Определить место человека разумного в системе животных

Впервые связь человека с приматами показал К. Линней: он рассматривал человека как биологический вид Homo sapiens . Ч. Дарвин в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» показал, что наши анатомические, физиологические, онтогенетические и поведенческие характеристики весьма сходны с таковыми у приматов. Дарвин установил, что происхождение человека как биологического вида подчиняется тем же закономерностям, что и происхождение других биологических видов.

С точки зрения современной систематики, человек относится к роду Человек (Homo), семейству Люди (Hominidae), надсемейству Человекообразные обезьяны (Hominoidea), инфраотряду Узконосые обезьяны (Catarrhini), подотряду Обезьяны (Anthropoidea), отряду Приматы (Primates).

Становление человека как социального существа не могло осуществиться без определенных биологических предпосылок, которые существовали уже у отдаленных предков человека – древних приматов:

  • Приматы – относительно крупные организмы и, как следствие, имеют крупный головной мозг (сотни кубических сантиметров).
  • В связи с древесно-лазающим образом жизни имеется бинокулярное цветовое зрение и хватательные конечности.
  • Приматы – стадные животные, что создало предпосылки для формирования общества.

Основные этапы эволюции человека

  • Отряд Приматы отделился от примитивных Насекомоядных в конце мелового периода мезозойской эры (свыше 70 млн. лет назад).
  • Полуобезьяны и Обезьяны разделились около 50-60 млн. лет назад.
  • Широконосые обезьяны (Южная Америка) и Узконосые обезьяны (Африка и Азия) разделились около 35-40 млн. лет назад (Южная Америка).
  • От общего ствола Узконосых обезьян примерно 23 млн. лет назад отделились Человекообразные обезьяны (Гоминоиды).
  • Примерно 12 млн. лет назад Человекообразные обезьяны разделились на азиатских (современные гиббон и орангутан) и африканских (современные горилла и шимпанзе, у которых объем мозга не превышает 460 куб. см).

В миоцене гоминоиды были представлены множеством форм:

  • проконсул – предковая форма гоминоидов; 12-22 млн. лет.
  • плиопитек – примитивная европейская форма; 9-15 млн. лет;
  • дриопитек – крупная европейская лесная форма; 9-12 млн. лет;
  • сивапитек и рамапитек – широко распространенные формы; 7-15 млн. лет;
  • уранопитек – 10 млн. лет;
  • гигантопитек – самый крупный гоминоид; 7-10 млн. лет;
  • кениапитек – крупный африканский гоминоид; 12-14 млн. лет.

Ни одна из этих форм не является предком человека : это или тупиковые ветви, или предки современных Человекообразных обезьян.

Примерно 7-9 млн. лет назад (на границе плиоцена и миоцена) от африканских Человекообразных обезьяны (гоминоидов) отделяется ветвь Гоминид (Людей).

Род Человек отделяется от одной из ветвей австралопитеков в Юго-Восточной Африке примерно 2-4 млн. лет назад (начало плейстоцена). К наиболее ранним находкам относится олдувайский человек, или Человек умелый (Homo habilis), который мало отличался от австралопитеков, но создал развитую галечную культуру.


Московский Психолого-Cоциальный Институт

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине «Антропология»

на тему:
«Место человека в системе животного мира»

Студент: Горских Андрей
Специальность: Психология
Группа: 210дп-3
№ студенческого билета: 210-155
Преподаватель: Рыбалов Леонид Борисович

Москва 2010

План

1. Доказательство гипотезы происхождения человека от животных

2. Место человека в системе живой природы и происхождение человека

3. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей XX века.
3.1 Теория Чарльза Дарвина.
3.2 Теория Зигмунда Фрейда.
3.3 Теории антропосоциогенеза.
3.4 Концепция «русский космизм».
3.5 Концепция «антропный принцип».
3.6 Концепция «гуманистического психоанализа».
3.7 Выводы.
4. Список используемой литературы

1. Доказательство гипотезы происхождения человека от животных

Вопрос о происхождении человека всегда волновал человечество. В древности некоторые племена считали себя потомками определенных растений или животных: медведя, сокола, рыбы и др.
В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека. Древние египтяне и греки считали, что Бог создал человека из глины. Мысль о сотворении первого человека - Адама - из глины встречается в Библии.
С развитием науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела и отдельных органов человека и животных. Даже К.Линней, веривший в божественное происхождение человека, вынужден был признать: "О сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна". Он поместил человека в группу приматов вместе с обезьянами.
Ж.Б.Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению. В результате тело у них выпрямилось, изменилась стопа. Потребность в общении привела к развитию речи.

В 1871 г. была опубликована работа Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор". В ней он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин справедливо считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.
Сходство прослеживается в строении человека и других позвоночных животных. Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные), ушные раковины, зародыш его развивается внутриутробно. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих: кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная и др.
О родстве человека с животными свидетельствуют также рудименты и атавизмы. У человека свыше 90 рудиментарных органов: копчик, аппендикс, зубы мудрости и др.
Среди атавизмов можно назвать сильно развитый волосяной покров на теле, дополнительные соски, хвост. Эти признаки были развиты у предков человека, но изредка встречаются и у современных людей.

Сходство прослеживается и в развитии зародышей человека и животных. Развитие человека начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. За счет ее деления образуются новые клетки, формируются ткани и органы зародыша. На стадии 1,5-3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода развит хвостовой отдел позвоночника, закладываются жаберные щели. Мозг месячного зародыша напоминает мозг рыбы, а семимесячного - мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает. Таким образом, по многим признакам зародыш человека имеет сходство с зародышами других позвоночных.
Поведение человека и высших животных очень сходно. Особенно велико сходство человека и человекообразных обезьян.

