Социальные проблемы адекватного питания спортсменов. Адекватная социальная организация. Адекватность белкового питания

Перефразируя классика, можно сказать, что нельзя жить в обществе и быть свободным от его влияния. Что такое адекватность, постигается только в сопоставлении с другими членами социума, с их восприятием и интерпретацией. Если мы не вписываемся в установленные каноны поведения, нас считают или извращенцами, или больными людьми. Так что такое адекватность и как понимать этот термин?

В общем значении это "соответствие ситуации". К примеру, на приветствие следует отвечать доброжелательно, в противном случае нас сочтут неадекватными. Уровень и степень проявления эмоций играет также важную роль в этом отношении. Что такое адекватность в понимании Это умение соблюдать этикет, стандарты поведения, принятые в данном обществе, и оставаться в рамках "нормального" образа жизни. Если вы увлекаетесь, к примеру, восточными единоборствами, но на работе не используете соответствующие приемы для убеждения собеседника, а ограничиваетесь словесными формулировками, то вы сохраняете адекватность. Как понять, умещается ли ваше поведение в рамках "канона"? Понаблюдайте за другими. ведь если у папуасов принято здороваться, потеревшись носами, это не значит, что такой способ приветствия будет приемлем на собрании акционеров вашей компании.

Своеобразный тест на нередко применяется при отборе - фильтрации - потенциальных работников уже при первом собеседовании. Ведь от поведения сотрудников зависит в конечном счете имидж предприятия и даже марки. Если на вопросы рекрутера "Где вы предпочитаете обедать?", "Как вы проводите свободное время?" вы даете развернутые и подробные ответы, описывая все ваши кулинарные пристрастия и посвящая собеседника в мельчайшие подробности, скорее всего, вы не пройдете испытание на адекватность. Как понять,

вписываетесь вы или нет в представление о "нормальности"? Слушайте вашего собеседника. Тщательно проанализируйте ситуацию общения, постарайтесь мыслить наперед, учитывая возможные реакции на ваши слова. Соответствие общепринятым нормам поведения - вот что такое адекватность в обыденном понимании. Обязательно стоит учитывать и межнациональные особенности в общении. К примеру, если для русского человека считается вполне нормальным забежать "на рюмку чая" к соседу или давнему приятелю и засидеться за полночь, представители других наций вряд ли вас поймут. В Германии принято заранее предупреждать о своем визите. Не стоит удивляться, если хозяева не поставят на стол несколько блюд и не предложат переночевать, потому что вам уже поздно возвращаться домой.

А можно ли оценить адекватность наших установок, мнений, представлений? Психологи утверждают, что основной критерий того, соответствуют ли они "норме" - достижение желаемого результата, поставленной цели. Конечно, у каждого они свои, как и способы их воплощения. И совсем не обязательно наши поступки будут совпадать с чьими-то ожиданиями. Особенно ярко это проявляется в личных отношениях. Если они приводят к достижению желаемого, можно считать, что наши установки адекватны.

Развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих её социальную адекватность. ʼʼНормальное психологическое состояние человека – отмечает И.Р.Сушков, - это состояние личности, согласовавшей в допустимых пределах требования своей нервной системы с требованиями социальных групп, в которых он вынужден жить. Это согласование на социальном уровне заключается не в простом приспособлении, подлаживании себя под внешние ограничения, но и в преобразовании себя путем перевода социальных норм, ролей, установок во внутренний мир, духовный мир человека, когда социологические требования становятся внутренними требованиямиʼʼ.

Понятие социальной адекватности используется в юриспруденции, в психиатрии, при решении ряда практических проблем. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова отмечают, что ʼʼпсихологические и социально – психологические свойства и способности, характеризующие личность в данном отношении, не стали ещё предметом специального психологического исследованияʼʼ. По мнению авторов социальная адекватность ʼʼобеспечивается выработкой и человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой ʼʼвысшихʼʼ (по терминологии Л.С.Выготского) психологических функций и формировании качественно новых способностей и свойств личностиʼʼ (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова, 1979).

Таким образом, социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Социальная идентичность личности . Впервые психологическое понятие ʼʼидентичностьʼʼ, как уже упоминалось, появилось в работах Э.Эриксона.Основная функция идентичности, по мнению Э.Эриксона – приспособительная, так как идентичность дает человеку возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом.

Роль идентичности состоит в регуляции поведения в соответствующих условиях. Идентичность можно разделить на личностную и социальную. Личностная идентичность – это самоопределение различных личностных особенностей˸

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДЕКВАТНОГО ПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Л.В.Майорова,
кафедра философии и социологии

Интенсивное развитие олимпийского и профессионального спорта, стремление сделать подготовку спортсмена более результативной и уберечь его от истощения стимулировали широкомасштабные исследования проблем питания в крупнейших научных лабораториях многих стран мира. В этих исследованиях человек изучается, как биологический объект, ведь с первых минут жизни и до последних, человек, в первую очередь, думает об удовлетворении своих биологических потребностей: еде, питье, сне, здоровье, продлении своего рода /как любое живое существо/ и все это для решения социальных задач, так как человек - существо, конечно же и общественное. "Человек понял, - пишет В.И.Вернадский, - что он житель планеты и может - должен мыслить и действовать, как и все живое... только в области жизни - в биосфере... с которой он неразрывно закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду." Принадлежа обществу, человек является объектом изучения со всеми его телесными и душевными страданиями, обусловленными также и социальными факторами, многие их которых способствуют возникновению и развитию функциональных расстройств и болезней. Поэтому биосоциальный подход к изучению природы человека весьма плодотворен и позволяет успешно разрабатывать проблему "человек - питание -здоровье".

