Формы и функционально смысловые типы речи. Это стоит запомнить! Описание с элементами рассуждения

План-конспект урока русского языка в 10 классе
Поповой Л.Ю., учителя русского языка и литературы

Тема: Характеристика функционально-смысловых типов речи. Структура. Лингвостилистические особенности. Функция. Смысловая основа типа речи.

Цели занятия: углубление знаний о функционально-смысловых типах речи, структуре, лингвостилистических особенностях, функции, смысловой основе типов речи. Закрепление навыков анализа текстов разных стилей и типов речи, навыков анализа текста с разными типами речи в одном тексте.
Методы и приемы: углубление ранее изученного материала, анализ текстов; словесный, наглядный, практический. Применение компьютерных технологий.
Тип занятия: урок-исследование, стилистический эксперимент.
Оборудование: мультимедийная установка, таблица «Как определить тип речи (памятка).

Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы занятия, знакомство с дополнительной литературой по данной теме, раздаточным материалом, таблицей.
Проверка домашнего задания. Анализ образных средств языка в предложенном тексте (По Белову). Блиц-опрос по теме, изученной на предыдущем занятии «Изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. Стилистическая окраска слова (стилистические коннотации).
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Итог занятия.
-Наша речь (тема, композиционное и языковое оформление и т.п.) зависит как от цели, мотива, обстоятельств общения, так и от описываемой ситуации. Все разнообразие содержания наших высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:
мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования; в третьем – в форме рассуждения.
Рассмотрим характерные черты этих функционально-смысловых типов речи.
(Учащиеся составляют конспект)

ОПИСАНИЕ

Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Мир в статике. К тексту можно задать вопрос - каков объект?
Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления. Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
общее представление о предмете;
перечень отличительных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Основные виды описаний
Чаще всего говорят о научном, деловом и художественном описаниях. Научное, деловое описание – это описания, в которых дается перечень существенных признаков предмета, понятие о его свойствах. В описаниях научного характера главное – точность, логическая последовательность. Деловые описания – это инструкции, объявления Художественное – описание, где преобладают изображения образов, впечатлений. Главное здесь – дать яркое представление о предмете, при этом вовсе не обязательно исчерпывающее, полное.
Функции описания
Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными. Важная функция описания – создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным перечислением их.
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта. Все остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Эти предложения между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически. Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени. В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего. Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия. Характерен синтаксический параллелизм. Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений. В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.
Примером художественного описания может служить отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи описание)
Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветки лип обнимали его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом.
М.Пришвин «Первый мороз». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Мир в динамике – рассказывается о действиях и событиях в определенной временной последовательности. Повествовательный текст развивается во времени, имеет сюжет, действующих лиц. К тексту можно задать вопрос – что произошло?
Основа повествования – рассказ о событиях, действиях, поступках. Повествовать – значит рассказывать о происходящем, сообщать о событиях в определенной последовательности.

Структура текста:
Завязка – начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий последовательное развертывание действия.
Основная часть: развитие действия, кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия.
Развязка – исход событий, решение противоречий (конфликта).
Функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения.
Лингвостилистические особенности повествования
Связь между предложениями - цепная. Предложения максимально зависимы друг от друга, особенно рядом стоящие: связаны друг с другом на основе либо лексического повтора, либо с помощью указательных и других местоимений, либо синонимической замены.
Рассказ может вестись как от первого лица, так и от третьего.
Авторское повествование мы находим, например, в повести А.И.Куприна «Олеся». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа повествования.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи повествование)
Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.
- Что тебе, Ярмола? – спросил я.
- Да вот удивляюсь, как вы пишете. Вот бы мне Нет, нетне так, как вы, - смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь. – Мне бы только мое фамилие
-Зачем это тебе? – удивился я-Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?
А видите, какое дело, паныч, - ответил Ярмола необыкновенно мягко, - ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую надо надо подписать, или в волости дело, или чтоникто не можетСтароста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатаноТо хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.
Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, - такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать еу уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму.

