Полная ассимиляция примеры. Фонетические законы в области согласных звуков

    Комбинаторные. В зависимости от соседства других звуков.

    Позиционные изменения. Связанные с положением в неударном слоге, в конце слова и т.д.

Комбинаторное звуковое варьирование

Аккомодация. Аккомодация – это приспособление артикуляции соглас­ных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных.

Существует два вида аккомодации – прогрессивная и регрессивная .

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия – конец артикуляции.

Прогрессивная аккомодация – рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные а, о, у по­сле мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк ).

Регрессивная аккомодация – на рекурсию предыдущего звука влияет экс­курсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с [ м ] или [н] назализируется (в слове дом артикуляция [м] предвосхищается наза­лизацией гласного [о] , а в слове брату [т] произносится с огублением пе­ред [у] ).

Ассимиляция и её виды

1) Консонантная и вокалическая ассимиляция

Консонантная ассимиляция – уподобление согласного согласному, напр. в слове лодка звонкий согласный [д] заменяется глухим [т] - [лотка] .

Вокалическая ассимиляция – уподобление гласного гласному, напр. вме­сто «бывает» в просторечии часто говорится [быват] .

2) Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Прогрессивная ассимиляция – предшествующий звук влияет на после­дующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр. диалект­ное произношение слова «Ванька» как «Ванькя» . Прогрессивная ассимиля­ция часто встречается в англ. (cats , balls ), фр.- subsister , нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествую­щий. Она наиболее характерна для русского языка: «лодка [лотка]» , водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»

В англ. « newspaper » [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р], в баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».

3) Полная и неполная ассимиляция

Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиля­ция» [ ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio )]. Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» [ ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio ].

Рус. сшить [шшыть], высший [вышший], анг. cupboard «шкаф», «буфет» произ­носится ["kDbad]. Нем.Zimber перешло вZimmer «комната»,selbst «сам» произно­сится .

При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

4) Дистактная и контактная ассимиляция

Дистактная ассимиляция . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.

Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» -feet «ноги»,goose «гусь» -geese «гуси». В древнеанг.яз. fori (мн. число отfot «нога»), «/"» изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.:Fuss «нога»-Fusse «ноги»,Gans «гусь»-Game «гуси».

При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог [к] порок [к] , молод [т] молот [т] , коз [с] , — кос [с] и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: грузд ь — груст ь [грус"т" ], подъезд — подъест [пΛдјэ ст ] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишо л по јэст] (пришел поезд );

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [ј] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап ја], [рот ваш] (прав он, сад наш, слабя, род ваш ). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он .

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ ] (дужка — душка ), [в"и с"т"и — в"и с"т"и ] (везти — вести ), [фп"ьр"и м"эшку — фп"ьр"и м"эшку] (вперемежку — вперемешку ).

Перед сонорными, а также перед [ј] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут , [Λт јэст] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд"элу] (к делу), [зд"элъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (го д-то), [до д"ж"бы] (до чь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [э] ; [б"эл], [в"эс], [м"эл], [с"эл] (бел, вес, мел, сел ) и т.п.;

2) перед [и] : [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили ).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце — кольце ).


Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] . Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х] , а также [л] : глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу и т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л"ёс]; ср. [лт"бр]) и перед частицей ([рбс — л"и]; ср. [рлсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ш, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"ёс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка"с"ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь)^ Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ьз"-н"иевб), [б"иес"-с"ил] (разделитъ, растянуть, без не-го, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возмож-но внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с-и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"ёр"], [д"в"ёр"], [т"в"ёр"], [с"п"ёт"], [с"-н"им], [ис"-п"ёч"], [рлз"д"ёт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"ён"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прлс"ит"] — [проз"бъ], [мъллт"ит"] — [мъллд"ба] (просить — просьба, молотить— молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] — [злпбл"ньц] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [жат"], [рлжат"] (сжать,разжать); [тыт"], [рлтыт"] (сшить,расшитъ); [т"от], [рлт"бт] (счет,расчет);[р\зн6т"ик], [извбт"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [жаръм], [таръм] (с жаром, с шаром); [б"иежаръ], [биппаръ] (без жара, бвз шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетанре жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [пож"ъ] (позже), Цёж"у] (езжу); [вбж"и], [дрбж"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч"], [ц]: [лч"бт] (отчет), [фкра"цъ] (вкратце),

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [у"сныд], [пбзнъ], [т"иесл"йвыд], [г"иганск"ид"], [ч"уствъ], [с"ёрдцъ], [сбнцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или при-ставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса со-гласные сокращаются до двух: [расор"ит"] (раз+ссорить), [сылкъд] (сссылкой), [кллбныд] (колонна+н+ый); [лд"ёскш] (Одесса+ск+ий).

