Творческая личность и ее основные параметры. Черты характера творческой личности. Они находят время для уединения


Что такое способность к творчеству - свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать? Генетики, изучающие этот вопрос, утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом - способностью решать проблемы, комбинируя сложные и иногда не связанные друг с другом идеи. Вы, вероятно, знаете таких людей, которые ходят с сумасшедшими идеями и кажутся всем сумасбродами. С точки зрения творчества эти люди имеют лишь небольшое преимущество. Но это все. Преимущество может стать и недостатком, если им не удастся приспособить свое сумасбродство к профессиональной среде или миру в целом. Исследование, проведенное Центром по изучению творческих способностей и Фондом творческого образования в городе Буффало, штат Нью-Йорк, показало, что большинство людей могут научиться развивать свои умения и творческий потенциал. Для этого необходимо узнать, что делает человека творческим, а затем развивать эти умения.

Черты характера творческой личности

Каждый из нас наделен способностями решать проблемы, однако людям, использующим творческий подход при решении проблем, свойственны определенные черты характера. Во-первых, они впитывают опыт окружающих, как губка. Они обладают громадным личным запасом: вещей, которые они прочитали, увидели или услышали, мест, в которых они бывали или работали, и людей, которых они знают. Исследование обнаружило, что творческие люди стремятся к независимости, самодостаточности, самодисциплине, настойчивости, самоутверждению, в большой степени толерантны к неопределенности. Они идут на риск и обладают мощным «эго». Другими словами, они руководствуются внутренним импульсом. Им нет дела до стандартов и мнений, их мало интересуют межличностные взаимоотношения. Творческие люди обычно обладают врожденным скептицизмом и очень острым умом. Они активны, наблюдательны и исполнительны, делают выводы скорее с помощью интуиции, чем логики. Они обладают легкостью, которая позволяет им находить новые ассоциации. Они черпают вдохновение в ежедневных мечтах и фантазиях и обладают хорошим чувством юмора. В общем, творческие люди выполняют сложные задачи так, как будто в них нет ничего трудного, и бывают несчастливы и подавлены, когда им не удается творить. Обладая многими положительными чертами характера, они, однако, не лишены недостатков: с ними трудно иметь дело, они резки и замкнуты. Какие черты характера не присущи творческим людям? Они не бывают догматиками (хотя могут проявлять упрямство) и теряют терпение при об­щении с людьми властного склада характера. Эти люди не следуют за толпой, им нравится быть в одиночестве. Они не застенчивы, и им нет никакого дела до того, что думают о них окружающие.

Развитие и формирование творческой личности

Творчество – это деятельность, которая приводит к созданию новых неповторимых материальных и духовных ценностей. Уникальность творческой деятельности состоит в том, что человек отображает в ней свою личность. По этому людей, способных к творческой деятельности, называют творческими личностями. Мышление человека в состоянии творения оригинальных продуктов всегда интересовало психологов. Рассмотрим последовательность мышления творческой личности в момент создания оригинальных образов, разработанную английским психологом Греемом Уоллесом. Первым этапом творческого мышления он считал подготовку к деятельности, заключающуюся в постановке цели и моделированию метода ее достижения. Так, художник, стоя перед мольбертом с красками в руках, представляет общие черты своей будущей картины и делает подготовку к ее изображению. Второй этап – инкубация. Он характеризируется полетом мысли, отстранением от цели творческой деятельности. Таким образом, как утверждал Уоллес, происходит настройка автора на творческую работу. Третий этап – озарение. Оно происходит инсайд – неожиданно, словно какой-то импульс приходит к человеку, и тот понимает, как должен выглядеть результат его работы и как этого достичь. Озарение – это сложный психический процесс, свойственный не только для творческих личностей. Каждый человек в своей жизни испытывал озарение, когда вдруг находил путь решения некой проблемы. Творческое озарение – это появление оригинальной мысли, которая становится основой для дальнейшей работы. Проверка – последний, четвертый этап творческого мышления, выделенный Греемом Уоллесом. Во время проверки человек испытывает свое творение на пригодность и качество. Это может быть его оценка, взгляд под новым углом или вполне практичное использование продукта творчества. Эти этапы были осветлены в трудах и других психологов, что подтверждало предложенную Уоллесом модель творческого мышления. Стоит добавить, что в 1908 году другой психолог Анри Пуанкаре более подробно описал процесс мышления творческой личности. Он настаивал на том, что в период инкубации человек отвлекается от объекта творчества лишь сознательно, но подсознание его продолжает работать и искать варианты осуществления задуманного проекта, по этому озарение приходит так неожиданно. Человеку кажется, то гениальная творческая мысль посетила его вдруг, и этот сигнал не был рожден им сами, но, на самом деле, это действительно идея самого автора, просто она возникла из подсознания и предстала на суд сознательной сферы личности. Как же подсознание продуцирует творческие мысли? Пуанкаре считал, что оно выбирает ценную идею из нескольких конструируемых путем комбинирования. Это явление он описал на примере решения математических задач, которые стали его собственными открытиями. На конгрессе во Франции Пуанкаре рассказал коллегам о том, как он самостоятельно занимался творчеством в математике.. Действительно, сначала психолог поставил перед собой задачу выделить новое и необычное из предложенных цифровых комбинаций. Затем представил, сколько манипуляций ему нужно провести и отстранился на время от задачи. За тот период, пока он не занимался математикой сознательно, в его мыслях вдруг возник интересный вариант. Психолог его проверил, и оказалось, что открытый метод решения задач действенный. Проведя этот акт творчества, Пуанкаре пришел к выводу, что его подсознание выбросило наиболее гармоничный и оригинальный вариант из всех проанализированных, что свидетельствует о наличии творческого момента в решении задачи. Таким образом, можно говорить о том, что творческая личность – это личность, у которой бессознательная сфера Я способна к анализу материала и подборе оригинальной, неповторимой другими и универсальной информации, которая потом обрабатывается и проверяется сознанием. Психологи утверждают, что тут действует некий фильтр, который отличает подходящие варианты от бесперспективных, занимается комбинированием версий и предлагает сознательной сфере личности один определенный вариант. В некоторых случаях творческий процесс происходит без участия подсознания. При этом нужный вариант для воплощения находится быстро самим сознанием. Но для обоих типов творческого мышления есть общая черта: это мышление всегда оригинально. Другая личность, поставленная перед такой же задачей в идентичных условиях не может повтори точно такой же вариант исполнения.

По мнению Майкла Гелба, каждый может быть креативным и, не изобретая колесо, создавать что-то новое и интересное.

Сегодня мы поговорим о характере творческих людей. Этот вопрос изучает профессор психологии Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi). Это один из наиболее авторитетных экспертов в области психологии бизнеса, известный, в первую очередь, теорией потока. Чиксентмихайи автор нескольких бестселлеров, в том числе, книги «Креативность: жизнь и работа 91 известного человека» (Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People, 1996). В ней он описывает 10 парадоксальных черт, присущих творческим личностям, которые ему удалось выявить за 30 лет своей работы.

Хотите узнать, что отличает творца от обывателя? Тогда добро пожаловать под кат.

1. Сильные, но не тренированные

У творческого человека довольно много физической энергии, но, к сожалению, она мало расходуется. Ведь работа творца – это, в первую очередь, работа его мозга. Концентрация исключительно на интеллектуальном труде приводит к тому, что здоровое тело выглядит слабым. Именно поэтому важно соблюдать баланс разума и тела.

2. Умные, но наивные

Михай Чиксентмихайи признает, что творческие люди умны, их отличает гибкость и оригинальность мышления, способность слышать различные точки зрения. Но почти все наивно полагают, что измерить креативность можно творческими тестами, а развить на специализированных семинарах.

3. Игривы, но самоотверженны

Творческие люди любят отдыхать. Как говорится, ничто гедонистическое им не чуждо. Но когда речь заходит о «рождении» нового проекта, они способны работать, как одержимые. К примеру, итальянский художник Паоло Уччелло, когда разрабатывал свою знаменитую «теорию перспективы», целую ночь не спал и ходил из угла в угол.

Чиксентмихайи отмечает, что большинство творцов работают до поздней ночи и ничто не может их остановить.

4. Фантазеры, но реалисты

Это загадка творческих людей. Они великие выдумщики, могут придумать что угодно, но при этом большинство из них смотрят на жизнь вполне реалистично. Видимо, прав был Уильям Уорд, говоривший, что пессимист жалуется на ветер, оптимист надеется на перемену погоды, а реалист ставит паруса.

