Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Эмоционально-волевая сфера дошкольника

Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.

Определение

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.

С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.

Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:

  • определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
  • превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
  • мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.

Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.

Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.

Компоненты

Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.

Наименование Краткая характеристика Примеры
Эмоции Простейшие реакции на внешний мир Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление)
Чувства Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
Настроение Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное.
Воля Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели

Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.

Значение развития

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.

Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочими). С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.

Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.

Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.

Специфика развития

Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:

  • внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
  • внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).

И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.

  1. Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
  2. Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
  3. Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
  4. Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
  5. Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.

Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.

Важнейшие особенности дошкольников

Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:

  1. Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
  2. Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
  3. Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.

Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.

Нарушения

Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.

  • Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
  • Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
  • Отсутствие чувства вины.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
  • Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.

Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.

Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:

  • гиперактивность ребенка;
  • невнимательность;
  • постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
  • вредные привычки ( , карандаши, сосать палец).

Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними. Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму.

Устранение расстройств

Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.

  • Улучшить концентрацию внимания поможет такое задание. Мама ставит перед ребенком игрушку, просит его запомнить как можно больше деталей ее внешнего вида, а после того как игрушку спрячут – описать (во что была одета, как выглядела).
  • Можно попросить малыша найти среди большого количества игрушек такие, которые имеют некую заранее указанную черту (например, голубые глаза). Это упражнение также направлено на развитие умения концентрироваться.
  • «Запрещенное движение». Заранее придумывается и сообщается ребенку некое движение, которое в дальнейшем ему повторять нельзя. Далее мама выполняет различные движения, которые дошкольник повторяет за ней. При этом очень важно контролировать свое тело и не выполнить случайно запрещенное.
  • «Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми. Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.
  • «Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.
  • «Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).

Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания.


Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.

  • Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
  • Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
  • Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
  • Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
  • Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.

Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.

Развитие волевых качеств

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.

Помогут в достижении цели следующие правила.

  • Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними. Постепенно уровень повышается.
  • Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
  • Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.

У ребенка обязательно должны быть его собственные дела, которые кроме него никто не выполнит (убрать за собой игрушки, полить цветы). Это поможет ему стать более собранным, а также разовьет силу воли. Родителям нужно следить за тем, чтобы малыш завершал начатое дело, а как только это войдет в привычку – ослабить контроль.

Научить малыша ставить цель и достигать ее поможет веселая игра «Котенок». Детям дается задание представить, что домой принесли котика, – один из них на время перевоплощается в животное. Другие должны позаботиться о нем. Дети поставят цель (стать котенком или ухаживать за ним) и предпримут определенные действия для ее достижения. Подвижные и настольные игры с правилами также станут отличным подспорьем родителям.

Игра «Да и нет» также поможет развитию волевых качеств. Суть ее проста – малышу задаются вопросы, например: «Ты любишь маму?», «Тебя зовут Маша?», его задача – давать на них ответы, не используя слова «да» и «нет».

Если дошкольник уже знаком с некоторыми буквами, улучшить его волю и усидчивость поможет упражнение «Найди букву и вычеркни ее». Мама дает ребенку лист, на котором в хаотичном порядке размещены буквы, символы, цифры, и просит его найти и вычеркнуть все буквы «А».

Использование арт-терапии

Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, а кроме того, помогут развить его художественные способности.

В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.

Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.

  • Рисование тычками.
  • Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
  • Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
  • Пластилинография.
  • Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
  • Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.

Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.

Развитие эмоциональной сферы

Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику. В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.

Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.

  • Мимическая гимнастика. Позволяет научиться выражать эмоции вербально. Взрослый дает малышу установку изобразить эмоцию, присущую тому или иному персонажу из знакомой ему сказки. Например, показать, как смеялся Буратино, или расстроиться, словно Таня, обронившая мяч в реку.
  • Маски. Эта веселая забава поможет дошкольникам разобраться с миром мимики и жестов, которые сопровождают наши эмоции, являются их внешними выражениями. Дети сами или с помощью взрослого изготавливают различные маски, на которых отображены известные им эмоции – грусть, радость, восторг, изумление. После этого каждый ребенок надевает случайную маску, не зная, какую именно. Пользуясь подсказками-описаниями других детей, он должен попытаться угадать «свою» эмоцию.
  • Угадай эмоцию. Взрослый сам изображает эмоцию, задача ребенка – угадать, какую именно.

Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.

Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.

Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы.

1. Проблема общения в современном мире.
2. Потребности человека.
3. Связь потребностей и эмоций.
4. Синдром психофизического инфантилизма.
5. Эмоции в системе В.П.Ф.
6. Развитие эмоций в раннем возрасте.
7. Игры, способствующие развитию эмоций.
8. Заключение.
9. Список литературы.

Проблема общения в современном мире

В нашем современном обществе значительную роль играет такая массовая культура, как интернет, телевидение, рок и поп-музыка. Индустрия чувств не даёт человеку удовлетворения для потребности в общении. Стали совершенно лишними чувства человека, его душевные стремления. «Придёт время,- говорил великий физиолог И. П. Павлов, — когда учёный возьмёт в руки душу и отнесёт её в лабораторию для исследований».

Пророчество великого учёного сбывается. И всё больше встают вопросы: как воспитывать эту духовность? Как понимать себя и других?

Потребности человека

Душа человека, его духовный мир – это сочетание определённых потребностей, прежде всего, это стремление к познанию, к открытию нового, к общению, к духовности.

Физиолог академик П. В. Симонов и театральный педагог, кандидат искусствоведения П. М. Ершов сформулировали «потребностно — информационную теорию». Эта теория рассматривает потребности человека.

Но человек редко осознаёт свои исходные потребности. Трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого.

