Предложение. грамматическая (предикативная) основа предложения. подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Предикативная основа предложения. Сказуемое и его структурно-семантическая классификация. Составное именное сказуемое

Предложение - синтаксическая единица, которая состоит из предикативно оформленного слова или соче­тания слов. Оно служит для сообщения, вопроса или по­буждения к действию.

Предикативность - это утверждение или отрица­ние чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности, то есть интонационной смысловой законченностью.

В конце предложения могут стоять следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклица­тельный знак.

Главный признак предложения - наличие грамма­тической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Ут­ро. Похолодало.

Подлежащее - главный член предложения, ко­торый отвечает на вопросы кто? что? (Все пришли во­время).

Морфологические способы выражения подлежащего

1. Имя существительное или другая часть речи, вы­раженная в значении существительного: Собрание началось вовремя.

2. Местоимение в именительном падеже: Я обяза­тельно прочитаю эту книгу.

3. Неопределенная форма глагола: Жить - Родине служить (Пословица).

4. Фразеологизмы: В поле вышли от мала до велика.

5. Цельные словосочетания: Прохор с Григорием за­прягли лошадей (М. Шолохов).


Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме одного из наклонений. Лексическое и грамма­тическое значение в нем заключено в одном слове: Весна пришла неожиданно (изъявительное наклонение).

Простое глагольное сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном накло­нении (Сделай уроки побыстрее), в числе - в прошед­шем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении (Внезапно он замолчал).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть имен­ным и глагольным.

Составное глагольное состоит из вспомогатель­ного глагола, выражающего грамматическое значе­ние, и неопределенной формы глагола: Он начал рас- сказывать.

Значения вспомогательного глагола: начало, ко­нец или продолжение действия (Девочка продолжила рассказывать); возможность или желательность дейст­вия (Он собирался ждать).

Составное именное сказуемое состоит из глагола- связки, выражающего грамматическое значение, и имен­ной части, выражающей лексическое значение. В роли связок могут быть глаголы, имеющие значение движе­ния, состояния: прийти, вернуться, приехать: Мы воз­вратились с моря отдохнувшими.

В состав именного сказуемого могут входить частицы это, словно, будто, не: Бедность не порок.

Именная часть составного именного сказуемого мо­жет быть выражена:

Существительным (Москва - город-герой);

Прилагательным (Ночь была лунная);

Кратким страдательным причастием (Вся комната янтарным блеском озарена. А. Пушкин);

Именем числительным (Три и два будет пять);

Местоимением (Тетрадь была моя);

Наречием (Ему сапоги пришлись впору);

Синтаксически неделимым словосочетанием (Ее платье было красного цвета).

1. Укажите предложения, в которых сказуемое со­ставное глагольное.

а) С двух сторон бушует вокруг Григория ночная тайга (В. Липатов).

б) К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому берегу (К. Паустовский).

в) Зима начала хозяйничать над землей (К. Паустов­ский).

г) Все вокруг покажется ему необыкновенным (К. Паустовский).

2. Укажите предложения с простым глагольным ска­зуемым.

а) Он шел один, затерянный среди лесных полей (В. Лидин).

б) Вчера он не сумел осознать сказанного (Ю. Бон­дарев).

в) Стол осел еще глубже (Ф. Абрамов).

г) Не нужно было никого подгонять (Л. Пантелеев).

3. Укажите предложения с составным именным ска­зуемым.

а) В горенке окна были закрыты день и ночь (М. Шо­лохов).

б) И каждая даль была выдержана в своем свете (К. Паустовский).

в) Море было такое же величавое, бесконечное и не­приветливое, как и семь лет назад (А. Чехов).

г) Ученики платили Левитану ответной любовью (К. Паустовский).

4. В каких предложениях неверно выделены грамма­тические основы? (Знаки препинания не расстав­лены.)

а) Стал накрапывать дождик (С. Бородин).

б) Лошадь, почуяв ночлег, бежала крупной рысью (С. Бородин).

в) Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены (В. Короленко).

г) Местами просека была вся залита водой (И. Тур­генев).

5. В каких предложениях инфинитив употребляется в роли второстепенного члена предложения?

а) При возможности потерять ее навек, Вера стала для него дороже всего на свете (М. Лермонтов).

б) Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села (В. Солоухин).

в) Командир дивизии полковник Марченко... после перевязки прилег отдохнуть (М. Шолохов).