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли; имеет целью выяснить какое-нибудь понятие; развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.
Мир в причинно-следственных связях – излагаются причины явлений и событий. В целом доказывается или опровергается какой-либо тезис, делается вывод, обобщение. К тексту можно задать вопрос – почему?
Основа рассуждения - перечисление фактов, аргументов, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.
Структура рассуждения:
тезис – основная мысль.
доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождающиеся примерами.
вывод, или заключение.
Основная сфера использования рассуждений – научная, научно-популярная речь. Однако широко встречается рассуждение и в художественной литературе, особенно в интеллектуальной, психологической прозе. Рассуждение может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, ложности выдвинутого тезиса. В рассуждении могут быть все элементы (тезис, доказательство, вывод), а может отсутствовать вывод, который уже содержится в тезисе.
Лингвостилистические особенности рассуждения
В тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливается логическая и грамматическая связь. Все приводимые факты должны быть убедительными и подтверждающими выдвинутый тезис.
Связь между предложениями – смешанная. Характерно использование глаголов в форме настоящего или будущего времени, возможно, присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.
Примером рассуждения может служить отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»). Работа с текстом, необходимо доказать, что текст типа рассуждения.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи рассуждение)
Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии.
Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую силу). А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.
Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является по существу, подлинной поэзией.

Учитель: Следует заметить, что рассмотренные типы речи редко встречаются в изолированном виде. Чаще всего в тексте фрагменты разных типов речи представлены в соединении, причем иногда в таком тесном, что трудно их отграничить. Рассмотрим отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином».
Задание: Необходимо определить тип речи данного текста. Работа с текстом.
(Контекст начинается повествовательным предложением и сразу переходит в описание).

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.
(Далее снова следует повествование):
Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

(Затем снова описание):
Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей.

Работа по таблице «Как определить тип речи» (памятка), используем мультимедийную установку.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ (ПАМЯТКА)

Функция речи (описание – описать; повествование – рассказать; рассуждение – доказать).
Смысловая основа типа речи (одновременность явлений, признаков - в описании; последовательность явлений, действий – в повествовании; причинно-следственная связь – в рассуждении).
Характер сообщения (перечисление одновременных, постоянных признаков, явлений – в описании; сообщение об изменяющихся, сменяющих друг друга действий – в повествовании; сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении).
Характерные черты типа речи:
статичность – в описании;
динамизм – в повествовании;
наличие положения, которое нуждается в доказательстве.
Языковые признаки:
глаголы в одной форме времени, определения - в описании;
глаголы разных форм времени, наклонений - в повествовании;
вводные слова, союзы, безличные глаголы - в рассуждении.
Описание – ЧТО ТАКОЕ?
Повествование – ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Рассуждение – ТЕЗИС-ОБОСНОВАНИЕ-ВЫВОД

Итог занятия. Обобщение изученного материала.
Домашнее задание: определить тип речи текста (По Белову).

Исходный текст для домашнего задания

(1) Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака. (4) Неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.
(5) Страшная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.
(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает. (15) Да не будет конца свободе и радости!.. (По Белову)

Справка

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.



Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Текст 1

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Задания к тексту:

1. Определите стиль каждого из текстов.

2. Выпишите прилагательные, определите род. Число, падеж.

3. Определите разряд прилагательных.

4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольные вопросы:

1. Назовите функционально-смысловые типы речи.

2. Дайте определение описанию как типу речи.

3. Дайте определение повествованию.

Глоссарий:

1.Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

2.Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.

Справка

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) ивывод.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения, как рассуждение-объяснение: Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов), и рассуждение-умозаключение: Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.: Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…>Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).

К жанрам рассуждения относят научные, научно-популярные и публицистические статьи, эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер: Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков).

В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей: Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

Текст 2

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

Да, странная это вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга…Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н.Морозова)

Задания к тексту:

1. Выделите композиционные части текста.

2. Определите жанр текста.

3. К какому виду рассуждения относится текст?

4. Напишите эссе на тему «Книга в моей жизни».

5. Выделите маркеры рассуждения.

6. Рассмотрите таблицу. Сделайте выводы по каждому из типов текста.

Название типов речи На какой вопрос дается ответ в высказывании? О чем говорится в высказывании? Наиболее характерные для типов речи временные отношения Как строится высказывание каждого типа речи (их основные элементы)?
Повество- вание Что предмет или лицо делает или что с ним происходит? О событиях и действиях Последовательность Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка.
Описание Каков предмет или лицо? О признаках предмета или явления Одновременность Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки,
возможен вывод)
Рассуждение Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступает так, а не иначе? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказывается)аргументы (доказательства) вывод.

7. Используя таблицу, дайте полную характеристику смысловому типу текста. Определите основную мысль и стиль текста.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

(К.Паустовский)

Глоссарий:

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Тезис - др.-греч. ἡ θέσις (thésis) - положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рассуждению как типу речи.

