Недельный проект по экологии в старшей группе. Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом! Хорошо хлопают в ладоши, плохо - топают

Людмила Гребенникова
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

1. Концепция проекта

1.1. Актуальность.

Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Мы - группа исследователей, объединенных тем же увлечением, изучением экологии животных. Наша общая цель - изучить разнообразие морфологических, демографических и поведенческих характеристик у животных с функциональной и эволюционной точек зрения. Мы комбинируем подход эволюционной экологии с изучением различных механизмов, которые лежат в основе адаптаций, которые мы изучаем. Эта многодисциплинарная перспектива способствует более инклюзивному пониманию эволюционных процессов, а также позволяет использовать различные инструменты, с помощью которых мы можем предотвратить способность организмов в их среде.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Наши экологические и эволюционные интересы охватывают различные уровни организации, охватывающие гены, фенотипы, популяции, виды, сообщества и экосистемы. Мы изучаем степень адаптации организмов к окружающей среде, включая их социальный контекст, и определяем избирательное давление, которое влияет или повлияло на эволюцию характеристик, которые наблюдаются сегодня. В этом контексте члены Департамента используют самые разнообразные методы для проведения лабораторных и полевых экспериментов по широкому спектру таксонов, включая растения, насекомых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

Наши основные направления исследований находятся на Иберийском полуострове, но мы также работаем в Америке и Антарктиде, а также в совместных проектах по всему миру. В дополнение к этой основной исследовательской деятельности некоторые из наших исследователей также участвуют в различных исследованиях и проектах в области сохранения биологии. Основная цель этих исследований - предоставить необходимые научные знания для сотрудничества в области управления и сохранения биоразнообразия, главным образом, но не исключительно в средиземноморских экосистемах.

1.2. Цель.

Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

1.3. Задачи.

Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

Мы призываем докторантов и старших исследователей связаться с нами для возможного сотрудничества. Наши основные направления исследований. Актуальные проблемы, стоящие перед обществом сегодня, такие как борьба с утратой местообитаний, изменение климата, спасение исчезающих видов, управление эксплуатируемыми ресурсами или замедление распространения инфекционных заболеваний, имеют свои корни в экологических и эволюционных силах.

Наша общая цель - изучить разнообразие морфологических, демографических и поведенческих характеристик животных с функциональной и эволюционной точек зрения. Мы комбинируем эволюционный экологический подход с изучением механизмов, которые лежат в основе адаптаций, которые мы изучаем.

Воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

Учить видеть красоту природы;

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

Эта многодисциплинарная перспектива способствует более инклюзивному пониманию эволюционных процессов, а также позволяет нам использовать несколько инструментов, с помощью которых мы можем оценить пригодность организмов в их среде. Наши экологические и эволюционные интересы охватывают несколько уровней организации, охватывающих гены, фенотипы, популяции, виды, сообщества и экосистемы. Мы изучаем степень адаптации организмов к окружающей среде, включая их социальный контекст, и определяем избирательное давление, которое влияет на эволюцию характеристик, которые наблюдаются сегодня, или повлияли на них.

Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

Учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

1.4. Формы и методы работы:

Занятия;

В этом контексте члены Департамента используют широкий спектр методов для проведения лабораторных и полевых экспериментов по широкому спектру таксонов, включая растения, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих. Наши основные учебные области находятся на Пиренейском полуострове, но мы также работаем в Америке и Антарктиде, а также в совместных проектах по всему миру.

В дополнение к этой основной исследовательской деятельности некоторые из наших исследователей также участвуют в различных исследованиях и проектах в отношении биологии сохранения. Основная цель этих исследований - предоставить необходимые научные знания для сотрудничества в управлении и сохранении биоразнообразия, главным образом, но не исключительно, в средиземноморских экосистемах.

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

Чтение художественной литературы;

Театрализованная деятельность и праздники;

Наблюдения в уголке природы и на прогулке;

Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

Разные формы бесед;

Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;

Очень активные дети. Это очень экологический сад, поскольку он использует пермакультуру и аквапонию. Два очень выученных слова для очень простых, но трудоемких практик. Первоначально три помощника по материнской линии, которые хорошо знают друг друга.

Мы говорили об этом, и он разработал для нас проект, - вспоминает Валери Чафик. Маленьким, но достаточным для питания детей. Мы собрали хорошо, но нам потребовалось время. Затем была задействована «гражданская служба». Тогда есть возможность увеличить: 600-метровая неиспользуемая земля. Три помощника по материнской линии предприняли решительный шаг, а затем занялись вторым «гражданским служением», первое из которых постоянно использовалось постоянно.

Создание семейного альбома «Милый сердцу уголок»;

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

Взаимодействие с семьей;

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

Тематические выставки.

