Со скольки лет мцыри жил в монастыре. С кем произошла схватка Мцыри в лесу? Каково было последнее желание юноши

«Мцыри» - это лирическая поэма Лермонтова. Она была написана в 1839 году и опубликована год спустя в сборнике под названием «Стихотворения М.Лермонтова». Один из современников Михаила Юрьевича - критик В.Белинский - писал, что в этом произведении отражен «любимый идеал нашего поэта». Об одном из прекрасных образцов классической романтической русской поэзии - поэме «Мцыри» - будет рассказано в этой статье.

История написания

«Мцыри» - это произведение, написанное под впечатлением от жизни на Кавказе. Прототипом сюжета поэмы послужила история из жизни горцев, услышанная Лермонтовым в 1837 году, во время первой ссылки. Михаил Юрьевич, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, познакомился в Мцхете с одиноким монахом. Тот поведал ему историю своей жизни. Священнослужитель в детстве был пленен русским генералом и оставлен в местном монастыре, где провел, несмотря на тоску по Родине, всю свою жизнь.

Некоторые элементы грузинского фольклора мог использовать в своем произведении М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» в своем сюжете содержит центральный эпизод, в котором герой борется с барсом. В народной грузинской поэзии существует тема схватки юноши и тигра, нашедшая отражение в другой знаменитой поэме - «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.

Название и эпиграф

В переводе с грузинского языка «мцыри» - это «неслужащий монах», «послушник». У этого слова имеется и второе значение: «чужемец», «пришелец из чужих краев». Как видим, Лермонтов выбрал для своей поэмы наиболее подходящее название. Интересно, что первоначально Михаил Юрьевич назвал свою поэму «Бэри», что по-грузински означает «монах». также претерпел изменения. Сначала Лермонтов использовал для него фразу: «On n’a qu’une seule patrie» ("У каждого есть только одно отечество"), однако позже поэт избрал для эпиграфа выдержку из 1-ой Книги царств (14 глава): «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Эти слова символизируют собой нарушение естественного хода вещей.

В поэме «Мцыри», содержание которой известно многим российским читателям, рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы. Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей. Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет. Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.

Жанр и композиция поэмы

Множество произведений о жизни на Кавказе написал Лермонтов. Поэма «Мцыри» - одно из них. Кавказ у поэта ассоциируется с территорией безграничной вольности и свободы, где человек имеет возможность проявить себя в схватке со стихией, слиться с природой и подчинить ее собственной воле, выиграть бой с самим собой.

Сюжет романтической поэмы сосредоточен вокруг чувств и переживаний одного лирического героя - Мцыри. Форма произведения - исповедь - дает возможность наиболее правдиво и глубоко раскрыть душевный облик юноши. Композиция произведения типична для такого рода поэм - герой поставлен в необычные обстоятельства, монолог-исповедь занимает главное место, описывается внутреннее состояние человека, а не внешняя обстановка.

Однако есть и отличия от типичного романтического произведения. В поэме нет недоговоренности и недосказанности. Здесь точно указано место действия, поэт информирует читателя об обстоятельствах, которые привели юношу в монастырь. Взволнованная речь Мцыри содержит последовательный и логичный рассказ произошедших с ним событий.

Природа и действительность

Поэма «Мцыри» - это не только психологически достоверное изложение внутренних переживаний главного героя, но и великолепное описание грузинской природы. Она является живописным фоном, на котором разворачиваются события в произведении, а также служит инструментом для Реакция юноши на грозу, когда он «обняться с бурей был бы рад», описывает его как человека необузданного и смелого, готового к битве со стихией. Душевное состояние героя в тихое утро после грозы, его готовность к постижению тайн «неба и земли» характеризует парня как человека тонкого и чувствительного, способного видеть и понимать прекрасное. Природа для Лермонтова - это источник внутренней гармонии. Монастырь в поэме - символ враждебной действительности, заставляющей сильного и неординарного человека гибнуть под воздействием ненужных условностей.

