Глаголы бывают возвратные и невозвратные. Из чего состоят глаголы. молит – молится, бранит – бранится

Невозвратными глаголами называются глаголы без постфикса –ся; возвратными – глаголы с постфиксом –ся. Исторически образование возвратных глаголов связано с местоимением ся , которое первоначально присоединялось только к переходным глаголам (мыть + ся («себя») = мыться ).

Все глаголы в русском языке можно разделить на несколько групп:

невозвратные глаголы,

от которых образуются возвратные

невозвратные

возвратные

а) мыть + ся

строить + ся образование возврат

ных форм

встречать + ся

б) белеть + ся

темнеть + ся – морфологические синонимы

в) глядеть – наглядеться глаголы

работать – наработаться СД

г) писать – не пишется безличные

спать – не спится глаголы

отвечать

обедать

бороться

смеяться

артачиться

Таким образом, можно сделать вывод о том, постфикс –ся в русском языке может выполнять несколько функций:

Образовывать возвратные формы глаголов (мыться, белеться );

Образовывать возвратные глаголы, отличающиеся от производящих невозвратных глаголов лексическим значением (прощать – прощаться, добить - добиться ).

Следует отметить, что некоторые глаголы на –ся имеют синонимичное возвратное сочетание (лишиться – лишить себя, покрыться – покрыть себя ).

Деление глаголов на невозвратные и возвратные установилось в русском языке безотносительно к делению глаголов на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Полностью оно не совпадает ни с тем, ни с другим, хотя связано с категориями переходности и залога: аффикс –ся является показателем непереходности глагола, а залоговую соотносительность дают лишь возвратные формы глагола.

Категория залога

Категория залога является одной из самых сложных проблем русской грамматики. Ученые-лингвисты по-разному определяют содержание этой категории, а потому по-разному решают вопрос о количестве залогов: одни насчитывают до 17 залогов, другие вообще отрицают наличие залогов.

В русском языкознании существуют следующие определения залога:

1) залог обозначает «деяние, от одного к другому переходящее, и деяние, от одной вещи к другой не переходящее» (Ломоносов);

2) залоги – это такие глагольные формы, которые обозначают различие в отношении глагольного действия к его субъекту. На этом основании можно выделить возвратный залог (книга читается ) и невозвратный залог (читать книгу ) – Аксаков, Фортунатов;

3) залог – это отношение действия к объекту (Буслаев, Шапиро);

4) залог – это выражение актива и пассива субъекта (Исаченко, АГ-70);

5) залог – это отношение действия к субъекту и объекту (Виноградов, Головин, Гвоздев, Шанский).

Во всех названных определениях залога присутствует общий критерий – отношение действия к субъекту и объекту. Данный признак, действительно, является важным в залоговом содержании, поскольку залог, как и другие глагольные категории, проявляет себя прежде всего как определенное грамматическое отношение – отношение действия к его источнику и к объекту. Категория залога отражает объективно протекающие процессы, осуществление которых возможно при наличии деятеля и объекта приложения действия.

Мать (субъект) умывает (действие) ребенка (объект).

Ребенок (субъект, объект) умывается (действие).

Но в русском языке есть глаголы, называющие такие действия, для реализации которых нужен только деятель, субъект действия:

Облака (субъект) тихо плывут по небу.

Таким образом, все глаголы в русском языке можно разделить на две группы:

1) глаголы, способные передавать залоговые отношения (залоговые глаголы);

2) глаголы, не передающие залоговых отношений (незалоговые глаголы).

Проект урока-исследования в 5 классе по теме «Возвратные и невозвратные глаголы». (Программа и УМК С.И. Львовой, В.В.Львова)

Цели урока: дать общее представление о понятии «Возвратные и невозвратные глаголы»; организовать исследовательскую деятельность школьников при освоении данной учебной темы.

Задачи урока:

Формировать умение находить и дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы в тексте;

Учить различать разнообразие оттенков лексического значения возвратных глаголов и правильно употреблять их в речи;

Развивать навыки исследовательской работы;

Работать над совершенствованием монологической речи;

Воспитывать любовь и интерес к слову.

Оборудование урока:

Портреты В. Даля, М. Пришвина;

Словарь В. Даля (т.4)

Карточки для индивидуальных заданий;

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вход в новую тему. (Учитель показывает портрет В. Даля и задаёт вопросы:

Знаете ли вы этого человека? Что вам о нём известно? Какую память о себе он оставил людям?).

