Основоположником психологии как самостоятельной науки является. Кто является основоположником психологии? Учение о чувствах и аффектах

Становление психологии как науки

1.1. Понятие «психология»

Своим названием психология обя­зана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень краси­вую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожи­тель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тро­нула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обрет­шая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «lo­gos» (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).

Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. Однако первые попытки опи­сать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих пос­тупков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понима­ли, что для распознавания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

1. Психология как наука о душе. До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (например, душа, как прояв­ление божественного разума) так и материалистические (например, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения».

Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.

2. Психология как наука о сознании. В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблю­даемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием назы­вали способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явле­ния, которые человек находит «в себе», оборачиваясь на свою «внутрен­нюю душевную деятельность». В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.

С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жиз­ни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).


Распространение естественнонаучного, хотя и механистического ми­ровоззрения на «область духа» привело к идее формирования всех психи­ческих способностей в индивидуальном опыте.

Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом челове­ческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассо­циации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприя­тия, которые лежат в основе еще более сложной идеи.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить «элементы» сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспек­ции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в той или иной ситуации).

В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдох­новленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным мето­дом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у ин­дивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как на­уки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.

Начиная с 60-х годов XIX ве­ка предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологи­ческих методик при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственны­ми данными сознания, физиологические показатели лишались психологичес­кого значения.

Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX ве­ка, психофизиоло­гические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.

Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассмат­ривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые мож­но только путем их субъективного описания.

Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую пси­хологию и описательную или субъективную психологию.

Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.

3. Психология как наука о поведении. Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследова­ния должно стать лишь внешнее поведение, которое по предположениям би­хевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.

Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависи­мость поведения и научения от разных условий можно было описывать объ­ективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).

Однако с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направле­ниям.

Во-первых, хотя поведение есть нечто объективное, однако его пси­хологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения необходимо истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отли­чить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. Если всякое движение и даже изменение есть поведе­ние, то последнее не является предметом психологии. Если же в поведе­нии, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изме­нения тела, то что?

Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, предс­тавители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.

Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных» (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиориз­ма в развитие психологической науки).

4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психоло­гия стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.

Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:

– сделать предметом исследования высшие специфические для челове­ка формы сознательной активности;

– подойти к ним с точки зрения научного анализа;

– причинно объяснять их происхождение;

– установить объективные законы, которым они подчиняются.

В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психи­ческая активность строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее про­цессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.

Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.

Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм челове­ческой деятельности в интрасубъектные, «субъективные» формы. Это путь «врастания извне внутрь» и дальнейшего существования психической ак­тивности внутри внешней в качестве ее собственно психологического ме­ханизма, который открывает возможность целенаправленного управления разными внешними предметными действиями.

Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.

Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы соз­нания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внеш­ней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериори­зациииэкстериоризации.

Таким образом, вопрос: «Как же субъективный мир человека изучать объективно?» – вопрос, ставший роковым для многих психологических кон­цепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.

План.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

2. Основные этапы становления психологии как науки.

3. Структура современной психологии.

4. Место психологии в системе наук.

Литература.

1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебник. Изд-во «Юрайт». - М., 2012.

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб., 2008.

4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. -304 с.

5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - Воронеж - 2008 г.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ними жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека как общественного существа, как личности обусловлены его жизнью и деятельностью.

Психология как наука о душе возникла в древней Греции . Психика в переводе с греческого означает «душа». Так, древнегреческие натурфилософы Фалес (VII-VI вв. до н.э.), Анаксимен (V в. до н.э.) и Гераклит (VI-V вв. до н.э.) рассматривали душу как форму элемента, образующего первоначало мира (вода, огонь, воздух). В дальнейшем атомисты Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (IV-III вв. до н.э.) и Лукреций (I в. до н.э.) рассматривали душу как материальный орган, руководимый разумом, духом. Дух и душа трактовались ими как материальные объекты, состоящие из атомов. Кроме материалистических взглядов на душу существовали идеалистические воззрения, одним из создателей которых являлся Платон (428-347 гг. до н.э.).


Он считал, что душа представляет собой нематериальный объект, который до вселения ее в тело человека находится в сфере идеального, высшего мира. Попав при рождении в тело, душа вспоминает виденное. Платон был родоначальником дуализма в философии, рассматривая материальное и духовное как два противоположных начала. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал материалистическое учение о душе, в котором впервые в истории выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он считал, что психическое является производным от действия физического тела, а душа проявляется в деятельности. Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.