Им свойственны одинаковые условные и безусловные рефлексы. У обезьян, как и у человека, можно наблюдать гнев, радость, развитую мимику, заботу о потомстве. У шимпанзе, например, как и у человека, различают 4 группы крови. Люди и обезьяны болеют болезнями, не поражающими других млекопитающих, например холерой, гриппом, оспой, туберкулезом. Шимпанзе ходят на задних конечностях, у них нет хвоста. Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%.
Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян. Каковы они?
На рисунке показаны различия в строении скелета человека и обезьяны, которые связаны с прямохождением.
У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка.
Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия.
Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян - 600 см3).

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, подотряду узконосых, семейству гоминид, группе высших узконосых, роду гомо, виду человек разумный.
Человек появился на Земле в ходе эволюции. Об этом свидетельствует сходство человека с животными в строении, развитии, поведении. В то же время человек отличается от животных по ряду признаков. Эти различия у человека связаны с прямохождением, развитым мышлением, трудовой деятельностью

2. Место человека в системе живой природы и происхождение человека

Человек относится к царству животных, так как он использует готовые вещества для питания, то есть гетеротрофен. Его клетки не имеют целлюлозных оболочек, нет хлоропластов- то есть состоит из типично животных клеток. Человек относится:
К типу хордовых так как зародыш имеет хорду, жаберные щели в полости глотки, дорзальную (спинную) полую нервную трубку и двустороннюю симметрию тела.
К подтипу позвоночных так как у него развивается позвоночный столб из позвонков, сердце на брюшной стороне тела, две пары конечностей.
К классу млекопитающих так как он теплокровен, развиты млечные железы; из-за наличия волос на поверхности тела.
К подклассу плацентарных: развитие детеныша внутри тела матери, питание плода через плаценту.
С биологической точки зрения человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду узконосых.
Представления о возникновении человека от обезьяноподобных предков существовали еще в глубокой древности. Однако основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Ч. Дарвин подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека - они как бы наши двоюродные братья.
В книге «Происхождение человека» Чарльз Дарвин доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено цепи развития живых существ и имеет общих предков с человекообразной обезьяной. Движущим фактором эволюции человека является естественный отбор на основе наследственной изменчивости и социальные (общественные) факторы. Теория естественного отбора заключается в следующем: на Земле ограничены пищевые ресурсы и много организмов обладают неограниченной способностью к размножению. Из-за наследственной изменчивости (мутации и рекомбинации) организмы неоднородны и между ними возникает борьба за существование (видовая и межвидовая) так же организмы противостоят окружающей среде (борьба с абиотическими факторами). Следствием борьбы за существование и является естественный отбор организмов, наиболее приспособленных к конкретным условиям. Велика была так же роль социальных факторов таких как: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Социальная эволюция человека сложилась на фундаменте биологической революции. Возникновение социальной формы движения не отменяет действия биологических законов, а лишь изменяет их.
За последние 30-40 лет в антропологии накопились данные, позволяющие не только ответить на многие важные вопросы, связанные с происхождением человека, но и поставить ряд новых проблем Рамапитеки. В предгорьях Гималаев, в Индии, Пакистане и Центральной Европе были найдены остатки ископаемой крупной обезьяны - рамапитека, по строению зубов оказавшейся промежуточной стадией между человекообразной обезьяной и человеком. Было определено, что рамапитеки жили около 8-14 млн. лет назад. В это время на земле стало немного холоднее и на месте тропических лесов стали возникать саванны. И именно в это время рамапитеки «вышли из леса» и стали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. Возможно причиной такой экологической перестройки послужил поиск пищи, которой стало меньше в джунглях. На открытом пространстве потребовалась физическая перестройка организма обезьяны: преимущество получили те особи, которые могли дольше продержаться на двух ногах - в выпрямленном положении. В высокой траве такое положение тела несомненно более выгодно для высматривания пищи и врагов. И какие - то рамапитеки встали на ноги.
Рамапитеки представляли собой довольно большую группу видов. В период 10-8 млн. лет назад некоторые из них должны были сделать следующий шаг, начав регулярно использовать орудия труда, что и послужило причиной возникновения нового пучка форм человекообразных существ - австралопитеков.
Австралопитеки - сравнительно крупные, приблизительно 20-65 кг массой, 100-150 см ростом, ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела. У них изменились пропорции туловища и конечности, получили мощное развитие мышцы ягодицы. Сходство с человеком у австралопитековых отмечается в строении зубов и зубной системы: клыки небольшие, зубы расположены в виде широкой, как у человека, дуги. Масса мозга была близка к 450-550 гр. (средняя масса мозга горилл 460 гр., но при этом следует учесть, что размеры тела у гориллы намного больше).
Австралопитеки - обитатели открытых пространств. Слабое развитие клыков согласуется с предположением, что функции нападения и защиты должны были перейти к свободным рукам. Рядом с останками австралопитековых обнаружены кости мелких павианов со следами сильных раскалывающих ударов. Такие повреждения могли быть нанесены крупной галькой, или же длинными костями копытных животных. Так же в качестве ударного орудия использовались палки. Была распространена и охота на подобных себе. Австралопитеки, как и люди были,в основном правшами. И они были всеядны. Среди каких-то видов этих существ начиналось освоение огня, во всяком случае следы длительно существовавшего костра были найдены вместе с останками прометеева австралопитека. Судя по ископаемым находкам они жили в периоде, видимо, с 8 000000 до 750 000 лет. Существовало несколько различных видов австралопитеков, различающихся по величине и телосложению. Наиболее вероятным кандидатом в предки ствола рода Homo, по видимому, является менее дифференцированный афарский австралопитек, останки которого найдены в Эфиопии, в слоях возраста около 3,5 млн. лет. Некоторые виды австралопитека существовали уже вместе с ранними формами человека и могли быть его жертвами. А некоторые жили еще позже, например, мегантропы Восточной Азии, жившие,по - видимому, даже 300-400 лет назад.
В целом же австралопитеки по многим чертам были гораздо ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны. Они использовали примитивные орудия, у них были свободными руки.
В 1959 г в Олдовайском ущелье вместе с остатками одного из австралопитеков были найдены кости посткраниального скелета, а в 1960 на том же месте - череп существа, более близкого человеку, чем австралопитек. Несколько десятков фрагментов сходной формы были найдены здесь же ив других местах Африки. Это существо назвали Homo habilis - Человек умелый. Возраст этих находок определен в 2 млн. лет.
Человек умелый. Масса головного мозга H. habilis была около 650 гр. (до 775) , что заметно выше, чем у австралопитековых. В отличие от человекообразных обезьян и как у человека первый палец стопы не был отведен в сторону. Это показывает, что орфологические перестройки, связанные с прямохождением, здесь полностью завершились. Концевые фаланги кисти такие же короткие и плоские, как у человеческого существа. Вместе с H. habilis были найдены грубые галечные орудия. Некоторые «рубила» - кварцитовые гальки, подправленные ретушью, сделаны из материала, принесенного из районов, удаленных на 70-80 км. Значения таких находок огромно, так как трудовая деятельность является границей, отделяющей Человека от остальной природы. Находка H. habilis - творца галечной культуры - находка первого (или одного из первых) вида Человека на земле. Столь же примитивные орудия найдены недавно в Горном Алтае и в Якутии их возраст до 1 млн. 400 тыс. лет. Человек умелый был широко распространен не только в Африке, но и в Азии.
