Школа прошлого: один день из жизни гимназистки XIX века. Сколько лет школе? (Из истории школьного образования: XIX в.). Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли в России.

В 1802 году организовано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П.В. Завадовский, возглавлявший при Екатерине II Комисию по учреждению школ. На протяжении 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования. Реорганизация национальной системы образования началась с принятия в 1803 году «Предварительных правил народного просвещения» и в 1804 году «Устава учебных заведений, подведомых университетам» . В уставе предусматривалось преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования:

· Университеты (высшая ступень)

· Гимназии (средняя ступень)

· Уездные училища (промежуточная ступень)

· Приходские школы (начальная ступень).

Россия была разделена на 6 учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов.

Обязанности попечителя -- открытие университета или преобразование на новых основах существующего, руководство учебными заведениями округа через ректора университета .

Ректор университета -- избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.

Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ; последние руководили всеми приходскими училищами.

Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к поступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, естественной истории, философии, политической экономии, изящных искусств, технологии и коммерции. Не было родного языка и отечественной литературы, Закона Божиего.

Уездные училища -- готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов -- от Закона Божиего до рисования (священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т. д.).

Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учителей и учащихся: по 6 --7 часов занятий в школе ежедневно. Все это было малореально .

Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными учебниками.

Приходские училища -- могли открываться в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать дет^ям общеобразовательные знания (могли учиться и мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались шесть округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских школах было рассчитано на один год, а в уездных училищах на два года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял четыре года. Программа включала латынь, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику, зоологию, минералогию, коммерцию, технологию и др. Не было в программе богословия и русского языка .

В 1808 году в гимназиях вводят Закон Божий. Возникают частные учебные заведения: Ришельевский лицей в Одессе; Ярославский лицей; Лазаревский институт восточных языков в Москве и др. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.

Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ в уездные растянулось почти на два десятилетия. Документами подтверждалось передовое направление светского образования, преемственность системы обучения, гуманистические задачи воспитания:

· "приучение" учащихся к трудолюбию;

· возбуждение в учащихся охоты к учению;

· воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей .

Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П.Глинка, Ф.Н. Толстой, С.П. Трубецкой и др. объединялись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (разработан английскими педагогами А.Беллом и Дж. Ланкастером) . На протяжении четырех лет (1818 - 1822 гг.) в Петербурге открыто четыре таких училищ. Тогда же учреждаются солдатские школы обучения грамоте.

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах, где обычно, воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно. Роль частного пансионного воспитания была ослаблена учреждением Лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства.

Особую роль в их создании, в частности в организации Царскосельского лицея, сыграл государственный деятель М.М. Сперанский. Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. В дворянской среде по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми.

Значительным влиянием при определении школьной политики пользовался князь Александр Николаевич Голицин. В декабре 1812 году он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера (Англия). В 1816 году А.Н. Голицин возглавил Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию. Университеты должны были готовить для средних школ преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л.Магницкий подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме: "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". При министре просвещения А.С.Шишкове произошел возврат к национальному православию. Истинное просвещение, по его мнению, состоит в страхе божьем. Шишков преследовал цель ограничить научное образование.

При царствовании Николая I были попытки выработать школьную политику, направленную на укрепление общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828 г.).

В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому сословию свой уровень образования:

1. Приходские школы для низших сословий

2. Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей

3. Гимназии для чиновничества и детей дворян.

Тип образования должен был соответствовать социальному положению и будущему ученика. Школьная жизнь происходила под строгим надзором начальника и полиции. За проступки полагались меры взыскания: розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.

Дети крепостных и дворовых людей в университет не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных школах, различных технических и промышленных школах. Ливен не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики.

С 1830 года происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества (интеллигенция). В 1830-1850 гг. в сфере образования определились две основные тенденции развития:

1. проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма.

2. демократические устремления общества.

В 1833 году его заменил С.С.Уваров (министр просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа:

· православие

· самодержавие

соответствовали идеи государственности российской политики, а принцип:

· народности

соответствовал идеи национального возрождения.

Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный школьный опыт с традициями национальной жизни? Правительство было уверено в своем праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования. Вот почему при Уварове появляются документы наподобие университетского устава (1835 г.), который усиливал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов, а также постановление о лишении университетов права избрания ректора (1849 г.). Реакционной была инструкция Уварова С.С. направленная на то чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университеты. Но, несмотря на это, развиваются особые закрытые учебные заведения для дворян. Гимназии развивались как школы классического образования. В 1849 году вводится естествознание, особое значение отдавалось греческому и латинскому языкам. Организацией среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году открыло несколько реальных классов в гимназиях Тулы, Курска, Риги и др. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Воронеже, Москве, Смоленске. Министерство государственной собственности открывает несколько школ для крестьян.

В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:

· С двумя древними языками

· С обучением естествознанию, законоведению

· С обучением законоведению.

Возрастает роль частных учебных заведений под контролем Министерства просвещения. Преподаватели этих учебных заведений получали права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии одинаковые с преподавателями государственных школ. Университеты превратились в важные центры педагогической науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Сергей Семенович Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы.

В первой половине 1800 гг. умы педагогов занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части образованных кругов воспитание, и обучение рассматривались как условия умственного, нравственного формирования гражданского общества .

Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся в защите государя и отечества в трудные минуты .

В середине 1800 гг. развернулась острая полемика между Западниками и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания .

В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Ф.Одоевский и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали:

· религиозность

· любовь к ближнему

· нравственность

Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были: И.В.Киреевский (1806-1865гг.), А.С.Хомяков (1804-1860гг.), С.П.Шевырев (1806-1864гг.) .

Аннотация: в данной статье проводится краткий анализ происходящих событий в середине XIX в., повлиявших на развитие церковно - приходских школ. Рассматриваются основные проблемы развития церковно - приходских школ.

Ключевые слова: церковно - приходская школа, земская школа, Святейший Синод, духовно- нравственное развитие, народное образование, духовенство, образовательная реформа.

Появление и развитие церковно - приходских школ во второй половине XIX века, обусловлено рядом внутриполитических событий, происходящих в тот период времени. Как показывает исторический анализ прошлого нашей страны, появление церковно - приходских школ стало началом массового народного образования в ней. Изучение этого явления является очень важным не только для педагогической науки, но и для истории нашей страны в целом. Ее появление отразилось на «народной социализации»: с одной стороны - она обучала грамоте, с другой - занималась морально - нравственным и духовным воспитанием. В первую очередь, церковно - приходская школа стала политическим механизмом регулирования внутрисоциальных проблем в стране.

Важным этапом в становлении образования в России того периода - стало зарождение народного образования в лице церковно-приходских школ. Они появились еще в дореформенный период в 1804 г. с принятием школьной реформы. Правительство не раз пыталось поручить открытие школ сельскому духовенству, опираясь при этом на практику западноевропейских стран. Еще в 1836 г. Святейшим Синодом были составлены «Правила для первоначального обучения поселенских, в том числе и раскольничьих детей». В правилах было прописано, что обучение должно осуществляться приходским духовенством . А уже в 1837 г. в Святейший Синод поступает отчет, об открытии 100 таких школ в стране. За полтора десятилетия их число существенно выросло, но после 1853 г. пошло на убыль, а позже и совсем прекратило свое существование. Только по собственной инициативе, священнослужители содержали такие школы на средства, полученные от приходов.

Прежде всего, уменьшение числа приходских школ в середине XIX в. было связано с их подчинением земству, которое вело регулярный контроль над их деятельностью. Поэтому эти школы закрывались или переходили в земское ведомство или сельское общество . К 70- м гг. XIX в. их количество сократилось практически в 5 раз, а численность таких школ не превышало и 4 тысяч по всей стране.

В середине 60 - х. гг. XIX в. народное начальное образование было представлено земскими школами и министерскими школами народного просвещения. Но для «бедного населения» оно было недоступно. Российский педагог Н.В. Чехов, говоря о земских школах, утверждал, «что не видит в ней школы для простого народа. Что она не соответствует потребностям и духу русского человека, а носит светский характер, отодвигая на задний план Закон Божий. Она распространяет вредные идеи для народа». А также, по его мнению, «светская школа развивается медленными темпами, и что неизвестно когда она сможет обеспечить весь народ образованием» .

Новый виток возрождения церковно - приходских школ был обусловлен различными событиями, происходящими в тот период в стране.

Отмена крепостного права в 1861 году привело к огромным изменениям в социально - экономической жизни страны. Но на деле вся эта реформа носила формальный характер, и положение крестьян отличалось не многим после ее принятия. Теперь они были не «крепостными», а «обязанными», от чего суть их положения особо не менялась. Это вызывало недовольство «крепостного» населения, что приводило к мощному подъему крестьянского движения. Их взглядов придерживалась и либеральная интеллигенция, которая выступала за отмену крепостничества и помещичье землевладение.

