеза, диереза, гаплология.

Литература и задания:

1. Лекция по теме.

2. Определите, в каких словах происходит аккомодация гласных, в каких – нет, укажите, почему. Определите тип аккомодации и то, каким становится гласный в результате аккомодации.

Сад, сядь, конь, стан, стань, в Иране, Рим.

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка (см. Артикуляционная классификация звуков речи). Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, - спектрометры.

На форме спектра звука и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие - высокие звуки, резкие - нерезкие и т. д.

Что же такое спектр звука?

Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями - тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные - тоновые звуки, глухие согласные - шумовые. Сонорные согласные - тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные - шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты (их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси - значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов - она «настроена» на несколько гармоник сразу. На рисунках показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид (см. рис.).

Области усиления энергии в спектре звука называются формантами. Поскольку звуки речи имеют протяженность во времени, их спектры удобно представлять с учетом трех характеристик: частоты, интенсивности и времени. На таких спектрограммах по горизонтальной оси отложена длительность, по вертикальной - частота. Об интенсивности свидетельствует степень потемнения различных участков спектрограммы.

Как по внешнему виду спектрограммы отличить спектр тонового звука, например гласного от шумового? На рисунках приведены спектры гласного [а] и согласного [ш]. Каждый из них типичен для того класса звуков, который они представляют.

Спектрограмма гласного [а].

Спектрограмма согласного [ш].

Спектр гласного отличается значительно бо́льшим уровнем энергии, об этом свидетельствует степень потемнения участков спектрограммы. Кроме того, на спектрограмме гласного отчетливо видны форманты - полосы усиления энергии, идущие параллельно горизонтальной оси.

На спектрограмме согласного уровень энергии несравненно ниже, шумовые спектральные составляющие расположены в высокочастотной области спектра. Они не образуют формант, а представлены в хаотическом беспорядке.

По форме спектра звуки речи могут быть:

1. Вокальные - невокальные. Для характеристики звука по этому признаку важно, есть ли в его спектре формантная структура, т. е. отчетливо выраженное регулярное усиление определенных частотных составляющих.

Вокальными являются все гласные и сонорные согласные, невокальными - шумные согласные.

2. Консонантные - неконсонантные. Признак консонантности связан с общим уровнем энергии в спектре: звуки со слабым уровнем консонантны, звуки с высоким уровнем энергии неконсонантны. К первой группе относятся все согласные, в том числе и сонорные, ко второй группе - гласные.

3. Высокие - низкие. Для этих звуков важно, в какой части спектра преимущественно расположены составляющие - в области низких частот или высоких.

Высокие - гласные переднего ряда, передне- и среднеязычные согласные, низкие - все непередние гласные, губные и заднеязычные согласные.

4. Компактные - диффузные. Компактность звука определяется относительной близостью усиленных составляющих друг к другу и одновременно к центру спектра (1000 Гц). Диффузные звуки не обладают этим качеством.

Диффузные - гласные верхнего подъема, а также губные и зубные согласные. Все остальные звуки речи компактны.

5. Диезные - недиезные. Признак диезности связан с более высоким положением в спектре одной или нескольких областей усиления энергии.

Диезные - мягкие согласные, а также гласные переднего ряда и те гласные, которые мы произносим между мягкими согласными. Все твердые согласные и непередние гласные недиезны.

6. Бемольные - небемольные. Бемольность - понижение всех или нескольких спектральных составляющих звука. Бемольны огубленные гласные и согласные, остальные небемольны.

7. Прерванные - непрерывные. У прерванных звуков начало отличается большим расходом энергии, который затем не возрастает. У непрерывных расход энергии относительно равномерно распределен во времени. Прерванные - смычные согласные. Непрерывные - все гласные и несмычные согласные.

8. Резкие - нерезкие. Резкие звуки - с явно выраженной неоднородностью спектра. Это аффрикаты и дрожащие согласные. Все остальные звуки речи - нерезкие.

9. Звонкие - глухие. Звонкие звуки - гласные и звонкие согласные - имеют в спектре самую низкую интенсивную составляющую (до 300 Гц), которая соответствует основному тону звука. Этот тон создается колебаниями голосовых связок.

Можно видеть, что приведенная классификация вполне проста и в то же время универсальна: она охватывает и гласные, и согласные.

Все эти признаки звуков можно обнаружить при помощи прибора «видимая речь». Это динамический спектрограф, передающий на бумаге изменяющуюся во времени картину спектров звуков речи.

Анализ этих спектров привел Р. О. Якобсона (США), Г. Фанта (Швеция) и М. Халле (США) в 1955 г. к созданию акустической классификации звуков речи.