После ответов детей учитель делает обобщение – переходит к изучению нового: В. Даль - писатель, учёный - лексикограф, посвятивший всю свою жизнь слову. Он собирал и исследовал слова родного языка, восхищаясь их красотой и мудростью. Мы тоже сегодня займёмся постижением загадок, скрытых в привычных словах. А тема урока будет проблемой нашего исследования.

3. Оформление записи в тетради.

4. Работа с ключевым словом урока исследовать: учащиеся должны определить часть речи, форму глагола и доказать правильность суждения; подобрать синонимы; найти и объяснить орфограммы.

Вывод-установка учителя: ваши ответы говорят о том, что вы готовы погрузиться в слово, то есть исследовать его свойства.

5. Составление плана исследования. Страница тетради разбивается на три колонки.

Знаю Хочу знать Узнал

В них ребята записывают соответствующую графе информацию.

В нашем случае в графе «Знаю» дети записали:

возвратность-невозвратность-постоянный признак глагола; у возвратных глаголов есть суффикс – ся; суффикс – ся – ещё называют постфиксом.

В графе «Хочу знать» :

Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают? Как различить возвратные и невозвратные глаголы?

Графа «Узнал» заполнялась по ходу урока.

6.Работа с учебником. Параграф № 70, стр. 139. Возвратные и невозвратные глаголы (теоретический материал):

Возвратными называются глаголы с возвратным суффиксом -ся (-сь) на конце: наслаждаться, запастись. Глаголы без -ся (-сь) всегда называются невозвратными.

Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:

стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.

Задание учащимся : прочтите самостоятельно содержание параграфа и отметьте + вопросы, на которые получили ответ.

(После самостоятельного анализа темы учащиеся рассказывают, что они знают теперь о возвратных и невозвратных глаголах ).

7.Первичное закрепление: в тексте упражнения № 902 учащиеся должны найти и выписать по пять возвратных и невозвратных глаголов, а затем добавить по 3-5 своих примеров.

Работа выполняется по вариантам и с последующей проверкой.

Упражнение № 902, стр. 130:

1) А в окно с_ница ломи(тся, ться) хоч_т сала поклевать и мечта_т позн_коми(тся, ться), с кем ей нынче зимовать (В. Берестов). 2) Рожь, как волны, бьё(тся, ться), гнё(тся, ться) с поля прочь куда-то рвё(тся, ться). Лист оторванный кружи(тся, ться) и уноси(тся, ться) и мчи(тся, ться). (Н. Огарев). 3) И новые друз(?)я ну обнима(тся, ться, ну целова(тся, ться), (не) знают с рад_сти, к кому и приравня(тся, ться). (И. Крылов).

8.Коллективная работа по исследованию значения возвратных глаголов (упражнение № 924).

Задание к упражнению : на основе фотоколлажа составьте предложения с глаголами расчёсывать – расчёсываться, умывать – умываться, одевать – одеваться.

Работа ведётся в парах. Уточняя значение глаголов (расчёсываться-расчёсывать себя, умываться – умывать себя, наряжаться- наряжать себя), дети приходят к выводу, что возвратные глаголы благодаря суффиксу -ся (-сь) приобретают значение действий, обращённых на себя.

Затем ученик, получивший заранее задание, рассказывает о происхождении суффикса -ся (-сь) из краткой формы местоимения себя.(см. Потиха «Исторический комментарий к урокам русского языка»).

9. Продолжение исследования (в рамках домашних самостоятельных исследований): всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся . На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения.

Послушаем ребят, которые дома провели самостоятельные наблюдения по этой проблеме.

(Выступления учащихся с результатами своих исследований. Задания и результат их выполнения смотри в приложении к уроку).

После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.

9. Коллективный анализ миниатюры М. Пришвина « Слово-звезда».

