Ребенок нарушает дисциплину на уроке методические советы. Дисциплина в классе, или как наладить отношения с маленьким вождем. Как решить проблему

Инструкция

Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

Разнообразьте методы и средства обучения на уроке . Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не ограничивайтесь общением только с сильными учениками.

Уважайте личность ребенка. Не допускайте уничижительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом , пусть он даже и отъявленный и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.

Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.

Заведите традицию оценки за поведение после каждого урока, поддерживайте связь с родителями учащихся, ставьте в известность школьное начальство, если вы сами уже не можете контролировать ситуацию с поведением учащихся.

В неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы можете поставить в двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Необходимо различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.

С трудностями налаживания дисциплины на уроках сталкиваются как молодые, так и опытные педагоги. Отсутствие дисциплины негативно сказывается на усвоении материала. Как наладить контакт с детьми, воспитать в них дисциплинированность и ответственность?

Инструкция

Отсутствие дисциплины на уроке у педагога нередко , когда в есть неразрешенная конфликтная ситуация, для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между учителем и учениками. Обратитесь за помощью к психологу или к социальному педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.

Отсутствие дисциплины на уроках чаще всего наблюдается в 6-8 , когда ребята вступают в переходный возраст. Для того чтобы в классе на уроке была рабочая атмосфера, мотивируйте ребят на активную деятельность. Проводите интересно - они должны быть разнообразными по типу и форме. Запланируйте такие уроки, как урок-путешествие, урок-суд, интегрированный или дифференцированный уроки.

Заинтересуйте ребят темой урока. Проведите экскурсии на предприятия или в перед занятиями. Например, изучая каучука на уроке , сходите с учащимися на производство, изготавливающее изделия из каучука. Все это вызовет интерес к материалу, изучаемому во время урока - проблем с лдисциплиной у вас не возникнет.

Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.

Поддерживайте контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации только в экстренных случаях. Таким путем вы сможете добиться поведения лишь на некоторое время.Если хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших уроках, налаживайте отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята посчитают, что им все дозволено. Любите - они очень хорошо чувствуют это.

У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно ели он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию.

Инструкция

Как только вы заметили, что ученики начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними делами, смените тему разговора. Если вы объясняли способы решения сложных задач или , переходите к практике. Вызовите к доске тех, кто больше всех мешал проведению урока. Напишите или формулу и попросите ребят решить их. Обязательно подсказывайте, если эти задания ученики видят впервые.

Если вы преподаете в младших классах, отсутствие дисциплины на может говорить о том, что дети просто устали на одном месте в одной позе. Проведите небольшую зарядку. Пусть ученики встанут возле парт, поднимут руки , опустят вниз. Сделают несколько приседаний. Побегают столов паровозиком. Во время упражнений включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на . Пять физической разрядки вполне хватит, чтобы оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии.

Завоевывайте авторитет у . Не ругайтесь, не повышайте голос. Спокойно и строго объясните, почему нужно сделать так, как говорите вы. Старайтесь к каждому школьнику найти свой подход. Станьте ребятам старшим товарищем, на которого можно во всем положиться. Тогда они начнут уважать вас и тот предмет, который вы преподаете.

Разнообразьте учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия, придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда ваши станут интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее нарушителями.

Видео по теме

Полезный совет

Лучше всего налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино, выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых, заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не доставлять им беспокойства.

В семье ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.

Инструкция

Помогите ребенку повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом. Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.

Воспитывайте в своем ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.

Прививайте ребенку чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или подкормите дворовую собаку.

Не обсуждайте при малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.

Встречайтесь с учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка. Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение, кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение, воспринимается детьми как заигрывание с учителем.

Если все предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более профессиональные методы.

Видео по теме

Полезный совет

В школе действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу, каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный коллектив.

С трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими советами.

Инструкция

В процессе занятия преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что происходит в , уметь следить за успехами каждого ученика. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше , избегать того, чтобы некоторые из них оставались без внимания. На уроке каждый должен иметь собственное задание. Например, если один из учеников решает на доске, то остальная аудитория должна это в тетради, если один из них справился раньше остальных, то преподавателю нужно держать наготове другую интересную работу.

Каждый учитель должен помнить о том, что ритм жизни его и учеников различен. Зная это, педагог по возможности ведет занятие так, чтобы постоянно двигался вперед, без ненужных остановок, в гибком темпе. В «сильных» группах, в которых ученики чрезмерно энергичны и шумливы, преподаватель должен избегать бесполезных остановок, иначе они быстро потеряют интерес и начнут развлекать себя

Советы, памятки

ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКЕ

1. На уроке преобладают доброжелательные и деловые отношения.
Учитель обращается к ученикам в спокойном и дружеском тоне.

Выслушивает их мнения, вопросы, предложения. Старается учиты­вать их на следующих уроках. Атмосфера урока зависит от эмоцио­нального состояния учителя и учащихся. Улыбка или шутка учителя оказываются иногда лучшим стимулом к работе, снимают напряже­ние и усталость.

2. Сохраняется в течение всего урока рациональный, относительно
устойчивый порядок. Педагогическая мудрость гласит: «Точным на­
чалом урока учитель заслуживает уважение, а точным окончанием -
любовь своих учеников!».

Учитель не должен суетиться во время урока. Он должен перед его началом убедиться, все ли средства обучения подготовлены и лежат или висят на своих местах. Следует привлекать учащихся к ответственно­сти за внешний порядок в классе, за его чистоту.

3. Учащихся целеустремленно и настойчиво побуждают к актив­
ности.

При ведении урока обращайтесь ко всему классу. Все вопросы, обра­щения, замечания и задания адресуйте сначала ко всему классу. Сде­лайте небольшую паузу для обдумывания, а потом вызывайте ученика. Дайте возможность остальным стать соучастниками беседы, оценить от­вет, дополнить его.

4. Требуйте само собой разумеющихся действий последовательно
и твердо. Не впадайте в командирский или упрашивающий тон.

5. Соблюдайте верный стиль и тон обращения учащихся. Особен­
ности стиля и тона педагога: деловитость, приветливость, сдержан­
ность. Не стоит одних учеников называть по имени, других - по фа­
милии.

Учащихся старших классов надо называть на «Вы» и по именам.

6. Постоянно следите за тем, какое впечатление производят ваши ма­
неры, поведение и внешность.

Не давайте поводов для обсуждения ваших манер, одежды и при­чески.

7. Анализируйте свое поведение, помните о тех своих действиях, ко­
торые невольно привели к неудачам учащихся. Их можно было избе­
жать.

8. Действенность поощрения или наказания зависит от того, прини­
мает ли их ученический коллектив . Нельзя перехваливать или захва­
ливать детей, нельзя постоянно порицать их.

Нельзя учителю быть вспыльчивым.

9. Работайте с родителями, но не перекладывайте проблему с дисци­
плиной на них. Учитель продумывает систему воспитательных мер
и точно определяет долю помощи в ней родителей.

10. Воспитание дисциплины - это воспитание отношений в коллек­тиве.

Пусть обеспечение и развитие дисциплины будут делом самих уче­ников.

Учителю надо знать и предусмотреть заранее те ситуации урбка, в которых особенно велика опасность срывов дисциплины. Критически­ми ситуациями считаются те моменты урока, в которых дисциплина: учащихся отличается наибольшей неустойчивостью. К таким ситуаци­ям относятся:

Начало урока;

Устная проверка заданий;

Момент оценки и выдачи работ;

Проверка домашнего задания;

Разъяснение организационных вопросов;

Классный руководитель:

Цель собрания: сформировать у детей правильные представления о доброте и милосердии, пробудить их к добрым поступкам и полез­ным делам.

Подготовка:

1. Разработка хода собрания советом дела.

2. Оформление класса творческой группой.

3. Заседание родительского комитета совместно с активом класса:
обсуждение хода собрания; выбор ситуаций для обсуждения; состав­
ление вопросов для групп; обсуждение памятки для детей.

План собрания:

Родители и дети объединяются в группы по 8-10 человек.

1. Вступление классного руководителя о теме, цели собрания, не­
обходимости его проведения.

2. Работа в группах:

2.1. Каждая группа получает пакет, в котором предложена ситуа­
ция. Дается время для обсуждения и выработки мнения в группе.

Например, одна из ситуаций.

Из письма матери:

«У меня есть дочь, которую я очень люблю. Но вот я заболела. Про­шу дочь сходить в аптеку и заказать лекарство. А она мне отвечает, что ей некогда. До того мне стало больно. Откуда такая черствость?»

А как вы думаете, откуда такая черствость?

2.2. Вопросы для коллективного обсуждения:

У многих из нас есть бабушки и дедушки. Давайте припомним,
только честно, всегда ли мы внимательны к ним, всегда ли уважаем
их возраст.

Человек рождается и умирает. Если после его смерти что и оста­
ется на земле, так это добрые дела, которые он сделал для людей. А
что доброго сделали мы?

Милосердие! Что означает это слово? Всегда ли мы милосердны
друг к другу?

3. Самооценка с помощью цветограммы на доске по следующим
вопросам.

3.1. Делаешь ли ты добро людям?

а) Всегда; б) иногда; в) никогда; г) не знаю.

3.2. Причиняешь ли ты зло, неприятности людям?
а) Не делаю; б) иногда делаю; в) делаю; г) не знаю.

4. Подведение итогов самооценки и определение проблем, над ко­
торыми школьникам и родителям необходимо работать в будущем.

Памятка:

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой посту­пок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим было хорошо.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным . Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и пони­май мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сер­дцем, чистой душой.

Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправед­ливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других, причиняет зло людям».

6. Выработка и коллективное обсуждение решения собрания:

6.1. Собрать библиотеку из детских книг и подарить ее детскому
дому.

6.2. Изготовить на уроках труда игрушки для подшефного детско­
го сада.

6.3. В микрорайоне школы в праздничные дни вывешивать по­
здравления.

6.4. Организовать выход в театр и последующее обсуждение спек­
такля на совместном собрании родителей и учеников.

Занятие учащихся и родителей «Учимся общению»

(средняя школа № 63 г. Ярославля, 6 класс) Классный руководитель:

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

И. Лафатер, швейцарский писатель, XVIII в.

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относи­лись к тебе».

Ф. Честерфилд, английский писатель, государственный дея-1733)

Цель собрания: привлечь внимание родителей и детей к проблеме общения друг с другом и другими людьми: побудить к бесконфликт­ному поведению в наиболее типичных ситуациях, возникающих меж­ду родителями и детьми; вызвать стремление у детей и родителей учиться искусству общения; доброжелательно и уважительно отно­ситься друг к другу, понимать друг друга.

Подготовка:

1. Учащиеся пишут ответы на два вопроса: 1) В каких ситуациях у
тебя чаще всего возникают конфликты с родителями? 2) Что больше
всего тебя волнует в отношениях между учащимися нашего класса?

2. Школьники оформляют плакаты, рисунки на тему: «Как мы
общаемся»

Классный руководитель и психолог по результатам опроса уча­
щихся отбирают наиболее типичные ситуации для обсуждения.

4. Родительский комитет готовит наглядное и музыкальное оформ­
ление занятия.

5. Формируются смешанные группы родителей и детей, с учетом
контактов семей.

План занятий:

1. Вступление ведущего, определяющее цель занятия и причины
его проведения.

2. С помощью рисунков дети и родители представляют свое пони­
мание слова «общение».

3. Определяется значение слова «общение» по толковому и психо­
логическому словарю (записано на доске).

4. Анализируются анкеты родителей, учащихся, и на основе этого
выделяются две группы наиболее типичных конфликтных ситуаций
в их общении: а) родители - дети; б) девочки - мальчики.

о. Обсуждаются ситуации «родители - дети» в группах, где пред­ставители от групп, а также все желающие высказывают свое мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или педагог делают обобщение, дают советы.

Ситуации для обсуждения:

1 ситуация: «Требуем добросовестности в выполнении домаш­
них заданий. Требование выполняется не всегда, ребенок выра­
жает недовольство, иногда возникает ссора. Как быть? Ведь
очень хочется, чтобы ребенок хорошо учился и не пропадало
желание ходить в школу».

2 ситуация: «Как правильно организовать домашний труд, что­
бы не приходилось ссориться из-за невыполнения домашних
обязанностей».

3 ситуация: «Хочется гулять, но родители не отпускают. А если
у меня встреча с каким-нибудь человеком? И наоборот, когда
не хочу, отправляют гулять» или «Бабушка не отпускает гу­
лять, а все уроки сделаны».

4 ситуация: «Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а мне

хочется другое. Часто я настаиваю на своем, а они сердятся».

6. Музыкальная пауза-раздумье, во время которой участники со­
брания просматривают плакаты и рисунки детей. Вот некоторые из
них: «Мои дорогие мама и папа. Устраните, пожалуйста, хоть один
дефицит - дефицит общения со мной», «Крик, ремень и подзатыль­
ник - - это вечно под рукой, но умнее мы не станем, да и вам ведь не
покой».

7. Обсуждение отношений «Девочки - мальчики».

1 ситуация: «Называют все, даже иногда девочки, друг друга по фамилии. Неприятно! Посоветуйте, как добиться, чтобы ребята называли друг друга только по именам. Особенно девочки - мальчиков, мальчики - девочек!»

ситуация: «Можно ли дружить группами, а то иеогх»
вочки дружат и никого к себе не допускают?»

3 ситуация: «Мне стыдно, когда ссорятся девочки. Они оч
сто между собой разговаривают грубо, могут оскорбить,
чать друг на друга. Мне больно, когда девочки из нашего
спорят и ругаются».

4 ситуация: «Мальчик ударил девочку. Мальчики не видят в де­
вочках слабый пол и не хотят им уступать. Волнует агрессив­
ность мальчиков. Мне стыдно, когда в нашем классе мальчики
бьют девочек. А я стою рядом и ничего не могу поделать...»

9. Анализ результатов работы групп педагогом и психологом, до­
полнение составленных материалов их советами.

10. Комментарий психолога к наиболее интересным рисункам уча­
стников (об их представлении понятия «общение»), выводы, обобще­
ния.

11. Подведение итогов занятия: что узнали нового, что было наи­
более интересным и полезным; выводы, которые вы сделали сегодня
для себя; что не понравилось, не удовлетворило вас; ваши предложе­
ния на будущее.

Как показывает опыт, родители и учащиеся могут взаимодей­ствовать в различных видах деятельности. Успешность этого вза­имодействия зависит от позиций педагогов, их понимания важ­ности работы не только с ребенком, но и с семьей в целом.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенности взаимодействия педагогов и родителей?

2. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаимодействия
педагогов и родителей.

3. Как педагоги могут способствовать развитию отношений меж­
ду родителями и детьми?

§ 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1

Сущность процесса самовоспитания

В гуманистической педагогике главным субъектом воспи­тания является сам ребенок, поэтому в качестве важного усло-

43 этом параграфе с любезного согласия использованы материа­лы его исследования по проблеме стимулирования самовоспитания учащихся

Вопрос психологу: Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, советом. Я работаю в школе учителем информатики, но педагогического образования не имею. Я не могу наладить дисциплину на уроке.

Ученики могут опаздывать на уроки, входить и выходить без разрешения, включать громкую музыку на уроке. На мои замечания не реагируют, карательные меры в виде двойки в журнале их не пугают.

Создается такое ощущение, что учителя для них просто нет в классе. Я не знаю, как организовать учащихся, настроить их на работу в начале урока, как сконцентрировать их внимание.

К урокам стараюсь готовить красочные презентации, подбираю интересные примеры от жизни. Веду уроки в 8-10 классах. Могу предположить, что причины кроются:

  • в недостаточности моего опыта
  • в том, что приходится работать с детьми подросткового возраста
  • в силу моего молодого возраста (26 лет) учащиеся не воспринимают меня как учителя.

Умоляю, помогите, как наладить контакт с учениками?

Наталья, 26 лет

Ответ психолога: Здравствуйте, Наталья!

Почему одни учителя заходят в класс – и ученики замирают в предвкушении? Почему другие заходят – и становится шумнее: их как будто провоцируют. Думаю, дело не только в возрасте или опыте учителя.

Помню, у нас в школе появился молодой учитель сразу после института. Разница в возрасте у нас с ним была лет 6, но уже после первого урока мы приняли его именно как учителя, как авторитет.

Был и другой пример: учитель, много старше нас, с приличным опытом преподавания, смогла провести у нас всего два урока, после чего отказалась работать с нами.

Я хорошо помню, как она пыталась нас «вразумить»: мы стояли после звонка, она стояла тоже и все ждала, когда же шум стихнет, и мы успокоимся.

А все, видя, как ее раздражает эта ситуация – шумели еще больше. Думаю, когда учитель сильно переживает и волнуется – ученики это считывают. И провоцируют учителя на эмоциональный взрыв.

Подростковый возраст – конечно же, непростой. Если маленькие дети воспринимают взрослых как авторитет только потому, что взрослые – старше, то с подростками такое не проходит.

Для них куда большее значение имеет мнение ровесников, а не опыт более старших людей (родителей, учителей). Поэтому авторитет у подростков нужно именно заслужить.

Но заслужить его нельзя каким-то панибратством: это дешевый авторитет, который не имеет под собой реальных оснований. Важна внутренняя уверенность в том что

  • вы заслуживаете уважения
  • вы можете многому научить своих учеников
  • ваши подростки тоже заслуживают уважения.

Возможно, главная задача сложившейся ситуации – это не научить детей информатике, а извлечь более важные жизненные уроки.

Можно попробовать в вашей ситуации проговаривать свои чувства. Ну например, когда ученики включают музыку – вам становится обидно.

Сказать об этом можно в форме «Я-сообщения»: «Когда во время урока громко включают музыку – мне становится обидно, потому что в такие минуты я чувствую неуважение к себе. Я бы хотела, чтобы на моих уроках было тихо».

Важно говорить это с уважением к себе, с уважением к ученикам. И это не должно быть в форме упрека или обвинения «ах вы, негодяи, делаете мне больно!»

Достигается это за счет того, что в приведенной формулировке отсутствуют местоимения «ты», «вы». Только «я». Конечно, говоря о своих чувствах – мы рискуем.

Но с другой стороны, это делает нас более открытыми, это убирает нашу защиту и это то, что в результате нас делает ближе к другим людям.

Это – как жест доброй воли «я хочу стать к вам ближе». И если этот жест – искренний и открытый, другие люди скорее всего сделают ответный шаг.

Предлагаю Вам также посетить тренинг для родителей и педагогов «Секреты детского поведения».

Успехов вам!

С Уважением, психолог Наталья Родионова

УЧЕНИЧЕСКАЯ ГАЛЁРКА: ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ

«Режиссура урока» (В. Букатов, М. Ганькина)

Очень часто на задних партах класса во время урока имеется постоянный источник шума, что-то нечто галёрки. Это постоянно требует повышенного внимания, отрывает время от урока. Предлагаем несколько неординарных способов обыграть эту ситуацию и нормализовать дисциплину на уроке. Игровая неотложка в восьми подсказках.

ПОДСКАЗКА №1 Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка превратится в партер.

Но это не значит, что первые парты тут же превратятся в галерку. (Первые парты – это особые парты, хотя бы потому, что там доска и учительский стол, так сказать, «постоянные величины») Более того, их внимание к вам повысится, вы увидите это по повороту детских голов на 180 градусов.

ПОДСКАЗКА №2 Галерка бывает особенно громкой (шумной), когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шёпот или на басы . Не смущайтесь, если несколько первых реплик потонут в общем гаме. Продолжайте, как ни в чём небывало, и ученики постепенно, один за другим реагируя на привычное, начнут-таки к вам прислушиваться. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом всё медленней и медленней – увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь те, что под ударением). В любом случае смена звукового ряда вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.

ПОДСКАЗКА №3 Когда ситуация урока уже вышла из-под контроля и класс, как говорится, стоит на ушах, учителю иногда полезно сделать что-нибудь экстраординарное : например, внезапно сесть на корточки (или, наоборот, влезть на стул, написать что-то на доске) и как ни в чём не бывало продолжать урок оттуда.

ПОДСКАЗКА №4 Галерка – это, прежде всего, нерабочая атмосфера. Поэтому полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость . Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определённого цвета или качества (или с определённой буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, чур, нельзя!

А можно провести эстафету с мелом у доски. Задание: написать любую букву или цифру – какой ряд быстрее? Чем проще задание, тем лучше.

Конечно, можно привязать эстафету и к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда пишет на доске формулу по физике) Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.

Напоминаем, что популярная детская игра «Испорченный телефон» также строится на принципе эстафеты. В классе это можно сделать так: какое-то слово пускается по среднему ряду, а крайние ряды «Ловят слово», то есть пытаются его отгадать.

ПОДСКАЗКА №5 Предложите ребятам объединиться в несколько команд . Кто-то всё равно может выпасть из работы. Но в малой группе и проблемы галерки тоже малые.

ПОДСКАЗКА №6 В разгар неделового шума попробуйте чётко произнести: «Все встали!» - и встать самому . (Или наоборот: «Все сели!» - и сесть самому.) Если до этого вы стояли, то предварительно сесть (и наоборот).

Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и так далее). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.

ПОДСКАЗКА №7 Начните задавать «нарушителям» конкретные вопросы : «Хочешь выйти? Выходи!» но это надо делать абсолютно деловым тоном, не впадая в амбиции и выяснение отношений.

Или: «Устал? Ну, пойди отдохни, поиграй на коврике…»

Или: «Давайте все послушаем, о чём это там говорят Петя и Вася. Наверное, о чём-то важном?..»

Но помните, что эти варианты – какими бы элегантными они ни казались – в конечном счёте работают на запугивание. Выделить кого-то одного – чтоб ему стало неловко – значит работать не на объединение класса, а на его разъединение.

ПОДСКАЗКА № 8 Хорошо налаживают общий ритм работы упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий . Один из вариантов «Дружного эха» «Кто меня слышит» поможет ученикам, по той или иной причине выпавшим из контекста урока, испытать азарт, а вместе с ним желание включиться в общую работу и понять суть происходящего.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

Увы, учитель сам подчас создаёт галерку. Ведь шум на уроке – это расплата за то, что учителя устраивает тихая партизанская жизнь в классе (помните, как мы сами читали под партой «трёх мушкетеров» и делали домашнюю работу?), не имеющая отношения к предмету, но и не мешающая учителю мирно проводить своё урочное время или с энтузиазмом читать лекцию продвинутым.

Тихая галерка кочует по всему классу: тог на первой парте, то на четвёртой, то на последней кто-то да выключен из урока. Почему? Да потому, что на уроке не занят делом (точнее, учителю не удалось занять его делом).

Громкая галерка самозарождается по этой же причине – когда дети не заняты делом. Получается, что тихая партизанская жизнь и шумная галерка – это две стороны одной медали, симптомы одной и той же болезни.

Однако дырку в зубе анальгином не лечат! Можно, конечно, на какое-то время утихомирить боль, но она обязательно вернётся, и с новой силой.

Так что экзотические меры (например, №3 или №6) – это, конечно, здорово. Но давайте же и профилактику делать.

ПОДСКАЗКА № 9 «КТО МЕНЯ СЛЫШИТ»

В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе поднос учитель говорит почти шёпотом: «Кто–о меня –я слы-ы-ышит…поднимите левую руку». Некоторые ученики наверняка начнут прислушиваться.

А учитель продолжает: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит… погладьте себя по плечу». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - всё так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, - постучите по столу три раза». Раздаются рикошет лёгких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовёшься.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - дотроньтесь правой рукой до правого плеча соседа»

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит…встаньте» Все дружно встают. В классе идеальная тишина: муха пролетит – слышно будет.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Все собраны.

Режиссёрский комментарий. Как уже отмечалось, этот игровой приём был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада.

Но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками. При условии неожиданных и разнообразных заданий-движений (почесать нос, погладить себя по голове, послать воздушный поцелуй, залезть под парту и т.п.). Конечно, в первый раз начинать нужно с простенького, а уж потом вовсю «поддавать» игрового жару!

ПОДСКАЗКА № 10 «РУКИ-НОГИ»

На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

Режиссёрский комментарий. Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен чётко подчиняться «нехитрым» командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

«Руки-ноги» можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит.

Методический семинар

для преподавателей

"Дисциплина на уроке"

С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.

С. Соловейчик

1. Введение.

С поступлением школьника в училище изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в училище.

Процесс воспитания обучающихся в этом возрасте (особенно обучающихся 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии обучающегося, которые влекут за собой изменения в его поведении. У обучающихся отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Обучающий, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у обучающихся понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина - это подчинение. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва "Первое сентября", 20002 г.)

Дисциплина обучающихся на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина обучающихся характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

2. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.

1. Занятость каждого обучающегося делом . Преподаватель понимает, что "владеть ситуацией" на уроке - значит вовлечь как можно больше обучающихся в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких обучающихся. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один обучающийся отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого обучающегося. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1).

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и обучающегося различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых "сильных" группах обучающихся особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе обучающиеся теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро обучающиеся по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным обучающимся или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит "на одном дыхании" не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

Многие преподаватели добиваются от обучающихся порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что "внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект". Обучающиеся должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, - безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: "Как исправить двойку?", "Кому и когда сдавать работу?", "У меня не пишет ручка", "Как дальше решать пример?" и т.д. Педагог должен понимать, что обучающиеся в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных обучающихся на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого обучающегося. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит обучающимся помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение обучающихся в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов обучающихся, учить обучающихся сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, - если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем обучающихся. Педагог объясняет обучающимся все "правила игры", план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый обучающийся может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы обучающийся мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых обучающихся использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).

3. КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ .

1. Измените свое восприятие обучающихся или группы. Найдите что-то хорошее и в "трудных" обучающихся. Один из способов облегчить задачу - начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для обучающихся стимулами.

2. По возможности действуйте уверенно. С "трудными" обучающимися особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено обучающимися и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными обучающимся словами. Если обучающийся начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.

3. Помните, что все обучающиеся имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать обучающимся, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота - это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы "трудные" обучающиеся почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности обучающихся. Обсуждая поступок обучающегося, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: "Ты как всегда:". Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции "проблемного" обучающегося. Например, гнев - это то, чего добивается обучающийся, жаждущий власти. Мстительному обучающемуся нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте обучающихся друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте "остыть" и себе, и обучающемуся.

6. Позволяйте обучающемуся "сохранять свое лицо". Если обучающийся выполняет ваше распоряжение, но при этом "тянет" несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит "не буду, не хочу", чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте "из мухи слона", создавая "козла отпущения", не самоутверждайтесь за счет обучающегося.

7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина обучающихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность обучающихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого обучающегося в работу. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью обучающихся. К.Д. Ушинский писал: "Если ввели: порядок и стройность в занятиях: не оставляя ни на одну минуту одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина в наших руках."

Основными недостатками организации урока являются :

Слабая занятость всех обучающихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность обучающихся конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься обучающиеся. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных обучающихся.

Нерациональная занятость обучающихся на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все обучающиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности обучающихся. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности обучающихся и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.

4. ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИЙСЯОВ

  • Правильно используйте поощрения.
  • Делайте упор на положительные начинания.
  • Убедитесь, что все обучающиеся, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
  • Хвалите обучающихся, учитывайте их индивидуальные особенности и недостатки, используйте индивидуальные нормы оценивания.
  • Соотносите успех обучающихся с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
  • Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается обучающимися.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание обучающимся своих ошибок.

Одним из стимулов является оценка. Оценка стимулирует:

  • Если обучающийся уверен в ее объективности.
  • Если обучающийся воспринимает ее как полезную для себя.
  • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей.
  • Уверен в том, что ему окажут в этом достижении помощь.
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
  • Наказание - это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством лишения чего-то позитивного.
  • Для того чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

Будьте последовательны в применении наказания:

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
  • Предупредите обучающихся, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одногруппников, наказывайте наедине.
  • Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за поступком, оценивайте только действия обучающегося, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере:

  • Говорите спокойно, но твердо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его повторят обучающиеся.
  • Сделайте акцент на необходимость остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе группы, останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если обучающийся ведет себя демонстративно с целью привлечения к себе внимания, удалите его на время ("Выйди и подумай о своем поведении").
  • Выбирайте подходящий для конкретного обучающегося и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение предотвратить негативное поведение - один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что обучающиеся не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между обучающимися и преподавателями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в группе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между преподавателем и обучающимися.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех обучающихся во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же обучающимся, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения обучающихся.

Хороший преподаватель умеет анализировать поведение обучающихся и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению обучающихся, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает обучающемуся возможность осознать проблему и приводит примеры, как обучающийся мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких обучающихся никогда не отразятся на поведении всей группы.

Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения обучающихся на уроке.

Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации училища. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость обучающихся. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают обучающиеся.

Сила преподавателя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

ПАМЯТКА №1 Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  • Не начинать с категорических требований.
  • Предоставлять выбор.
  • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  • Искать поводы для взаимного соревнования.
  • Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню

  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встречи с группой.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Используй доску как информационное табло.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3 Преподаватель - личность

  • Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от обучающихся - будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого обучающегося.
  • Преподаватель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4 Карта достоинств преподавателя - профессионала.

Для профессиональной подготовки и проведения урока:

  • Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
  • Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
  • Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
  • Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  • Умеет увлечь обучающихся на уроке, мотивируя их работу, настойчиво и без раздражения работает с каждым обучающимся, стараясь добиться настоящего эффекта.
  • Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
  • Знает и использует методику дифференциального обучения.
  • Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием обучающихся.
  • Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
  • Постоянно работает с понятийной базой предмета.
  • Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
  • Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
  • Умеет организовать групповую творческую деятельность обучающихся.
  • Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит обучающихся на уроке и справедливо выставляет отметки.
  • Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.

ПАМЯТКА №5 Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  • Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
  • Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся.
  • Проявлять уважение к обучающимся, к их суждениям и вопросам.

Педагог должен понимать, что:

  • Нужно быть готовым к постоянным переменам.
  • Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
  • Главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих обучающихся, поэтому родители - самые верные союзники преподавателя.
  • Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать обучающимся.

ПАМЯТКА №6 Педагог должен остерегаться:

  • По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
  • Передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
  • Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
  • Следовать мелочным правилам и инструкциям.

Литература

  1. Абасов З.А. Завуч / З.А. Абасов // Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. - 2004. - №8. - С. 21-45.
  2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1998. - 252 с.
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс. - 1999. - 88 с.
  4. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1990. - 62 с.
  5. Касицина Н.В. Как разбудить собственную активность ученика: педагогика поддержки: тактика защиты / Н.В. Касицина. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  6. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? / М.Е. Литвак. - 16-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. - 64 с.
  7. Литвак М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1992. - 64 с.
  8. Маслоу А. Личность и мотивации / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
  9. Петрушин, В.И. Завуч / В.И. Петрушин // Психология крика. - 2002. - №2. - С. 109-119.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос,1999. - 576 с.
  11. Русаков А.С. С.Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики / А.С. Русаков. - М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2007. - 224 с.
  12. Скороходова Н.Ю. Завуч / Н.Ю. Скороходова // Успешность педагогического труда. - 2004. - №7. - С. 50-74.
  13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. / С.Л. Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Первое сентября, 2000. - 496 с.: ил.
  14. Соловейчик С.Л. Статьи для своей газеты / С.Л. Соловейчик. - М.: Первое сентября, 2002. - 184 с.