Архантропы. Итак, в одной из ветвей ствола австралопитеков возникла и развивалась способность к производству орудия труда, что было тесно связано с дальнейшим развитием прямохождения и головного мозга. Тогда же, вероятно, произошло широкое освоение огня. Около 2млн лет назад началось быстрое расселение H. habilis Африке, Средиземноморью и Азии. Расселяясь и попадая в новые условия существования они образовывали отдельные золированные формы. Эти формы жили с 2млн до 140тыс лет назад и были названы архантропами. Внешне они были похожи на современного человека, хотя по прежнему имели место мощное развитие надбровного валика и отсутствие настоящего подбородочного выступа. Масса их головного мозга (около 800-1000 г) значительно превосходила H. habilis и даже превосходила низшие пределы нормально развитого мозга современного человека (средняя масса мозга H. sapiens около 1300 г) Средний рост тела у древнейших людей, несомненно, был неодинаков, но считается, что средний рост их был примерно 160 см(у мужчин) и около 150 см у женщин. Возможно встречались и более крупные формы. Эти существа отличались хорошо развитой орудийной деятельностью, они могли свободно разделывать убитых животных, успешно охотились на слонов, буйволов, носорогов, оленей, грызунов и крупных птиц. По прежнему имели место быть случаи каннибализма. Значительную роль в пище играли ягоды, плоды и коренья. Древние люди жили в основном в пещерах, но уже были способны строить примитивные укрытия из крупных камней. На местах постоянных стоянок использовался огонь. Вопрос о добыче огня до сих пор не ясен, скорее всего он поддерживался долгое время зажженный однажды молнией. Суровая жизнь во многом еще походила на звериную; была высокая детская и юношеская смертность.
Именно архантропы переступили рубикон. Судя по размерам мозга они должны были обладать настоящей речью (рубиконом для этого считается масса близкая к 750-800 г; именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок современного человека) Речь несомненно была очень примитивной, но это была уже речь, а не отдельные сигналы животных. Моделирование речевого аппарата показали, что архантропы, жившие в пещерах Южной Франции около 450 тыс. лет назад были в состоянии издавать такие звуки, как «Аах», «чен» или «реу» и овладели уже всеми гласными. Возникновение речи, основанное на трудовой деятельности, должно было дать мощный толчок развитию в том же прогрессивном направлении - выделении человека из мира органической природы. Эволюция архантропов направлялась все еще биологическими факторами - жесткий естественный отбор, связанный с внутривидовой борьбой за существование.
После периода максимального расцвета 600-400 тыс. лет назад эти формы быстро исчезли, дав начало новой группе - палеоантропам, или неандертальцам.
Неандертальцы (палеоанторпы). Более чем в 400 местах Европы, Азии и Африки были найдены остатки существ, живших от 250 до 40 тыс. лет назад. Они были промежуточным звеном между архантропами и Homo Sapiens как по строению тела, так и по развитию культуры. По месту первой находки (долина реки Неандерталь) они были названы неандертальцами. Они имели низкий скошенный лоб, сплошной надглазный валик, большое лицо с широко расставленными глазами, слабое развитие подбородочного выступа, крупные зубы, короткая массивная шея и небольшой рост (155-165 см) Пропорции тела были близки к таковым человека. Масса мозга была около 1500 г при чем более сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Применение огня для приготовления пищи имело широкое распространение, о чем видетельствуют находки на местах стоянок обгорелых костей, при чем не только животных, но и самих неандертальцев, что говорит о каннибализме. Объектами охоты обычно были крупные млекопитающие. Орудия же неандертальцев были намного совершеннее чем примитивные обработанные гальки. Именно среди неандертальцев появились первые зачатки такого понятия как общество. Они выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что и привело 50-40 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим мы. - Человека Разумного- Homo sapiens. Но все же осталось ли что-либо общее между Просто животным и Животным по имени Человек?
Каждое животное наделено до рождения врожденными инстинктами, и человек не исключение. Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни. Детеныш любого животного дышит, способен глотать и безошибочно находит сосок матери (если речь идет о млекопитающем). Другой фактор, объединяющий человека и животное - борьба за существование. Но только у животных она в основном происходит с видами отличными от себя, а человеку приходится бороться с себе подобными. И те и другие используют для этого все свои возможности и силы. И у тех и у других есть выбор политики выживания,: либо затаится либо же оскалить зубы, клыки, когти и показать (или сделать вид) что ты сильнее.И человек и животное способны воспринимать информацию из вне (зрительную, звуковую). Но органы слуха и зрения человека по сравнению с животными несовершенен, у многих животных есть органы более совершенные хотя бы в каком - нибудь одном отношении. Так же животные способны издавать звуки, которые мы не в состоянии воспринимать, в то время как другие животные воспринимают их свободно.
Говорить об отличиях намного проще - их больше. Человек одно из немногих животных, обладающих прямохождением. У человека сильно развита рассудочная деятельность, и это является причиной относительного недостатка инстинктивной регуляции к окружающему миру. Самосознание и разум превратили человека в некую аномалию. Человек единственное существо, которое может скучать, быть недовольным, или чувствовать себя изгнанным. Человек единственное создание для которого собственное существование может составлять проблему, которую нужно решить и которой невозможно избежать. Тот факт, что предстоит смерть, для человека не отменим. Это, между прочим, показывает, что примитивный но весьма необходимый инстинкт самосохранения сменился осознанием и несколько притупился. Именно в связи с этим среди людей не редко встречается суицид (среди животных это явление встречается крайне редко). Неуспокоенность является тем условием, которое пробуждает человека раскрывать свои силы. Одна из самых поразительных особенностей человека является демонстрируемая им огромная глубина страстей и влечений. Которые в прочем, являются как бы «эволюционировавшей формой» инстинктов. Даже при полном удовлетворении голода, жажды, сексуальных влечений человек может остаться не удовлетворенным. В противоположность животным у человека этим проблемы не решаются, а с этого начинаются. Человеку врождены религиозные потребности, которые невозможно объяснить. И ответы на человеческую потребность в ориентации и поклонении весьма различны по содержанию и форме (от тотемизма до буддизма и прочих религиозно-философских общин). Не всегда предметом поклонения является религия, не редко это бывает предмет изначально не предназначенный для этого (деньги, власть, картины, фильмы). По своей сути все люди «идеалисты» и стремятся к чему - нибудь кроме физического удовлетворения.
И так мы видели естественное происхождение человека. Видели что ранее, много тысяч лет назад, человек был частью природы равной прочим. Но в процессе эволюции шаг за шагом человек отделился от нее. Начав с выхода из леса и палки в руках человек дошел уже до атомных бомб, но до сих пор не остановился. Сейчас человек способен переработать и использовать в своих целях фактически все что угодно. Человек мнит себя великим, царем природы, указывая при этом на творения своих рук. Человек создавал все более совершенные орудия сначала труда, потом охоты, а потом убийства других и себе подобных.

Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза и все вздохнули с облегчением. Между тем, энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон. А теперь человек одумался и решил хотя бы сохранить то что осталось. Охранять что бы то ни было от самого себя. Говорят что основной принцип природы – это рациональность и правильность. Это действительно так. И именно это то самое единственное чего так не хватает Homo sapiens, животному по имени Человек. Очень сложно говорить о каких-либо перспективах, если человек не приобретет эту необходимую деталь. Пока еще не слишком поздно.

3. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей XX века

3.1 Теория Чарльза Дарвина

XX в. в науке и философии часто называли веком человека: почти все философские школы и идеи вращались вокруг объяснения его природы и сущности.
В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результате естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет животных предков и, следовательно, его потребности формировались на основе потребностей животных. Еще Николай Коперник (1473-1543), образно выражаясь, сверг человека с пьедестала: оказалось, что мы живем не в центре мира, на «привилегированной» планете, а на одной из многих планет, обращающихся вокруг Солнца, которое тоже оказывается одной из многих звезд. По Дарвину, человек формировался по тем же законам, что и другие живые существа. Не следует ли и объяснение современного общества строить на этих общих биологических законах, прежде всего на законе естественного отбора? Такой подход к природе человека предложил социальный дарвинизм, вульгаризировавший идеи Дарвина.
Социальный дарвинизм попытался свести закономерности развития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособленных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считается Т. Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем -- Герберт Спенсер (1820-1903).
Социальные дарвинисты поставили важную и сложную научную проблему -- попытались понять, какую роль в человеческой жизни играют механизмы биологической эволюции, объяснить взаимодействие биологического и социального начал в обществе. Однако их решение этого вопроса, как в конце концов признало большинство ученых, оказалось явно ошибочным. В обществе действительно происходят борьба и отбор, но их механизмы очень сильно отличаются от естественного отбора и борьбы за существование в живой природе. Поэтому все события в жизни общества (победа политической партии на выборах, переход от доиндустриального общества к индустриальному и постиндустриальному) остаются абсолютно непонятными, если их пытаться объяснять исходя не из социальных, а из биологических, дарвиновских законов. Сам Дарвин никогда не пытался это делать. Поведение отдельного человека также зависит от его социальных, а не только биологических потребностей. Крайние, наиболее реакционные варианты социального дарвинизма сближались с расистской и фашистской идеологией.