Занимаясь проблемами спорта, это направление можно трансформировать "спортсмен - питание - здоровье - результат". Но поскольку человек рассматривается в биосоциальном аспекте, то для решения таких проблем требуется системный подход. Ведь в отдельности не существует чисто социальных или чисто природных проблем. Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. В системе отношений человек - природа - общество это проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, развития и адаптации человека, резервов здоровья и управления трудовыми ресурсами.

Решая вопрос социальных проблем адекватного питания спортсменов необходимо рассматривать эти 2 схемы в комплексе, в следующем виде:

Этот вопрос очень обширен и рассматривать его во всем многообразии очень сложно. Экосистемы (внешняя и внутренняя) включает в себя природу (физическая и биологическая среда), общество и как часть общества - индивида - человека.

До развития производственной деятельности человеком экологические проблемы были результатом действия геологических или космических сил и разрешались стихийно самой природой. Производственная деятельность человека часто не только не дает возможности природе самой справиться с нарушением природных процессов, но и приводит к тому, что эти процессы приобретают разрушительный характер /эрозия почв, наступление пустынь, кислотные дожди/.Экологические проблемы возникают в результате несовершенства технологических процессов современного производства. В Москве на каждого жителя в год выпадает около 120 кг отходов хозяйственной деятельности. В конечном счете все экологические проблемы прямо или косвенно оказывают влияние на физическое и нравственное здоровье человека. По данным ВОЗ значительная часть болезней (80%) является производной от состояния экологического напряжения. Известно, что здоровье организма защищает, сдерживая неблагоприятные факторы внешней среды, иммунная система. Так, по данным РАМН, у 40% взрослого населения страны выявляются различные нарушения иммунной системы, что и приводит в итоге к росту числа заболеваний.

На повестку дня поставлена фундаментальная задача - добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда здоровью нынешнего и грядущих поколений. Поэтому надо стремиться к определению здоровья, предложенного ВОЗ: здоровье - это не только отсутствие физических дефектов или заболеваний, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Для спортсмена экологические условия имеют еще большее значение, так как их изменение вызывает напряжение физиологических механизмов адаптации организма. Проблема высокого результата в спорте - это прежде всего проблема здоровья. Никто из нас в принципе не представляет спортсмена больным, но имидж не всегда соответствует реальности, так как практически все спортсмены-профессионалы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения физиологических резервов и психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального состояния организма в целом. Это проявляется, в частности, в значительных изменениях иммунологической реактивности организма спортсмена, что в некоторых случаях обусловливает снижение сопротивляемости инфекциям, возникновению аллергических реакций, аутоиммунных и других заболеваний. В этой связи встают наиболее важные проблемы о взаимодействии нагрузки и восстановления организма как факторов, которые обусловливают адаптационные процессы, проявляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в организме спортсмена, где одну из важных ролей выполняет адекватное питание с необходимостью учета социальных изменений, особенно в неблагоприятных экологических условиях.

Кроме экологического напряжения в обществе существует огромное социально-психологическое напряжение, связанное с различными факторами, в том числе и экономическими. Которые, в свою очередь, сказываются и на организации рационального питания. Недостаток материальных средств не всегда позволяет наладить соответствующее питание/низкая заработная плата, стипендия; оплата спортивных сборов/. Но и достаток материальных средств не определяет правильное питание. В противном случае в развитых странах почти все люди были бы здоровыми. Очень важное влияние на отношение к питанию имеет элемент удовольствия. Так как особенно в больших количествах пища является психически активным веществом - наркотиком. Когда разовое потребление большого количества пищи с целью снятия напряжения и получения удовольствия приводит к развитию эйфории, снимает тревогу. Это можно назвать пищевым ударом.

Проблема эта нередка и в среде спортсменов. В конечном счете большой объем пищи и несбалансированность ведут к напряжению ферментных систем и в итоге к сбою адаптационных процессов и нарушению функциональных систем. Возможно и противоположное состояние - отсутствие аппетита - анорексия. Часто связано с нервно-психическим состоянием, что усиливается настоящими социальными проблемами /нестабильность общества, социального благополучия/, а также у молодых девушек /спортсменок/ личными мотивами - сохранение веса и фигуры за счет ограничения объема пищи. Что в конечном счете приводит к недостатку питательных веществ и нарушению функциональных систем организма, в том числе нарушению менструального цикла и деятельности эндокринных желез.

Важной социальной проблемой является качество пищи, которое зависит от технологии выращивания и хранения продукта, технологии приготовления пищи: селекция - уменьшает содержание полезных веществ, нитраты и пестициды - увеличивают урожайность, но и содержание вредных веществ, неверное хранение продуктов приводит к размножению гнилостных бактерий и плесени, жарение и копчение к появлению канцерогенов.

