Военные походы фараонов рассказ написать. Раздаточный материал для анализа. Правление фараона Тутмоса III

1. Отряды пеших воинов. Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумно­жить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско - большое и хорошо об­ученное. Писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

Из них формировались отряды воинов, искусно владев­ших тем или иным видом оружия. Одни были вооруже­ны луками, другие - копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из бронзы. - сплава меди и олова. Брон-

за твёрже меди - бронзо­вое оружие давало воинам преимущество над теми, кто имел оружие из меди и камня. Но всё же бронза не очень твёрдый металл. При­ходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе - его делали ко­ротким и массивным.

Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щи­тами, обтянутыми шкурами пятнистых коров или диких зверей - леопарда, рыси, гиены. Иногда на щиты на­шивали металлические бля­хи. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные лестницы.

2-й порог
Египетское царство.

2. Боевые колесницы. В се­редине второго тысячелетия до н. э. египтяне стали ис­пользовать боевые колесни­цы, запряжённые конями. У колесницы было два ко­леса со спицами. На оси между колёсами укрепле­на площадка, где стояли двое - возничий, управляв-

ШИЙ КОНЯМИ, И боец-колес­ничий у стрелявший из лука. Площадка крепилась к длин­ной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые ко­жей борта, чтобы защитить ноги обоих воинов. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней раз­вевались разноцветные страусовые перья.

Отряды на колесницах могли преодолевать большие рас­стояния и внезапно нападать на противника.

Крупные сражения обычно проходили так: когда разведчики сообщали о прибли­жении неприятеля, египетское войско гото­вилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие бес­порядок в ряды врагов. Потом в бой всту­пали пехотинцы, вооружённые копьями и топориками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колес­ничими. Война для них была способом ещё больше обогатиться.

3. Войско возвращается с добычей. Фа­раоны посылали свои войска на юг, на за­пад, на северо-восток. Южнее Египта на­ходилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших боль­шими стадами коров, коз, овец. На северо- востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на се­вер располагались страны - Палестина, Сирия, Финикия.

Богатства соседних стран издавна прель­щали фараонов. Когда же у них появилась хорошо обученная и вооружённая армия с



лёгкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столи­цу Египта, которой был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, зо­лото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмбс. При нём египтяне захватили Нубию. Успешны­ми были и походы в Азию - граница Еги­петского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов.

4. Пленных обращают в рабство. Из за­воёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил плен­ника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

На торжествах в честь победы народ ли­ковал, видя несокрушимую мощь своего

Войско фараона в походе. Рисунок нашего времени.

владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, от­личившимся в битве. Многие тысячи чуже­земцев должны были обрабатывать землю, обогащая фараона и вельмож.

5. Рядовому воину доставались лишь тя­готы походной жизни. Египтяне так опи­сывали его судьбу: бредёт он по горам и пу-

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо

Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход». Но Тутмос сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Еги­петское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в го­род. Нужно было их преследовать, пока за отступавшими не закрылись ворота. Но египтяне помышляли только о грабеже вражеского лагеря. Время было упущено - ворота крепости захлопнулись. Лишь после семи месяцев осады войска фараона захватили Мегиддо и вернулись в Египет с огромной добычей.

(Из древнеегипетской летописи)

Его Величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран.

стыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт про­тухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращает­ся больным. Семья его бедствует без кор­мильца: поля пустеют, посевы топчут беге­моты и уничтожают птицы.

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочи­тали наемное войско из чужеземцев. На­ёмники, получавшие плату из казны, ка­зались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

Объясните значение слов: бронза, пехотинец, боевая колесница, дыш­ло, возница, колесничий, дротик, наёмное войско.

Проверьте себя. 1. Каким оружием пользовались египетские воины?

2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?

3. С какими целями фараоны содержали большое войско? 4. Как егип­тяне описывали судьбу простого воина в походе? 5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов? Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.