3.2 Теория Зигмунда Фрейда

Другой вариант объяснения природы человека и его потребностей был предложен великим австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно созданному им учению -- психоанализу, -- в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение -- либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. Общество отличается от природы тем, что уже в древности, у первобытных людей возникли социальные механизмы, которые резко уменьшали возможности удовлетворения сексуальных потребностей. Последние были жестко ограничены всевозможными обычаями, традициями, нормами поведения, а с появлением государства -- правовыми нормами. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидо подвергалась сублимации -- т. е. переводилась в другие формы психической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей -- в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении. С точки зрения Фрейда, если бы общество не ограничило удовлетворение сексуальных потребностей, не подвергло их фрустрации, человек так и остался бы в животном состоянии и не смог бы создать культуру. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто человеческих.
Учение Фрейда -- очень яркая и смелая попытка понять мир человеческих потребностей, практически первая научная концепция сексуального поведения человека. Однако позже психологи, социологи и философы в большинстве своем пришли к выводу, что он сильно преувеличил значение сексуальных влечений. Корректировку его концепции начали уже ближайшие ученики Фрейда -- создатели нефрейдизма. Дело в том, что, вопреки мнению австрийского психиатра, сексуальные влечения при всей своей значимости -- не единственный фактор, определяющий человеческое поведение. Сексуальные потребности даже нельзя признать насущными: многие люди (например, монахи) отказываются от их удовлетворения и благополучно доживают до глубокой старости. В то же время отказ от удовлетворения хотя бы на минимальном уровне насущных потребностей (в еде, питье, воздухе, температурном режиме) полностью несовместим с жизнью.
По мнению современных ученых, социальные потребности возникли не только из-за упорядочения сексуального поведения. Еще более весомую роль в формировании общества сыграли насущные потребности и совершенствование процесса труда, который отнюдь не был просто альтернативой сексу.

3.3 Теория антропосоциогенеза

В науке XX в. получила широкое подтверждение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой деятельности -- трудовая теория антропосоциогенеза. Впервые она была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Выделив три главных человекообразующих фактора -- труд, социальную организацию (коллективный образ жизни) и членораздельную речь -- Энгельс фактически прослеживает процесс усложнения потребностей и способностей человека в ходе развития труда и мышления. В развитии потребностей взаимодействуют биологические и социальные механизмы, причем последние оказываются направляющими, более весомыми.
Эволюция человека и его потребностей -- сложный процесс, имеющий и биологическую, и социальную составляющие. Если социальная наиболее подробно описана в марксизме, то биологическая объясняется в рамках современного варианта дарвинизма -- синтетической теории эволюции.
Специалисты по синтетической теории
и т.д.................

1.1. Место человека в животном мире

Место человека в природе интересовало еще древних. В IV в. до н. э. Платон определил человека как двуногое без перьев. Недруг его, Диоген, раздобыл петуха, ощипал и преподнес «человека» в дар Платону. Солиднее к человеку подошел их современник Аристотель. Он предложил классификацию природы в виде «лестницы существ» от низших к высшим. Низшую ступень занимают неживые тела, выше растения, еще выше животные и высшая ступень отведена человеку. Аристотель признавал у животных разум, но утверждал, что лишь человек способен обобщать и мыслить понятиями.

Взгляды Аристотеля продержались две тысячи лет – до создания научной систематики живых организмов Карлом Линнеем. В книге «Система природы» (1759 г.) Линней распределил живые существа по группам, организованным в иерархическом порядке. Наивысшей единицей был класс, который объединял сходные отряды, отряды состояли из родов, роды из видов, виды из разновидностей. Линней разделил животных на 6 классов. Человек был определен в класс млекопитающих и отряд приматов, куда он попал вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной. Линней дал человеку научное имя Homo sapiens, человек разумный , где Homo обозначает родовую принадлежность, а sapiens – видовое название единственного известного в те времена вида человека.

Классификация Линнея дожила до наших дней, хотя в нее внесли дополнения. Место человека выглядит теперь так: царство – Животное, тип – хордовые, подтип – позвоночные, класс – млекопитающие , отряд – приматы , подотряд – обезьяны, секция – узконосые обезьяны, надсемейство – человекообразные обезьяны, семейство – гоминиды, род – люди, вид – человек разумный.

Отряд приматов со времен Линнея претерпел изменения – из него выкинули летучих мышей, а остальных распределили по двум подотрядам – низших приматов (лемуры и долгопяты) и обезьян . Подотряд обезьяны подразделяют на широконосых обезьян , живущих в Америке, и узконосых обезьян , обитателей Азии и Африки. Узконосые обезьяны включают два надсемейства – собакоголовых (макаки, мартышки, павианы) и человекообразных. Последние образуют три семейства: гиббоновых, понгид (орангутан, горилла, шимпанзе и бонобо) и гоминид, представленных человеком и ископаемыми людьми.

Систематика приматов не есть нечто устоявшееся. Изменения вносят постоянно. Так до сих пор нет согласия, сколько видов человекообразных обезьян. Является ли открытый в 1929 г. карликовый шимпанзе, бонобо, видом, либо это подвид шимпанзе? Во многих классификациях ликвидировали семейство понгид, а его членов – горилл, шимпанзе, бонобо и орангутанов, переместили к людям в семейство гоминид.

Наиболее революционным было предложение объединить шимпанзе, бонобо и человека в род Люди. Основанием послужили данные об идентичности 98,5 % или даже 99,4 % ДНК шимпанзе и человека. Многие ученые не согласились с включением шимпанзе и бонобо в род человеческий. Ведь у человека, в отличие от человекообразных обезьян, 46, а не 48 хромосом и такие уникальные особенности как хождение на двух ногах, втрое больший мозг, способность говорить и абстрактно мыслить. Да и генетическая близость людей и шимпанзе оказалась завышенной. Сходство ДНК составляет не 98,5 и не 99,4 %, а 96 %. Это тоже много, но не стоит забывать, что ДНК мышей сходна с ДНК человека на 88 %, а ДНК кур на 60 %.