2. Назовите виды рассуждения.

3. Какие виды рассуждения используются в научном стиле. А в художественном стиле?

4. Назовите средства-маркеры рассуждения.

5. Какие выделяются жанры рассуждения?

Неделя 3

Тема: Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации. Публицистический стиль и его особенности. Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов аннотация, реферат, рецензия. Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля. Средства массово информации.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика.

Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие. В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей:
разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);
научный (сфера науки, функция сообщения);
официально-деловой (сфера права, функция сообщения);
публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

Лекция №83 Функционально-смысловые типы речи

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся нормативного построения предложений с обособленными членами.

Функционально-смысловые типы речи

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся нормативного построения предложений с обособленными членами.

План лекции

83.1. Описание.

83.2. Повествование.

83.3. Рассуждение.

83.1. Описание

Текст как единица прежде всего информативная и коммуникативная нуждается в характеристиках своего строения в плане функциональном и смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации. Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения.

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) - коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся:

  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение.

Описание - это ФСТР, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.

Например:

«Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата - дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…» (К. Федин. Пастух)

В зависимости от предмета речи, тексты описательного характера делятся на 1)пейзажные и 2)портретные .

Например:

1) Это было чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью большое облако. На той стороне, на холме, густо облепленном древесной зеленью (которая тем поэтичнее, чем темнее), высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня.

2) Это был человек среднего роста, на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый, со впалой грудью и понурой головою. Лицо он имел небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, как бы приплюснутый, рот слегка искривленный, особенно когда раскрывался, маленькие частые зубы; густые белокурые волосы падали клоком на белый прекрасный, хоть и низкий лоб.

В пейзажных описаниях часто используются конкретные слова, например, речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др. и слова пространственного значения, например, на речке, против деревни, вдали, вблизи.

В портретных описаниях чаще других используются слова, характеризующие человека (его рост, возраст, внешность в целом, состояние и т.д.).

В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Часто используется глаголы настоящего времени, выражающие длительное состояние предмета или «вневременное» состояние (стоит, соединяют, подпирает), глаголы несовершенного вида прошедшего времени, указывающие на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела).

Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о «динамическом описании» - типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - «секундный стиль»). Кроме того, динамическое описание может служить средством острых, тонких психологических зарисовок - при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.

Динамическое описание широко представлено и в научных текстах (наряду с описанием статическим и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента. Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени.

Например:

«Берут призму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затем обе половины склеивают канадским бальзамом… » (А.Г. Столетов. Введение в акустику и оптику).

Элементы описания присутствуют практически в любом тексте, при этом описание предмета, явления, лица зависит от функционального стиля речи, и от типа текста. В научно-технической, официально-деловой речи описание фактографическое, в художественной - образное.

83.2. Повествование

Повествование - ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

Например:

«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…» (А.П. Чехов. Ионыч).

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. При этом события могут передаваться как в прямой, хронологической последовательности, так и в обратной - читатель может сначала узнать о развязке, а потом уже о самом действии.

В повествовании основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. Д.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем:

1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного;

2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь;

3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах.

Повествование - тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.

Повествовательные тексты в чистом виде встречаются очень редко. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

83.3. Рассуждение

Рассуждение - ФСТР, основная цель которого - изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Иными словами, рассуждение используется тогда, когда нужно придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее).

Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи, потому что научной речи свойственен логический, рациональный тип мышления. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее «чистом» виде.

Например:

«Под действием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как в более высокое, так и в более низкое энергетическое состояние... В первом случае волна будет ослабляться, во втором - усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана... Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться - парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле» .

Особое место в научном стиле занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер:

  • доказательство - коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса,
  • опровержение - разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,
  • подтверждение - или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами,
  • обоснование - установление целесообразности действия, мотивировка.

К особому подтипу рассуждения следует отнести объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит прежде всего не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений.

Например:

«Интересно отметить, что резкие грани фасонных профилей отверстий становятся в волокне сглаженными, а если размер деталей профилированного отверстия не очень велик, то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии. Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностного натяжения…» (С.П. Папков. Полимерные волокнистые материалы).

В текстах других стилей обнаруживается приспособление рассуждения к специфике стиля.

Для художественных, публицистических, официально-деловых текстов не характерно строго логичное развернутое рассуждение.

В художественных текстах рассуждение предстает в виде его эмоционального варианта - свободного размышления. В художественных текстах не используется доказательство. Нестрогость формы речи, непринужденность размышления помогают создать обстановку интимного общения автора с читателем, характерную для художественной сферы. Кроме того, в художественном произведении рассуждение выполняет сугубо коммуникативную функцию - делает изображаемое более наглядным, психологически более достоверным, помогает читателю почувствовать внутреннее состояние героя.

Например:

«Он стоял, положив руки на спинку сидения, и, очевидно, очень волновался: лицо его было красно, и на щеке вздрагивал мускул …» (Л.Н. Толстой. Крейцерова соната).

В публицистических текстах рассуждение выполняет функцию подготовки, подведения читателя к определенному заключению, однако здесь, в отличие от научной речи, данный подтип рассуждения даже при большом его объеме, как правило, представляет собой не цепь логически вытекающих одно из другого суждений, а информацию с последующим выводом. Для публицистики, ориентированной на менталитет образованного, интеллигентного адресата, аргументативные типы речи принципиально важны, поскольку обеспечивают осуществление основной коммуникативной функции публицистики - убеждающего воздействия. Однако задача убеждения решается в публицистике не посредством собственно доказательства, т.е. не с помощью строгих логических процедур, как в научной речи. В публицистических текстах в целях убеждения читателя в правильности суждений автора используется подтверждение их фактами.

Например:

Куда делись “властители дум” и “инженеры человеческих душ”? Как бы кто ни относился к советскому прошлому, никто не может оспорить факта, что тогда литература была действительно трибуной общественного сознания, общественного мнения. И в те времена, уже достаточно далекие от нас, появление сколько-нибудь значительного произведения как в эстетическом, так и в общественно-политическом плане сразу вызывало определенный резонанс.

Иные произведения, оказываясь под негласным или гласным запретом, передавались из рук в руки, читались по ночам.

Но мы все хотели свободы. Получили ее — и вдруг сразу куда-то исчезла литература в том смысле, о котором я сейчас говорю. То есть литература есть, я знаю это. Есть талантливые писатели, появляются произведения, причем на разные вкусы. Но литература перестала быть явлением общественной жизни в глубоком и серьезном смысле этого слова. Массовый читатель увлечен сейчас Марининой, Акуниным, Дашковой и так далее… Но где у нас книги-события? Что произошло с литературой?

В официально-деловых текстах в целом частота употребления рассуждения незначительна. В силу специфики этого стиля, экстралингвистической его основы - назначения в обществе, регулирующей функции рассуждение не может быть системным признаком официально-деловой речи. В некоторых жанрах представлены те или иные разновидности рассуждения (например, для заявлений и претензий характерно обоснование), однако нет ни одного подтипа рассуждения, который использовался бы в деловых текстах всех жанров (хотя бы жанров в пределах одного подстиля). Кроме того, подтипы рассуждения функционируют здесь специфически, отражая особенности стиля.

Дата: 2010-05-22 10:56:04 Просмотров: 5993

Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные, объективно существующие связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Монологические типы речи строятся на основе отражения мыслительных диахронических, синхронических, причинно-следственных процессов. Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование - информацию о развивающихся действиях, монологическое описание - информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение - причинно-следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи в зависимости от ее вида, цели и от концептуального замысла оратора, чем обусловлено включение или невключение того или иного смыслового типа в общую ткань ораторской речи; смена этих типов вызвана стремлением оратора полнее выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять выступление и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать речи динамический характер. При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.

Повествование - это динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, поэтом в нем могут постоянно меняться временные планы.

К данному типу прибегают в том случае, если требуется подтвердить высказанные оратором положения конкретными примерами или при анализе некоторых ситуаций. Задача оратора - изобразить последовательность событий, с необходимой точностью передать эту последовательность. Таким образом, передается содержательно-фактуальная информация, причем она облекается в разные формы. Во-первых, оратор может говорить как участник событий, во-вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих, моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Оратор передает события, которые совершаются как бы на глазах слушателей, или вводит воспоминания о событиях, развивающихся в прошлом.

Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование. Конкретное - это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц, например в судебной речи; обобщенное - о конкретных действиях, но характерных для многих ситуаций, типичных для определенной обстановки, например в научном изложении; информационное - сообщение о каких-либо действиях или состояниях без их конкретизации и детальной, хронологической последовательности; оно чаще всего имеет форму пересказа о действиях субъекта или форму косвенной речи.