Учитель объясняет «секрет» рождения сегодняшнего урока: его содержание подсказано материалом из словаря Даля (показывает т.4 и читает оттуда выдержку, записанную также на створке доски: «Живая подвижность русских глаголов не поддаётся … школьным путам.» ). Учитель акцентирует внимание на том, что труд Даля – путеводная звезда в познании тайны родного слова. У М. Пришвина есть миниатюра «Слово-звезда». Учитель предлагает обратить внимание на портрет писателя и вдуматься в смысл им написанного. (Сначала подготовленный ученик читает миниатюру наизусть, затем ребята сами вчитываются и вдумываются в её содержание и отвечают на вопрос к упражнению № 923).

Упражнение 923. (Это сочинение-миниатюра).

Слово-звезда

В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как зв_зда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей зв_зды, летит к человеку, на его путях в пр_странстве и времени. Бывает, погасшая зв_зда для людей на земле г_рит ещё тыс_чи лет. Человека того нет, а слово остаётся и л_тит из пок_ления в пок_ление, как свет угасшей звезды во Вс_ленной. (М. Пришвин).

10.Подведение итогов урока: узнали ли вы на уроке то, что хотели? Выполнили ли вы свой план исследования?

Выставление оценок за работу на уроке.

11.Домашнее задание на выбор:

Упражнение № 923 (1. Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Проводят морфологический разбор возвратных глаголов. 2). Письменно объясняют, как они понимают смысл названия этой миниатюры).

Упражнение № 925 – исследование по теме «Почему в одних словах пишется -ся, а в других - сь?».

Упражнение № 925. Образуйте словосочетания со значением «действие – предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж имён существительных, переходность/непереходность глаголов.

Обидеть (кого?), обидеться (на кого); признать (что?), признаться (в чём?); решить (что?), решиться (на что?); бросать (кого? что?), бросаться (на кого?).

Приложения к уроку.

Результаты исследований значений возвратного суффикса.

Работа Чистяковой Риты:

Я сравнила значение словосочетаний: ссыпаю крупу- крупа сыплется, лью воду- вода льётся, разбил чашку- чашка разбилась-и поняла, что глаголы в первом случае обозначают действия, которые кто-то совершает, а во втором случае эти действия происходят сами по себе. Новое значение появляется вместе с суффиксом -ся.

Работа Фуражниковой Кристины.

Я наблюдала за глаголами, входящими в словосочетания: железо куётся, хлеб молотится, одежда шьётся, суп варится, свитер вяжется – и увидела, что общее значение этих глаголов в том, что они обозначают действия, которые кто-то производит. Например, железо куётся кузнецом, одежда шьётся мамой, суп варится хозяйкой, свитер вяжется бабушкой. Это значение придаёт глаголам суффикс -ся.

Работа Константиновой Лены.

Я исследовала глаголы бороться, целоваться, обниматься, подружиться и узнала, что они особые. Один человек не может совершать эти действия, а несколько могут. Значит, эти глаголы обозначают такие действия, которые совершаются несколькими лицами. Я думаю, это значение в слово вносит

суффикс -ся.

Работа Гришиной Лены.

Мы все знаем, что -ся – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Но всегда ли это так? После своих наблюдений я убедилась, что не всегда.

Например, молит и молится, бранит и бранится. В этих словах суффикс не меняет значение слова.

А в других - меняет. Сравним: рву и рвется, пишу и пишется. С прибавлением возвратного суффикса появляется значение « действие происходит само по себе».

Иногда это значение может измениться полностью. Например, плакать - это лить слёзы, а плакаться-жаловаться. Или сбывать - это продавать товар, а сбываться могут мечты.

Дидактическое сопровождение урока

Прочитай и сравни словосочетания

ссыпаю крупу - крупа сыплется

лью воду - вода льётся

разбил чашку – чашка разбилась

Подумай и ответь на вопросы:

чем отличаются действия, обозначенные глаголами первого

столбика от действий, выраженных глаголами второго столбика?

благодаря какой морфеме появляется это значение?

Можно ли подобрать ещё подобные примеры?

Прочитай словосочетания, ответь на вопросы и сделай вывод.

Что общего в значениях глаголов, входящих в данные словосочетания?

Какая морфема вносит в слова это значение?

железо куются, хлеб молотится, одежда шьётся,суп варится, свитер вяжется

Прочитай глаголы определи, в чём особенность действий, которые они обозначают?

Какая морфема вносит в слова это значение? Докажи свою точку зрения.

бороться, целоваться, обниматься, подружиться

СЯ – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Всегда ли это так? Сравни пары глаголов и сделай вывод.