Так например, ВОЗ оценивает безопасное поступление нитратов в организм человека величиной до 5 мг на килограмм веса тела в день, т.е. 350 мг при весе 70 кг. В самом же организме за сутки образуется около 60 мг нитратов, а при некоторых заболеваниях еще больше. При употреблении 300 г отварного картофеля в организм поступит 60 мг нитратов.

В России существуют нормативные акты, позволяющие обеспечить медицинские требования к пище, не допустить загрязненности ее вредными веществами в опасных количествах. Существует производственный контроль и надзор за качеством пищевых продуктов. Но сфера торгового питания, к которой нам порой приходится прибегать в силу обстоятельств или образа жизни, далека от представлений рационального и здорового питания.

Наряду с этим каждый должен знать и выполнять несложные правила, позволяющие обезопасить потребление пищи: приобретать только свежие продукты питания и насколько возможно экологически чистые, хранить в соответствующих температурных условиях, готовить еду незадолго до употребления, обеспечить достаточное прогревание пищи при ее обработке, не допустить возможности загрязнения пищи при доставке и ее приготовлении человеком.

К сожалению исследование показывает, что знания о предмете питания среди спортсменов зачастую не верны и не значительны. Огромное влияние оказывают традиции питания, сложившиеся в обществе или той среде общения, где находится человек. Говоря о традициях питания и о питании наших предков, нельзя не отметить, что пищевые традиции россиян с годами менялись в том же направлении, что и в других развитых странах, причем не в пользу здоровья. Систематически возрастало потребление сахара, кондитерских изделий, хлеба, обедненного полезными веществами. У части населения увеличивалось излишнее поступление в организм животных жиров и холестерина. Одно время болезни, возникающие в этих условиях, - сердечно-сосудистые, атеросклероз, рак, кариес зубов - пытались даже назвать болезнями цивилизации, хотя развитие цивилизации вовсе не обязательно должно приводить к дисбалансам в питании. Впервые вопрос о болезнях цивилизации был поставлен в книге В. Прайса "Питание и физическая дегенерация, вышедшей в 1939 г. в США. Традиции питания разных народностей и слоев населения настолько разнообразны и разноречивы, что отыскать идеальный тип питания не так-то легко и просто невозможно соотносить с ним средние показатели заболеваемости и смертности.

В связи с существующими традициями питания в обществе родились мифы (модные диеты) о питании, нанося огромный социальный вред. Если наука оперирует строго установленными фактами и доказанными теориями, то в мифах предпочтение отдается художественности в ущерб научной достоверности. Мифы распространяются среди населения подобно эпидемии заразных болезней. Следование некоторым положениям модных диет, не соответствующим законам природы и науке о питании, может нанести вред здоровью. Примером этому могут служить различные виды голодания. О противопоказаниях к голоданию говорит не только современная медицина, но и опыт йогов. Р.Баллентине в книге "Диета и питание, целостный подход", изданной Международным институтом гималайской медицины (США), весьма критически относится к попыткам европейцев и американцев воспроизвести опыт голодания, имевшийся у йогов. И дело не только в противопоказаниях (возбудимый тип личности, базедова болезнь, туберкулез), но и в том, что йоги вступали в период голодания после сбалансированного питания, богатого витаминами и минеральными веществами. Их современные последователи обычно приступают к голоданию после накопления излишнего веса на рационах, не обеспечивающих их этими веществами. Г.Фарнер отмечает, что даже в клиниках при голодании отмечались смертельные исходы.

Обсуждая вопрос связи питания и здоровья, уместно поговорить и о роли в этой проблеме женщины, хозяйки. Известно, что в среднем около 80% дневного рациона люди съедают дома. Женщине приходится составлять меню, определять количество и набор продуктов, объем пищи, а значит в конечном счете формировать привычки и отношение к питанию, а также определять роль питания в здоровье человека.

Рассматривая глобальные последствия влияния научно-технической революции на биосферу планеты и самого человека, американский ученый Н.Винер писал: "Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя". Причина социальных и социально-психологических проблем адекватного питания лежит прежде всего в отношении самого человека к вопросу питания, в понимании того, что есть пища для человека, в формировании культуры питания - сознательного и правильного применения в повседневной жизни принципов рационального питания.

Рациональное питание - физиологически полноценное питание с учетом особенностей каждого человека, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма, поддерживает его жизненные проявления (рост, развитие, деятельность различных органов и систем), способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости человека инфекциям и т.п.

Основные принципы рационального питания.
/ Н.Ф.Сорока. Питание и здоровье.Минск,1994./

Для научного обоснования принципов рационального питания ученые разработали две теории - теорию сбалансированного питания и теорию адекватного питания. Суть теории сбалансированного питания: идеальным считалось питание, при котором приток пищевых веществ в организм соответствует их расходу, так как обмен веществ у человека определяется уровнем концентрации аминокислот, моносахаридов (глюкоза и др.), жирных кислот, витаминов и минералов в строго сбалансированном соотношении. Согласно теории адекватного питания, было сформулировано представление о внутренней экологии (эндоэкологии) человека. Оно базируется на утверждении важной роли микрофлоры кишечника, а значит и необходимости и важности балластных веществ (пищевых волокон), не учитывающихся в теории сбалансированного питания.