Связь потребностей и эмоций

Восприятие и оценка новой информации всегда окрашены какой-то эмоцией. Процесс перехода любой потребности в конкретные поступки и действия сопровождается эмоцией — положительной (в случае удовлетворения потребности) или отрицательной (при неудовлетворении).

Эмоция — лакмусовая бумажка, проявитель наших скрытых потребностей.

Для нас, как специалистов в области речи, представляет интерес потребность, связанная с познаванием внешнего и внутреннего мира. А врач А. И. Мещеряков наблюдал у слепоглухонемых новорождённых «потребность в вооружённости», или « компетенции». Потребность в вооружённости наращивается у человека с первых минут рождения в следующей последовательности: мускульное движение, подражание, игра, коллекционирование, любознательность.

Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Эта специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П. В. Симоновым и названа «воля». Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью. Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Разным деятельностям соответствуют разные мотивы.

Воспитание мотива деятельности – это ключевое звено для развития речи, которое само у ребёнка с алалией не формируется. У такого ребёнка отсутствует потребность общения, это обусловлено нарушением общей и речевой активности (мотивационной активности).

Синдром психофизического инфантилизма

Отсутствие стремления к общению связано и усугубляет их. У таких детей наблюдается расстройство эмоционально-волевой сферы: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, а параллельно с этим часто и двигательная расторможенность, неустойчивость внимания.

Такие личностные особенности нарушают темп развития ребёнка, а в дальнейшем приводят к школьной неуспеваемости.

У детей с алалией часто проявляется синдром психофизического инфантилизма с недоразвитием эмоционально- волевой сферы при сохранном интеллекте. Это недоразвитие проявляется чертами незрелости, недоразвитием высших форм волевой деятельности.

Достигнув школьного возраста, такие дети остаются в кругу дошкольных игровых интересов и не могут включиться в школьную деятельность. Школа нередко выдаёт этим детям ярлыки: «лентяй» или «баловень». Но лень противоестественна детской природе. И это дети со слабой центральной нервной системой.

Эмоции в системе ВПФ

К настоящему времени установлено, что главенствующую роль в приобретении и реализации эмоций имеют как глубинные отделы мозга, так и лобные доли. Не менее важно состояние лобно-глубинных связей. Электроэнцефалографические данные при алалии указывают на замедленный темп созревания лобной области и её связей с другими областями коры и подкорковыми образованиями.

Лобная область очень богата связями: короткими ассоциационными и дугообразными волокнами все её извилины связаны между собой; длинными ассоциационными волокнами она связана со всеми другими областями мозга.

Развитие полей 44 и 45 в правом полушарии идёт менее интенсивно, чем в левом, поэтому постнатальное развитие особенно важно для сложных функциональных образований.

В ряде гипотез утверждается, что правое полушарие стоит на верхней ступени управления эмоциями, так как оно связано с пространственной интеграцией внимания, регулирует вегетативную активацию, обеспечивает экспрессию и восприятие эмоций, но левое полушарие осуществляет эмоциональную регуляцию, контролируя правое.

В раннем онтогенезе доминантным является правое полушарие мозга, которое постепенно «отдаёт бразды правления» левому. Для того чтобы правое полушарие функционировало, оно должно соприкоснуться с действительностью непосредственно (т.е. чувственно). Всё, с чем человек сталкивается впервые, воспринимается правым полушарием, а всё, чему человек обучился, хранится в левом полушарии.

Эмоции тесно связаны с познавательной способностью, а также играют важную роль в поддержании здоровья клеток головного мозга и иммунной системы всего организма.

Эмоции обеспечивают приток крови к мышцам, усиление метаболизма, стимулируют обмен веществ, поддерживают уровень глюкозы и усиливают её потребление мозгом. Даже глубоко заторможенная кора больших полушарий мозга реагирует на эмоциональный стимул.

По мнению Е. Н. Винарской, в логопедической литературе мало внимания уделяется эмоционально- волевой проблематике, но для всех не секрет, что предпосылки речевого неблагополучия детей в значительной степени связаны с неблагополучием их эмоциональной сферы, что и должно найти место в коррекционных мероприятиях.

Современные концепции формирования, развития и распада В.П.Ф. у детей ставят задачу не изолированного исследования нарушения той или иной В.П.Ф. (прежде всего речи, письма, чтения и счёта), а в их взаимосвязи с другими В.П.Ф., а также с личностью, эмоционально- волевой сферой и поведением ребёнка.

Нормальное формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит в направлении от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга, (снизу вверх), от правого полушария к левому, от задних отделов мозга к передним.

На ранних этапах развития связь высших психических процессов с их чувственной (сенсорной и моторной) основой выступает отчётливо.

Эти процессы служат фундаментом для образования В.П.Ф. Итак, обучая правильному дыханию, координации движений, нормализуя мышечный тонус, создаём у ребёнка необходимые органические предпосылки для усвоения новых знаний и умений.

Совершенствуя эти знания и умения, вызывая, таким образом, положительные эмоции в ходе совместной деятельности с ребёнком, обеспечиваем эмоциональный и речевой диалог, лежащий в основе коммуникативной функции речи.

Развитие эмоций в раннем возрасте

Чтобы ребёнок заговорил, с ним надо общаться. Причём общаться не только с помощью слов и не только с того момента, когда ребёнок научится их дифференцировать, а задолго до этого (на основе взаимодействия с помощью прикосновений, совместных движений, обмена взглядами, жестами, мимикой, вокализмом).

Но чтобы ребёнок хотел общаться, делал это с удовольствием, необходимо, чтобы процесс общения был окрашен положительными эмоциями.

