Когнитивная наука @ когнитивист. Понятие и краткая история

Когнитивная наука

Все, что делают люди, они делают исходя из свох знаний. Знания определяются тем, как человек мыслит и воспринимает реальность. Отсюда: законы мышления и восприятия определяют все, что делают люди.

В этой простой идее заключена вся важность когнитивной науки - науки, изучающей законы мышления и восприятия. Это не психология, хотя тесно смыкается с ней временами: психология пытается изучать строение души, сознания, его законы, действующие в нем силы, понять человека полностью , а когнитивная наука изучает только "механику" мышления и воспрития: как из восприятий рождается мысль, и как из одной мысли рождается другая. Поиск ответов на эти "простые" вопросы стал истинной точкой старта органической логики.

Следует предупредить читателя: сегодня термин "когнитивная наука" понимается гораздо уже. Так именуют изучение работы сознания человека как компьютера, принимающего, хранящего и обрабатывающего информацию. Мозг - это большой компьютер: вот главная предпосылка современной когнитивной психологии. Но мы не можем всерьез относиться к этой идее: человек лишь тогда похож на компьютер, когда он имеет дело с информацией, но информация - это далеко не все, с чем имеет дело сознание человека. Еще есть чувства и эмоции, убеждения и верования, концепции и парадигмы, мифы и установки - в общем все, что придает смысл информации, без чего она просто - бесмыссленный набор букв или цифр. Именно смысл играет главную роль в нашем восприятии и мышлении, и когнитивная наука не может обойтись без изучения "законов смысла" , не может ограничиваться только изучением "законов информации".

Скажем еще иначе. Люди действуют, исходя из знаний, но

Знания = информация + смысл

И тогда на первое место выходит вопрос: как информация, которую мы получаем из внешнего мира, приобретает для нас определенный смысл? Или, как из набора отдельный возбуждений в рецепторах нашего глаза рождается цельное восприятие яблока, лежащего на подоконнике? Или, как из разрозненного набора фактов и сведений о какой-то вещи у нас рождается ее глубокое понимание?

Современная когнитивная наука, увлекшись компьютерами и томографами, забыла, что еще в начале 20-го века был дан ответ по существу на этот вопрос. Это сделал основатель школы гештальт-психологии Макс Вертгеймер.

Гештальт-теория

Если мозг человека - это компьютер, то для того, чтобы информация превратилась в знание, человек должен сначала "загрузить" сырую информацию из внешнего мира через органы восприятия, а затем обработать ее какой-то внутренней программой и получить на выходе какой-то вывод, знание. Так думают многие когнитивные психологи сегодня, и так думали психологи до начала 20-го века, хотя они компьютеров в глаза не видели.

Но Вертгеймер на очень простых экспериментах покзал: все происходит прямо противоположным образом. Сначала человек воспринимает вещь как целое, и лишь потом с учетом этого целого придает смысл той или иной детали этой вещи. То есть, восприятие не собирает цельный смысл воспринимаемой вещи из мозаики отдельных ее деталей, а наоборот, сразу схватывает ее цельный смысл и уж затем обращается к ее деталям. Не снизу вверх, а сверху вниз. Глядя на человека, мы не собираем в голове его лицо из отдельных деталей - ушей, глаз, носа, рта, мы видим лицо целиком сразу. Мы мгновенно можем узнать знакомое лицо, для этого нам не нужно времени для анализа, обработки и сопоставления информации. И этим мы отличаемся от компьютеров, которым нужно отдельно и последовательно анализировать все характеристики лица, чтобы сделать какой-то вывод.

Вертгеймер называл эти целостности, которыми мы воспринимаем мир (и мыслим) гештальтами . Гештальты - это смыслы, которыми мы упорядочиваем свой опыт, это организующие силы нашего восприятия и мышления, без которых оно бы рассыпалось на отдельные осколки, не имеющие смысла . Это можно видеть у людей, получивших травму мозга: они называют каждую букву слова, но не могут его прочитать. Когда им показывают фотографию человека, они не могут сказать, знают ли его - безрезультатно пытаясь вычислить это из отдельных деталей изображения.

Вертгеймер первый начал исследовать законы гештальта, "законы смыслов" (он называл их "законами организации перцептуальных форм"). А мы лишь двинулись по его стопам и смогли обогатить гештальт-теорию идеями, которых не знали до середины 20-го века, идеями науки сложных систем. Органическая логика - то, что получилось в результате.

