Образование и наука. Элиста - центр буддийской культуры

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.


После "блистательного" Таганрога и ночёвки в Волгодонске мы с раннего утра стремительно мчались в сторону степной Калмыкии.

И, забегая вперёд, скажем: Калмыкия не подвела, чертовски интересная эта республика:)

Чем ближе к Калмыкии — тем меньше деревьев, больше полей и жарче становится. Калмыкия, кстати, самый безлесный регион России.

А ещё на юге России путников ожидает множество поддельных заправок. Особенной популярностью пользуется бренд Лукойл. Ростовская область не является исключением:)

И вот, наконец, она, заветная стелла.

Несмотря на название, в этом районе Калмыкии сельское хозяйство быстро сходит на нет: поля сменяются огромными степными нераспаханными пространствами. Видимо, почва непригодна для земледелия, а может, просто никому не приходит в голову заниматься земледелием в степной республике.

Перед поездкой нас активно пугали: полицейскими в Калмыкии, движением и безумными маршрутками в Элисте. Так вот, докладываем: ГИБДД мы не заинтересовали, движение в Элисте спокойное, а маршрутки включают поворотники и почти не подрезают. Только в одном месте машины массово едут на красный, да и то там нет перекрёстка, а есть только непопулярный пешеходный переход.

Элиста — небольшой город, в котором проживает около 200 тысяч человек, почти как в родных Химках. Первым делом мы отправились завтракать в кафе с непривычным названием. Кухня в кафе была самая что ни на есть русская:)

Насытившись, отправились за духовной пищей в главный и крупнейший храм Элисты, который называется Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Высота храма составляет 63 метра (очень высокий), а внутри находится самая большая статуя Будды в России и Европе (высота - 9 метров).

А перед буддийским храмом, вызывая полный диссонанс, в теньке отдыхает Лада Самара.

Здание хурула, т.е. храма, окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей.

Есть даже информационная табличка для далёких от буддизма посетителей.

Храм впечатляет и по меркам Юго-Восточной Азии. Даже в Таиланде этот храм был бы одной из заметных достопримечательностей.

Качество стройки довольно низкое, что уже заметно, хотя храму чуть больше 10 лет. Как минимум, в негодность скоро придут лестницы.

Сюда не зарастёт народная тропа.

Несмотря на будний день, в храме многолюдно. Внутри съёмка запрещена, так что нам остаётся рассказать, что калмыки приносят в подарок Будде огромные пакеты с конфетами, печеньем и бутылки с молоком:)

Перед тем, как зайти внутрь, храм нужно обойти и покрутить все барабаны.

Действие это кажется абсолютно простым, но удивительно, что после такой круговой прогулки и посещения храма на душе становится удивительно светло.

Калмыки — настоящие буддисты, верующие не на словах, а на деле. Ну где ещё в России встретишь молящегося кому-либо из богов посреди города?

Где ещё на стенде висит газета не с Путиным и местным губернатором на первой полосе?

Далай-лама IV последний раз был в России в 2004 году, тогда он провёл в Элисте два дня. С тех пор в Россию ему попасть не удаётся, так как МИД не даёт ему визу, чтобы не злить Китай.

Храм для буддиста везде, и никакой мемориал жертвам Великой отечественной войны его не смущает:)

В центре площади Ленина (главной площади Элисты) находится отнюдь не Ленин, а Пагода Семи дней.

Тут же рядом стоит здание Калмыцкого Государственного университета.

Южная триумфальная арка поставлена на площади в честь двухсотлетия победы над Наполеоном и вхождения калмыков в Париж. В тени арки, да, правильно, паркуются находчивые автолюбители.

Атмосфера в городе очень умиротворяющая. На левой лавке сидят калмыцкие дедушки, на правой — бабушки, женщины и девочки:)

За целый день в Калмыкии мы не увидели ни одного пьяного. Резкий контраст с Таганрогом, например:)

Следующий пункт нашей программы — музейный комплекс на окраине города, посвящённый репрессиям калмыцкого народа. Первый памятник — вагон, подобный тем вагонам, на которых в 1943 году целый народ был депортирован в Сибирь и на Урал.

Поводом к депортации стало сотрудничество части калмыков с гитлеровской армией. Сталин был так разозлён, что решил не дожидаться окончания войны и начать депортацию немедленно.

Вынужденное переселение продолжалось до 1957 года, когда Хрущёв росчерком пера вернул калмыков обратно. Едва ли вы найдёте город в бывшем СССР, где больше любят Никиту Сергеевича, в Элисте даже улицу в честь него назвали.