Используется игровая форма работы, так как она возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

Многие исследователи полагают, что массовые дефекты речи у школьников и дошкольников уходят своими корнями в ранний детский возраст и касаются эмоционально-выразительных паралингвистических предпосылок.

Как происходит развитие эмоций?

Раннее детство характеризуется большими психофизиологическими возможностями.

Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет.

Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в раннем возрасте.

Движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни является необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого жизненно важных потребностей и отсутствием способов действия для их удовлетворения.

Крик и сосательные движения – это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности, но это и первый способ общения.

Другой источник активности ребёнка находится в сфере его защитных реакций (в комфортности температурной, оптической, звуковой среды). Умеренные потоки раздражений вызывают эмоционально положительные состояния младенца; а перегрев, переохлаждение, наступление голода – вызывают эмоционально отрицательные состояния.

Успокаивая ребёнка и устраняя физический дискомфорт, любящая мать вызывает у ребёнка комплексы положительных ощущений, стремясь их продлить, ребёнок поворачивает голову в сторону матери, прислушивается к звукам её голоса, тянет руки, а потом подражает- улыбается, издаёт звуки.

Эмоциональное состояние взрослого тонко улавливается малышом, оно заражает его эмоционально.

Для того чтобы малыш не останавливался в развитии, у него должны появиться социальные потребности.

Систематическое общение с взрослым способствует начальному познавательному развитию детей. Наукой подтверждено, что эти воздействия более эффективны, если начаты до 2,5 месяцев.

Во втором полугодии такое общение усложняется. Нужно своевременно «переводить» ребёнка на более высокий уровень потребности в общении. Общение возникает в ходе совместной деятельности при ознакомлении с окружающей действительностью, со способами действий с предметами. Взрослый организовывает игры- упражнения на эмоциональном уровне.

Выявлено, что способ действия становится совершенным лишь тогда, когда действие ребёнка приводит к ожидаемому результату. Именно результат фиксируется ребёнком эмоционально положительно, поэтому успешно достигаемый результат действия постепенно становится мотивообразующим фактором.

Возможно, что на основании таких мотивов формируются всё более сложные потребности познания. А так как новые потребности не могут быть удовлетворены старыми способами действия, то необходимы другие, более сложные.

Однако для того чтобы овладеть новыми способами действия, необходимо овладение знаниями о свойствах предметов.

Овладение практическими действиями связано с развитием эмоций ребёнка. Бедный от рождения арсенал эмоций изменяется. Дальнейшее развитие положительных эмоций происходит в процессе овладения определёнными способами действия. И наконец, когда способ действия достигает высокого уровня, эмоциональное состояние приобретает внутреннее выражение, оно и является источником высокой активности малыша.

Особого внимания заслуживает период — начало второго года жизни. Ребёнок попадает в сложные ситуации: его притягивает всё неизвестное, он делает шаги навстречу и испытывает боязнь нового, эмоционально реагирует на незнакомую ситуацию.

Обеспечить достаточную двигательную активность малышу;

Проявляя чуткость, развивать его возможности в освоении окружающего;

Приучать к преодолению трудностей для вызывания положительных эмоций;

Обогащать малыша впечатлениями от общения с другими детьми, взрослыми;

На фоне уже знакомого окружающего мира вносить в жизнь ребёнка всё время новое.

При этом эмоциональные реакции взрослого становятся средством понимания ситуации ребёнком.

Возможности этого возраста невелики, а результат действий эмоционально переживается ребёнком. Поэтому необходима эмоционально- положительная форма общения во всех ситуациях, ориентируя ребёнка на положительный результат.

Если ребёнок много болеет, имеет недостаточную массу тела, то может стать вялым, раздражительным, капризным. Ещё на поведение ребёнка накладывают отпечаток врождённые особенности его нервной системы. Строгий тон необходимый в обращении с одними детьми, неуместен с другими.

Основной задачей второго года жизни является развитие активной речи, но понимание опережает её появление. Это запаздывание является часто результатом неправильного воспитания.

Если понимание речи в большей степени возникает в процессе общения взрослого с ребёнком, то развитие активной речи требует применения специальных методов и приёмов :

Нужно стремиться побуждать малыша переводить эмоциональные, двигательные, мимические реакции в речевые;

Выразительно произносить слово, фразу, выделяя их голосом, чтобы у ребёнка возникала усиленная слуховая ориентировочная реакция;

В работе с детьми использовать разные приёмы — вопрос, просьбу, поручение, повторение;

Речевые реакции активизируются в момент сильной заинтересованности;

Показывать знакомые предметы в новых взаимосвязях, иначе угасает реакция на новизну ситуации, и малыш приучается обходиться без речевого общения с взрослым;

Использовать приём собственного вопроса- ответа: эмоционально обыгрывая ситуацию, задавать вопрос и отвечать за ребёнка, создавая у малыша определённое эмоциональное отношение к происходящему.

В течение второго года жизни дети с помощью взрослых начинают овладевать игровыми действиями, используя сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители, но обязательно с учётом их жизненного опыта.

Именно эмоционально-выразительные показы понятных жизненных ситуаций вызывают у малышей наибольший интерес.

После 1,5 лет можно использовать в качестве показа рисование карандашом, лепку. Например, делая чёрточки на бумаге, пояснять, что дождик капает: кап-кап.

Учитывая непроизвольность внимания ребёнка, способность сосредоточиться только на том, что привлекает его своим содержанием, внешним видом, применять наглядность в сочетании со словом, придавая дидактическим занятиям эмоциональный характер. Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъём.

Психотерапевт Гарбузов В.И. высказывается против преждевременной стимуляции левополушарных функций головного мозга у детей раннего возраста. Он пишет, что если до 5 лет ребёнок беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями жизни на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятие себя и своих проблем, действительности. И в таком случае он не только homo sapiens, но и homo emocionalis!

Поэтому учить ребёнка до 5 лет нужно, играя!

Движение и речь

Стимулирующее развитие на организм оказывают целенаправленные физические нагрузки.

Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. Это ведёт к уменьшению потока раздражений в мышцах, суставах, зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре большого мозга.

В результате развиваются расстройства Ц.Н.С. (центральной нервной системы) и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат.

Проводимые исследования А.М. Фонарёва ещё в 1969 году показали, что , развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка.

У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря этим связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности органов и систем ребёнка.

Об этих полезно знать родителям, желающим создать условия для успешного развития своих детей.

Игры, способствующие развитию эмоций

Игры на развитие координации движений в мышечных группах

  • Игра «Маленький самолётик» (1-3 года)

Взрослый берёт ребёнка под предплечья и грудную клетку, поднимает в горизонтальном положении вверх. Изображает летающий самолётик и гудит. Потом сопровождает речью:

Самолёт построим сами, полетим под небесами.

  • Игра «Покачаемся» (1-3 года)

Взрослый сидит на стуле и покачивает ребёнка, сидящего верхом у него на коленях и стоящего на подъёме стопы. Речь:

Кач, кач, качалочка.
Едет … Ваня на палочке.

  • Игра «Идём по мостику» (1-4 года)

На полу проводится линия. Малыша поддерживают вначале в ходьбе по прямой, приговаривая:

Идём по мостику-топ-топ-топ.

  • Игра «Кошечка» (2-3 года)

Ребёнок ползает на коленях. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка» оглядывается) , затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьёт).

Речь: Мяу-мяу-мяу.

  • Игра «На горку» (1-2 года)

Взрослый сидит или стоит, ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулируя перемещение стоп ребёнка вверх по ноге взрослого:

  • Игра «Ноги маленькие, ноги большие» (1-3 года)

Ребёнок, лёжа на спине, поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди, сначала с помощью взрослого. Потом игра меняется. Взрослый держит над ним палочку на высоте 30-50 см от пола, а ребёнок пытается достать то одной, то другой ножкой. То обеими вместе. Речь:

  • Игра «На доску» (2-3 года)

Придерживая малыша за руку, предлагают ему пройти по «горке» — приподнятой доске с одного конца на высоту 20-25 см. На вершине доски можно положить привлекательную игрушку, к которой ребёнок с желанием пойдёт, наклонится, возьмёт её, выпрямится и с помощью взрослого сойдёт с горки. Речь:

Дай-дай дай!

  • Игра «Вороны» (1-2 года)

Взрослый побуждает ребёнка подпрыгивать на обеих ногах; удерживая малыша под мышки, а позже за плечи, а затем за одну руку. Речь:

Кар-кар-кар!

  • Игра «Качели» (1-3 года)

Сидя на корточках, ребёнок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках, на счёт взрослого. Взрослый, присев, держит ребёнка за обе руки и демонстрирует эти движения; ребёнок подражает.

Речь: Кач-кач-кач!

Игры на развитие мелких мышечных групп пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений в этих суставах

  • Игра «Ладушки» (1-3 года)

Хлопки в ладоши, подражая взрослому: перед собой, над головой, за спиной; в положении стоя, сидя на корточках, сидя на стульчиках, лёжа на спине. Речь:

Хлоп-хлоп-хлоп!

  • «Игра с пальчиками» (2-3 года)

Взрослый читает стихи и последовательно загибает пальцы на обеих руках, а ребёнок подражает ему, обращаясь к мизинцу на левой руке.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил: Буль-Буль-Буль!
А со Средним кашу ел: Ням-Ням –Ням!
С Указательным запел: А-А – А-А!
А Большой меня встречал и конфетой угощал: Ам-ам ам!

  • Игра «Пальчик о пальчик» (2-3 года)

Малыш, сидя на стуле, повторяет движения под песенку:

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопают в ладоши).
Ножками топай, топай! (2 раза).
Спрятались, спрятались! (закрыть лицо руками).

  • Игра «Тучи и ветер» (1-3 года)

Ребёнок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи, а потом он бежит как туча, которую гонит ветер.

Речь: Фух-фух-фух!

Игры на улучшение функции дыхания, тренировку носового дыхания, смыкания губ, развитие вокализма

  • Игра «Подуй на шарик, на вертушку, подуди в рожок» (2-3 года)

На уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, нужно дуть, чтобы он взлетел высоко 2 раза, с трёх лет дудят в рожок.

  • Игра «Буря на море» (2-3 года)

Ребёнок дует через соломинку в воду, налитую на 1/3 в стакан до появления процесса бульканья.

  • Игра «Бегемот» (1-3 года)

Взрослый показывает, а ребёнок подражает «бегемоту»: слегка запрокидывает голову, руки разводит в стороны и чуть-чуть вверх. Взрослый читает, а ребёнок протяжно поёт:

Раздаётся из болота «ААААААА!»
Грозный голос бегемота: «ААААА!»
Он болото стережёт: «ААААААА!»
Грозным голосом поёт: «АААААА!»

  • Игра « ПЕСНЯ СЛОНИКА»

Во время произнесения звука ребёнок вытягивает руки вперёд, пальцы в замке:

Слоник песенки любил:
«ННН-ННН, ННН – ННН».
Слоник хоботом трубил:
«ННН-ННН, ННН-ННН».

Игры на развитие чувства ритма, развитие функции слухового анализатора

Малыш со взрослым разучивает стихи, делая на каждый слог шаг.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Си-дит во-рон на ду-бу,
Он иг-ра-ет во тру-бу,
Во се-реб-ря-ну-ю!

Заключение

Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, и потому является его ведущей деятельностью. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям.

Хорошая игра — действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

А своевременная диагностика и организация ранней логопедической помощи — залог нашего успеха.

Список литературы:

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.2006.
Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. М.2005.
Гамезо М. В., Домаменко И.А. Атлас по психологии. М. 1986.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт-Петербург. 1994.
Дэвид Гэмон, Аллен Брэгдон Аэробика для ума. М. 2005.
Корнеева В.А. Шевченко Ю.С. Нейропсихологическая коррекция пограничных состояний у детей и подростков. М. 2010.
Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. М. 1998.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М. 1994.
Чутко Л.С. Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей. Сакт-Петербург. 2006.

Возраст Общиеэмоции Эмоциональныйрезонанс Спонтаннаяактивность Ответная активность
1 месяц Недифферен-цированныереакции удовольствия

или неудовольствия

Не тестируется В состоянии бодрство-вания отмечаются спонтанные реакции Реакции вызываютсяв ответ на взаимодействие взрослого
2 месяца Положительный эмоциональный фон всостоянии биологичес-кого комфорта и неудовольствие или крик при неприятных действиях Появление улыбки на улыбающееся лицо Ориентировочная реакция на окружающее Ориентировочная реакция в ответ на стимуляцию
3 месяца Формирование комплекса оживления Адекватные ответные реакции Попытка самоорганизации поведения в период бодрствования Включение во взаимодействие по инициативе взрослого
4 месяца Чётко выражен «комплекс оживления»Появление смеха, испуга Адекватные ответные реакции на выражение лица взрослого Самоорганизация деятельности Включается в игру после вмешательства взрослого
5 месяцев Формирование дифференцированных эмоциональных реакций Адекватный эмоциональный резонанс Самоорганизация деятельности Включение в аналогичную деятельность после стимуляции
6 месяцев Редуцирование «комплекса оживления»Дальнейшее дифференцирование и усложнение эмоциональных проявлений Быстрая эмоциональная откликаемость на настроение и выражение лица взрослого Активный интерес к окружающему, стремление к доступному освоению его Аналогичные реакции после стимуляции
7 месяцев Адекватная эмоциональная реакция на нарисованные маски Стойкий познавательный интерес к окружающему, повторение усвоенных навыков (манипуляции с игрушками) Активность после стимуляции
8 месяцев Дифференцированные реакции удовольствия и неудовольствия Адекватная эмоциональная реакция на настроение близкого взрослого Постоянная занятость той или иной деятельностью
9 месяцев Выражение разнообразных эмоциональных проявлений Отрицательная и положительная реакции на маски (устрашающую и весёлую). Дифференцированное ответное реагирование на настроение окружающих Возможность самостоятельных занятий. Манипулирование предметами без помощи взрослого Включение в игру после вмешательства взрослого
10 месяцев Избирательность эмоциональных реакций Адекватное реагирование на настроение окружающих Возможность самостоятельной деятельности (20-40) минут Включение в игру после вмешательства взрослого
11 месяцев Избирательность эмоциональных реакций в общении Адекватное реагирование на настроение окружающих взрослых Умение себя занять. Играет сами и охотно включается в игру, предложенную взрослым
12 месяцев Избирательность эмоциональных реакций в общении, редуцирование отрицательной реакции на устрашающую маску Умение себя занять. Играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым Играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым Аналогичные действия после стимуляции
1 год 3 месяца
1 год 6 месяцев Целует и обнимает взрослого, если ребёнок его любит. Появление реакции недовольства, злости, при невыполнении желаний Умение сопереживать В состоянии комфорта умеет организовать свою деятельность
1 год 9 месяцев Доминирование положительных реакций в игре и общении. Появление реакций ревностности, злости при невыполнении желаний Умение сопереживать боль, печаль, умение радоваться со всеми Формирование умения организовывать свою деятельность Включается в игру после стимуляции
1 год 3 месяца Проявление боязни по отношению к отдельным предметам, событиям, радости при виде новой игрушки Адекватные ответные эмоциональные реакции Спонтанная инициатива в игре и общении Появление активности после стимуляции

Калькута Ирина Витальевна,
логопед, ГБУЗ «Детская городская
поликлиника №83» ДЗМ

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия - способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых - в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1. перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины;
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Похожие статьи

Нет похожих записей.

  1. Вопрос:
    Здраствуйте! Нашему ребенку поставили диагноз Нарушение эмоционально-волевой сферы сферы. Что делать? Он в 7 классе боюсь если отправим на обучение на дому он еще хуже станет.
    Ответ:
    Здравствуйте, дорогая мамочка!

    У ребёнка с нарушением эмоционально-волевой сферы может быть тоска, подавленность, печаль или болезненно повышенное настроение вплоть до эйфории, приступы гнева или тревога. И всё это в рамках одного диагноза.

    Грамотный психотерапевт работает не с диагнозом, а с конкретным ребёнком, с его индивидуальными симптомами и ситуацией.

    Прежде всего Вам важно выровнять своё состояние. Страхи и опасения родителей негативно влияют на любого ребёнка.

    И заниматься коррекцией, решать проблему. Перевод на домашнее обучение — это только адаптация к проблеме(т.е. способ как-то жить с ней). Для решения нужно совместно с медицинской помощью придти на приём и к психологу-психотерапевту.


  2. Вопрос:
    Здравствуйте. Я мама. Моему сыну 4года 4 месяца. Нам сначала ставили ЗППР, вчера этот диагноз снял невропатолог и поставил ‘расстройство эмоциональной сферы на фоне становления эмоциональной сферы’. Что мне делать? Как корректировать? И какую литературу посоветуете для коррекции поведения. Меня зовут Марина.
    Ответ:
    Здравствуйте, Марина!
    Представьте, что у Вас как-то не так работает смартфон или телевизор.
    Придёт ли кому-то в голову начать чинить эти устройства по книгам или рекомендациям специалистов (возьмите паяльник и замените транзистор 673 и резистор 576). А психика человека устроена гораздо сложнее.
    Здесь нужны разносторонние занятия с психологом-психотерапевтом, логопедом, дефектологом, психиатром.
    И чем в более раннем возрасте начнёте занятия, тем эффективнее будет коррекция.


  3. Вопрос:
    Какие существуют диагностические приемы для выявления нарушений в эмоционально-волевой сфере детей 6 – 8 лет?

    Ответ:
    Классификация М.Блейхер и Л.Ф.Бурлачук:
    1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа и т.п.)
    2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.д.)
    3) личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке)
    4) проективные методы.


  4. Вопрос:
    Здравствуйте, Светлана.
    Нарушения детской эмоциональной сферы, описанные в этой статье, я наблюдал у многих детей примерно 90% — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого (сейчас очень помогают в этом наушники) это самые частые. Остальные реже но присутствуют. Я не психолог и возможно ошибаюсь в наблюдениях потому хочу спросить: правда ли то что 90% присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы?

    Ответ:
    Здравствуйте, дорогой читатель!
    Благодарю Вас за интерес к теме и вопрос.
    Замеченные Вами проявления — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого это только признаки. Они могут служить поводом для обращения к специалисту. И их наличие — это не повод для постановки диагоноза «Нарушения эмоционально-волевой сферы «. В той или иной мере каждому ребёнку свойственно испытывать агрессивность, например.
    И в этом смысле Ваши наблюдения верны — у большинства детей время от времени проявляются вышеперечисленные признаки.


  5. Вопрос:
    Здравствуйте, Светлана!
    Хотела бы проконсультироваться у Вас по поводу поведения моего сына. У нас семья из бабушки с дедушкой, сына и меня (мамы). Сыну 3.5 года. С отцом я в разводе, с ним мы расстались, когда ребенку было чуть больше года. Сейчас мы не видимся. У сына диагностировали дизартрию, интеллектуальное развитие в норме, очень активный и коммуникабельный, но в эмоционально-волевой сфере серьезные нарушения налицо.
    К примеру, бывает, что он произносит (в садике один мальчик начал так делать) иногда какой-то слог или звук многократно и монотонно, а когда ему говорят прекратить так делать, может начать делать назло еще что-то, например, корчить рожицу (как ему было запрещено так делать). При этом в спокойном тоне ему мы объясняли, что так делают «больные» мальчики или «нехорошие» мальчики. Сначала он начинает смеяться, а после очередного объяснения и напоминания, что это может быть чревато каким-либо наказанием, особенно когда срывается взрослый и повышает тон, начинается плач, который резко сменяется смехом (однозначно, уже нездоровым), и так смех и плач могут меняться в течение минут по несколько раз.
    Также в поведении сына наблюдаем, что он может бросать игрушки (часто (в смысле в течение месяца-двух), ломает машину или игрушки, резко бросая и ломая ее. При этом он очень непослушный (слышит, но не слушает), часто каждый день доводит близких людей.
    Мы все очень любим его и хотим, чтобы он был здоровым и счастливым мальчиком. Подскажите, пожалуйста, как быть нам в такой ситуации, когда он делает что-то назло? Какие методы разрешения конфликтов Вы посоветуете? Как сына отучить от привычки произносить эти «членораздельные звуки»?
    Бабушка с дедушкой – интеллигентные люди, у меня образование педагога, экономиста, воспитателя. Мы обращались к психологу примерно год назад, когда только начинала проявляться такая картина. Психолог объяснила, что это признаки кризиса. Но, имея в настоящее время диагноз дизартрика, мы вынуждены объяснять его поведение иначе, которое, кстати сказать, не исправилось, несмотря на наши выполнение советов психолога, а ухудшилось.
    Заранее спасибо
    С уважением, Светлана

    Ответ:
    Здравствуйте, Светлана!

    Я рекомендую Вам придти на консультацию.
    Предварительно можем связаться по скайпу или телефону.
    Ребёнка важно переключать, отвлекать на какое-то интересное занятие в такие моменты.
    Наказания, объяснения и повышение тона не эффективны.
    Вы пишете «несмотря на наши выполнение советов психолога» — что именно Вы делали?


Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности

Мы знаем, что воспитание осуществляется через организацию деятельности детей. Только включив ребенка в определенным образом организованную деятельность, можно обеспечить складывание у него привычек правильного поведения. Но навязанная деятельность малопродуктивна для воспитания. Деятельность ребенка предполагает его желание участвовать в ней. В цепочке деятельности важное место принадлежит потребностям детей, их стремлениям, переживаниям, мотивам тех или иных действий и поступков. Мотив является неотъемлемым компонентом нравственного качества. Существуя в сфере сознания, мотив обладает способностью быть незаметным и в каждом конкретном случае проявляется как установка на поступок, обдуманную форму поведения, осознанную ранее. Если мотив слабо развит, то он может и не сработать. В этом случае помощь ему может оказать стимул.