Таким образом, питание должно быть не только сбалансированным, но и адекватным, то есть соответствовать возможностям организма, на протяжении тысячелетий сформировавшимся процессом усвоения пищи.

Правильное питание не относится к тем факторам, которые оказывают влияние на здоровье сиюминутно. Мы можем месяцами питаться исключительно мясом и не заметим значительных отклонений в состоянии здоровья.

Становится очевидно, что в настоящее время, чтобы достичь высокого результата необходимо, чтобы тренировочный процесс соответствовал механизмам адаптации, а адекватное питание способствовало сохранению здоровья, восстановлению работоспособности и физиологических функций организма, а также нивелировало вредное влияние экологических условий.

Но возможно это только при правильном формировании отношения к питанию.

Поэтому выявление социальных проблем адекватного питания спортсменов занимает важное место. Вопрос питания спортсменов имеет и обратную связь влияния на общество. Чтобы спортсмен достиг высокого результата и сохранил здоровье, общество должно сформировать правильное отношение к пище и обеспечить спортсмена адекватным питанием, в свою очередь спортсмен правильным отношением к себе, к своему здоровью, физической активностью должен стать примером здорового образа жизни для подрастающего поколения. Важно, чтобы в обществе сформировались социальные нормы и санкции в вопросе питания, чтобы неправильное питание и обжорство стало дурным тоном.

Отмечая кризис здравоохранения в России, профессор П.П.Горбенко главное место отводит "Службам здоровья", с мощной системой обучения, где должны быть задействованы валеологи, врачи - натуротерапевты, работники физической культуры, социальные работники, военные, культурологи.

Они будут заниматься разработкой и осуществлением персональных программ жизнеобеспечения, обучением здоровому образу жизни.

Без здоровья нации не может быть здорового поколения, а значит и здорового, сильного спортсмена.

Образная сфера человека (ОСЧ) – является не только совокупностью образных явлений, в частности, известных основных классов т.н. вторичных образов (таких как, например, образы памяти и воображения, фантазии, сновидения), но и системой социальных представлений*. В широком спектре проблем изучения последних выделим вопрос манипулирования социальным восприятием: человек живет в имаго-символосфере виртуальной реальности, порожденной СМИ, бренд/рекламой, кино- видеопродукцией, компьютеризацией, интернетизацией и т.д. Имаго-символосфера «обволакивает» человека образами, неизбежно вползающими в его внутренний мир. Изучение возникающих механизмов и закономерностей такого влияния представляется чрезвычайно важным. Психоманипулятивные воздействия на представления людей незаметно изменяют внутренний мир личности, ведут к утрате истинной свободы духовно-нравственного самоопределения. Особое значение имеет изучение психологических эффектов образов виртуальных реальностей, максимальным выражением которых выступает «виртуальное мировоззрение» - иллюзорная картина мира, являющаяся заменителем объективной реальности и символом ухода человека от своей сущности, как Образа Божьего.

Отметим возрастание актуальности изучения отражения личностью социально-политических явлений. Иллюзии социального восприятия современного человека способны ускорить «конец истории», причем, далеко не в фукуямовском смысле. Главное же, что они связаны с утратой критериев истинного прогресса человечества, которые невозможны вне нравственно-духовного и религиозного измерений. Но это означает, что задачи исследования социальных представлений следует формулировать при учете метафизической составляющей. В каких сферах общественной жизни, содержание имаго-символосферы в качестве метафизического канала негативной духовно-информационной экологии проявляется особенно явно? Как вообще проявляется «мир духа» в имаго-символосфере? Каковы нравственно-психологические опасности воздействия на людей новыми информационными технологиями?

Рассмотрение подобных вопросов исходит из представления о том, что во всех сферах жизнедеятельности людей происходит «война образов» различной семантики: с одной стороны, способствующей духовно-нравственному развитию личности, и, с другой, - семантики личностно деструктивной. Ареной «войны образов» является все каналы имаго-символосферы. Негативные изменения в сознании людей приводят к известному эффекту актуализации и «материализации» социальных представлений в различных сферах общественной жизни (созидающая сила образов, как проявление принципа единства психического отражения-регулирования). Понятно, что «война образов» связана с метафизическими силами, стоящими за семантикой образов. Это дает основание рассматривать доминирующие образы безнравственного в имаго-символосфере как атаку сил зла на «духовно дремлющее» человечество.

«Война образов», однако, недостаточно осознается как в психологической науке, так и на уровне обыденного сознания.

Чрезвычайно актуальной проблемой выступает изучение представлений людей о «глобальной перестройке» мира и о перспективах развития человечества: формирование образа будущего, есть формирование будущего реального. Представления людей о происходящих процессах, однако, весьма неопределенны, в частности, не в достаточной мере отражают нарушение баланса тенденций к интеграции и сохранению уникальности культурного разнообразия человечества. В исследованиях сознания людей упускаются многие типы представлений. Например, это относится к представлениям людей о духовной сущности происходящих в мире процессов. Метафизическая составляющая социального восприятия, между тем, важна для преодоления ограничений позитивистски ориентированной социальной психологии (человекознания в целом) в смысле учета отрицательного влияния невидимого духовного мира на земную реальность, а также Промыслительного Божественного попечения о человечестве. Переплетения всех влияний планетарного процесса - в руках Промысла Божьего: Божья воля благословляет что-то, а что-то попускает по духовному закону свободы воли человека и его нравственной ответственности. Промысел Божий придает сверхъестественное качество всему происходящему в мире, помогая человечеству противостоять апостасии и строительству Нового Вавилона. Судьба человечества связана с выбором людьми «божественных» или «демонических» духовных смыслов.

Поэтому еще раз отметим актуальность изучения формирования «виртуального мировоззрения» с его образным сопровождением: виртуализация внутреннего мира уводит человека от понимания происходящего в мире. Новые информационные технологи потенциально способны формировать образы любого содержания, а в пределе – субъективно «реальный» иллюзорный мир. Создание же «нужных» картинок с «правильным» их переживанием ведет к психозомбированию. Более того, кодирование человеческой души через суггестивность имаго-символосферы облегчает человечеству уход от Богосотворенного мира в мир искусственный. Стремление человека в виртуальную реальность – это богоборческое движение его души в «мир иллюзий», предполагающий небожественный источник своего создания.

Иными словами, именно в связке «виртуализация – духовно-нравственное прельщение» наиболее полно раскрывается метафизика ОСЧ. Тема виртуализации внутреннего мира личности, «завязанная» на проблему искажения познания высших духовных смыслов, поэтому, и является теоретическим стержнем статьи. Он помогает понять, что проблемы социального восприятия невозможно решать, не учитывая скольжения в глобальное прельщение, главной формой которого будет искажение духовно-нравственного отражения Реальности (многоаспектная и многоуровневая подмена духовных смыслов), приводящее к восприятию действий отрицательного метафизического фактора (ОМФ) как проявлений «божественного». И это – главный момент, раскрывающий название данной статьи. Вопрос, действительно, предельно актуален в связи с психологией религиозного сознания, направленного на поиск Истины, на понимание духовной сути происходящих процессов.

Итак, в «глобальной перестройке», в которую все стремительнее втягивается мир, изучение представлений людей о происходящем, о сложном рельефе перспектив человечества является чрезвычайно актуальной, однако достаточно игнорируемой проблемой социальной психологии.

Исследование образов планетарной ситуации должно учитывать, что воздействие на социальное восприятие имаго-символосферы происходит на фоне растущего планетарного кризиса. Усиливающаяся хаотизация жизни людей облегчает воздействие ОМФ. Люди же в должной мере не учитывают такие воздействия и переоценивают способность противостоять психоманипуцяции социальным восприятием, которая по своим масштабам не имеет аналогов. Достаточно оценить те финансовые средства, которые выделяются на подпитку процессов глобализации, - например, в виде их пиар-обеспечения, в виде помощи «агентам влияния» в различных странах*. И образы, циркулирующие в имаго-символосфере, сдвигают баланс планетарных и национально-культурных мировоззренческих ценностей. Подчеркнем, что одним из главных вопросов при изучении манипулирования социальными представлениями выступает анализ особенностей и видов воздействия на ОСЧ – непроизвольно-спонтанного и преднамеренного, в соответствии с интересами различных проектов нового мироустройства.

* Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

Мы исходим из системных представлений о том, что «планетарный процесс» имеет многомерный субстрат и взаимосвязанные объективные и субъективные составляющие*. Объективная составляющая связана с развитием и динамикой взаимодействия внутрицивилизационных закономерностей относительно «планетарной системы» и каждого ее элемента. Субъективная составляющая – это, прежде всего, свобода нравственного выбора человека, определяющая соответствие его жизни духовным законам мироздания. В целом существует возможность выбора (чаще неосознанного) любой человеческой общностью, путей своего развития. Социальные представления, картина мира людей, их мироощущение – важнейший элемент субъективного фактора. Следует, например, отметить, что с конца 1970-х годов многими ощущалось, что человечество вошло в эпоху широкомасштабных преобразований. Возникли даже «чаяния нового эволюционного витка», связанного с объединением человечества. Грядущий этап называли «космической эрой», «Новым веком», «Эрой Водолея» и др. терминами. Прошедшие десятилетия усилили подобные представления у одних людей, поубавили оптимизма у других в связи с масштабами планетарных проблем, озадачили третьих, заинтересовали четвертых, оставили равнодушными пятых.

* См. подробнее – Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.

Но, несмотря на различие понимания происходящего, следует признать взаимодействие двух тенденций, – одновременно и противоположных, и взаимодополняющих. Это тенденция к планетарной интеграции и тенденция к сохранению культуро-исторических реальностей. Все, что происходит в мире, является отражением многоаспектных противоречий в этом взаимодействии, в котором объединяется ранее несоединимое и разводится традиционно со-существующее (А.И. Неклесса)*. Изучение социальных представлений о настоящем и грядущем, поэтому, с необходимостью предполагает учет баланса в обозначенных тенденциях. Представления о сохранении планетарного опыта на уровне локальных культур, взаимодействие цивилизационных, региональных, национально-культурных, и других социальных субъектов должно соотноситься с образами противоположной тенденции – превращения мирового сообщества в единый социальный организм – причем, как в плане естественной ее составляющей, так и преднамеренной ее «подпитки» через социально-политическое проектирование.