На вершине холма находится странная скульптура работы Эрнста Неизвестного. Называет она «Исход и возвращение».

Без пояснений понять что-либо в замысле скульптора невозможно, оставим же толкование этого произведения искусства другим сайтам.

С вершины холма открывается чудесный вид на новый микрорайон, за которым тянется бескрайняя калмыцкая степь.

Представляете, просыпаетесь поутру, смотрите в окно, а там она, великая калмыцкая степь:) В другую сторону от монумента — дома старые, советские, с симпатичным орнаментом.

Проехав пару минут на машине с кондиционером (на улице в тени +35, а на солнце — выше +40, гулять решительно невозможно), останавливаемся у памятника Остапу Бендеру с 12 стульями.

В 1998 году в Элисте при поддержке тогдашнего президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова состоялась всемирная шахматная олимпиада. По поводу этого события за городом даже был построен небольшой шахматный посёлок. Памятник намекает нам на сходство между Элистой и Нью-Васюками, похвально, что власти города посмеялись сами над собой:)

Вместо наружки кое-где висят яркие орнаменты.

Для обеда нами была выбрана столовая на окраине города с простым названием «Калмыцкая кухня».

Лена у нас мясо не ест, а пища кочевника — сплошное мясо, поэтому дегустировать пришлось Паше. Супчик с симпатичным названием «дотур» состоит из мелко нарезанных потрохов и внутренностей барана. Пельмени также делаются из баранины и называются «бёреки».

Дотур имеет очень специфичный запах, так что остался недоеденным. Бёреки вкусные и похожи на наши обычные пельмени. Оба блюда вместе стоили около 200 рублей.

В кафе чисто, уютно и спокойно, кругом только местные жители, мы были единственными путешественниками.

Обедающие общаются, многие беседуют на калмыцком.

В нескольких километрах от Элисты расположен ещё один буддийский храм, Сякюсн-Сюме, который до 2005 года (до постройки Золотой обители в центре города) был крупнейшим хурулом республики.

Хурул находится посреди степи. Людей в нём почти нет, неподалёку стоит домик монахов. Ленточки колышутся даже от едва заметного порыва ветра.

Место очень атмосферное.

Следующие пару сотен километров мы ехали по величественной калмыцкой степи. Воздух раскалился настолько, что ехать с открытым окном невозможно даже на высокой скорости, воздух не охлаждает, а только жаром обдаёт. В тени + 36,5.

Единственное, что есть в степи — бесконечные ряды столбов и грунтовые дороги, отходящие от шоссе в степь в неизвестном направлении.

Дорога неплохого качества, но ухо лучше держать востро, ямки встречаются. Также периодически встречаются очень старые и медленные дагестанские грузовики (до Дагестана менее 100 км), которые, как правило, сопровождает шлейф чёрного дыма. До Москвы такие старые машинки не доезжают, а вот в южных регионах их много. Настоящий кошмар Гринписа:)

В редких посёлках-оазисах везде пасутся коровы.

На видео — дороги Калмыкии, сёла Калмыкии, АЗС Калмыкии и даже фуры Дагестана:

Наконец подъезжаем к Лагани, городу номер два в Калмыкии.

Ну как сказать городу, скорее, большому крепкому селу с ещё одним буддийским хурулом. В Лагани живёт целых 4000 человек.

Заходим в магазин, очень странная раскладка товаров, всё вперемешку. В холодильнике в пятилитровых канистрах, в каких у нас продают воду или омыватель, продаётся черносмородиновый сок.

Делать в Лагани особенно нечего, поэтому, сделав круг почёта, движемся в сторону Астраханской области. Калмыцкие дорожные полицейские не утруждают себя стоянием на дороге, предпочитая развалиться в машине неподалёку и установить рядом временный знак «движение без остановки запрещено». Удобно:)

Засмотревшись на отдыхающих полицейских, мы отклонились от маршрута: главная, оказывается, поворачивала, а не шла прямо, о чём не было предупреждения. Внезапно асфальт закончился посреди дороги, днище машины сильно ударило об огромную яму, и вся жизнь пронеслась перед глазами:)

Каким-то чудом с машиной ничего не случилось, мы вернулись обратно на нужную дорогу, на которой вскоре асфальт также закончился (в России между регионами часто нет асфальта). Так и встречали закат на ужасной грунтовке, на которой больше 40 с трудом можно ехать.