молит – молится, бранит – бранится

рву – рвётся, пишу – пишется

плакать – плакаться, сбывать – сбываться

Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись . Остальные глаголы называются невозвратными : смотреть, читать, кушать, бегать.

Переходные и непереходные глаголы.

Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:

Именем существительным в родительном падеже без предлога: отрезать колбасы, выпить компота.

Именем существительным (или местоимением) в винительном падеже с беспредложной связью: читатькнигу, видеть солнце, считать овец.

Именем существительным или местоимением в родительном падеже с отрицанием, но также без предлога: не иметь права.

Остальные глаголы считаются непереходными: лежатьна кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность, результативность, конечность действия или его начало и отвечают на вопрос «что сделать?»: прибежать, убежать, запеть, спеть, прискакать, ускакать . Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? - прискакали ) и будущее простое (что сделают? – прискачут ). Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени .

Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь . Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён :

Прошедшее (что делали? – смотрели, слушали );

Настоящее (что делают? – смотрят, слушают );

Будущее сложное (что будут делать? – будут читать, будут смотреть ).

Синтаксическая роль глагола.

Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого . Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:

Подлежащее: Жить – значит, дышать;

Составное сказуемое: Я собираюсь поступать на филологический факультет;
Определение: У меня появилось острое желание выйти на воздух;
Дополнение: Мать попросила меня подойти ближе.
Обстоятельство цели: Бабушка присела передохнуть .

Дайте определение приложения.

Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, например: Бабушка-старушка из окна глядит. В случае, если рядом с приложением - нарицательным существительным стоит определяемое слово, тоже являющееся нарицательным существительным, их обычно объединяют дефисом: ковёр-самолёт, монах-аскет.



Когда за нарицательным существительным следует имя собственное, дефис не ставится (боксёр Иванов), но существуют сочетания, при которых нарицательное идёт за именем собственным, тогда между ними стоит дефис: Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак, Соловей-разбойник. Приложение, как правило, согласовано по падежу с определяемым словом. Существуют исключения, при которых приложение может быть поставлено в падеж, отличный от определяемого слова: это названия - имена собственные и прозвища. Если приложение, стоящее перед главным словом, можно заменить однокоренным прилагательным, то дефис после приложения не ставится. Например: «старик сторож» (приложение - старик, главное слово сторож, старик можно заменить на «старый» - старый сторож), и сторож-старик (дефис ставится, потому что приложение и главное слово нарицательные). Примеры типичных приложений (выделены курсивом): Володя, отличник, первым поднял руку. Иван-пастух гнал коров по полю.

Примеры исключений:

Названия - имена собственные, как правило, выделяемые кавычками. Здесь используется именительный падеж независимо от формы определяемого слова.

Названия органов печати, литературных произведений. В газете «Коммерсант». В романе «Молодая гвардия».

Названия предприятий. На заводе «Красное Сормово». Захват предприятия «ЮКОС».

Прозвища. Обвинение предъявлено Мише Два Процента. У Всеволода Большое Гнездо было восемь сыновей.

Не ставится дефис после слов, являющихся общепринятыми обращениями: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.

В нашем языке существует огромное число слов, которые, в свою очередь, состоят из морфем. Каждый из таких кирпичиков несет в себе особую информацию , о которой мы порой даже не задумываемся. Эта статья позволит вам расшифровать некоторые лингвистические коды путем анализа таких маленьких частей слова, как постфиксы. Правило, главными элементами которого будут эти морфемы, позволить определить, возвратный или невозвратный перед нами .

Вконтакте

Что такое глагол

Глаголом в называется одна из знаменательных частей речи, обозначающая действие или состояние предмета. Глагол может изменяться по временам, лицам и числам, то есть спрягаться. Также у глаголов можно определить возвратность , переходность, залог, род (в прошедшем времени). В предложении глагол связан с подлежащим и выступает в роли сказуемого.

Из чего состоят глаголы

Разберемся, что такое значимые части глаголов? Все просто, это все составляющие его морфемы. Одними из таких важных частичек любого глагола будут суффиксы: СЯ, СЬ, ТЬ, ЧЬ, Л ; а также основы: , настоящего времени. (ПлескатьСЯ – маятьСЯ, СадилиСЬ – толпилиСЬ, ПиТЬ – плакаТЬ, ЛеЧЬ – перетеЧЬ, ПодудеЛ – полизаЛ; говорить – говори, плевать – плева- – основа инфинитива; несут – нес, рисуют – рисуj – основа настоящего времени).