Огромное количество социально-политических проблем, вызванных отменой крепостного права, возникли для государства. Исследуя социальные проблемы, происходящие во второй половине XIX в. в стране, можно выделить основные причины, повлиявшие на их возникновение:

1.Нарастание недовольства крестьян и политические волнения, вызванные появлением либерально настроенных революционных масс.

2. Развитие промышленности и аграрного производства требовало от народа образованных и квалифицированных рабочих. Зачастую, земские школы были недосягаемы для простого народа, а большинство учебных заведений находились в городах. В деревнях практически отсутствовали какие-либо учебные заведения. Их небольшое количество не могло обеспечить всех образованием.

3. Безграмотный народ, как в образовательном, так и в духовно - нравственном смысле все чаще стал входить в сектантство, разлагая его морально.

Правительству стало понятно, что проведенные либеральные реформы наносят огромный ущерб по самодержавию. Стал вопрос о поисках конкретных задач по разрешению сложившейся ситуации.

Отправной точкой в решении данных проблем становится созыв в апреле 1879 года Особого совещания, основной задачей которого было решить вопрос борьбы с растущим молодым «революционным поколением».

На данном совещании целью и методом решения проблемы стала просветительская идея, выраженная образовательной деятельностью и духовным просвещением народа, и подчиненная под «контроль государства». Нельзя забывать, что религия во все времена выступала мощным фактором для интеграции различных социальных слоев. Акцент был сделан не на земские школы, существовавшие в тот период, т.к. эти школы еще могли нести в своей деятельности «либеральные идеи», а на церковно-приходскую школу, основанной на религиозно-нравственном учении.

Последующие созывы Комитетов министров лишь усиливали развитие церковно-приходских школ, в том числе и роли духовенства в их создании. Немалую важность во всей этой деятельности на государственном уровне сыграли такие государственные деятели как Н.П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, С.А. Рачинский, будучи «фанатичным идеологом» церковной школы.

Именно «государственные потрясения», происходящие в этот период и стали основополагающим фундаментом развития церковно-приходских школ, признанных юридически на государственном уровне. В связи с этим, началом их развития в 1884 году становится издание «Правил о церковно-приходских школах», в которых были закреплены положения и правила, регламентирующие основную деятельность школ практически на всем пространстве Российской Империи.

В тоже время, в развитии и становлении народного образования, осуществляемого церковно-приходскими школами, появилось множество трудностей. С одной стороны, государство было заинтересовано, в начальном массовом образовании, стремящегося повлиять на сознание народа, прививая любовь к религии и самодержавию, с другой стороны - государство, которое не оказывало практически никакой финансовой помощи в ее развитии, возлагая это бремя на плечи духовенства, меценатов и земство.

Тяжелое финансовое положение страны, у которой не было денег на проведение новой образовательной реформы должно было найти пути развития с наименьшими затратами на народное образование. Поэтому финансовые трудности по реализации образовательной реформы легли на духовенство. Предполагалось таким образом создать бесплатные учительские кадры в лице священнослужителей (священников, дьяконов, дьячков), а дополнительное финансирование получать от средств прихода, в том числе и благотворительности. Число приходов в общероссийском масштабе составляло порядка 40 тысяч. Помимо бесплатных учителей, государству не нужно было тратить средства на возведение школ, а должны они были открываться в церковных домах, или в каких-либо других бесплатных помещениях при приходах.

Закрепленная образовательная идеология, основанная на православной религии, была беспроигрышным вариантом. Ведь почти 75% народа исповедовали православие, что и послужило мощным толчком для развития такого типа школ как церковно - приходская. Стремительное ее развитие было связано не только появлением у нее народного лица, всеобщей доступности и религиозного просвещения. Немалую роль играло давление государства на духовенство по открытию церковных школ. Духовенство оказалось не готовым к таким преобразованиям, как финансово, так и организационно. Так в первом параграфе Правил «о церковно - приходских школах» указано, что школы открываются православным духовенством и приходскими священниками на местные средства прихода «.

В Правилах 1884 г. было прописаны основные источники финансирования для церковно-приходских школ. Государственная поддержка была незначительной. В 1884-86 гг. было выделено 55 тыс. рублей на всю Россию, что приблизительно составляло от 6 до 13 руб. на школу .