Предложение объединить человека и обезьян в род Люди основано на сравнениях ДНК всего генома. Такой валовой подход маскирует важные различия в генах, регулирующих развитие. Речь идет о ДНК, регулирующих работу других ДНК, и о генах, кодирующих белки, управляющих развитием организма. Сейчас идет поиск генов, сделавших из обезьяны человека. Так найдено, что мутации ASMP-гена и микроцефалина , регулирующих деление клеток в эмбриональном мозге, привели к троекратному увеличению мозга в ходе эволюции человека. Поэтому, сообщения о сходстве ДНК недостаточны для вывода о чуть ли не идентичности человека и шимпанзе.

Впрочем, научные споры не меняют места человека в животном мире. Люди, несомненно, близкие родственники африканских человекообразных обезьян, и особенно близки к шимпанзе и бонобо.

Малыш бонобо. 2009.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Итак: мыс Фиолент - место рождения Христа, гора Бейкос - место его распятия, Чуфут-Кале - место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

11. Место человека в этногенезе Из всего изложенного вытекает: человек - игралище природных и социальных процессов, веточка в бурной реке, а следовательно, он не отвечает и за свои поступки, что весьма удобно для людей аморальных. Философские споры о детерминизме велись

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Место красит человека? Так неожиданно для себя самой Анна Иоанновна стала всероссийской императрицей. Пока шла борьба за власть между сторонниками и противниками ограничения императорской власти, никто не думал об Анне как о личности: дело было не в ней. Каждая

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Итак: мыс Фиолент – место рождения Христа, гора Бейкос – место его распятия, Чуфут-Кале – место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не

Из книги Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации автора Оппенхейм А. Лео

ГЛАВА VI. В МИРЕ МНОГО СИЛ ВЕЛИКИХ, НО СИЛЬНЕЕ ЧЕЛОВЕКА НЕТ В ПРИРОДЕ НИЧЕГО (Софокл) Материалы, изложенные в этой главе, не были включены в предыдущую главным образом по соображениям удобства для читателей. Все, что сейчас известно о науке и технике Месопотамии,

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

ГЛАВА XI. Новая Россия ищет новое место в мире

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Судьба человека в мире богов Важнейшим понятием месопотамской картины мира была «судьба» (аккад. шимту, доел, «нечто установленное, определенное извне»). «Шимту» каждого объекта - это совокупность всего, что происходит с ним по чьей-то чужой воле, независимо от его

Из книги Царская Россия: мифы и реальность автора Арин Олег

Место России в мире в начале XX века Я напомню, что сравнительное место страны в мире определяется рядом макроэкономических показателей, среди которых важными считаются следующие: 1) уровень ВНП или ВВП (в нашем случае я вынужден обращаться к индикатору уровня

Из книги Загробный мир по древнерусским представлениям автора Соколов

Вопрос о возмездии в загробном мире у нашего предка - древнерусского

автора Павловский Глеб Олегович

3. О времени, параллельном мире и немотивированности человека. Будущее прошлого - Разве история - это «все, что менялось во времени»? И есть история Млечного пути, история амебы? Нет. В строгом смысле, история бытует в единственном числе - всемирная история однократна. С

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

29. Человек повседневный. Борьба с повседневностью и ангел-фальсификатор в мире холодной войны. Повседневного человека вербуют в убийцы - Homo historicus был сдвоен с Человеком повседневным в едином существе. Один теснил другого внутри общей телесной оболочки; и второй

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

5.6. МЕСТО БЫВШИХ НЕОПОЛИТАРНЫХ СТРАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Вхождение того или иного социора в состав мирового сверхорганизма означает занятие им определенного места в его иерархической структуре. Все страны, входившие ранее в состав неополитарной мировой системы, с

Из книги Освобождение России. Программа политической партии автора Именитов Евгений Львович

Медицина: гармония человека в природе, профилактика, раннее диагностирование и лечение человека Говоря о медицине, надо начинать со следующего. Медицина – это не совокупность и не система клиник и поликлиник, лечебных учреждений и медиков, научных институтов и

Из книги Слово в защиту Израиля автора Дершовиц Алан

28. Является ли Израиль главным нарушителем прав человека в мире? ОбвинениеИзраиль - «это самый яркий в мире пример нарушения прав человека».Обвинители«Всемирной Конференции против расизма предшествовали четыре региональных конференции, чья задача состояла в том,

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

1. История вопроса.

2. Место человека в системе животного мира.

3. Краткий анализ и дискуссионные вопросы эволюции приматов.

4. Основные этапы антропогенеза, их характеристика.

5. Вопрос о центрах происхождения человека, основные гипотезы.

6. Соотношение биологического и социального в эволюции человека.

7. Билогическое учение о расах. Морфологическая и популяционно–генетическая концепции рас. Адаптивность расовых признаков.

8. Расизм, социал-дарвинизм, их оценка.

История вопроса.

Вопрос о происхождении человека до сих пор в известной мере ос­тается одной из сложных проблем. С древних времен отмечалось сход­ство человека с приматами, но это были лишь робкие догадки, которые не приводили к идее о происхождении человека от более низкоорганизо­ванных форм. В средние века религия мешала сделать вопрос о происхождении человека предметом научного исследования. Представление о естественном происхождении человека могло появиться и развиваться только на основе материалистического мировоззрения, которое широко распространилось лишь в XIX в.