Учения древнегреческих философов стали основой развития психологических идей в следующую эпоху. Постепенно понятия о душе стали применяться только к психическому уровню проявления жизни. Дальнейшее развитие биологических и психологических наук произвело переворот во взглядах на тело и душу. Так, в XVII в. французским ученым Декартом была открыта рефлекторная природа поведения. Понятие о рефлексе включало в себя двигательный ответ организма на внешнее воздействие. Декарт считал, что психические явления подобны механическим и происходят в результате отражения внешних воздействий мышцами тела. Но наряду с механистическими взглядами на рефлекторную природу поведения Декарт считал душу идеальной сущностью, которая существует отдельно от тела. Его взгляды были дуалистичны, то есть двойственны.

Впоследствии учение о рефлексах было продолжено русским ученым И. М. Сеченовым (1829-1905). Он считал психические явления не свойствами души как бестелесной сущности, а рефлекторными процессами, то есть связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Большую роль в происхождении психики он отводил движениям и практическим действиям. Положения о рефлекторной природе психики были подтверждены И. П. Павловым . Он создал учение о высшей нервной деятельности и открыл очень важные физиологические механизмы психической деятельности.

В настоящее время существует множество различных направлений психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Каждое из них выделяет в психике какие-то отдельные стороны и считает их наиболее важными. Одно из таких направлений - бихевиоризм . В рамках этого подхода любой организм рассматривается как нейтрально-пассивная система, поведение которой целиком и полностью определяется влиянием окружающей среды, то есть стимуляцией извне. В его основе лежит учение Дж. Уотсона о том, что психология изучает не сознание, а поведение, то есть то, что доступно для объективного наблюдения.

Другое направление, основоположником которого был 3. Фрейд , получило название психоанализ . Фрейд выделял в личности сферу бессознательного, которое является источником влечений и желаний человека, побуждает его к действиям и играет очень важную роль в его душевной жизни.

В связи с новейшими разработками в области науки и техники, в частности кибернетики и программирования, получило развитие такое направление как когнитивная психология . Она рассматривает познание человеком окружающего мира как процесс, необходимым компонентом которого являются особые психологические средства - когнитивные схемы, формирующиеся в результате обучения. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию. В рамках этого направления психика рассматривается по аналогии с компьютером как аппарат, осуществляющий прием и переработку информации.

Разработанный отечественными психологами С. Л. Рубинштейном , В. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым деятельностный подход рассматривает личность как активное деятельностное существо, формирование и развитие сознания которого происходит в процессе освоения различных видов деятельности. В деятельности же оно и реализуется. Очень важную роль в развитии сознания играет социальная среда.

В последние годы широкое распространение получила гуманистическая психология . Она подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности. Они и являются предметом исследования. В контексте этого направления дается критический анализ традиционной психологии как естественнонаучной дисциплины.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку. Задача любой отрасли психологической науки - облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Изучение психологии помогает лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

Основные этапы становления психологии как науки.

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Житейские знания возникают у человека стихийно. Они вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения художественной литературы, просмотра фильмов, а также могут перениматься у других.

Их отличают следующие особенности: низкий уровень точности, субъективизм, излишняя индивидуализированность, повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку, высокая эмоциональная насыщенность, образность, чрезмерная конкретность и ситуативность, низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости, логическая противоречивость, практическая ориентированность, плохая систематизированность, раннее происхождение, высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Чаще всего они являются вполне пригодными для решения сугубо обыденных несложных психологических задач.

Научные психологические знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность. Такие знания характеризуются более высоким уровнем точности, объективности, логической последовательности, систематизированности, осознаваемости, вербализованности, обобщенности, абстрактности.

Они более независимы от эмоционально-потребностной сферы человека. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими они все-таки имеют некоторые недостатки, такие, как излишняя абстрагированность, академизм, формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта их носителей. Поэтому они иногда затрудняют понимание других людей и даже самого себя.

Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских. Формирование таких знаний и составляет одну из задач психологической подготовки специалистов.

Возраст психологии 2400 лет. Психология как наука о душе возникла в древней Греции. Психика в переводе с греческого означает «душа». Основателем психологии считают Аристотеля (трактат «О душе»). Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт в Лейпциге, основателем которых был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.

В истории развития психологической науки выделяются следующие этапы:

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. К этому моменту начали создаваться объективные методы исследования, научно обоснованные и достаточно простые. В течение этого периода появилось множество научных институтов, профессиональных сообществ. Психология начала контактировать с рядом развивающихся дисциплин и использоваться для практических нужд.

Вильгельм Вундт (1832-1920) – немецкий психолог, физиолог и философ.

Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а спустя два года – институт психологии. С этими двумя событиями и связано начало психологии как самостоятельной науки.

В лаборатории Вундта проходили обучение более 150 человек из нескольких стран мира, в том числе знаменитые отечественные ученые В. М. Бехтерев и Н. Н. Ланге.

Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте человека. В качестве основного метода психологии, предназначенного для изучения опыта человека, им был предложено использование метода самонаблюдения, названного интроспекцией. Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными методиками, сделав самонаблюдение основным методом исследования психических состояний человека.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания человека на отдельные элементы (как можно более мелкие) – ощущения, представления – с помощью самонаблюдения.

Вундт выделил в психологии два основных направления:

– психологию индивидуального сознания, объектом изучения которой являются простейшие элементы сознания;

– психологию народов, объектом изучения которой являются особенности психического развития народов.

Метод интроспекции развил в своих экспериментах ученик Вундта Э. Титченер.

Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) – американский психолог, один из создателей структурной психологии.

Предметом структурной психологии является структура сознания как совокупности некоторых элементов. При этом целью психологического исследования Титченер назвал анализ конкретного душевного состояния, которое раскладывается на простейшие составные части:

– ощущения – элементы восприятия, обладающие такими характеристиками, как интенсивность, отчетливость и длительность;

– образы – элементы памяти и воображения;

– чувства – элементы эмоций, душевных переживаний, обладающие определенной интенсивностью.

При наблюдении в процессе интроспекции за данными элементами необходимо соблюдать несколько рекомендаций: исключить различные влияния на человека, мешающие его наблюдению; выражать наблюдаемые явления сознания словами, что позволяет вести протокол исследования.

Титченер пытался разложить психику на целый ряд составных элементов, число которых доходило до тридцати тысяч. По мнению ученого, психика в целом была сопоставима с таблицей химических элементов.

Франц Брентано (1838-1917) – австрийский философ, создатель «психологии акта».

Брентано выступал против теорий Вундта и Титченера, так как считал невозможным выразить качества психических процессов путем их измерения. Брентано критиковал метод интроспекции как рассматривающий только отдельные, изолированные процессы. Предметом критики служило также то, что интроспекция предполагает значительную роль субъективизма, т. к. проводится самим экспериментатором и не может быть подвержена проверке. Помимо этого проведение интроспекции исключительно для себя снижает ценность этого метода, не позволяя работать с другими людьми. Кроме того, развитие психиатрии и исследования таких ученых, как Шарко или Фрейд, к тому моменту продемонстрировали, что помимо сознания психика обладает и значительным пластом бессознательного, которое не может быть учтено с помощью самонаблюдения.

В качестве главенствующего качества сознания Брентано выделил интенциональность, активность. Сознание человека раскрывается не через простой набор его ощущений, а через активность, с которой оно взаимодействует с объектами внешнего мира.

Брентано предложил следующую классификацию актов.

– Акты представления: восприятие, воображение и др. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов.

– Акты чувства, передающие отношения к предмету: желание, интерес и др. С помощью чувств производится оценка объекта или предмета.

– Акты суждения, с помощью которых человек воспринимает объект как истинный или ложный.

Уильям Джеймс (неверное, но достаточно распространенное прочтение фамилии – Джемс) (1842-1910) – американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма.

Джеймс, совместно с Гуго Мюнстербергом (1863-1916), создал в 1892 г. первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете.

По мнению ученого, роль сознания состоит в предоставлении человеку возможности приспособиться к возникающим ситуациям. Для этого у сознания есть ряд инструментов – от копирования уже выработанных реакций или форм поведения до поиска новых решении, отработки новых действий.

В качестве метода изучения функций сознания Джеймс предлагал использовать интроспекцию. При этом он считал необходимым изучать не отдельные элементы сознания, а изменяемые состояния сознания (поскольку сознание является процессом динамичным). Им был предложен термин «поток сознания», обозначающий непрерывное изменение состояний сознания. По Джеймсу, состояния сознания можно разделить на две группы: произвольные, сознательно управляемые человеком, и непроизвольные, происходящие без участия его воли и сознания.

Джеймс известен также как создатель одной из исторически первых теорий личности. В соответствии с его классификацией в личности выделяются следующие стороны:

– материальная, или физическая, сторона, которая представляет физическое тело человека и его базовые потребности (в питании, жилье, признании и т. д.);

– социальная личность, отражающая общественную структуру личности – собственные социальные роли человека и особенности его взаимоотношений с другими людьми;

– духовная личность – единство духовных и психологических состояний личности – мышления, эмоций, потребностей.

