Внимание и его развитие психология. §3. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания

Что такое внимание? Если опираться на определение внимания, то это направленность сознания, его сосредоточенность на каком-либо предмете, действии, любом стимуле. Проще говоря, мозг постоянно воспринимает различные сигналы из окружающей среды, а внимание позволяет выделить из всех сигналов какие-то определенные и сосредоточиться на них. То есть, наиболее важное свойство внимания – это способность выбрать для себя самое важное и сосредоточить на этом свое восприятие.

Зачем развивать внимание

Среди всех процессов, которые свойственны человеческой психике, внимание является особенным. Оно пронизывает все их, и обнаружить в чистом виде одно внимание практически невозможно. Наше внимание выделяет из всего многообразия отдельные ощущения и внешние впечатления, несомненно, влияет на память и мышление, однако само по себе не имеет отдельного результата. При этом обычная невнимательность может развалить с успехом любое начатое дело.
Когда вы развиваете ваше внимание, то вы можете заметить улучшения в и мышлении. Особенно это становится заметно на результатах обучения у школьников, ведь довольно часто со школьной программой не справляются дети, у которых снижено внимание.
Для взрослых различные отклонения во внимании тоже могут приводить к неудачам. Например, я знаю девушку, которая при собеседовании на работу прошла тест на IQ с довольно низкими результатами. Когда она поделилась со мной своим несчастьем, расстроившись, что ее тест ниже нормы, то я предложила ей перепроверить результат, дав несколько тестов на различные психические процессы. При ближайшем рассмотрении оказалось, что она может решить практически все задания теста на IQ. А вот тест на переключение внимания показал, что она теряет слишком много времени при смене одного задания на другое. То есть она совсем не «глупая» и т.д. и т.п., как ей в грубой форме объяснили на собеседовании, а просто ей необходимо дополнительное время, чтобы переключиться с одного задания на другое. Естественно, в условиях стресса и ограниченного времени на собеседовании она не успела решить все задания теста и получила мало баллов. Я предложила ей тренировать внимание, и уже через месяц ее результаты существенно улучшились.

Основные виды внимания

Существует несколько классификаций внимания. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно обычно на какие-то новые раздражители, отличающиеся силой, новизной или особой контрастностью по сравнению с общим фоном.
Произвольное внимание зависит от воли человека, например, если вы заставляете себя учить уроки, в то время как у соседей играет веселая музыка.
Послепроизвольное внимание состоит из двух ступеней: сначала у человека нет внимания к чему-то, он подключает произвольное внимание. Затем ему становится интересным это дело, возникает увлеченность, и внимание становится непроизвольным. Например, на работе вас попросили сделать презентацию, которую вам делать совсем не хочется. Сначала вы усилием воли приступаете к работе, но постепенно вам становится интересно, у вас возникают все новые и новые идеи, и вы продолжаете ее делать с удовольствием и даже задерживаетесь на работе по вечерам.
В реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с сочетанием всех видов внимания. Если в школе урок очень долго проходит на произвольном внимании, то у учеников возникает и раздражение. Поэтому преподаватели стараются привлечь непроизвольное внимание ребенка, например, маленьким детям учителя стараются дать задания с красивыми картинками. Однако при слишком активной направленности только на непроизвольное внимание учеба превращается в развлечение, и возможность получить хорошие результаты практически исчезает.
Также подразделяют внимание внешнее и внутреннее. Первое направлено на внешние объекты, а внутреннее внутрь себя. Обычно внимание человека не может быть одновременно направлено и на внешние раздражители, и на внутренние. Именно поэтому, например, трудно сосредоточиться над решением какой-нибудь задачи, когда тебя постоянно что-то спрашивают из другой комнаты.
Для наибольшей эффективности необходимо умело сочетать все типы внимания. Например, для того, чтобы школьник решил задачу, сначала необходимо привлечь его внешнее внимание. Для решения задачи и самостоятельной проверки необходимо произвольное внутреннее внимание. Для отдыха ребенка необходимо отвлекать его внимание на что-то другое.

