Проект крот ссср. Изучение проекта "Морской лев". Немецкие подводные лодки

Подземоход Требелева

Впервые до подземной лодки додумался изобретатель Петр Рассказов еще в начале XX века. Вот только свои мысли и идеи он опубликовал в одном из английских журналов. Что с Рассказовым случилось после революции — неизвестно. Он исчез вместе со своими разработками.

К идее создания аппарата, передвигающегося под землей, вернулись до начала Второй Мировой войны. В СССР инженер и конструктор Александр Требелев начал работу над созданием подземохода. Принцип работы этого устройство он позаимствовал у кротов. Причем подошел изобретатель к делу очень основательно. Прежде чем приступить к созданию лодки, он с помощью рентгена изучал поведение животного, когда оно рыло норы. Особое внимание конструктор уделял движениям лап и головы зверька. И уже потом приступил к воплощению крота в металле.

Движение субтеррины Требелев позаимствовал у крота

Подземная лодка Требелева напоминала по форме капсулу, на носу которой изобретатель разместил бур. Также у нее были шнек и две пары кормовых домкратов. Эти домкраты выполняли функции лап крота. По замыслу создателя, управлять субтерриной можно было как изнутри, так и снаружи. То есть, с поверхности посредством специального кабеля. По нему же машина получала электропитание.

Творение Требелева оказалось вполне жизнеспособным (оно двигалось со скоростью 10 метров в час), но нуждалось во множестве доработок. На их устранение требовалось много средств, поэтому от своего детища конструктор все же отказался.

Есть версия, что незадолго до столкновения с Германией Устинов поставил перед конструктором Страховым задачу: доработать проект Требелева. И упор сделать именно на военную составляющую субтеррины. Но началась война, и стало не до фантастических боевых машин.

Германский ответ

Параллельно с СССР созданием подземных лодок озадачились и в Германии. Например, фон Верн (или фон Вернер) запатентовал подводно-подземный аппарат, которому дал название Subterrine. Машина могла двигаться под землей со скоростью 7 км/ч, перевозить 5 человек и несколько сотен килограммов взрывчатки.

Subterrine хотели задействовать в операции «Морской лев»

Этим проектов всерьез заинтересовались военные. По их мнению, он подходил на роль «карателя Британии». В спецоперации «Морской лев» они должны были доплыть до Англии, а затем продолжить свой путь под землей. После чего нанести неожиданный удар по какому-нибудь важному объекту.

Но по каким-то причинам от подземных лодок отказались. Военное руководство решило, что Британия будет повержена в воздухе. А все остальное — мелочи. Поэтому потенциал творения фон Верна остался не раскрыт. К счастью для тех же англичан.

Но фон Верн не единственный немец, который хотел создать подземоход. Конструктор Риттер взялся за превращение в жизнь более амбициозного проекта — «Midgard Schlange». Подземная лодка получила название «Змей Мидгарда» в честь мифического существа. Этот змей по легендам опоясывал всю землю.


Детище Риттера отличалось удивительной универсальностью. Оно разве что не могло летать. А так, машина, по замыслу создателя, должна была двигаться на земле и воде, под землей и под водой. Предполагалось, что аппарат смог бы перемещаться в твердом грунте со скоростью около 2 км/ч. Если же на пути была мягкая почва, его скорость возрастала до 10 км/ч. На земле так и вовсе «Змей» мог бы разогнаться до 30 км/ч. А под водой его скорость составляла бы порядка 3 км/ч.

Внушали и размеры машины. Риттер мечтал создать не просто аппарат, а настоящий подземный поезд с вагонами на гусеничном ходу. Предполагаемая длина техники «в сборе» — от 500 метров. Собственно, поэтому проект и получил название «Midgard Schlange». По подсчетам, сделанным Риттером, вес махины насчитывал несколько десятков тысяч тонн. В теории, справиться с управлением «Змея» мог экипаж из тридцати человек. Движение под землей машине обеспечивали 4 основных бура по полтора метра, а также 3 дополнительных.

Проект «Midgard Schlange» так и остался на бумаге

Поскольку «Змей» задумывался как военная машина, вооружение у него было соответствующим: пара тысяч мин, более десятка спаренных пулеметов, а также торпеды. Планировалось, что субтеррина будет задействована в боевых действиях против Франции, Бельгии и Великобритании. Но реализовывать проект не стали. Он, как и его «родня» Subterrine, остался на бумаге.