Итак, скудное финансирование земских школ в лице государства плюс легший на плечи «оброк» в виде обязательных отчислений на развитие церковных школ зачастую приводило к тому, что в некоторых уездах губерний земство передавало в ведение духовенства свои школы для снятия с себя обязательств по их содержанию. (сноска 2)

За пять лет с момента утверждения «Правил о церковно - приходских школах» начинается их значительный рост. С 1884-1889 гг. в государственном масштабе их число с 3 517 возросло до 17 715, а в 1893 году их количество достигло 27 000.

Кроме проблемы финансирования был еще не менее сложный вопрос в деятельности таких школ - нехватка учительного состава. Зачастую в принудительном порядке воспитанникам духовных семинариев приходилось становиться учителями в этих школах. В 90 - х. XIX в. с увеличением школ стали привлекать в качестве учителей - воспитанниц женских епархиальных училищ. Обязательной догмой в преподавании в церковно-приходских школах - было наличие церковного образования, основанное на знании Закона Божьего, т.к. основная учительская деятельность была построена на преподавании религиозного учения.

К концу 19 века церковно - приходская школа стала поистине народным образовательным учреждением. Их роль, которая в самом начале своего появления была недооценена, приобрела массовый характер. Она обладала огромной автономией, затормаживая развитие земским школам и школам народного просвещения. Увеличение управленческого аппарата, осуществляющего наблюдение за деятельностью церковно-приходских школ, привело к увеличению денежных расходов на его содержание. Так, государственное финансирование церковно - приходских школ за 20 лет увеличилось более чем в 60 раз и к 1896 году составило 3 454 645 рублей. В последующие годы эта цифра только росла .

Только с началом государственных потрясений, вызванных началом русско - японской войной и внутриполитическим кризисом, породивший революционные восстания, расходы государства на образование резко упало. Постепенно количество церковно - приходских школ стало уменьшаться и к 1917 году с приходом «новой власти» и вовсе прекратили свое существование. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР в году стал рычагом уничтожения не только церковной школы, но и христианской идеологии, которую она несла для изучения в народные массы. Церковь была основательно отделена от государства, и началось ее открытое гонение.

Несомненно, роль и значение церковных школ в истории нашей страны огромно. Несмотря на многие трудности и проблемы, коснувшиеся развития церковно-приходской школы, она внесла неотъемлемый вклад в образование народа и является в современном мире, хорошим историческим материалом для изучения и анализа социального развития общества. Ей удалось решить множество задач: как в образовательном аспекте, так и в развитии духовно - нравственного воспитания народа. Проведенные либеральные реформы во второй половине XIX в/, несшие в себе западноевропейские ценности, отодвинули на задний план развитие традиционных устоев, в том числе и народного образования. Социально-политические изменения в стране порождали огромные пробелы в развитии общества. Мощным регулятором в социальном развитии народа и выступили церковно-приходские школы, ставшие важным преобразователем духовно-нравственного воспитания общества. Те методы и особенности образовательного процесса, которые были характерны для церковно-приходских школ, оказались эффективными и понятными для обучения народа грамоте.

На сегодняшний день, когда государством уделяется огромное внимание духовно - нравственному воспитанию общества, изучение истории народного образования является одной из приоритетных тем. Ведь не зная прошлого, трудно анализировать действительность сегодняшнего дня. А между тем, именно церковно - приходские школы были основой духовного развития личности, порождавшее любовь к окружающему нас миру и его восприятию. Они стали мощным толчком для социального развития общества XIX века.

Библиографический список:

  1. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 92.
  2. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93.
  3. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93-94.
  4. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г.- с.1.
  5. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 103.
  6. Белоконский, И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию Текст. / И.П. Белоконский // Русская школа. 1890.
  7. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии Текст. / П.Ф. Каптерев; предисл. Н.В. Бордовской; послесл. В.П. Борисенкова. СПб., 2004.
  8. Кулиев, Ф.М. Государственно-церковные отношения в Российской империи в XIX начале XX в. Текст.
  9. 142. Куломзин, А.Н. Доступность начальной школы в России Текст. / А.Н. Куломзин. С Пб., 1904.

«Летидор» рассказывает, чем жили, какие предметы изучали, что за форму носили и сколько денег отдавали за образование ученицы Арсеньевской гимназии в конце XIX века в Москве.