Военные походы фараонов

Причины

Из походов войска возвращались с богатой добычей. Народы завоеванных стран должны были выплачивать фараону ежегодную дань.

Нубия была богата золотыми рудниками; племена ливийцев поставляли в Египет стада коров, коз и овец; из Финикии привозили дерево (кедры); Палестина и Сирия были богаты серебром, оловом и тонкими тканями.

Участники

Боевые колесницы: в колеснице помещалось два воина. Один правил лошадьми, а другой стрелял из лука и метал копья.

Пехота: отряды пехоты отличались по виду вооружения. Воины одних отрядов имели копья, других - топоры или серповидные мечи, третьих - луки и стрелы. Были отряды, вооруженные пращами и бумерангами (см. Организация и техника военного дела в период крупных войн XVI—XV вв. до н. э.).

Тутмос III - фараон, в период правления которого египтяне совершили самые крупные завоевания. Благодаря ему границы государства были значительным образом увеличены. Это были годы расцвета Древнего Египта (см. ).

В основном Тутмос совершал походы в Переднюю Азию (см. Передняя Азия).

На севере граница страны отодвинулась до Евфрата. Тутмос приобрел власть над землями Палестины, Сирии и Финикии. На юге в подчинении Египта оказалась Нубия. ().

Заключение

Благодаря завоевательным походам Египет вышел далеко за пределы нильской долины, став своего рода региональной империей. Были установлены отношения с соседними народами. Война была не только средством грабежа и порабощения, но и способом расширения экономических и культурных связей.

Параллели

Военная деятельность государства в древности считалась обязательной, представление о войне, как о зле, отсутствовало. Тутмоса III, Рамзеса II и еще некоторых правителей принято называть цезаристскими фараонами - их завоевания наиболее впечатляющие. Но такие цезаристские представители власти появлялись во всех без исключения регионах Древнего Востока вплоть до Китая. Каждая из восточных деспотий стремилась быть империей и господствовать над соседями.

Конспект

Может ли быть опасной армия, если она вооружена только холодным оружием? Может! Более того, подобная армия, как оказалось, может завоевывать огромные территории. Из каких родов войск состояла египетская армия? Какое вооружение использовали в битвах? Какие завоевания совершил Тутмоса III? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было большое и хорошо обученное войско. Ядром египетской армии была личная охрана фараона, она формировалась из чужеземцев-наемников.

Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировалась пехота. Пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Наконечники стрел и копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы. Бронза тверже меди — бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником (рис. 1).

Рис. 1. Армия Древнего Египта ()

В середине II тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы (рис. 2). Каждый отряд состоял из 25 колесниц. Колесницей управлял возница, второй воин стрелял из лука и бросал в противников короткие копья — дротики. Лошадей содержали за счет казны фараона, а колесницу необходимо было приобретать за свой счет, поэтому служить в колесничих отрядах могли лишь представители знати. Колесницы начинали битву и завершали ее, преследуя бегущего с поля боя противника.

Рис. 2. Боевые колесницы ()

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III (рис. 3). В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Тутмос во главе войска отправился усмирять непокорных. Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет. Через хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Многие египетские военачальники опасались идти этим путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.

Рис. 3. Тутмос III ()

Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Через несколько недель осады город сдался. Трофеями Тутмоса были 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай, снятый в долине египетским войском, много тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Это был первый победоносный поход Тутмоса. При нем египтяне захватили Ливан, Палестину на севере, Нубию на юге; расширили границы Египта на востоке до Евфрата (рис. 4). На несколько столетий Египет стал самым могущественным государством Древнего мира.

Рис. 4. Военные походы Тутмоса III ()

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Архивариум.ру ().
  3. Свобода и честь ().

Домашнее задание

  1. Назовите причины египетских завоеваний.
  2. Какие преимущества были у египетской армии перед противниками?
  3. С какими древними государствами и народами сражался Тутмос III?

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке №11.

КАРТОЧКА № 11

Сравни условия жизни землевладельцев, ремесленников и вельмож.

Для этого вспомни:

— Кого называли ремесленниками?

— Какие ремесла были развиты в Древнем Египте?

— В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?

— Чем занимались вельможи?

— Что имели вельможи и ремесленники? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В Древнем Египте существовало очень много разных ремесел: горшечники, строители, ткачи, медники. Люди, которые занимались изготовлением чего-либо, назывались ремесленниками. Все они жили в простых жилищах. Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком.

Таким образом, вельможи и простые ремесленники жили в разных условиях. Одни (ремесленники и земледельцы) содержали других — вельмож и фараонов.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Задача № 1 (письменно; 3 человека). В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

— Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? (Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож: и фараонов.)

Задача № 2 (письменно; 3 человека). Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я — раб царя. С восхода до заката

Среди других свершаю тяжкий труд.

И кус гнилой — единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я — раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

— О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? (Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века.)

3. Дискуссия с классом.

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником. .. Й тогда в твоем доме будет богатство… Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».’

— Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это — обогащение…)

Информация для учителя

Сегодня мы должны учить детей высказывать свою точку зрения на какие-то факты, события, поступки, уметь ее аргументированно защищать. Для этого целесообразно создавать на уроке «провокационные» ситуации. Например, решать задачу по истории Древнего мира, а перевести постепенно ее в плоскость сегодняшнего дня. «Сегодняшним днем» дети мыслят прекрасно. Причем, как правило, у каждого есть свое мнение. Мнения детей зачастую не совпадают, и тогда может развернуться дискуссия. И вот здесь нужно научить их грамотно спорить или вести дискуссию. Для этого нужно помнить некоторые правила.

Умейте спорить

При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?

Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.

Умейте слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения!

Сформулируйте его точку зрения и изложите ему. («Если я вас правильно понял, то вы считаете…»). Это позволит вам удостоверится в том, что вы правильно поняли, а он поверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию, даст возможность в ходе спора обойтись без искажений — при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.

Вдумываясь в положения, которые высказывает ваш оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.

Выяснив позицию вашего противника в споре, определив, с чем вы конкретно не согласны, начните опровержение этих положений.

Попытайтесь определить, нет ли противоречивости в положениях вашего оппонента. Это может стать сильной стороной вашей позиции.

Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью. Нельзя путать опровержение способа доказательства, которое применил оппонент, и сути самого тезиса (ведь можно неверно доказывать и правильные положения).

Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.

В любом диспуте важен вывод.

Очень часто с первой попытки вам не удается убедить оппонента в правильности своей точки зрения. В таком случае спор можно возобновить, но лучше к нему подготовиться.

4. Заслушивается устный ответ по карточке № 11, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи — все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

— Для чего совершали военные походы фараоны?

IV. Изучение новой темы

План

1) Вооружение египетского войска.

2) Походы египетских фараонов.

3) Цели и последствия походов Тутмоса III.

На доске: тема урока.

1. Сообщение о вооружении египетского войска (можно в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации на с. 45 Вигасина или с. 76 Михайловского.

Воины фараона были вооружены луками, другие — длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 меди + 1/10 олова). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Настоящую угрозу для противника представляла египетская конница…

2. Работа с картой (с. 44 Вигасина или с. 79 Михайловского).

Внимательно посмотрите на легенду карты.

— Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками).

— На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию.)

— Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины.)

3. Рассказ учителя и работа по историческому документу.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «…» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «…» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «…»

Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «…» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «…» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов… молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота…

Крушол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.

4. Беседа по прочитанному тексту документа.

— С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа. («.. .И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов…»)

— Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? (Оружие, коней, скот, рабов и, конечно, золотые, и серебряные вещи.)

— Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)

— Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)

— Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.)

— Какой характер носили войны? (Грабительский, несправедливый.)