Советский «Крот»

После войны в СССР вновь вернулись к субтерринам. Наиболее активная работа в этом направлении началась при Хрущеве. Дело в том, что ему очень понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Никита Сергеевич взял проект под свое покровительство и публично заявил о разработке подземохода. На территории Украины оперативно возвели секретный завод по производству субтеррин. И уже в 1964 первая лодка с ядерным реактором была готова. Она получила говорящее название — «Боевой крот».


Точных сведений о лодке не осталось. По разным данным ее диаметр составлял от 3 до 4 метров. А длина варьировала от 25 до 35 метров. Что касается скорости, в зависимости от грунта она менялась с 7 до 15 км/ч. Экипаж «Крота» насчитывал 5 человек. Кроме них лодка могла транспортировать еще 15 солдат и около тонны разнообразного груза.

На «крота» рассчитывали в случае войны с США

По замыслу создателей, «Боевой крот» должен был уничтожать подземные бункеры, ракетные пусковые установки в шахтах и командные пункты противника. На субтеррины возлагали большие надежды в случае обострений отношений с США.

«Боевой крот» активно испытывали в разных условиях. Особенно хорошо он продемонстрировал свои возможности на Урале, с легкостью вгрызаясь в скальную породу. Но повторные испытания поставили крест на проекте. «Крот» по неизвестным причинам взорвался под землей. Экипаж спасти не удалось. После катастрофы от создания субтеррин решили отказаться.

Рассказывая о разработке этого уникальнейшего сверхоружия, невозможно не вспомнить американский фантастический триллер «Дрожь земли». В отличие от киношного монстра-червя, убивавшего все живое на своем пути, советским конструкторам удалось создать его реальный механический прототип.
Однако советский механический «крот» самоликвидировался вместе с находившимися внутри людьми.

Без «Крота» и жизнь не та

Как это чаще всего и бывает в научном мире, разработкой машины, которая могла бы свободно проходить глубоко под землей и внезапно совершать диверсии в тылу врага, занимались конструкторы разных стран. Это была одна из идей фикс ХХ века. Тем не менее, лидерство в данном направлении принадлежит москвичу Петру Рассказову, который первым в 1904 году схематично изобразил подземный самодвижущийся аппарат.

Здесь следует сразу отметить, что все связанное с изобретением «кротовьего» механизма с самого начала сопровождается многочисленными и разнообразными отступлениями, сильно попахивающими мистикой.

Рассказова якобы случайно убила шальная пуля во время революции 1905 года. Потом его чертежи пропали, и со временем чудесным образом материализовались в Германии.

Две мировые сверхдержавы начали работать над аналогичным проектом одновременно. В СССР в начале 30-х годов этим проектом руководил инженер Александр Требелев. На пятки ему наступал немецкий коллега Хорнер фон Вернер.

Треблеву, одержимому идеей соорудить машину, которая копировала бы подлинные кротовьи умения, якобы удалось дойти до создания опытного образца. Но на этом дело и стало. Гитлеровцы тоже своего «Midgard Schlange» («Змей Мидгарда», так звали чудовище из скандинавской саги) не запустили: проект стоил баснословных средств, по этой причине щепетильные немцы его и свернули.

Взяли украденное, но свое

Дальнейшая история создания советской подземной субмарины чем дальше, тем глубже обрастает конспирологическими деталями, поскольку постепенно теряются документальные обоснования тех или иных событий. Наверное, в данном случае эти нюансы можно списать на закон жанра. Или, если угодно, на засекреченность темы как таковой.

Тем не менее, именно заимствованный опыт зарубежных разработок «боевых кротов» в сталинском СССР был взят за основу. О том, что его основу заложил русский ученый, никто больше не вспоминал. Курировал тему лично министр госбезопасности Советского Союза В. С. Абакумов. О подробностях задания, которое Виктор Семенович дал лично президенту Академии наук СССР Сергею Ивановичу Вавилову, по-видимому, еще не пришло время узнать – эти детали до сих пор скрыты под грифом «совершенно секретно».