1.5. Направление работы:

Развитие речи;

Развитие логического мышления;

Развитие коммуникативных качеств у детей;

Обобщение представлений о природе;

Пробуждение воображения и фантазии;

Пробуждение интереса к природе.

1.6. Целевая аудитория

– старшие подготовительные группы, дошкольники.

1.7. Период выполнения проекта

– долгосрочный.

1.8. Прогнозируемый результат:

Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

Диагностика, где дети покажут свои знания;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

Освоение знаний об экологии родного края;

Расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

Формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

2. Планирование проекта

1-й этап – подготовительный

1. Составление плана по реализации проекта. Август. Воспитатель, педагог.

2. Разработка системных паутинок: «Экологическое образование», «Направление экологической работы с детьми». Август. Воспитатель.

3. Создание и оформление экологической тропы. Август - сентябрь. Воспитатель, педагог, дети.

4. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии». Август - сентябрь. Воспитатель, родители.

5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Август. Воспитатель.

6. Оформить альбом «Правила поведения в природе». Август. Воспитатель, родители.

7. Родительское собрание «Воспитание детей через природу». 19 сентября. Воспитатель, родители, педагог.

8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Август - сентябрь. Воспитатель, родители, дети.

9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Август. Воспитатель.

2-й этап – деятельный

1. «Унылая пора! Очей очарованья.» - закреплять представление детей о золотом периоде осени. 27 сентября. Воспитатель, дети.

2. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. 4 октября. Воспитатель, дети.

3. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. 14 ноября. Воспитатель, дети.

4. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. 12 декабря. Воспитатель, дети.

5. «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. 30 января. Воспитатель, дети.

6. «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. 8 февраля. Воспитатель, дети.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. 11 сентября. Воспитатель, дети.

2. «Растения – легкие Земли» - представление о значении растений. 28 сентября. Воспитатель, дети.

3. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. 5 октября. Воспитатель, дети.

4. «Путешествие в осенний лес» - обобщать знания детей об осени. 30 октября. Воспитатель, дети.

5. «Путешествие в Астраханский государственный заповедник» - познакомить детей с Астраханским заповедником. 13 ноября. Воспитатель, дети.

6. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды. 23 ноября. Воспитатель, дети.

7. «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. 11 декабря. Воспитатель, дети.

8. «Покормите птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. 29 января. Воспитатель, дети.

9. «Зима полна серебра» - обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев. 5 февраля. Воспитатель, дети.

10. «Земля наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ. 12 февраля. Воспитатель, дети.

Творческие работы:

1. Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. 18 сентября. Воспитатель, дети.

2. Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. 2 октября. Воспитатель, дети.

3. Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. 18 октября. Воспитатель, дети.

4. Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры. 15 ноября. Воспитатель, дети.

5. Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении. 6 декабря. Воспитатель, дети.

7. Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами ребенка». 1-14 декабря. Воспитатель, дети.

Развлечение:

1. «Любите природу!» - экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. 13 сентября. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

2. «Осенины» - праздник- формировать представления детей об осенних явлениях природы. 18 октября. Воспитатель, дети, муз. руководитель, сотрудники.

3. «Знаешь ли ты лес?» - заседания Клуба знатоков природы – расширять знания о природе. 6 декабря. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

4. «У природы нет плохой погоды» - музыкально-познавательное занятие – расширять знания о явлениях природы. 31 января. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

Наблюдения по плану. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Опыты в вечернее время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Работа с родителями

1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

2. Оформление родительских уголков на экологические темы:

- «Значение природы в жизни людей»

- «Как прививать детям любовь к природе?»

- «Влияние окружающей природы на развитие детей»

Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

3. Родительские собрания:

Воспитатель, родители.

3-й этап – заключительный

1. «Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. 19 февраля. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

3. При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.

17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

Все живые организмы имеют равное право на жизнь;

В природе все взаимосвязано;

В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

У родителей:

Повысился уровень экологического сознания;

Сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжать и расширять свой проект.

Приложение 1

А. С. Пушкин;

Ю. Тувим. Овощи;

Н. Минский. Листопад;

С. М. Гробецкий. Первый снег;

Н. Стачнева. Осенняя гамма;

А. Толстой. Осень;

А. Блинов. Последний листок;

И. Бунин. Первый снег;

Н. Никитин. Встреча зимы;

К. Бальмонт. Снежинка;

Н. Грибачев. Ну, морозы;

А. Яшин. Покормите птиц;

С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;

С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;

З. Александрова. До свидания, зима;

А. Плещеев. Осень наступила;

Н. Некрасов. Перед дождем.

Рассказы:

Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;

Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;

В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;

К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;

Н. Сладков. Зимний запас;

М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;

Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;

С. Маршак. 12 месяцев;

П. Бажов. Серебряное копытце;

В. Одоевский. Мороз Иванович;

Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;

Сербская. Почему у месяца нет платья.