Свойства внимания

Одним из свойств внимания является устойчивость. Устойчивость характеризуется способностью в течение определенного достаточно длительного времени удерживать, сохранять состояние внимания. Устойчивость внимания зависит от многих факторов: от возраста, от общего состояния организма, от мотивации и т.д. Например, школьник начал делать домашнюю работу, сначала он увлечен, а через 10 минут начинает отвлекаться. Это говорит о том, что его внимание недостаточно устойчиво.
Концентрация внимания – это способность сосредоточить внимание на чем-то одном, при этом, не обращая внимания на все остальное. Например, если вы находитесь в комнате, где включен телевизор, ваши друзья рассказывают веселые истории, ваша кошка мяукает, а вы при этом читаете книгу, то ваше внимание сконцентрировано на книге.
Переключаемость внимания – это перевод внимания с одного объекта или стимула на другой при смене деятельности или выполнении различной работы. В данном случае имеется в виду произвольное переключение внимания, а не непроизвольное. Когда мы говорим про переключаемость внимания, то большую важность имеет время переключения. Представьте, вы стоите у плиты и готовите одновременно суп и овощное рагу, моете посуду и разговариваете по телефону. Когда у вас начинает убегать суп, то вы переключаете внимание на него. Когда у вас начинает подгорать рагу на сковородке, вы переключаете внимание на него. И от того, насколько быстро вы сможете переключить ваше внимание, зависит насколько удастся семейный ужин.
Распределение внимания – это способность распределить свое внимание на несколько видов одновременно выполняемой деятельности. Распределение внимания часто зависит от способности человека быстро переключиться с одной деятельности на другую и выполнять их, постоянно прерываясь и возвращаясь от одного действия к другому до наступления периода забывания. Не нужно думать, что распределение внимания не зависит от типа выполняемой деятельности. Например, гораздо легче одновременно смотреть телевизор и вязать, чем выполнять в одно и то же время домашнюю работу по алгебре и физике.
Объем внимания – это характеристика внимания, которая позволяет держать в зоне внимания определенное количество единиц информации. Обычно объем внимания составляет 5-7 единиц. Объем внимания можно проверить, например, следующим способом. После встречи с незнакомым человеком постарайтесь описать его внешность, обычный человек в среднем может назвать 5-7 признаков.

Основные условия для развития внимания

Истории известно множество людей, показывающих чудеса развития внимания. Например, император Юлий Цезарь мог выполнять несколько дел в одно и то же время. Психолог Полан показывал зрителям свою способность одновременно читать одно стихотворение и писать другое. Ю. Горный предлагал вниманию зрителей еще более интересный эксперимент, выполняя одновременно 10 действий, в числе которых игра на пианино, подсчет букв в читаемом кем-нибудь стихе, различные математические действия и т. д.
Внимание возможно развить. Первое, что необходимо для развития внимания – это сила воли. Для развития своего внимания можно использовать различные методы, начиная от различных картинок-заданий на внимательность и заканчивая системой тестов и заданий для развития внимания. Лучший способ научить себя быть внимательным – это никогда не делать никакой работы невнимательно. Одно из упражнений на развитие внимания – стараться делать любое действие, даже самое простое, например, мытье посуды, с максимальным уровнем внимания. Представьте, что вы моете посуду, уделяя внимание всем мелким деталям с такой же долей осознанности, как при выполнении сложной хирургической операции.
Для того чтобы внимание было в норме, необходимо выполнять простые общие правила: не перегружать себя работой или достаточно отдыхать, спать не менее 8-ми часов в сутки, устраивать себе выходные и хорошо питаться. В состоянии душевного беспокойства, перенапряжения, голода или болезни характеристики внимания существенно меняются.

Нарушения внимания

Различные расстройства внимания встречаются у совершенно нормальных людей. Это может быть связано с усталостью, перенапряжением. Обычно эти расстройства носят непродолжительный характер.
Более продолжительные расстройства являются нарушением внимания и разделяются на несколько типов:
  1. Рассеянность – легкая непроизвольная переключаемость внимания при изначально слабой концентрации. Чаще всего встречается у дошкольников.
  2. «Невнимательность ученого» – характеризуется сосредоточенностью на собственных сверхценных мыслях и слабым переключением на что-то другое.
  3. «Стариковская рассеянность» – характеризуется слабой концентрацией и слабой переключаемостью, связана со снижением подвижности нервных процессов при различных заболеваниях.
  4. Снижение объема внимания – характеризуется сосредоточенностью внимания на личностно значимых впечатлениях и снижением внимания на все остальные явления.
  5. Истощаемость внимания – характеризуется быстрым снижением внимания в ходе выполнения определенной деятельности, даже если сначала внимание было на высоком уровне.
Еще более существенные расстройства внимания встречаются при различных заболеваниях различных структур головного мозга.

Некоторые упражнения для развития внимания

Одно из упражнений на тренировку внимания предлагает Том Вуджек. Для выполнения этой тренировки необходимы часы, в которых есть секундная стрелка. Упражнение имеет несколько уровней сложности.
  1. Нужно положить часы перед собой и в течение двух минут следить за движением стрелки. Необходимо все свои мысли сконцентрировать на движении секундной стрелки. Если вы отвлеклись и подумали о чем-то другом, то необходимо отдохнуть и начать упражнение заново.
  2. Более сложный вариант упражнения предлагается выполнять с включенным телевизором, по которому идет интересная для вас передача. Необходимо сконцентрировать внимание на секундной стрелке, если внимание переключается на телевизор, то упражнение необходимо начать заново.
  3. Также усложненные варианты предлагают одновременно с наблюдением за секундной стрелкой выполнять счет в уме четных чисел. Как только вы сбиваетесь со счета или перестаете удерживать вниманием стрелку, начинайте заново.
Основная масса упражнений на тренировку внимания состоит в том, чтобы какое-то время смотреть на совершенно новые для вас объекты, а затем описать на бумаге все эти предметы, включая все мелкие подробности. Например, зайдите в совершенно незнакомую комнату, в течение минуты осматривайте ее, а затем опишите на бумаге все предметы, которые вы в ней увидели. Можно разнообразить это упражнение, превратив его в игру. Вы осматриваете незнакомую комнату и выходите из нее. Ваш друг меняет в комнате что-то, но незначительно, так, чтобы это можно было не сразу заметить. Затем входите вы и пытаетесь понять, что же было изменено. Это упражнение можно разнообразить по-разному, например, ваш друг меняет что-то в своей одежде (переодевает часы с одной руки на другую, расстегивает ворот рубашки), а вы пытаетесь заметить изменения.
Для детей необходимо предлагать задания для развития внимания, которые способны вызвать интерес ребенка. Например, это задания-картинки «Найди 10 отличий», вычеркивание определенных букв в печатном тексте, рисование картинки по образцу, нарисовать по памяти определенные картинки, показанные ранее и т. д.

Опыт показывает, что упражнения по развитию внимания отражаются не только на уровне процесса внимания, но также на качестве памяти и мыслительной деятельности. Тренировки внимания особенно важны для детей, так как они закладывают основу дальнейшего обучения и развития ребенка. Тренируйте ваше внимание для успешной учебы и работы!

Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория № 1505.

Реферат на тему:

«Психология внимания»

Работа выполнена ученицей 9 класса «А»

Левшиной Александрой

Научный руководитель: Глебкин В.В.

Москва,2011 год


  1. Введение
  2. Глава I
  3. Глава II
  4. Глава III
  5. Словарь
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение.

Я выбрала эту тему реферата, потому что мне очень интересны различные психологические процессы нашего сознания, а в особенности – внимание. Одной из особенностей нашей духовной жизни является то, что находясь под постоянным наплывом новых впечатлений, мы замечаем и отмечаем только малую часть и именно эта часть, непрерывно поступающих в мозг внешних впечатлений и внутренних ощущений, выделяется нашим вниманием и выступает в виде образов, фиксируется памятью и, в конце концов, становится содержанием сознания. Например, мы с задержкой осознаем, что успели вполне целенаправленного взобраться на дерево, под которым бегает медведь, или как резко затормозили в ответ на внезапное появление собаки на проезжей части дороги. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, который ученые исследуют уже много десятков лет. Одни ученые утверждают, что внимания как независимого познавательного процесса вообще не существует, что оно выступает только лишь как момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие ученые полагают, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека. Они утверждают, во-первых, что внимание имеет свои собственные свойства, которых нет у других психических процессов и состояний. Это распределение, концентрация, переключение, устойчивость, избирательность и объем (объем внимания – не то же самое, что объем памяти). Во-вторых, что в мозге человека можно выделить особые структуры и процессы, связанные именно со вниманием.

В результате работы над рефератом мои главные цели – разобраться в определении внимания, узнать о его особенных характеристиках и выяснить, с какой группой ученых я могла бы согласиться. Для достижения результата, мне необходимо прочитать всю заявленную литературу и разобраться в теме.

Для написания реферата я использовала много полезной литературы. Основными источниками информации стали учебник по психологии Р.С. Немова и учебное пособие «Общая психология в схемах и комментариях» под редакцией В.Г. Крысько. Я использовала также «Большой Психологический Словарь» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П.Зинченко. В этом реферате будет рассмотрено определение внимания, его характерные особенности, свойства, функции и виды.

Первая глава будет посвящена определению внимания, его видам, функциям, свойствам и особенностям. Вторая глава - формированию и развитию внимания, а третья - теориям внимания.

Глава I

1.1.Определение внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, т.е. формально внимание можно определить как процесс, который обеспечивает избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т.п. Действие внимания выражается в сосредоточенности психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма. Внимание – это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.

1.2.Свойства внимания.