Некоторые согласные фонемы в определенных положениях оказываются в с л а б о й позиции по месту и (или) способу образования и нейтрализуются, т.е. перестают различаться по этим дифференциальным признакам.

Так, зубные (свистящие) , оказавшись перед нёбнозубными (шипящими) [ш, ж, ш’:], уподобляются шипящим и произносятся слитно с ними в виде долгого шипящего: сшить [ш:], с шилом [ш:], с жаром [ж:], сжать [ж:], расщедриться [ш’:], с щеткой [ш’:], сжечь [ж:], разжать [ж:], из железа [ж:] и т.д.

Зубные переднеязычные перед нёбно-зубной аффрикатой [ч’] произносятся как мягкий шипящий [ш’]: расчертил [ш’ч’], исчезнуть [ш’ч’], с чувством [ш’ч’], с чем [ш’ч’], из чехла [ш’ч’], без числа [ш’ч’] и др.

Зубные смычные фонемы, оказавшись перед аффрикатами - зубной [ц] и нёбно-зубной [ч’], произносятся вместе с ними в виде аффрикат с долгим затвором: отца [ц:], братцы [ц:], молодца [ц:]; двадцать [ц:], тридцать [ц:], летчик [ч’:], отчизна [ч’:], разведчик [ч’:], укладчик [ч’:], обществоведческий [ч’:], отчаяние [ч’:] и т.д. Сюда же относятся орфографические сочетания -ться, -тся: бороться [ц:], борются [ц:], готовиться [ц:], готовится [ц:] и т.д. В написаниях -стся, -сться (-зться) и -стц- произносится звукосочетание [сц]: наестся, зачесться, грызться, истца.

Корневые, оказавшись перед суффиксальным [с] в сочетаниях тск, дск, тств, дств, звучат вместе как [цс]: детский, заводской, богатство, наследство (звук [ц] с призвуком [с]). На месте дс в финальном сочетании дск звучит [ц]: Кисловодск, Петрозаводск [цк] (вариант [цск]).

Эти же фонемы перед [ш’:] могут произноситься в виде нёбно-зубного мягкого звука [ч’]: отщипнуть [ч’ш’:], под щелью [ч’ш’:], процентщица [ч’ш’] и др. (в отчетливой речи [т] сохраняется).

Если носовая оказывается перед [к, г] с последующим [т, ц, с], то на месте слышен заднеязычный носовой [н,]: инстинктивный [цкт’], Вашингтон, Веллингтон [н,кт], санкционировать [н,кц], функционировать, пунктуация, вьетконговцы, бандунгский [н,ск]. В этой позиции артикуляция приспосабливается к артикуляции заднеязычной смычной [г] или [к].

Ассимиляция как результат изменения основного звучания фонемы в русской литературной речи является по своему направлению исключительно регрессивной, т.е.

Звучание предшествующей согласной фонемы приспосабливается к звучанию последующей. Здесь приведены примеры полной и неполной ассимиляции. Изменение артикуляционно-акустических свойств первого звука в сочетании объясняется активным действием произносительных органов, начинающих работу для образования второго звука уже во время произнесения первого. Это же касается и нейтрализации противопоставлений по признакам глухости-звонкости и твердости-мягкости.

Упражнение 2. Затранскрибируйте данные словоформы.

Сжал, сшил, исшарил, с жару, с шарик (величиной), низший, из жажды, из жал, с жарким, из жатвы, из жатки, с жен, высший, из жен, из жижи, из жижицы, с жильца, с жильцом, сжигал, сжил, сжимал, из жил, с жирами, с жирком, из жирка, из жницы, из жука, с жуком, из шайбы, из шапки, с шапки, с шатким (положением), низшую, из шахты, из шашки, с шашку (величиной), с шест, с шины, из шины, из ширмы, с ширмы, с широким, из шишки, из школы, из шкуры, из шпалы, из шутки, из шхуны.

С чашки, из чашки, исчезнуть, с частых, с чем, (жду) с час, из чаши, с чижом, из чижа, из числа, с числа, из чистки, исчертит, с числом, считал (напечатанный текст), считчик, считывать, с чубуком, с чугуном, с чужбины, с чужих, из чужих, из чистых, из Чили, с чудных, из Читы, с чулком, из чулка, из чуждых.

Братцы, уродцы, тибетцы, ситцы, детский, шведский, истцом, тщится, летчик, датчик, бутсы, курдский, братский, пиратский, шиитский, тщетный.

