Доклад: Движущие силы антропогенеза. Выдающиеся люди в истории. Если хочешь развить великое желание, волю — научись создавать исходящий поток в духовный мир

Роль силы, как физического качества в жизни

В дикой природе выживание индивида в условиях жёсткой внутривидовой и межвидовой конкуренции было обусловлено степенью развития его силовых способностей. Природа сохраняла только сильные гены, - слабые не имели право на существование. Человеку физическая сила была жизненно необходима для своего формирования в ходе эволюции.

Современная жизнь не предъявляет тех высоких требований к проявлению силовых способностей, какие предъявляла нашим предкам. Человеку не нужно ежедневно доказывать своё право на существование и утверждать себя с помощью физической силы. Благодаря совершенствованию форм социального устройства общества человек может больше времени уделять сферам жизни не связанным с его выживанием. Блага цивилизации постепенно освободили человека от тяжёлого физического труда, предложив комфортную жизнь без больших физических нагрузок. Причём, чем «цивилизованней» общество, тем меньше сил стал тратить человек на работе и в быту. Таким образом, человеческий организм, созданный миллионами лет эволюции со своими физическими способностями к большим нагрузкам потерял возможность реализовывать эти способности. Этим он нарушил гармонично сложившуюся систему отношений его с силами природы. Следствием этого нарушения явились болезни, связанные недостатком двигательной активности – гипокинезией (греч. hypo – понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis – движение), которая привела к гиподинамии.

Гиподинамия (греч. hypo – понижение; dynamis – сила) – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д.

При уменьшении силовых показателей, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам. Уменьшается интенсивность и объём афферентной информации, связанной мышечными сокращениями (сигналов от рабочих мышц), нарушается координация движений, снижается тонус ЦНС (центральной нервной системы) снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость.

Относительно устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы шеи и спины. Мышцы же живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения, поясничного отдела позвоночника.

Ослабление мышц шеи и спины, поясницы влекут за собой деструктивные изменения в костной и хрящевой тканях – остеохондроз, который поражает суставы позвоночника. Потеря тонуса мышц, окружающих позвоночник, ведёт к изменению осанки, ухудшению обменных процессов в его костях, связках и хрящах. В результате хрящи теряют эластичность, суставы – стабильность. Эти нарушения отрицательно влияют на нервную систему: защемляются нервные корешки, выходящие из спинного мозга (радикулы), вследствие чего возникает болевой синдром, – радикулит. Болезнь нервов вызывает дисфункцию внутренних органов, которые они иннервируют.



Также, в условиях гиподинамии из-за недостаточной работы мышц нижних конечностей, в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, снижается сила сердечных сокращений, сокращаются минутный объём, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови, которая застаивается в её депо и капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей).

Уменьшается жизненная ёмкость лёгких и лёгочная вентиляция, интенсивность газообмена. Всё это сопровождается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений человека. Таким образом, при гиподинамии создаётся ситуация, чреватая «аварийными» последствиями для его жизнедеятельности. Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Физическая сила требуется человеку, как в быту, так и во всех видах его профессиональной деятельности: строителям, рабочим машиностроительной и судостроительной отраслей, морякам, представителям службы безопасности: пожарным, милиции, военным и др.. От развития силовых способностей, порой зависит судьба и жизнь человека. В экстремальной ситуации больше шансов на спасение всегда у тех людей, которые сильнее.

Таким образом, не развивая силовые способности и понижая силовые показатели человек теряет своё здоровье, т.е. состояние физического, психического и социального благополучия.

"Если сила в правде, значит, кто сильнее — тот и прав", — н ародная бандитская мудрость.

В чём заключается психологическая сила человека? Чем она определяется? Вопросом о силе задаётся любой человек, который заинтересован в управлении этим миром, во влиянии на людей, в том, чтобы что-то изменить вокруг себя и в своей жизни в целом. Вы когда-нибудь задумывались, почему так несправедливо устроено — одни обладают этим даром, другие нет, одним хочется подчиняться, другим не очень, одни могут оказать воздействие, другие так это делать пытаются — что смешно становится. В детстве, если помните, все мальчишки мечтают обладать громадной силой, чтобы побеждать в любой драке, раскидывать любых врагов, никого не бояться, всего добиваться, пользоваться уважением в коллективе. Лично я в юном возрасте завидовал, как ни странно это звучит, девочке, только особенной, очень сильной девочке, по имени Пеппи Длинныйчулок, которая обладала абсолютно невиданными возможностями и при случае демонстрировала чудеса, которые не снились ни одному штангисту в мире. Например, забрасывала злодеев на вершины деревьев, удерживала руками автомобили за бампер, вытаскивала корабли из моря на берег и совершала тому подобные подвиги. С возрастом приходит понимание, что физической силой в этом мире все вопросы уже не решишь — нужна другая сила, внутренняя, личностная.

Что происходит в нашем общении в жизни? Встречаясь с человеком, мы интуитивно, подсознательно, оцениваем его и сравниваем нашу личную силу с его силой. И, вследствие этого сравнения, выстраиваем отношения. Если интуиция нам подсказывает, что он сильнее — отношения выстраиваются с так называемой "пристройкой снизу". То есть мы признаём главенство за человеком, позволяем ему нас жизни учить, с уважением и прислушиваемся к его мнению. Если мы ощущаем, что сами сильнее партнёра — отношения скорее выстраиваются с так называемой "пристройкой сверху". То есть мы сами подсознательно чувствуем себя главнее, больше высказываем своё мнение, меньше значения придаём его мнению, позволяем себе уже его учить жизни и "руками водить" в его сторону. Ну, и третий возможный вариант, когда силы примерно равны, то отношения выстраиваются "с пристройкой на равных". Непонятно, кто кем руководит, кто кем управляет, то ты мной, то я тобою, отношения как "друг — друг". Понятно, что эта схема из трёх вариантов отношений несколько упрощена, в жизни может быть всё сложнее, но суть именно такая. Именно психологическая сила заставляет нас подчинять или подчиняться, слушать или слушаться, убеждать или убеждаться. Именно она позволяет выигрывать переговоры, психологические поединки, конфликты, заставляет уважать своё мнение и добиваться успеха в социуме. И эта сила важнее, чем вся остальная физическая, потому что уже именно она позволяет творить чудеса.

Вопросом, что такое психологическая сила и как её повысить мы занимаемся на тренинге "Победители: психология влияния" и начинаем как раз с определения понятия — что же это такое? Потому что, если не определиться с самим понятием, то нет фундамента, на котором строится вся концепция и невозможно двигаться дальше. Когда я задаю участникам этот вопрос — что такое психологическая сила и как это понятие определить одной исчерпывающей фразой, то с ходу умные люди обычно находят целый ряд ответов. Например, это — уверенность, говорят некоторые. Да, уверенность хорошее качество, но это не синоним психологической силы, а скорее, следствие, сопутствующее качество. Знак равенства между понятиями сила и уверенность ставить некорректно. Уверенность скорее является следствием силы. Ещё вариант — целеустремлённость. Тоже сопутствующее качество, следствие силы, но не одно и то же. Часто называют умение быть счастливым, не сдаваться перед трудностями, "держать удар" — тоже замечательные качества, но тоже не исчерпывают понятие силы и не определяют. Как правило, участникам приходят лишь следствия и ассоциации на внутреннюю силу, но не само определение.

Вы, конечно, помните, что этот сакральный вопрос — в чем сила, брат? — мучил ещё Бодрова-младшего в фильмах "Брат-1", "Брат-2". И он ходил и приставал с ним ко всем, даже к иностранцам:

— Вот ты, немец, говоришь, город — это сила, а какая тут сила, тут слабые все…

— Город — это злая сила…

И оттуда пошёл такой анекдот: "Сидит Бодров-младший в кабинете американского бизнесмена, рядом валяется убитый американский бизнесмен, пьют они водку, играют в шахматы и Бодров-младший говорит: "Вот скажи мне, американец, в чем сила? Вот ты думаешь, сила в деньгах? Вот и брат, говорит, в деньгах… А сила-то, она — в ньютонах!!!""

И в самом деле, чтобы определить это понятие научно , если хотите, надо обратиться к истокам — откуда ноги растут. А растут они из классической физики, надеюсь, отличники среди читателей найдутся. Давайте вспомним сначала определение физической силы, а потом перейдём к силе психологической. Как определялось понятие "физической силы" в 7 классе средней школы? Правильно, волшебной и незабываемой формулой "ф равняется м умноженное на а" — сила равняется массе, умноженной на ускорение. Помните, в учебниках физики любили сталкивать кубики, так вот, если один кубик сталкивает другой с места, то по массе и ускорению второго можно было определить физическую силу первого, и измерялась она, действительно, в ньютонах. По-человечески говоря, физическая сила — это способность предмета совершать работу над другим предметом. Под работой понимается перемещение в пространстве. Ещё раз повторю, опираемся на это определение: "Физическая сила — это способность предмета совершать работу над другим предметом" .

А теперь, основываясь на этом определении, теперь, перенесём его уже на мир людей. Тогда — по аналогии, что такое уже "психологическая сила"? Попробуйте отсюда найти определение самостоятельно и сравнить с правильным ответом. Для ленивых правильный ответ последует уже сейчас. Психологическая сила — это способность человека совершать работу над людьми, в том числе над собой, поскольку ты тоже человек. Только под работой в мире людей понимаются все три вида влияния. Первый вид, влияние на сознание — то есть умение убедить, внушить, поменять ценности человеку, научить, дать понять, "вправить мозги", наконец. Второй вид, влияние на эмоциональный мир человека — способность создать ему новую эмоцию, убрать лишнюю старую, раскачать чувства, оказать воздействие на душевный, эмоционально-чувственный мир личности. И третье, влияние на волю человека — способность побудить к действию, столкнуть с бездействия, умение заставить человека двигаться телом и разумом или, наоборот, остановиться перед пропастью.

И, если всё это учесть, получается такое определение.

Психологическая сила — это способность человека оказывать влияние на людей, в том числе на себя.

Что означает, оказать влияние на себя самого? Все три вида влияния, на сознание, на эмоции, на волю, только применительно к себе. Когда-то вправить себе мозги и поменять ценности, когда-то справиться со своими чувствами, когда-то заставить себя сделать то, что не хочется, но надо. Влияние на себя — это частный случай влияния на людей в целом, более того, не умея управлять собой, невозможно адекватно управлять другими людьми. И по тому, как человек управляет собой, вполне можно судить о его силе. Простейший тест на личную силу — как долго вы встаёте утром с постели? Управление собой — ближе всего к понятию силы воли, с помощью волевых качеств человек оказывает влияние на свою ленивую натуру.

Основа этой способности оказывать влияние — высокая и независимая самооценка личности. Т.е. степень любви к себе, степень самоуважения, степень принятия себя. Достаточно высокая — позволяющая комфортно жить среди других людей и чувствовать себя достойно, как равный среди равных (а в чем-то и выше). Независимая — означает устойчивая, позволяющая не терять самоуважение при отрицательной оценке окружающих и не падающая при неудачах. Самооценка — это стержень личностной силы, без неё сила, образно говоря, теряет хребет и разваливается.

Ещё очень важный момент. Способность оказывать влияние — это некая возможность, качество внутреннее, и его надо уметь предъявить, то есть проявить внешне. Иначе эта сила так и останется в потенциале, непроявленной и незаметной окружению. Всегда есть внутреннее и внешнее, так же и применительно к силе. Сила — это внутренний стержень человека, но сделать так, чтобы эту силу люди почувствовали, это вторая, внешняя задача.

Представьте, что вы чемпион мира по боксу. В вас заключён огромный потенциал и возможности для силового воздействия на хулиганствующих элементов в ночной подворотне. Но то, что вы крутой мастер знаете только вы и ваше окружение. Шпана этого пока ещё не знает, и вы вынуждены предъявить им вашу силу и мастерство, проявить эти внутренние возможности во всей красе, и пока вы не откусите главарю шайки ухо, никто в этой банде вас уважать и бояться не станет.

Я соглашусь с утверждением, что люди силу чувствуют неким шестым чувством, но всё-таки так бывает далеко не всегда. Можно быть сильным человеком, но новый коллектив это ещё не заметит. Или наоборот, быть слабым, но успешно пускать пыль в глаза, производя сильное впечатление. И так тоже часто бывает, история знает такие случаи, вспомним хотя бы Хлестакова. Поэтому, чтобы сила по-настоящему работала в жизни на вашу влиятельность, надо, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Необходимо научиться силу проявлять, когда-то демонстрировать, доказывать и даже при необходимости оказывать активное силовое воздействие. И вот здесь приобретают важнейшее значение уже упоминавшиеся сопутствующие силе качества, через что сила проявляется и с чем ассоциируется. А именно — уверенность, манера держаться, целеустремлённость, умение держать удар, смелость, владение голосом, и другие. По сути это уже инструменты психологического воздействия, то, через что личная сила проявляет себя во внешнем мире и через что наша личность оказывает влияние. Но это уже другая, следующая тема.

Возможности человеческого тела всегда интересовали людей. Ещё с древних времён люди изыскивали способы усиливать их. Разумеется, это было связано с войной. Далеко за примером ходить не надо. Викинги владели рецептом приготовления особого зелья из определённых пещерных грибов (некоторые разновидности мухоморов). Есть мнение, что зельем мог служить специальный алкогольный напиток. Воин, приняв такое зелье, в разы повышал выносливость и физическую силу. Невероятно обострялись рефлексы. Пропадала чувствительность к боли. Правда, у зелья был один неприятный побочный эффект. Хотя те же викинги, наоборот, считали его главным и самым полезным. После употребления препарата на порядки возрастала агрессия. Возрастала настолько, что человек переставал себя контролировать в приступе ярости. Потеря самоконтроля облегчалась соответствующей психологией скандинавских жителей тех времён. Для викингов в войне заключался смысл жизни. Воин превращался в неостановимую машину для убийства.
Такого бойца стали называть берсерк. Хотя сущность этого понятия более глубокая. Берсерками называли тех воинов, которые полностью посвятили себя богу Одину. Согласно источникам даже другие варяги во время боя держались на расстоянии от берсерка. В 20-ом столетии интерес к возможностям человеческого тела непрерывно возрастал. Это было связано со многими факторами - прорыв в области генетики и биологии, «золотой век» фантастики, концентрация на роли личности в истории с одновременным всплеском массового сознания. Наконец, даже идеология Третьего Рейха сыграла здесь свою роль, поскольку вплотную касалась вопросов достижения физической полноценности (неслучайно в нацистской Германии спартанская культура была весьма популярна). Правда, она же показала необходимость морального и этического воспитания. В противном случае рассуждения о физической полноценности всё больше напоминают идеологию «высшей расы». Причём такая идеология всегда примитивна, поскольку сводится к культу и примату силы. В фантастическом романе братьев Стругацких «Обитаемый остров» главный герой Максим Каммерер обладал физическими возможностями, явно превосходящими возможности человека 20-ого века. В их числе: огромная медвежья физическая сила и практически неиссякаемый запас выносливости, способность развивать на коротких дистанциях скорость мустанга, невероятные рефлексы, многократно перекрывающие восприятие обычного человека, умение почти мгновенно перемещаться в пределах 10-15 метров. Максим мог задерживать дыхание на 15-20 минут. Также для Каммерера были не опасны многие раны, смертельные для других людей (например, огнестрельные ранения в грудь и живот). Он обладал ускоренной регенерацией, мог видеть в кромешной тьме, был очень устойчив к инфекционным заболеваниям и сильной радиации. Почти таким же набором способностей наделил ведьмаков в своих произведениях польский писатель Анджей Сапковский. Согласно писательским мифологиям способности Каммерера обусловлены распространённой на Земле 22-ого века процедурой фукамизации, а способности ведьмаков - чередой магических мутаций. Сегодня вопросы об улучшении человека очень популярны. Как в мировой культуре, так и в научных кругах. Достижения генетики и медицины обнадёживают. Однако во второй части этой статьи хотелось бы обратиться к реально живущим (или жившим) людям, которые уже достигли, по крайней мере, некоторых из вышеперечисленных способностей (или всегда обладали ими). Физическая сила
Первым, кого следует упомянуть, это Иван Поддубный. Он родился 26 сентября (8 октября) 1871 года, а умер 8 августа 1949 года (ему было 77 лет). Поддубный происходил из семьи запорожских казаков. Его родня и его предки испокон веков славились богатырской силой и здоровьем. Поддубный всё это перенял, а от матери - ещё и выдающиеся музыкальные способности. Не останавливаясь подробно на его биографии (в конце концов, статья не об этом), стоит отметить, на что был способен этот человек в плане физической силы. 1) На плечах Ивана Максимовича ломался телеграфный столб, после того как с обоих концов его повисали человек по 10-15. Когда Поддубный работал в цирке, публика этот номер очень любила. 2) Подростком 16-ти лет легко мог прижать корову или даже быка к земле, держась за рога. 3) Когда впервые покинул родную деревню в 20 с небольшим лет, первое время работал портовым грузчиком. Все разевали рты, наблюдая, как молодой Иван играючи поднимает одной рукой и несёт на плече ящик, который еле-еле могли приподнять четверо здоровенных и опытных грузчиков. 4) У Поддубного была трость весом 32 кг (2 пуда). Для силача вес не очень большой, но Иван Максимович часами прогуливался с ней. При этом легко покручивал её в руках. Попробуйте 15 минут не расставаться хотя бы с гантелей весом в 5 кг. 5) И конечно, Поддубный был непревзойдённым борцом, которого, строго говоря, так никто и не положил на лопатки. Ни одному другому силачу России, Европы и Америки этого сделать не удалось. Поддубный говорил, что сильнее его только один человек - его отец. Действительно, крестьянин Поддубный старший по слухам однажды пронёс на вилах через половину поля до телеги огромный стог сена. Целиком. В конце 15-ого века кардинал и аристократ, герцог Валентинуа, Цезарь Борджиа любил демонстрировать публике один трюк. Этот «супермен Ренессанса» выходил на арену, где бесновался разъярённый бык. После чего одним ударом кулака «успокаивал» быка. Бывало, что навсегда. Это, разумеется, можно расценить как жестокое обращение с животными, но всё равно впечатляет. Какую бы боксёрскую карьеру в наши дни мог сделать этот парень! Хотя Борджиа был слишком умён, образован и честолюбив, чтобы удовольствоваться карьерой боксёра, пусть и великого. А другой аристократ, Маркиз Луи-Франсуа де Буффлер (1644-1711 гг.), который был маршалом Франции, тоже любил показывать публике один трюк, но уже не такой живодёрский. Этот господин, прозванный (вот неожиданность!) «сильным», запросто проходил добрую сотню метров, неся на плечах свою собственную боевую лошадь, вес которой был не меньше полтонны. А ещё мог таскать быка за хвост, и у быка не хватало сил сопротивляться. В армии императора Карла Пятого (1515-1555 гг.) был такой солдат по имени Люпон. Он очень быстро бегал. Догнать его не смог ни один другой человек в армии императора. Что само по себе впечатляет. Но в этом же разделе мы разбираем примеры суперсилы, а не скорости. Всё дело в том, что абсолютно все свои забеги Люпон устраивал со стокилограммовым бараном на плечах. Прямо как Каммерер, который тоже мог бегать с человеком на плечах. Способности Люпону очень пригодились. Однажды он поймал вражеского часового, связал, закинул за спину, а затем в буквальном смысле бегом доставил его в свой лагерь. Пётр Первый при встрече с польским королём Августом Вторым повторил все его трюки (сломал подкову, согнул железный прут и т.д.), а ещё одним ударом кортика разрубил штуку сукна (т.е. свёрнутый в трубу кусок сукна длиной примерно 21 метр) пополам. В 20-ом веке жил Джо Роллино. Он был более известен под прозвищем Малыш Данди за свои скромные параметры (рост 165 см и вес 68 кг). Однако такие габариты не помешали ему удерживать одним пальцем три центнера. А в 1920 году поднять полтонны (за что Джо сразу же получил титул самого сильного человека в мире). Кроме того, Роллино оказался блестящим боксёром, выигравшим все легальные и нелегальные бои. В нелегальных боях Джо выходил против стокилограммовых бойцов. И с легкостью их укладывал. Он также оказался долгожителем, отойдя в мир иной в возрасте 104 лет. И не от старческой немощи умер Джо. В свой 104-й день рождения он публично скрутил в трубочку монету. Роллино трагически погиб под колёсами автомобиля, когда отправился за свежей газетой. Не самый сильный из самых сильных силачей, но самый известный - это, конечно же, Арнольд Шварценеггер. Но всё-таки в свои лучшие годы он поднимал веса, которые даются лишь единицам. Недаром его прозвали тогда «Австрийский дуб». Из современных силачей наиболее известен Жидрунас Савицкас, поднявший штангу весом в 525 кг. Скорость
Здесь пальму первенства пока удерживает Усэйн Болт, уроженец Ямайки. Усэйн 1986 года рождения. Этот парень знаменит тем, что в 2009 году пробежал стометровку за 9,58 секунд. На коротком промежутке дистанции он развил скорость почти 38 км/ч. И специалисты говорят, что это не предел. Да и сам Болт так говорит. Убрать рёв трибун, понятное при этом волнение, немного усилить ветер в спину - и Болт наверняка «сделает» стометровку за 9,50 секунд. Годом ранее на Пекинской Олимпиаде Болт продемонстрировал ещё большую скорость - 43,9 км/ч. Правда, на очень коротком отрезке стометровки. Мировой рекорд тогда Болт установить не смог, пробежав 100 метров за 9,69 секунд. За свои невероятные атлетические способности Болт получил прозвище «Молния». Медики и физиологи ломают голову, как почти стокилограммовый мужик ростом под два метра (196 см) способен так быстро бегать. Наиболее верное объяснение - это сочетание хороших генов со спортивным образом жизни, который Болт вёл с детства. Некоторые специалисты полагают, что треть мышечных волокон у Болта представлена супербыстрыми волокнами, отвечающими за взрывную силу. Выносливость
Пожалуй, самым лучшим тестом на выносливость является длительный бег. Именно при беге аэродинамическая нагрузка достигает максимума. Здесь примеров ещё больше, чем в разделе про силу. Множество спортсменов по всему миру (любительского и профессионального уровня) способны пробежать 10 км без остановки в хорошем темпе (12 км/ч). Немало людей, которые покорили полумарафон и марафон (21 км и 42 км соответственно). Но есть такие, которым и этого мало. Они бегают по 100 км. Другие предпочитают суточный бег. Любители особого экстрима пробуют себя в недельном беге и забеге на 1000 км. Вот лишь некоторые представители, чья выносливость находится далеко за гранью обычных показателей: Янис Курос (этот грек преодолел 1000 км за 5,5 суток), Хайле Гебреселассие (эфиоп, установил 25 мировых рекордов на дистанциях от 3 км до 42 км; в детстве его школа находилась в 10 км от дома, и Хайле каждый день бегал туда и обратно). Реальный Максим Каммерер Если сила, скорость и выносливость ещё как-то поддаются точным измерениям, то с ловкостью и рефлексами дело обстоит труднее. Хотя бы в силу того, что нет подходящих единиц измерения, которыми можно было бы измерить ловкость. Поэтому в заключительной части данной статьи стоит сказать о человеке, который был одним из тех, кто максимально близко подошёл к фантастическим персонажам вроде Максима Каммерера или Геральта из Ривии. Это Брюс Ли. По отдельным критериям (сила, выносливость и т.д.) всё-таки находились люди, превосходящие его. Но вряд ли был ещё такой человек, который сумел добиться такого мощного развития всех качеств одновременно. А уж в вопросе рефлексов является эталоном. В 60-е и 70-е годы эпизоды с восточными единоборствами нередко специально снимали методом ускоренной съёмки для пущей эффектности. С Брюсом Ли ситуация была обратная. Обычная камера на 24 кадра просто не могла зафиксировать его сумасшедшие удары. Приходилось снимать специальной камерой на 32 кадра.
И даже после этого движения всё равно были размыты. Неудивительно, учитывая, что прямой удар рукой Брюс производил за 0,05 секунды. К слову, до сих пор точно неизвестны механизмы, отвечающие за скорость реакции и рефлексы. Поскольку данный вопрос заключается не в тренированности мышц и лёгких, а в работе мозга. Многие исследователи ключевую роль здесь отдают циркадным ритмам. Брюс Ли обладал такой реакцией и рефлексами, что мог поймать китайскими палочками подброшенные в воздух зёрна риса. Сила Брюса Ли поражала. Он мог полминуты удерживать на вытянутой руке двухпудовую гирю. Попробуйте удержать на вытянутой руке хотя бы 10 кг. Также мастер мог отжиматься на двух пальцах одной руки. Этими же самыми пальцами он насквозь пробивал банки с Колой, которые в те времена делали не из алюминия, а из железных сплавов. Сочетание силы, ловкости, скоростных качеств, высочайшего мастерства в БИ и контроля мельчайших движений тела позволяло Брюсу наносить удары чудовищной, нечеловеческой силы. Его тренировочные мешки весили не меньше 120 кг. И даже такие снаряды от ударов Брюса подлетали к потолку. Многие люди, в числе которых опытные спортсмены и мастера боевых искусств, вполне серьёзно полагают, что в физическом развитии Брюс Ли достиг сверхчеловеческого уровня.

1. Какие бывают отделы скелета? Какие типы костей образуют скелет? Чем определяется подвижность костей скелета? Назовите суставы скелета, обладающие наибольшей подвижностью?
2. Какая связь строения костей с выполняющими ими функциями?
3. Какие виды соединения костей преобладают в отделах?
4. В каком отделе скелета наибольшее количество костей? почему?
5. Какой палец кисти имеет наибольшую подвижность? Что это нам дает?
6. От чего зависит гибкость нашего тела?
7. По каким признакам можно отлечить скелет женщины от скелета мужчины?
8. Какие кости имет наименьшую скорость роста? Почему?
9. Если бы стопа стояла только из одной кости, как это отразилось бы на походе, беге, прыжках, способности сохранять равновесие?

Помогите:) решить биологию, 8 класс. Исключите лишнее:

1)Бедренная кость.
2)Большая берцовая кость.
3)Малая берцовая кость.
4)Лучевая кость.
Вопрос-2.
Грудная клетка не защищает:
1)Пищевод.
2)Сердце.
3)Почки.
4)Трахею.
Вопрос-3.
Одинаковое количество позвонков в следущих отделах позвочника:
1)Шейная и грудная.
2)Поясничная и крестцовая.
3)Поясничная и грудная.
4)Шейном и крестцовом.
Вопрос-4.
Кость черепа, у которой есть пара это-
1)Теменная.
2)Лобная.
3)Затылочная.
4)Нижняя челюсть.
Вопрос-5.
У водителя автомобиля наибольшую нагрузку испытывают:
1)Суставы нижних конечностей.
2)Плечевые суставы.
3)Межпозвоночные диски.
4)Стопы ног.
Вопрос-6.
Одинаковой по функциям являются малая берцовая кость и-
1)Локтевая кость.
2)Лучевая кость.
3)Кости запястья.
4)Кости пястья.
Вопрос-7.
Рост кости в толщину обеспечивают:
1)Губчатое вещество.
2)Жёлтый костный мозг.
3)Надкожница.
4)Красный костный мозг.
Вопрос-8.
Маленький ребёнок рискует больше, чем взрослый человек:
1)Поскользнутся и сломать ногу.
2)Приобрести искривление позвоночника.
3)Приобрести плоскостопие.
4)Утратить гибкость позвоночника.
Вопрос-9.
К плоским костям относятся:
1)Кости мозгового части черепа, лопатки.
2)Лучевая и локтевая кости.
3)Большая и малая берцовая кости.
4)Ключицы, кости стопы и кисти.
Вопрос-10.
1)Полностью процесс окостенения заканчивается:
1)К 15 годам.
2)К 10 годам.
3)К 30 годам.
4)К 25 годам.
Вопрос-10.
Движения туловища координируются:
1)Вегетативной нервной системой.
2)Гуморальным механизмом регуляции.
3)Соматической нервной системой.
4)Только центрами головного мозга.
Вопрос-11.
Нервные импульсы поступают к мышцам по:
1)Двигательным нейронам.
2)Вставочным нейронам.
3)Чувствительным нейронам.
4)Всем видам нейронов.

1. Анатомия человека изучает: а)внешние формы,размеры и пропорции тела б)строение человеческого тела в связи с его функцией в)функция организма как

единого целое.
2.Какие мышцы приводят в движение нижнюю челюсть: а)гладкие б)шейные в) мимические г)жевательные.
3.Рецепторы:
а) несут возбуждения ЦНС б)воспринимают раздражения в)передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны г) передают возбуждения с чувствительных на вставочные.
4.Полуподвижное сочленение характерно для а)черепной коробки б)позвоночника в)тазовых костей г) свободных конечностей.
5.Общее число позвонков у человека составляет:
а) 23-28 б)28-33 в) 33-34 г) 34-38.
6.Где находится зрительная зона: а)затылочная доля б) теменная доля в) лобная г) височная.
7.Какие вещества придают кости гибкость? а) органические вещества б) глюкоза и крахмал в) нуклеиновые кислоты г) минеральные соли.
8.В какой последовательности располагаются у человека части скелета нижней конечности, начиная с костей пояса? а)кости пальцев б)плюсна в) бедро г) голень
д) предплюсна е) кости таза.

О воспитании сильной личности мы вспоминаем лишь тогда, когда замечаем, что из нас самих сильной личности не получилось. Тем не менее, мы полны надежды: а может быть, еще получится? А может быть, получится из наших детей? Ибо стоят перед нашими глазами многочисленные примеры сильных личностей — так, что же нам и нашим детям мешает стать такими же, как они? Существуют ли секреты духовной силы человека? И в чем эта духовная сила состоит?

Сила есть результат усилий

Сила — это не есть то первое, что нам дается, как качество характера или свойство тела, она есть следствие или результат нашей работы, наших собственных усилий. Только благодаря правильным действиям или нас самих, или наших родителей в детстве мы получаем в свое распоряжение, как дар свыше, духовную силу. Сильная личность возникает вследствие 1) правильного воспитания в детском возрасте, 2) усилий, которые мы сознательно предпринимаем в зрелости. Это является распространенным заблуждением, когда полагают, будто человек может быть сильным от природы, и раз у тебя изначально этой силы нет, то значит, это тебе вообще не дано и бесполезно стремиться стать сильным. И есть другое заблуждение, заключающееся в том, что якобы можно убедить себя в том, что ты сильный — такое самовнушение тоже, разумеется, ничего не дает. Напротив, лучше даже думать, что ты слабее всех и не можешь осилить чего-то, что с легкостью могут твои знакомые, например, выучить иностранный язык. Тогда усилия человека, направленные на то, чтобы взять этот легкий уровень и стать таким, как все, действительно помогают ему обрести духовную силу. Таким образом, духовная сила — это результат большого количества маленьких побед над собой и своей слабостью.