Внимание человека обладает шестью свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью, объемом и избирательностью. Теперь рассмотрим каждое из них в отдельности:

· Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на постоянном уровне. Абсолютно устойчивого внимания не существует, и быть не может. В каждый момент времени в силу разных причин, постоянно отвлекающих внимание человека от того, чем он занят, его внимание незначительно колеблется. Устойчивость может зависеть от разных причин. Одни из них связаны с индивидуальными, физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы. Люди со слабой нервной системой или находящиеся в состоянии нервного возбуждения могут быстро утомляться, следовательно, их внимание становится более неустойчивым. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, как правило, тоже характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к выполняемой работе способствует частому отвлечению внимания от нее и наоборот, наличие интереса сохраняет внимание в течение длительного периода времени, даже если человек при этом устал.

· Концентрация (или сосредоточенность; противоположенное качество - рассеянность) проявляется в способности внимания собраться, ограничиться, сконцентрироваться на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального в данный момент времени. Степень концентрации внимания на объекте может быть различной: от полного игнорирования (невосприятия) всего того, что происходит вокруг, до параллельного – наблюдение за тем, что происходит вокруг (распределение внимания).

· Переключаемость понимается как его перевод с одного предмета на другой и переключение с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. Иногда мы переключаем свое внимание для того, чтобы дать своему организму отдохнуть и восстановить работоспособность нервной системы.

· Распределение проявляется в его способности распределяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Зависит от психологического и физического состояния человека.

· Объем – это количественно- качественная характеристика, которая определяется количеством предметов, которые человек одновременно способен удержать в своем внимании (численная характеристика взрослого человека от 5 до 7 предметов)

· Избирательность – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

1.3.Виды внимания.

Все виды внимания можно разделить по двум классификациям.

По степени активности и осознанности:

· Непроизвольным называется внимание, которое происходит не по воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание возникает, изменяется и исчезает само по себе, помимо желания и сознания человека. Например, мы невольно обращаем внимание на необычные звуки, неожиданные вспышки света, острые запахи, внезапные прикосновения к телу и т.п.

· Произвольным называется внимание, которое связано с участием воли человека. В этом случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени и сам переключает свое внимание на новый объект. Например, в какой-то момент у человека может возникнуть необходимость найти определенную мысль в читаемом тексте. Сам процесс чтения будет сознательной, разумной и целенаправленной деятельностью. Внимание будет удерживаться на тексте и его содержании до тех пор, пока нужная мысль не будет найдена.

· Послепроизвольное внимание – это внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем – либо. Например, если человек начал чем – либо заниматься и продолжает это делать в течение достаточно длительного времени, то со временем ему уже не надо будет прилагать волевые усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание на данном объекте. Однако не все ученые согласны с утверждением о существовании послепроизвольного внимания.

По характеру управления вниманием:

· Непосредственным называется внимание, которое порождается, удерживается и регулируется только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Например, если мы, случайно, взглянули на что-либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, это и будет непосредственным вниманием.

· Опосредствованное внимание – это внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на которое оно непосредственно направлено, а чем-либо другим. Например, мы можем попросить человека обратить на что-либо внимание, оставить на видном месте какой-либо предмет с расчетом на то, что увидевший его человек обратит внимание не только на этот предмет, но и на что – либо другое, связанное с этим предметом. Или мы можем нарисовать стрелку в сторону предмета, на который желательно обратить внимание.

1.4. Функции внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется более важным для организма. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный .

Глава II

2. 1 Формирование и развитие внимания.

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Как низшая психическая функция, внимание представлено непосредственным и непроизвольным. А как высшая психическая функция – произвольным и опосредствованным вниманием. История внимания ребенка – есть история развития организованности его поведения. Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он в последствии и сам овладевает своим вниманием. С самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, влияющих на внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают его внимание. Второй ряд – это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью, ребенок начинает управлять и вниманием, причем сначала – вниманием других людей, а за тем и собственным. Сначала люди определенным образом действуют по отношению к ребенку, направляя его вниманием; затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, регулируя их внимание, а далее ребенок начинает действовать на себя, контролируя собственное внимание. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующие его предметы.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, становятся для ребенка, скорее, процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции внимания.

Первые недели – месяцы жизни.

Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака, наличие непроизвольного и непосредственного внимания ребенка.

Конец первого года жизни.

Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средство будущего развития произвольного внимания. В это время ребенок не просто реагирует на новые впечатления, а сам активно ищет их. Такое поведение можно рассматривать как предпосылку возникновения и развития в будущем произвольного внимания.

Начало второго года жизни.

Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, его жестов, направления взоров на названный или указанный взрослым предмет. На этой стадии взрослый человек начинает использовать средства управления вниманием ребенка – такие, которыми в будущем мог бы воспользоваться и сам ребенок для произвольного управления вниманием других людей.

Второй - третий год жизни.

Хорошее развитие указанных выше форм внимания, начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами для того, чтобы управлять вниманием взрослых.

Четыре с половиной - пять лет.

Появление у ребенка способности направлять свое внимание на что-либо под влиянием сложной речевой инструкции взрослого человека. Начало освоения символьных средств управления (знаки, рисунки). В это время у детей появляется эгоцентрическая речь, которая становится средством управления собственным вниманием в игре, то есть на этом этапе можно констатировать начало развития у ребенка произвольного и опосредствованного внимания.

Пять – шесть лет.

Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с опорой на внешние, вспомогательные средства. Внутренним средством управления вниманием ребенка становится внутренняя речь.

Школьный возраст.

Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного и опосредствованного внимания на основе внутренней речи и более совершенных внешних средств.

2.2. Нарушения внимания.

Существует три основных группы нарушения внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания. Полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания называется апрозексией. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью.

При гиперпрозексиях внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Например, больные с ипохондрическими состояниями проявляют патологически повышенное внимание к своим болезненным ощущениям и всему тому, что имеет отношение к здоровью.

Парапрозексия - извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации). Чаще всего это возникает при чрезмерно сильном напряжении внимания, которое само по себе становится непереносимым для нервной системы человека, что и обуславливает парадоксальные реакции со стороны внимания. Парапрозексии могут возникать и у здоровых людей. Например, спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета, хотя активно сосредотачивался и готовился к этому моменту .

III Глава.

Теории внимания.

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Поэтому он предполагал тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Непроизвольное внимание тоже зависит от аффективных состояний. Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения .

По мнению Т. Рибо, двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения получают особую интенсивность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. Секрет произвольного внимания заключается в умении управлять движениями. Произвольно восстанавливая движения, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания по Т. Рибо.

Существует еще одна теория, связывающая внимание с понятием установки. Эта теория была предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие действия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми.

Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.

Интересную концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения теории:

1. Внимание – один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющее собой психологическое действие, направленное на содержание образа, имеющего в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части.

3. В отличии от других действий, внимание не имеет особенного результата.

4. Внимание как конкретный акт выделяется тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание – планомерно осуществляемое внимание (форма контроля, выполняемого по заранее составленному образцу)

7. Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и рзультаты.

8. Все акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Глава I V

Словарь.

Внутренняя речь – беззвучная речь, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

Детская психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.

Деятельность познавательная – деятельность, которая формируется в процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста.

Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влияние внешних обстоятельств или эмоций.

Конфликт – противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей и мнений.

Ориентировочно – исследовательская деятельность – деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Сознание - способность адекватно воспринимать окружающую реальность.

Эгоцентрическая речь – говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка.

Заключение.

Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. В онтогенезе внимание изменяется мало, и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, но со временем можно избавиться от многих недостатков, т.к. одни слаборазвитые свойства внимания компенсируются усиленным развитием других качеств. Например, слабая устойчивость внимания компенсируется хорошей переключаемостью.

Таким образом, в реферате была рассмотрена тема: «Психология внимания». И можно сделать вывод, что внимание включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, четкой организации выполняемой деятельности и развитие интереса к ней; обладает шестью свойствами, пятью видами и тремя основными группами нарушения внимания.

В итоге работы я достигла поставленной цели, т.е. я узнала много новой информации о внимании. И я могу согласиться со второй группой ученых, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека, потому что у него есть свои собственные характеристики.

«Следует отметить,что когда человек хочет на чем-то сосредоточиться, он предпринимает значительные усилия сознания, концентрирует свою волю, начинает управлять своими действиями. У него изменяется поведение, появляется осторожность, становится более острым зрительное восприятие»

С.Л. Рубинштейн.

Список используемой литературы:

Книги:

1. Большой Психологический Словарь. Под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.:2009

2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания, Хрестоматия по вниманию. –М., 1976

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: СПб.:2009

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: 2008.

5. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.-М.,1976. с. 71-72

6. Узнадзе Д.Н. Установка у человека, Хрестоматия по вниманию. –М., 1976. – с.266

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Развитие внимания

Развитие внимания

Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания отчетливо проявляются уже в самые первые недели жизни ребенка. Их можно наблюдать в ранних симптомах проявления ориентировочного рефлекса - фиксации взором предмета и остановки сосательных движений при первом разглядывании предметов или манипуляции ими. Можно с полным основанием утверждать, что и первые условные рефлексы начинают вырабатываться у младенца на основе ориентировочного рефлекса, иначе говоря, только если он обращает внимание на раздражитель, выделяет его, сосредоточивается на нем.

Сначала непроизвольное внимание ребенка первых месяцев жизни носит характер простого ориентировочного рефлекса на сильные или новые раздражители, прослеживания их глазом, «рефлекса сосредоточения» на них. Лишь позднее непроизвольное внимание ребенка приобретает более сложные формы и на его основе начинает складываться ориентировочно - исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами, однако на первых порах эта ориентировочно - исследовательская деятельность очень неустойчива, и стоит появиться другому предмету, как манипуляция первым предметом прекращается. Это показывает, что уже в первый год жизни ребенка ориентировочно - исследовательский рефлекс здесь носит быстро истощающийся характер, легко тормозится посторонними воздействиями и вместе с тем обнаруживает уже известные нам черты «привыкания» и при длительном повторении угасает. Однако наиболее существенная проблема заключается в высших, произвольно регулируемых формах внимания. Эти формы внимания проявляются прежде всего в подчинении поведения речевым инструкциям взрослого, и затем, гораздо позднее, в формировании устойчивых видов саморегулирующегося произвольного внимания ребенка.

Было бы неверно думать, что такое направляющее внимание, регулирующее влияние речи, возникает у ребенка сразу. Факты показывают, что речевая инструкция «дай лялю» вызывает у ребенка лишь общую ориентировочную реакцию и воздействует на ребенка, если она сопровождается реальным действием взрослого. Характерно, что на первых порах речь взрослого, называющего предмет, привлекает внимание ребенка, если название предмета совпадает с его непосредственным восприятием. В тех случаях, когда называемого предмета нет в непосредственном поле зрения ребенка, речь вызывает у него лишь общую ориентировочную реакцию, которая быстро угасает.

Лишь к концу первого и началу второго года жизни называние предмета или речевой приказ начинают получать влияние; ребенок направляет свой взор на названный предмет, выделяя его из остальных, или ищет его, если предмета нет перед ним. Однако на этом этапе влияние речи взрослого, направляющей внимание ребенка, еще очень неустойчиво, и вызванная ею ориентировочная реакция очень быстро уступает место непосредственной ориентировочной реакции на более яркий, новый или интересный для ребенка предмет. Это можно отчетливо проследить, если дать ребенку этого возраста инструкцию достать предмет, расположенный на некотором отдалении от него. В этом случае взгляд ребенка направляется к этому предмету, но быстро соскальзывает на другие, ближе расположенные предметы, и ребенок начинает тянуться рукой не к названному, а к ближе расположенному или более яркому раздражителю.

К середине второго года жизни выполнение речевой инструкции взрослого, направляющей избирательное внимание ребенка, становится более прочным, однако и здесь сравнительно небольшое усложнение опыта легко срывает ее влияние. Так, достаточно на небольшой промежуток времени (иногда на 15–30 сек) отсрочить выполнение речевой инструкции, чтобы она теряла свое направляющее влияние, и ребенок, который без труда выполнял ее сразу, начинал тянуться к посторонним, непосредственно привлекающим его предметам. Такого же срыва в выполнении речевой инструкции можно достигнуть и другим путем. Если несколько раз подряд предлагать ребенку, перед которым находятся два предмета (например чашка и рюмка), инструкцию «дай чашку!», а затем, закрепив ее, заменить ее на другую и тем же тоном сказать ребенку «дай рюмку!», ребенок, деятельность которого характеризуется значительной инертностью, подчиняется этому инертному стереотипу и продолжает тянуться к чашке, повторяя свои прежние движения.

Только в середине второго года жизни речевая инструкция взрослого приобретает достаточно прочную способность организовать внимание ребенка, однако и на этом этапе она легко теряет свое регулирующее значение. Так, ребенок этого возраста без труда выполняет инструкцию «монетка под чашкой, дай монетку», если монетка пряталась под чашкой на его глазах, однако если это не имело места и монетка пряталась под один из предметов незаметно от ребенка, направляющее внимание инструкции легко срывается непосредственным ориентировочным рефлексом, и ребенок начинает тянуться к расположенным перед ним предметам, действуя независимо от речевой инструкции.

Таким образом, действие речевой инструкции, направляющей внимание ребенка, обеспечивается на ранних этапах только в тех случаях, когда она совпадает с непосредственным восприятием ребенка.

Ребенок полутора - двухлетнего возраста может легко начать выполнять речевую инструкцию «нажми мячик», если резиновый баллон находится у него в руке. Однако движения нажима на баллон, вызванные речевым приказом, не прекращаются, и ребенок продолжает много раз подряд нажимать на баллон даже после того, как ему дополнительно дается приказ: «Не надо нажимать!»

Речевая инструкция пускает в ход движение, но не может затормозить его, и вызванные ею двигательные реакции продолжают инертно выполняться независимо от ее влияния.

Границы направляющего влияния речевой инструкции выступают особенно отчетливо при усложнении речевой инструкции. Так, рассматривая поведение маленького ребенка, которому дается речевая инструкция: «Когда будет огонек, ты нажмешь на мячик», требующая установления связи двух элементов сформулированного условия, можно легко увидеть, что она не сразу приобретает у него организующее влияние. Ребенок, воспринимающий каждую часть этой инструкции, дает непосредственную двигательную реакцию и, услышав фрагмент: «Когда будет огонек…», начинает искать этот огонек, а услышав фрагмент: «Ты нажмешь на мячик», сразу же начинает нажимать на баллон.

Таким образом, если к возрасту 2–2,5 года простая речевая инструкция может направить внимание ребенка и привести к достаточно четкому выполнению двигательного акта, сложная речевая инструкция, требующая предварительного синтеза включенных в нее элементов, еще не может вызвать нужного организующего влияния.

Лишь в процессе дальнейшего развития в течение второго и третьего года жизни речевая инструкция взрослого, дополненная в дальнейшем участием собственной речи ребенка, становиться фактором, устойчиво направляющим его внимание. Однако это устойчивое влияние речевой инструкции, направляющей внимание ребенка, складывается при его собственной активной деятельности. Поэтому для того, чтобы организовать свое устойчивое внимание, ребенок должен не только выслушать речевую инструкцию взрослого, но и сам практически выделить нужные признаки, закрепив их в своем практическом действии.

Этот факт был показан многими советскими психологами. Так, в опытах А. Г. Рузской детям раннего дошкольного возраста предлагалась словесная инструкция, требующая реагировать движением при появлении треугольника и воздерживаться от реакции при появлении квадрата. Сначала ребенок, усвоивший эту задачу, делал много ошибок, реагируя на признак «угловатости», имеющийся в обеих фигурах; только после того, как дети младшего дошкольного возраста практически знакомились с этими фигурами, манипулировали ими и «обыгрывали» их, реакции на фигуры приобретали избирательный характер, и дети начинали согласно инструкции отвечать движением только на появление квадрата, воздерживаясь от движения при появлении треугольника. На следующем этапе у 4–5–летних детей практическое выделение признаков фигур можно было заменить развернутым речевым объяснением («вот это окошечко, когда оно появится, надо нажимать, а это колпачок, на него нажимать не надо»), после такого развернутого объяснения речевая инструкция начинала устойчиво направлять внимание, приобретая прочное регулирующее влияние.

Аналогичные факты были получены в опытах В. Я. Василевской. В них детям давался ряд картин, каждая изображала ситуацию, в которой участвовала собака. Предлагалось отобрать картины, где «собака заботится о своих щенках», или картины, где «собака служит человеку». Такая инструкция не оказывала никакого направляющего влияния на поведение детей двухлетнего возраста. Картина возбуждала у них поток ассоциаций, дети просто начинали рассказывать все, что они раньше видели. У детей 2,5–3 лет избирательное внимание к данной задаче можно было обеспечить только в том случае, если ребенку разрешалось практически проигрывать изображенную ситуацию, повторяя задание. Для детей 3,5–4 лет устойчивое внимание к выполнению нужной задачи было возможно лишь при громком повторении задания и развернутом анализе ситуации, и только ребенок 4,5–5 лет оказывался в состоянии устойчиво направлять свою деятельность инструкцией, сохраняя избирательное направление внимания на те признаки, которые были в ней обозначены.

Развитие произвольного внимания в детском возрасте было прослежено еще в ранних опытах Л. С. Выготского, а затем А. Н. Леонтьева, которые показали, что и на дальнейших ступенях развития можно наблюдать описанный выше путь формирования произвольного внимания путем опоры на развернутые внешние вспомогательные средства с их последующим сокращением и постепенным переходом к высшим формам свернутой внутренней организации внимания.

В опытах Л. С. Выготского в некоторые банки прятался орех, и ребенок должен был достать его; для ориентировки к банкам, в которых был спрятан орех, прикреплялись маленькие серые бумажки. Обычно ребенок 3–4 лет не обращал внимания на них и не выделял избирательно нужные банки, однако после того, как орех клался в банки на его глазах и ему указывали на серую бумажку, она приобретала характер знака, говорящего о скрытой цели и направляла внимание ребенка. У детей более позднего возраста указательный жест заменялся словом, ребенок начинал самостоятельно пользоваться указательным знаком, опираясь на который он мог организовать свое внимание.

Аналогичные факты наблюдал и А. Н. Леонтьев, предлагая детям выполнить трудную задачу такой игры: «Да или нет не говорите, черный, белый не берите», к которой присоединялось еще более трудное условие, запрещающее дважды повторять название одного и того же цвета. Такая задача оказалась недоступной даже для детей школьного возраста, и ребенок раннего школьного возраста овладевал ею, только откладывая соответствующие окрашенные карточки, и поддерживал свое избирательное внимание с помощью внешних опосредствованных опор. Ребенок старшего школьного возраста переставал испытывать необходимость во внешних опорах и оказывался в состоянии организовать свое избирательное внимание. Сначала путем внешнего развернутого проговаривания как инструкции, так и дальнейших «запрещенных» ответов, и лишь на самых последних этапах ограничивался внутренним нро - говариванием (умственным запечатлением) условий, направляющих его избирательную деятельность.

Сказанное позволяет прийти к заключению, что произвольное знание, которое в классической психологии считалось первичным, далее несводимым проявлением «свободной воли» или основным качеством «человеческого духа», на самом деле является продуктом сложнейшего развития. У истоков этого развития стоят формы общения ребенка со взрослым, а в качестве основного фактора, обеспечивающего формирование произвольного внимания, выступает речь, которая сначала подкрепляется развернутой практической деятельностью ребенка, а затем постепенно сокращается и приобретает характер внутреннего действия, опосредующего поведение ребенка и обеспечивающего регуляцию и контроль его поведения. Формирование произвольного внимания открывает пути понимания внутренних механизмов этой сложнейшей формы организации сознательной деятельности человека, играющей решающую роль во всей его психической жизни.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

15. Виды внимания По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

17. Исследования внимания Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Переключение внимания Вы задаете мне вопрос: «Почему вы нам рассказываете про психолингвистику?» На это я отвечаю: «Психолингвистика очень важная вещь! Но система психологической подготовки включает в себя целый ряд параметров. Один из них, например, – комплексная

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Из книги Твои возможности, человек! автора Пекелис Виктор Давыдович

Развитие внимания Человеческий организм от природы обладает огромными резервами для исцеления болезней. Но всегда ли он использует их в полной мере? К сожалению, нет. Если наше сознание «паникует» перед определенным недугом, организм нередко заболевает. Между тем

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Развитие произвольного внимания Упомянутые характеристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и животным. Но особое свойство внимания - произвольность является истинно человеческим. Животные обладают лишь

Из книги Женщина. Подчинись или властвуй автора Виталис Вис

РЕЦЕПТЫ ВНИМАНИЯ Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит.К. УШИНСКИЙНа фасаде главного здания в Колтушах И. П. Павлов велел высечь слово «наблюдательность», напоминая тем самым своим сотрудникам, сколь

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

2.44. Отвлечение внимания Из пособия для стервы. Если мужчина во время беседы спрашивает вас о чем-то, что вы желали бы скрыть, используйте манипулятивную технику «отвлечение внимания»:– рассмейтесь (скорее всего, он спросит, чему вы смеетесь, и вы сможете легко перевести

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Фокусировка внимания Основополагающим навыком, с точки зрения улучшения своих способностей видеть и слышать происходящее вокруг, является умение фокусировать своё внимание на объекте наблюдения. Для того чтобы этому научиться, можно использовать упражнение,

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Развитие внимания В развитии внимания у ребенка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение.

Из книги автора

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Развитие внимания у дошкольников

1.6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства...

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает...

Восприятие, внимание и память у детей дошкольного возраста

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира...

Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает...

Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза

Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность...

Основные особенности внимания дошкольников

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания...

Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками...

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль...

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 7 лет. Здесь происходит физическое развитие и улучшение интеллектуальных возможностей ребенка. Его движения свободны, он хорошо разговаривает, мир его переживаний...

Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание...

Развитие внимания в детском возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка...

Развитие личности в деятельности и общении

Как говорят, «Личностью не рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкой зрения. Человек не рождается сразу с готовым характером...

Развитие речи в дошкольном возрасте

У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи -- они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности...

Социальная ситуация развития ребенка

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития...

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности - внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Инженеру важно знать и то, насколько сформирована внимательность у рабочего, и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип - рассеянность . Она появляется, когда внимание неинтенсивно и подвержено отвлечению, чрезмерно легко и непроизвольно переключается с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Он результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе.

Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Это возникает вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях, происшедших ранее, или явлениях, с которыми человек столкнулся, которые он эмоционально воспринял.

Третий вид невнимательности - результат переутомления. Он обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания:

  • приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;
  • упражнять произвольное внимание;
  • добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу;
  • связывать внимание с требованиями дисциплины и т.п.

Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности - ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.