Узбеки арийцы. Взгляд на таджиков - Истинные арийцы. Исторические и современные параллели

Прочитал сегодня в ленте друзей любопытный пост о том, кто же всё-таки, из нынешних народов, по мнению генетиков, может оказаться ближе всего к тем самым арийцам. Не без удивления обнаружил, что таджики это и есть чуть ли не самые истые арийцы. Вот ведь она как жизнь-то повернулась.

Оказывается те самые индоарийцы, которые размножились в благоприятных условиях северной Индии, сформировались на территории от Минусинской котловины и Алтая, до Каспийско-Черноморских степей и Дуная. Они-то и являются предками протоевропейской (палеоевропеоидной) расы - носительницы характерных признаков европейскости - высокого роста, брахицефалиии или мезоцефалии, массивного телосложения, выступающего носа и т.д. А индикатором этой расовой линии является наличие гаплогруппы R1 в Y - хромосоме.
Что характерно, протоевропеоиды, расселяясь по евразийским просторам вторгались в собственно европейские области, немногочисленное население которых было, скорее всего, иной расовой общностью, с несколько иными, антропоморфными признаками. То есть, коренные европейцы были, скорее всего, не палеоевропеоидами, такой вот оксюморон. Местные средиземноморские племена вынуждены были либо ассимилироваться, либо отступить, отдавая угодья, позволявшие выжить.
Хотя внешние признаки расовой идентичности, разумеется важны, но учеными принимаются во внимание не только и не столько они, а в первую очередь комплекс генетических признаков соответствующих палеоевропеоидной расовой линии.
Но как же был бы разочарован Гитлер и многие другие идеологи чистой «светловолосой арийской расы» коли узнали бы мнение современной науки, которая заявляет о том, что население Германии, по совокупности генетических признаков, является потомком палеоевропеоидной расы в меньшей степени, чем народы проживающие восточнее и южнее. То есть в формировании германства приняли значительное участие неевропейские этно-расовые линии, а внешний тип среднеевропейских народов, сформировавшийся при воздействии климата и образа жизни, лишь одна из характеристик, не самая важная, как выясняется. И глядя в корень германского происхождения, можно узреть различные племенные группы «разбавившие» немецкую этничность: от бастранов и кельтов, до гуннов и даков. То есть гитлеровцы оказались неправы даже и в этом, уж если обманывались то во всем, и конечно же проиграли, хватаясь за несущественное и принося в жертву существенное, гуманистическое.

А существуют ли, по мнению учёных, более «чистые» расовые линии в генетическом плане? Как ни странно - да. Ну во-первых совсем неудивительный пример - кашмирцы. Среди них доминируют представители, являющиеся носителями той самой гаплогруппы R1, таковых в Кашмире около трёх четвертей, от числа общего населения.
Далее пойдут более удивительные примеры. В генетическом плане нынешние таджики являются одной из самых неизмененных расовых линий, идущих напрямую от палеоевропеоидных предков. Среди таджикского населения таких представителей около двух третей. Хотя удивить этим можно только нас сегодняшних, привыкших относиться к таджикам с усмешкой, они же некогда имели высокую культуру, связанную с индоиранской древностью и традицией.
Прочие народы, населяющие нынешние индоевропейские просторы содержат меньший процент носителей коренной палеоевропеиодной генетики. Однако процент этот увеличивается с запада на восток, а не наоборот, как думали идеологи Рейха. То есть, если по данным генетической антропологии среди русских носителями тех самых групп аллелей праиндоевропейсва являются чуть больше половины населения, то среди чехов, скажем, их уже чуть меньше половины, среди литовцев около трети. Остальной же их генетический материал составлен иным, пестрым набором хромосомных признаков.
Является ли принадлежность к данной (палеоевропеоидной) этно-расовой линии чем-то исключительным? Едва ли. Существует множество иных, не менее выдающихся и замечательных. Я разве что могу порадоваться, выбивая из рук нынешних националистов козырь. Сейчас я имею в виду тех, кто кричит о «загрязнении» российских просторов таджиками, что они-де если укоренятся, то станут смешивать свою кровь (абы какую) с тутошней (ого-го какой). А на самом-то деле, всё правильно исторически, и всё путём. То есть, коренные индоевропейцы вновь пополняют ряды прочих европейцев (в данном случае россиян), так что пускай едут себе, и живут. Тут уж и генетика на их стороне.

Там вообще-то много, ещё и про западных украинцев есть

Взгляд на таджиков - Истинные арийцы. Памирцы в шутку называют себя “истинными арийцами”. Внешне это в большинстве своем люди европеоидного вида, светлокожие, более рослые и крупные, чем остальные таджики, с меньшими признаками монголоидной примеси. Но встречаются и смуглые, с пшеничным цветом лица и более скуластые, что объясняется близостью Китая и Киргизии. Среди памирцев чаще встречаются довольно рослые, иногда под два метра, и просто долговязые мужчины. По внешности и говору коренные и укоренившиеся жители довольно легко определяют, откуда родом тот или иной житель Таджикистана. В каждой практически памирской семье, как, впрочем, и среди остальных горных таджиков, есть светловолосые и светлоглазые. Нередко памирские дети рождаются со светлыми волосами, растут рыжими и русыми, а потом темнеют. Особенно часто светловолосые встречаются в Язгуляме и Вандже, Дарвазе, а также чуть ниже, за пределами собственно Памира, в Гарме. В священной книге зороастрийцев Авесте отмечено, что после Всемирного потопа земля разделилась на 7 каршваров (кишваров - на современном таджикском) - краев и около двадцати стран. При этом “арийский простор” распространялся от Тигра и Ефрата до Индиийских гор и Чина с запада на восток и от Волги (Рангха) и Дона (Дануш) с севера на юг. Территория современного Таджикистана входила в Восточный каршвар и именовалась Согдом и Бахтришем. Собственно, и сегодня Согдийскую область от Душанбе отделяют два перевала, Анзобский и Шахристанский, а от современного райцентра Бохтар на юге еще один - Фахрабадский. Очевидно, Памир входил в восточный Бахтриш на границе с Гандарой и Хиндушем, упомянутыми в Авесте. Исследователи Авесты подчеркивают, что общее название “арии” (“ориен”, “ариан”) является переводом слова “иранцы” - “эрон”. Согласно Авесте, это название произошло от имени царя Арья, сына Траэтаоны (Фаридуна). Соответственно, ариями назывались иранские племена, исповедовавшие зороастризм. Подлинные арийские-зорастрийские источники утверждают, что все человечество произошло от одного отца и одной матери - Мартья и Мартьянак и их многочисленных потомков, разделившихся на людей десяти видов и двадцати пяти рас. А непосредственно арии, согласно зороастрийским жрецам Персии, произошли от потомков Мартьи и Мартьянак - Хаошьянга Парадата и Гузак. И населяли они страну Арианам Ваэджа, состоявшую из земель Тура (Туран, Средняя Азия), Сарима (верховья Тигра), земли Хинду и Чинестана (Китай). Вот что пишет в книге “Заратустра. По следам восточных иранцев Тем не менее, в языке таджиков и языках большинства народов Европы много общих “родовых пятен”. Таджики шутят, что все народы Европы произошли от них. При этом таджики вспоминают, что их предки, ираноязычные саки и скифы, жили в Сибири и якобы именно скифы дали название великой сибирской реке Обь (в переводе с таджикского, как уже упоминалось - вода). Но скифы там действительно жили, о чем свидетельствуют, в частности, Пазырыкские курганы на Алтае. А Иртыш в таджикской картографии именуется Шахоб - Царская вода. Вот и таджикские реки имеют этот корень: Варзоб, Ягноб, Тагоб. Восточно-иранские и таджикские топонимы и гидронимы разбросаны по всей территории Центральной Азии. Это река Мургаб в Туркмении, казахская железнодорожная станция на границе с Россией - Хазарасп (Тысяча лошадей), узбекский город металлургов Ангрен - Охангарон (Кузнецы), в Узбекистане Шахрисябз (Зеленоград по-таджикски), в Туркмении Чарджоу (Четыре ручья) и даже Кушка - Гушты (Мясное). Согдийские названия носят Самарканд и Бухара, Мерв, Хорезм, Хива, Мары, Фергана и Наманган. Еще две тысячи лет назад крупнейшие таджикские реки Аму-Дарья и Сыр-Дарья впадали не в Арал, а в Каспийское море. Македонцы, пришедшие в начале 4-го века до н.э. в Согдиану, нашли эти реки судоходными. Это была довольно протяженная водная часть Великого Шелкового пути. По ней саки, согды, бактрийцы, сарматы возили китайские, персидские и европейские товары. И Александр Македонский, пришедши в Согдиану, нашел их судоходными. Если теперь перенести взгляд на самый юго-запад России и на Балканы, то мы обнаружим, что Дон (в Авесте - Дануш) - также восточноиранское слово, означающее - вода, река. Этнографы отмечают, что от этого же корня происходят названия всех крупных рек к западу от Дона: Днепр (у скифов - Донапр), Днестр (Донастр), Дунай. Прямые потомки скифов, как мы знаем, - аланы. В Осетии также вода, река называется - дон. К примеру, Кармадон. Факт близкого родства памирских языков и осетинского для лингвистов давно является аксиомой. Древнекитайские и древнегреческие историки писали, что Скифия доходила до их границ. Это, однако, более или менее обозримая история в 2-3 тысячи лет. Дели Бюрадер - Сердце Брата Но если мы попробуем заглянуть очень далеко, то без сопоставления языков не обойтись. Есть более древние очевидные приметы родства индоевропейских языков. Общеизвестные для языковедов примеры обозначения ближайших родственников: брат - brother-bruder-бародар (тадж.), вирод (памирск), мать - модар (тадж), mother - mutter. Или такое редкое слово с единственным однокоренным в русском языке словом “разговеться”: говядина - гов (корова по-таджикски) - cow, в праиндоевропейском было “говенда”. Или бык - бука (тадж.). В русском “тахта”, в таджикском - “тахт” (престол, деревяшка), “пойтахт” - столица. В таджикском “жизнь” будет “зист”, “мертвый” - “мурда”. Очевидно родство такого ряда: див - дэв - део - тео - Зевс. Такие “родовые пятна” знающий человек видит сплошь и рядом. В русском и таджикском счете: два - ду, пять - пандж. Мы знаем, что в древнерусском “пять” писалось и звучало как “пянть”. Русское “тятя” в памирском - “татик”, в таджикском - “дада”. Русское “мы” в таджикском - “мо”. О родстве языков свидетельствуют и общие по сути глагольные флексии “-ям”, “-ам”, “-и” - “-и”, “-ем” - “-ем”, “-ете” - “-ед”, “-ят”- “-янд”. Древнерусское “азм” означает дословно то же самое в современном памирском шугнанском - “я есть, я сам”. Примеров исконного родства и взаимовлияния масса. Аорсы, русы