Зловещая тайна советского боевого «Наутилуса»: погиб, вгрызаясь в недра

Утверждается, что советский «Боевой Крот» все же был создан. И подземную боевую машину наделяли невиданными доселе способностями: якобы она оснащалась ядерной силовой установкой наподобие классической атомной субмарины. Описываются и технические характеристики советской механической «Дрожи земли»: 35 метров в длину, 3 метра в диаметре. Управляли всем этим пятеро человек экипажа, скорость «Боевого крота» 7 километров в час.

Советский «Крот» мог вгрызаться в землю с 15 десантниками на борту, к 1962 году все было готово к «практическому применению». В 1964 году пилотный экземпляр подземной субмарины создали до степени «схода со стапелей».

Конспирология создания «Боевого крота» изобилует деталями, которые на сегодняшний день не имеют научного подтверждения. В частности, к отцам-основателям подземной боевой машины причисляют академика Андрея Сахарова.

Описания практического применения «Крота» есть (они датируются 1964 годом), но этот опыт больше похож на финал фантастической повести, нежели на результат научного эксперимента: якобы на десятиметровой глубине подземная лодка рванула, и это был ядерный взрыв. Находившиеся в испарившемся аппарате люди погибли.

… Тайна советского «Большого Крота» напоминает сюжет с перевалом Дятлова. Но если в случае с историей гибели группы советских альпинистов для исследователей сегодня открыты если не все, то очень многие детали происшедшего, то с судьбой подземной советской субмарины до сих пор больше неясностей, чем какой-либо фактурной определенности, на которой можно было бы строить обоснованную версию создания и испытания советской научно-технической разработки.

Возможно, кто-то из вас, уважаемые читатели, смотрел фильм режиссера Джона Эмиела «Земное ядро» (The Core). По сюжету картины земное ядро перестает вращаться, что может привести к гибели всего человечества. Чтобы спасти всех от Армагеддона, группа американских ученых и инженеров создает подземную лодку, при помощи которой отправляется прямо к ядру Земли, чтобы восстановить его вращение посредством взрыва нескольких атомных бомб.

Все это, конечно, фантастика. Однако в XX веке сразу несколько стран, включая СССР и Германию, разрабатывали подземные лодки. Прототипом для них служил так называемый проходческий щит. Впервые проходческий щит был применен в Великобритании при строительстве туннеля под Темзой еще в 1825 году. С его же помощью были сооружены большинство тоннелей метро в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В России о создании подземной лодки задумались еще в начале XX века. Так, в 1904 году инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал статью, в которой рассказал о возможности создания специальной капсулы, способной преодолевать большие расстояния под землей. Но в том же году во время волнений в Москве ученый был убит шальной пулей. Так же создание подземной лодки приписывают другому российскому ученому Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковников Царской армии, он зимой 1918 года смог через финский залив сбежать из страны. Он сделал карьеру на одной из шведских фирм, усовершенствовав знакомый нам проходческий щит.

Александр Требелевский

Но по-настоящему серьезно за этот проект взялись лишь в 1930-х годах. Инженер Александр Требелевский (в некоторых источниках Требелев, - прим. ред 24smi.org) буквально жил идеей создания «подземохода», которому он дал название «субтеррина». Изобретатель был настолько одержим этой идеей, что даже своей единственной дочери дал имя Субтеррина. При этом Требелевский даже и не думал об использовании подземной лодки в военных целях. Он считал, что его «субтеррину» будут применять для геологоразведки, рытья туннелей под коммунальные нужды и для добычи полезных ископаемых. Например, подземная лодка могла бы пробиться к подземным запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который мог выкачивать «черное золото» на поверхность. При этом Требелевский хотел, чтобы его устройство могло свободно перемещаться как под землей, так и под водой. Даже в наши дни подобное изобретение кажется фантастическим.

Подземная лодка Требелевского
Фото:zhurnalko.net
Изначально Требелевский намеревался создать так называемый термальный суперконтур – устройство, которое при необходимости могло нагревать внешнюю оболочку подземной лодки и прожигать твердый грунт. То есть «субтеррина» могла бы входить в землю как нож в масло.

Позднее он обратил внимание на то, что с увеличением скорости резки грунта уменьшается давление резания, что позволяло значительно снизить мощность, необходимую для работы подземной лодки. В сотрудничестве с конструкторами А. Баскиным и А. Кирилловым Требелевский изобрел конструкцию, принцип работы которой был заимствован у обычного подземного крота. Ученые долго изучали работу кротов в специальном ящике, просвечиваемым рентгеновским аппаратом. Исследования, проведенные Кирилловым, Баскиным и Требелевским, показали, что животные роют землю, вращая лапами и головой, а затем проталкивают свое тело задними лапами. При этом вся выбуренная таким образом земля вталкивалась ими в стенки получившейся норы.

Именно по этому принципу и была спроектирована подземная лодка. В передней ее части находился мощный бур, посередине были установлены специальные шнеки, вдавливающие породу в стенки скважин, а сзади находились четыре мощных домкрата, проталкивающие устройство вперед. При вращении бура со скоростью 300 об/мин подземная лодка за час преодолевала расстояние в 10 метров.

Хорнер фон Верн

Но оставим ненадолго Требелевского и перенесемся в Германию. Здесь в 1933 году, незадолго до прихода к власти нацистов, Хорнер фон Верн подал в Патентный комитет заявку, в которой описал устройство, способное передвигаться под землей и нести экипаж из нескольких человек. Но в то время новый режим, и без того озабоченный насущными проблемами страны, не стал возиться с инженером, однако фон Верн все же получил патент на свое изобретение, о котором, впрочем, до поры до времени благополучно забыли.


Подземная лодка фон Верна
Фото:х/ф "Подземный крейсер"
О немецком инженере и его изобретении вспомнили лишь во время Второй мировой войны. Германия вовсю готовилась к операции «Морской лев», целью которой являлось вторжение в Великобританию. Именно тогда проект подземной лодки фон Верна и попался на глаза Клаусу фон Штауфенбергу. Немцы планировали применять против Великобритании массированные бомбардировки и изматывать врага постоянными вылазками в тыл. Именно для последнего как нельзя лучше подходили подземные лодки, способные незаметно проникнуть в тыл англичан с запасом взрывчатых веществ.

Перед фон Верном поставили задачу изобрести готовое устройство, способное передвигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести на борту экипаж в 5 человек, а также 300 килограммов взрывчатки. Однако проект был свернут на стадии экспериментов. Гитлера убедили, что создание подземной лодки – дело бесперспективное, поэтому фюрер решил сделать ставку на авиаудары. Такое решение Гитлера оскорбило Клауса фон Штауфенберга, который, напомним, в 1944 году организовал неудачное покушение на фюрера, за что и был расстрелян.

Снова Требелевский


Иллюстрация подземной лодки
Фото:4bb.ru
На этом немецкая история подземной лодки заканчивается. Осенью 1944 года советские разведчики смогли захватить чертежи по подземной лодке, а в 1945 году всю информацию об этом проекте решили систематизировать. Тут то и всплыло имя Александра Требелевского, который в 1933 году был арестован НКВД за то, что за два года до своего ареста побывал в Германии, где встречался с неким инженером и привез оттуда чертежи. Как оказалось, Требелевский позаимствовал идею подземной лодки у Хорнера фон Верна и пытался довести ее до ума, что ему, как было написано выше, блестяще удалось. Но это выяснилось лишь в 1945 году в Москве, когда в результате экспертизы определили, что чертежи Требелевского практически полностью совпадают с чертежами фон Верна.

В СССР закипела работа над созданием подземной лодки. 18 мая 1949 года министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов потребовал от президента Академии наук СССР Сергея Вавилова предоставить в его распоряжение группу ученых, которые бы занялись разработкой подземной лодки. Создать опытную модель по найденным в архивах чертежам, было делом времени. Однако, как десять лет назад в Германии, этот проект был свернут, но теперь уже в пользу разработки ядерного оружия.

«Боевой крот»


Подземная лодка "Боевой крот"
Фото:topwar.ru
Об инженере Требелевском и его чертежах вспомнят лишь в 1960-х годах. Возглавивший страну после смерти Сталина Никита Хрущев достаточно быстро заинтересовался возможностью создания подземной лодки. В 1962 году жителей местечка Громовка, что на западном побережье Крыма, в 24 часа выселили из своих домов, предоставив неплохую компенсацию и квартиры в соседнем Черноморске. На месте крымской деревне должны были построить завод по производству подземных лодок. В период «холодной войны» создание подобного оружия казалось более чем перспективным, а обещание Никиты Сергеевича «достать империалистов из под земли» выглядело в этом свете куда более реалистичным.

Завод в Крыму возвели за рекордные два года. Первый экспериментальный образец подземной лодки был собран уже к весне 1964 года, который представлял собой титановый цилиндр диаметром в 3 метра и длиной в 25 метров, имеющий заостренный нос и корму. «Субтеррина» управлялась экипажем из пяти человек и могла нести в себе тонну вооружений и 15 бойцов. Скорость ее передвижения под землей составляла 15 км/ч. Не так много, как хотелось бы, но атомные субмарины вполне могли доставить подземные лодки к берегам США.

Испытания подземной лодки и закрытие проекта

Первые испытания «субтеррины» состоялись осенью 1964 года в Уральских горах. Подземная лодка получила название «Боевой крот». В ходе учений аппарат, работавший на атомном двигателе, проник в грунт со скоростью пешехода, прошла около 15 километров и разрушила условный подземный бункер врага. Результатами испытания были поражены даже бывалые военные и ученые. Эксперимент решили повторить, но боевой крот неожиданно для всех взорвался под землей, погубив всех находящихся на его борту людей. Что стало причиной взрыва - доподлинно неизвестно, потому что все материалы по данному инциденту до сих пор находятся под грифом «Совершенно секретно». Вероятнее всего взорвался атомный двигатель установки.

Вскоре после ЧП в Уральских горах решение о дальнейшем использовании подземной лодки отложили. У руля СССР встал Леонид Брежнев, который назначил куратором этого проекта Дмитрия Устинова, решившего поставить на «субтеррине» крест в пользу разработки космического ядерного щита и постройки командного пункта РВСН на Луне. Проект подземной лодки засекретили окончательно, а взрыв в Уральских горах объяснили проведением горнопроходческих работ.


Иллюстрация "Боевого крота"
Фото:topwar.ru
Таким образом, подземная лодка стала очередным неудачным научным экспериментом продолжительностью в несколько десятилетий. Однако подобное оружие с условием достижений современной науки имеет огромные перспективы. И кто знает, возможно, создание подземной лодки будет вновь возобновлено.

Алексей Ковальский

Невероятные боевые машины, созданные для различных задач не перестают удивлять до сих пор.

То, что казалось Нам фантастикой в произведении Григория Адамова (одного из лучших фантастов СССР), «Тайна двух океанов» был действительно созданным на тот момент аппаратом: подземный крейсер.
Машина, способная прокладывать себе дорогу в твердых скальных породах, совершая диверсии в тылу врага!

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появлятся сообщения о этом проекте. А остатки самого подземного крейсера ржавели под открытым небом до 90-х годов. Сейчас бывший полигон вроде хотят объявить запретной зоной.
Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки. Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент. А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

От фантазий к реальности

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. Несмотря на свою фамилию, был он вовсе не литератором, а инженером и свою идею выразил не словами, а чертежами. За что, говорят, и был убит в смутные времена Первой мировой войны. А его чертежи таинственным образом исчезли и «всплыли» через некоторое время не где-нибудь, а в Германии. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла. Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон. Впрочем, он был не одинок. В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

«Крот» под горой Благодать

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение. Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической, вплоть до установки по пути следования машины опор освещения металлических. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Тем временем в Германии

Однако в Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив. Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг. Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» - опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.

Фон Штауфенберг довел суть дела до влиятельных чинов Генштаба вермахта. Изобретателя вскоре разыскали и создали все условия, чтобы он мог реализовать свою идею на практике. Дело в том, что в 1940 году Генштаб разработал операцию «Морской лев», главной целью которой было вторжение нацистов на Британские острова. Подземные лодки очень пригодились бы в этой операции: пропахав землю под Ла-Маншем, они могли бы беспрепятственно доставлять в Великобританию отряды диверсантов, которые бы сеяли панику среди британцев.