С щедрым, из щепки, с щипцами, из щипцов, с щитом, из щита, из щедрых, с щипчиками.

Вопросы и задания к § 10

1. Как нейтрализуются в слабой позиции зубные свистящие согласные перед фрикативными шипящими фонемами? Приведите примеры.

2. Как преобразуются (в слабой позиции) зубные свистящие фонемы перед шипящей аффрикатой? Приведите примеры.

3. Как нейтрализуются зубные переднеязычные смычные, оказавшись перед аффрикатами?Ваши примеры?

4. Как произносятся финальные буквосочетания -стся, -сться, -зться?Ваши примеры?

5. Как звучат буквосочетания тск, дск, тств, дств, дск? Приведите примеры.

6. Как звучат буквосочетания тщ, дщ? Ваши примеры?

7. Как произносится н перед г или к? Приведите примеры.

При стечении в словах двух согласных часто наблюдается явление, которое называется ассимиляцией. Ассимиляция (от лат. слова assimilato - уподобление) - это уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении: просьба [проз’ба] (глухой [с] становится звонким под влиянием звонкого [б]).

Один звук (иногда звуки) может уподобиться другому по одной из характеристик. Предыдущий пример демонстрирует ассимиляцию по глухости/звонкости. Может также произойти ассимиляция звука по другим параметрам:

  • по твёрдости-мягкости (бант [бант] - о банте [абан’т’ь]);
  • по месту образования (сшить [ш:ыт’], изжить [иж:ыт’] - зубные [с] и [з] уподобляются нёбным [ш] и [ж], в результате чего образуется двойной согласный звук);
  • по способу образования (отца [ац:а] - смычно-взрывной [т] ассимилируется со смычным [ц] и оба звука звучат как двойной [ц:]).

Все это примеры регрессивной ассимиляции, когда последующий звук оказывает влияние на предшествующий. Это явление очень часто встречается в русском языке, в отличие от прогрессивной ассимиляции, при которой происходит обратный процесс - предшествующий звук оказывает влияние на последующие.

Бывает, что при ассимиляции изменения претерпевают все звуки, составляющие сочетание, - в результате произносится иной, третий, звук. Так, при стечении смычного [т] и щелевого [с] происходит ассимиляция по способу образования и звучит смычно-щелевой [ц] (детский [д’эцк’ьj]), совпадающий с ними по всем прочим характеристикам.

Часто один звук уподобляется другому не по одной, а сразу по нескольким характеристикам.

Может произойти ассимиляция по глухости/звонкости и месту образования (без Шуры [б’иш:уры] - звонкий зубной [з] оглушился и стал нёбным под влиянием глухого нёбного [ш], образовался долгий согласный звук). Сочетание "дц" является примером ассимиляции по глухости/звонкости ([д] оглушается перед глухим согласным) и способу образования (смычно-взрывной [д] уподобляется смычно-щелевому [ц]). Результатом этой ассимиляции становится двойной звук [ц:]: канадцы [канац:ы].

Зубной, смычный, твёрдый [т] в позиции перед [ч’] уподобляется ему по месту образования (из зубного становится нёбным) и по способу образования (из смычного становится щелевым) и, наконец, обретает мягкость, в результате чего совпадает с [т] по звучанию. Образуется двойной, долгий звук: отчёт [ач’:от]. То же происходит со звуком [д] с той разницей, что он теряет еще и звонкость перед глухим [ч’] (зодчий [зоч":ьj]).

Зубной твёрдый [с] в сочетании "сч" может уподобиться [ч’] по месту образования (стать нёбным) и по твердости/мягкости ([з] в таком

же сочетании, естественно, теряет и звонкость): считка [ш’ч’итка], с часу [ш’ч’асу], без четверти [б’иш’ч’этв’ьрт’ь]. Такое явление наблюдается на стыке приставки и корня, предлога и слова. Но в этом же сочетании звуков может произойти ещё и ассимиляция по способу образования (смычно-щелевой [ч’] утрачивает смычку) и образуется один долгий звук [ш’:]. Это явление наблюдается на стыке корня и суффикса (подписчик [патп’иш’:ьк], резчик [р’эш’:ьк]) и в таких словах, как счастье [ш’:ас’т’jь], счёт [ш’:от] и однокоренных с ними.

Существует явление, противоположное ассимиляции, - диссимиляция (от лат. dissimilato - расподобление), при котором происходит замена одного из двух одинаковых или похожих звуков другим, менее сходным с ним по характеристикам. Для русского языка явление диссимиляции нетипично, но все-таки его можно наблюдать на примере сочетания звуков [г] и [к] (лёгкий [л’ох’к’ьj]): [г], отличающийся от [к] только звонкостью, не совпадает с ним, но заменяется [х], который имеет другой способ образования.