Исходя из этого, следует разобраться, что такое возвратные глаголы. Это те, в составе которых есть постфикс СЯ. Отсутствие данной морфемы говорит о невозвратности .

Важно! Определить возвратный или невозвратный глагол легко, достаточно разобрать его по составу и проследить наличие указанного выше элемента. Это правило позволяет отличить данную особенность этой части речи.

Как определить на практике возвратность и невозвратность

Даны два слова: бежать и прогуляться. Производим разбор по составу . 1-й гл.: беж- – корень; -ать – окончание, суффиксов СЬ и СЯ в наличии нет. 2-й гл.: про- – приставка; гул-корень; -ять – окончание; -ся – постфикс (который и говорит о возвратности). Также все невозвратные являются как переходными, так и непереходными, а их «собратья» – только непереходными.

Вывод: 1-й – невозвратный, 2-й – возвратный.

Все возвратные суффиксы имеют определенные оттенки значений:

  1. Умываться, бриться, одеться, подтереться, любоваться,стыдиться – действие обращено к самому себе.
  2. Драться, обзываться, обниматься – выполняют несколько субъектов относительно друг друга.
  3. Расстроиться, радоваться, дуться, смеяться – психоэмоциональное состояние.
  4. Крапива жалится, кошка царапается, цветок распускается – постоянное действие.
  5. Прибраться, разжиться – действия, сделанные в свою пользу.
  6. Дверь распахнулась, вода пролилась – событие, происходящее само.

Чаще всего возвратный глагол – производный от невозвратного (умыть – умыться).

Важно! Необходимо отличать от возвратных глаголов глагольные формы со страдательным (Обои выбираются покупателем. Двери закрываются ключом.) и безличным значением (Смеркается. Хмурится. Распогодится.).

Особенности употребления ключевой морфемы:

  • СЯ — прибавляется к основе глагола, которая оканчивается на согласный (помылся, чесался, загорелся, понадеялся, объелся, обделался, спился, прибился, принарядился);
  • СЬ — присоединяется к основе, оканчивающейся на гласный (расплелась, поперлась, зачесалось, примелькалось, улетучилась, накрасилась, подбодрился, оперились, замешкались).

Варианты употребления внутри художественного текста

Давайте рассмотрим предложения с возвратными глаголами на конкретных примерах.

Вечереет (невозврат.). Колосится (возврат.) камыш на пруду, утки завели перекличку, предчувствуя сумерки. Речная гладь ложится (возврат.) ровным стеклянным пологом на все зримое пространство, вплотную подбирается (возврат.) к берегам.

Неспешно к деревянному мостку причаливает (невозврат.) небольшая лодочка, стукается (возврат.) еле слышно о его нос, едва-едва выступающий из воды.

Хрипло начинает (невозврат.) кричать (невозврат.) на дальнем болоте выпь, словно ему сегодня нездоровится (безличная форма). Уже заалела (невозврат.) на небосклоне кровавая полоска уходящего солнца, которое вот-вот скроется (возврат.) от людского мира и будет всю ночь нежиться (возврат.) в прохладе курчавых облаков.

Меж сучьев, корней, колыхающихся травинок просачивается (возврат.) туман, обволакивая все и вся, к чему прикоснется (возврат.) его пугливая рука, пеленой прохлады и чарующей дымной неги.

Табун лошадей угоняется (страдательная форма) с пастбищ до наступления рассвета. В спутанных гривах вольных животных доживают (невозврат.) последние секунды своей жизни колокольчики и ромашки, ненароком очутившиеся (возврат.) под их копытами.

Последний крик петуха обрывает (невозврат.) царствование прошедшего дня, и на небе загорается (возврат.) первая звезда, мерещатся крики совы, стрекотание кузнечиков и тихое мурлыкание кота, который спит (невозврат.) у печи. А с приходом первых солнечных бликов в этот мир все охватывает (невозврат.) трепет, в каждом живом существе загорается (возврат.) непреодолимое желание жизни.

И присутствует (невозврат.) во всей это кутерьме особая прелесть, что ты тоже непосредственный участник всего этого действа.