Натюрморты:

Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

М. Кончаловский. Поднос и овощи.

М. Коровин. Цветы и фрукты.

И. Машков. Натюрморт с фруктами.

М. Сарьян. Осенние цветы.

Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.

Ф. Васильев. Перед дождем.

А. Герасимов. После дождя.

И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.

И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

В. А. Цыплаков. Ока зимой.

А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.

И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

Б. Щербаков. Вихри грозовые.

К. Юон. Лыжники, конец зимы.

Серия демонстрационных картин. Санкт-Петербург «Детство-пресс». «Круглый год».

Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.

Приложение 2

Уголок природы:

Экспериментирование;

Центр песка и воды;

Природа;

Комнатные растения и картотека к ним;

Оборудование для ухода за растениями;

Дневник и журнал наблюдений;

Календарь природы;

Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

Природный материал (чернозём, песок, камни);

Гербарий Астраханской области.

Мини-лаборатория:

Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);

Микроскоп;

Природный материал;

Библиотека;

Познавательная литература о природе;

Литература по уходу за животными;

Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;

Аудиоматериалы.

Экологический театр: костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Уголок родного края:

Библиотека;

Альбом «Наша Родина – Астраханский край»;

Альбом «Астраханский заповедник».

Эколого-развивающая среда:

Настольно-печатные игры;

Дерево загадок;

Дидактические игры;

Уголок изотворчества.

Территория детского сада:

Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

Различные виды деревьев (тополь, ель, береза, орех, клен, вяз, ветла);

Огород, цветник;

Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника);

Веселые пеньки;

Спортивная площадка.

- «Унылая пора! Очей очарованье.»

- «Речка, реченька, река»

- «Беседа о снеге»

- «Растение как живое существо»

- «Как много интересного бывает зимой»

- «Кто такой человек»

Наблюдения:

- «За сезонными изменениями»

- «За пауком»

- «За муравьем»

- «За кошкой»

- «За цветником»

- «За мухой»

- «За лошадью»

- «За трудом взрослых на огороде»

- «За осиной»

- «За березой»

- «За тополем»

- «За ивой»

- «За птицами зимой»

- «За состоянием природы»

- «За снегопадом»

- «За елью»

- «За солнцем»

- «За ветром»

- «За снегом и льдом»

Может ли растение дышать?

Есть ли у растения органы дыхания?

Нужен ли корешкам воздух?

Почему цветы осенью вянут?

Что есть в почве?

Что у нас под ногами?

Какие свойства?

Где теплее?

Что быстрее?

1. «Домашние животные» - о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.

2. «Животные и птицы» - знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».

3. «Собирай-ка» - знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.

4. «Большие и маленькие» - закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.

5. «Загадочные животные» - развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.

6. «В саду, на поле, в огороде» - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.

7. «Парочки» (лото).

8. «Плоды, листья» - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.

9. «Кто где живет?» - закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.

10. «Где что растет?» - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.

11. «Солнышко» - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.

12. «Кто в домике живет?» - уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.

13. «Собери картинку» - знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.

Работа с родителями:

1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.

2. Оформление материала на экологические темы.

3. Родительские собрания на экологические темы.

4. Сезонные выставки работ детей с родителями.

Приложение 3

Проведение оценки усвоения программного материала

Оценка уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию в нашем саду осуществляется по 3-х балльной системе:

1 балл – низкий уровень

2 балл – средний уровень

3 балл – высокий уровень

Уровень усвоения программного материала по экологическому воспитанию на начальном этапе показал следующие результаты:

Растения – 2,5 балла (83%)

Животные:

Домашние – 2,7 баллов (88%)

Дикие – 2,7 баллов (88%)

Человек – 2,5 баллов (83%)

Состояния погоды – 2,5 баллов (83%)

Неживая природа – 2,5 баллов (83%)

Итоговый балл – 2,6 балла (86%)

Конечный результат показал повышение уровня усвоения программного материала:

Растения – 2,8 балла (90%)

Животные:

Домашние – 3 балла (100%)

Дикие – 3 балла (100%)

Человек – 2,7 балла (88%)

Состояния погоды – 2,8 балла (90%)

Неживая природа – 2,8 баллов (90%)

Итоговый балл – 2,9 балла (98%)

Список используемой литературы

1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.

2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985

9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.

10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.

11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

13. Марков А. С. «Были Астраханского края» // Волгоград – 2007.

14. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

15. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

16. Сайты интернета для воспитателей.

17. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.

18. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.

19. Хданова И. К. «Детский географический атлас. Мир и человек»// Москва: «Картография» ГУГК, 1985.

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 489

Проект
«Зеленые спасатели»

Составитель:
Кириллова Евгения Владимировна
Воспитатель

Екатеринбург 2016
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Зеленые спасатели»

Вид проекта
информационно – исследовательский, экспериментальный.