V. Закрепление изученного материала

— По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча — множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени Тутмоса III «Почему я так любил войну?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Подведение итогов урока

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению рабовладельцев, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему? Подумайте. А это мы выясним на следующем уроке.

Домашнее задание: прочитать § 11 Вигасина или § 13 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»; работа по контурной карте: рабочая тетрадь (вып. 1), задание 28 (с. 24); для любознательных: кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Мегиддо: Александр Македонский, Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак. Назовите хотя бы 7-10 таких полководцев. (Так же поступали Александр Македонский, Цезарь, Петр I, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Деникин, Колчак.)

Дополнительный материал

Двадцать два года фараон Тутмос III прожил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть еще в 1525 году до н. э., когда ее объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Тутмос II был мужем этой волевой женщины, неплохого организатора.

Правила она Египтом спокойно, мирно. Снаряжала торговые — морские и сухопутные — экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. Царица умерла в 1503 году до и. э. И в этот год Тутмос III, полновластный теперь правитель, собрал сильное войско, которое, по оценкам специалистов, могло доходить до 20 тысяч человек, и отправился в Сирию. Задачи перед Тутмосом III стояли сложные: и чисто военные, и житейские. Египет не воевал более двадцати лет. Старые воины за это время одряхлели, молодые были неопытны, необстрелянны, хотя готовились к походу усердно. Но и враги, сирийцы и палестинцы, не сидели сложа руки. Они создали антиегипетскую коалицию, подтянули войска к Мегиддо, важному стратегическому пункту, мощной по тем временам крепости. В битве под Мегиддо Тутмос III дважды возглавлял войско, рискуя своей жизнью. У него не было пирамиды, а только подземная гробница.

За 19 лет Тутмос III совершил 17 успешных походов, овладел сотнями городов, Палестиной, Сирией. Это был крупнейший полководец.

Торопцев А.П. 1000 великих битв с древних времен до XI века. М., 2001.

Бортникова Т.И.

Древний мир

Слайд 2

Войско фараонов

Около 1500 г. До н.э. Египтом правил фараон Тутмос. В те времена Египетское царство было так сильно, что никакие чужеземцы не угрожали ему. Фараоны использовали сильное войско для завоевания новых земель и удержания под своей властью покорённых стран.

Слайд 3

Большую часть войска составляла пехота. Исход войны во многом зависел от её выучки и выносливости. Набор в войско производили писцы по приказу фараона, большинство новобранцев было из земледельцев. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять их лука, владеть копьём, топориком и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове теле долго не заживали.

Слайд 4

По роду оружия пехота делилась на стрелков из лука – лучников – и копейщиков. Лук был основным видом дальнобойного оружия. Стрелы часто делались из тростника с бронзовыми наконечниками, их носили в особых футлярах – колчанах. Во время сражения лучники для быстроты и удобства вынимали сразу по несколько стрел и держали их в правой руке между большим и указательным пальцами.

Слайд 5

Египетское копьё состояло из длинного крепкого древка и бронзового наконечника. Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щитами удобными в рукопашном сражении. Щиты состояли из деревянной и сплетённой из крепкого тростника основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы в Египте были большой редкостью. Обычно воины надевали шапочки из кожи или льна, часто имевшие полосы.

Слайд 6

На древнеегипетской росписи художник прекрасно передал стремительное движение отряда копейщиков, его выучку и сплочённость. Все шагают в ногу, воины в полосатых шапочках вооружены щитами, копьями, топориками и искривлёнными мечами.

Слайд 7

Во главе армии стоял верховный властитель страны – фараон. Во всех важных сражениях он лично командовал войском. Льстивые и угодливые вельможи приписывали фараону все военные победы. «О, если бы не его величество, да живёт он, да здравствует, да будет благополучен! Мы никогда бы не разгромили вражеское войско».

Слайд 8

В середине второго тысячелетия до н.э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряжённые конями. Это позволило создать большое колесничное войско, игравшее огромную роль в египетской армии.

Слайд 9

У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое – один управлял конями, а другой стрелял из лука и бросал в противников короткие копья – дротики. Площадка крепилась к длинной палке – дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги возницы и стрелка.

Слайд 10

Завоевания фараонов

Какая страна была завоёвана к югу от Египта?

В какую страну на запад от дельты Нила вторгались войска фараона?

Какой полуостров был захвачен войсками фараона к западу от дельты?

Какие страны к северу от Синайского полуострова покорили египетские войска?

На карте в учебнике найдите название реки, до которой доходили владения египтян на севере?

Слайд 11

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос.

Прочитаем описание одного из походов Тутмоса на с. 46.

Слайд 12

Последствия завоевательных походов

После каждого похода войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой становится город Фивы.

Слайд 13

Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы пленников. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

Сверху вниз - нубиец,

ливиец, житель Азии

Слайд 14

Одних египтян войны обогащали: фараоны щедро награждали военачальников и колесничих. Вельможи становились ещё богаче. Других египтян длительные войны доводили до обнищания. Войны разоряли основное население страны – её тружеников.

Слайд 15

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочитали наёмное войско из чужеземцев. Наёмники, получавшие плату из казны, казались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81_III

http://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-069.gif

http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st027.shtml

http://www.ms77.ru/articles/fashionhistory/drmir/egypt/14917/

http://istoriya-ru.ucoz.ru/news/pokhody_tutmosa_iii_v_aziju/2011-01-31-132#

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm

http://bronexod.com/forum/lofiversion/index.php?t941.html

http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm

Посмотреть все слайды

Конспект урока по истории для 5 класса «Военные походы фараонов»

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по истории Древнего Египта и предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира, 5 класс» (любое издание). Занятие отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект очень прост и удобен в работе, позволяя учителю контролировать ход урока и деятельность учащихся.
Цель:
Сформировать у учащихся представление об устройстве египетского войска, завоевательных походах фараонов и размерах древнеегипетской державы.
Задачи:
1. Совместно сформулировать тему урока и составить его план;
2. Совместно изучить вопрос «Состав и вооружение войска»;
3. Совместно изучить вопрос «Походы фараонов»;
4. Совместно выполнить схематический рисунок «Древний Египет»;
5. Совместно обобщить знания, подвести итоги занятия.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока

Мотивационно-целевой этап
Ребята! Мы продолжаем изучение большой темы «Древний Египет». На прошлых занятиях мы познакомились с местонахождением и природными условиями Египта, узнали, когда в долине Нила возникло государство, и каким было его устройство. Кроме того мы рассмотрели образ жизни и положение различных групп древнеегипетского общества. Давайте вспомним, с какими социальными группами мы уже познакомились?
Ответ учащихся:
Мы познакомились с жизнью простых египтян – крестьян и ремесленников, а также с жизнью тех, кто ими повелевал – писцами, вельможами и фараонами.

Правильно. А теперь подумайте, ребята, о какой части египетского общества мы еще почти ничего не говорили и, соответственно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Ответ учащихся:
Мы не говорили о воинах! Соответственно тему урока можно назвать так (варианты ответов): «Египетское войско», «Воины на службе фараона», «Жизнь египетских воинов».

Итак, сегодня мы будем говорить о египетском войске и о войнах. Я предлагаю остановиться на том названии, которым озаглавлен соответствующий параграф учебника и записать его в качестве темы урока (в качестве названия темы можно взять и один из вариантов, предложенных учащимися).
Запись в тетради:
Военные походы фараонов.
Составим план нашего занятия. Хорошенько подумайте, ребята, какие именно сведения о жизни египетского войска нам нужно узнать, чтобы составить полное и всестороннее впечатление о нем? При составлении плана имейте в виду, что военная служба имеет особый характер, а работа воинов совсем не похожа на труд крестьян или ремесленников.
Как показывает практика, варианты ученических планов не отличаются особым разнообразием. В основном план урока, самостоятельно составленный учащимися, состоит примерно из трех звеньев:
1) Оружие воинов;
2) Образ жизни воинов;
3) Воины в походе.
Данный план почти совпадает с соответствующими пунктами параграфа, поэтому после некоторой литературной обработки его вполне можно взять за основу занятия, предложив учащимся записать совместно выработанный план в тетрадях.
Запись в тетради:

План урока:
1) Состав и вооружение войска;
2) Походы фараонов;
3) Положение простых и знатных воинов.