Внезапно степь закончилась, появились камыши, болота и протоки, и мы въехали в Астраханскую область и в дельту Волги. Появилось ощущение, что один день провели в далёкой буддистской стране, а сейчас вернулись обратно на родину.

Дорогу не делали хрен знает сколько, достаточно посмотреть на возраст указателей. Кстати, Оля — это имя порта на Каспийском море.

История калмыков как народа начинается с конца 16 века, когда племена ойратов разделились на три части, одна из которых переместилась из Центральной Азии на территорию современной республики Калмыкии, где и закрепилась в составе России в 1609 году.

Первое время сопровождалось частыми войнами, в том числе междоусобными, изменениями границ и кочевническими передвижениями. Периодически калмыки присягают на верность России , но часто нарушают соглашения, нападая на русских. Но примерно с конца 18 века начинается спокойная жизнь в составе России.

В 1917 году была образована так называемая Степная Область калмыцкого народа, а в 1920 году – Калмыцкая Автономная Область, которую через 15 лет преобразовали в Калмыцкую АССР.

1943 год был одним из самых мрачных в истории калмыки – Калмыцкая АССР упраздняется, её территория отходит к Астраханской области, а практических всех калмыков депортируют (в основном в Сибирь).

Лишь через 14 лет калмыки вновь возвращаются на родину, а в 1958 году восстанавливается Калмыцкая АССР, которую в 1992 переименовали в Республику Калмыкия.

География и климат Калмыкии

Республика Калмыкия имеет много соседей, на юге – это Ставропольский край и республика Дагестан, на востоке – Астраханская область , на западе – Ростовская, а на севере – Волгоградская область . Часть юго-восточной территории омывается Каспийским морем.

Равнинная территория региона в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями.

Каспийское море – не единственный водный ресурс республики. В одном из мест Калмыкия узким выступом выходит к Волге – там находится город Цаган Аман , помимо этого на территории республики текут реки Кума и Маныч. Есть на территории Калмыкии и озера: , Сарпинские озера , Яшалтинское Соленое озеро и Состинские озера.

Климат Республики Калмыкия – резко континентальный. Его особенностями являются жаркое и сухое лето, а также малоснежная и не самая холодная зима (хотя порой температура зимой значительно падает). Кроме малого количества осадков и засушливости особенностью климата являются постоянные ветра.

Природа Калмыкии

В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры – это степные представители.

В первую очередь среди них стоит отметить различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник "Черные земли" . Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.

Второй участок этого заповедника – – также охраняет многочисленные популяции различных птиц: пеликанов, лебедей, серых гусей, дроф, журавлей, чаек, ласточек и других.

Население и экономика Калмыкии

В республике три города: Элиста , Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.

Экономика Республики Калмыкия развита слабо, промышленность в основном сконцентрирована в добыче полезных ископаемых (нефть и природный газ), присутствует машиностроение, металлообработка и производство стройматериалов.

Сельское население занимается выращиванием зерновых культур, овощей и бахчевых культур, а также животноводством и производством шерсти.

Культура и религия Калмыкии

Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников , посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.

  • Горящие туры по всему миру
  • Как добраться

    Добраться до Республики Калмыкия можно как по земле, так и по небу. Калмыкию с другими городами России связывает несколько автодорог - например, трасса из Волгограда, Ставрополя, Минеральных Вод и др. Участок железной дороги Элиста - Дивное связан с сетью остальных железных дорог, но, скорее всего, ехать вам придется поездом через Ставрополь или же автобусом или самолетом.

    Автобус из Москвы в Элисту идет около суток, стоимость проезда в один конец - 2500 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.

    Авиакомпания «Руслан» осуществляет рейсы из Москвы в Элисту, но поймать их очень сложно, так что, возможно, лететь придется тоже через Ставрополь, а уже оттуда - в Калмыкию поездом или автобусом. В Калмыкии имеется только один аэропорт - в Элисте, в него совершаются перелеты из Москвы, Минеральных Вод и Ростова-на-Дону.

    Поиск авиабилетов в Республику Калмыкия

    Погода в Республике Калмыкия

    Климат в Калмыкии - далеко не курортный и характеризуется как резко континентальный. Лето тут жаркое и сухое, а зима - малоснежная и нередко морозная. В среднем температура января в Калмыкии составляет около -7...9 градусов на юге республики и около -10...12 градусов на юго-западе. В северных районах зимой случаются холода с тридцатипятиградусным морозом. Зато солнечных дней в году здесь довольно много - 280. Средняя температура июля в Калмыкии - +23...25 градусов. Максимальная жара - около +40...44 градусов.

    Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии

    Нужно признать, что большим разнообразием природа Калмыкии не отличается - в основном это знаменитые «калмыцкие степи», но это не значит, что тут нет достопримечательностей. Тем не менее начинать знакомство с этой степной страной лучше с ее столицы - небольшого, но красивого города с поэтичным названием Элиста. Город был основан в конце 19 века, и сегодня в нем проживает всего около 100 тысяч человек. Сам город - уникальное явление, возвышающееся в степи.

    Элиста - город с буддистским колоритом, чистыми и уютными улицами и невероятными зданиями. Так, например, здесь находится крупнейший в Европе буддистский семиуровневый храм Золотая обитель Будды Шакьямуни с самой крупной на континенте статуей Будды высотой в 12 метров!

    В Золотой обители хранится множество реликвий, например, одежда Далай-ламы XIV и волосы Ламы Цонкапы. На первом уровне находятся музей, конференц-зал и библиотека, на втором - статуя Будды, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, выше - комнаты индивидуального приема, резиденция главы буддистов, резиденция Далай-ламы XI и хозяйственные помещения, а на самом последнем этаже находится комната для медитации, куда есть доступ только монахам.

    Элиста - Калмыцкий хурул

    Большое Яшалтинское озеро

    Среди природных достопримечательностей Калмыкии нельзя не сказать об уникальном Большом Яшалтинском озере. По лечебным свойствам его способно превзойти только, наверное, Мертвое море. И несмотря на то, что вокруг озера не курортные города, а степь да ковыль, большое количество россиян приезжает к нему, чтобы поправить свое здоровье - от лечения респираторных заболеваний до болезней репродуктивной функции и с целью омоложения. Тем более что недавно здесь был построен современный лечебный центр, на сегодняшний день - один из лучших в списке российских здравниц.

    По лечебным свойствам Яшалтинское озеро способно превзойти только, наверное, Мертвое море.

    Заповедник «Черные земли»

    Между Волгой и Кумой расположен калмыцкий природный заповедник «Черные земли» площадью в 121 тысячу гектаров.

    С 1990 года эти земли считаются государственным биосферным заповедником с целью сохранения уникальной природы этих земель от экологической катастрофы, например, ради спасения популяции сайгаков.

    Здесь же, на территории заповедника, находится озеро Маныч-Гудило, где охраняются зимовки и гнездовья лебедей, пеликанов, дроф и других редких птиц. На территории озера расположено 12 островов, путешествуя по которым вы сможете полюбоваться птицами заповедника и красивыми ландшафтами дикой природы.

    Сити-Чесс

    Если вы являетесь поклонником современных достопримечательностей, то обязательно посетите район Сити-Чесс. Прообраз этого уникального района - проект Нью-Васюки Остапа Бендера, героя романа «Двенадцать стульев». Он был возведен в 1998 году в качестве комплекса для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Олимпиада прошла, а «Город Шахмат» и по сей день радует жителей и гостей города. В центре комплекса находится огромный Дворец шахмат, где, собственно, и проводилась олимпиада. Сегодня в нем расположены спортзалы, офисы и кафетерии. Площадь комплекса застроена небольшими коттеджами, что создает впечатление, словно вы находитесь не в столице Калмыкии, а в европейском городке с милыми домиками и ухоженными газонами. Территория района украшена интересными скульптурами, а еще здесь имеется даже небольшой православный храм Георгия Победоносца, идеально вписывающийся в архитектурное настроение комплекса.

    Цаган Аман

    Почти в 300 км от Элисты находится удивительно место под названием Цаган Аман. В древности оно служило традиционным форпостом для переправы через Волгу для скифов, печенегов, половцев и других народов, населявших эти земли, и получило название «Белые ворота». Здесь же находится прекрасный храм - Цаган-Аманский хурул, установленный в начале 90-х годов рядом с домом, в котором когда-то проживал и служил лама Тугмюд-гавджи. Этот храм - прекрасный экземпляр буддийского зодчества с изящной пагодой с золотистой крышей, украшенной деревянной резьбой. На стенах храма висят иконы с изображением богини-защитницы Зеленой Тары, дарующего здоровье Будды Манлы и других буддистских божеств, привезенные из Монголии и Тибета, а также бронзовые скульптуры, выполненные мастерами из Непала.

    Республика Калмыкия - красивый и интересный край, непохожий на большую часть российских городов и областей, что делает его еще более интересным для путешествия.