и индийское кино Интересно для любого таджика и филолога обратить внимание на такой ряд: Аорс, аорслан, арус, эрзя, урус, русый, рушан, Роксана. Первое слово “аорс” - название одного из сарматско-аланских племен. Оно переводится как “светлые, русые”. Греки описывали аорсов как рослых русоволосых воинов. Аорслан - это скифско-аланское имя собственное, означающее - Светлый, русый алан. Аорслан трансформируется в имена собственные Арслан, Руслан и Аслан. Арус в таджикском и персидском - это невеста, поскольку невеста надевает белое и носит также и после свадьбы белые одежды. Рушана и Роксана в таджикском и согдийском - имя собственное - Светлая, Светлана. Эрзя - название финно-угорского племени, с которым имели контакты сарматы и которому они дали название - светлые, русые. Не исключено, что некогда славные, а потом ушедшие в тень с карты истории аорсы участовавали в формировании восточнославянских, и не только, племен и их самоназвание трасформировалось в - русы. Топонимы с корнем “рус” встречаются и за пределами России, Русенборг, к примеру. Историки же показывают, что сарматские ответвления дали название сербам - серви, хорватам и вообще приняли непосредственное участие в формировании славян. Считается, что славянские имена Шеремет (сармат) и Корбут (хорват) имеют скифские корни. У таджиков и узбеков же есть имя Шермат. Тем временем на юг от Памира, на территории современных Пенджаба (Пять рек, Пятиречье), Синда и Гуджарата во втором веке до нашей эры осели предки памирцев саки-тиграхауды, в частности гуджары. Этнографы полагают, что саки стали родоначальниками привилегированных индийских каст: джат, раджпур и гуджар. Мне довелось побывать на афганском Памире и убедиться в верности утверждений, что языки потомков саков и скифов живут и сегодня на севере и Афганистана, и Пакистана, и даже Китая. Кроме того, в Пакистане, Китае живут несколько миллионов персов и персоязычных людей. Вот, видимо, откуда у таджиков эта безумная любовь к индийскому кино, песни из индийских фильмов мальчишками и девчонками заучивались наизусть. Впрочем, половина слов из хинду таджикам вполне понятна. Как таджики открыли Америку Словом, окружающий таджиков мир не так уж чужд и чужероден. И многие из них это понимают. Бытует шутка, что заядлыми путешественниками среди таджиков были гармцы. Гарм находится в Припамирье и славится своими яблоками и грушами. А сами гармцы славятся не только строгостью нравов, трудолюбием, приверженностью канонам ислама, но и предприимчивостью, торговой жилкой. Так вот эта байка гласит: едут по Чукотке гармские на нартах и видят на Аляске к берегу другие нарты подъезжают. Один кричит другому: “Брат, купи мои гармские яблоки!” А тот ему отвечает: “А ты купи мои груши, яблоки я уже продал, брат”. К слову, таджикские читатели Фенимора Купера сделали из романа “Последний из могикан” вывод, что племя диловаров было таджикским по происхождению. Купер перевел слово “диловар” - “отважный сердцем”. Так же переводится таджикское мужское имя Диловар. “Выходит, - говорят мои земляки, - что мы открыли и заселили Америку раньше испанцев, португальцев, французов и англичан”. Еще одним литературным совпадением на первый взгляд являются имена сказочных таджикского и русского героев Рустама и Руслана, а также отцов их Золизара и Елизара. Но таджики-то знают, что Рустам Золизарович был описан в поэме Фирдоуси “Шахнаме” на тысячу лет раньше Руслана Елизаровича и тоже воевал с нечистой силой, проходил испытания соблазнами, искал свою возлюбленную и ходил в Причерноморье. Добрая мысль, доброе слово, доброе дело Если вы попросите любого таджика перечислить три основных правила жизни, то услышите формулу, завещанную Заратустрой: “Добрая мысль, доброе слово, доброе дело”. Заратустра, конечно же, не был материалистом, но эта последовательность напоминает нам, что мысль материализуется в слове, а слово - в деле. И, следовательно, храни ум свой в чистоте, имей чистые помыслы, начни благородное действие с себя. Очисться, чтобы не осталось места ни для чего больше, кроме высшего промысла. Зороастрийские источники свидетельствуют, что Заратустра отличался удивительными магическими способностями. Он обладал даром предвидения, предсказав за двести лет приход Александра Македонского, совершал чудеса, был способен оживить и убить взглядом и словом, наказывал дивов и духов зла и всю жизнь противостоял жрецам-магам, которых мы сегодня назвали бы черными магами. На зороастрийские верования таджиков наслоились поздние исламские, но и сегодня они верят в существование злых духов - Аджина, в фей - Фаришта, в дэвов, гурий и пери. А мистицизм суфийских орденов уходит корнями в зороастризм. Верования и культура иранцев оказали немалое влияние на арабов и ислам. Все мусульманские народы России перед намазом-молитвой пять раз в день произносят обязательное предпослание к молитве “ният” - “намерение” на персидском-таджикском. Пройдя через сады Персии, ислам стал плодоносить, превратившись в мировую религию. Зороастризм же был первой религией единобожия. Английская исследовательница Мэри Бойс назвала его “первой религией откровения, давшей жизнь иудаизму, христианству и исламу”. Для предков таджиков постулаты зороастризма также не могли быть полностью отринуты после принятия ислама в восьмом веке. Сегодня сложно определить, что в таджикском менталитете сохранилось от зороастризма, что привнесено исламом, а что существовало до того и другого. Общее, пожалуй, - бережное отношение к природе, трепетное отношение к воде и поддержание ее в чистоте. В воду нельзя было плюнуть, осквернить ее кровью или трупом животного или справить нужду. Сельский мальчишка или мужчина не будет искать дерево, чтобы окропить его, а присядет в траве. Нельзя этого делать лицом к кладбищу. После посещения кладбища человек, не заходя в дом, вымоет обувь. Зороастризм был (и остается в Иране и Индии) весьма подробно регламентирующей жизнь человека религией. Это касается и отношений между родственниками, между мужем и женой, между человеком и животными, отношения к пище, к природе и т. д. Насилие считалось