О гимназии

В конце 1860-х годов в Москве открылось сразу несколько частных учебных заведений. Одним из самых заметных стала женская гимназия, которой руководила Софья Арсеньева - дочь известного российского архитектора Александра Витберга.

Гимназия находилась в самом центре Москвы, в бывшем особняке Дениса Давыдова (по современному адресу - улица Пречистенка, 17).

О программе

Девочек принимали в гимназию в возрасте 8-9 лет. Обязательным условием для поступающих к началу учебного года в подготовительный класс были требования:

  • по «Закону Божьему»: молитва Господня, молитва перед учением и после учения;
  • по «Русскому языку»: умение читать без большого затруднения и списывать с книг по двум линейкам;
  • по «Французскому языку»: знание всей азбуки - печатной и письменной, а также умение написать её;
  • по «Арифметике»: умение писать цифры.

От тех, кто хотел присоединиться к классу в середине учебного года, требовалось знание материала, на данный день уже изученного в этом классе. Девочки, которые посещали занятия, принадлежали к дворянскому сословию. К поступлению в школу их готовил целый состав преподавателей.

Что знала выпускница гимназии после выпуска

После семилетнего образования каждая ученица знала:

  • «Закон Божий»: молитвы. Священная история Ветхого и Нового Завета. История христианской церкви. Катехизис. Учение о богослужении христианской православной церкви. Чтение Священного писания;
  • «Русский язык и литература»: чтение и рассказ. Выразительное произношение наизусть. Орфографические упражнения. Грамматика: русская и церковно-славянская этимология, русский синтаксис. Стилистика. Упражнения в изложениях и сочинениях в связи с элементарной логикой. Изящные переводы с иностранных языков. Изучение русских прозаиков и поэтов. История русской литературы;
  • «Французский, немецкий, английский» (от обучения английскому языку освобождались те воспитанницы, для которых изучение трёх иностранных языков было признано затруднительным): чтение, рассказ, выразительное произношение наизусть, орфографические упражнения, грамматика и стилистика, изучение прозаиков и поэтов, история литературы; умение владеть языками устно и письменно;
  • «Математика»: арифметика, алгебра до логарифмов включительно, геометрия со стереометрией; приложение алгебры к геометрии; тригонометрия;
  • «История», «География», «Физика»: в объёме курса мужской гимназии;
  • «Естественные науки»: в низших 4-х классах - как предмет наглядного обучения, в 7-м классе - подробнее;
  • «Из искусств»: рисование, хоровое пение, гимнастика, танцы, музыка; а в первых 3-х классах и чистописание.

Сколько стоило образование

Цены на обучение в 1878 году были следующие: плата за приходящую ученицу (в год) - 150 руб.; за полупансионерку - 400 руб., за пансионерку - 500 руб. За ученицу подготовительного класса: приходящую - 100 руб.; полупансионерку - 350 руб.; пансионерку – 450 руб. Кроме того, единовременно вносилось за каждую пансионерку 30 рублей.

Для сравнения: в те годы килограмм картофеля стоил 2 рубля, килограмм говядины - 27 рублей, килограмм сливочного масла - 61 рубль.

Что носили гимназистки

В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида девочек. Правильной одеждой считалось коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник.

В те времена пренебрежение к внешнему виду каралось строже, чем незнание предмета. Ученица, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор, представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше - сам директор гимназии Софья Арсеньева, чей осуждающий взгляд, по воспоминаниям школьниц, был худшим наказанием для каждой из них.

О быте учениц

Благодаря сохранившимся мемуарам выпускниц гимназии, известно не только формальное устройство школы, но и особенности её быта. Занятия начинались ровно в 9. Одна из гимназисток, Татьяна Аксакова-Сиверс, вспоминает:

«В низкой просторной передней усадьбы меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30 лет и вешалками, и кипячёной водой, и подаванием звонков.

Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношёрстный. Менее блестящий, чем предыдущий…

Учение мне давалось без всякого труда и никогда не составляло предмета забот моих родителей. Начиная со 2-го класса и до самого конца я шла на круглых пятёрках, но должна признать, что пятёрки по физике и математике доставались только за счёт хорошей памяти, тогда как гуманитарные науки проникали несколько глубже.

В 4 классе мы сдавали экзамены по естествоведению, причём отметка, полученная на этом экзамене, входила в окончательный аттестат. Так как я уже метила на золотую медаль, четвёрка по естественной истории могла мне испортить всё дело, и я, снедаемая честолюбием, твердила наизусть «лютиковые» и «крестоцветные», которые могли меня подвести.

Учительницей по этому предмету у нас была Анна Николаевна Шереметевская, родная сестра знаменитой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, женщина очень нервная, от которой можно было ждать всяких сюрпризов. Однако всё обошлось благополучно, и полученная отметка не закрыла мне путей «к славе».

С. Соловейчик

Ранее рассказывалось, как школа стала немножко похожей на школу. Прежде ученики занимались сами по себе. В комнате (ее и классом назвать трудно) стоял гул: каждый зубрил свое, учитель по очереди спрашивал, остальные ребята продолжали заниматься своим делом. А в самом конце восемнадцатого века появились классы, общее учение и одна общая классная доска на всех. Учитель стал похож на дирижера, который руководит занятиями сразу всего класса: он рассказывает – все слушают. Он пишет на доске – все открывают тетради и пишут то же самое. Во всех тетрадях одни и те же задачки. Почерки разные, и решения разные (у одних правильные, у других неправильные), но задачки одни и те же.
Если сравнить нынешнюю школу и гимназию самого начала девятнадцатого века, то окажется, что у них довольно похожие очертания – рисунки можно наложить один на другой, и они примерно совпадут. Но только очертания общие! А подробности, а краски, само содержание рисунка – все разное.
Целых сто лет – весь девятнадцатый век – школа сама училась быть школой.
Многие вещи, которые сейчас кажутся совершенно простыми, приходилось мучительно изобретать.
Например, чему учить в школе? Сегодня расписание уроков привычно: литература, математика, физика, химия, география, история, иностранный язык, обществоведение, биология, рисование, пение, уроки труда.
Но ведь и сегодня спорят, какие предметы надо изучать, а какие не надо. И на какие предметы больше отводить уроков, а на какие меньше.
Ну, например, уроки физкультуры – два раза в неделю. А может быть, нужно проводить их каждый день, а уроки математики сократить? Или ввести совсем другие предметы, скажем, уроки логики – науки о законах мышления, или уроки психологии – науки о душевной жизни человека...
Так спорят сегодня; а что творилось в XIX веке, когда вся система предметов еще не устоялась!
Тогда многим учителям казалось, что главными предметами в школе должны быть не литература, не математика, не биология, а латинский и древнегреческий языки.
Им говорили: "Да зачем же учить латинский язык, если сегодня никто на этом языке не разговаривает? "
"Ну и что же,– отвечали сторонники "классического" образования, то есть такого образования, в основу которого положено преподавание древних, уже умерших языков, – ну и что же? Зато латинский язык – строгий, красивый, на этом языке написано много прекрасных книг и научных сочинений. Латинский язык сам по себе, конечно, не нужен, но зато он развивает ум и память...
И вот гимназисты каждый день учили латинский и греческий. Почти половина всего их времени (точнее 41 процент) уходила на уроки древних языков!
Родители возмущались. Латынь – очень красивый язык, но нельзя забивать головы одной латынью! Однажды в Москве, в Малом театре, артист Музиль спел такие куплеты:

У нас сильное внимание
На одно обращено,
Чтобы наше воспитание
Ведено было умно.
И теперь уж есть надежда,
Что чрез несколько годов
Выйдут круглые невежды
Из классических голов...

Когда артист Музиль пропел эти куплеты, в зале поднялось что-то невообразимое: все повскакали, затопали ногами, стали кричать:
"Браво, браво, бис, бис!" Оркестр хотел было продолжать, да его заглушали криками – пусть артист еще раз повторит свой куплет про круглых невежд из классических голов... Почти целое столетие шла борьба: изучать или не изучать латынь и древнегреческий? Латынь то отменяли, то вводили вновь, да еще больше уроков давали ей, но постепенно "мертвые" языки вытеснялись "реальными" науками: физикой, химией, биологией, географией, астрономией. Только после Октябрьской революции от древних, "мертвых" языков совсем отказались, и расписание уроков (тоже, конечно, не сразу) стало похожим на нынешнее.
А отметки? Отметки ведь тоже не всегда были, как сегодня. Михаил Васильевич Ломоносов предлагал, например, ставить такие отметки:

В. И. – все исполнил.
Н. У. – не знал уроки.
Н. Ч. У. – не знал части урока.
З. У. Н. Т. – знал уроки нетвердо.
Н. З. – не подал задачи.
X. З. – худа задача.
Б. Б. – был болен.

У других учителей были свои обозначения, и, в общем, можно сказать, отметки ставили кто как хотел и кто какие хотел. Но в 1835 году было введено единообразие: появились оценки "5", "4", "3", "2", "1".
Страшно даже подумать, сколько "пятерок" и "единиц" поставлено за прошедшие годы. Миллиарды, наверно!
Может, кому-нибудь это кажется утешительным: что, дескать, моя маленькая "двойка" в таком огромном море отметок?
Но лучше поговорить о "пятерках". Вы заметили, что человека, у которого все "пятерки", не называют "пятерочник" (как, например, "двоечник"), а говорят "отличник". Это потому, что еще перед войной и в начале войны отметки в школе были другие: "отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо" и "очень плохо". Отсюда – "отличник", это слово осталось. В некоторых школах говорят еще "хорошист" (человек, у кого одни "пятерки" и "четверки", а "троек" нет). Но это слово звучит ужасно, и лучше его не употреблять.
Кроме плохих отметок, прежде существовали и другие наказания. Мы уже знаем, что розги в русской школе были полностью отменены в 1864 году. А вот карцер – особые комнаты, куда нерадивых учеников запирали после уроков "без обеда", – оставался до самой революции. Особенно строго наказывало гимназическое начальство тех гимназистов старших классов, кто читал "запрещенную" литературу. В XX веке сочинения В. Г. Белинского изучали в старших классах, читали статьи Добролюбова, Писарева, Герцена. А прежде существовало негласное правило: за чтение Белинского – шесть часов карцера, за чтение Добролюбова – в первый раз двенадцать часов, а если снова попадешься, то целые сутки. А за Писарева или Герцена – "аминь!" Так гимназисты называли исключение из гимназии с "волчьим билетом" – без права поступить в другую гимназию.
За гимназистами вообще следили очень строго; им ни в коем случае нельзя было появляться, например, на улице позже установленного времени. Специальные надзиратели следили за этим. В городе Немирове перед первой мировой войной произошел такой случай: два гимназических надзирателя спрятались за забором и оттуда через щелочку выслеживали запоздавших гимназистов. Вдруг видят: один гимназист на велосипеде едет. Не положено! В карцер его! Выбежали, догнали, налетели – оказалось, что это не гимназист, а студент, да еще и бойкий: он подал на надзирателей в суд – зачем к людям пристают на улице? И суд стал на сторону студента!
Прилежных и успевающих учеников и прежде награждали подарками – книгами, а при выпуске – золотыми медалями. С 1872 года в школах появилась еще "Красная доска", или, как сейчас сказали бы, "Доска почета". На этой доске вывешивали таблички с именами лучших учеников. Кстати, в этом же, 1872, году вместе с учебниками гимназисты стали носить в ранцах и дневники для записи уроков на дом и для отметок учителя: школа стала регулярно сообщать папам и мамам своих учеников, как идут занятия. До того времени школа к родителям обращалась только в самых крайних случаях, когда дело шло об исключении. А еще позже, во время революции 1905 года, в гимназиях стали создавать родительские комитеты – родители начали принимать участие в жизни школы. Педагогические же советы, педсоветы, появились, конечно, гораздо раньше – в 1827 году. Вернее, вышло такое распоряжение – создавать педагогические советы. А на самом деле советов не было, и директор гимназии правил единолично до середины XIX века, когда великий русский педагог Николай Иванович Пирогов добился, чтобы они работали. О старой, дореволюционной гимназии есть очень много воспоминаний. Наверно, все читали интересную книгу Корнея Ивановича Чуковского – она так и называется: "Гимназия". И во многих других книгах описывается, как трудно было учиться прежде, какие бездушные были порядки. Один из прежних гимназистов пишет, например, что дружбу между учителем и учеником в гимназии было так же невозможно представить себе, как невозможно увидеть лилию, выросшую у берегов Ледовитого океана.
Но, конечно, было и много очень хороших учителей и очень хороших гимназий.
В школе до революции было много плохого, но не надо забывать, что в этой же самой школе выучились многие выдающиеся люди нашей страны, большие ученые и писатели. Иногда рассказывают, что тот или другой из знаменитых людей учился в школе плохо. Верно, так бывало. Отметки не всегда были хорошими, не все получали золотые медали. Но все очень много занимались. И в конце концов без учения ни один великий человек на свете не стал бы великим!

Рисунки Ю. Владимирова и Ф. Терлецкого.

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии.

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм.