Средства контроля и качества образования. Контроль качества результатов обучения. Оценочный мониторинг – основа формирования компетентных специалистов

Эффективность процесса обучения тесно связана с проблемами контроля и оценки.

Основной закон контроля процесса обучения:

формы и методы контроля должны соответствовать формам и методам обучения.

Общеизвестно, что контроль не сводится только к оценке и измерению, он выполняет разнообразные

– оценочная – определяет уровень достижения педагогических целей – знаний и умений;

корригирующая – педагог определяет успешность хода процесса обучения и вносит коррективы: исправляет, направляет;

– обучающая – со стороны обучающего – контроль, разбор результатов, со стороны обучающегося – самоконтроль;

воспитательная – приучение обучающихся к систематической работе, в их дисциплинировании;

мотивационная – постоянный контроль побуждает обучающегося учиться равномерно.

Благодаря информации, полученной по каналу обратной связи, педагог осуществляет контроль, про-

верку, учет, оценку, выставляет отметки (рис. 12).

Рис. 12. Основные понятия

По технике проведения педагогического контроля выделяют три вида: письменный, устный, с применением технических средств. В зависимости от места и

времени применения педагогического контроля по ходу изучения дисциплины выделяют: текущий, рубежный, итоговый контроль (рис. 13).

Рис. 13. Формы, виды и методы контроля

Текущий контроль – предназначен для управления усвоением знаний и умений, позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, стимулирует работу обучающихся, активизирует их познавательную деятельность. Является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Связан с изло-

жением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Основные функции контроля – мотивационная, оценочная, корригирующая.

Предварительный контроль – служит предпо-

сылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Позволяет определить наличный уровень знаний и умений обучающихся, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Периодический (рубежный) контроль – позволя-

ет определять качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, т. к. контроль проводится через продолжительный период времени. Обобщается и усваивается раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, предметами. Основная функция контроля – оценочная.

Итоговый контроль – предназначен для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений, углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Интегрирующий контроль. Позволяет судить об общих достижениях учащихся. Осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях. Основная функция контроля – оценочная.

Приемы контроля: с места; у доски; по карточкам; тестовый; доклад; реферат; зачёт; самостоятельная работа; контрольная работа; экзамен; защита проекта; семинар; технический диктант; лабораторная работа; практическая работа; взаимоконтроль – конкурсы, кроссворды, дискуссии.

Б профессиональной медицинской школе используются следующие приемы контроля знаний:

1. Приемы устного контроля знаний

базовый лист контроля, показательный ответ, опрос по цепочке, программируемый опрос, взаимоопрос.

2. Приемы письменного контроля знаний

фактологический диктант, выборочный контроль, тренировочная контрольная работа, блиц-контроль- ная работа, релейная контрольная работа.

Недостатки контроля знаний, умений, навыков:

1. Однообразие в применении форм и методов контроля.

2. Методические ошибки в формулировках контрольных вопросов.

3. Недостаточная наглядность контроля знаний, умений, навыков.

4. Недостаточная практическая направленность контроля.

5. Несовершенство критериев оценки ответов обу-

чающихся.

Педагогический контроль занимает важное место в учебном процессе, измеряя уровень достижения его целей и управляя им с использованием обучающих, контролирующих и тестовых заданий.

В медицинских учебных заведениях внедрение тестов и ситуационных задач («педагогически ориентированные» тесты) позволяют не только проверить знания, но и оценить развитие клинического мышления, выявить понимание связи между теоретическим материалом и практическими действиями, умение анализировать, обобщать материал, прогнозировать развитие ситуаций. Основными достоинствами тестирования являются его объективность, однозначность оценки, быстрота, технологичность, возможность контроля всех обучаемых и по всему материалу одновременно.

Педагогический тест – система специально составленных заданий специфической формы, позволяющая по ответам объективно измерить на определенной шкале уровень подготовленности испытуемых в определенном разделе науки или практической деятельности человека.

Главными системными факторами педагогических тестов являются: содержательный состав тестовых заданий, образующих целостность, и нарастание

трудности от задания к заданию. Нарастание трудности позволяет определить уровень знаний и умений по контролируемой дисциплине, а обязательное ограничение времени тестирования – выявить наличие навыков и умений. Трудность задания – субъективный показатель, определяется по величине доли неправильных ответов. Сложность задания – объективный показатель, понимается совокупность числа понятий, вошедших в задание, логических связей между ними и числа операций, необходимых для выполнения задания.

Задание в тестовой форме – единица контроль-

ного материала, сформулированная в виде утвердительного предложения с неизвестным компонентом.

В настоящее время в дидактике выделяют четыре основныеформы тестовых заданий:

1. Задания закрытой формы – обучающийся выби-

рает правильный ответ из нескольких, предложенных на выбор.

2. Задания открытой формы – ответы дают сами испытуемые, дописывая ключевое слово в утверждении и превращая его в истинное или ложное высказывание.

3. Задание на соответствие – с элементами одно-

го множества требуется сопоставить элементы другого множества.

4. Задания на установление правильной последо-

вательности – обучающийся указывает с помощью нумерации операций, действий или вычислений требуемую заданием последовательность.

Выделяют псевдотестовые задания:

1. Цепные задания – ответ на последующее задание зависит от правильности ответа на предыдущее задание.

2. Ситуационная задача с конкретными данными,

К контролю знаний, умений и навыков предъявляются требования: целенаправленность, систематичность, всесторонность, разнообразие, индивидуальный подход, планирование.

Существуют количественные и качественные показатели работы обучаемых. Количественные фиксируются преимущественно в баллах или процентах, качественные – в оценочных суждениях. Оценка связана с измерением конкретного параметра. Известны количественные и порядковые шкалы (рис. 14). Количественные шкалы позволяют выразить оценку в виде числа. Порядковые шкалы чаще всего связывают с рейтинговой оценкой.

Рис. 14. Классификация оценочных шкал (по В.В. Гузееву, М.Е. Бершадскому)

Идеальных оценочных шкал не существует. Каждая шкала обладает достоинствами и недостатками. Преимущество количественных оценочных шкал – их простота, конкретность и быстрота использования. Порядковые шкалы – информативны, содержательны,

но они обладают высокой степенью неопределенности, сомнениями в объективности их оценок, требуют экспертизы.

Виды оценок:

– итоговая – характеризует достижения обучающегося в целом, уровень его обученности в соответствии с требованиями учебной программы;

– текущая – регулирует взаимодействие педагога

и обучающегося в учебном процессе. Характеризует уровень конкретных ситуативных достижений, усилий обучающегося. Цель оценки: стимулирование дальнейшей деятельности убучающегося. Можно судить о прилежности, старательности обучающегося.

Функции оценки: организующая, стимулирующая, диагностирующая, информационная.

Общие педагогические критерии оценки зна-

ний: индивидуальный характер; систематичность и регулярность; разнообразие форм; всесторонность; объективность; дифференцированный подход; гласность; единые требования преподавателей в рамках технологии обучения.

Оценки фиксируются в виде баллов – отметок, или условных обозначений, численных аналогах оценки.

Критерии оценки ответов (5-тибалльная шкала): «5»: – глубокие, исчерпывающие знания в объеме

освоенной программы;

правильные, уверенные действия;

полное, четкое, грамотное, логическое изложение материала;

свободное применение теоретических знаний. «4»: – тоже;

замечания и поправки преподавателя.

«3»: – в ответе имеются ошибки;

помощь преподавателя в виде поправок и наводящих вопросов.

«2»: – наличие ошибок при изложении ответа;

незнание способов решения задач.

Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.

Качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

Вопросы для самопроверки:

1. Для чего нужен текущий, рубежный, итоговый

контроль? Что они дают студенту и преподавателю? Каковы, на Ваш взгляд, задачи текущего, рубежного, итогового контроля?

2. Назовите критерии качества, по которым можно определять эффективность обучения. Поясните на примерах.

3. Что такое контроль результатов обучения? Каковы его функции?

4. Раскрыть сущность таких дидактических понятий, как контроль, проверка, оценивание, оценка, отметка.

5. Обосновать основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые к нему современной дидактикой.

6. В чем заключается сущность таких критериев оценки, как объем, системность, осмысленность, действенность знаний, прочность их усвоения?

Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС

В соответствии с требованиями стандарта нового поколения контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся. Эффективности учебного процесса способствуют следующие функции контроля: Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, сформированности компетенций. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки обучающихся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе, что является основанием для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей. Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным обучающимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты обучающихся, контроль ориентирует их в затруднениях и указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений, компетенций. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к изучению дисциплины, аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Выделенные функции контроля подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг. Цель оценки - установление соответствия освоенных (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка (балл) - результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение. Основными функциями отметки, применяемой в массовой педагогической практике, являются: контролирующая, констатирующая, уведомляющая. Также следует подчеркнуть, что с введением стандарта нового поколения необходимо оценивать и уровень освоения того или иного материала, т.е. рассматривая оценивание не только в разрезе сформированности ПК и ОК (освоил / недостаточно освоил/ не освоил), но и определять в процессе оценивания уровень (1 – ознакомительный, 2 – репродуктивный, 3 -продуктивный). В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования процесса обучения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Понимание «оценки» в модульно-компетентностном подходе несколько отличается от принятого в традиционном обучении. При традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявляемыми требованиями. С введением стандарта нового поколения формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций и развитие общих компетенций, а также обеспечивающих их освоение умений и знаний . Наиболее подходящими в этом случае являются практикоориентированные формы оценки и контроля. Эффективность обучения зависит от процесса оценки. Оценка в обучении, основанном на компетенциях, должна являться объективным показателем освоенных компетенций и быть направлена на достижение максимального результата: освоения вида профессиональной деятельности и приобретение профессионального опыта. Поэтому процесс обучения, основанный на компетенциях, не завершается оценкой, а сопровождается процессом оценивания. В процессе освоения модуля акцент ставится на практикоориентированное обучение, больший процент учебного времени отводится на практические занятия, лабораторные работы, учебную и производственную практики. В ходе выполнения этих работ проводится текущая оценка конкретных осваиваемых компетенций и сформированных умений указанных в рабочей программе дисциплины, профессионального модуля. По итогам освоения модуля, на экзамене (квалификационном), обучающимся выдается комплексное практическое задание, которое позволяет оценить все освоенные компетенции . Необходимо отметить, что оценка должна отражать реальный уровень компетенций. В этом случае наиболее эффективна демонстрация требуемых умений и знаний в ходе выполнения практических заданий по каждому показателю оценки результата профессиональных и общих компетенций модуля. Требования к организации процесса контроля, как одного из главных компонентов качества образования, основаны на важнейших принципах контролирования : Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.
Систематичность . Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Систематичность заключается в проведении диагностического контролировании всех обучаемых с первого и до последнего дня пребывания в ОУ ПО.

Наглядность Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.
Гласность. Принцип гласности требует оглашения процедуры, условий, критериев, результатов оценивания.

К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю относят:

индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого обучающегося) нельзя допускать подмены результатов обучения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;

систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

разнообразие форм проведения контроля;

всесторонность контроля (освоения компетенций, профессионального практического опыта, умений, знаний);

объективность контроля (исключения субъективных и ошибочных суждений и выводов);

дифференцированный подход (учитываются индивидуальные личностные качества); единство требований со стороны преподавателей.
Свести до минимума влияние человеческого фактора и обеспечить объективность контроля позволяют четко установленные методы и критерии оценки, соответствующие каждой конкретной компетенции. Поэтому основу оценки компетенций составляют следующие принципы:
оценка основана на четких критериях;критерии формулируются для каждого показателя оценки результата компетенции, критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля; при оценке учитываются представленные свидетельства освоения компетенций обучающимися.
Характерными видами оценки при модульно-компетентностном подходе являются текущее и итоговое оценивание. При этом диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Текущая оценка проводится после выполнения обучающимся каждого учебного действия, работы, предусмотренной в процессе освоения всего модуля, а итоговая оценка проводится по завершению освоения всего модуля.

Итоговая оценка , носит комплексный характер, т.к. позволяет оценить посредством интегрированного практического задания освоенные обучающимся умения и компетенции предусмотренные модулем . Причем в ходе контроля сформированности профессиональных компетенций обучающегося учитывается способность переносить знания, умения и навыки на новые ситуации, готовность организовывать и планировать деятельность, умение справиться с нестандартными ситуациями, способность эффективно общаться с другими людьми и др. К методам интегрированной оценки можно отнести проекты, портфолио, комплексные практические задания и т.д.

Для оценки знаний можно использовать следующие формы и методы: Собеседование – это один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых. Анкета – это структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом. Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание. Таким образом основанием выбора оценки служит выбор объекта оценивания, содержание вида профессиональной деятельности, набор средств и предметов труда, тип компетенции и ее структура, востребованные ресурсы процедур оценки (временные, кадровые, материально-технические и т. д.

Список источников
1. Лунев, В. В. Модульные программы, основанные на компетенциях концепция, разработка, реализация [Электронный ресурс] / В.В. Лунев. -- http://epo.ucoz.com – Режим доступа: http://epo.ucoz.com/publ/oglavlenie_knig/modulnye_programmy_osnovannye_na_kompetencijakh/modulnye_programmy_osnovannye_na_kompetencijakh/8-1-0-4,
свободный. - март, 2012
2. Олейникова, О. Н. Модульные технологии. Проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьев, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.. –М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 20110. – 256 с.
3. Вавилова, Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / авт.-сост: Л. Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.
4. Блинов, В. И. Стандарт результата (о новых федеральных государственных стандартах профессионального образования) [Текст] / В.И. Блинов // Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2010.-№ 1(2).- С. 5-14.

Педагогический контроль и оценка качества образования Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения: Родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей. Качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами. Для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом. Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.




Диагностика качества обучения Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой проверяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика – точное определение результатов дидактического процесса.




Диагностика качества обучения Педагогический контроль – функция руководства и управления учебной деятельностью учащихся, реализующая принцип обратной связи в процессе обучения. Функции педагогического контроля 1.Воспитывающая 2.Корректирующая 3.Развивающая 4.Обучающая


Требования к педагогическому контролю Систематичность и регулярность Всесторонность Объективность Разнообразие форм проведения Дифференцированный подход Индивидуальный характер контроля Используй контроль в целях обучения и воспитания всех учеников Быть педагогически тактичным


Предварительный контроль – проводится перед изучением дисциплины с целью определения уровня знаний, умений и навыков к началу обучения. Текущий контроль – осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Виды педагогического контроля


Тематический контроль – подводит итоги работы за определённый период времени. Осуществляется в конце четверти, полугодия. Итоговый контроль – призван определить конечные результаты обучения. Охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса. Заключительный контроль – аттестация ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении Виды педагогического контроля


Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на: индивидуальный (применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся); групповой (используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения части учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий) Формы педагогического контроля


Фронтальный (форма контроля, при которой краткие ответы на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала, дают многие учащиеся класса, обычно с места. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса.) Формы педагогического контроля


Методы педагогического контроля Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. В педагогической практике используются методы устного (опрос), письменного (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчёты), практического (опыты, практические задания), машинного (с использованием информационных технологий), тестового (тесты, задания на соответствия, установление правильной последовательности) и самоконтроля.




Оценка и учёт результатов учебной деятельности Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке. Оценка - это определение степени усвоенности знаний умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах. Термины оценка и отметка не являются синонимами, так как отметка это такое же средство оценки результатов как грамота, благодарность, похвала т.д.


Оценка и учёт результатов учебной деятельности Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебно- познавательной деятельности ученика, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков. Оценка должна быть гласной и достаточно мотивированной. Как и контроль, оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение.


Оценка и учёт результатов учебной деятельности Образовательная роль оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика, оценка учителя указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.


Оценка и учёт результатов учебной деятельности Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно- воспитательного процесса.


Оценка и учёт результатов учебной деятельности В России оценка знаний, формально, осуществляется по пятибалльной шкале, а в реальности по трёхбалльной. Критерии оценки: «2» - бессистемные, разрозненные знания, не знает понятий, не умеет применять на практике «3» - неполное, непоследовательное изложение, неточные определения понятий, применяет знания только с помощью «4» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, но в ответе отдельные неточности «5» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, качественное внешнее оформление


Вывод Важен не тот метод, который Вы используете на уроке для осуществления контроля за знаниями учащихся, а его результативность, показатель качества нашей работы!!! «Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны» М.Н. Скаткин А главное важен не тот метод, который Вы используете на уроке для осуществления контроля за знаниями учащихся, а его результативность, показатель качества нашей работы.


Список используемой литературы 1.Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М., Педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. В. Сластенин и др. 4-е изд. М., 2002.

1

Проведен анализ форм и методов контроля, обеспечивающих максимальную полноту и достоверность результатов дистанционного обучения студентов. Система контроля рассматривается как важный компонент системы качества образования в вузе. Актуализируется значение текущего контроля, обеспечивающего непрерывное отслеживание индивидуальных достижений студентов в обучении. Подчеркивается необходимость использования компьютерных технологий и тестовых методик в оценке результатов дистанционного обучения. Согласно результатам проведенного исследования, эффективность контроля зависит от следующих факторов: полноты и регулярности контрольных мероприятий, индивидуализации, технологичности, разнообразия применяемых форм контроля.

высшее образование

дистанционное обучение

контроль качества обучения

формы и методы контроля обучения

оценка результатов обучения

компьютерное тестирование

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник для студентов пед. вузов / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та профессией, образования Мин-ва образования России, 1995. – 336 с.

3. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е.Дидактика для учителя: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131 с.

5. Юзявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989. С. 272.

6. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций). [Электронный ресурс]. URL: http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2009/7/19/Аванесов%20В.С.pdf (дата обращения: 05.10.2013).

7. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. [Электронный ресурс]: URL: http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=pedagog&author=chelishkova-mb&book (Дата обращения: 08.10.2013).

На сегодняшний день определяющей задачей вузов является подготовка специалистов, способных постоянно совершенствовать свои знания и умения, умеющих быстро ориентироваться в нарастающем потоке информации и принимать решения в нестандартных ситуациях. Возможность получения массового, доступного образования открывается при реализации дистанционной формы обучения. Однако, недостатки в системности организации дистанционного учебного процесса, отсутствие четких регламентированных процедур контроля часто приводят к снижению качества подготовки студентов, вызывают негативное отношение к дистанционному образованию в целом. Обозначенная проблема диктует необходимость для каждого вуза, реализующего дистанционную форму обучения, решать комплекс задач по созданию системы оценки качества обучения. В эти задачи входит планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, оценка и контроль качества. Контроль является одним из важнейших компонентов системы качества обучения и тесным образом связан с такими понятиями, как оценка, проверка, обеспечение качества.

Контроль качества (quality control) - применяется для обозначения, как правило, внешних процедур оценки качества, ориентированных на достижение некоторого ожидаемого уровня качества. И.П. Подласый констатирует, что на сегодняшний день педагогическая теория еще не предполагает единого определения для таких понятий, как «оценка», «контроль», «проверка» знаний. Обобщающим понятием для вышеперечисленных терминов ученый выдвигает понятие контроль, который, в свою очередь, кроме проверки содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки). Основой для оценивания успеваемости учащегося являются результаты контроля .

В качестве критериев оценки качества знаний в педагогике принято рассматривать такие, как полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность. С позиций компетентностного подхода в качестве результата обучения следует рассматривать уровни сформированности компетенций, необходимых будущим специалистам для овладения способами профессиональной деятельности.

Контроль обучения проводится на всем протяжении обучения студента в вузе и должен обеспечивать целостность структуры знания, способствовать формированию мотивации к обучению, позволять отслеживать индивидуальные достижения каждого обучающегося.

В системе дистанционного обучения контроль приобретает особое значение, т.к. взаимодействие преподавателя и студентов проходит опосредованно, в условиях информационной среды вуза. В связи с этим необходимо использовать такие методы и формы проверочных мероприятий, которые, с одной стороны, компенсировали бы отсутствие личного контакта с преподавателем, а с другой, - представили бы процедуру контроля современным технологичным процессом, привлекательным для испытуемых.

Опыт построения системы контроля дистанционного обучения в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ) связан с начатой в 2009 году организацией дистанционных курсов для студентов заочной и очно-заочной форм обучения. При разработке системы дистанционного обучения (ДО) были приняты рекомендации, представленные в работах А.А. Андреева, В.И. Солдаткина, Д.Е. Гаврикова, В.А. Канаво, Е.С. Полат, А.В. Хуторского и др. В основу построения курсов заложен модульный подход в обучении, изложенный в монографии П. Юзявичене .

Согласно данному подходу, учебный модуль представляется как относительно самостоятельная и целостная единица обучения в рамках учебной дисциплины, имеющая технологическое и методическое обеспечение в соответствии с целями обучения. Для изучения модуля и входящих в него учебных единиц (тем) разрабатывается сценарий, описывающий последовательность учебно-методических мероприятий: частоту проведения консультаций преподавателем, расписание вебинаров, он-лайн семинаров, тестирования, объем и структуру самостоятельной работы студентов. Каждый модуль и входящие в него учебные единицы, сопровождаются процедурами контроля и самоконтроля.

Технической основой для реализации курсов была выбрана современная платформа дистанционного обучения Moodle, обладающая высоким дидактическим потенциалом.

Для создания системы контроля, необходимо было определить критерии сформированности ключевых и профессионально значимых компетенций, разработать проверочные задания, выбрать эффективные и технологичные формы контроля, определить последовательность и частоту контрольных процедур.

По видам педагогический контроль традиционно принято подразделять на входной, текущий, рубежный и итоговый. Иногда в педагогической литературе можно встретить другие классификации, по своей сути близкие к приведенной выше (стартовый, тематический, заключительный).

Входной контроль позволяет выявить готовность студентов изучать учебный модуль дисциплины, провести их дифференциацию по уровню подготовленности.

Текущий контроль дает возможность преподавателю и самому студенту оценить глубину усвоения материала, наметить индивидуальный темп обучения, своевременно корректировать учебный процесс.

Рубежный контроль определяет готовность к переходу на следующую ступень обучения, выявляет результаты определенного этапа. Текущий и рубежный контроль позволяет видеть индивидуальное движение студента по пути развития.

Итоговый контроль определяет степень освоения содержания учебных дисциплин в соответствии с поставленными целями, соответствующими ФГОС.

Индивидуализация оценки знаний студентов предполагает организацию психолого-педагогических условий, среди которых неотъемлемыми являются такие, как устойчивая учебная мотивация; ценностные ориентиры студентов, которые обеспечат в дальнейшем их успешность в профессиональной сфере.

Индивидуализацию и объективность оценки знаний может обеспечить применение рейтинговой системы контроля. Рейтинговая система действует на двух уровнях контроля знаний: итоги изучения модуля, а также текущий и рубежный контроль по входящим в модуль учебным единицам. Суммарный рейтинг текущего контроля состоит из баллов, полученных за определенные виды работы, установленных преподавателем.

Сочетание двухуровневого рейтинга способствует формированию у студентов навыков самоконтроля и самооценки, а также требовательности к себе. Такой подход стимулирует стремление преподавателя к улучшению качества электронных учебных материалов, их структурированию, подбору заданий различной рейтинговой ценности.

В основу методики построения рейтингового контроля в дистанционном обучении НГЛУ легли рекомендации специалиста в области дистанционного обучения Д.Е. Гаврикова . Стоит отметить, что первая группа сетевых преподавателей НГЛУ прошла в 2009 г. дистанционное повышения квалификации по направлению «Разработка курсов дистанционного обучения» под руководством Д.Е. Гаврикова на базе Иркутского государственного педагогического университета. Опыт обучения в сети дал возможность преподавателям НГЛУ на практике оценить преимущества дистанционного обучения.

Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполняемых уровневых заданий в процессе изучаемой дисциплины. При составлении заданий применяется уровневый таксономический подход, позволяющий выявить глубину и структуру знания.

Критерий оценки определяется преподавателем. Он определяет, какое качество выполнения задания соответствует определенной оценке.

Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания дает максимальную итоговую оценку - рейтинг студента по модулю дисциплины.

Преподаватель определяет сумму максимальных рейтинговых оценок по всем контрольным заданиям дисциплины, которая и представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента по данному модулю.

Установленная шкала оценок определяет, какое количество баллов соответствует оценке «отлично», «хорошо» и т.д.

Для изучения каждой темы учебного модуля необходимо установить дидактические цели, выраженные в определенном уровне усвоения знаний. Кроме проверки способности студента к запоминанию и понимаю материала необходимо проверить его умение анализировать проблемные ситуации, синтезировать решения, использовать сочетание теоретического материала с собственным опытом.

Преподаватель при составлении заданий по своей дисциплине выбирает определенный уровневый подход, отвечающий его требованиям.

Уровни усвоения, по В.П. Беспалько - это уровни усвоения учебной деятельности учащимися, которая в зависимости от характера ее использования подразделяется на два вида: репродуктивную и продуктивную, а также на подвиды внутри каждой: уровень узнавания, уровень воспроизведения, уровень применения знаний в привычных условиях и уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний) .

Таксономия познавательных задач, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б. Блума, включает шесть уровней, расположенных по степени усложнения познавательной деятельности. Задания более низких уровней направлены на воспроизведение и понимание, средних - требуют умения применения знаний и их анализа, а высоких - синтеза и оценки. Подробно таксономия Б. Блума и методика по составлению заданий на ее основе изложены в педагогической литературе .

Преподаватели НГЛУ отмечают, что создание уровневых заданий достаточно трудоемко, что связано с анализом глубины изучения каждой темы дисциплины, необходимостью изучения опыта работы других вузов и центров ДО. Тем не менее, эти затраты оправданы, т.к. последовательный пошаговый контроль, соответствующий проверке достижений студентов на каждой ступени формирования компетенций, по мнению специалистов, «позволяет объективно следить за динамикой интеллектуального роста обучаемых» .

По формам традиционную систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, проектные работы, журналы наблюдений и др. В условиях дистанционного обучения необходимо применять такие формы контроля, которые с максимальной технологичностью могут обеспечить объективность и полноту оценки знаний студентов.

Тестирование является одной из распространенных форм контроля обучения, наиболее часто применяемой в системе контроля ДО. Грамотно разработанные тесты могут применяться в любом из видов контроля: входном, текущем, рубежном и итоговом. В педагогической литературе традиционный тест определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся. В тест стараются отобрать минимальное достаточное количество заданий, которое позволяет точно определить уровень и структуру подготовленности студентов .

В настоящее время наиболее часто при тестировании применяются тестовые задания закрытого типа (выбор одного или нескольких верных ответа из предложенных вариантов, сопоставление, определение последовательности) и открытого типа (эссе, ввод краткого ответа). По мнению М.Б. Челышковой, специально созданные компьютерные тестовые программы, позволяют сделать контроль максимально технологичным, разгрузить преподавателей и реализовать идеи самоконтроля в условиях массового обучения .

Современные платформы дистанционного обучения дают возможность конструирования различных видов тестов открытого и закрытого типа, добавлять иллюстрации, аудио и видео материалы, проводить тестирование в контрольном и обучающем режиме. При необходимости в тестовые задания, реализуемые на платформе Moodle, можно включить механизм самооценки. В этом случае студент ставит себе некий условный балл, являющийся степенью уверенности в правильности ответа. Этот балл учитывается при установлении итогового балла за тест.

По мнении. В.С. Аванесова, объективность контроля знаний увеличивается при сочетании разнообразных тестовых форм: традиционных и нетрадиционных. «Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем: содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины; - формальной системы заданий возрастающей трудности; - статистических характеристик заданий и результатов испытуемых» . К нетрадиционным формам относятся интегративные тесты, основанные на проверке междисциплинарных знаний, адаптивные тесты, основанные на соответствии уровню подготовленности студента. Одним из вариантов проведения адаптивного тестирования является использование банка заданий, разделенных по уровням трудности. Для студента, прочно усвоившего материал, нет необходимости многократно повторять задания одного и того же уровня, целесообразно перевести его к более сложному для него испытанию. Студенту, делающему ошибки в ответах, напротив, следует предложить материал для разъяснения и задания на закрепление. Как показывает опыт, использование заданий, соответствующих уровню подготовленности, существенно повышает точность измерений и минимизирует время индивидуального тестирования.

В практике дистанционного обучения Нижегородского лингвистического университета при тестировании применяются адаптивные тесты, технологически реализованные средствами Moodle. Банк заданий по различным дисциплинам разрабатывается ведущими преподавателями и оценивается группой экспертов.

Набор подходов, используемых в системе дистанционного контроля, постепенно расширяется и охватывает различные виды дистанционных занятий: вебинары, он-лайн опросы, интерактивные обучающие лекции.

Систематический текущий контроль на каждой ступени обучения позволяет определять уровень полученных знаний, структуру знаний, уровень сформированности мотивации к обучению, вовремя проводить коррекционную работу. На младших курсах обучения можно рекомендовать использование электронных обучающих лекций, включающих блок контроля и самоконтроля. Такой блок состоит из нескольких вопросов, идущих после каждой новой темы. Правильные ответы позволяют студенту перейти к изучению следующей учебной темы, неверные ответы - возвращает студента к повторению темы и к дополнительным разъясняющим материалам.

Пример структуры электронной лекции, оснащенной встроенной системой контроля, Лекция разработана преподавателем НГЛУ О.Н. Колчиной по дисциплине «Введение в языкознание».

Тема: «Язык и речь в учении Фердинанда де Соссюра».

Введение.

Под контролем чаще всего понимают проверку деятельности учебно-воспитательного заведения и (или) его подразделений (кафедр, отделений), отдельных исполнителей (администраторов, педагогов, обслуживающего персонала). Цель контроля – определить состояние, выявить негативные тенденции, понять причины, мешающие выполнению учебных планов. Контроль- процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства в учебно-воспитательный процесс и принятия коррегирующих мер. Контроль также определяют как механизм проверки выполнения нормативно-установленных задач, планов и решений. Контроль – итоговый этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными.

Основные задачи контроля:

Определение фактического состояния процесса (системы) в данный момент времени;

Прогнозирование состояния или поведения процесса на будущий период времени.

Изменение состояния или поведения процесса для обеспечения оптимального значения характеристик.

Сбор, передача, обработка информации о состоянии процесса.

Процесс контроля подразделяется на несколько этапов:

1. определение желаемого результата

2. изменение фактически достигнутого результата достижения

3. оценка достигнутых результатов

4. корректирующие действия.

Глобальная задача контроля – объективно оценить и проанализировать течение процесса, результаты деятельности, качество продукта.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.



Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики, о чем мы поговорим позже.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания),

жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего),

"доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия "оценка" и "отметка" отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

Мониторинг уровня обученности (внешний, внутренний, самоаттестация).

Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества , означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.

Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно сказать, что следующие элементы являются частью системы мониторинга качества образования:

Установление стандарта;

Операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);

Установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов;

Сбор данных и оценка результатов;

Действия, принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.

Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

Образование необходимо оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов, перспектив, развития (Словарь – справочник для работника системы дополнительного образования детей).