В рамках теории эмоций Джеймс высказал идею о том, что эмоция рождается из соответствующего ей физиологического процесса (например, эмоция грусти – из плача).

Одним из первых научных направлений в психологии принято считать бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в психологии, занимающееся изучением поведения живых существ, понимаемого как совокупность реакций организма на некоторые стимулы окружающей среды. Основателем данного направления является Дж. Б. Уотсон.

Джон Бродес Уотсон (1878-1958) – американский психолог, основатель бихевиоризма. Началом развития данного направления принято считать статью Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (или «Психология, каковой ее видит бихевиорист») («Psychology as the Behaviorist Views It»), вышедшая в 1913 г.

По мнению Уотсона, сознание не может быть объективно изучено, поэтому психические явления необходимо исследовать через изучение поведения человека, которое проявляется в виде отдельных реакций (R) организма на те или иные внешние стимулы (S). Бихевиористы выражали это явление формулой. При этом задача психологии состоит в том, чтобы выявить воздействующий стимул и определить соответствующую ему реакцию.

Согласно представлениям бихевиористов реакции подразделяются на два вида – условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы являются наследственными, присущими всем особям данного вида. Условные рефлексы являются приобретенными и могут формироваться посредством сознательной тренировки или вырабатываться неосознанно; они возникают в ходе индивидуального развития, часто являясь результатом обучения.

Для изучения поведенческих реакций Уотсон предлагал метод наблюдения, считая его более надежным, чем интроспекцию. При этом значительная часть опытов проводилась на животных, особенности формирования рефлексов которых затем проецировались на психику человека.

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – американский психолог. Скиннер выдвинул теорию «оперантного» научения, в соответствии с которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что подкрепляет их (подкрепление является следствием того действия, которое выполняет человек или животное). При должном подкреплении реакция на тот или иной стимул закрепляется гораздо быстрее и легче. Таким образом, в схему Скиннер добавил возможность подкрепляющего воздействия.

Закрепляемое поведение усиливается при положительном подкреплении и ослабляется при отрицательном.

Еще одно важное предложение Скиннера – перенести практические результаты исследований с животных на человека. При этом предлагалось воспринимаемый человеком материал делить на части и в случае успешного изучения, выполнения или запоминания каждой части давать положительное подкрепление, а в случае неудачи – отрицательное.

Скиннер известен также как создатель «Коробки Скиннера» – лабораторного аппарата, предназначенного для изучения поведения животных в ограниченном пространстве. Аппарат представляет собой короб, в который помещается объект изучения (как правило, в исследованиях использовались крысы или голуби). Зачастую короб конструируется таким образом, чтобы быть звуконепроницаемым и не пропускать света, чтобы не допустить замены используемого стимула. Задача исследователя – получить от животного новую реакцию на предъявляемый стимул. Данный аппарат был сконструирован Скиннером еще в бытность его студентом Гарвардского университета.

Значительное влияние идеи Скиннера оказали и на развитие педагогики. Связав возможности обучения с мотивационными факторами, ученый провозгласил превосходство положительного подкрепления над наказаниями. По мнению Скиннера, единственное чему можно научиться будучи наказанным – то, как избегать этого наказания.

В обучении он выделил несколько основных проблем:

– люди испытывают страх совершить неудачу,

– у учащихся нет выбора направлений обучения,

– применительно к ученикам не применяют положительное подкрепление,

– задания не разбиваются на отдельные части.

По его мнению, существенно облегчить обучение и повысить учебную успеваемость можно с помощью нескольких простых шагов:

– решать проблемы по частям,

– идти от простых заданий к сложным,

– повторять изучаемый материал как можно чаще,

– получать положительное подкрепления для сохранения мотивации.

В 1972 Американская психологическая ассоциация назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия, поставив на первое место Б. Ф. Скиннера.

Еще одним направлением психологии является гештальт-психология .

Гештальт-психология (от нем. gestalt – целостная форма, структура) – течение, возникшее в Германии в начале XX в., базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих.

К числу основателей гештальт-психологии принадлежат немецкие психологи Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1941).

Вольфганг Келер (1887-1967) – немецко-американский психолог.

В гештальт-психологии было установлено, что животные способны находить выход из проблемной ситуации, мгновенно улавливая отношения между вещами. Внезапное и не связанное с прошлым опытом понимание существенных элементов ситуации, посредством которого достигается решение проблемы, было названо инсайтом. Инсайт возможен в случае построения нового гештальта. Сознание представляет собой некоторое поле, единицей которого и является гештальт. Ведущим видом восприятия данного поля является зрение.

