Аспирантура в медицинском вузе что дает. Аспирантура - что такое? Система послевузовского образования: зачем нужна и что она дает. Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

Часто, когда мы встречаем человека, поступившего в аспирантуру, возникает желание задать ему один единственный вопрос: «Зачем?». Что же заставило человека принять такое решение? Если бы нужно было охарактеризовать аспирантуру тремя словами, то «долго», «бесполезно» и «низкооплачиваемо» идеально бы подошли. Большинство людей не видят никакого смысла в том, чтобы поступать в аспирантуру и посвящать свою жизнь науке, чтобы получить учёную степень. Но есть студенты, которые после окончания ВУЗа, принимают решение пройти еще и аспирантуру. В сегодняшней статье мы поговорим о том, зачем люди поступают в аспирантуру и какие это перед ними открывает возможности.

На самом деле есть масса причин, которые подталкивают людей поступать в аспирантуру. Далее мы отметим четыре основных.

Первая причина

Большая часть студентов поступает в аспирантуру, чтобы в результате добиться получения степени кандидата. Степень кандидата - это заключительный этап учёбы в аспирантуре. Если вы думаете, что в аспирантуру поступают только те, кто сильно любит учиться, то вы ошибаетесь. На самом деле, 90% аспирантов просто нужна соответствующая отметка в резюме, которая станет большим преимуществом при поиске высокооплачиваемой работы. Как показывает практика, кандидаты наук имеют массу бонусов и привилегий. Человек со степенью кандидата может рассчитывать на достойную должность и высокую зарплату. Кроме того, кандидаты наук быстрее поднимаются по служебной лестнице. Если учесть все эти моменты, то поступление в аспирантуру уже не кажется таким бессмысленным.

Но не всё так безоблачно, как может показаться сначала. Достаточно привести один небольшой пример, чтобы опровергнуть все упомянутые выше преимущества. Давайте представим следующую ситуацию: вы стали кандидатом наук в сфере информационных технологий. Согласно действующему законодательству, человек, получивший степень кандидата в этой области, не может рассчитывать на прибавку к окладу больше 30%. К счастью, данное ограничение неактуально для других дисциплин.

Для сравнения, обычный студент четвёртого курса, который учится на факультете информационных технологий и владеет несколькими языками программирования, имеет хорошие шансы трудоустроиться, и получать зарплату более высокую, чем аспирант, который даже на нормальную прибавку не может рассчитывать. Так стоит ли поступать в аспирантуру? Ответ на этот вопрос опять уже не кажется таким однозначным.

Если рассматривать этот вопрос более глобально, то в развитых странах кандидаты наук считаются очень важными людьми и высоко ценятся среди работодателей. Почему-то многие считают, что все кандидаты наук работают в таких крупных корпорациях, как Googleи Microsoft, но это не совсем так. Например, в США обладатели учёной степени более престижной считают работу в научных институтах и исследовательских станциях. Такой подход немного непривычный для нашего менталитета, но он также имеет право на существование.

Вторая причина

В результате проведённых недавно статистических опросов выяснилось, что многие люди поступают в аспирантуру, чтобы продолжить семейную традицию. Зачастую родственники будущих аспирантов уже работают на кафедре, и это дарит им небольшое преимущество при поступлении.

Третья причина

Человек, который прошёл полный курс обучения в аспирантуре, получает на вооружение большой массив теоретических знаний. Но проблема заключается в том, что эти знания никак не закреплены на практике. Получается, что кандидату наук уже в достаточно сознательном возрасте придётся адаптироваться к применению теоретических знаний. В свою очередь, люди, получившие обычный диплом о высшем образовании уже во всю оттачивают своё мастерство и получают за это приличные деньги.

Это вовсе не значит, что теория абсолютно бесполезна. Она так же важна для специалиста, как и практика. Просто теоретические знания всегда должны закрепляться на практике, а аспирантура, к сожалению, не создаёт для этого необходимых условий. Как бы это жёстко не звучало, но аспирантура затормаживает развитие человека на рабочем месте.

Четвёртая причина

Аспирантура - прекрасный вариант для людей, у которых есть масса идей, но они не знают, как их реализовать. В аспирантуре созданы идеальные условия для реализации идей и их дальнейшего продвижения.

Стоит отметить, что для защиты диссертации аспирант должен предоставить все опубликованные работы, которые он написал за время обучения в аспирантуре. Этот пункт является обязательным. Получается, что человек может реализовывать свои идеи, писать об этом, а затем использовать эти статьи в процессе защиты диссертации.

Пятая причина

Некоторые люди поступают в аспирантуру, чтобы иметь возможность заниматься преподавательской деятельностью. Так они могут заработать дополнительные деньги и поднять свой социальный статус. Кроме того, будущий кандидат наук может завести массу новых знакомств и набраться драгоценного опыта, в результате общения с коллегами.

Каждый должен сам решить, стоит ли поступать ему аспирантуру. Важно при этом учитывать не только преимущества, но и очевидные недостатки этой затеи. Надеемся, что наша статья стала полезной для вас, и вы получили ответы на все интересующие вопросы.

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

Адъюнктура, клиническая ординатура

  • Адъюнктура - аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации .
  • Клиническая ординатура - форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирант

Социальные гарантии

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии :

P.S. Временно, до весеннего призыва 2012 года, учащиеся очной формы неаккредитованной аспирантуры не подлежат призыву в ВС РФ при наличии на руках Приложения № 2 и лицензии аспирантуры, так как указ о получении аспирантурами аккредитаций издан сравнительно недавно (ранее обязательны были только лицензии). ВУЗам было дано время на подготовку.

Россия

В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура .

Украина

Освобождение от службы в армии получают кандидаты и доктора наук .

Ссылки

См. также

  • Ординатура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аспирантура" в других словарях:

    Адъюнктура, целевка Словарь русских синонимов. аспирантура сущ., кол во синонимов: 2 адъюнктура (1) … Словарь синонимов

    - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) в РФ форма подготовки научных работников при вузах и научно исследовательских учреждениях … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от лат. aspiro стремлюсь стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990 х … Большой Энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА, аспирантуры, жен. (неол.). 1. Должность, деятельность аспиранта. 2. только ед., собир. Аспиранты (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АСПИРАНТУРА, ы, жен. Подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки. Учиться в аспирантуре. Кончить аспирантуру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    аспирантура - ы, ж. aspirant m.>нем. Aspirantur. Система подготовки научных и научно педагогических кадров при вузах и научно исследовательских учреждениях. БАС 2. Лекс. Уш. 1935: аспиранту/ра … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АСПИРАНТУРА - АСПИРАНТУРА. Форма подготовки научно педагогических и научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934 г.). Может быть очной (3 года обучения)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Аспирантура - (от латинского aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В начале … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934 г.). В… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Философия науки: Уч. пос. / Т. Г. Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П) , Лешкевич Т.Г.. В краткой и доступной форме изложен материал, сответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии,…

Многие студенты предпочитают продолжать обучение после получения диплома. Кто-то понимает, что ему близка наука, а другие не против сразу повысить квалификацию и стать претендентами на более престижные должности.

Остается только разобраться в разных формах образования. Этим мы и займемся в статье.

Аспирантурой называют особое структурное подразделение вуза или НИИ, в котором готовят ученых первой степени – кандидатов наук. А аспирант – человек, который получил высшее образование или даже стал магистром, поступил в аспирантуру, чтобы защитить диссертацию и стать обладателем ученой степени.

Кстати, само слово «аспирант» переводится с латинского как «стремящийся к чему-либо» .

Конечно, в аспирантуре продолжают учиться. Это можно делать на дневном и заочном отделении. В первом случае продолжительность обучения составляет 3 года, во втором – 4. Кроме того, они активно занимаются научной работой: собирают и оформляют материалы для будущей диссертации, консультируются у своего научного руководителя.


Защищать кандидатскую диссертацию аспирантам предстоит членами диссертационного совета при конкретном учебном заведении.

Также аспиранты обязательно сдают кандидатский минимум. По сути, ничего страшного, обычные экзамены. Среди них экзамен по специальности, иностранному языку и философии науки. Еще одно важное уточнение: если вы учитесь в аспирантуре вуза, должны заниматься и педагогической деятельностью. Обычно аспиранты становятся помощниками научных руководителей.

Соискательство – одна из форм подготовки научных кадров. Ученые сами работают над диссертационным исследованием и могут при хороших результатах рассчитывать на получение ученой степени кандидата наук.

Как правило, к соискательству прибегают уже состоявшиеся научные сотрудники – люди, которые уже работают в высших учебных заведениях или НИИ, успели обзавестись необходимыми знаниями и даже написали кандидатскую диссертацию.

То есть, проходить обучение в аспирантуре им фактически не нужно, а значит, нет необходимости в преподавательской деятельности на выбранной кафедре, участии в конференциях.


Все их время уходит на подготовку и должное оформление диссертационного исследования.

В магистратуре обучение проходят студенты, которые получили диплом бакалавра и хотят повысить свою квалификацию, углубленно изучать выбранные предметы и подготовить научную работу по конкретной теме.

Ординатурой называют форму повышения квалификации врачей. Студенты отучились в медицинских вузах, а потом поступают в ординатуру, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами и иметь право на осуществление самостоятельной врачебной практики (после окончания ординатуры выдается специальный сертификат).


Обучение же в аспирантуре ориентировано, прежде всего, на подготовку научных работников. После успешной сдачи кандидатского минимума и защиты диссертационного исследования аспиранту присваивается ученая степень (кандидата наук).