Первая стройная гипотеза о происхождении человека была предло­жена Ламарком. Суть ее он кратко изложил в 1802 г., а затем подробней в 1809 г. в знаменитом труде «Философия зоологии». Эту гипотезу Ламарк построил на основе идеи о потребностях, вследствие которых соз­даются усилия, и об усилиях, порождающих орган. По его мнению, ка­кое-то наиболее развитое «четверорукое» благодаря обстоятельствам ут­ратило привычку лазить по деревьям, приспособившись ходить на двух ногах. Через несколько поколений эти «четверорукие» должны были пре­вратиться в двуруких, для которых четвероногое хождение стало затруд­нительным. Все это сопровождалось соответствующими изменениями органов. Гипотеза Ламарка возникла под влиянием взглядов француз­ских материалистов XVIII в., и в ней были следующие положитель­ные стороны: 1) впервые было предложено схематическое представление о естественных факторах, определивших появление человека (прямохождение, переход к новому питанию, общественная жизнь и др.); 2) высказана идея о животном происхождении человека; 3) сделана попытка раскрыть последовательность постепенного приобретения пред­ками человека «человеческих свойств» (двуногое хождение - новые фор­мы групповой деятельности - речь). Тем не менее Ламарку удалось лишь по-новому поставить проблему, не вдаваясь в фактическое дока­зательство отдельных положений. Гипотеза Ламарка не имела успеха, но оказала известное влияние на натура­листов, которые в дальнейшем зани­мались проблемой антропогенеза.

Наиболее крупный вклад в реше­ние проблемы происхождения человека был сделан Дарвином. Он предложил принципиальное решение вопроса и привел многочисленные доказательства развития человека из нижестоя­щих животных форм. Свои взгляды Дарвин изложил в трудах «Происхож­дение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). При этом Дарвин опирался не только на собственные ис­следования, но и на достижения других ученых, фактический материал и обоб­щения которых помогали обосновать Ч. Дарвину вывод о животном происхождении человека в процессе эволюции.

Так, Т. Гексли на сравнительно-анатомических данных показал, что по многим признакам антропоморфные обезьяны ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель основные положения по этой проблеме сформулировал в работе «Генеральная морфология организмов, общие принципы науки об органических формах, механически обоснованные реформированной Чарлзом Дарвином теорией происхождения видов» (1866), где сделал ряд обобщений на основе данных по эмбриологии че­ловека и впервые попытался представить родословное древо его, выдви­нув идею питекантропа как предковой формы.

Огромное значение для перехода к подлинно научному изучению мышления человека и его генезиса имела книга И. М. Сеченова «Рефлек­сы головного мозга» (1863), в которой была доказана связь между мыш­лением человека и высшей нервной деятельностью животных.

Этнограф и социолог Льюис Морган в работах «Лига ирокезов» (1861), «Система родства и свойства человеческой семьи» (1869) и дру­гих в результате изучения степени родства различных народов дал ана­лиз основных этапов развития семьи и брака, заложив фундамент мате­риалистического понимания истории первобытного общества.

Довольно быстро появлялись палеонтологические и археологиче­ские данные, позволявшие глубже анализировать отдельные периоды эволюции человека. Таким образом, во второй половине XIX в. имелся разнообразный фактический материал, чтобы сделать ряд важных обобщений и перейти к комплексному изучению проблемы происхождения человека. Становилось очевидным, что человек и его общество не обо­соблены от остального мира, т. е. от неживой и живой природы, а раз­вивались вместе с ними и являются частью всеобщего движения и изме­нения материи.

В своих работах Дарвин синтезировал огромный материал, накопив­шийся к 70-м годам XIX века, и убедительно доказал, что человек, как и все другие живые существа, произошел путем постепенных превра­щений его предков, что у него, как и у всех других организмов, можно пронаблюдать явления изменчивости, наследственности, борьбу за су­ществование, естественный отбор и приспособляемость к условиям окру­жающей среды.

В I главе книги «Происхождение человека и половой отбор» Дар­вин приводит многочисленные факты, подтверждающие развитие чело­века из более низкоорганизованных форм животного мира. Этот мате­риал можно разделить на три группы: 1) факты, убеждающие в сходст­ве строения и функций человека и других животных; 2) факты о сходстве зародышевого развития человека с таковым у животных; 3) рудиментарные органы как доказательство животного происхожде­ния человека. Наиболее подробно Дарвин рассматривает третью группу. Это было связано с тем, что первые две подробно исследовались Т. Гексли и Э. Геккелем. Кроме того, сравнительно-анатомические и эмбрио­логические данные в то время трудно было использовать для доказа­тельства эволюционной теории, так как креационисты и метафизики на этом фактическом материале доказывали свою фантастическую идею о единстве плана творения организмов всевышним.

Данные же по рудиментарным органам убеждают в относительности органической целесообразности, что несовместимо с метафизическим взглядом на мир и идеалистическим представлением об эволюции. С по­зиций теории естественного отбора рудиментарные органы - неизбежное следствие эволюционных преобразований. Этот принцип распространяет­ся и на человека, что и определило особое внимание Дарвина именно к этому факту. Оценка рудиментарных органов с позиций эволюционной теории нами уже рассматривалась (гл. II, III).

Дарвин в своей работе (гл. II) анализирует конкретные пути эво­люции человека, рассматривая результаты прямого действия среды, роль упражнения органов, атавизмы, соотносительную изменчивость и половой отбор. Все это позволяет ему подтвердить правильность симиальной гипотезы о происхождении человека. Дарвину удается пока­зать преимущества вертикального положения тела, формирования руки, развития мозга и членораздельной речи. Однако не все особенности че­ловека он связывает с действием естественного отбора; причины неко­торых преобразований он видит в прямом действии среды или упражнения (утрата человеком хвоста объясняется передачей по наследству влияния трения при сидении, а появление речи рассматривается как ре­зультат упражнения голосовых органов), т. е. в ряде случаев дает ла­маркистскую трактовку. Это не умаляет значения труда Дарвина, так как основным фактором эволюции человека он считает естественный от­бор, а остальные факторы, по его мнению, играли вспомогательную роль.