На одном из этапов своей биографии Келер был назначен директором исследовательской станции по изучению антропоидов Прусской академии наук на острове Тенерифе. В ходе своей деятельности он проводил исследования, связанные с определением способности шимпанзе решать те или иные задачи. Наблюдение за применением обезьянами подручных средств для получения бананов привело Келера к идее о том, что такое поведение вызвано не обучением «методом проб и ошибок», который американский ученый Эдвард Торндайк считал основой всякого научения животных, а скорее инсайтом. В своих экспериментах Келер показал, что мышление основано на мысленном представлении хода решения задачи. При этом в основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного некоторой целостной структуры (гештальта).

Основные законы гештальт-психологии будут рассмотрены во второй главе в рамках темы «Восприятие».

Третьим из основных направлений психологии стал психоанализ .

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, основатель психоаналитической школы.

Начало своей карьеры Фрейд посвятил лечению людей, больных неврозами и различными психическими расстройствами. Основание психоаналитического направления связано с идеей Фрейда о том, что определяющую роль в жизни человека играют бессознательные желания, стремления и влечения, а не сознание или разум, как полагалось ранее. Основой мотивации человека, по Фрейду, является сексуальная энергия, названная «либидо».

В психике человека Фрейд выделял три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.

– Сознание состоит из осознаваемых в данный момент ощущений, мыслей, переживаний и чувств.

– Предсознание – скрытая, латентная часть психики человека. Предсознание содержит в себе знания, которые не осознаются на данный момент, но при волевом усилии могут быть возвращены в сознание человека.

– Бессознательное содержит в себе инстинкты, чувства, эмоции и воспоминания, которые не осознаются человеком в силу того, что были подавлены или вытеснены из сознания.

Желания или потребности, которые человек не в состоянии удовлетворить, а также неприемлемые с точки зрения общества или с точки зрения внутреннего контроля личности, вытесняются из его сознания в область бессознательного. Тем не менее эти желания и потребности сохраняются в бессознательном и со временем могут быть реализованы в поведении человека.

Формами проявления бессознательного являются сновидения, забывание вещей или имен, оговорки и описки, а также невротические симптомы.

Для работы с бессознательным Фрейдом были предложены два основных метода – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Метод свободных ассоциаций заключался в том, что человек во время беседы с психоаналитиком говорит все, что приходит ему в голову, без всякой цензуры. Во время такого монолога выявляются бессознательные мотивы человека. Метод анализа сновидений заключается в толковании снов пациентов, детали которых могут интерпретироваться как проявления бессознательных потребностей и желаний.

В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет три компонента личности: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

Оно (Ид) – источник энергии личности, включающий в себя различные врожденные инстинкты. Ид содержит неосознанные или подавленные чувства или эмоции, которые тем не менее оказывают влияние на поведение человека. Фрейд особо выделяет два типа инстинктов – инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос).

Я (Эго) – сознательная часть личности, ответственная за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, что означает возможность оценки выполняемого действия. Эго служит для контроля влечений и инстинктов человека.

Сверх-Я (Суперэго) – источник моральных ограничений, система норм и запретов, внутренний цензор поступков и мыслей человека.

Данные компоненты находятся во взаимном противостоянии, что приводит к развитию внутриличностных конфликтов, а также к возникновению различного рода защитных механизмов.

Выделяют несколько видов психологической защиты:

– вытеснение – устранение из сознания каких-либо неприемлемых влечений или мыслей;

– регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

– идентификация – уподобление угрожающему объекту;

– рационализация – стремление объяснить основанные на влечениях или потребностях действия рационально;

– сублимация – преобразование сексуальной энергии в разрешенные внутренним цензором формы активности;

– проекция – приписывание другим людям собственных мыслей, мотивов, черт характера;

– изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. В основе аналитической психологии лежит понятие бессознательного.

Юнг выделил три составные части в структуре личности.

1. Эго – сознание человека, его мысли и чувства.

2. Личное бессознательное – сформированный за счет индивидуального опыта слой психики, к которому относятся забытые воспоминания, вытесненные потребности и желания. Личное бессознательное может проявляться в снах человека и в целом доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное – воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого. Коллективное бессознательное – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся архетипы. Архетипы – универсальные врожденные психические структуры, передающиеся от поколения к поколению.

Существует несколько видов архетипов.

– Персона (Persona) – общественная маска человека, та роль, которую он играет в обществе. Персона предлагается человеку обществом и зачастую значительно отличается от истинной сущности человека.

– Анима (Anima) и Анимус (Animus) – архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую идентичность. Анима – проявление женских черт у мужчин, Анимус – мужских черт у женщин.