То, что человек упорно занимается спортом, имеет свои внутренние движущие причины – мотивы. Похвалы и порицания, награды и звания способны изменить ход и результативность деятельности, но не саму деятельность. Сходство мотива и стимула в том, что они (и тот и другой) – причина действий. Различия же в том, что мотив – внутренняя движущая причина, вызывающая действие, стимул – внешняя, дополнительная, лишь помогающая возникновению, ходу или прекращению действия. Мотив влияет на деятельность, стимул же на результат ее .

Эффективный процесс воспитания невозможен без целой системы стимулов, побуждающих детей к правильному поведению. Стимулы оказывают влияние на формирование всех сторон личности, помогают вызреванию эмоционально-волевой сферы. Стимулирование наиболее эффективно, когда опирается на потребности и интересы личности.

Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности:

(методы стимулирования)

− личный пример воспитателя;

− требование;

− игровой подход к организации деятельности;

− поощрение и наказание;

− сравнение, соревнование, конкуренция;

− доверие.

Личный пример воспитателя.

Наблюдения за детьми показывают, что они часто явно копируют поведение взрослых. Дети, и чем моложе, тем больше, доверчивы, подвержены психологическому заражению, подражательны и пластичны. Они, обычно не сознавая этого, стараются перенять жесты, мимику, пантомимику, слова и поступки взрослых. Длительное же повторение определенного поведения влияет на развитие детей. Особенно сильно влияет на них пример поведения близких им взрослых людей – родителей, педагогов. Наибольшее влияние на детей (и не только маленьких) оказывает пример уважаемого и любимого человека.

На этом и основан метод личного примера. Педагог должен показывать детям пример во всем. То, как педагог относится к своей работе, к воспитанникам, к другим педагогам, к родителям, как он одевается, как он радуется или негодует, доброжелателен или озлоблен, справедлив или несправедлив, честен или нет – все это подмечают дети, все это сказывается на их поведении и развитии. Они ориентируются на истинное, а не на фальшиво разыгранное и преподнесенное показное поведение педагога. Это самый трудный для педагога метод воспитания, потому, что от педагога требуется идеальное поведение. Педагог не должен иметь каких-либо недостатков. Однако это невозможно. Все мы живые люди, и каждому из нас свойственны какие-либо слабые стороны, а может быть и явные недостатки. Выход здесь только один – педагог постоянно должен себя совершенствовать. Самосовершенствование педагога не выдумка моралистов, а насущная необходимость эффективного воспитательного процесса.

Требование.

Это волевое воздействие педагога на сознание воспитанника с целью побуждения или торможения определенной деятельности. Воспитатель выступает в этой ситуации как авторитетная сила. Требование опирается на авторитет. Слова неавторитетного, неуважаемого педагога слабо влияют на детей. Действенность требования возрастает, если оно рационально, обоснованно и справедливо. Если оно выражено уверенно, бескомпромиссно и ребенок понимает, что нет возможности его обойти и не выполнить. И, конечно, оно должно быть посильно. Бесполезно требовать сразу много.

Требования, которыми пользуется педагог, можно разделить на две группы: прямые (непосредственные) и косвенные. К прямым относятся распоряжение, указание, приказ. К косвенным – намек, совет, просьба, предупреждение. Чем старше дети, тем предпочтительнее косвенные формы требования.

Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. (2000) подчеркивают, что инструментовка педагогических требований разнообразна и многовариантна. Группа прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных) требований включает в себя следующие приемы:

Требования советом, жестом, мимикой, паузой;

Требования выражением доверия (недоверия);

Требования просьбой (намеком);

Требования одобрением (осуждением);

Условные требования (через правила);

Игровой подход к организации деятельности.

Дети с удовольствием занимаются игрой. Поэтому включение элементов игры в любую деятельность позволяет сделать ее более привлекательной. Игровой подход применим ко многим делам, в которые педагоги стараются включить детей. Воспитатель продумывает правила игры, способы включения игровых элементов серьезную деятельность, предлагает им воображаемую ситуацию и сам включается в игру.

Поощрение и наказание.

Эти методы не только стимулируют, но и корректируют поведение воспитанников. Их объединяет то, что они изменяют статус личности, ее положение в коллективе. Кроме того, при правильном их использовании они дают ребенку сравнительно объективный материал для оценки собственного поведения и деятельности.

Общие условия эффективности методов коррекции:

Они должны быть обоснованы;

Воспитателю необходимо пользоваться широким диапазоном мер коррекции и проявлять гибкость в их использовании;

Поощрение и наказание должны применяться, как правило, публично;

эмоциональная полноценность коррекции. Они должны восприниматься детьми как заметное событие и проводиться в достаточно серьезной, а поощрения в торжественной обстановке.

Воспитателю следует стремиться чаще пользоваться методами поощрения и как можно реже – методами наказания. Ребенок поощряется за усилия по овладению правильным поведением. Наказание же следует за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других людей, коллектива, общественных норм. Недопустимы такие средства наказания как оскорбление ребенка и физическое воздействие на него. В использовании методов коррекции желательно идти от более слабых к более сильным мерам.



Сравнение, соревнование, конкуренция.

Общеизвестно, что дети очень любят соревноваться, так как соревнование позволяет глубже познать себя через сравнение с другими людьми. Ребенок может увидеть разницу между тем, что он себе представлял раньше, и тем, что оказалось в действительности. Переживание противоречия между идеальным представлением о себе и действительностью, возбуждает стремление улучшить свою деятельность и свое поведение. Педагоги используют разные виды соревнования – от устного сравнения достижений воспитанников, до системного соревнования, охватывающего весь коллектив по основным видам деятельности. Эффективность соревнования обеспечивается соблюдением ряда условий: подробным учетом воспитателем деятельности детей, справедливой оценкой сделанного, наглядностью и регулярностью подведения итогов.