Предшественники в литературе

Поэма «Мцыри», герои которой описываются в этой статье, имеет несколько литературных предшественников. Похожая история, повествующая о судьбе молодого монаха, описывается в поэме «Чернец» И. Козлова. Несмотря на аналогичное содержание у этих произведений разная идейная составляющая. В поэме Лермонтова просматривается влияние декабристской литературы и поэзии И.В. Гете. «Мцыри» несет в себе мотивы, которые уже появлялись в ранних произведениях поэта: «Боярин Орша» и «Исповедь».

Современники Лермонтова заметили сходство «Мцыри» с «Шиньонским узником» Байрона, переведенным на русский язык Жуковским. Однако герой ненавидит общество и желает остаться в одиночестве, тогда как Мцыри стремится к людям.

Критика

Самые лестные отзывы получил от критиков М.Лермонтов. «Мцыри» покорил литературоведов не только идейным содержанием, но и формой изложения. Белинский отмечал, что с мужской рифмой, которым написано произведение, «звучит и отрывисто падает, как удар меча», и этот стих гармонирует с «несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

Современники Лермонтова с восторгом вспоминают о чтении «Мцыри» самим автором. в «Знакомстве с русскими поэтами» описывал сильное впечатление, которое получил от прочтения Михаилом Юрьевичем этой поэмы в Царском Селе.

Заключение

«Мцыри» - это лучшая поэма М.Ю. Лермонтова. В ней поэт продемонстрировал свое стихотворное мастерство и выразил идеи, которые были близки его мятежной натуре. Страсть и сила, с которой Михаил Юрьевич описывал страдания юноши, способного на великие свершения, но вынужденного прозябать в тишине монастырских стен, безусловно, выражают сокровенные переживания самого автора. Каждый из нас теперь может перечитать «Мцыри», проникнуться мощью и красотой этого удивительного произведения и… прикоснуться к прекрасному.

Сочинение

Тема: Мцыри: В чем видит Мцыри счастье и смысл жизни(М. Ю. Лермонтов)

Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская

натура у этого Мцыри?

‘’Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. М.Ю. Лермонтов пытается найти образ героя-бойца, и находит его в образе мальчишки Мцыри, в котором он передает читателю все свои чувства и переживания, воплощает лучшие черты людей своего времени.

Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины.

После того как Мцыри попал в монастырь, и его выходил один монах, перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое свое существование в мрачных стенах монастыря. Мцыри чувствовал себя в неволи. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять его. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Мцыри очень ценит те три дня, которые он пробыл на воле. Мальчик убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждое явление природы, на каждое поле, на каждый кустик, травинку. Он увидел горные хребты своей родины. В произведении горы сравниваются как люди, которые хоть и близко, но не со всеми можно объединиться. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей. Важным эпизодом в поэме является встреча с грузинской девушкой. Мцыри готов к любви, но он отказывается от этого ради цели пройти в родную страну.

В произведении также есть эпизод схватки Мцыри с барсом. Юноша видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

В скитаниях, Мцыри окончательно уверовал, что на свободе несмотря на все невзгоды жизнь действительно прекрасна, а главное узнал себя, поверил в свои возможности.

Герой сломлен физически, но духовно не побежден, об этом свидетельствует желание Мцыри похоронить его в саду, из которого виден горный хребет, видна его родина.

В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

Ответ оставил Гость

1) каков сюжет поэмы?
Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо­го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот мо­настырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык» , «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет» , как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.
2)что дает для понимания характера героя 2ая глава?
В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.
3)почему повествование передается Мцыри? Это монолог-исповедь героя. Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.
4)какова композиция поэмы?
Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.
5)какова цель побега Мцыри? Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монашеского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели ― вернуть родину и свободу.
6)какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри вы считаете особенно важными?
С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.
7)почему погиб Мцыри?
Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его заве­щание. Поняв во время скитаний, что «на родину сле­да не проложить уж никогда» , послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Единственное, о чем сожалеет герой, что его
«труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной, повесть горьких мук» его
«не призовет меж стен глухих
Вниманье скорбное ничье на имя темное» его.
Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью, - о Родине.
8)Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.
9)
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
(Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря).
10)
Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?
(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! (Что делала я на воле - Жил…)

Контрольный тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»(8 класс)

1 Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин В) древнерусских летописей

Б) Библии Г) стихотворения Горация

2 В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

3 Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь

Б) элегия Г) притча

4. Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь В) барса

Б) Кавказ Г) девушку-грузинку

5. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

6. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

А) анапест В) амфибрахий

Б) дактиль Г) ямб

7 Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря В) бой с барсом

Б) встреча с грузинкой Г) гибель Мцыри

8 В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование Г) утверждение своей правоты

Б) смирение, покаяние В) грусть, размышления

9 Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

В) связь с историей России

Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

10 В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

11 Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

12 Какова форма поэмы «Мцыри»

а) рассказ героя

б) исповедь героя

г) рассказ монаха о Мцыри

13 Зачем в поэме «Мцыри» эпизод встречи с грузинкой?

а) чтобы показать, что Мцыри чужд любви

б) для создания любовного сюжета

в) чтобы показать, что три дня на воле равнозначны всей жизни героя

г) чтобы показать, что свобода для героя важнее любви

14 На что направлена композиция произведения?

А) раскрытие характера героя

Б) раскрытие внутреннего мира героя

В) создание портретной характеристики героя

15. К какому жанру относится поэма Лермонтова?

А) психологическая поэма

Б) героическая поэма

В) романтическая поэма

Г) эпическая поэма

Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Ребёнка пленного он вёз.

Тот занемог, не перенёс

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет______

а) пяти б) шести в) семи

  1. ________! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас....

а) отец б) чернец в) старик

  1. Кругом меня цвёл ___________сад

а) чудный б) милый в) Божий

  1. Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Спутанный плющом...

а) терновник б) кустарник в) шиповник

  1. …...........Я цель одну,

Пройти в __________страну

Имел в душе, - и превозмог

Страданье голода, как мог.

а) любимую б) родимую в) хорошую

  1. И Божья благодать сошла

На _________! она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов...

а) Россию б) Грузию в) Армению

  1. ….....Угрюм и одинок,

Грозой оторванный _______

Я вырос в сумрачных стенах....

а) цветок б) росток в) листок

  1. ____________все поиски по нем

Напрасны были...

а) два дня б) три дня в) четыре дня

  1. И я был страшен в этот миг;

Как _____ пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он...

а) волк б) тигр в) барс

  1. И я, как жил, в земле ________

Умру рабом и сиротой.

а) сырой б) родной в) чужой

8 класс. Тест на знание текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Вариант 2

  1. Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был _______________

а) дом б) монастырь в) храм

  1. Ты хочешь знать,что видел я

На воле? - __________поля.....

а) чудные б) пышные в) шумные

  1. Я сам, как _________, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

а) зверь б) тигр в) барс

  1. Однажды _________ генерал

Из гор к Тифлису проезжал...

а) прусский б) русский в) польский

  1. Я мало жил, и жил в ___________

а) аду б) плену в) тюрьме

  1. Она мечты мои звала

От ________душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...

а) комнат б) келий в) залов

  1. ….............и жизнь моя

Без этих ______ блаженных дней

Была б печальней и мрачней....

а) трёх б) двух в) четырёх

  1. Держа кувшин над головой,

Узкою тропой

Сходила к берегу.

а) армянка б) осетинка в) грузинка

  1. Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Незыблемый Кавказ.

а) родной б) седой в) большой

  1. Я никому не мог сказать

Слов «отец» и «мать».

а) понятных б) священных в) любимых

Ответы.

Вариант 1

Вариант 2

Предварительный просмотр:

Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» 8 класс

  1. Эпиграф к поэме «Мцыри» взят из:

а) былин; б) Библии; в) древнерусских летописей; г) стихотворения Горация.

  1. В чём заключается смысл эпиграфа:

А) восстание против судьбы; б) раскаяние, безнадёжное смирение; в) защита прав человека на свободу.

  1. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:

А) побег из монастыря; б) встреча с девушкой; в) бой с барсом; г) гибель Мцыри.

  1. В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование; б) смирение, покаяние; в) грусть, размышления; г) утверждение своей правоты; д) призыв отказаться от бесплодной борьбы.

  1. Почему местом действия выбран Кавказ:
  1. В чём заключается основная идея произведения:

а) отрицание религиозной морали смирения; б) тоска по воле; в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти; г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

  1. Определите стихотворный размер, использованный в отрывке:

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом…

а) анапест; б) дактиль; в) амфибрахий; г) ямб; д) хорей.

  1. Мцыри совершает побег из монастыря: а) во время грозы; б) ночью, когда все спят; в) во время очередного богослужения, когда все находятся в церкви; г) на рассвете.
  2. О ком идёт речь: Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать?

а) Мцыри; б) монах; в) генерал.

10. Для создания художественного образа Лермонтов использует в выделенных сочетаниях « Как серна гор , пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник »:

а) эпитет; б) сравнение; в) метафору; г) аллегорию; д) гиперболу.

11. С каким зверем встречается Мцыри в лесу:

А) тигром; б) пантерой; в) барсом; г) львом.

12. О ком идёт речь: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу»:

А) барс; б) Мцыри; в) монах.

13. Укажите местоположение монастыря, в котором томился Мцыри:

А) при стечении Арагвы и Куры; б) при стечении Риони и Терека; в) при стечении Куры и Терека.

14. Какова роль описаний природы в поэме:

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе; б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу; в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю; г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

15.Выделите черты романтизма в поэме:

а) бурная, неистовая природа; б) гибель героя; в) герой одинок и не понят миром; г) введение сна героя в сюжет поэмы; д) мотив борьбы, мятежа.

16. Главной философской проблемой поэмы является проблема:

А) добра и зла; б) веры и богоборчества; в) смысла жизни


    О какой жизни говорит Мцыри, когда на вопрос монаха он отвечает: «Я жил…»? Что герой вкладывает в это слово?

    Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри.

    Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

    Для чего вводит Лермонтов сцену с барсом, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?

    Сформулируйте главную тему произведения.

    Кто такой Мцыри? Как сложилась его судьба?

    О чем мечтает Мцыри, живя в монастыре? Какую клятву дает себе Мцыри?

    Почему для него неприемлема жизнь в монастыре? Можно ли сказать, что монахи являются его врагами?

    Каковы главные черты в характере Мцыри? В каких эпизодах поэмы они раскрываются ярче всего? Что смог узнать о себе Мцыри во время побега?

    Как воспринимает Мцыри свое поражение? Разочаровался ли он в своих мечтах? Какую цену он готов платить за свободу? Какова его последняя просьба?

    Почему в произведении так много места занимают описания природы?

    О какой жизни говорит Мцыри, когда на вопрос монаха он отвечает: «Я жил…»? Что герой вкладывает в это слово?

    Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри.

    Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

    Для чего вводит Лермонтов сцену с барсом, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?

    Сформулируйте главную тему произведения.

    Кто такой Мцыри? Как сложилась его судьба?

    О чем мечтает Мцыри, живя в монастыре? Какую клятву дает себе Мцыри?

    Почему для него неприемлема жизнь в монастыре? Можно ли сказать, что монахи являются его врагами?

    Каковы главные черты в характере Мцыри? В каких эпизодах поэмы они раскрываются ярче всего? Что смог узнать о себе Мцыри во время побега?

    Как воспринимает Мцыри свое поражение? Разочаровался ли он в своих мечтах? Какую цену он готов платить за свободу? Какова его последняя просьба?

    Почему в произведении так много места занимают описания природы?