* Ссылки на работы известного специалиста в области глобальных проблем А.И. Неклесса, встречающиеся в статье, см. например, в таких его работах. Неклесса А.И. Интеллект, элита и управление // Россия XXI. – М., 2002, №1. Неклесса. А.И. Трансмутация истории // Новый мир. 2002, №9. Неклесса. А.И. “Глобальный город: творение и разрушение” //“Новый мир” 2001, №3. Неклесса А.И. Управляемый хаос. //Интеллектуальная хроника России. Год 2003 // Приложение к журналу “Экономические стратегии”. – М.: Институт экономических стратегий, 2003.

За последние 20 лет спектр представлений о происходящем на планете расширился, и продолжает расширяться в зависимости от национально-культурной принадлежности субъекта социального восприятия, его возраста, индивидуальных особенностей людей и пр. Очевидное и желанное для одних, ложно и неприемлемо для других. При исследовании представлений людей о будущем возникает, в частности, проблема адекватности образов относительно и “искренних социальных утопий”, и “апокалиптических ожиданий”.

Описание феноменологии представлений о происходящем на планете - колоссальная по своим масштабам задача, решение которой требует серьезных и масштабных исследований. Но никто не мешает на предварительном этапе изучения проблемы выделять важные параметры представлений, недостаточно рефлексируемые как наукой, так и обыденным сознанием. Полезно остановиться на том, что в значительной мере упускается из виду. Для этого можно опираться на экспертные оценки, публицистику, мнения людей, чувствующих недоговоренность или ложь официальных потоков информации и способов описания происходящего. В частности, следует подчеркнуть представления, которые волнуют православное сознание в его ощущении возрастающей апостасийности мира – т.е. его ухода от Божественных законов бытия.

Обобщенно можно говорить о двух тенденциях социального восприятия - «восторженно-оптимистичных» представлений о наступлении «рая на земле» (с некоторыми проблемами переходного периода), и эсхатологических пессимистических образов предстоящих высоко-кризисных моментов. Святоотеческое знание о закономерностях прельщения, будучи перенесенным на уровень социального восприятия, акцентирует вторую тенденцию. По крайней мере, в ней мы видим ощущение того, что человечество движется к тотальной дезориентации, связанной, как с утратой традиционных опор мышления в рамках национальных культур, так и с появлением принципиально новых социально-политических реальностей, качественно отличающихся от тех, которые осмысливались Тоффлером. Образы «идилличной глобальной деревни» рассеялись. Многие чувствуют, что на планете разворачивается нечто принципиально иное. Мы видим образы сочетания «нового варварства» с иллюзиями «прогресса человечества», – образы, задающие и одновременно маскирующие апостасийный дух времени. Но трудно не видеть выползающую из коллективного бессознательного архаику язычества и нравственную дикость, грозящие не только социальным хаосом, но и мутацией Homo sapience (появлением «нелюдей»*). Иллюзорность образов социального восприятия усиливается социальными страхами на фоне наслаждения техническими возможностями и новыми формами «свободы», в частности, «иллюзорной свободы сотового общества». Представления людей не содержат в себе осознания, что новые формы свободы могут смениться «кибер-тоталитаризмом» на основе новых информационных технологий.

* Святоотеческая традиция содержит пророчества о том, что «силы зла» выйдут из инфернальных глубин и воплотятся в людей.

Представления людей о происходящем надо рассматривать в связке содержания понятия «глобализация» и терминов, отражающих несогласие человека с заявленными или уже существующими формами «планетаризации человечества». Будем различать глобализацию – как способность цивилизации проецировать себя в планетарном масштабе (А.И. Некласса), и глобализм – как проект (далее Г-проект) по претворению в жизнь представления его участников о том, каким они хотят видеть мир. К закономерностям непроизвольной материализации психического образа с необходимостью добавляется преднамеренный момент. Г-проект становится программой нового мироустройства, в которую вовлечены колоссальные средства. Глобализация же поэтому, лишь при высокой степени неадекватности социального восприятия может восприниматься процессом, происходящим неизбежно, независимо от человеческой воли. Глобализация сегодня «пиарится» как положительная взаимозависимость в мировом масштабе, в первую очередь, экономического плана. В имаго-символосфере мы видим достаточно навязчивые образы «будущего счастливого человечества». В то же время, под «счастливчиками» почти уже нескрываемо подразумевается лишь «золотой миллиард». Картинки «счастливой жизни» вползают в сознание и подсознание людей, усыпляя распознавание возможности «неофеодального варварства». Из стран же «третьего мира» имаго-символосфера формирует образ завидующего и неспособного «правильно» работать населения, к тому же склонного к терроризму (как способу выхода протестно-завистливых чувств).

Признания же того, что «глобальная перестройка» рождает трудности, создает новые угрозы, вряд ли достаточно, чтобы успокоить взволнованных происходящим. Восприятие некоторыми людьми Г-проекта как войны против традиционных цивилизационных структур, самобытности народов*, имеет под собой основание и должно учитываться – как на уровне научного, так и церковного сознания. Наднациональный тоталитаризм под маской «глобальной демократии» в представлении многих совершенно справедливо недопустим. Поэтому актуально изучение спектра образов его опасностей, которые имеются у людей (с учетом многоплановых особенностей субъектов социального восприятия). Это поможем найти допустимую грань интенсивности, скорости и пределов «наднационального насилия» над участниками Г-проекта, и тем максимально приблизиться к естественным интегративным планетарным тенденциям.

* Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. См. также – Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999. Иеродиакон Авель (Семенов), Александр Дроздов. На рубежах веры. Изд-во «Собор», 2006.

А пока совершенно закономерно, что многоликий антиглобализм с духовно-нравственной и психологической точек зрения несет в себе общую идею протеста против все более очевидной, хотя и достаточно успешно маскируемой «новой тоталитарности». Антиглобалистические установки – это спонтанный эмоциональный ответ человека на предчувствуемый, хотя в полной мере и неосознаваемый «шок нового мира» Состав движения «антиглобалистов» – от различных маргинальных меньшинств до интеллектуальной и духовной элиты Запада, Востока и России – свидетельствует именно об этом. Антиглобализм сравнивается (А.И. Неклессой) как с «мутантом непознанной культуры», так и с ребенком, обучающимся ходить, который может стать и героем, сражающимся с очередным обличьем тоталитаризма, и драконом, пожирающим цивилизацию.

Образы «глобальной перестройки» неотъемлемы от восприятия людьми темы справедливого общечеловеческого будущего для всех народов. Представление о «нациях-изгоях», несомненно, – порождение извращенного ума. Но термин стал уже приемлемым политологическим понятием; ксенофобии в нем не усматривается. Имаго-символосфера достаточно успешно маскирует мировоззренческую социал-дарвинистскую основу «золотого миллиарда», а также нарушение баланса естественных интегративных планетарных тенденций и тенденций унификации культурного многообразия.

Представляется значимой типологизация классов социальных представлений с дополнительными в них акцентами. Например, в образах мировой политики требуется детальное исследование представлений людей о реальном политическом суверенитете государств, наций (насколько их субъектность не является лишь элементом «глобального спектакля»!), о геополитических центрах силы, включая «теневые», об оппозиции «стран золотого миллиарда» и «стран-изгоев», о демократии и защите прав человека как «дымовой завесе» установления нового мироустройства. В представлениях же об экономическом мироустройстве следовало бы выделить темы ослабления возможности защищать национальные ресурсы перед ТНК и о судьбах экономически «нерентабельного» населения.

Изучение представлений о духовно-нравственной сфере помогает видеть, что на планете идет многоплановая борьба мировоззрений (скрытая и явная), в которой переосмысляются отношения человека – к Высшей реальности, к миру и к самому себе. Через разрушающиеся традиционные моральные нормы проглядывает новая и достаточно зловещая система ценностей. Как в театре абсурда зло, традиционно понимаемое как зло, становится «добром» и, наоборот. Причем добро и зло меняются местами уже на территории зла – зло изобретает свое представление о «добре». Показательно, что именно в разрушении традиционных представлений о мире православно-христианская традиция видит основное направление удара сил, подготавливающих грядущее «царство антихриста»*. Духовные тенденции в мире вписываются в святоотеческие представления о нравственной апостасии человечества, как отходе от духовных законов жизни в антихристианство (независимо от того, будем ли мы понимать приставку анти в смысле «против», или «вместо»)**. Следовало бы поговорить и о влиянии постмодернизма, работающего на виртуализацию сознания, и тем помогающего «усыплению совести». Постмодернизм, однако, представляется многим переходным мировоззрением – идеология «нового мироустройства» будет жестко предъявлена человечеству в случае успеха Г-проекта.

* См., например, труды архиепископа Аверкия (Таушева).

Интересны образы «сетевых сообществ» – виртуализация внутреннего мира личности во многом обязана именно этим образам. Сегодня внедряются представления о том, что растворение человека в сетевых матрицах является предопределенной и прогрессивной. Недооцениваются психологические и нравственно-духовные проблемы человека в «обществе тотальной Сети». Но Сеть порождает новое личностно-психологическое состояние людей с неизвестными последствиями. Она дает, например, особые возможности сверхактивным личностям, ориентированным на власть, деньги, осуществлять честолюбивые проекты. В Сети создаются и особые условия для компенсации разнообразных глубинно-психологических комплексов людей (и эта «психотерапевтическая» роль Сети должна быть научно осмысленна). Сетевое общество предполагает также коренную реорганизацию социального управления, итог которой уже получил меткое название «компьютерного концлагеря».

Духовно-психологические особенности «сетевых структур» выводят нас на тему представлений о терроризме . Согласно представлениям некоторых людей, «теневые сетевые сообщества» способны выступать анонимным инициатором, фасилитатором, исполнителем терактов. Более того, мы выходим на тематику представлений людей о власти теневых организаций, безумных честолюбцев, наслаждающихся новой формой управления миром. «Сетевые сообщества», действительно, – неформальные, неподконтрольные, непубличные субъекты планетарных действий. Любой проект любого «теневого сообщества» способен порождать террористическую активность. Темы «сетевых сообществ» предполагают углубление вопроса о субъектах социально-политических и экономических проектов. Важнейшим измерением представлений людей о социально-политических и экономических процессах является, в частности, отражение преднамеренности и спонтанности социально-политической и экономической инициативы людей на различных уровнях.

Данная проблема, в свою очередь выводит нас на интригующий для многих вопрос о «конспирологических представлениях». Отметим, что, с одной стороны, существуют «конспирологические измышления». С другой, ясно, что принцип «этого не может быть, потому что не может быть никогда» несерьезен, ибо достаточно использовать термин «проект», опираться на социально-психологическое понятие «группового интереса», помнить о всегда существовавшей «тайной дипломатии» и деятельности спецслужб. Поэтому представления людей о каналах воздействия и реализации проектирования – чрезвычайно интересный предмет исследования. Следует говорить не только о непроизвольности (человек – лишь проводник определенных проектов без осознания этого; он включен в претворение чьих-то интересов) и преднамеренности, но и о метафизическом влиянии. Именно его возможности помогают преодолевать стереотипные идеи, как о «заговорах», так и об их отсутствии.

Существование представлений людей о метапроектном «закулисном» уровне планетарной регуляции подводит нас к еще одной важной теме – образы роли в становлении «нового мирового порядка» транснациональной элиты (с раскрытием ее структуры). Действительно, понятно, что стремящаяся воплотить свой проект видения будущего мира как элитарной глобальной иерархии, она является важнейшим фактором влияния на новое мироустройство. Образы элитарного мироустройства участвует в глобальном психоманипулировании, маскирующем социал-дарвинистский характер Г-проекта. Нравственное состояния элитарного уровня планетарной регуляции позволяет многим людям с достаточным основанием предположить, что данный уровень находится под сильным влиянием ОМФ, – т.е. соответственно, в геометрии «инвертированной пирамиды, нисходящей в инфернальные глубины».

С позиции психологии ОСЧ понятна сила «сходных систем образов социального восприятия», позволяющая людям в осуществлении некоего проекта действовать автономно в одном направлении. Именно этот психологический механизм создает иллюзию самопроизвольности реализации планов. Элитарная картина мира, существующая в головах «сильных мира сего» уже сама по себе оказывает влияние. В «узком кругу своих» используется система понятий, отражающая представление о том, каким мир должен быть, чтобы «отвечать нашим интересам». Достаточно, например, быть охваченным элитарным снобизмом, презрением к «маленькому человечку», и непроизвольно возникнет «поле коллективного элитарного единомыслия», которые будет скоординировано регулировать совместные действия. Для психологии и метафизики ОСЧ важно учитывать власть тех, в чьих руках находится производство имаго-символосферы, управляющей взглядами на мир.

В классе представлений о планетарных угрозах укажем на следующее. С точки зрения социальной психологии понятно, что новая действительность, психологически шоковая для одних, и «иллюзорно-прелестная» для других, является значимой причиной глобальной конфликтности. Отметим класс социальных представлений о переходе человечества через кризисные бифуркационные точки, с возможностью впадения в хаос с последующим возникновением нового состояния мира. Один из вариантов «управления хаосом» видится в прохождении через «тотальную дестабилизацию». Поэтому в оценке соответствующих представлений актуально изучение взаимодействия таких ее элементов, как образы контроля над миром в «новой системе мироустройства» (однополярной или многополярной), и представления о неконтролируемой «мировой апокалиптической анархии». Между полюсами можно найти образы управляемого социального хаоса (архаизации – и при успехе однополярного проекта, и при его коллапсе). Эти моменты актуальны для исследования образов сценариев развития цивилизации. Отметим, в частности, то, что образ некоего «неорабовладения» некоторыми уже не воспринимается безумной. Не шокирует и «неофеодальный» вариант, предполагающий появление «варварских заповедников гоблинов», от которых «цивилизованные страны» вынуждены будут отделяться. Отметим также то, что образы угроз несут все варианты видения будущего: стратегические инициативы на уровне представлений их авторов ожидают своего часа - “кристаллизации” и манифестации образов. В связи с данным созидающим потенциалом ОСЧ подчеркнем, что конкуренция «проектов мировидения» на фоне форм сопротивлений им способна породить самые различные конфигурации будущего человечества – в том числе достройки и падения «Нового Вавилона».

В то же время возможности противодействия психоманипулированию представлениями людей существуют. Прежде всего, это усиление образов духовно-нравственной семантики, помогающей на уровне ОСЧ соблюдать баланс тенденций планетарной интеграции и сохранения уникальности национально-культурной самоидентификации личности. Однако главное – это осознание себя как Образа и потенциального подобия Божьего. Именно в этом качестве человек способен сопротивляться злу в имаго-символосфер

Статья перепечатана с сайта http://dusha-orthodox.ru