В III-V главах Дарвин дает сравнительный анализ умственных способностей человека и животных, а также нравственных качеств у первобытного и цивилизованного человека. Фактический материал, пред­ставленный Дарвином, в основном не утратил значения, но его трактов­ка была ошибочной. Отличия в психической деятельности человека и высших млекопитающих Дарвин сводил к чисто количественным харак­теристикам и не учитывал принципиальных качественных особенностей. Кроме того, источник человеческой морали он искал в общественных ин­стинктах животных. В заключительной главе Дарвин обращается к во­просу о месте человека в естественной системе животного мира и о низ­ших ступенях генеалогии его.

Эта работа Дарвина явилась наиболее полным трудом о происхож­дении человека, где обобщались почти все накопившиеся к тому времени данные. Хотя в работе и имелись существенные недостатки, она убеди­тельно доказывала, что человек произошел от более низших форм орга­низмов под действием естественного отбора.

В настоящее время принято выделять следующие основные стороны антропогенеза: 1) систематическое положение человека и его общность с другими живыми организмами; 2) предок человека; 3) древность человека; 4) основные стадии эво­люции факторы эволюции; 5) качественные особенности эволюции человека. 6) прародина человека.

Место человека в системе животного мира.

В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных. Человек, как и все живое на Земле, является биологическим существом. Это утверждение вытекает из того факта, что люди эволюционировали путем естественного отбора. Оно базируется на сопоставлении черт сходства и различия между современным человеком и другими видами. На многочисленных фактах Ч. Дарвин в своем труде “Происхождение человека и половой отбор” (1871) доказал близкое родство человека с высшими антропоидными обезьянами. Он отметил:

Сходство в строении скелета и других органов;

Сходство в поведении человека и обезьян;

Сходство ранних стадий эмбриогенеза;

Наличие общих рудиментарных органов.

Ч. Дарвин полностью опроверг божественное происхождение человека. У человека нет ни одного органа, отличающегося от органов высших животных.

В дальнейшем по мере развития анатомии и эмбриологии эти доказательства пополнились новыми данными, которые указывали на сходство в строении организма и эмбриональном развитии человека и животных.

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела – определяет принадлежность человека к типу Хордовых (Chordata).

Развитие позвоночного столба, сердца на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей – к подтипу Позвоночных (Vertebrata).

Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствует о принадлежности человека к классу Млекопитающих (Mammalia).

Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу Плацентарных (Placentalia, Eutheria).

Увеличенный мозг с двумя уникальными складками, большие, обращенные вперед глаза (глазницы окружены костными прикрытиями), специфическое строение среднего уха, смена зубов, конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), плоские ногти на пальцах, кисть способная к пронации и супинации, рождение, как правило, одного детеныша – признаки, характерные для отряда Приматов (Primates).

Объем мозга выше 900 см 3 , прямохождение, топография внутренних органов, связанная с таким положением тела, изгибы позвоночника, положение черепа вертикальное, строение гортани, связанное со способностью произносить звуки, резкое сокращение лицевого отдела черепа, отсутствие гребня на черепе, развитие подбородочного выступа, специфическое распределение волос на теле – признаки, характерные для рода Человек (Homo).

В настоящее время в пользу концепции животного происхождения человека свидетельствуют данные биохимии, иммунологии, генетики и других наук.

Так, у человека и человекообразных обезьян имеется сходство антигенов системы АВ0. Кровь шимпанзе и гориллы можно переливать человеку. Имеется сходство в количестве и строении хромосом. Для человека характерны 23 пары хромосом, для человекообразных обезьян - 24 пары, из которых 13 пар по строению одинаковы. Хромосома 2-й пары человека точно соответствует двум соединенным хромосомам шимпанзе. Хромосома 5-й пары шимпанзе точно соответствует такой же хромосоме человека, но ее перицентрический участок инвертирован на 180 0 по сравнению с человеческой хромосомой. Обнаружена значительная гомология ДНК человека и обезьян: с шимпанзе она составляет 91 - 92%, а по новым данным - на 98,9% (Г.Н.Матюшин, 1982), с гиббоном - 76%, с макакой-резус - всего 66%. Родство человека и животных подтверждается данными о родстве между генами, контролирующими синтез белков у разных организмов. Так, структура цитохрома-С человека и обезьяны отличается на одну аминокислоту, человека и собаки - на 10 аминокислот. В случае -гемоглобина у человека и гориллы имеется лишь одно различие в последовательности аминокислот.

Итак, с биологической точки зрения человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов. Его систематическое положение, в соответствии с современной классификацией следующее:

Надцарство – Eukariotae (Ядерные);

Царство – Animalia (Животные);

Тип – Chordata (Хордовые);

Подтип – Vertebrata (Позвоночные);

Класс – Mammalia (Млекопитающие);

Подкласс – Placentalia, s. Eutheria (Плацентарные, или Настоящие звери);

Отряд – Primates (Приматы);

Подотряд – Catarrhini (Узконосые);

Семейство – Hominidae (Люди);

Род – Homo (Человек);

Вид – Homo sapiens (Человек разумный);

Подвид – Homo sapiens sapiens (Человек разумный современный).

6.2. Основные этапы антропогенеза.