Воспитание сильной личности с детства

Первое, что можно сделать — это помочь человеку стать сильным еще в детстве. Очень немногие родители действительно этого хотят, и если их дети и вырастают сильными, то чаще всего не благодаря полученному воспитанию, а вопреки ему. Просто они очень не хотят равняться на своих родителей, и это сопротивление, если они тебя не сломают, иногда помогает развивать собственную силу.

Что же нужно делать, чтобы дети выросли сильными?

Этим вопросом мало кто задается, обычно родители, наоборот, хотят облегчить своему ребенку жизненный путь. Они заранее готовят его к какой-то должности или профессии, которая позволит ему без особого труда занять место, приспособившись к жизни уже с раннего возраста. Например, учат его музыке, чтобы он научился играть на гитаре, или на скрипке, или на виолончели — и таким образом, всегда был бы востребован, как музыкант, который умеет зарабатывать своим мастерством. Или пытаются обучить его любой другой профессии: компьютерному программированию, строительству, моделированию и т.д. Это все хорошо, но такая предписанная родителями подготовка к какой-либо науке или профессиональной отрасли, порой делает молодого человека не то что сильнее, а наоборот — слабее. Большинство этих детей вырастают абсолютно не приспособленными, потому что их родители в свое время забыли про дух.

Почему так важно укреплять в ребенке свободный дух?

Потому что молодому духу важно не найти себя, а попробовать. Попробовать себя в математике, попробовать себя в литературе, попробовать себя в живописи и т.д. Силу личности придает не то, что тебе понравилось что-то делать, а то, что ты пробуешь и чувствуешь получаемую от мира обратную связь в виде своего достижения. Например, попробовал себя в кузнечном деле, и выковал изделие, которым гордишься и любуешься. Или попробовал себя в вышивании, и чувствуешь радость при одном взгляде на вышитый тобой узор. Или попробовал себя в беге на стометровке, и радуешься занятому первому месту. Надо получать как можно больше радости от всех этих попыток и проб! Ты свободен выбирать, и чем больше наук, ремесел, профессий и игр ты попробуешь, тем лучше для тебя, и тем самостоятельнее и сильнее будешь ты потом в зрелом возрасте.

Вальдорфское воспитание.

Именно дает возможность подрастающему человеку попробовать себя в самых различных занятиях и искусствах. Он получает не только представление о предмете, например, о философии, что были такие-то философы, которые постигали истину, но он получает также переживание, что значит быть философом. Он получает от школьных занятий самые разнообразные переживания: как изобретать, как путешествовать, как строить, как готовить, как ухаживать, как воевать, как сочинять музыку, сказки, стихи и т.д. — то есть, он приобретает опыт в каждом жизненно важном деле. Важно не то, что он что-то хорошо выучил или постиг (съел на чем-то собаку), а то, что он через это прошел. И в дальнейшей жизни он будет продолжать проходить через все новые профессии, вплоть до 25 — 30 лет.

Время до 28-ми лет отводится человеку для профессиональных переживаний: он должен испытать разные сферы жизни, разные жизненные роли, а также взлеты и падения, удачи и неудачи, способность или неспособность работать вместе с другими людьми, он должен максимально расширить свой предпринимательский кругозор в разного рода делах. Попробовал одно дело — получил результат. Попробовал другое — получил еще один результат. Жизнь начинается с того, что ты продолжаешь начатое в школе, но уже на более практический лад и теперь без учителя: сам пробуешь работу и сам делаешь выводы. Это время выводов дает человеку необходимую жизненную силу, дает многообразный опыт, а также сотрудников и друзей, с которыми ты будешь работать в будущем, когда на 40-м или 50-м году действительно найдешь свое любимое дело. Вот как далеко смотрит вальдорфская педагогика!

Самовоспитание в зрелом возрасте

Сильная личность не возникает просто так, но только в результате того, что в детстве или юности были заложены соответствующие ростки. Воспитывалась ли она на негативных примерах или на позитивных, не имеет особого значения, но важна та жизненная мудрость или зрелость, которая в тебе начинает проявляться и требует, чтобы какой-нибудь из заложенных в детстве ростков развился в мощное дерево. Это может произойти и в 40, и в 50, и даже в 70 лет, и только тогда сильная личность сможет себя полностью реализовать. Если у нее на протяжении десятилетий что-то не получалось, то это имеет даже положительную ценность, потому что испытанная ранее слабость, неспособность найти себя, временное поражение, всевозможные трудности и болезни они-то являются потом причиной, почему сильная личность начинает себя проявлять.

Три принципа развития сильной личности

Человек, как учит нас духовная наука антропософия, состоит из трех систем: 1) система головы или нервная система, 2) система дыхания и кровообращения (так называемая ритмическая система) и 3) система конечностей и обмена веществ. Словом, есть верхний, средний и нижний человек. Организм только тогда является сильным и целостным, когда все эти три системы — голова, грудь и конечности — одинаково хорошо развиты, и этот трехчленный принцип действует не только в организме, но и в социуме. Социальная жизнь такая же трехчленная, как и органическая. И сильная личность будет прорастать в социум сразу в трех направлениях: 1) в духовный мир, 2) в свое ближайшее окружение (семью) и 3) в свое дальнее окружение, то есть, во внешний мир. Вот как можно сформулировать эти 3 принципа успешного развития сильной личности, начиная с дальнего:

  1. Если хочешь много денег — научись создавать исходящий поток от себя во внешний человеческий мир.

  2. Если хочешь много здоровья и силы — научись принимать энергию от своего ближнего окружения.

  3. Если хочешь развить великое желание, волю — научись создавать исходящий поток в духовный мир.

Сильный человек излучает свет в двух направлениях: в остальное человечество и в духовный мир. А силу светить он берет из своего ближайшего окружения, например, мужчина от женщины, а женщина от мужчины. Слабые же люди делают наоборот — они питаются тем, что им достается от дальнего окружения и от духовного мира, и хотят накормить этим свое ближайшее окружение, родных и семью. Все, что они заработали и узнали во внешнем мире, они несут в свой дом. Но истина состоит в том, что сильная личность, находит в себе силу повернуть эти потоки в обратном направлении. Это сперва так же трудно, как заставить повернуть реку вспять, причем не одну реку, а сразу три. Если раньше в тебя втекали два слабеньких ручейка и один вытекал, то теперь ты делаешь так, что два первых вытекают из тебя во внешний мир (человеческий и духовный), а третий втекает из твоего ближайшего окружения, из того, что ты делаешь. Занимаясь своим любимым делом ты как бы открываешь источник в самом себе, и этот внутренний источник настолько сильный, что превращает вытекающие ручейки в два мощных потока. Вот эти три кита, на которых держится мир сильной личности — разберем их по-отдельности:

Исходящий поток во внешний человеческий мир

Важно не надеяться на помощь от внешнего мира, а давать ему из своего источника. На пламя свечи слетаются насекомые, потому что свеча горит. Не имеет значения, как она устроена, из воска она или из парафина, на каком дорогом подсвечнике стоит и т.д., но имеет значение та сила света, которую данный источник излучает во внешний мир. Люди видят этот свет, и они притягиваются им. Это могут быть и сотрудники, и клиенты, и посетители, и таким образом наш исходящий поток создает, в свою очередь, входящий поток, который тем больше приносит предприятию денег, чем сильнее первый исходящий поток. Важно сконцентрироваться на том, что от тебя исходит вовне, а не светить внутрь. Внутренняя реорганизации, всякие усовершенствования и изменения внутри предприятия, если поставлена цель сделать его большим и сильным, не дают столько, сколько дает усиление исходящего потока. В настоящее время вообще не существует замкнутых сообществ, которые богатели бы сами по себе. В современном мире, если хочешь, чтобы у тебя появились деньги, надо светить. Чем сильнее исходящий свет, тем больше будет и прибыль. Суть в том, что внешнему миру надо сначала отдать — свою пользу, свою мудрость, свою экспертность — чтобы взамен получить что-то материальное.

Энергетическое взаимодействие с ближним

Отношения между мужчиной и женщиной в семье — это та тема, которой мы посвятим еще не одну статью. Здесь самый корень развития сильной личности. Мужчина тогда будет сильным, когда он получает много от женщины, и наоборот; речь не идет о сексе, но о сознательной духовной работе друг по отношению к другу. Сильный мужчина и сильная женщина объединяются вместе, чтобы войти в состояние развития, и тогда инвестированная в их отношения сила достигает колоссальной величины. Это можно назвать или вечным двигателем, или тайной магией мужского и женского начал. Но об этом мы поговорим не здесь, и если у вас есть вопрос, то пожалуйста, задайте его через на нашем сайте. Любой ваш вопрос будет очень актуален, и мы постараемся на него как можно быстрее ответить в одной из последующих статей. Как ни парадоксально, но говоря об отношениях между мужем и женой, люди очень редко спрашивают, как эти отношения можно ввести в состояния развития, чтобы и он, и она получали в избытке энергию, необходимую для здоровой жизни души.

Исходящий поток в духовный мир

Это принципиальный момент, без которого ни один руководитель, ни одно общество не сможет достичь больших целей. Вы просто не захотите их поставить, а если и поставите, то будете постоянно откладывать реализацию на потом, потому что у вашей личности недостаточно воли (или хотения), чтобы за них взяться. Желание должно быть страстным и сильным, чтобы вас ничто не могло остановить — а чтобы развить такое желание, надо заниматься духовной работой, светить в духовный мир, поддерживать своих духовных водителей. Это очень важно, и об этом мы также будем говорить в последующих статьях, потому что существует очень много форм духовной работы — в частности, чтение в группе лекций Рудольфа Штайнера — но это должна быть именно работа, а не молитвы и не ожидание, что духовный мир нам поможет. Точно так же, как в случае с исходящим потоком во внешний мир, мы должны сами создавать исходящий поток, чтобы духовный мир нами заинтересовался и вошел в нашу волю. Чем сильнее будет этот исходящий в духовный мир поток, тем сильнее будет воля — а это, пожалуй, самое важное, на чем основана духовная сила личности.

Вот вкратце, что сообщает духовная наука о развитии сильной личности, и эта тема будет продолжена в ближайших публикациях на сайте вальдорфской школы.