– Тень (der Schatten) – темная сторона личности, те животные инстинкты, которые сохранились в бессознательном с ранних этапов развития человечества. Тень служит источником появления различных социально неодобряемых мыслей.

– Самость (der Selbst) – центр личности. Самость объединяет все архетипы в единое целое, обеспечивая целостность личности.

Юнг также выделил два типа людей – экстравертов и интровертов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в третьей главе.

Альфред Адлер (1870-1937) – австрийский психолог, создатель «индивидуальной психологии».

Адлер вводит в объяснение причин поведения человека социальный фактор. По мнению ученого, человек формируется за счет компенсации имеющегося у него «комплекса неполноценности». Именно чувство неполноценности, а не инстинкты, как Фрейд, Адлер считает основным фактором развития личности, потому что человек пытается устранить свои недостатки. Все виды комплексов неполноценности, как правило, делят на две большие группы: органические, вызванные каким-либо физическим недостатком, и психологические, вызванные проблемами в психической сфере.

Стремление избавиться от комплекса неполноценности зачастую приводит к гиперкомпенсации, когда стремление преодолеть какой-либо недостаток может переходить в разряд навязчивых состояний, формируя стремление всегда и во всем быть лучшим.

С понятием «комплекс неполноценности» связано понятие «творческое Я», представляющее собой некоторую энергию, помогающую человеку ставить перед собой цели.

Адлер был первым психологом, кто исследовал и описал комплекс неполноценности. Для иллюстрации данного эффекта он использовал «комплекс Наполеона», названный в честь знаменитого французского императора. Принято считать, что Наполеон пытался компенсировать недостаток роста тем, что жаждал власти и стремился покорить мир. Тем не менее, Наполеон был низкого роста по современным стандартам, тогда как в свое время он вполне мог считаться человеком среднего роста. Более того, проведенное в 2007 году исследование Университета Ланкашира показало, что «комплекс Наполеона» может быть лишь мифом. Теория о том, что низкие люди стремятся доминировать над более высокими, была опровергнута в ходе эксперимента. Устроенные экспериментаторами дуэли показали, что высокие люди более склонны терять голову и проявлять агрессию по отношению к сопернику.

С развитием научного прогресса связано появление такого направления психологии, как когнитивная психология.

Когнитивная психология (от англ. cognition – знание) – одно из научных направлений в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Когнитивная психология позволяет определить особенности получения человеком информации и хранения ее в памяти.

Основными объектами изучения в рамках когнитивной психологии являются познавательные процессы: память, речь, восприятие, внимание, мышление. В данном направлении было сформировано понятие когнитивной схемы – возникающей у человека последовательности сбора информации, получаемой с помощью органов чувств. Все психические процессы человека протекают с помощью когнитивных схем, которые могут быть как врожденными, так и сформированными в социальной среде.

Гуманистическая психология провозгласила в качестве предмета психологии творческую личность человека. Впервые термин «гуманистическая психология» был использован американским психологом Гордоном Олпортом. Гуманистическая психология сформировалась в работах Абрахама Маслоу, Карла Роджерса.

По мнению гуманистов, личность невозможно разложить на отдельные элементы. Они считали, что личность характеризуется свободой принятия решений. Целью психологии должно быть изучение не познавательных особенностей человека, а его человеческих качеств.

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) – американский психолог. Центральной идеей теории личности Роджерса является идея ценности и уникальности человека.

Роджерс выделяет понятие «самоактуализация» (реализация собственного «Я») и именно стремление к самоактуализации считает источником развития личности. Позитивная или негативная актуализация своего Я влияет на самооценку человека. Роджерс описал ряд характеристик, присущих реализовавшему себя человеку:

– открытость к новому опыту,

– стремление прожить каждую минуту с пользой для себя,

– умение принимать собственные решения, доверять собственным знаниям и опыту,

– креативность, наличие творческого потенциала.

Абрахам Гарольд Маслоу (1908-1970) – американский психолог. Маслоу – создатель теории «пирамиды потребностей» человека. Согласно данной теории человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями, при этом удовлетворение потребности более высокого уровня невозможно без удовлетворения потребностей более низких уровней.

Маслоу выделил следующие виды потребностей (начиная с основания пирамиды):

– физиологические потребности,

– потребность в безопасности,

– потребность в любви и принадлежности,

– потребность в уважении,

– потребность в самоактуализации.

Более подробно теория Маслоу будет рассмотрена в конце третьей главы.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – выдающийся русский физиолог. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психические процессы рассмотрены через призму физиологии, что позволило установить возможность изучения психики с помощью объективных методов.