Совместными усилиями мы составили план урока, и теперь наша задача – рассмотреть все поставленные в нем вопросы. Начинаем.
Этап изучения нового материала
1. Состав и вооружение войска

Большое, мощное и постоянное войско было предметом особых забот и гордости всех египетских фараонов. Хорошо вооруженные и обученные воины были нужны правителям Египта для захвата новых земель, укрепления своего могущества, а также для подавления крестьянских восстаний в стране. Что же представляло собой египетское войско? Какое оружие использовали египетские воины?
Сразу отметим, что египетское войско делилось на две части: пехоту и боевые колесницы.
Запись в тетради:
Состав египетского войска:
1) Пехота;
2) Боевые колесницы.

Пехотинцы, то есть пешие воины набирались из крестьян и представляли собой главную военную силу. Чем они были вооружены? Откройте параграф учебника № 9 и найдите в нем следующее изображение.


Опираясь на изображение, опишите вооружение египетских пехотинцев.
Ответ учащихся:
На рисунке мы видим пехотинцев, вооруженных луками, длинными копьями, мечами. Для обороны воины использовали щиты.

Обратите внимание, ребята, что колющие и рубящие части оружия сделаны из металла. А как вы думаете, из какого именно металла?
Варианты ответов учащихся:
Из меди, из железа.

Неверно. Железа египтяне еще не знали, а медь для этих целей была слишком мягким металлом. Откройте пункт «1. Отряды пеших воинов» и найдите в нем название нового металла, который освоили египтяне.
Ответ учащихся:
Бронза – сплав меди и олова.

Верно. А теперь запишем в тетрадях все, что мы узнали о египетской пехоте.
Запись в тетради:
Пехота – отряды пеших воинов, набиравшихся из крестьян. Оружие пехотинцев: лук, длинное копье, топор, меч, щит. Наконечники копий, лезвия и клинки делали из бронзы – сплава меди и олова.
Другую часть египетского войска составляли боевые колесницы. В отличие от пехотинцев они передвигались не пешком, а в специальных повозках, которые вы можете видеть на уже знакомом вам изображении. Что же представляли собой боевые колесницы?
Ответ учащихся:
Египетские колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В повозке находились два человека, один из которых управлял конями, а другой – стрелял из лука.

Все верно. Кроме стрел воины-колесничие также использовали дротики – короткие копья для метания. Как вы думаете, ребята, кому принадлежали боевые колесницы? Могли ли простые крестьяне стать колесничими?
Ответ учащихся:
Вряд ли простые крестьяне могли стать колесничими, ведь колесница вместе с лошадьми стоила больших денег. Скорее всего, колесничими были богатые и знатные люди.
Совершенно верно. Служба колесничими была привилегией богатых классов. Они же были больше всего заинтересованными в военных походах, которые позволяли им обогатиться. Мы подходим ко второму вопросу нашего плана – «Походы фараонов», но перед этим запишем то, что мы узнали про колесничих.
Запись в тетради:
Боевые колесницы – двухколесные повозки, запряженные конями. Один колесничий управлял конями, другой – стрелял из лука или метал дротики. Колесничими были богатые и знатные египтяне.
2. Походы фараонов
В период своего могущества египетские фараоны совершали походы на юг (где находилась страна Нубия), на запад (где находилась Ливия) и на северо-восток (Синайский полуостров и выше – Палестина, Сирия, Финикия). Богатства этих стран очень привлекали фараонов и египетских вельмож, а какие именно это были богатства – об этом вы прочитаете в пункте «3. Войско возвращается домой».
Учащиеся читают первые три абзаца третьего пункта, после чего называют богатства названных стран: Нубия – золото, Ливия – скот, Синайский полуостров – медь.
Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания в истории Египта, превратив его в великую мировую державу, протянувшуюся с севера на юг на 3500 километров. Интересна личность Тутмоса. Его имя буквально переводится как «Тот (бог мудрости) родил его». Он правил почти 54 года, совершил много военных походов и при этом не проиграл ни одного сражения. Это был величайший полководец Древнего мира и первая историческая личность, которую мы должны запомнить.
В учебнике прилагается карта завоевательных походов Тутмоса. Наша задача – изобразить эту карту в виде схематического рисунка. Но перед этим сделаем поясняющую запись в тетрадях.
Запись в тетради:
1500 год до нашей эры – Завоевания фараона Тутмоса.
Карта «Египет в 1500 году до нашей эры»

Теперь, ребята, отступите пару строчек и начертите в тетрадях квадрат со стороной 10 сантиметров.
(Алгоритм выполнения рисунка учитель показывает на доске)


Далее аккуратно выполняем схематический рисунок по образцу.


Делаем надписи на соответствующих территориях и обозначаем стрелки завоевательных походов.


Карта готова. По возможности территорию Египта можно закрасить зеленым цветом.


Ребята! Рисование карты в тетрадях заняло много времени и, тем не менее, это оправданный шаг: вы еще недостаточно хорошо знаете географию, а без нее трудно сохранить в памяти местонахождение отдельных стран, их территории и новые для вас названия. К следующему уроку вы должны уметь показывать на карте территорию Египта, зависимых стран, направления завоевательных походов. После изучения всей темы «Древний Египет» вы также выполните задания в контурных картах.
У нас остался один неразобранный вопрос – «Положение простых и знатных воинов». Вопрос слабо освещен в учебнике и дает достаточно простора для проявления вашей собственной фантазии. Поэтому я думаю, что не будет ошибкой, если вы возьмете его на самостоятельное изучение, выполнив специальное задание, о котором будет сказано в конце урока. А пока обобщим то, что мы узнали сегодня на уроке.
Этап обобщения знаний
Фронтальный опрос.
- На какие две части или, выражаясь современным языком, на какие два рода делилось египетское войско?
- Египетское войско делилось на пехоту и боевые колесницы.
- Что означает слово «пехота»?
- Пехота – это войско, состоящее из отрядов пеших воинов.
- Какое оружие было у пехотинцев, и из каких классов египетского общества они происходили?
- Пехотинцы набирались из крестьян и были вооружены луками, мечами, копьями и топорами. Металлические части оружия были сделаны из бронзы.
- Что такое бронза?
- Сплав меди и олова.
- Что представляли собой боевые колесницы?
- Боевые колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В колеснице находилось два человека: управляющий и стрелок.
- Какое оружие использовал стрелок?
- Лук со стрелами и короткие копья – дротики.
- Кто мог служить колесничими?
- Богатые и знатные люди.
- Кто возглавлял египетское войско?
- Фараон.
- Как звали фараона, который совершил самый большие завоевания и когда это произошло?
- Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания.
Этап обобщения знаний завершается вызовом к доске отдельных учеников, которые показывают на карте территорию Египта, направления завоевательных походов и покоренные страны.
За пять минут до конца урока учитель подводит его итоги, выставляя отметки самым активным ученикам и выборочно проверяя качество нарисованных в тетрадях карт.
Домашнее задание: § 9 – пересказ, выучить записи в тетради, выполнить письменное задание «Рассказ от имени египетского пехотинца (или колесничего) о походе в чужую страну» (при этом в рассказе должны быть отражены результаты походы для пехотинца (колесничего).