Успешное окончание магистратуры - это еще не повод останавливаться на достигнутом. Многие студенты предпочитают переход на следующую ступень образовательной лестницы под названием «аспирантура». Для кого-то получение научной степени кажется делом бессмысленным. Однако для тех, кто хочет изучить выбранную профессию со всех сторон и полностью посвятить себя ей, аспирантура - это глоток воздуха. Она дает возможность не просто заниматься наукой, но и своего будущего.

Что такое аспирантура?

Если высшее образование в классическом смысле подразумевает посещение студентами лекций и других видов занятий, в ходе которых они получают знания, то с аспирантурой дело обстоит иначе. Здесь уже не получится прогуливать пары или сдавать экзамены автоматом на тройку. Конечная цель обучения в данном случае - получение студентом степени кандидата наук, которая зарабатывается упорным трудом.

Поэтому можно сказать, что аспирантура - это в каком-то смысле самостоятельная так как она подразумевает в большей мере труд студента под руководством преподавателя. Чтобы в конце концов достигнуть нужных результатов, молодой специалист занимается собственным исследованием. По его результатам он пишет научную или так называемую кандидатскую работу. В процессе разработки проекта студент учится не просто усваивать информацию, а еще и анализировать ее по различным критериям.

Формы аспирантуры

Магистрам, планирующим связать свою жизнь с наукой, необходимо знать, что это можно сделать на различных условиях. Так, обучение в аспирантуре допускается в трех формах:

  • Очная (дневная).
  • Заочная.
  • Соискательство.

Сразу стоит выделить наиболее предпочтительный вариант для будущих кандидатов наук. Конечно же, потому как она позволяет совмещать получения образования с работой. Тем более что в большинстве случаев аспирантура - это платное образование, поэтому без регулярного дохода не обойтись.

Дневное обучение подойдет тем студентам, которые всерьез намерены заняться научной или, возможно, даже преподавательской деятельностью. Оно позволит больше времени уделять исследовательской работе и консультациям у руководителя проекта, тогда как аспирантура заочно заметно ограничивает эти возможности. Однако если вы вдруг решите устроиться на работу, то придется переводиться на другую форму.

Последний тип обучения для аспирантов - это соискательство. Для того чтобы получать образование таким образом, не нужно сдавать вступительные экзамены и регулярно посещать вуз. Студент прикрепляется к определенной кафедре с возможностью самостоятельного написания диссертации и сдачи экзаменов.

Особенности обучения

Несколько преимуществ получения ученой степени

Молодежь в большинстве случаев спешит покончить с учебой и после окончания магистратуры начать жизнь в трудовых буднях. Да и вообще для многих просто не представляет интереса научно-исследовательская работа. Однако в поступлении на аспирантуру есть свои неоспоримые преимущества:

  • Перспектива получения престижной высокооплачиваемой должности.
  • Отсрочка от армии для лиц мужского пола. Правда, тут есть свои нюансы: аспирантура заочного отделения от выполнения гражданского долга не уберегает, студент обязательно должен числиться на дневной форме обучения.
  • Возможность участия в закрытых научных экспериментах.
  • Право на получение отпуска, после которого можно будет снова восстановиться в позиции аспиранта.

Поступление в аспирантуру

Заняться научной работой на базе выбранного вуза может не каждый студент. У соискателя обязательно должно быть ранее полученное образование магистра или специалиста. Им сдаются следующие вступительные в аспирантуру:

  • Философия.
  • Иностранный язык (как правило, английский).
  • Профильный предмет по выбранной специальности.

Кроме того, соискателю необходимо написать заявление на имя ректора и получить соглашение научного руководителя. При наличии таковой поступающий может предоставить научную работу по теме, связанной со специальностью кафедры. Если же студент планирует обучаться на заочном отделении, ему необходимо предъявить комиссии выписку из трудовой книжки.

Стоимость обучения

Конечно, поступив на желаемый факультет аспирантуры и заняв бюджетное место, можно не волноваться о дополнительных расходах. Но иногда становится лишь мечтой. Студент мог переволноваться на вступительных экзаменах, либо же просто был очень большой конкурс среди соискателей. Ну а некоторые факультеты и вовсе не предоставляют бюджетных мест для обучения. Тогда приходится искать нужную сумму. В каких пределах она находится?

По официальным подсчетам, стоимость обучения для аспирантов в России колеблется от 55 до 350 тысяч рублей в год. Размер денежной оценки за получение ученой степени зависит от политики вуза и региона, в котором он находится. В любом случае сумма это немалая, но она обеспечивает студенту образование, поэтому данные затраты явно того стоят.

Как вы уже поняли, аспирантура - это средство развития современной науки. Ведь сегодняшний студент завтра может стать профессором и подарить миру открытие, которое его потрясет.