5. Экстраверты, но замкнуты

Мы привыкли делить людей на экстравертов и интровертов. Считается, что первые общительны, легко сходятся с людьми, обладают харизмой и т.д. А вторые, напротив, живут в своем внутреннем мире, куда пускают лишь «избранных».

Но, по наблюдениям Чиксентмихайи, по-настоящему творческие люди сочетают в себе обе этих черты. На людях они – душа компании, а в кругу близких тихи и немногословны.

6. Скромные, но гордые

Творческие люди, как правило, очень скромные. Они не ждут похвалы – им важен сам процесс создания нового. Однако при этом они никому не дадут спуска и не позволят унижать собственное достоинство.

7. Мужественные, но женственные

Михай Чиксентмихайи утверждает, что творческие люди часто не соответствуют своим гендерным ролям. Так, девушки-творцы нередко отличаются жестким нравом, а мужчины, напротив, чувственностью и сентиментальностью.

8. Бунтари, но консерваторы

Что есть творчество? Верно – создание чего-то нового. В связи с этим творческие люди очень часто слывут бунтарями, так как их идеи выходят за рамки привычного. Но в то же время многим из них трудно расставаться со своими закостенелыми привычками, менять амплуа и прочее.

9. Страстны, но объективны

Все творческие люди страстно влюблены в свою работу. Казалось бы, страсть должна ослеплять, но по-настоящему креативные люди всегда объективно смотрят на то, что они делают.

Чиксентмихайи подчеркивает, что творческий человек должен адекватно воспринимать критику, а также отделять свое «Я» от своей работы.

10. Открыты, но счастливы

Одним из творческих секретов Леонардо да Винчи была «острота чувств». Творцы всегда открыты к восприятию новых событий, даже если они причиняют им боль. При этом внутренне это гармоничные счастливые люди, так как они умеют получать удовольствие от самого творческого процесса.

Как видите, творческие люди действительно полны противоречий. Но как говорит Михай Чиксентмихайи, именно эти парадоксы помогают им адаптироваться практически в любой ситуации, приспосабливая все вокруг для достижения своих целей.

А какие парадоксальные черты творческих людей знаете вы?

Творческих людей можно выделить среди окружающих по ряду черт и признаков. Представляем вашему вниманию черты и особенности творческих людей, которые выделил Роберт Алан Блек, считающий, что творческий человек:

1. Чувствительный. Это помогает ему лучше понимать проблемы (в том числе и ранее неизвестные), лучше понимать людей и помогать им.

2. Не мотивируется деньгами. Деньги не являются движущей силой для творческих людей. Творческий человек интуитивно определяет необходимый для себя минимум, после которого сумма денег не имеет для него какого-то смысла.

3. Верит в свое предназначение (судьбу) и деятельность во многом направлена на достижение больших высот в собственном мастерстве или развития своего таланта.

4. Умеет адаптироваться (приспосабливаться). Без способности к адаптации человек не может стать творческим. Но вместо приспособления себя к условиям, он приспосабливает все к себе, чтобы оно удовлетворяло его потребностям и служило очередным средством .

5. Считает, что нет ничего однозначного. Неоднозначность восприятия помогает им видеть вещи с разных точек зрения.

6. Использует разные органы чувств, осознавая или не осознавая это.

7. Воспринимает мир по-разному, используя для получения максимально полной информации об объекте зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. Это позволяет ему значительно увеличить свои возможности.

8. Не признает ограничений в возможностях. Творческие люди ищут возможности в любых ситуациях и проблемах.

9. Любит задавать вопросы, которые окружающими иногда воспринимаются как критика. Однако на самом деле они задаются с целью получения дополнительного исследования и получения информации для создания возможных других сценариев развития ситуации.

10. Имеет способности к синтезу. Т.е. в состоянии спрогнозировать (выстроить, увидеть, создать) целостную картину по разрозненным сведениям, даже если отсутствует значительный объем информации.

11. Любит фантазировать, на время «выпадая» из окружающей жизни.

12. Продолжает искать ответы на вопросы и решать задачи, когда другие люди уже удовлетворены полученным результатом.

13. Находит новое применение обычным предметам.

14. Проводит эксперименты в своем воображении.

15. Интуитивный. Доверяет собственной интуиции, «внутреннему голосу».

16. Отличается от окружающих оригинальностью.

17. Изобретательный. Пытается найти решение проблемы, которые кажутся другим неразрешимыми.

18. Энергичен. Поиск решения высвобождает у творческого человека большое количество энергии. Особенно она увеличивается, когда человек почувствовал, что он уже близок к решению.

19. Имеет чувство юмора. Многие отмечают, что слишком большая серьезность может подавлять творческое мышление.

20. Имеет потребность в самоактуализации, т.е. в максимально полном выявлении и развитии своих возможностей.

21. Часто дезорганизован в обычной жизни, но самодисциплинирован в важных для себя направлениях.

22. Занимается самопознанием. Для этого творческие люди часто ведут дневники, чтобы лучше узнать свои способности и себя в целом.

23. Имеет специфические интересы, на которые направляют свою энергию и усилия. Вместе с тем в общих чертах могут интересоваться всем.

24. Может оспаривать любые позиции, отклоняясь от принятой нормы.

25. Искренне любопытен к окружающему миру.

26. Открыт для любых решений и подходов к решению проблем.

27. Требует высокого уровня личной независимости и противостоит любому давлению. Вместе с тем может использовать выгоды зависимости.

28. Любит бросать вызовы любым идеям, что может восприниматься окружающими как резкая критика.

29. Не соответствует сложившимся нормам. Сохраняя свою творческую индивидуальность, любит «плыть против течения».

30. Уверен в себе. Однако это характерно только для стадии успеха. Если у творческого человека успех отсутствует, то он может демонстрировать признаки депрессивного поведения. Но оно сразу заканчивается, как только человек «нащупал» новую идею.

31. Воспринимает вероятность неудачи не как риск, а как новую возможность или путь решения проблемы.

32. Настойчивость. Способность продолжать исследования и поиск решений в течение многих лет, если решение проблемы является важным для творческого человека.

Психологические особенности творческой личности

1.1 Психологические черты и особенности творческой личности

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни .

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта .

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности .

Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности" . Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал .

Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. Ведь "творчество" не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, "отработка" которых -- одно из обязательных условий творческой деятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению "понятийных характеристик объектов" часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в строгом смысле слова . Я. А. Пономарев, внесший существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления, рассматривает творчество как "механизм продуктивного развития", и заменяет его на такое понятие, как "базальное расширение надстроечно-базальной системы". В психологическом плане функционального развития это исследование тех новообразований, которые возникают в деятельности по ходу решения задачи. То есть, то включает в себя "бессознательное" или "неосознанное" заменено Пономаревым на термин "базальный компонент". Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. Если вспомнить одну из классических схем творческого процесса -- подготовка, созревание, вдохновение, проверка -- и соотнести ее с имеющимися исследованиями по психологии мышления, то при всей условности схемы такое соотнесение позволяет констатировать, что первое и четвертое звено творческого процесса изучаются намного более интенсивно, чем второе и третье. Следовательно, в настоящее время именно им необходимо уделить особое внимание. Исследование "вдохновения" на лабораторных моделях и есть изучение условий возникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах по психологии научного творчества убедительно показывается, что деятельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известное противопоставление "субъективно-переживательного" и "объективно-деятельностного" плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку "переживаний", т. е. функций эмоционально-аффективной сферы .

Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:

ѕ смелость мысли, склонность к риску;

ѕ фантазия;

ѕ проблемное видение;

ѕ умение мыслить;

ѕ способность находить противоречие;

ѕ умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

ѕ независимость;

ѕ альтернативность;

ѕ гибкость мышления;

ѕ способность к самоуправлению .

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:

ѕ возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

ѕ высокая трудоспособность;

ѕ подчинение творчества духовной мотивации;

ѕ стойкость, упёртость;

ѕ увлечение работой .

В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе .

Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

3. Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие -- главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным.

С психологической точки зрения особый интерес представляет выделение в познавательном элементе трех категорий творческой личности:

1. К первой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом, являющихся интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воли человека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные в процессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует также личные мнения на тему человеческого естества.

2. Соотносительные суждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующих между внешним миром и самим собой.

3. В познавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемые самознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих суждений формируется позитивный или негативный образ собственной личности.

Познавательный элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позволяет понять сложные связи "я -- другие", дает знания о себе самом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, а также играет значительную роль в защитных действиях личности.

Третьим элементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:

o первый -- жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.

o Вторая группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).

o Третья группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.

o К последней группе принадлежат личные потребности, более других связанные с внутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции .

Следующим составным элементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен и охватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойством эмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементами личности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями. Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности. Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность "обслуживает" все остальные составные элементы творческой личности. Козелецкий выделил еще один элемент личности -- личный, понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовная структура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающееся данного лица .

Творчество субъекта, личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. Системные концепции творчества ломают "персонологическую" точку зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом -- его познанием, психикой или личностью. В системном рассмотрении человек является частью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведения .

Человек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мири.

Влияние дисфункциональной семьи на формирование личности подростка

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей...

Личностные особенности студентов с различной творческой направленностью

Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно...

Невротическое развитие личности

2.1 Описание метода Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов - утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных - личностных шкал и 2 контрольные шкалы)...

Творческая личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович...

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Ощущение -- это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие...

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Чувствительность -- это: 1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды...

Персонализация риска. Управление рисками, связанными с воздействием эмоций

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека, направленность его действий. Одни считали, что основным побудителем является стремление к удовольствию, другие-исполнение долга...

Психологические особенности женщины-руководителя

Разумеется, все эти приводящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность. Попробуем обобщить те психологические черты, которые характеризуют современную женщину. Прежде всего...

Психологические особенности личности следователя

Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. Для того, что бы быть следователем...

Психологические особенности творческой личности

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку...

Психология розыскной деятельности

Под психологическими особенностями личности или личностными особенностями мы понимаем относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения...

Творческая личность и информация

Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека...

Творческое мышление

Способностью к творческому мышлению, в какой - то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью. Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие...

Развитие творческой личности ребенка

1. Творчество и творческая личность

Творчество - процесс человеческой деятельности, результатом которого являются качественно новые уникальные материальные и духовные ценности или решения. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, да и то не всегда, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Так как, в процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате многие аспекты (вкладывает душу) своей уникальной личности. Именно это обстоятельство придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами серийного производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, учителя и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны - гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

Американский исследователь Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности (творческой способности).

1. Оригинальность - способность продуцировать необычные ответы.

2. Продуктивность - способность к генерированию большого числа идей.

3. Гибкость - способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта.

4. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, креативности присуща способность к обнаружению и постановке проблем, способность к анализу и синтезу.

В тоже время некоторые авторы отмечают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. В этом случае неспособность к творчеству связано с тем, что сознание логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их.

Взаимное влияние индивида и коллектива друг на друга

Положительное воздействие общности на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем: 1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 2...

Инсайт как результат реализации творческой задачи

Инсайт приходит (или не приходит) сам, но можно создать условия, когда он будет приходить чаще. Инсайту способствуют: - Стадия предварительного исследования (накопления гипотез). - Стадия отхода от прямых попыток решения...

Личностные особенности творческого человека

Предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три «ипостаси»: индивид, индивидуальность и личность...

Личностные расстройства

Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов...

Личностные расстройства

Блэкер и Тьюпин (Blacker and Tupin, 1977) обобщили характеристики пациентов-мужчин с истерическим и сценическим расстройствами личности. При описании патологий характера они ранжируют по тяжести под общим заголовком "истерические структуры"...

Личностный подход в психологии

Мотивация творческой деятельности

Самих определений понятия творчества, творческой деятельности очень много. Контекст сильно влияет на терминологию. "Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью...

Особенности использования технологии развития творческих способностей личности во внеурочной деятельности

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств...

Психологические особенности творческой личности

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно...

Психология и педагогика

Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда...

Психология творчества

Довольно многие исследователи утверждают, что не существует особенных способностей к творчеству - но есть творческая личность, обладающая определенными чертами характера и мотивацией. С ними согласен и Мясищев, говоря...

Становление общественной активности студентов в педагогическом вузе

Одной из главных характеристик возрастной категории студенчества является наивысшая социальная активность, которая проявляется, прежде всего, в творчестве, поэтому целесообразним будет разобрать и понятие творчества...

Сущность креативности

Различные исследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения)...

Сфера эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста вынужденных сменить место жительства