Сроки реализации
март 2013 года – май 2017 года.

Участники проекта
воспитанники, воспитатель, родители.

Проблема
Основываясь на педагогических наблюдениях, определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.

Цель

Задачи


Этапы
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный.

Ожидаемый результат



Проект «Зеленые спасатели»

Актуальность реализации проекта
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры дошкольников является необходимым условием становления ответственного отношения их к природе. Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимое для жизни условия. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Проблема:
Основываясь на педагогических наблюдениях определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.
Цель проекта:
Создать условия для формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
Задачи проекта:
Создание экологического пространства для экспериментальной и проектной деятельности;
Формирование экологически – целесообразного поведения детей в природе;
Воспитание стремления к познанию природы через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

Тип проекта: семейный, групповой.
Вид проекта: информационно – исследовательский, экспериментальный.
Сроки реализации проекта: март 2013 года – май 2017 года.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
После работы по проекту «Зеленые спасатели», дошкольник сможет овладеть следующими компетенциями:
- умеет высаживать овощные культуры и цветы, и владеет навыками ухаживания за ними;
- создает и поддерживает необходимые условия для роста растений;
- знает и отличает живую и неживую природу;
- бережно и ответственно относится к окружающей природе;
Реализация проекта
1 Этап – подготовительный.
1. Знакомство детей и родителей с темой проекта;
2. Проведение консультации для родителей «Зеленые спасатели»
3. Беседа с детьми «Зеленые спасатели» и их роль;
2 Этап – основной.
1. Беседа с детьми о великом дереве России – дуб.
2. Высадка желудей. Знакомство с условиями, необходимыми для жизни саженцев.
3. Обустройство грядок около прогулочной площадки.
3. Спортивное ориентирование «Экологическая тропа» на территории ДОУ, а также на территории школы № 142.
4. Экспериментальная деятельность «Цветная капуста»
5. Создание экозоны в группе «Зеленый мир на окне».
6. Уход и наблюдение за посаженными дубами (желудями)
3 этап – заключительный.
1. Выставка карт для спортивного ориентирования.
2. Выставка рисунков «Могучий дуб».
3.Высадка побегов дуба на территории детского сада.
4. Высадка рассады в огород на территории садика.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей повысился уровень развития психических процессов: воображение, мышление, восприятие, сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Кроме этого, положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашей группе и на приусадебном участке ДОУ.

Приложение 1
Конспект интегрированного НОД во второй младшей группе
Тема: «Дуб»
Цель: Расширить знания детей о дубе.
Задачи:
- Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.
- Закрепить знания цифр и навыки счета.
- Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.
- Воспитывать экологическое мировоззрение.
Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.
Оборудование: Картинки с изображением дуба, желуди, карточки с цифрами.
Ход НОД:
Устраивайтесь поудобнее, наше сегодняшнее мероприятие мы начнем с легенды. Послушайте ее.
Чтение легенды
«Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.
Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».
Вопросы:
1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?
2. Как жили деревья раньше?
3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?
4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?
5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?
Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об удивительном дереве. О каком именно, догадайтесь сами:
Загадка:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Какие слова загадки подсказали вам ответ?
Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?
Дуб растёт медленно, сначала сильнее в высоту, позднее в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.
Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.
«Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный! (И. Токмакова)
Физкультминутка. «На поляне дуб зеленый»
На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
(Наклониться вниз и помахать руками)
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте)
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
(Сесть на стулья)
А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.
Загадка:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.
Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.
Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете? Есть такая примета: «Много желудей на дубе - к лютой зиме».
Дидактическое упражнение «Набери желудей»
Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.
Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.
По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья.
Именно из желудей вырастают дубы.
Желудь и дуб
С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)
Вопросы:
1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?
2. Что такое дубрава?
3. Как растут дубы?
4. Почему дуб – долгожитель?
5. Что такое «мореный дуб»?
6. Как появляется на свет молодой дубок?
7. Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?
В конце нашего мероприятия я вам предлагаю взять по понравившемуся желудю и посадить их вот в этот горшок с землей. Наши дубки будут расти и становиться все сильнее и красивее. А мы с вами будем поливать наши желуди, обтирать листочки от пыли и рыхлить землю.
Ребята, много нового мы сегодня с вами узнали? Теперь мы с вами будем любить и беречь нашу природу. Не будем обижать деревья и кустарники. А наоборот постараемся за ними чаще ухаживать и тогда они нас будут тоже только радовать.

Приложение 2
Экспериментальная деятельность в старшей группе.
«Цветная капуста»
Цель: Показать, что все растения пьют воду. Дать объяснение тому, зачем мы поливаем растения.
Задачи: Объяснить дошкольникам что, все растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении