Достоинства и недостатки трансперсональной психологии (Гроф, Ассаджиоли). Недостатки Человека! Как избавиться от своих недостатков? #4. Ты полон скрытых предубеждений

Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.

Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало.

Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.

В случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией...

Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

В этой статье мы приведем несколько советов о том, как правильно распорядится своим потенциалом, как превратить недостатки в Ваши достоинства, да и просто, как воспользоваться всем тем, что мы имеем.

Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. В одну колонку выпишите все Ваши достоинства, а в другую все недостатки, пробелы. Попросите кого-нибудь из Ваших близких друзей, которые, наверняка, будут с вами откровенны, трезво оценить информацию на листе и...

Болгарские ученые-психологи после длительного изучения причин распадов семей выработали для женщин, желающих иметь хорошую семью, следующие правила:

1. Не думайте, что профессия, карьера и социальный престиж заменят вам семью и детей. Как это ни трудно, но надо научиться сочетать их. И не забывать, что женщина должна уделять необходимое внимание своей внешности, одежде и всем остальным видимым и невидимым атрибутам женственности.

2. Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не...

О гипнозе можно говорить долго... Здесь, мы затронем частный вопрос взаимоотношений гипноза и психоанализа.

Надо сказать, что психоанализ вышел, "вылупился" из гипноза. На Фрейда, во времена его Парижской стажировки, произвели большое впечатление гипнотические опыты Шарко, когда тот под гипнозом вызывал (и снимал) психические симптомы у своих пациентов.

Фрейд также присутствовал на экспериментах другого француза Бернгейма, речь шла о так называемом постгипнотическом внушении. Все эти...

Первые уроки того, как быть идеальной хозяйкой, мамой и женой, мы получали от своих мам, которые, в свою очередь, учились этому искусству у бабушек. Нередко в своей борьбе за кубок с надписью «Лучшая жена в мире» мы забываем о том, что и на солнце есть пятна, но солнце от этого не светит менее ярко.

И существует целый ряд недостатков, которые делают женщин в глазах мужчин более привлекательными. И просто необходимо расслабиться и научиться позволять себе эти маленькие очаровательные «огрехи...

Привычка находить положительные стороны в родных, подкрепленная верностью и уважением, сможет принести в вашу семью мир и счастье.

Все знают, что счастливая семейная жизнь складывается из нескольких факторов. Одним из таких является умение не обращать внимания на недостатки своих близких.

Но кто может похвастаться такой способностью? В любой семье есть проблемы, и нам очень сложно не замечать негатив, когда он происходит у нас на глазах. Это очень сложная задача для любого человека...

Если тебе кажется, что жизнь твоя развивается единственно правильным путем, что она достаточно интересна или же полезна таковой каковой является, что в ней совершенно нечего менять, что ты – человек широких взглядов, сделай сегодня так.

Обрати внимание на человека, совсем на тебя не похожего, с которым как тебе кажется у тебя нет ничего общего.

Представь, каков его распорядок дня; его обязанности от которых он не может отступиться; его социальные ограничения – будь то низкий уровень...


Консультирование в процессе оказания психологической помощи подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента, с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилактики, а также информирование индивида о его индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования, методах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения способам восстановления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях.

Диагностические процесс в структуре психологического консультирования включает клиническое интервьюирование (см.главу 1) и использование батареи экспериментально-психологических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности. Существенным при

Консультировании в практическом отношении является процесс информирования человека об объективных параметрах его психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.

^ Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией.

Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач получают в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при информировании. Можно фиксировать внимание на: а) явных отклонениях функционирования организма и психики; б) всех имеющихся отклонениях; в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить; г) всем спектре проявлений - и нормальных и аномальных; д) нормативных признаках и проявлениях. Известны три подхода при фокусировке внимания и информировании человека: оптимистическая, пессимистическая и нейтральная. Одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная. Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане воды: 1) стакан наполовину полон, 2) наполовину пуст или 3) жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объектов фокусировки внимания человека в процессе оказания психологической помощи. Это могут быть отдельные функции или деятельность всего организма наличности («У Вас качественно нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерархия ценностей» или «У Вас отмечаются существенные отклонения в поведении, вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).

В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюирования и диагностики клинических феноменов. Возможны оиеночный или описательный подходы . В первом случае информирование включает оценочные категории (адекватный-неадекватный, нормальный-патологический, здоровый-больной, дефектный и т.д.). Во втором психолог или врач при информировании стараются избегать оценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.

Существенным в процессе информирования является также используемая клиницистом (психологом или врачом) терминология . Он может применять специфическую научную терминологию и даже жаргон («разноплановость мышления», «использование каузальной атрибуции» и пр.), непонятные обследованному, или, учитывая языковые и иные параметры клиента, делать заключение на обыденном языке.

^ Обучение навыкам саморегуляции в процессе психологического консультирования осуществляется различными способами с ориентацией на приоритетность предоставления клиенту или пациенту максимально возможной информации о способах и методах психологической защиты и компенсации, сано- и патогенетических паттернах мышления и прогнозирования, закономерностях развития, этапах и исходах межличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультирования обучается навыкам рефлексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивным формам реагирования исключительно с помощью информирования, поскольку тренинговый способ входит в структуру иного вида психологической помощи - психокоррекции.

В первую очередь, клиент или пациент приобретают знания способов психологической защиты. Сутью их является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М.Ярош).

Рационализация - стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например, окружающих людей в возникновении болезни или психологической проблемы. Больной при этом старается найти максимально убедительные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта развития у него болезни.

Проекция - приписывание другим своих неблагоприятных черт характера. Такой механизм личностной защиты наиболее часто отмечается у пациентов с погра-

Ничной психической патологией (при личностных расстройствах и неврозах). Больной осознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.

Вытеснение - проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного ее непризнания. Наиболее ярко вытеснение проявляется при истерических расстройствах - пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.

Идентификаиия - достижение внутреннего психического успокоения путем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми - желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).

Компенсаиия основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например, усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).

Гиперкомпенсаиия - стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физически слабый с помощью интенсивных тренировок старается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливый человек прикрывается напускной развязностью и грубостью, лживый человек стремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительной честности).

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-то тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутрипсихического напряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие, или сверхценные, идеи - убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивацион-ным стимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не принимаются в расчет.

По мнению П. Лейстер, основные защитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чем важно информировать клиента в процессе психологического консультирования для формирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическим проблемам, связанным с жизненными сложностями или внугриличностным конфликтам (таблица 22).

Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты способно сформировать новый взгляд на собственную психику, закономерности и особенности психического реагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответствующего анализа. Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах психологической защиты сам человек сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему. При консультировании не происходит навязывание клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многовариантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и психотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансформации остается за индивидом.

Психологическое консультирование используется при любых психологических проблемам человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокоррекции и психотерапии. Специфической мишенью консультирования являются психологические феномены, обусловленные кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные нарушения. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов, экзистенциальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается необоснованным и малоэффективным. Единственной возможностью оказать действенную психологическую помощь человеку в период экзистенциального кризиса, не сопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, является использование психологического консультирования - совместный (клиента и психо-

479-


^ Таблица 22 Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Преимущества

Недостатки

Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

Идентификация

Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроециро-ванных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я.

Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

^ Образование реакций

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

Преимущества

Недостатки

Бегство

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Оглушение

Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь

Экранированность

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие - удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

^ Толкование бессилием

«Я ничего не могу сделать - таковы обстоятельства» - таким образом человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций

^ Разыгрывание ролей

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской

^ Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, то становится больным телесно и психически

лога) поиск истины, рассмотрение философских вопросов бытия, жизни и смерти с различных позиций и точек зрения, а также эмоциональная поддержка человека. При этом следует учитывать, что выбор способа действия в таких условиях остается за индивидом.

Классическим примером столкновения различных видов психологического воздействия являются суицидальные намерения индивида, обусловленные межличностным или внутриличностным конфликтами. После исключения психопатологических (неосознанных или болезненных) мотивов стремления человека к совершению суицида клинический психолог, как правило, может выбрать три известных пути психологического воздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и «психотерапевтический путь». Его выбор будет основываться, в первую очередь, на теоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального поведения, тогда как индивидуально-психологические особенности потенциального суицидента могут вообще не рассматриваться. В силу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психолог может выбрать либо консультирование с использованием совместного обсуждения экзистенциальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения на самого клиента; либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматься тренингом, направленным на поддержание нацеленности насохранение жизни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть; либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли и намерения как патологию, требующую купирования, к примеру, суггестией.

Мишенью для психологического консультирования являются также межличностные конфликты: развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидом сквозь призму мировоззренческих и нравственных проблем. Внешние психо-травмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают к жизни принципиальные вопросы бытия - справедливости, верности, доверия и др. Следовательно, и в этих случаях наиболее адекватным следует признать применение психологического консультирования и отдать ему предпочтение по сравнению с другими методами психологического воздействия. Сходный процесс происходит и при появлении у человека соматического заболевания. Он также требует не коррекции или терапии, но, в первую очередь, консультирования.

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются рациональная

психотерапия (P.Dubois), логотерапия (V. Frankl), психология самореализации (А.Maslow), позитивная психотерапия (N.Peseschldan), когнитивная терапия (А.Веск), рационалъно-эмотивная психотерапия (A.Ellis) и психотерапия «здравым смыслом» . Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится т.н. патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева . Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

Осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций

Осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов

Осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами

Осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций

Осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений

Научения понимания и вербализации своих чувств.

Обучения саморегуляции

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором - осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем - решение конфликта и на четвертом - реконструкция системы отношений личности.

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития психологических проблем и невротических симптомов ус-

Матривается в нравственных исканиях человека, конфликте совести и, в целом, в «экзистенциальном кризисе». Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». V.Frankl считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логических обоснований уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности трансцен-денции - сущности существования. Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:

1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.

2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).

3. Аутентичность - способность познать истинные собственные потребности и возможности.

4. Способность принимать себя.

5. Потребность в любви.

A.Maslow признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности). К ценностям бытия относятся такие, как: 1) целостность - единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность; 2) совершенство - необходимость, естественность, уместность; 3) завершенность - конечность; 4) справедливость - законность, долженствование; 5) жизненность - спонтанность, саморегуляция; 6) полнота - дифференцированность, сложность; 7) простота - искренность, сущностность; 8) красота - правильность; 9) праведность - правота, желанность; 10) уникальность - неповторимость, индивидуальность, не-сравненность; П) непринужденность - легкость, отсутствие на-

Пряженности изящество; 12) игра - веселье, радость, удовольствие; 13) истинность - честность, реальность; 14) самодостаточность - автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

Изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях

Познания традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов

Расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней

Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. К примеру, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него аллопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голоса. Транскультуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность - как способность телом сказать «нет», анорексия - как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).

Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется формированию личностной и характерологической гармоничности с помощью предоставления информации о традиционных транскульту-ральных способах переработки конфликтов и формирования ценностей (см. главу 4).

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные

Расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» - предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестоко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

Сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая)

Катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий)

Произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозаключений)

Персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений)

Дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей)

Выборочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста).

Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается раиионально-эмотивная терапия , нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т.н. «иррациональных установок и мыслей». A.Ellis описал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («люди должны быть честными», «супруг должен быть верным»); катастрофические установки («все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («я должен быть счастилив»); оценочная установка. Основным способом терапии является сократовский диалог - когнитивный диспут с использованием законов логики.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод раииональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения появления невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основанного на определенности, последовательности и доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности. Ой противопоставляется одновариант-ному (ригидному), являющемуся частью Патологического мыслительного паттерна при т.н. каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антици-пационная состоятельность» (В. Д.Менделевич) - способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, используя прошлый жизненный опыт. Считается, что гармоничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае использования таких принципов, как: а) отказа от претензий («мне никто ничего не должен»); б) отказа от однозначности (при истолкований происходящих событий - «это может значить все, что угодно»); в) отказа от фатальности (при

Истолковании будущих событий - «все возможно»); г) выработки стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости».

Еще совсем недавно о профессии психолога в нашей стране даже и не знали. Наука психология была представлена у нас преимущественно психиатрами, в кабинет к которым обычным гражданам попадать очень не хотелось. Сегодня же, благодаря американским сериалам, психологи стали не просто популярными, а востребованными специалистами, к услугам которых обращаются в самых разных жизненных ситуациях.

Еще совсем недавно о профессии психолога в нашей стране даже и не знали. Наука психология была представлена у нас преимущественно психиатрами, в кабинет к которым обычным гражданам попадать очень не хотелось. Сегодня же, благодаря американским сериалам, психологи стали не просто популярными, а востребованными специалистами, к услугам которых обращаются в самых разных жизненных ситуациях.

Из тех же американских сериалов работа психологов представляется нам легкой и необременительной: уютный кабинет, красивая секретарша, удобная кушетка и пациент, с которым специалист ведет неспешную задушевную беседу. Но совпадает ли реальность с тем, что мы видим на телеэкранах? Так ли на самом деле легко работается психологам? Обо всем этом, а также о других особенностях этой профессии мы постараемся максимально подробно рассказать в рамках данной статьи.

Кто такой психолог?


– квалифицированный специалист, который занимается изучением психики и эмоционального состояния человека и оказывает психологическую помощь при возникновении психологических или житейских проблем в жизни каждого из нас.

Название профессии произошло от древнегреческих psycho (душа) и logos (знание). Другими словами, психологи изучают душу человека, все ее грани, состояния и возможности, и на основании полученных знаний помогают нам достичь душевной гармонии. История профессии корнями уходит в глубокую древность, а первыми "целителями душ" можно смело считать шаманов, знахарей и колдунов, которые лечили не столько "наложением рук", сколько силой слова и внушения.

Официальной датой возникновения психологии, как самостоятельной науки, принято считать 1879 год, когда в Лейпциге была открыта первая в мире психологическая лаборатория. С этого момента психология начала активно развиваться вследствие чего появились самые разные ее направления: психоанализ, бихевиоризм, семейная психология, патопсихолингвистика, возрастная психология и т.д.

На сегодняшний день психология охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, а представители этой профессии помогают разрешить практически любые проблемы, связанные с психо-эмоциональным состоянием человека. Профессиональные обязанности психолога напрямую зависят от сферы деятельности специалиста. Так, психолог-теоретик занимается исследованиями и ведет преподавательскую деятельность, а психолог-практик оказывает непосредственную помощь в общественной и личной жизни человека. Например:

  • клинический психолог – в больницах, реабилитационных центрах или санаториях, корректирует измененное психо-эмоциональное состояние пациентов;
  • организационный психолог – в компаниях и на предприятиях консультирует руководство по вопросам повышения эффективности управления и маркетинга;
  • юридический психолог – специализируется на криминальной психологии и помогает органам правопорядка в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы;
  • детский психолог – работает преимущественно в детских организациях (детских садах, школах, гимназиях, спортивных школах и т.д.) и помогает детям адаптироваться в социуме.

В целом же профессиональные обязанности выглядят примерно следующим образом: выявление индивидуальных особенностей человека, помощь в определении первоисточника проблем, поиск способов решения возникшей проблемы, обучение методам эмоциональной саморегуляции.

Какими личностными качествами должен обладать психолог?

Не сложно догадаться, что поскольку основная часть работы психолога заключается в общении с пациентами, специалист должен быть коммуникабельным, вежливым и доброжелательным. Кроме того, тщательно разобраться в проблеме человека и посоветовать эффективные варианты ее решения психологу помогут такие личностные качества, как:


Ошибочно думать, что для выполнения своей работы психологу достаточно обладать только познаниями в области психологии. Хороший специалист компетентен и в таких областях знаний, как педагогика, философия, социология, естествознание, филология, политология, право, история и т.д.

Преимущества профессии психолога

Основным преимуществом профессии психолога , вне всякого сомнения, является моральное удовлетворение от осознания важности и полезности для общества. Ведь психолог – это профессия, которая оказывает реальную помощь людям, и результат достаточно часто можно увидеть "здесь и сейчас".

Отметим, что чувствовать себя чьим-то "спасителем" не только приятно, но и выгодно, так как за помощь в решении своих проблем люди готовы хорошо платить. На сегодняшний день среднемесячный доход психологов в России составляет порядка 50-60 тысяч рублей (и это мы не принимаем во внимание доход психологов, оказывающих услуги частным образом).

Не сложно догадаться, что психологи имеют возможность работать не только штатным сотрудником той или иной организации (а специалист по психологии сегодня востребован практически в организациях всех сфер деятельности), но и осуществлять частную практику. Причем для этого им не нужно больших капиталовложений, поскольку нет необходимости покупать дорогостоящее оборудование или арендовать помещения с большой площадью.

Ну и самое главное, психолог – это не столько профессия, сколько образ жизни, поэтому специалист применяет свои профессиональные знания и навыки, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. А это значит, что хорошему специалисту гарантирована жизнь без проблем (во всяком случае, в психо-эмоциональном плане).

Недостатки профессии психолога


Однако не стоит думать, что работа психолога состоит из сплошных преимуществ. Имеются у профессии психолога и недостатки . В частности, основной сложностью для специалиста является необходимость решать проблемы клиента отстраненно. То есть, психологу нельзя переходить ту черту, когда проблемы клиента превращаются в собственные проблемы специалиста. В противном случае, в самое короткое время психологу грозит душевная усталость и эмоциональное выгорание.

Недостатком данной профессии также можно считать тот факт, что начинающему психологу сначала придется набраться практического опыта на работе в бюджетных организациях, за достаточно скромную зарплату. Поэтому рассчитывать на то, что сразу же после окончания ВУЗа молодой специалист сможет добиться финансового и карьерного роста, не стоит.

Очень сложно иногда складываются у психолога взаимоотношения с близким окружением. А все потому, что профессиональная деятельность накладывает на специалистов отпечаток "всезнайки", и у них появляется желание всем и вся давать советы по поводу и без него. Естественно, не всем нравится такое активное вмешательство в их личное пространство, на фоне чего и возникают конфликтные ситуации.

Где можно получить профессию психолога?

Поскольку в нашей стране до сих пор иногда ошибочно считают, что психолог, психиатр и психотерапевт – это разные названия одной и той же профессии, молодые люди, которые мечтают получить профессию психолога , не знают в какой ВУЗ им нужно поступать.

Важно понимать, что психиатр и психотерапевт являются медицинскими профессиями, представители которой лечат патологические изменения или нарушения психики человека. А психолог занимается исключительно душевным состоянием и внутренним миром человека, поэтому он не лечит, а выступает скорее в роли человека, который помогает увидеть проблему со стороны и советует наиболее оптимальные пути ее решения.

Другими словами, чтобы стать психологом нужно поступать не в медицинские ВУЗы, а на психологические факультеты профильных учебных заведений. И, конечно же, предпочтение нужно отдавать лучшим психологическим ВУЗам России , выпускники которых имеют больше шансов для успешного трудоустройства. К таким ВУЗам сегодня можно отнести:

  • Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова;
  • Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета;
  • Государственный академический университет гуманитарных наук;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Московский городской психолого-педагогический университет.

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р.Ассаджоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёрфинга (С. Гроф). В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Современным представителем направления является Станислав Гроф. Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4. трансперсональная область.

По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом - взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок. Когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из них можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев - главным образом через измененные состояния сознания, а именно - трансовые медитативные техники. С. Гроф первоначально использовал в терапевтических целях галлюциноген ЛСД; позднее он разработал методику, позволяющую достигать аналогичных эффектов без применения наркотика. Методика получила название «холотропное дыхание»; оно представляет собой сочетание особой техники дыхания со специально подобранной музыкой.

Еще одна интересная и важная трансперсональная система — психосинтез — разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей — динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями — и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр.

КРИТИКА.

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.

Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Трансперсональная психология подвергается критике со стороны отдельных представителей религиозных конфессий из-за того, что трансперсональные психические состояния являются универсальными и не имеют религиозной принадлежности.

Аллан Б. Чинен (профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско) указывает на три основные проблемы в практическом применении разработок трансперсональной психологии: 1) возможное превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведёт себя как духовный учитель, а не как терапевт; 2) стремление интерпретировать эмоциональные проблемы как проявления духовного развития; 3) упор на высшие состояния сознания и недостаточное внимание к межличностным и социальным процессам. чрезмерное внимание к мистическим культам; использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям, далеко не всякое из которых имеет психотерапевтическую ценность.

В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

  • Плюсы профессии психолога
  • Минусы профессии психолога

Профессия психолога в современном мире актуальна, престижна и популярна как никогда. Во многих учебных учреждениях, промышленных предприятиях, службах спасения и помощи людям есть специалисты, помогающие мятущимся душам найти выход из проблемных ситуаций. Практически в каждом университете выпускают психологов - спрос порождает предложение.

Что такое психология? С древнегреческого это слово переводится как «наука о душе», ведь психологические проблемы долгое время считались душевными ранами. Да и сейчас в нашем словаре есть такое слово как «душевнобольной», хотя все мы уже знаем, что проблемы таких людей заложены в мозге. Психология изучает мыслительные и эмоциональные процессы, структуру личности, способы связи человека со внешним миром, тонкости общения и отношений, специфику самовосприятия. Психология разделяется на теоретическую и практическую. Первая занимается исследованием нормальных и аномальных состояний психики, вторая - коррекцией проблем.

Получить профессию психолога сегодня несложно. Можно отучиться в университете, если решение помогать людям пришло в юном возрасте. Если это зрелое решение, то можно оставить в качестве базы уже имеющееся высшее образование и пойти на курсы, которых сегодня предлагается огромное количество. Главное - не попасться на удочку мошенника: хорошенько разузнать об учреждении и преподавателях, получить отзывы, поинтересоваться, какие именно знания дают на данных курсах.

Отучиться на психолога и стать им - это не совсем одно и то же. Начнем с того, что не все досконально знают, чем отличаются психологи от психотерапевтов и психиатров.

Психотерапевт и психиатр - это медицинские специальности, которые востребованы в больницах и различных медицинских центрах. Они предполагают наличие медицинского образования, поскольку врачи этой специальности должны знать анатомию человека, назначать препараты, уметь проводить диагностику с помощью различной аппаратуры.

Психология - это гуманитарное направление, которое не требует медицинского образования. Она раскрывает механизмы психических процессов и дает понимание причин их нарушения. Помощь пациентам производится посредством разъяснительных бесед, тренингов, практик.

Куда идти с дипломом психолога? Конечно, каждый мечтает открыть собственный кабинет, чтобы зарабатывать хорошие деньги на консультациях. Но дело в том, что частный психолог - это в первую очередь имя и репутация, новичок не сможет получать прибыть, сняв кабинет и развесив объявления на столбах. Поэтому сначала нужно поработать в государственной структуре. Это:

  • детские сады, школы, училища, вузы;
  • центры реабилитации (подростков, жертв домашнего насилия, заключенных, людей с зависимостями и т.д.);
  • службах спасения (МЧС, служба скорой помощи);
  • военные подразделения;
  • спортивные учреждения.

После получения определенной практики можно замахнуться на должность психолога на частном предприятии - заводе, проектном бюро, IT-компании. Здесь психологи участвуют в подборе персонала, организовывают тренинги, занимаются развитием корпоративной этики, ну и, конечно, проводят личные беседы. Они отвечают за положительный, эффективный и созидательный настрой команды.

Частная практика покоряется тем, кто давно работает в сфере оказания психологической помощи, хорошо себя зарекомендовал и уже имеет небольшой круг частных клиентов. Нередко психологи совмещают работу в госструктуре и частную практику.

Плюсы профессии психолога

1. Помочь людям

Приятно знать, что ты сделал что-то важное. Психологи спасают людей от самоубийств, помогают решить проблемы в семье, дают советы в разрешении конфликтов. Каждая спасенная жизнь, сохраненная семья или человек, не ставший на скользкую дорожку - на счету психолога. И когда ты знаешь, что приносишь людям пользу, то понимаешь, что жизнь прожита не зря.

2. Помочь себе

Многие идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе, понять собственные проблемы. По статистике, четверть психологов сами имеют психологические проблемы. Хорошо это или плохо? Практикующими психологами часто становятся люди, склонные к депрессиям, и в данном случае это даже хорошо. Во-первых, они могут понять пациента как никто другой, потому что сами сталкивались с его бедами. Кроме того, помощь другим считается лучшим лекарством от депрессий. Люди, осознающие свою важность и необходимость, реже страдают от упаднических состояний.

3. Познать человеческую глубину

Мы проникли в земные глубины, нырнули в океан, взлетели в космос, расщепили атом… Но до сих пор не знаем досконально самих себя. Человек - вот самая неизученная область науки. Но даже те знания, которые у нас есть, поражают. Изучив даже самые азы, мы понимаем, насколько интересно и незабываемо это - проникать в глубинные слои человеческих душ, понимать их. И при этом перед специалистом всегда будет поле для новых открытий.

Минусы профессии психолога

1. Эмоциональное выгорание

За время практики психологам приходится сталкиваться с самыми страшными кошмарами человеческой психики. Они всегда будут видеть чужое горе, в их глаза будут заглядывать, ища сочувствия и решения проблем.

Если психолог работает в школе, то через него будут проходить дети, которых бьют родители, подростки-наркоманы и воришки, юные хулиганы - в общем, самые проблемные ученики. Если он работает в центре психологической или физической реабилитации, он каждый день будет видеть десятки искалеченных тел и жизней. Продолжать список можно еще долго, но смысл один - психологу придется увидеть самую больную сторону человеческой сущности. Сможет ли он это выдержать? Это нужно осознать и решить заранее.

2. Жилетка для друга

«О, ты психолог! Посоветуй, что делать, у меня тут такая ситуация…» Каждый знакомый и полузнакомый человек, услышав, что вы учитесь на психолога или работаете им, попросит помощи или совета. Многим приходится вежливо отказывать и советовать записаться на консультацию. Естественно, не всем это нравится - только понимающие люди способны согласиться с тем, что психологу хотя бы иногда хочется отдохнуть от груза чужих проблем. Но найдется немало таких, кто обидится и будет считать вас злым и черствым человеком. Тут уж ничего не поделаешь.


3. Без права на ошибку

Психолог - это не просто работа. Это жизненная роль. Психолог, как и политик, судья или преподаватель, должен сверкать кристально чистой биографией. Он обязан блюсти себя, ведь для людей он что-то вроде мирского священника - они открывают ему свою душу, впускают в самые потаенные уголки своей жизни. Сможет ли работать по специальности семейный психолог, у которого три развода за плечами? Доверится ли пациент психологу с алкогольной зависимостью? «Лекарь, сначала излечи себя сам», - скажут ему. И правда, как можно помогать другим, если не можешь помочь себе?

Какие личностные качества необходимы психологу?

Чтобы стать психологом, нужно в первую очередь быть альтруистом, поскольку в такой профессии никакие деньги не компенсируют эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается специалист. Только любовь к людям может стать спасительным маяком, помогающим понять, для чего это все делается. Нужно обладать большой ответственностью, ведь для многих пациентов психолог - это единственная надежда. Нужно быть стрессоустойчивым, поскольку клиенты бывают разные, в том числе и враждебно настроенные. Нужно быть тактичным и деликатным, ведь встречаются обидчивые пациенты. И, что очень важно - общительным. Тот, кто способен общаться долгое время и не испытывать эмоциональной усталости, может стать хорошим психологом. Если же вы устаете от общения, то подумайте еще раз - ваше ли это?

Суть профессии психолога заключается в том, чтобы разобрать по кирпичикам все мотивы и факторы, которые руководят поведением людей. Если провести параллель, то психолог - это механик человеческой души, который понимает, как работает все это сложное и запутанное устройство, и способен починить его в случае неполадок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .