Афины и спарта. Древнегреческие полисы: Афины и Спарта

В 7 веке до н. э. расцвет Эллады продолжался. В это время самыми важными городами стали Спарта и Афины. Спарта находилась вдали от моря, в долине небольшой реки Эврот - на полуострове Пелопоннес. Спартанцы, захватив эту зем­лю, подчинили местные племена и превратили их в крепостных крестьян - илотов. Спартанцы считали достойным занятием только войну. Они были храбрыми, упорными, дисциплинированными воинами и име­ли хорошее вооружение: копья, мечи, щиты, шлемы, панцири, боевые колесницы. Город Спарта не имел крепостной стены: его жители считали себя непобедимыми в открытом поле и наводили страх на всех соседей. Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До своего совершеннолетня, которое наступало в 30 лет, он бывал дома только по праздникам, как гость. В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться. Женщины-спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчинами и нередко соревновались в общегреческих играх, посвя­щенных богине Гере (в Олимпийских играх участвовали только муж­чины). Спартанки властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом. Они сами воспитывали своих дочерей до замужества, а сыновей - до семилетнего возраста, когда мальчики переселялись в военные лагеря. Граждане Спарты не имели права владеть золотой или серебряной монетой, заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастсров-оружейников); их земли обрабатывали илоты. Поэтому Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого.

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с 8 по 3 век до н. э. Во главе государства стояли два царя-полководца из разных родов и совет из 30 старейшин (ге­ронтов}, который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев. Был еще неболь­шой совет эфоров - они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте. Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных земледель­цев. Переход из одной касты в другую был невозможен: за преступ­ление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец-грек (периэк) не мог войти в касту воинов-спартанцев, за редчайшим, из ряда вон выходящим исключением.

Афины отличались от Спарты тем, что здесь главными занятиями были не земледелие и война, а ремесло и торговля. Афиняне были искусными мастерами в обработке бронзы и железа, в гончарном деле и каменном строительстве, в мореплавании и кораблестроении. Афинские земледельцы выращивали мало зерна, но много винограда и оливковых деревьев. Вино и оливковое масло были важными пред­метами экспорта, а зерно афиняне покупали в других странах, где были более плодородные земли,- в Египте и Причерноморье. Без морской торговли Афины не могли существовать, поэтому афинские правители всегда стремились иметь самый мощный флот. Афины часто враждовали с другими городами Эллады за власть па море, за контроль над портами и островами Эгейского моря. Городская жизнь требовала от большинства афинян хорошего понимания «механики» торговых дел, ориентации во внешней пол­итике, умения быстро понять, чего хотят другие граждане, просто и четко объяснить им свою точку зрения. Поэтому высоко ценилось ораторское искусство, которому начинали обучать детей в школах наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями. (Из Афин к нам пришли слова: «политика», «стиль» (палочка для письма), «оратор».) До начвла 6 века до н. э. в Афинах не было законов, обязательных для всех граждан. В это время родовая знать решала все городские дела, не советуясь с большинством населения. Такая система прав­ления называется аристократией (властью лучших). Простой народ (демос) был подавлен: многие бедняки попадали за долги в рабство наряду с купленными рабами-чужеземцами. В 594 году до н. э. аристократы почувствовали, что назревает восстание. Тогда они вручили власть Солону (известному воину, поэту и оратору), чтобы он провел реформу в государстве.



Реформа Солона отменила долговое рабство. Долги малоимущих афинян были отменены, а все граждане были разделены на четыре разряда поих богатству и по обязанностям перед государством. Все граждане были обязаны служить в армии. Но бедняки слу­жили в легкой пехоте или на флоте, а богатые - в тяжелой пехоте или в коннице (вооружение они покупали за свой счет). Самые богатые аристократы снаряжали военные корабли. Они могли также быть стратегами (полководцами), судьями и занимать другие вы­сокие посты. За исполнение государственных обязанностей афиняне получали небольшую плату и были обязаны ежегодно отчитываться перед народным собранием об итогах своей работы и о произведенных расходах. Если народ был недоволен правителем или в казне обна­руживалась недостача, то правителя могли сместить с должности, заставить заплатить из его личных средств и даже изгнать из Афин. Такая система правления называется демократией (властью народа). Именно в условиях демократии в 6-5 веках до н. э. Афины стали самым богатым, красивым и славным городом Греции. Здесь каждый гражданин старался работать лучше, чтобы стать богаче и получить больше гражданских прав. Он не боялся быть проданным в рабство за долги, даже если ему не повезет, и он разорится. Знать и богачи Афин стремились занять высшие посты в государ­стве, чтобы руководить общенародными предприятиями. Так они могли в случае удачи получать большую выгоду, а при неудаче - сохранять контроль над демосом, не допуская народных восстаний. Почти все афиняне враждебно относились к рабам, не считали их за людей, хотя многие рабы были греками из других городов, попавшими в рабство на войне или за долги. Только военная мощь государства позволяла афинянам не бояться восстаний своих рабов и смело защищать интересы афинских граждан в спорах с жителями других городов Эллады. В Афинах жило много приезжих греков - метеков, привлечен­ных богатой и культурной жизнью афинян, среди которых было много искусных ремесленников, художников и поэтов, артистов и ученых. Их труд и творчество приносили большую пользу городу, но они не имели полных гражданских прав. Афиняне очень редко давали такие права приезжим - только за особые заслуги в деле защиты или прославления Афин.

К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства — Спарта и Афины.

Пути развития этих государств были различны.

Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения — илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты.). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.

Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой торговой знати, ко второму — широкие слои демоса, т.е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы (но таковой ситуация было по всей Греции, а не только в Афинах).

Государственный строй Афин м Спарты так же имел существенные различия.

Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но власть их была сильно ограниченна советом старейшин (герусия) — органом спартанской знати — и коллегией эфоров. Народное собрание (апелла) хотя и считалось формально верховным органом власти, но фактически большого значения не имело. Мнения же никому кроме царей и геронтов на собраниях высказывать не разрешалось. Народ мог либо одобрить, либо отвергнуть предложение.

В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI веке Соломоном и Калисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Всё более росла роль афинского народного собрания (экклесия). Основные государственные должности были выборными. Выборный “совет пятисот” (буле) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати — ареопаг, хотя последний в начале V века ещё представлял собой определённую политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан. Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. В Спарте своеобразный быт и система военизированного воспитания, основанных на установлениях Ликурга, способствовали созданию сильного и опытного войска(спартанская пехота). Спарта подчинила себе Кинурию и Массению и возглавила Пелопонесский союз, в который входили аркадские города, Элида, а затем Коринф, Мегары и остров Эгина. Афины, как торговое и морское государство, развивали преимущественно кораблестроение. К началу V в. Афинский флот. В особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза (персы) толкали афинян на путь усиленного строительства флота.

Cписок литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Во 2-м тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. К началу I тысячелетия у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается обмен, смешивается население и невозможными становятся старые формы управления. Все это явилось основой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества.
Особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов - Древних Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).
В VlJI-м веке до н. э. в Аттике (область Греции) возник город, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами, В городе произошло смешение различных племен, родов, фратрий в единый народ. Свободное население города делилось на: эвпатридов «благородных», геоморов - землевладельцев и демиургов - ремесленников. Все высшие должности замещались эвпатридами. Поэтому совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг имел законодательные функции, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из своего состава избирались сроком па 1 год 9 старейшин-архонтов.
Реформы Солона И Клисфена К VI-му веку до н.э. в Афинах произошло дальнейшее социальное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные назывались «шестидольниками», поскольку обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. На полях стояли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок Имела место также такая форма залога, как ипотека, при которой земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа - переходила к кредитору.
В 594 году до н. э. поэт и политический деятель Солон, избранный архонтом, произвел важные реформы: отменил долговую кабалу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за границу были выкуплены за счет государства. Рабами могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках.
Солон установил максимальный размер земельного владения. При этом была разрешена широкая завещательная свобода и земельные владения знати включились в общий гражданский оборот.
С именем Солона связана цензовая реформа, согласно которой самые богатые относились к первому разряду, просто богатые - ко второму. Третий разряд - граждане среднего достатка. Все другие - фе-ты, которые были отнесены к последнему - четвертому разряду.
Каждый разряд имел определенные политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности. В то же время был создан новый судебный орган - «гелиэи», в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Реформы Солона носи* ли компромиссный характер. Афины пережили острый политический кризис, после которого установилась тирания.
Лишь через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо ролоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Аттику разделили на 10 территориальных «племен» («фил»). Фила состояла из 3-х частей - триттий. Страна была поделена также на более мелкие единицы -- демы, которых было около 100. Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии.
Изгнание из страны, обычно сроком на 10 лет, - «остракизм», был
также введен реформой Клисфена.
В 462 году до н. э. был принят закон о лишении ареопага всех политических функций.
По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными и полноправными гражданами Афин. С 18 лет приобреталось гражданство. В течение 2-х лет юноша проходил военную службу, но оставался военнообязанным до 60-ти лет.
В Афинском обществе существовало формальное равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Физический труд для свободного гражданина, кроме земледелия, считался недостойным. Метэ-ки - - иностранцы занимались торговлей. Им запрещалось занимать должности и участвовать в народном собрании, но они служили в армии и платили налоги, Правовое положение вольноотпущенных было близко к положению иностранцев.
Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но закон запрещал его убивать. Но в случае убийства раба хозяин не наказывался. Раб не мог иметь никакого имущества. Женщина в Афинах не имела политических и гражданских прав.
По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику. В государстве основными органами являлись: Совет пятисот, гелиэя.
Верховный орган власти Афин - народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т. д. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10-й фил. Совет решал вопросы управления.
Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.
Стратеги и архонты были главными должностными лицами государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием. Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие и т. д. С ростом полномочий стратегов упало политическое значение архонтов.
В 336 г. до н. э. Афинское государство было завоевано войсками Филиппа Македонского и включено в состав Македонской монархии. Со П-го века до н. э. Афины превратились в одну из провинций Римской державы.
Древняя Спарта, В XII веке до н. э. на территории Лаконики началась миграция племен, которая сопровождалась военными столкновениями. В результате объединения дорийских и ахейских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в VIII - VII вв. до н. э. расширила свои владения.
Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытнообщинного строя и военной организацией общества.
Господствующую группу населения составляли спартиады, которые владели земельными наделами. Земля была поделена на 10 тыс. равных участков - по числу полноправных граждан. Эту землю обрабатывали илоты - представители побежденных племен, превращенные по существу в рабов. Но у илотов было свое хозяйство и орудия труда. При этом они платили своему хозяину примерно 50 % от полученного урожая. Господство спартиадов над илотами осуществлялось методами жесткого террора.
Жители периферийных горных районов Спарты -- периэки, занимали в правовом отношении промежуточное положение между спар-тиадами и илотами. Периэки были лично свободны, занимались торговлей, ремеслом и в случае войны несли воинскую повинность.
По своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой. Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились иод контролем совета старейшин (геруссии), состоявшей из 28 членов - геронтов, избираемых пожизненно. В состав геруссии входило 2 царя, которые выполняли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Но фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их ведении находились: внешняя политика, внутреннее управление страной, контроль за деятельностью всех должностных лиц, осуществляли правосудие по гражданским делам. Эфоры в своей деятельности отчитывались только перед своими преемниками.
Семья в Спарте в некоторых отношениях напоминала групповой брак.
К IV-му веку до н. э. спартанская община разрушается, ее военное могущество падает. В середине II-го века до н. э. Спарта была завоевана Римом.
Основные черты права Древней Греции. Афины имели наиболее развитую правовую систему в Древней Греции, Источниками права в Афинах были: обычное право, писаное право в виде Законов Драконта (621 г. до н. э,). По Законам Драконта отменялась кровная месть, закреплялись права собственности, вводились новые правила судопроизводства.
Регулирование имущественных отношений. Афинское право знало деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Частная собственность считалась производной от государства. В Афинском праве выделялись следующие сделки: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вещей. Обязательной формы заключения сделки не существовало, но чаще всего она заключалась в письменной форме. Обязательственные отношения возникали не только из договора, но из деликта,
Семейное и наследственное право. В Афинах считалось обязательным вступление в брак, но безбрачие не влекло за собой наказания. Брак оформлялся договором, который заключал глава семьи. Наследование имело место по закону и по завещанию. Прежде всего, наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Дочери могли получить наследство в случае отсутствия сыновей умершего. Наследование по завещанию было введено реформой Солона. Женщины не имели права на завещание.
Преступление и наказание. В Афинском праве можно выделить следующие преступления: государственные, против семьи, личности, против собственности. При этом различались умышленные и неосторожные преступления и было сформулировано понятие самообороны.
Из наказаний необходимо отметить: смертную казнь, продажу в рабство, конфискацию, штраф, бесчестье. По Законам Драконта наказания отличались особой жестокостью. Цель наказания - причинение страданий преступнику.
Суд и процесс. Судебные дела мог начинать только полноправный афинский гражданин. За раба действовал господин, за женщину и детей - глава семьи. Перед судебным процессом производилось предварительное расследование. Стороны имели право представлять письменные возражения против слушания дела по существу. Они же представляли все необходимые доказательства по делу. Решение принималось тайно. Оно могло быть обжаловано в гелиэи, решение которой являлось окончательным.

Дорийское завоевание.

В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со временем исчезла, а там. где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисам . К полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей).

Социальная структура полиса:

Граждане (члены общины)

Знать демос (крестьяне, ремесленники)

метеки (переселенцы)

должники чужеземцы

В полисе жили его граждане - члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) - владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (народ) - мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.

Внутри полиса формировалось гражданское право, т.е складывались своды законов, разделяющие права и обязанности членов общества, их социальный статус.

Привилегированное положение занимали граждане. Только они принимали участие в политической жизни полиса.

Полисы достигли своего развития на рубеже 6-5 вв. до н.э.

Возглавляли греческие полисы Афины и Спарта. Централизованного государства в Греции не было. Все полисы были самостоятельными. Объединялись лишь во время войн с Персией.

Пункты сравнения Афины Спарта
Географическое положение Юг Балканского полуострова, область Аттика, много полезных ископаемых, мало плодородных земель, удобная гавань Юг Пелопоннесского полуострова, долина реки Эврот, область Лаконика, плодородные земли
Экономика Торговля и кораблестроение, гавань (порт Пирей, Длинные стены), активное градостроительство (Акрополь, Парфенон) Завоевание земель и сбор дани с населения, не было частной собственности на землю - принадлежала общине, земледелием, торговлей и ремеслом могли заниматься только периэки. «община равных»
Политическое устройство Демократия (власть народа) Реформы Солона (594 г. до н.э.): Народное собрание (все граждане, кроме женщин) решало все вопросы войны и мира, избирало

Ареопаг народный суд

(богатые афиняне)

Олигархия (власть немногих, аристократии) Два царя (военачальники) Герусия (совет старейшин – не моложе 60 лет) Народное собрание
Социальный строй Граждане (члены общины) Знать демос (крестьяне, ремесленники) метеки (переселенцы) рабы должники чужеземцы Спартиаты (полноправные) Периэки (свободные, жили в округе и платили дань) Илоты (рабы, возделывали земли спартиатов, принадлежали общине)
Культура и идеология Развитие наук, образования, искусства. Главное занятие война, ремесла, торговля, земледелие, искусства презирались, были недостойны спартиата.

Афины и Спарта противостояли друг другу. В войне с персами они объединились и отстояли независимость Греции. Афины возглавили Делосский морской союз и превратились в Афинскую морскую державу. Спарта в противовес создала Пелопоннесский союз. Началась Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Победила Спарта (с помощью персов). Афины создали второй морской союз, их поддержали Фивы. Спарта была побеждена. Т. О. объединить Грецию не удалось. Демократия в полисах была восстановлена.

В Древней Греции существовало множество полисов, но два из них - самые крупные и известные всем, Афины и Спарта. На этом уроке вы узнаете об укладе в этих полисах и попытаетесь их сравнить и понять, в чем разница между ними. Также вы узнаете о кровопролитных греко-персидских войнах, которые проходили на протяжении многих лет, и о Пелопонесской войне, которая велась между двумя полисами, Афинами и Спартой.

Количество древнегреческих полисов до сегодняшнего дня окончательно неизвестно. Можно предполагать, что их было не менее 100. Однако не стоит забывать, что эти города-государства были очень небольшими. Стандартная площадь такого полиса включала около 100 кв. км, а население - примерно 5, 10, максимум 12 тысяч человек. Самый маленький полис, который нам известен, насчитывал всего 800 человек. Двумя самыми крупными греческими полисами были Афины и Спарта .

Территория Спарты в период ее максимального расцвета достигала 8400 кв. км. На территории Спарты можно было разместить 84 обычных полиса. Население Спарты определяется в 240-250 тысяч человек.

Афины были меньше, чем Спарта, в несколько раз. Площадь ее составляла около 2700 кв. км. Население Афин определяется в 200-220 тысяч человек, хотя, конечно же, точными данными история не располагает.

Небольшие греческие полисы постоянно сталкивались с проблемой перенаселения. На протяжении всей архаической эпохи с середины VIII до конца VI в. до н. э. идет процесс, известный как Великая Греческая колонизация (рис. 2) . Греческие города выводят многочисленные колонии на другие территории в бассейне Средиземного и Черного морей. Только крупных таких колоний было выведено около 200 штук. Их население по численности приближалось к территории материковой Греции. За время архаического периода население греческих городов удвоилось. Люди, которым не хватало земли, должны были уезжать в колонии. Колоний было настолько много, что территория Южной Италии даже получила название Великая Греция, поскольку греков там проживало чуть ли не больше, чем на территории самой Греции, а количество городов там составляло несколько десятков.

Рис. 2. Великая Греческая колонизация ()

Некоторые из греческих колоний существуют до настоящего времени. Например, колония Массилия (Массалия) - это нынешний Марсель на территории Франции, Сиракуза находится на территории Италии, Неаполь тоже имеет греческое название. Если говорить о греческих колониях на территории России, то некоторые из этих городов существуют до сегодняшнего дня. Например, Феодосия, Евпатория, на месте Севастополя существовала колония Херсонес, а на месте Анапы - колония Горгиппия.

Однако эти колонии были лишь временным выходом из ситуации. Те города, которые особенно активно сталкивались с перенаселением, вводили больше колоний. Были города, которые решали проблему иным способом: искали новые источники сырья и новые рынки сбыта. Именно благодаря этому в Греции совершаются многочисленные шаги на пути создания единого пространства по обмену товарами и сырьем.

Спарта считается более древним полисом, чем Афины. Она возникла в IX, возможно, в X веке до н. э. Спартанцы были дорийцами, их предки пришли на территорию Древней Греции с севера и принесли с собой искусство выплавки железа. Особый характер положения Спарты среди других греческих городов был обусловлен тем, что Спарта долго сохраняла свой архаичный общественный строй. Например, царская власть в других греческих городах была только в ранней древности, а спартанцы царскую власть сохранили до самого конца независимого существования Спарты. В Спарте была не монархия, а диархия , там одновременно правили 2 царя.Такая форма правления характерна для некоторых народов, которые находятся в процессе перехода от первобытности к классовому обществу. В Спарте этот процесс затянулся.

Спартанскую общину называли общиной равных : все должны были быть равны как с политической, так и с экономической точки зрения, но речь шла только о гражданах. Была единая мода, единая форма бороды и усов, единая форма причесок, а также пищу все принимали вместе, проводились так называемые совместные трапезы.

Такая система общественного устройства была ориентирована , главным образом, на войну (рис. 3). Спартанских детей воспитывали так, чтобы из них получались настоящие воины. Существует легенда, что мальчиков, которые были слабыми, в младенчестве сбрасывали с высокой скалы. Но возможно, что это просто легенда, иначе в Спарте бы не осталось детей. Спартанских детей учили выносливости, силе, умению сражаться. Все испытания были ориентированы на то, чтобы юноши в последствие стали воинами и принесли Спарте славу.

Рис. 3. Спартанский воин ()

Отсталый характер общественного строя Спарты, по сравнению с другими греческими городами, проявлялся в характере, в котором в Спарте проявлялось рабство. Рабство было и в других греческих полисах, но там рабство носило индивидуальный характер (каждый раб принадлежал одному человеку и подчинялся только ему). В Спарте рабство было коллективным. Коллективные рабы, которых называли илотами , принадлежали всей спартанской общине в целом. Илоты в основном занимались земледелием . Такой строй в Древней Спарте вызывал недоумение у современников Спарты, у греков из других полисов, которые жили в V-VI вв. до н. э.

Именно в это время, хотя историки считают, что еще раньше, в Спарте возникла легенда о царе Ликурге (рис. 4). Историчность этого царя ставится под сомнение историками даже в наши дни. Существовал он или нет, до сих пор не ясно. Считалось, что он провел в Спарте серию реформ для того, чтобы закрепить в Спарте такой строй. Именно он ввел в Спарте единую моду, единые трапезы и спартанскую систему воспитания, создал систему управления, которая просуществовала в Спарте до самого конца ее независимой истории. Считается, что именно Ликург приказал спартанцам отказаться от золотых и серебряных монет и использовать монеты железные. Железных монет у них не было, а обмен происходил с помощью оболы , что в переводе с греческого означает «палка, вертел». Это были большие железные прутья, от которых отламывался кусок в соответствии с ценой того или иного товара.