г) Я велел кучеру ехать потише (С. Бородин).

Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ КАК ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. А8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
  2. 23. Главные члены предложения как предикативный центр. Подлежащее, сказуемое, их разновидности и способы выражения.
  3. 60. Предикативность как грамматическое значение предложения. Полипредикативные предложения. Типы полипредикативных сложных предложений.
  4. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого

Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен или других категорий слов, по значению сближающихся с именами. Вспомогательный компонент (связка) представлен спрягаемыми формами глаголов, утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное значение.

Связка выполняет следующие ф-ии:

Выражает основные элементы предикативного значения

Связывает сказуемое с подлежащим

Выражает формально его (сказуемого) зависимость от подлежащего

Содержит модальную оценку отношений между предметом и признаком

Виды связок:

Отвлеченная (специализированная): быть, это, вот, значит, как, словно, будто

Полуотвлеченная: стать, казаться, являться, считаться

Знаменательная: глаголы движения, деятельность – полнозначные глаголы, активно формирующие значение: он родился больным

ОГИО(описательно-глагольный именной оборот): иметь вид, играть роль, иметь значение (в сочетании с именной частью)

Односоставные предложения, их отличия от двусоставных Понятие предикативного центра односоставного предложения.

Односоставные предложения – самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика: предикативная основа предложения представлена одним главным членом. Главный член выражает основные элементы предикативности – модальность, время, лицо. Он занимает в предложении абсолютную позицию, другие члены имеют зависимую форму.

Различаются глагольные и субстантивные односоставные предложения.

Глагольные предложения, в которых главный член предоставлен формами глагола или содержит их в сочетании с другими категориями слов, выражают независимый признак.

Из сада пахло сырыми листьями.

В субстантивных предложениях с главным членом – существительным или субстантивированным словом выражается бытие, наличие, существование предмета.Глубокая зимняя ночь. Метель .

Сложноподчиненное предложение. Классификация по выполняемой функции. Понятие контактной рамки.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элементарная структура: господствующая часть – «главное предложение», подчиненная (зависимая) часть – «придаточное предложение». Связь частей и выражение отношений между ними осуществляются с помощью формальных показателей – подчинительных союзов и союзных слов. они принадлежат форме зависимой части, которая в русской грамматике обозначается термином «придаточная»: Когда мы вышли с вокзала , синеватый свет уже брезжил над Феодосией.

Элементом структуры СПП и его значения является то, какую функцию выполняет придаточная часть относительно главной – присловную (определяет одну словоформу в главной) или приосновную (поясняет весь состав главной части). По этому признаку выделяются два структурных типа СПП – нерасчлененные (От мысли, что он отравился , его бросило и в холод, и в жар ) и расчлененные (Пока казаки ставили палатку и таскали дрова , я успел сбегать на охоту ).

Классификации СПП

1.Буслаев: уподобление придаточной части члену предложения по семантике: предикативная единица функционально отождествлялась с членом предложения (соответственно, придаточным были даны наименования подлежащных, дополнительных, определительных) При это грамматические свойства придаточных игнорировались, и они рассматривались как развернутые члены предложения.

2.Пешковский: считал необходимым выделять не типы придаточных, а группы союзов - изъяснительных (что, как, будто, чтобы и пр), временных (когда, пока, едва, только и пр), сравнительных (как, словно, точно, будто и пр) и т.д. Эта классификация не получила широкого применения.

3.Богородицкий,Поспелов,Максимов: учитываются и строение СПП (расчлененное/нерасчлененное), и значение придаточной части относительно главной; значительное место отводится семантике союзов и союзных слов.

В нерасчлененных СПП придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части и имеют формальную связь с ними. Эти словоформы называются контактными словами . Морфологическая природа контактных слов, особенности словоизменения, семантики определяют их валентность , т.е. потребность в определенном распространении, сочетаемость.

В функции контактных слов используются указательные местоименные слова тот (та, то, те), такой (такая, такое, такие), таков (такова, таково, таковы), так, там, туда, тогда . Все они имеют не только местоименную указательную семантику (как все местоименные слова), но и собственную указательную (разрядную): они указывают на известное.

По структуре нерасчлененные СПП разделяются на 3 вида:

1.местоименно-соотносительные

2.субстантивно-атрибутивные

3.изъяснительные

Они формируются различными типами контактных слов, от чего зависит и выбор союзных средств. В каждом виде, в свою очередь, необходимо отметить различения в выражении семантики отношений.

Предикативная основа предложения. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация.

Подлежащее – абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости подлежащего являются форма Им.п. имени (номинатив) и неопределенная форма глагола (инфинитив). Имя в качестве подлежащего обозначает предмет. Инфинитив в роли подлежащего называет независимое действие (непроцессуальное, непротекающее), характеристика которого содержится в сказуемом.

Два вида подлежащего:

1) Номинативное основной вид. Использование отдельного слова или словосочетания.

а) подлежащее – слово (сущ. в форме Им.п. Все др. имена в роли подл. уподобл. сущ.: Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. Что белеется на горе зеленой?

б) подлежащее – словосочетание

- словосочетания с количественным значением:

Два бойца сидят в засаде (количественное, собирательное, местоименное числительное).

Десятки мальчишек плавали около лодки (сущ. со знач. числа/количественной оценки).

Сзади наплывали новые груды листьев (сущ. со значением совокупности).

- словосочетания со знач. избирательности, выражаемые формой Р.п. мн.ч. зависимого сущ .: Кое-кто из пассажиров третьего класса делится с ребятишками хлебом.

- сл/соч. со знач. неопределенности : Что-то такое ничтожное завязано в платке.

- семантически неделимые метафорические сл/соч .: Серп месяца стал ярче .

Особая группа – сл/соч. со знач. совместности: Матвей с отцом помедлили перед избой.

2) Инфинитивное подлежащее не имеет предметного знач., не подвергается субстантивации. Оно не может обозначать деятеля. И при инфинитивном подлежащем не может быть употреблено глагольное сказуемое. В составное сказуемое при инфинитивном подлежащим обычно входят сущ., инфинитив. Прмер.: Все преувеличивать было его страстью. Читать за кофе – моя непобедимая привычка .

Инфинитивное подлежащее может иметь аналитическую структуру – глагол-связку в инфинитиве и при нем имя в форме Тв.п.: Быть сестрой – это и ваше призвание? Это составное подлежащее.

Способы передачи чужой речи

Чужая речь – это речь другого лица по отношению к говорящему.

Состоявшая ранее чужая речь может быть передана говорящим различными способами:

1. с помощью делиберативного объекта в простом предложении передается тема: Отец рассказал мне о своей поездке в Петербург.

2. с помощью объектного инфинитива в осложненном простом предложении выражается общее содержание – волеизъявление: Я просила его быть аккуратным.

Прямая речь – буквальная передача чужой речи; особое синтаксическое образование, способ дословной передачи чужой речи.

Кто-то сказал: «Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом ».

«Кто же твоя мама?» - спросил Потапов девочку.

Прямая речь имеет сложную пунктуацию:

2. если впереди стоит чужая речь, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире;

3. чужая речь завершается одним из знаков конца предложения, а повествовательное простое предложение чужой речи отделяется от следующих слов автора запятой и тире.

5. если чужая речь не разрывается, то после нее ставится вопросительный, восклицательный знак, запятая, слова автора выделяются тире и после них - точка, а вторая часть чужой речи пишется с прописной буквы.

Косвенная речь – способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. Из нее устраняются все слова и формы, которые указывают на лицо – автора этой речи и на лицо-адресата.

Правила перестройки прямой речи в косвенную:

1. форма 1 лица глагола заменяется формой 3 лица

2. личные местоимения 1-2 лица, притяжательные мой, твой заменяются местоимением 3 лица

3. если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения (с союзом чтобы)

4. если чужая речь – вопросительное предложение, то вопросительное местоимение (или наречие) становится относительным, т.е. употребляется как союзное слово, а при отсутствии вопросительных местоимений или наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза

При замене прямой речи косвенной «сглаживается» стиль чужой речи:

1. изменяется порядок слов;

2. опускаются частицы эмоционального значения;

3. опускаютсямеждометия, обращения, вводные слова.

Несобственно-прямая речь - особенная, экспрессивная форма передачи чужой речи, которая представляет собой подробный пересказ говорящим чужой речи своими словами, но с сохранением некоторых элементов стиля другого лица.

Диалогическое единство - структурно-смысловая общность, текст двух или более участников речи. Оно обеспечивается наличием одной темы, согласием/несогласием собеседников. Связь реплик осуществляется либо в виде цепочки взаимосвязанных словоформ, либо через параллельность, однотипность строения.

Видеоурок 1: Однородные члены предложения

Видеоурок 2: Грамматическая основа предложения Главные члены предложения

Лекция: Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Предложение - слово или несколько слов, грамматически объединенных и имеющих законченный смысл: Свадьба! Ждём дорогих друзей на торжество в день свадьбы!

Предложение - основная синтаксическая единица, предназначенная для общения.

Мы разговариваем предложениями, они, в свою очередь, могут состоять из словосочетаний.

NB! Важным формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и интонационная законченность.

Предложение, его типы

1. По выражению отношения к действительности – утвердительные и отрицательные :

В аудитории ни души. (отриц.)

Будем стараться. (утверд.)

2. По цели высказывания – повествовательные, вопросительные и побудительные :

Наташа старалась, и у неё всё получилось. (повеств.)

Как у вас всё получается? (вопрос.)

Всё получится, дерзайте! (побудит.)

3. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные :

Вперёд, к победе! (воскл.)

Мы воевали за победу, дети. (невоскл.)

4. По контексту и речевой ситуации – полные и неполные:

Сколько времени?

Девять. (неполн.)

Часы показывали девять часов вечера. (полн.)

5. По числу грамматических основ:

а) одна грамматическая основа – простое:

Мама привезла с рынка сочные фрукты, полезные овощи, свежее мясо и рыбу и стала готовить ужин.

Хотя предложение распространенное, оно простое, потому что состоит из одного подлежащего (мама) и двух сказуемых (привезла и стала готовить).

б) две или более грамматических основ сложное:

[Все продукты, (которые мама привезла с рынка), были свежими].

2 грамм. основы, следовательно, оно сложное.

6. Распространенные и нераспространенные , т. е. имеют либо не имеют второстепенные члены:

Мама вернулась с рынка. (распр.)

Мама вернулась. (нераспр.)


Грамматическая (предикативная) основа предложения

В предложение есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого либо одного из них:

Закат. Светлеет. Наташа шла на кружок.

Подлежащее главный член предложения, обозначающий лицо или предмет и отвечающий зачастую на вопросы «КТО?», « ЧТО?».

Оно выражается:

1) Существительным: Мама привезла игрушки.

2) Местоимением: Он и решили двинуться в путь.

3) Числительным: Семь счастливое число.

4) Причастием, прилагательным, наречием либо местоимением в значении существительного: Приглашённые сидели на балконе. Красивое вечно. «Чуть-чуть » не считается. Вдалеке послышалось ау .

5) Инфинитивом: Курить здоровью вредить.

6) Сочетанием слов:

    составное имя собственное: Малая Медведиц а помогала ориентироваться ночью.

    существительное или местоимение в Им.п. + «с» + существительное или местоимение в Т.п.: Король с королевой удалились в палаты.

    числительное, местоимение (столь­ко, сколько, несколько), существительное и наречие, имеющие количественное значение + существительное в Р.п.»: Большинств о детей сдали экзамен.

    числительное, местоимение в Им.п. + «из» + существительное или местоимение в Р.п.»: Трое из вошедших были с нами знакомы. Никто из людей не посмотрел на ребёнка.

    неопред. местоимение + субстантивированное прилагательное или определи­тельное местоимение + существительное или суб­стантивированное прилагательное (причастие)»: Было в Сергее что-то таинственное .

7) фразеологизмом: Золотые руки у Петрова.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий обычно действие, состояние или признак предмета и отвечающий на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что происходит?» и т.д.

Сказуемое означает грамматическое и лексическое значение.

Различают три типа сказуемого:

    простое глагольное (ПГС),

    составное глагольное (СГС),

    составное именное (СИС).

ПГС такое сказуе­мое, в котором лексическое и грамматическое зна­чения выражены одной глагольной формой.

NB! Будущее время состоит из двух слов, но сказуемое считается ПГС, потому что два слова используются, чтобы выразить одно значение – изъявит. накл., будущее время, глагол несов. вида. Частица БЫ входит в сослагательное наклонение глагола, следовательно, часть ПГС.

ПГС выражается:

1 ) Глаголом: Сынок побежал на детскую площадку.

2) Фразеологизмом или сочетанием слов: Петр представлял, как Андрей клюёт носом .