Дополнительно точно


Перед наукой, в том числе когнитивной, долгие годы стоял важный вопрос: как лучше учиться, больше впитывать информации и применять полученные знания? Достигнутые результаты весьма удовлетворительны, но не выдающиеся. В этой сфере пока еще не наступил революционный прорыв. Гарвардский ученый Дениэл Уиллингэм написал книгу под названием «Why Don’t Students Like School?», которая полностью посвящена принципам обучения с позиции .

Уиллингэм утверждает, что эти принципы:

  • Имеют крепкую научную поддержку: «эти принципы базируются на большом количестве информации, а не на паре исследований».
  • Не зависят от сферы обучения: «это факты работы человеческого мозга, поэтому не имеет значения, изучаете вы испанский или математику».
  • Предлагают не очевидные решения: «учитывая новизну этих принципов, нужны новые методы преподавания и обучения».
  • Несут упущения, если их не применять: «между использованием принципов и не использованием находится большая пропасть. Это не просто теории, их можно применять здесь и сейчас».

Следует сказать, что некоторые из этих принципов достаточно спорные. Однако они имеют место быть хотя бы для того, чтобы подискутировать о них.

Фактические знания предшествуют навыкам

Уиллингэм считает, что Эйнштейн ошибался: знания более важны, чем воображение, потому что это глина, из которой можно вылепить любую идею и фантазию. Есть исследования, которые показывают важность знаний - они влияют на то, как мы обучаемся. Без огромного количества информации большинство озарений Эйнштейна были бы невозможны.

Тщательные исследования показывают, что солидный багаж знаний положительно влияет на скорость обучения, позволяет понять и запомнить больше. С этим трудно поспорить, ведь многие выдающиеся люди тоннами поглощали книги. Вопрос лишь в том, развивались ли с этим их когнитивные способности.

Уиллингэм утверждает, что вы не сможете научить человека как правильно думать без определенного количества того, что думать.

Память - это остаток мыслей

Вы запоминаете то, о чем думаете. Несмотря на первый принцип, просто большого количества информации будет недостаточно. К тому же выделение ключевых слов и фраз не работает, ведь вы не концентрируетесь на смысловой глубине, а вместо этого замечаете только выделенные слова.

Существует техника Ричарда Файнмана, которая указывает, что человек во время чтения или обучения должен брать небольшие паузы и быстро резюмировать пройденный материал. Данный подход стимулирует обращать внимание на смысл, лежащий в основе, а это именно то, что нужно человеку для обучения.

Та же проблема с аналогиями и . Если они созданы для демонстрации поверхностного смысла без углубления в детали, то в них также мало смысла.

Мы впитываем знания в контексте того, что уже знаем

Абстрактные предметы вроде математики, физики, финансов или законодательства при изучении кажутся наиболее сложными. Причина в том, что мы изучаем вещи в контексте того, что уже знаем, а абстрактные предметы тяжело поддаются представлению.

Иногда человеку кажется, что он что-то понял, когда на самом деле это не так. Без понимания сути абстрактной вещи такого утверждать нельзя. Умные ученики прекрасно понимают свои слабости, поэтому выстраивают подмостки (графики, диаграммы) для того, чтобы вникнуть в самую суть.

Профессионализм требует практики

Единственный путь стать в чем-то экспертом - это практика. Но что удивительно, некоторые базовые навыки требуют больших усилий, чем сложные.

Важно, даже будучи профессионалом, время от времени практиковать самые простые вещи.

Познание принципиально отличается в начале и в конце обучения

Должны ли вы изучать науку, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты как настоящие ученые? Уиллингэм говорит, что нет.

Знание о создании чего-либо и знание о приобретении знаний - это совершенно разные вещи. Для большинства дисциплин понимание научных фактов важнее самого научного процесса. Научные факты ближе для нашей повседневной жизни.

Люди обучаются практически одинаково

Уиллингэм утверждает, что стили обучения - это глупости. Что не существует никаких визуальных, аудиальных и кинетических учеников. Он также говорит, что это верно и в отношении других теорий обучения.

Если вы дадите двум людям (аудиалу и визуалу) одну и ту же информацию, выраженную в звуковом и визуальном виде, то результаты покажут, что они запомнили и впитали одинаковое количество информации.

Это очень спорный принцип, поэтому относитесь к нему с осторожностью. Наверняка вы и сами знаете, что лично вам информацию легче усваивать определенным образом.

Интеллект можно повысить путем напряженной непрерывной работы

Интеллект частично зависит от генов и частично от опыта и трудолюбия. Уиллингэм утверждает, что человек может стать умнее, если будет непрерывно повышать свои . Пожалуй, это единственный принцип, который полностью отвечает современным представлениям об интеллекте.