Определение глагола. Возвратные/невозвратные глаголы. Грамматическое значение глагола

Уроки русского Возвратная форма глагола

Вывод

Нередко, владея теорией, человек не может легко применять ее в практических целях. Теперь вы знаете, как определить возвратность и невозвратность глаголов. Именно для этого в статье дается ряд примеров как одиночных слов, так и целых синтаксических конструкций, связанных с темой изучения «Возвратный и невозвратный глагол». Предложения с возвратными глаголами , вынесенные отдельным блоком, могут стать отличным вариантом практического задания одной из тематических работ как в высшей школе, так и в средней.

В глаголах русского языка присутствуют морфологические непостоянные и постоянные некоторые признаки. К одному из них относятся возвратные и невозвратные виды глаголов. Невозвратные глаголы, равно как и возвратные, несут в себе присутствие либо отсутствие специальных возвратных словообразовательных постфиксов — -сь и -ся. Попробуем разобраться, что это такое и как такие глаголы применяют.

Возвратность глаголов

Возвратность глаголов представляет собой грамматическую категорию, которая будет указывать на направленность либо ненаправленность определяемого этим глаголом определенного состояния, либо действия на какой-то субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и -ся (возвратных).

Что представляет собой возвратность в глаголах, можно увидеть на следующих примерах: Мальчик умылся и собрался. Мужчина разговорился с приятелем (это примеры возвратных глаголов).

Щенок поиграл с мячиком и убежал на площадку. Вечером шел ливень (это невозвратный вид глагола). Вот так и надо их различать.

Пара полезных слов

Еще раз вкратце напомним, понять, как определить невозвратный глагол, не представляет особой сложности. Он бывает переходным и непереходным, может означать некое действие, которое направлено на субъект (собирать пазл, читать книгу), состояние, определенное положение в пространстве, действие разнонаправленное и тому подобное (мечтать, сидеть, размышлять). Невозвратные глаголы не включают в свой состав постфикс -сь и -ся.

Оттенки значения

Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее).

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке представляется возможным обговаривать бесконечно. Приведем примеры возвратных глаголов с совершенно разными оттенками значения:

Радоваться, расстроиться, печалиться (обозначает психическое либо физическое состояние некоего субъекта);

Платье мнется, собака кусается, ветка крапивы жжется (показывает постоянное качество или свойство субъекта);

Одеваться, наедаться, обуваться, купаться (действие глаголов направлено исключительно на себя);

Хочется, желается, смеркается (здесь показано безличное действие);

Обниматься, ссориться, видеться (действие взаимно-возвратное, выполняемое несколькими людьми по их отношению друг к другу);

Прибраться, построиться, разжиться (действие косвенно-возвратного характера, которое совершается субъектом исключительно в своих интересах).

Незабываемые суффиксы у возвратных глаголов

Разберемся, что значит возвратный и невозвратный глагол.

Глаголы, находящиеся в возвратной форме, обладают суффиксами:

Ся - может быть, как после согласных букв (браться, окружаться и тому подобные), так и после окончаний (учить — учиться, сушит — сушится и тому подобные));

Сь будет стоять после гласных букв (опустилось, нарисовалось, развиднелось и так далее).

В процессе образования возвратных глаголов большое значение имеют не только суффиксы, но и приставки (читать — начитаться, пить — напиться). Кроме того, среди глаголов этого вида есть непроизводные. Именно они ни при каких обстоятельствах не употребляются без суффиксов -сь и -ся (смеяться, сражаться, нравиться).

Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.

Отсутствие суффиксов

Невозвратные глаголы в русском языке не имеют суффиксов -сь и -ся. Они могут быть как непереходными (творить, дышать, играть), так и переходными (говорить, рисовать).

Важный момент: много возвратных глаголов способны образоваться от невозвратных, например, готовить — готовиться.

Исходя из вышесказанного, надо понимать, что для определения того, что значит возвратный и невозвратный глагол и к какому именно виду он относится, надо найти суффикс, который оказал помощь в образовании. Если суффиксы -сь (-ся) присутствуют в словах, то это возвратные глаголы. Если их нет, то невозвратные глаголы.