Основа разработки - патент Хорнера фон Верна, зарегистрированный ещё в 1933 году. Изобретатель пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести боезаряд массой в 300 кг (этого вполне достаточно, чтобы провести внушительную диверсию). Причём лодка фон Верна «плавала» как под водой, так и под землей.

Немцы успели разработать и испытать эту лодку.

Однако, инициативу перехватил Герман Геринг, шеф люфтваффе. Он убедил фюрера, что не стоит заниматься «мышиной возней», когда доблестные асы Третьего рейха могут в считанные дни разбомбить Британию с воздуха. По приказу Гитлера в 1939 году работы над подземной лодкой были свернуты. В небе Британии началась знаменитая воздушная война, которую, в конце концов, выиграли британцы. Солдатам вермахта так и не было суждено ступить на британскую землю.

Мечта Хрущева

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Проект попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Эксперты дали заключение - это агрегат для передвижения под землей. Весной 1945 года на Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие один русский инженер-самоучка - Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет, расстрелянный во время репрессий в 1933 году. В спецхране нашлись привезенные им из Германии копии чертежей.

Требелецкий значительно усовершенствовал изобретение фон Верна. Теперь лодка могла одинаково успешно двигаться как под землей, так и под водой. Кроме этого он изобрел «термальный суперконтур», что значительно облегчало продвижение под землей. Свою лодку он назвал «Субтерина».
О своих идеях Требелецкий рассказал однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Адамов использовал идеи Требелецкого в своих романах «Тайна двух океанов» и «Покорители недр». За упоминание секретных технологий Адамов был наказан полным забвением при жизни и умер не дожив 60-летия.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!

Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Но Берия, при поддержке Устинова убедил Сталина что проект бесперспективен. Но в 1962 году проект получил развитие - на Украине. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в местечке Громовка, по приказу Хрущова построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок! Так вот откуда взялась известная поговорка… А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!
К 1964 году завод был построен. Первая советская подземная лодка была титановой с заостренным носом и кормой, диаметром 3 метра и длиной 25 метров, экипаж - из 5 человек, и могла вместить 15 бойцов, и тонну вооружения, скорость - до 15 км/час. Боевая задача - обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Хрущев лично осмотрел новое оружие.
Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился.

Человека с давних времен тянуло то опуститься на дно, то подняться в воздух, то достичь самого центра Земли. Однако это было возможно до некоторых пор лишь в фантастических романах и сказках. В наше время подземная лодка - это уже не просто фантазия. Были проведены успешные разработки и испытания в этой области. Прочитав нашу статью, вы узнаете много интересного о таком аппарате, как подземная лодка.

Подземные лодки в литературе

Все началось с полета фантазии. В 1864 году Жюль Верн опубликовал известный роман под названием "Путешествие к центру Земли". Герои его спустились в центр нашей планеты через жерло вулкана. В 1883 году была опубликована книга "Подземный огонь" Шузи. В ней герои, работая кирками, проложили шахту к земному центру. Правда, в книге уже говорилось о том, что ядро планеты горячее. Алексей Толстой, русский писатель, добился большего успеха. В 1927 году он написал "Гиперболоид инженера Гарина". Герой произведения пробился почти насквозь через толщу земли, при этом буднично и даже с некоторым цинизмом.

Все эти авторы строили гипотезы, которые никак нельзя было обосновать. Дело оставалось за изобретателями и инженерами, властителями дум людских конца 19-го - начала 20-го веков. Однако в опубликованных в 1937 году "Победителях недр" низвел до обычных достижений власти СССР проблему штурма земных недр. Конструкция, которую имела в его книге подземная лодка, будто была списана с чертежей секретного КБ. Случайно ли это совпадение?

Первые разработки

Сейчас никто не сможет ответить на вопрос о том, что легло в основу смелых догадок Григория Адамова. Однако, судя по немногочисленным данным, основания для них все-таки имелись. Первым инженером, который якобы создал чертежи подземного аппарата, стал Петр Рассказов. Этот инженер в 1918 г. был убит агентом который похитил у него всю документацию. Американцы же считают, что первые разработки начал Томас Эдисон. Однако более достоверно то, что их осуществляли в конце 20-30-х годов 20 века инженеры из СССР А. Треблев, А. Баскин и А. Кирилов. Именно они разработали конструкцию первой подземной лодки.

Однако она была предназначена исключительно для утилитарных целей, связанных с нефтедобычей, с тем, чтобы облегчить этот процесс и удовлетворить потребности социалистического государства. За основу они взяли настоящего крота или же более ранние разработки в этой области русских или иностранных инженеров - сейчас трудно сказать. Однако известно, что на уральских рудниках, расположенных под осуществлялись пробные "заплывы" лодки. Конечно, образец был опытный, скорее уменьшенная копия, нежели полноценный рабочий аппарат. По всей видимости, он напоминал позднейшие комбайны по добыче угля. Наличие недоработок, надежного двигателя, медленной скорости проходки было естественно для первой модели. Было принято решение свернуть работы по подземоходу.

Страхов возобновляет проект

Через некоторое время началась эпоха массового террора. Были расстреляны многие специалисты, которые участвовали в этом проекте. Однако накануне войны вдруг вспомнили о "Стальном кроте". Представителей власти снова заинтересовала подземная лодка. В Кремль был вызван П. И. Страхов, ведущий специалист в данной области. В то время он работал куратором на строительстве метрополитена города Москвы. Ученый в беседе с Д. Ф. Устиновым, возглавлявшим комиссариат вооружений, подтвердил мнение о боевом использовании подземохода. Ему было поручено разработать по сохранившимся чертежам усовершенствованный экспериментальный образец.

Война прерывает работы

Срочно были выделены люди, средства, необходимое оборудование. Русская подземная лодка должна была быть готова по возможности в кратчайшие сроки. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, судя по всему, оборвала работу. Поэтому госкомиссией так и не был принят экспериментальный образец. Ему была уготовлена участь множества других проектов - образец был распилен на металл. Стране в это время для обороны больше были нужны самолеты, танки и подводные лодки. А Страхов не возвращался больше к подземной лодке. Он был послан на строительство бункеров.

Немецкие подводные лодки

Подобными конструкциями, естественно, занимались также и в Германии. Любое сверхоружие, которое было бы способно принести Третьему Рейху мировое господство, было необходимо для руководства. В фашистской Германии, согласно сведениям, полученным после окончания войны, имелись разработки подземных военных аппаратов. Кодовое название первого из них - Subterrine (проект Р. Требелецкого и Х. фон Верна). Кстати, некоторые исследователи полагают, что Р. Требелецкий - это А. Треблев, инженер, который бежал из СССР. Вторая разработка - Midgardschlange, что в переводе значит "Змея Мидгарда". Это проект Риттера.

После завершения органы советской власти обнаружили неподалеку от Кенигсберга неизвестного происхождения штольни, рядом с которыми находились остатки взорванной конструкции. Было высказано предположение о том, что это и есть остатки "Змеи Мидгарда".

Не менее замечательным проектом являлся "Морской лев" (другое его название - Subterrine). Еще в 1933 г. Хорнер фон Вернер, немецкий инженер, оформил на него патент. По его замыслу, этот аппарат мог развивать скорость до 7 м/ч. На его борту могли находиться 5 человек, а вес боезаряда составлял до 300 кг. Аппарат этот, к тому же, мог передвигаться не только под землей, но и под водой. Эта подземная подводная лодка сразу же была засекречена. Проект ее оказался в военном архиве.

О нем, вероятно, никто бы и не вспомнил, если бы не началась война. Курировавший военные проекты граф фон Штауфенберг извлек его из архива. Он предложил Гитлеру воспользоваться для вторжения на Британские острова подводной лодкой. Она должна была незаметно пересечь Ла-Манш и тайно пройти под землей в необходимое место.

Однако планам этим не суждено было осуществиться. Герман Геринг убедил Адольфа Гитлера в том, что Англию к капитуляции принудить намного дешевле и быстрее простыми бомбежками. Поэтому операция не была осуществлена, хотя Геринг и не смог выполнить своего обещания.