Желаем вам удачи!


сравнительно новая область науки , имеющая узкоспециализированную направленность.

Объединяет специалистов различного профиля. В настоящее время активно развивается и накапливает знания.

Понятие и краткая история

Что такое когнитивистика?

Когнитивистика в широком смысле слова означает совокупность научных дисциплин и исследований , изучающих интеллект и способы хранения, приобретения, изменения и использования знаний.

Узкое определение дал Майкл Айзенк. По Айзенку когнитивистика - это междисциплинарное исследование применения и приобретения знаний.

Существует другое определение, согласно которому когнитивистика - междисциплинарный комплекс научных направлений , изучающих познание и высшие формы мыслительной деятельности и мыслительных процессов.

Объединяет в себе результаты исследований в следующих науках:

  • психология;
  • философия;
  • антропология;
  • теория познания;
  • нейрофизиология;
  • теория искусственного интеллекта.

Когнитивистика возникла в результате противопоставления теории бихевиоризма, предложенной американским психологом Джоном Уотсоном.

Уотсон заявлял, что только поведение должно изучаться с научной точки зрения, сознание не может быть предметом интереса науки.

С начала 1950 годов теория Уотсона утрачивает звание единственно верной.

Джон Миллер предположил, что части информации закодированы и расшифрованы в глубоких пределах разума.

Позже ученые Джон Маккарти, Герберт Саймон и другие основывают область науки под названием искусственный интеллект.

Впервые термин когнитивистика был употреблен Кристофером Лонге-Хиггинсом в 1973 году.

Известные когнитивисты

В мире есть определенное количество людей, посвятивших себя изучению когнитивистики, и они по праву признаны специалистами в этой области.

Классические методы в основе

В основу когнитивистики заложено два классических метода.

Первый метод именуется символизмом . Основной идеей метода является схожесть между мыслительной деятельностью человека и мышлением компьютера. Компьютер имеет центральный процессор, в котором обрабатывается вся поступающая информация. Человек имеет похожую структуру.

Второй метод носит название коннекционизма . Полностью противоречит первому методу.

Мышление человека невозможно сравнить с мышлением процессора компьютера, потому это данные нейробиологии о мозговой деятельности опровергают это утверждение.

Дать стимул человеческому мышлению могут искусственные нейронные сети.

Применение знаний на практике

Знания когнитивной науки широко применяют в практической деятельности .

Когнитивисты могут помочь людям с проблемами или нарушениями функций работы головного мозга. Разрабатывается индивидуальная программа лечения, в результате у человека восстанавливаются естественные процессы в головном мозге.

Когнитивистика позволяет создать верную методику для изучения детьми языков или других предметов, требующих активной работы отделов головного мозга.

Разработчики сайтов могут воспользоваться накопленными знаниями когнитивной науки. При размещении рекламы для владельца сайта важно, чтобы рекламный пост был сразу замечен человеком, и он бы заинтересовался предложенным вариантом.

Для этой цели нужно понять, какую организацию имеет человеческое внимание и восприятие, исследовать движение глаз.

Ответы на эти вопросы знает когнитивистика и это помогает владельцам сайтов поместить рекламу с выгодой для себя .

По такому же принципу работают заказчики рекламы на телевидении.

В идеале можно предотвратить развитие заболеваний , если ученые поймут механизм, как посылать мозгу такие сигналы, чтобы он делал то, что требуется организму для нормального функционирования.

Методы современной когнитивистики

Когнитивистика является междисциплинарной наукой, поэтому применяются методы исследования из психологии, нейробиологии, теории искусственного интеллекта и другие.


В группу мозгового отображения входит оптическое отображение. Используются инфракрасные передатчики и приемники. Безопасная технология, позволяет изучать мозг не только у взрослого человека, но и у младенцев.

  1. Вычислительное моделирование. Требуется математическая постановка проблемы. Позволяет понять функциональную организацию познавательного явления.
  2. Из менее популярных методов выделяются динамическая теория систем, нервно-символическая интеграция и модели Bayesian, методы прямой мозговой стимуляции, посмертные исследования.

Когнитивистика является молодой наукой с большим будущим. Ученые делают всё возможное для применения накопленных знаний на практике , а обычные люди с интересом наблюдают за бурным развитием когнитивных наук и приобретают новые знания о познании, процессах мышления.