Афины с самого начала называли себя не аграрным, а торгово-ремесленным полисом . В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из разных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея , который был основателем этого города. Фигура Тесея остается легендарной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах правил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм - законы Драконта . Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказал подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности . Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности.

Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией . Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. - Солона и Клисфена (рис. 5). В ходе реформ Клисфена, которые проводились в конце VI в. до н. э., был введен такой политический порядок, как остракизм - политическая процедура, в рамках которой лица, представлявшие опасность для Афинского государства, изгонялись из страны сроком на 10 лет. Для того чтобы эта процедура осуществилась, необходимо было набрать 6000 черепков, на которых было бы написано его имя, как человека, угрожающего стабильности и безопасности Афин. Такие черепки по-гречески назывались «острака», отсюда и название - остракизм.

Рис. 5. Бюст Клисфена ()

Несмотря на все противоречия, существовавшие между Спартой и Афинами, им пришлось объединить свои усилия в самом начале V века до н. э. Это было связано с тем, что Персидская империя расширилась до границ с Грецией и теперь представляла угрозу независимости греческих городов-государств. Все греческие города должны были объединиться против столь серьезной угрозы.

Эта эпоха получала название греко-персидских войн. Речь шла о целой серии военных столкновений, которые происходили между 500-449 гг. до н. э. Начались эти войны с Милетского восстания. Греческий город Милет, находившийся на западном побережье Малой Азии, восстал против персидского владычества . Воспользовавшись тем, что персидской армии на западных рубежах державы не было, милетцы подняли восстание. Милетцы сумели собрать войско и напасть на персидскую столицу - город Сарды . Когда милетцы поняли, что персы стремятся подавить это восстание, то они прибегнули к помощи других греческих городов. Они отправили туда послов с просьбой предоставить им военную помощь. Но греческие города не хотели помогать Милету. Они понимали, что военные столкновения между греками и персами не могут закончиться в пользу греков. Персидская армия была намного больше, и справиться с персидским флотом для греков было затруднительно. В итоге помощь Милету прислали только 2 греческих города - Афины и Ирифы. Однако помощь была очень небольшой, и серьезного значения она не имела. Разумеется, восстание было подавлено, а те корабли, которые прислали Афины, послужило поводом для нападения на греческие государства.

Первый поход персов на территорию Греции был предпринят в 492 году до н. э . Войско возглавлял советник Мардоний. Поход закончился ничем, так как природа помешала добраться персам даже до Средней Греции. Когда персидский флот двинулся вдоль мыса Афон, вдруг налетел ветер и разметал персидские корабли. Армия, стоявшая на берегу, ничем не могла помочь персидскому флоту. Им пришлось возвращаться назад.

Греки восприняли катастрофу при мысе Афон как божественную волю. Персы сделали из этого выводы, и, когда в следующий раз персидский флот отправился вдоль греческих берегов, по полуострову Афон был простроен канал, который помог бы персидским кораблям перебраться через этот мыс.

Следующий поход на Грецию был предпринят в 490 году до н. э . Царь Дарий отправил войско под командованием полководцев Датиса и Артаферна. Мощный персидский флот приблизился в Греции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уничтожены, персы решили захватить Афины и высадились на побережье Аттики. Именно здесь 12 сентября 490 года до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва (рис. 6) . Битва окончилась поражением персов.

Рис. 6. Карта Марафонской битвы, 490 год до н. э. ()

В 480 году до н. э. в Грецию свои войска привел царь Ксеркс . Огромная армия персов вторглась на территорию средней Греции. Греки объединились для того, чтобы противостоять этому вторжению. В историю вошло сражение у Фермопильского ущелья, которое предприняла спартанская армия. Спартанцам сначала удавалось удерживать персов в этом узком ущелье, которое представляло собой единственную дорогу из средней Греции на юг. Но персам удалось справиться с этим отрядом. По легенде, среди греков нашелся предатель, который провел персов обходной тропой.

Также известно еще одно сражение 480 года до н. э. - Саламинское морское сражение (рис. 7) . Войско персов к этому времени уже заняло город Афины. Жители Афин были эвакуированы на остров Саламин, который находился на расстоянии нескольких километров от афинского порта Пирея. Сюда подошел и персидский флот. Именно здесь, в бухте Афин, состоялась знаменитая битва. Греки обладали гораздо меньшими силами, чем персы. У них было меньше кораблей, а также менее численное войско. Но на стороне греков был патриотизм. Жители Афин, стоя на острове Саламин и видя, как догорает их город - ведь персы подожгли Афины - понимали, что, если они не победят, Афины существовать больше не будут.