Ситуации, отмеченные в глаголах

Итак, мы уже знаем, что возвратные глаголы с суффиксами -сь и -ся. Они бывают как непроизводными (например, смеяться), так и образованными из переходных и непереходных глаголов (умывать — умываться).

В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.

В виде неплохого примера можно назвать следующее: умывать — ситуация, в которой присутствуют два участника (мама умывает свою дочку) и умываться — ситуация, в которой только один участник (девочка умывается); Петя ударил Ваню. Петя и Ваня ударились о большой камень (в обоих случаях говорится о двух мальчиках, но ситуации, в которых они являются непосредственными участниками, совершенно разные).

Здесь можно сказать о том, что сами компоненты смысла, которые привносятся в слово постфиксами -сь и -ся, являются словообразующими.

Что можно найти в грамматиках?

А отмечается там следующая информация (речь идет о нескольких значениях):

Значение средне-возвратное — веселиться, сердиться, пугаться, радоваться;

Значение активно-безобъективное — кусаться, бодаться, ругаться (употреблять ;

Значение взаимно-возвратное — ссориться, мириться, встречаться, обниматься, целоваться;

Значение собственно-возвратное — одеваться, обуваться, встречаться, пудриться;

Значение пассивно-возвратное — припоминаться, вспоминаться;

Значение косвенно-возвратное — собираться, запасаться, укладываться, упаковываться;

Значение пассивно-качественное — представляться, вспоминаться.

Возвратный глагол можно образовать, взяв в помощь -ся, что будет сочетаться с иными морфемами (перемигиваться, набегаться).

Именно с залогом будет связана возвратность (то есть в случае, при котором залог определен на морфемном уровне, возвратные глаголы, образующиеся от глаголов переходных, будут объединены в залог, который называют возвратно-средним).

Знак непереходности — это аффикс. Немногочисленными и ненормативными будут сочетания типа боюсь папу, слушаюсь старшего брата, которые можно встретить в русском языке.

Без правил — никуда

Вернемся еще к тому, что же такое невозвратный глагол. Правило гласит, что не имеющий постфикс -ся. А вот в возвратных этот постфикс присутствует. Так сложилось уже давно, что появление возвратных глаголов связывалось с местоимением -ся. Правда, первоначально оно присоединялось исключительно к переходным глаголам (например, купать + ся (то есть, себя) = купаться).

Многообразие глаголов русского языка подразделяется на разные группы.

Невозвратные глаголы, от которых происходит образование возвратных — строить + ся; встречать + ся; писать — не пишется, спать — не спится.

Невозвратные глаголы — ужинать, отвечать.

Возвратные глаголы — смеяться, сражаться, артачиться.

Из предоставленной информации можно сделать вывод: постфикс -ся в русском языке может выполнять разные функции:

Подготавливать возвратные глаголы, которые отличаются от производящих невозвратных глаголов значением в лексическом плане (прощать — прощаться);

Образовывать возвратную форму глаголов (белеться).

Надо обратить внимание на то, что кое-какие глаголы на -ся обладают синонимическим возвратным сочетанием (покрыться — покрыть себя).

Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.

И в заключение

Поговорим еще немного о глаголах и подведем итог продуктивной беседе.

Глаголами называют слова, в которых определено значение какого-то процесса, то есть, способные выразить обозначенные ими признаки как некое действие (сказать, читать, писать), состояние (сидеть, прыгать) или становление (стареть).

Кроме форм спряжения по синтаксису, глаголы обладают несинтаксическими формами возвратности и невозвратности и формой вида. По тому, как с их помощью выражаются несинтаксические формальные значения, глаголы можно подразделить на грамматические разряды, которые находятся в некоем соотношении друг к другу.

Зависимость подразделения глаголов на невозвратные и возвратные находится в том, насколько выражено или, наоборот, не выражено у них грамматически непереходное значение процесса.

Возвратные - глаголы, в которых присутствует грамматически выраженная непереходность. Другими словами, они отлично показывают, что процесс, выражаемый ими, может быть обращен на прямой объект, который представлен существительным в винительном падеже без предлога. Примером могут послужить слова — сердиться, встречаться, мыться, стучаться, одеваться.

Невозвратные глаголы обладают некоторым отличием: у них нет никакого указания на непереходность процесса. Вот почему они могут быть и переходными: одевать (дочку), сердить (родителей), встречать (гостей), и непереходными: колошматить, стучать.