Лекция М. В. Фаликман «Современная когнитивная наука: внутри и вне черепной коробки»:

cognitive science) - комплекс наук, изучающих познание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей. Включает в себя исследования, проводимые в таких областях, как эпистемология, когнитивная психология, лингвистика, психолингвистика, психофизиология, нейробиолошя и компьютерная наука. Основания когнитивной науки были заложены исследованиями математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936). Ему удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тем самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил в 1948, что каждый элемент информации может быть представлен как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено с помощью двоичной системы счисления (в битах). К. Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению мозга. Уже в 1948 У. Мак-Каллох и В. Питгс выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации в принципе может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление когнитивной науки внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, позволившие объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием технических систем и соответствующими формами поведения людей. Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека и формирования когнитивной психологии. С кон. 1960-х гг. анализ природы человеческого познания с помощью информационных моделей становится общепринятым подходом. Серьезное влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в когнитивной науке оказала компьютерная революция, быстрое развитие вычислительной техники. В результате здесь постепенно стало доминирующим направление, ориентированное на создание новых когнитивных компьютерных моделей (напр., разработанная еще в 1958 программа Логический Теоретик), которые в принципе могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Другое направление связано с разработкой экспертных систем, т. е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач. Современные компьютерные когнитивные модели находят все более широкое применение в самых разнообразных областях науки, в той или иной мере касающихся человеческого познания, - нейрофизиологии, когнитивной психологии, психолингвистике, лингвистике, эпистемологии и т. д.

Лит.: Наиссер У. Познание и реальность. М., 1981; Anderson J. A. The Architecture of Cognition. Cambr., 1983; Gardner The Minds New Science: A History of Cognitive Revolution. N. Y. 1985.

Отличное определение

Неполное определение ↓

когнитивная наука

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio - знание, познание) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя такие дисциплины, как эпистемология, когнитивная психология, исследования в области искусственного интеллекта, психолингвистика, нейропсихология, а в последнее десятилетие также нейрокибернетику и вычислительную нейробиологию. Основания К. н. были заложены в исследовании математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936), которому удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тьюринг описал некую гипотетическую идеальную вычислительную машину («машина Тьюринга»), у которой может быть только фиксированное конечное число возможных «состояний» и которая позволяет определить, какая функция вычислима. Т е м самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил (1948), что информация может быть представлена как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено в битах или с помощью двоичной системы счисления (бит - двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1). В результате был открыт математический формализм, позволивший оценивать информацию независимо от ее содержания и носителя. Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению когнитивных функций мозга. Уже в 1948 У Мак-Каллох и В. Питтс выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации, в принципе, может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление К. н. внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, которые позволили объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием механических систем и соответствующими формами поведения людей. Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека с точки зрения модели переработки когнитивной информации и формирования когнитивной психологии. С конца 60-х г. 20 в. анализ природы человеческого познания с помощью моделей переработки информации становится, скорее, правилом, чем исключением. Решающее влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в К. н. оказала компьютерная революция, способствовавшая формированию здесь двух основных направлений. Одно из них ориентируется на создание новых когнитивных моделей (напр., разработанная еще в 1958 Ньюэллом и др. программа Логичный Теоретик), которые, в принципе, могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Другое направление оказалось связанным с разработкой экспертных систем - т.е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач. В К. н. разработаны два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем. Первый, более ранний, классический подход - символицизм (symbolicism) - исходит из предположения, что человеческое мышление функционально эквивалентно мышлению компьютерного интеллекта, состоящего из центрального процессора, который в состоянии последовательно (т.е. один элемент за другим) обрабатывать единицы символьной информации. Сторонники второго подхода - коннекционизма (connectionism) - полагают, что идея центрального цифрового процессора, в принципе, неприменима к человеческой когнитивной системе в силу ее несовместимости с соответствующими данными нейробиологии. С их точки зрения, работа когнитивных систем живых существ может быть симулирована с помощью искусственных нейронных сетей, состоящих из «формальных» нейронов, параллельно перерабатывающих информацию. В отличие от обычных цифровых компьютеров, современные нейрокомпьютеры в состоянии обрабатывать самую разнообразную (а не только символьную) информацию, которая сохраняется как паттерн установленного между узлами соединения. Они, в частности, могут эффективно распознавать образы, обучаться, решать сложные проблемы (если, напр., входящая информация сопровождается шумом или если решение невозможно найти с помощью простого алгоритма) и т.д. Однако в решении многих сугубо аналитических задач, требующих четких высокоуровневых правил обработки информации (напр., обучения языку), они пока уступают цифровым компьютерам. Широко привлекая различные модели переработки информации, К. н. стремится дать объяснения лишь тем когнитивным процессам, которые эмпирически (экспериментально) фиксируются психологией - напр., распознавание образов, внимание, запоминание, решение проблем, рассуждение, планирование и т.д. И. П. Меркулов Лит.: СолсоР. Когнитивная психология. М., 1995; ThagardP Mind: Introduction to Cognitive Science. Cambridge, 1996.