Рис. 7. Саламинское морское сражение, 480 год до н. э. ()

Благодаря патриотизму и тому, что афиняне лучше знали свою бухту, а персидские мощные корабли были малоповоротливы, афинянам удалось одержать победу в этом сражении. В 479 году до н. э. персы были вновь разгромлены в сражении при Платеях на территории полиса Биотия.

После этого сражения греко-персидские войны еще продолжались. Но на территории самой материковой Греции они уже не шли. В 449 году до н. э. был подписан Каллиев мир, который закрепил окончание греко-персидских войн . Формально эти войны закончились вничью . Персы обещали не вмешиваться в греческие дела, а греки - в персидские. Но фактически это было поражение персов . Для Персидской империи победа в этой войне была очень важна. Персы нуждались в новых землях и богатствах, для того чтобы содержать огромную армию и такой же большой чиновничий аппарат. Не получив всего этого, Персидская держава вступила в полосу упадка.

Период стабильного развития греческих государств, начавшийся после того, как были завершены греко-персидские войны, был очень недолгим. Этот период вошел в историю как эпоха расцвета афинской демократии. Однако только небольшая часть людей, живших в Афинах, являлась гражданами и могла оказывать влияние на политическую борьбу в этом городе. Считается, что рабы в Афинах составляли как минимум половину населения города. Немалую часть населения составляли метеки - приезжие, которые не имели гражданских прав и не могли принимать участие в управлении государством. Также из числа граждан нужно было вычесть женщин, поскольку они не обладали политическими правами в Греции. Дети также составляли немалую часть населения Афин, и их участие в политической жизни было исключено. Поэтому из 200-220 тысяч жителей города Афины гражданами, принимавшими участие в политической борьбе в Афинах, могли являться только 10-15 тысяч человек.

Народное собрание в Афинах представляло собой интересы только очень небольшой части населения города. Оно собиралось регулярно: каждые 9 дней на рыночной площади, которая называлась агора . Народное собрание избирало многочисленных чиновников, которые должны были следить за порядком в городе. Люди, следившие за санитарным состоянием в городе, назывались астиномы . Чиновники, проверявшие соблюдение правил торговли, назывались агораномы . Были стратеги - военачальники, а также флотоводцы - навархи , чиновники, следившие за правильностью мер и весов - метрономы .

В Афинах существовали и постоянные органы управления, такие как ареопаг (совет старейшин) и совет пятисот, в который выбирали жителей из разных районов полиса Афины. Совет пятисот представлял собой своеобразный парламент и заседать мог гораздо чаще, чем народное собрание.

Такой расцвет афинской демократии во многом связан с победами в греко-персидских войнах. Именно Афины получили от этой войны максимальные преимущества. Был создан афинский морской союз , в рамках которого смогли принудить своих прежних союзников по греко-персидским войнам к подчинению афинской политической линии.

Однако такой процесс расцвета оказался недолгим. Греция вступает в новый кризис. Дало себя знать противоречие между Афинами и Спартой. Афины считали себя не только главным торгово-ремесленным полисом Греции, но они также считали, что именно Афинам должна принадлежать ведущая роль в политике всех греческих государств. Спарта была с этим не согласна. Такой позиции Афины были обязаны своему стратегу Периклу (рис. 8) , который руководил городом на протяжении 15 лет.

В период с 431 по 404 гг. до н. э. в Греции шла война между Афинами и Спартой, вошедшая в историю как Пелопонесская война . Афины в этой войне проиграли. Спарта была гораздо слабее, чем Афины, с экономической точки зрения. Но вот армия Спарты была гораздо сильнее. Афины тяжело переживали свое поражение, затем начался период их упадка. Для Спарты этот момент тоже оказался негативным. После поражения Афин в Пелопонесской войне в 404 году до н. э. Греция вступила в полосу кризиса.

Список литературы

  1. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. - СПб., 2008.
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  3. Вэрри Дж. Войны античности от греко-персидских войн до падения Рима. - М.: Эксмо, 2009.
  4. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. )
  6. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

Домашнее задание

  1. В чем было отличие двух полисов, Афин и Спарты?
  2. Расскажите о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн.
  3. Что такое афинская демократия? Каждый ли афинянин мог принимать участие в управлении Афинами?
  4. Расскажите о причинах и итогах Пелопонесской войны.