В то же время следует отметить, что сочетание (стечение) согласных может произноситься не так, как воспроизводится на письме, не только в результате действия фонетических законов, а в силу традиции, в соответствии с правилами орфоэпии. Примером могут послужить сочетания "чн", "чт" и "жд". Сочетание "чн" в некоторых общеупотребительных словах (конечно, двоечник и др.) принято произносить как [шн]. В то же время слов, где звуки в этом сочетании не претерпевают изменений, значительно больше (научный, порочный и др.). Сочетание "чт" произносится как [шт] только в слове что и однокоренных с ним.

В результате ассимиляции согласные звуки, утрачивая свойственные им характеристики, теряют и смыслоразличительную функцию. Это часто является причиной появления в речи омофонов: лесть - лезть [л"эс"т"]; водица - водиться [вад"ица] и т. п.

В лингвистике ассимиляция и диссимиляция - это термины фонологические. Под ними понимают процесс уподобления либо расподобления звуков, находящихся по соседству. То есть это понятия, полностью противоположные по своему значению.

Ассимиляция - это такое лингвистическое явление в русском языке, когда в пределах одного слова или их сочетания звуки уподобляются друг другу. Она имеет несколько причин появления. Основная причина, по которой возникает ассимиляция, - это связанность артикуляцией соседних звуков. В результате такой близости одни из них приобретают свойства других. Ассимиляция - это явление, которое имеет несколько проявлений. Как правило, различают несколько ее видов:

1)Аккомодация. Это когда движение речевого аппарата при произнесении одного звука приспосабливается к артикуляции другого. Так часто происходит с какуминальными согласными. Это звуки, выговаривая которые человек направляет кончик языка вверх. Например, в слове «отшутиться» «т» при произношении приспосабливается к «ш».

2)Коартикуляция. Она проявляется как взаимное влияние звуков, стоящих по соседству. Например, что происходит с согласным, который стоит перед гласными «о» или «у»? Он огубляется, так как движения, необходимые для произнесения двух соседних звуков, совершаются одновременно.

3)Собственно ассимиляция. Это такое явление, когда звуки, расположенные близко или по соседству, уподобляются до такой степени, что становятся причиной изменения фонемного состава конкретного слова. Можно считать ее последствием двух предыдущих процессов, так как она имеет более видимые результаты.

Однако будет неверно рассматривать ассимиляцию только с точки зрения физиологии. Дело в том, что с позиций артикуляции всегда имеется два, а не один-единственный вариант произношения. Для примера можно взять слово «расшить». Его произносят как чисто: ра(сш)ить, так и ра(шш)ить.

В зависимости от того, какой именно звук из двух сочетающихся уподобляется, различают:

Регрессивную ассимиляцию. В этом случае второй звук позиционно оказывается более сильным и первый ему артикуляционно уподобляется. Этот вид ассимиляции в русской речи очень распространен. Например, в слове «сказка» звук «з» становится глухим вслед за «к»;

Прогрессивную ассимиляцию. В этом случае первый звук сильнее, а последующий уподобляется ему. В русском языке это явление не встречается.

Также ассимиляция может быть частичной и полной. Это зависит от результатов уподобления. Если звуки, которые соединяются в словосочетании или в слове, отличаются друг от друга только по одному признаку, то происходит полная их ассимиляция. Например, в слове «отдать» звуки «т» и «д» различаются лишь по признаку звонкости-глухости, поэтому «т» полностью уподобляется «д» и слово произносится как «о(дд)ать». Если имеются различия еще по каким-то свойствам, то ассимиляция совершается только частично. Например, в слове «отбить» звуки «д» и «т» различаются не просто по звонкости-глухости, а еще и по твердости-мягкости, по особенностям движения речевого аппарата при их произнесении.

Ассимиляция в английском языке имеет свои особенности. В нем она проявляется не столько выпадением звуков или их уподоблением, сколько изменением места, в котором образуется преграда. Например, согласные «s, z , n , t», произношение которых совершается на альвеолах, перед некоторыми другими согласными передвигаются к зубной щели. Это упрощает произнесение предшествующих звуков.

Понятно, что ассимиляция - это процесс, имеющий фонетическую природу. Именно поэтому со временем он становится причиной разной степени сдвигов в фонологии. Наличие ассимиляции в слове или ее отсутствие приводят к тому, что одни и те же звуки в нем могут иметь разные признаки.