и когнитивная лингвистика

В науке XX века одним из интереснейших и важнейших событий явилось возникновение когнитологии или когнитивной науки . Когнитология изучает сложные феномены – ментальные процессы, которые выделили человека как разумное существо, и результаты этой ментальной деятельности – знания.

Когнитология имеет междисциплинарный характер. Она объединяет вокруг себя разные науки – математику и психологию, лингвистику и моделирование искусственного интеллекта, философию и теорию информации. Возникло это научное направление на Западе, но в настоящее время оно активно развивается и в России, в первую очередь, в сфере психологии и лингвистики. Когнитивная лингвистика в России связана, в первую очередь, с именами Елены Самойловны Кубряковой и ее коллег в Институте языкознания РАН в Москве и Николая Николаевича Болдырева и его коллег в Тамбовском государственном университете.

Когнитивные науки – это науки, занимающиеся человеческим разумом, мышлением и теми ментальными (умственными) процессами и состояниями, которые с ними связаны. Предметом когнитивных наук является когниция (познание) и связанные с ним структуры и процессы; исследование феномена знания во всех аспектах его получения, хранения, переработки и т.п., какими типами знания и в какой форме обладает человек, как репрезентировано знание в его голове (пропозиции , скрипты , сценарии , схемы , образы , фреймы и пр.), каким образом человек приходит к знанию и как он его использует.

Когнитивная психология – особое когнитивно ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология стояла у истоков когнитивной науки и обязана своим названием Ульриху Найссеру. Когнитивный подход рождается именно в психологии. Он знаменует отказ от упрощенного понимания психических процессов и человеческого поведения в терминах стимулов и реакций, характерных для бихевиоризма . В орбиту научных интересов когнитивной психологии попадают не только такие феномены как научение, обучение и память, но и более сложные явления: планирование деятельности, виды отражения мира в мозгу человека и формирование с этой целью разных типов его ментальной репрезентации – всего того, что получает название «человеческой ментальной деятельности».

Параллельно с возникновением когнитивной психологии зарождается другое направление – когнитивная лингвистика. Когнитивная лингвистика – лингвистическое направление, возникшее к началу 80-х гг. XX века в рамках когнитивной науки. В центре внимания этого направления находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации. Иначе говоря, когнитивная лингвистика изучает, какую роль язык играет в процессах познания, усвоения и хранения знаний.

Когнитивная лингвистика исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в осуществлении познавательных процессов и обобщения человеческого опыта. Концептуализация – это процесс формирования так называемых концептов . Понятие концепта, несмотря на то, что, что оно является базовым в когнитивной науке, в разных её отраслях трактуется по-разному. Поэтому в научной литературе можно найти множество дефиниций концепта. Например, Елена Самойловна Кубрякова дает следующее определение концепта: «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике». В самом общем виде концепт можно определить как ментальную структуру, связанную со знаниями об одном явлении действительности (или группе явлений). Концепты, как правило, могут быть вербализованы , т.е. названы или описаны средствами языка. Так, можно говорить о концептах «пространство», «время», «человек», «завтрак» и т.д. Концепты формируются в результате и на основе процессов категоризации , т.е. такой обработки знаний, при которой происходит выделение и обобщение признаков предметов и явлений и их последующая классификация.

Когнитивная лингвистика заимствует из когнитивной науки ключевое понятие когниция , но вносит в него существенные коррективы. В когнитивной науке когниция – это вся деятельность человека с информацией, поступающей извне и постоянно обрабатываемой в ходе восприятия и оценки окружающей человека действительности органами чувств. В этом процессе задействованы все когнитивные способности человека – внимание и воображение, память и другие процессы сознания.

Когнитивная лингвистика изучает роль языка не столько в осуществлении сложной познавательной деятельности, сколько деятельности обыденного сознания, для которого определяющую роль играют наивная модель мира и соответствующая её языковая картина мира . В когнитивной лингвистике язык определяется как когнитивная способность, процесс, протекающий в виде речевой деятельности, в актах говорения и понимания. Одна из главных задач когнитивной лингвистики – познание языковой способности человека.