тяжким грехом. Например, порицалось вступление в половую связь против воли супруги, особенно в неурочное время. Культивировалось терпимое и уважительное отношение к животным. Но главным грехом считались ложь и лицемерие, поклонение лживым ценностям и божкам. “Очень приятно, Царь” Об именах, которые дают памирцы и другие таджики своим детям, можно написать отдельную книгу. На Памире кроме Царь-винограда можно встретить моего хорошего приятеля Гелоса - Черешню, или Кадамшо - Поступь Царя, или Шафтолушо - Персик Царя. Приставка “Царь” - отличительная особенность мужских памирских имен. У моего друга Аслишо на его страницах в социальных сетях висит постоянный статус “Очень приятно, Царь”. Считается, что, давая странные имена, родители оберегают ребенка от судьбы и злых духов. При этом обычно детям дают два имени. Одно публичное, второе - только для семейного пользования. И еще неизвестно, какое имя главнее. Были у меня приятели, которые носили имена Панчшанбе и Чоршанбе - Четверг и Среда (дословно - пятый и четвертый дни после субботы, а Душанбе - второй день от субботы, Понедельник), или Борон - Дождь, или Шамол - Ветер. Часто имя дают в связи с днем или временем года, когда родился ребенок. Но у таджиков можно встретить самые необычные имена: Бахор - Весна, Гулбахор - Цветок весны, мужское имя Тилло - Золото, женское Зарина - Золотая, Табар - Топор, Теша - Тяпка, Дости - Коса, Серп (с серпом), Хурдак - Малыш, Младший, Сангак - Камешек. Много и удивительно красивых женских имен. Перечисляя их, попадаешь в Райский сад - Фирдавс, где есть Гулнор - Цветок граната, Гулноз - Каприз (нежность) цветка, Наргис - Нарцисс, Лола - Тюльпан, Садбарг - Роза (дословно “Сто лепестков”), Нилуфар - Лотос, Кувшинка; Бунафша - Фиалка, есуман - Жасмин. Есть имена, связанные с названиями драгоценных камней, которыми богаты горы Таджикистана. Зумрад - Изумруд, Нигина - Перстень, Лали - Рубиновая, Гавхар - Жемчуг. Много имен с корнем “гул” - цветок, “дил” - сердце. При этом таджикское “л” звучит полумягко, почти как “ль”. Например, имена Гулчехра - Ланиты цветка, Гулрух - Лик цветка, Гулбахор - Цветок весны, Гуландом - Изящная, Грациозная. Или Дилбар - Уносящая сердце, Дилором - Покой сердца, Дилафруз - Восхитительная, Возлюбленная - звучат так, словно к имени пристегнут маленький колокольчик. Много имен, сохранившихся с древних времен и свидетельствующих об индо-иранских корнях. Манучехр (Манушчитра) - Рожденный на священной горе Мануш, Хуршед - Солнце, Дариуш - Дарий, Бахром (Варахрама) - Марс. Есть женские имена, связанные с названиями небесных светил: Ситора - Звезда, Парвина и Сурайе - Плеяды, Сириус; Зухра - Венера. Именные коды Разве не поэт народ, дающий такие прекрасные имена своим дочерям? Разве лишен он чувства юмора, так шутя с судьбой, давая иногда такие странные имена своим сыновьям? Таджики очень изобретательны при наречении своих детей. Тем более, что список этот, пополнявшийся тысячи лет, содержит множество имен доисламских: зороастрийских, арабских мусульманских, тюркских. В таджикских семьях всегда традиционно было много детей. Таджики говорят, что каждому рождающемуся Бог уже определил свою долю добра. Часто имена даются в честь уже умершего предка. Имен живущих предков, а в горах и в долинах немало долгожителей, давать не рекомендуется. Это считается дурным тоном по отношению к живому человеку. Поскольку имя обладает своим кодом, своей силой и своей судьбой - так здесь считают, - назвать внука именем живого деда означает отнять часть силы у деда, списать его со счетов, поторопить. Кроме того, у таджиков принято давать детям такие странные, казалось бы, имена как Бобо - Дед, Додо (Дада) - Отец, Биби - Бабушка. Взрослый отец обращается к сыну и называет его дедушкой. Причем такие дети пользуются в семье особым положением и вырастают в особой любви и уважении. Дело в том, что у таджиков, так же, как и у других народов, не принято называть отца и мать или бабушку и дедушку по имени. И если ребенка назвали в честь предка, то, называя его Додо, вы подразумеваете, что его зовут, допустим, Бахром. Но даже если ребенка официально называют в честь умершего деда, дома отец и мать все равно будут звать его Бобо, прибавляя слово “джон” - “душа”, “дорогой”: Бободжон. Старики Вообще семья, родственные отношения являются для таджиков главной из традиционных ценностей. Почитание старших воспитывается с детства. Когда входит старший, все обычно встают. Это хорошо заметно и в общественном транспорте, где молодые без предупреждения и просьбы уступают место старшим мужчинам и женщинам и просто девушкам без намерения понравиться и познакомиться. А девушки в свою очередь - взрослым мужчинам. А если входит женщина с ребенком, им обоим уступят место или она возьмет дитя на колени. Стоящая мать при сидящем ребенке в транспорте - большая редкость. Ребенок привыкнет, что он сидит, когда перед ним стоит его мать. Слово деда в семье непререкаемо. Это потом, оставшись наедине, бабушка имеет право и возможность проесть ему плешь, но озвучивает последнее слово все равно дед. Обычно в сельской местности таджики живут компактно, большими семьями во главе с дедом, в одном дворе. При рождении сыновей отец сажает вдоль границы участка пирамидальные тополя, которые потом пойдут на строительство дома для молодоженов, на балки перекрытий под крышей. Может быть, потому что глава семьи всю жизнь работает, чтобы прокормить, вырастить и поставить на ноги детей, что живет и работает для семьи, в Таджикистане нет брошенных одиноких стариков. По обычаю, с родителями остается младший из сыновей. Его жена и дети обязаны заботиться о стариках, а те, в свою очередь, помогают воспитывать детей в уважении к традициям. Если в семье одни дочери или сами сыновья живут отдельно, кто-то из внуков, по договоренности, живет со стариками и помогает им. Забота о стариках касается не только своих родителей. У таджиков принято заботиться и о соседях и одиноких стариках. Праздничные или поминальные угощения разносят тем, кто, по мнению членов семьи, нуждается в заботе или просто является хорошим соседом.


Братские арийские народы:
В процентах указана доля R1a от общей численности этноса

Русские 53%
Поляки 60%
Украинцы 54%
Белорусы 47%
Чехи 40%
Словаки 45%
Киргизы 50%
Таджики 60%
Пуштуны 70% (Афганистан)
Белуджи 70% (Пакистан)
Пенджабцы 80% (Пакистан-Индия)
Индия в целом 30%, верхние касты 72%

Карта современного расселения R1a
По современным данным, гаплогруппа R1a появилась в эпоху верхнего палеолита в Центральной Азии, предположительно в Алтайском регионе. Это соотносится с теми данными, что в том же регионе и в ту же эпоху обитали носители предковой гаплогруппы Р, от которой в результате серии SNP (Single Nucleotide Polymorphism), или снипов в Y-хромосоме, последовательно образовались гаплогруппы Q и R, далее R1, и далее R1a и R1b. Часть носителей гаплогруппы Q ушли через Берингов перешеек в Америку примерно 25-20 тысяч лет назад, прибыв туда по разным данным между 16 и 12 тысяч лет назад. Гаплогруппа R1a образовалась примерно 20 тысяч лет назад (хотя некоторые исследователи опускают время образования R1a до 18-15 тысяч лет назад), и на протяжении многих тысячелетий продвигалась на запад, пройдя Тибет, Индостан (примерно 12 тысяч лет назад), Иранское плато, Анатолию (примерно 10 тысяч лет назад, где лингвистами впервые зафиксированы прото-индоевропейские языки между 9 и 7 тыс лет назад), и между 10 и 8 тыс лет назад прибыла на Балканы, неся свои прото-индоевропейские языки. Поэтому старый спор лингвистов, что является "прародиной" индо-европейских языков, Анатолия или Балканы, получает определенный ответ ДНК-генеалогии - обе, в той же степени, что ни одна из них. Языки при длительных миграциях по континентам и на протяжении тысячелетий не имеют прародины, их развитие - длительный процесс конвергенции и дивергенции, и влияния многих прочих факторов.

Носители гаплогруппы R1a обитали в Европе на протяжении нескольких тысячелетий, но распространение их (пра-индоевропейского, или арийского) языка в Европе на другие европейские гаплогруппы того времени - Е, F, G, I, J, K - остается неизвеcтным. Они могли полностью или частично перейти на ИЕ языки, или сохранять свои древние языки. После прибытия в Европу эрбинов, носителей гаплогруппы R1b (4800-4500 лет назад для разных регионов Европы) почти все перечисленные выше гаплогруппы "старой Европы" или были истреблены, или частью бежали из Европы. Поэтому для перечисленных выше гаплогрупп современные их носители показывают "бутылочные горлышки" популяций в Европе, обычно в интервале 4800-3600 лет назад.

Носители гаплогруппы R1a примерно 4600 лет назад передвинулись из Европы на Русскую Равнину (как культуры боевых топоров/шнуровой керамики, а также фатьяновская культура в понятиях археологии), и примерно 4500-4200 лет назад разделились на четыре арийские ДНК-генеалогические линии. Одна, потомки которой ныне представлены субкладом R1a-Z280 и дочерними субкладами, осталась на Русской равнине, и впоследствии частью мигрировала обратно на запад, в Европу, большей часть в ходе 1-го тыс до н.э. и первой половины1-го тыс нашей эры. Три арийские линии, в основном субклада L342.2 и дочернего L657, мигрировали через Кавказ в Месопотамию (альтернативный вариант - из Средней Азии, см. ниже) и далее в Сирию, Ирак, Аравийский полуостров, это так называемые митаннийские арии; другое направление миграции - в Среднюю Азию и далее на Иранское плато (авестийские арии); третье направление - на Южный Урал и далее в Индию (индо- арии); все эти три основных направления миграции происходили в диапазоне 4200-3500 лет назад. Еще одна миграция ариев в те времена, которая фактически является продолжением миграции их на Южный Урал, продвинулась в Зауралье, образовав, например, карасукскую культуру (3800-3400 лет назад), и далее в Алтайский регион, на юг Сибири, в Монголию и далее до Северного Китая, внеся заметный вклад лексики, например, в древнекитайский язык. Часть из тех ариев влилась в состав тюркоязычных народов алтайского и северо-западного китайского региона.

Учитывая интерес к ариям и вклад их в современную цивилизацию, гаплогруппа R1a получила название "арийской". В настоящее время до 72% состава высших каст в Индии имеют гаплогруппу R1a, которая особенно распространена среди браминов. Для сравнения, ни один из 367 тестированиях браминов не имел гаплогруппы R1b. Даже по одной этой причине гаплогруппа R1b не может рассматриваться как арийская. Более того, наука не имеет никаких данных, что до 1-го тыс до н.э. носители гаплогруппы R1b (эрбины) вообще говорили на индоевропейских языках. Как ни странно, это постулируется многими лингвистами при полном отсутствии каких-либо доказательств. Есть основания полагать, что ИЕ языки вошли в среду эрбинов только в начале-середине 1-го тыс до н.э. посредством быстрого распространения ИЕ языка кельтов, которые поначалу были носителями гаплогруппы R1a и прибыли с востока в ходе миграций носителей гаплогруппы R1a (см. выше). В настоящее время гаплогруппа R1a среди этнических русских достигает 63%, в первую очередь на юге России. На севере она разбавляется гаплогруппой N1 (в первую очередь южно-балтийской гаплогруппой N1c1) и ее доля падает до 40-30% среди этнических русских. В Белоруссии, Украине, Польше для гаплогруппы R1a среди мужского населения достигает 50%.

Высокое содержание гаплогруппы R1a-L342.2 имеет место среди таджиков, киргизов, узбеков, описаны ДНК-генеалогические линии R1a-L342.2 у башкиров, евреев. У всех этих народов общий предок линий R1a-L342.2 жил сравнительно недавно, от 2100+/-250 лет назад (киргизы) до 1300+/-150 лет назад (евреи) и до 1125+/-200 лет назад (башкиры). Субклад L342.2 указывает, что все эти линии имеют арийское происхождение, и появились в ходе миграций ариев через Месопотамию (евреи), Приуралье и Северный Казахстан (башкиры), Среднюю Азию (таджики и киргизы) во временном диапазоне 4500-3500 лет назад.

В Средней Азии, где разделение на национальные республики всегда было довольно условным, все государства после распада СССР стали искать себе исторические ориентиры. Для Таджикистана таковым стала персидская династия Саманидов, правившая этими и многими другими землями в XI-X веках и насадившая здесь ислам.

Текст: Петр Бологов фото: Олег Никишин

Почем Сомони?

30 октября 2000 года таджикский рубль (точнее даже "рубл" - именно так это произносили) был заменен новой национальной валютой - сомони. Удивительно, но факт: часть граждан страны, особенно люди старших поколений, до сих пор не знают, что значит это слово. А если и знают, то весьма поверхностно: мол, был такой царь.

Таджикистан позже всех остальных республик бывшего СССР занялся собственной историей. Этому была объективная причина - гражданская война, во время которой противоборствующим сторонам было не до вопроса происхождения таджикской нации. Но как только вооруженное противостояние закончилось и президентом республики окончательно утвердился Эмомали Рахмон, одним из первых его решений стало провозглашение Таджикистана наследником государства Саманидов, а самих таджиков - потомками арийцев. Не тех арийцев, которые взорвали мир в середине прошлого века, а тех, которые обитали в Центральной Азии еще тогда, когда большинства современных наций еще вовсе не существовало.

"Мы, таджики, наряду с целым рядом других народов являемся прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев и гордимся своим богатым прошлым, изучаем его и воспитываем нынешнее и завтрашнее поколения как истинных преемников своих предков, способных привнести в сокровищницу мировой цивилизации ценные жемчужины, внести свой вклад в дело обогащения и улучшения будущей жизни", - размышлял в этой связи Рахмон в своей статье "Арийские ценности в мировой цивилизации".

Сомони же в Таджикистане прижился - ну а куда деваться, валюта, какая-никакая, все равно нужна. Правда, если слегка пофантазировать и представить такую же ситуацию в России, к примеру, то, согласитесь, будет непривычно, если килограмм сосисок будет стоить, скажем, 22 рюрика.

Сасаниды, Саманиды, Караханиды


Памятник Исмаилу Самани в Худжанде

Основателем династии Саманидов считается некий Саман-худат, представлявший интересы арабского наместника в районе Самарканда и известный тем, что был поборником ислама в стране, где господствовал зороастризм. Но все лавры в современном Таджикистане достались не ему, а Исмаилу Самани, правившему в Мавераннахре с 893 по 907 год. Это он удостоился чести обзавестись именной валютой.

Исмаил выбрал своей столицей Бухару, и во время его правления этот город переживал бурный расцвет. В этот же период здесь творил родоначальник таджикской классической поэзии Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад, более известный как Рудаки (сейчас его именем назван главный проспект Душанбе), а врачевал саманидских правителей не кто иной как Абу Али ибн Сина (Авиценна) - поэт, врач, ученый, философ - человек-глыба. Сейчас его имя носит бывший пик Ленина, в том время как бывший пик Коммунизма назван в честь Исмаила Самани.

Государство Саманидов просуществовало до конца X века. Любопытный исторический факт, который любят вспоминать противники исторических выкладок Рахмона: когда перед нашествием тюрок-караханидов представитель этой династии Абд аль-Малик IIобратился к народу за помощью, подданные этот призыв полностью проигнорировали, продемонстрировав абсолютное равнодушие к судьбе правящего дома.

В октябре 1996 года правительство Таджикистана впервые обратилось к наследию Саманидов и предложило ЮНЕСКО провести в 1999 году празднование 1100-летия создания упомянутого государственного образования как "первого независимого таджикского государства". ЮНЕСКО отклонило это предложение, посчитав, что такое празднование не имеет никакого отношения к интересам таджикского народа и может привести к нежелательным осложнениям между узбеками и таджиками, отношения между которыми тогда (как, впрочем, и сейчас) были далеко не идеальными. Тем более что, связывая себя с Саманидами, таджикское руководство невольно утверждало узбекскую Бухару в статусе своей бывшей столицы (в этом городе находится и знаменитый мавзолей указанной династии). Такие инсинуации Ташкент всегда воспринимал с крайним раздражением.

Но Рахмон упорствовал. В 1999 году он все же распорядился отпраздновать 1100-летия образования государства Саманидов. В России эту идею поддержали, в юбилейном параде в Душанбе приняли участие подразделения 201-й мотострелковой дивизии Министерства обороны РФ, и ее бронетехника разбавила таджикских всадников в бутафорских костюмах Х века. Впоследствии Рахмон, на саммите СНГ в Душанбе, отблагодарил российскую сторону, наградив президента РФ Владимира Путина орденом Исмаила Самани первой степени.

Одновременно с празднованием 1100-летия "первого таджикского государства" российская "Независимая газета" опубликовала статью депутата парламента республики, ректора Ходжентского университета Сайдулло Абдуллаева "Феномен Саманидов". В ней автор, в частности, утверждал, что "государство Саманидов было одним из первых государств средневековья, которые зиждились на духовности и культуре", что "именно благодаря инициативе Саманидов начался исламо-иранский ренессанс", что "Саманиды добились воспитания у населения общности исторических судеб арийских народов" и так далее.

Вообще, в этой статье, которая буквально вывела из себя узбекских историков (как наследников тюрка Тимура, видимо), было много пафоса и мало конкретики. Но она как нельзя лучше вписалась в общую канву высказываний таджикских официальных лиц. Арийцы-Саманиды-таджики - схема, предложенная Рахмоном согражданам, была настолько простой, что до сих пор вызывает изумление даже у самых заядлых фантазеров из числа современных историков. Президента республики это, впрочем, не смущает. Игнорируя критику, он выпустил в свет четырехтомный труд "Таджики в зеркале истории: от арийцев до Саманидов", уже переведенный на таджикский, арабский, русский языки и на хинди.

Наследники арийской духовности


Портрет жителя Худжанда

2006 год в Таджикистане был объявлен "Годом арийской цивилизации". Теперь в новых школьных программах материалы по истории республики начинаются с упоминания древних ариев. И ученые, и официальные лица при всяком удобном случае подчеркивают древнеиранские корни таджиков. Ближайшие соседи, узбеки, всячески противопоставляются таджикам как пришлые тюрки-завоеватели. В своих выступлениях и литературных работах Эмомали Рахмон с удовольствием погружается в хроники ассирийских царей, древнегреческие источники, персидские легенды и предания. Он сыпет именами царей, вождей и прочих сильных мира сего, без ложной скромности причисляя их к своим предшественникам.

Особенно президент любит напирать на духовность древних ариев. Оно и понятно: где арии - там зороастризм и Авеста. "Арийцы в каждый исторический период изучали науки, овладевали знаниями, то есть пользовались плодами мудрости человечества. Эти народы еще со времен авестийского общества в своих философских, литературных и религиозных творениях на основе научных знаний о мире и познании тайн космоса противостояли религиозным измышлениям", - делится соображениями Рахмон, игнорируя тот факт, что Саманиды, по сути, и покончили с зороастризмом на землях, которыми правили.

Историки из числа тех, кто не работает на официальный Душанбе, уже давно перестали обращать внимание на научные изыскания Рахмона. Столь же индифферентно ко всем перечисленным историческим параллелям относятся и сами таджики. Будучи, по большей части, народом жизнерадостным и неискушенным в историко-политических хитросплетениях, постоянные отсылки к ариям, Саманидам и прочим Авестам они воспринимают с изрядной долей иронии. "Кто это, Сомони? - переспрашивает со смехом торговец на ходжентском рынке. - Вот, на деньгах он. Царь был, наверно, не знаю". В Ходженте же у 27-метрового памятника царю (раньше тут стоял памятник Ленину на пять метров ниже) постоянно кучкуются дети, сюда же приезжают молодожены сфотографироваться на память. Но их познания об Исмаиле Самани также не отличаются глубиной: многие местные жители до сих пор гадают, что правитель Саманидов держит в руках - скребок или зонтик. Оказывается, герб.

Кстати, памятники Исмаилу Самани красивы, слов нет. У монотонно серого Ильича, которого они заменили также в Душанбе (говорят, что голову для этого памятника лепили с портрета таджикского президента) и Хороге, новые монументы заметно выигрывают. Но за ними ничего нет - только горы, только Памир. Возможно, имей Рахмон в запасе еще лет пятьдесят, он сумел бы привить таджикам это удивительное родство с полумифическими ариями, с загадочными Саманидами. Но пока все эти экскурсы в историю пропадают втуне - простой народ слишком озабочен насущными проблемами: как заработать денег, чем кормить семью, во что одеть детей. Пока таджики не решат этих вопросов и не получат кучу свободного времени для занятий историей, вряд ли их можно будет расшевелить цитатами из Авесты.

КОММЕНТАРИИ (31)

    Farhod Sharifov
    20/мар/2012 00:15

    Farhod Sharifov
    20/мар/2012 00:06

    Shodmon Shodmonov
    13/мар/2012 15:14

    Максуд Аскарий
    13/мар/2012 14:37

2006 год был объявлен в Таджикистане Годом арийской цивилизации. По данному поводу в этой республике целый год проходили многочисленные мероприятия, призванные нести народу страны и всему миру истину про глубокие корни таджикской культуры и про её преемственность от древних ариев.

Возвращение к истокам

Возвращение к национальным истокам объявлено основой государственной идеологии Таджикистана при президенте Эмомали Рахмоне (сам он назывался до 2007 года Рахмоновым, но переименовал себя и повелел всем своим подданным, чьи фамилии также имели русифицированные окончания, переписать их на иранский манер). При этом Рахмон синкретически сочетает в этой своей доктрине ислам и уважение к древней религии иранцев – зороастризму.

«Во времена арабского ига, – пишет Рахмон в своей книге “Таджики в зеркале истории”, – завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покорённого народа. Были сожжены авестийские рукописи, книгохранилища, храмы, …силой меча вытесняли религию наших предков и насаждали свою… Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, …переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык… Таджики и после завоевания их кочевниками продолжали выполнять роль цивилизаторов по отношению к своим покорителям».

В сентябре 2006 года, на торжественном заседании в Душанбе, посвящённом празднованию 15-летия независимости Таджикистана и Году арийской цивилизации, Рахмон, в частности, сказал: «Арийская цивилизация заложила основы истории наших предков, зарождения и формирования традиций государственности, культуры, других национальных ценностей, более того, она сыграла роль исторической арены для формирования самосознания и познания мира… Сегодня в мировой науке термин арийский в основном используется как этническое имя и название языка индоиранских народов… Арийская цивилизация приобрела мировую славу ещё до VII века, т.е. до появления исламской религии».

С тех пор любое торжественное государственное мероприятие в Таджикистане не обходится без апелляции к арийским истокам. Соответствующим образом построена вся учебная программа по истории, где ведущую роль играют высказывания Рахмона.

Нет дыма без огня

Насколько обоснованны притязания современного Таджикистана на наследие древней индоиранской культуры? Необходимо признать, что этническая преемственность здесь действительно прямая. Таджики – народ иранской группы. В современной науке термины «арийцы», «арии» применяются лишь к той ветви индоевропейской семьи, которая включает в себя иранскую и индоарийскую языковые группы (некоторые выделяют ещё дардскую группу, к которой относят некоторые малочисленные народности Гималаев, Каракорума и Гиндукуша).

Иранцы – древние обитатели Средней Азии. Самое позднее, с начала II тысячелетия до н.э. они заложили в этом регионе основы земледельческой цивилизации, основанной на ирригации с использованием рек, текущих с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т.д., иранские народы населяли Среднюю Азию до начала VI века н.э., когда сюда начали вторгаться тюркские кочевые племена.

Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам (мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее). Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков (сартов) из Таджикистана и таджиков из Узбекистана.

У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев (впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана). Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Исторические и современные параллели

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов (носивший тогда ещё такую фамилию) обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара. Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов.

Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани (893-907) основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики – сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама. Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации – ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом.

А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности.

В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви. Она тоже очень активно пропагандировала наследие древних персидских империй Ахеменидов, Аршакидов (парфян) и Сасанидов, припадала к зороастрийским духовным истокам. Само официальное название страны Иран происходит от Ариана – страна арийцев. Так Персия стала называться после её переименования, по указу шаха, только в 1935 году. Всё это возвращение к арийским истокам, как известно, завершилось в Иране в 1979 году исламской революцией. Единственное, но принципиальное отличие современного Таджикистана от того Ирана: Иран до 1979 года был бурно развивающейся и модернизирующейся страной, а Таджикистан старательно поддерживает имидж бедной страны, чтобы получать помощь от международных организаций.