Доверие.

Каждый метод стимулирования воспитывающей деятельности и культурного поведения детей опирается на некоторые потребности воспитанников. Доверие способствует удовлетворению важной потребности – быть значимым для людей и повысить свой статус в коллективе и обществе. Доверие обычно является следствием некоторых успехов, достигнутым ребенком в каком-либо виде деятельности, и демонстрирует высокую оценку достигнутого. Дети любят, когда им доверяют самостоятельно что-то сделать или, тем более, отвечать за какой-то вид деятельности. Доверие повышает их самоуважение. Доверие в коллективе важнее для ребенка, чем в семье, ибо является знаком более широкого общественного признания. Доверие – это существенное достижение воспитанника, и поэтому оно должно быть наглядно продемонстрировано ему и другим детям. Однако педагогу следует ненавязчиво контролировать, насколько правильно пользуется ребенок новыми обязанностями, возможностями и правами, не злоупотребляет ли новым положением.

Возникновение воли как управления поведением. Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу. Управление собственным телом нелегко дается ребенку. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением.

Позднее ребенок с помощью взрослых овладевает произвольным восприятием и начинает успешно решать подобные задачи, систематически рассматривая предметы и изображения, управляя движениями своего взора.

Управление процессом запоминания и припоминания стано­вится возможным, когда ребенку около четырех лет и он начинает ставить перед собой специальную цель - запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т. п.

Управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей среднего и старшего дошкольного возраста, когда, пытаясь, например, решить головоломку, они пробуют разные варианты соединения частей в целое, последовательно переходя от одного варианта к другому.

Сознательное управление поведением только начинает скла­дываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.

Генезис волевых действий. На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах. У дошкольни­ка среднего возраста количество таких проявлений возрастает, но они все еще не занимают сколько-нибудь значительного места в поведении. Только в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьно­го возраста.

для дошкольника характерно появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формиро­ванием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому* что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с дру­гими, менее значимыми мотивами.



В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:

· во-первых, развитие целе­направленности действий,

· во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом и,

· в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Стремление к цели. Выполнение целенаправленных действий наблюдается уже в младенческом возрасте. Но такая целенаправленность еще не делает действие волевым. Предмет сам как бы притягивает ребенка, вызывает у него желание действовать, в то время как для настоящего волевого действия характерна самостоятельная поста­новка цели или принятие цели, поставленной другим человеком. Целенаправлен­ность, идущая не извне (от предмета), а изнутри (от ребенка, его желаний и интересов), начинает складываться в раннем возрасте и, как мы знаем, проявляется больше в постановке целей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка, приводят к отказу от цели. В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать возникшую цель.

Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. У младших дошкольников успех или неудача еще не влияет существенно на преодоление трудностей и длитель­ность сохранения цели. Неудача в достижении цели их не огорчает. Детей среднего дошкольного возраста неудачи в выполнении деятельности лишают стимула к достижению цели; если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца.



В стремлении преодолевать трудности, появляющемся у части старших дошкольников, обнаруживается новый, более высокий уровень целенаправленности, характерный уже для детей школьно­го возраста.

В действиях, непосредственно направляемых чувствами и жела­ниями ребенка, цель и мотив совпадают. Это означает, что прямой результат действия и есть то, ради чего оно выполняется.

Возникающая в дошкольном детстве возможность управлять своим поведением связана с образованием действий нового типа, цель которых не совпадает с мотивом.

У младших дошкольников выполнение действий, цель и мотив которых не совпадают, возможно только в условиях, когда само это действие несложно, а мотив не слишком отдален. К таким действи­ям относится, например, приготовление игрушек для последующей игры.

Значение мотивов. На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитания постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности мотивам общественного характера (сделать подарки для малышей, для мамы). Однако если деятель­ность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники среднего и даже старшего дошкольного возраста, как показали наблюдения, помнят о мотиве и подчиняют ему свои действия только в при­сутствии взрослого, который предложил задание.

подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью - непосредственным результатом действия, хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются два мотива, действующих в разных направлениях. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Возможности разумного выбора решения существенно увеличи­ваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявле­ния, укрепляет волю ребенка.

Планирование. Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной" форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает.умением словесно направлять и регулировать соб­ственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые раньше к нему применяли взрослые.

В начале дошкольного детства, хотя ребенок уже хорошо понимает речь и широко употребляет ее при общении с окружаю­щими, он еще не умеет выполнять по словесной инструкции сколько-нибудь сложные действия. Указания взрослых могут побудить его начать действие или прекратить его. Что касается собственной речи ребенка, то она в этот период сопровождает действие и выражает его результаты, но еще не планирует и не регулирует действие. Ребенок может обозначить словами цель действия (нарисовать дядю, построить домик, играть в доктора), однако он никогда не определяет словесно, как будет выполнять намеченное действие.

Для ребенка среднего дошкольного возраста речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. Получив инструкцию и поняв ее, ребенок сразу выполняет действие правильно (например, когда нужно, нажимает, когда не нужно, не нажимает на кнопочку), не нуждаясь в отдельном указании для каждого движения. Собственная речь ребенка начинает приме­няться для планирования действий

Старший дошкольник приобретает умение выполнять сравни­тельно сложные речевые инструкции взрослых. При словесном пла­нировании собственных действий он уже в большинстве случаев может не прибегать к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко и шестилетние дети руководят собой вслух.