3) Сочетаниями слов: Смотрю, не насмотрюсь на тебя.

4) Глагольно-междометными формами: Блюдце дзынь и разбилось .

Составным называют сказуемое, в котором грамматическое и лексическое значения выражаются разными словами.

Составное глагольное сказуемое (СГС) включает в себя вспомогательный Г., который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфини­тив, выражающий лексическое значение: Брат начал заниматься по биологии.

Вспомогательные Г. ещё означают начало, конец, продолжительность действия, возможность или желательность действия и выражают это Г. мочь, смочь, уметь, суметь, хотеть, захотеть, решать, решить, собираться, желать, начать, продолжать, кончать и др.:

Из динамиков перестали слышаться песни.

Марина закончила рисовать , собрала кисточки со стола.

Ты сможешь ходить !

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из Г.связки и именной части: Коллектив 8 класса был сплочённым .

Зачастую употребляется глагол связка БЫТЬ. В настоящем времени связка нулевая: Всё хорошо. Махачкала – столица Дагестана.

Именная часть выражается:

1) Существительным: Барбос – собака Петровых.

2) Прилагательным: Месяц июнь дождливый и холодный .

3) Наречием: Блузка была впору Марье.

4) Числительным: Семь плюс один будет восемь .

5) Местоимением: Тетради с лекциями были наши .

6) Причастием: Многие города были освобождены от фашистов.

7) Синтаксически неделимым сочетанием: Костюм был бирюзового цвета .




Предикативная основа

(предикативное ядро) предложения.

В подавляющем большинстве односоставных предложений - глагольная словоформа, в двусоставных предложениях - сочетание подлежащего и сказуемого.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "предикативная основа" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Основа. Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого … Википедия

    То же, что предикативная основа предложения …

    Образец, по которому может быть построено минимальное самостоятельное сообщение. Двусоставная схема. Односоставная схема. см. предикативная основа предложения … Словарь лингвистических терминов

    Жанры научной литературы - – исторически сложившиеся устойчивые типы произведений науч. литературы, обладающие функционально стилевой спецификой и стереотипной композиционно смысловой структурой. Науч. стиль речи реализуется в крупных и малых Ж.н.л. К первым относятся… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    схема синтаксического анализа простого предложения - 1) структурная схема и предикативная основа простого предложения; 2) структурные признаки простого предложения: а) по характеру членимости/нечленимости предложения; б) по составу главных членов (двусоставное/односоставное); если предложение… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Модальность - (от ср. лат. modalis модальный; лат. modus мера, способ) функционально семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Модальность является… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Фестский диск уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его… … Википедия

    - (Heidegger) Мартин (1889 1976) немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в. Родился и воспитывался в небогатой трудовой католической семье. Такое происхождение в преимущественно протестантской Германии некоторые исследователи склонны… … История Философии: Энциклопедия

    Словосочетание это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Причастие. Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информац … Википедия

Русский язык 8 класс

Тема урока : «Грамматическая(предикативная) основа предложения.

Тип урока : изучение нового материала

Цели урока : - расширить знания о грамматической основе предложения;

Формировать умение определять подлежащее и сказуемое;

Воспитывать чуткое отношение к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты :

Личностные:

осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.

Метапредметные:

регулятивные : соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные : осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят кластер по теме, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные : осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: понимают термины «Предикативная основа», «Подлежащее», «Сказуемое», находят в предложении.

Понятия : предикативная основа, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Методы обучения : проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ : презентация, кластер.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые интернет ресурсы : http://www.proshkolu.ru/, http://festival.1september.ru/articles/517776/

Оборудование : мультимедиа (презентация), таблица.

План урока

    Стадия вызова(Организационный момент) -

    Актуализация знаний.

Повторение оп теме «Словосочетание», выполнение интерактивных заданий.

    Проблемное объяснение нового знания

1. Прием «Верите ли вы, что…»

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

    Словарная работа Предикативность

    Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Что я знаю о грамматической основе предложения?(ответы детей)

II . ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

V - я это знаю;

+ - это новая информация для меня;

- - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием. Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

Что нового вы узнали из этого материала?

Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Спишите предложения, грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Столовая напоминала просторную террасу.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

III Домашнее задание:

IV РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним тест на сайте «Решу ОГЭ»

V.Итог урока (рефлексия деятельности). Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.