Деятельность человека может быть объяснена с помощью рефлекторной схемы. Схема психических процессов человека в целом соответствует схеме рефлекса, но имеет форму рефлекторного кольца с четырьмя этапами.

Первый этап. Организм получает от органов чувств информацию о той среде, в которой ему предстоит функционировать. Нервные окончания распознают особенности среды и действующего стимула.

Второй этап. Центральная нервная система человека посылает информацию о необходимой реакции в ответ на внешнее воздействие.

Третий этап. Происходит непосредственная реакция того или иного органа, выраженная в движении, речи, действии и т. п.

Четвертый этап. После совершения того или иного действия происходит передача мозгу обратного сигнала о совершенном действии, на основании которого мозг производит анализ и формирует новый образ внешней среды.

Значительным вкладом в развитие науки является открытие Сеченовым центрального торможения. Помимо уже известного процесса возбуждения была установлена возможность головного мозга задерживать реакции на предъявляемые стимулы.

Сеченов проверил свою гипотезу о влиянии головного мозга на двигательную активность в экспериментах, установивших задержку реакции на стимулы из внешней среды. Мозговой центр торможения рефлекторной реакции был назван «сеченовским центром». Процесс торможения рассматривался как механизм воли и мышления человека, позволяющий противостоять некоторым стимулам.

В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов писал, что научная психология является наукой о происхождении психической деятельности.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности, продолжатель учения Сеченова о рефлексах.

Павлов является первым отечественным лауреатом Нобелевской премии, которую он получил в 1904 г. за достижения в области медицины и физиологии (в частности – в изучении пищеварения и функций пищеварительных желез).

Павлов ввел в научный обиход термин «условный рефлекс». Павлов установил, что схема рефлексов может меняться под воздействием внешних или внутренних условий. В доказательство своей теории Павлов проводил знаменитые методы с собаками, вырабатывавшими слюну как реакцию не на пищу, а на предшествующие подаче еды звуковые сигналы. Для того чтобы сформировать условный рефлекс, Павлов использовал подкрепление, в случае верной реакции – положительное, в случае неверной – отрицательное.

По мнению Павлова, рефлекс может потерять свою силу, если не будет происходить постоянное планомерное подкрепление, так как связь, установленная между сигналом и реакцией на него организма, постепенно нарушается.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – советский психолог, основатель культурно-исторической концепции психического развития человека и, соответственно, культурно-исторической школы в психологии.

Выготский ввел понятие «высшие психические функции человека». Под высшими психическими функциями Выготский понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т. е. те способы, с помощью которых человек себя строит. Данные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности и лишь со временем становятся внутренними процессами. Высшие психические функции развиваются в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Выготским было введено также понятие «зона ближайшего развития», предполагающее такое обучение, которое опережает уровень развития человека.

Выготский различал «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами «низших» функций могут служить непроизвольные память или внимание ребенка. В процессе воспитания и развития ребенка низшие психические функции перерабатываются в высшие. Орудиями такой переработки являются знаки, носящие культурный характер.

Знак – это то «психологическое орудие», с помощью которого развивается и формируется сознание. Знаки – это промежуточные звенья между стимулом и реакцией, позволяющие перевести чисто биологические процессы человека в разряд культурных, социальных. Система таких знаков определяет поведение человека. Знаки происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы языком.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – российский психолог и философ. В работах Рубинштейна был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности». Психика и сознание формируются в деятельности. По мнению Рубинштейна, поведение человека не является простой совокупностью реакций на внешние раздражители, а осознанно регулируется сознанием. При этом любое действие человека исходит из его мотивов и направляется на обозначенную им цель.

Сознание человека может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком, по мере того как его отношение к действующему субъекту и объектам, на которое оно направлено, становится сознательным. Таким образом, действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой сознания и деятельности. Можно различать виды деятельности в зависимости от направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на самого себя; а также в зависимости от предмета: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность.

Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: элементарная сенсорная психика; перцептивная психика (формирование образа); стадия интеллекта (обеспечение ориентирования и адаптации организма в среде).

По мнению Леонтьева, поведение человека можно рассматривать на трех основных уровнях. Высший уровень – мотивы, которые определяют общую активность и отдельные поступки человека. К среднему уровню относятся действия, из которых складывается поведение. Низший уровень содержит операции, служащие для достижения основных целей человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шишкоедов П. Н. Философия Античности

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

4. Петровский А. В. История советской психологии. – М.: Просвещение, 1967.

5. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

6. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. – М.: Педагогика, 1975.

7. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов XX в.) – М.: Изд-во МГУ, 1980.

8. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.

9. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М.: Педагогика, 1974.

Становление психологии как самостоятельной науки относится ко второй половине XIX века. Все большее значение приобретают объективные методы исследования. Многие психологи считают их более научно обоснованными, чем интроспективный метод, которым длительное время пользовались для изучения сознания человека. В психологических исследованиях все чаще используются измерения, что становится важным критерием научности.

Немецкий физик, психолог, философ Густав Фехнер (1801-1887) заложил основы науки психофизики, в задачи которой входило изучение закономерных связей психических и физических явлений. Идеи психофизики оказали огромное влияние на возникновение и развитие во второй половине XIX века экспериментальной психологии. Г. Фехнер стал автором одного из первых психофизических законов, получивших математическое описание.

Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) экспериментально изучал процессы памяти и выявил количественные закономерности процессов запоминания.

Американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джемс занимался многими проблемами: изучением работы мозга, развития познавательных процессов и эмоций, проблемами личности. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс многое сделал для развития психологии, независимой от медицины и философии. Он не стал основоположником какой-либо психологической школы, однако и поныне остается наиболее выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

Немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832-1920) разрабатывал физиологическую психологию как особую науку. Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Большой заслугой Вундта было то, что он основал в Лейпциге в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание.

После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США.

В 1883 году начал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название "Философские исследования" (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии). В 1905 году название журнала было изменено на "Психологические исследования".

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. Там он изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. В 1892 году вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу.

В своем четырехтомном труде "Экспериментальная психология" Титченер изложил основные достижения этой науки с вундтовских позиций (поэтому Титченера иногда называют "американским Вундтом"). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания, безотносительно к тому, как эта структура работает. Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он считал, что только изучив структуру сознания, можно впоследствии понять, как оно работает. Поэтому он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики. Он считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой.

Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психологии стал его план построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате "Кому и как разрабатывать психологию" (1873). Психологию Сеченов называл "родной сестрой физиологии". Он разработал основы новой эмпирической психологии, базирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Известный ученый Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) занимался психиатрией и исследованием душевной жизни человека. Стремясь сделать психологию естественной наукой, он сформулировал основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией.

Объективная психология понималась им как психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. В то же время он не отвергал сознание как предмет психологии и субъективные методы исследования психики. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые в то время трактовали личность как интегративное целое. Интересы его были разносторонни, но концентрировались вокруг одной цели - изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М. Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Некоторое время он считал, что область психологии ограничена внутренним миром сознания субъекта и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это). В итоговых же работах он полагал, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.

В научном сообществе учение Павлова было оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее прошло свыше 300 исследователей). Ему единственному было присвоено звание "старейшины физиологов мира".

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) был создателем психоанализа. Фрейд начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. На этом основании решающую роль в поведении человека он отводил бессознательному ядру психической жизни. Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. В дальнейшем они стали очень популярны в психологии. Фрейд создал также теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.

Первые психологи начинали свою профессиональную работу в других сферах. В. Вундт, например, проводил свои исследования как физиолог, затем стал основателем физиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. З. Фрейд первоначально работал как врач-невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические методы в своей практической работе. А. Адлер окончил медицинский факультет Венского университета и первоначально практиковал как врач-офтальмолог. Однако благодаря растущему интересу к деятельности нервной системы область его занятий перемещается в сторону психиатрии и психологии.

Знаменитый немецкий ученый (психолог, физиолог, философ), пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину «физиологической психологией», он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. «Основы физиологической психологии» (1873-1874) – так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке. Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), «Лекции о душе человека и животных»(1863), десятитомник «Психология народов» (1900-1920). Организовал первую лабораторию по экспериментальному изучению сознания и первый учебный центр в Лейпциге в 1879 году.

Вундт формулирует свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе 1862 года «Очерки по теории восприятия». В работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновывает свое убеждение о невозможности применить метод эксперимента к анализу продуктов человеческого духа – языку, мифам, верованиям. К середине 60-х годов 19 века складывается представление Вундта о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы ичувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология - это наука о структурах сознания» - это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость - это удовольствие и возбуждение, надежда - удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение. Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии . Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.
Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектовкультуры языка, мифов, нравов.
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

11. Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842-1910).

Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности. Джеймс включает в личность, наряду с "чистым Я", также "эмпирическое Я", которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может, считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п.. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. Потеря доброго имени переживается, как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания, поднимавшиеся Джемсом, проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джемса посвящен научно-психологическому анализу религии.