Повествование в речах может быть построено по схеме традиционного трехчасового членения, т.е. в нем есть своя завязка, вводящая в сущность дела и предопределяющая движение сюжета, развертывание действия и развязка, содержащая явную или скрытую эмоциональную оценку события оратором.

Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом контексте, выполняет роль введения к описанию или рассуждению.

Описание - это констатирующая часть, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, и несущественных его признаков в данный момент.

Описание может быть двух видов: статическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта, могут означать его временные или постоянные свойства, качества и состояния. Например, описание места, действия в судебной речи или описание объекта в политической речи. Реже встречается описание второго вида; так, какой-либо опыт в научной речи обычно предстает в развитии, динамике.

Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть, к примеру, образными. Оратор, стремясь сообщить слушателям, необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздавая определенную картину, что сближает речь с описанием в художественной литературе.

Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть весьма насыщенным, поскольку существительные с предметным значением вызывают целый ряд ассоциаций.

В описании, как правило, употребляются формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Для судебной речи наиболее типично использование прошедшего времени, для академической - настоящего.

Описания более или менее однородны по своей синтаксической структуре. Как видно из предыдущих примеров, она обычно представляет собой перечисление опорных слов или слов, обозначающих признаки описывающего объекта, в прямом или переносном значении, что обуславливает перечислительную интонацию, в результате чего создается целостный образ объекта.

В динамическом событийном описании изображаются относительно равноправные, законченные действия или факты в виде сменяющихся частей, что придает высказыванию перечислительный характер. Описание такого типа имеет обозначенное начало и конец.

Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической речи или места преступления в судебной речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Чаще всего, конечно, оратор не скрывает своего отношения к объекту, давая ему скрытую или явную оценку.

Рассуждение (или размышление) - это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения и от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Он связан с передачей содержательно-концептуальной информации.

В «Логическом словаре» Н.И.Кондакова дается следующее определение: «Рассуждение - цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые идут одно за другим, таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждая, позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.

Можно выделить собственно рассуждение - цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель - выведение нового значения (чаще всего вначале идет комментирующая часть, затем ключевая, или основная часть); доказательство, цель которого обоснование истинности или ложности высказанных положений (ключевая часть обычно предшествует комментирующей); объяснение, цель которого - раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела (как правило, вначале также идет ключевая часть, затем комментирующая). Приведем пример собственно рассуждения из слова В.С.Соловьева, сказанного на могиле Ф.М.Достоевского: «Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем бы приходить нам сюда чествовать его кончину, если бы нам было чуждо то, ради чего он жил и действовал? А любил Достоевский, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что все мы - род Божий, верил в божественную бесконечную силу человеческой души, торжественную над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением». Начинается это рассуждение комментирующей частью: раскрываются причины, которые привели всех на могилу; затем идет основная (ключевая) часть: каким был Достоевский, во что он верил, и, следовательно, что побудило прийти с ним проститься.

Частным случаем рассуждения являются общие места - отвлеченные рассуждения, навеянные темой, речи, незакрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений. Это рассуждения на общие темы, например, о честности и порядочности, справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д.

Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для конкретного материала; связь общих мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи. Таким образом, общие места есть вид рассуждения.

Итак, функционально-смысловые типы речи в выступлении обычно чередуются, так или иначе сменяя друг друга, что создает особую композиционно-стилистическую динамику. Скажем, в академической лекции может преобладать рассуждение, в речи юридической большое место занимает описание и повествование.

Как мы видим, описание, повествование и рассуждение имеют конструктивно-стилистические и смысловые различия, которые обуславливают употребление этих типов в речи.

В функционально-смысловом отношении ораторская речь регламентирована и систематизирована; выбор того или иного функционально-смыслового типа зависит от объекта речи и цели высказывания.

Ораторская речь по природе своей полемична, поскольку она отражает противоречия современной жизни и коллизии общения.

Можно выделить два вида полемичности: имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне неё.

Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие, борется с воображаемым противником. О реальном - если оппонент персонифицирован, от его имени формулируются смыслы, подлежащие опровержению.

Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором и этим лицом, если последнее публично выступает в защиту своих взглядов. Полемика - это двухстороннее (многостороннее) публичное общение ораторов, обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса на собрании, конференции, а также в печати в целях наилучшего решения рассматриваемых проблем.

Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т.д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения.

Видеоурок 2: Типы речи/Повествование, описание, рассуждение

Лекция: Стили и функционально-смысловые типы речи


Стили речи

Стили литературного языка и создающие их языковые средства изучает стилистика. Стиль языка - это разновидность общения, свойственная какой-либо стороне общественной жизни. Поэтому существуют разнообразные стили речи. Один стиль языка отличается от другого по цели, набору языковых средств и жанру. Для того, чтобы понять в каком стиле написан текст, необходимо

Разговорный стиль люди используют для общения в быту, семье, дружеской компании. Целями такого общения являются установление отношений, эмоциональный обмен мыслями и информацией в беседах или письмах. Разговорному стилю характерны непринужденность и определённая свобода. В нём допустимо нарушение логической последовательности, он не обременён правилами русского языка, кроме фонетики. Слова разговорного стиля отличаются красочностью, живостью и экспрессией. К примеру, «Женя! Салют! Как дела? Что нового? Погнали на футбол!».

Официально-деловой стиль употребляется при общении граждан с должностными лицами учреждения, при общении должностных лиц друг с другом, а также в сфере документооборота. Целью данного стиля является поддержание и регулирование официальных отношений. Законы, указы, распоряжения, инструкции, договоры являются примерами официально-делового общения. Характер стиля точный, строгий, императивный. К примеру, «Согласно ст. 140 УК РФ, должностное лицо, неправомерно отказавшее гражданину в предоставлении информации, затрагивающего его права и свободы, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей».

Публицистический стиль характерен, к примеру, для выступлений депутатов перед народом, а также для любой другой агитационно-массовой деятельности. Данный стиль используется в общественно-политической сфере жизни, а также в СМИ. Имеет целью информировать слушателей/читателей о важных общественных делах и воздействовать на их сознание. Основной чертой стиля является призыв к действию либо воздержание от него. В публицистическом тексте используется большое количество языковых средств выразительности речи. К примеру, «Вы не поверите! Ученые свершили чудо! Босле долгих лет упорной работы, они, наконец, создали лекарство от всех болезней!».

Научный стиль присущ ученым, исследователям и другим научным деятелям. Применяется не только в сфере науки, но и в сфере образования. Главными целями научного стиля речи являются выявление и описание новых фактов, законов и закономерностей, сообщение об открытиях и достижениях науки. Этот стиль понятен не для всех, потому что в нем используются специальные профессиональные и научные слова, формулы, чертежи. В научном тексте отсутствует образность и эмоциональность. К примеру, «Число гидроксогрупп в формуле гидроксида соответствует валентности металла».

Художественный стиль – это искусство слова, стиль произведений литературы (рассказов, романов, сказок, пьес, стихов и т.д.). Для данного стиля характерны образность, эмоциональная насыщенность, воздействие на чувства человека. Текст богат на эпитеты, метафоры, морфемы, омонимы, синонимы и другие украшающие слова. К примеру, «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...» (А.С.Пушкин).

Как вы видите каждый стиль обладает уникальностью языковых средств, целей и жанров. Но существуют и такие языковые средства, которые используются во всех стилях. Их называют стилистически нейтральными словами.

Функционально-смысловые типы речи

В речи человек высказывается о людях и животных, понятиях и событиях. В одних высказываниях он описывает явления, в других рассуждает о проблеме, а в третьих повествует о событии. Поэтому речь можно подразделить по смысловым типам:

    Описание – тип речи, изображающий признаки кого-либо или чего-либо. Примеры: Екатерина Великая обладала гибким умом и прагматичностью, была трудолюбива и терпелива. Россия – это правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Описание используется во всех стилях речи.

    Рассуждение – тип речи, утверждающий или опровергающий что-либо. В своих рассуждениях нужно придерживаться плану: тезис, аргументы, вывод. Пример: Чтобы расплавить вещество, необходимо разрушить его кристаллическую решётку (тезис). Оказывается, что связи между молекулами в кристаллической решётке слабее, чем между атомами и ионами (аргумент). Поэтому, как правило, вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления (вывод). Данный тип речи используется в основном для научного стиля.

    Повествование – тип речи, описывающий события в определённой последовательности действий: что было, что стало. Пример: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков) Повествование характерно для разговорного и художественного стилей.