Изучение проекта "Морской лев"

После победы над Германией в 1945 году на территории этой страны началось негласное противостояние. Бывшие союзники начали соперничать между собой за обладание военными секретами Германии. В числе некоторых других разработок немецкий проект подземной лодки под названием "Морской лев" попал в руки Абакумова, генерала СМЕРШа. Группа, руководили которой профессоры Г. И. Покровский и Г. И. Бабата, занялась изучением возможностей этого аппарата. В результате исследований был вынесен следующий вердикт - подземоход может быть использован русскими в военных целях.

Разработка М. Циферова

Свой собственный подземный снаряд одновременно (в 1948 году) создавал инженер М. Циферов. Ему даже выдали авторское свидетельство СССР на разработку подземной торпеды. Этот аппарат мог передвигаться самостоятельно в толще земли, развивая при этом скорость до 1 м/с!

Строительство секретного завода

В СССР тем временем к власти пришел Хрущев. Необходимы были в начавшейся холодной войне свои козыри, военные и политические. Инженеры и ученые, перед которыми была поставлена эта проблема, предложили решение, которое продвинуло на новый уровень развития проект создания подземной лодки. Ее предполагалось сделать с по типу первых подводных лодок, имевших атомный реактор. В сжатые сроки для опытного производства было необходимо построить очередной секретный завод. По распоряжению Хрущева в начале 1962 года у поселка Громовка (Украина) было начато его строительство. Вскоре Хрущев публично заявил о том, что достать империалистов следует не только из космоса, но также и из-под земли.

Разработка "Боевого Крота"

Спустя 2 года завод выпустил первую подземную лодку СССР. У нее был атомный реактор. Подземная атомная лодка была названа "Боевым Кротом". Конструкция имела титановый корпус. Корма и нос был заострен. Подземная лодка "Боевой Крот" в диаметре достигала 3,8 м, а ее длина составляла 35 метров. Из пяти человек состоял экипаж. Кроме того, подземная лодка "Боевой Крот" была способна принять на борт тонну взрывчатки, а также еще 15 десантников. "Боевого Крота" позволял лодке развивать скорость до 7 м/ч.

Для чего была предназначена атомная подземная лодка "Боевой Крот"?

Боевая задача, которая была поставлена перед ней, - уничтожение ракетных шахт и подземных командных бункеров противника. В Генштабе планировали доставить в США такие "субтерины", использовав атомные субмарины, специально предназначенные для этого. В качестве пункта назначения была выбрана Калифорния, где наблюдалась в связи с частыми землетрясениями высокая сейсмическая активность. Она могла замаскировать движение русского подземохода. Подземная лодка СССР, кроме того, могла бы установить ядерный заряд и, подорвав его дистанционно, вызвать таким способом искусственное землетрясение. Его последствия можно было бы списать на обычное стихийное бедствие. Это смогло бы подорвать могущество американцев в финансовом и материальном отношении.

Испытания новой подземной лодки

В 1964 году, ранней осенью, проходили испытания "Боевого Крота". Неплохие результаты продемонстрировал подземоход. Ему удалось преодолеть разнородный грунт, а также уничтожить находившийся под землей командный бункер, принадлежавший условному противнику. Несколько раз опытный образец был продемонстрирован членам правительственных комиссий в Ростовской области, на Урале и в подмосковном Нахабино. После этого начались таинственные события. Во время плановых испытаний атомоход якобы взорвался в Уральских горах. Геройски погиб при этом экипаж, руководил которым полковник Семен Будников (возможно, что это вымышленное имя). Причина этого - якобы внезапная поломка, в результате которой "крот" раздавили горные породы. Согласно другим версиям, имела место диверсия иностранных спецслужб или даже попадание аппарата в аномальную зону.

Сворачивание программ

После того как Хрущев был снят с руководящих постов, были свернуты многие программы, в том числе и этот проект. Подземная лодка снова перестала интересовать власть. Экономика Советского Союза трещала по швам. Поэтому этот проект, как и множество других разработок, таких как летавшие в 60-70-х годах над Каспием советские экранолеты, был заброшен. в идеологической войне мог тягаться с США, однако заметно проигрывал в гонке вооружений. Приходилось экономить буквально на всем. Это ощущал на себе простой народ и понимал Брежнев. Существование государства было поставлено на кон, поэтому были надолго засекречены и свернуты не сулившие быстрого превосходства передовые смелые проекты.

Продолжаются ли работы?

В 1976 году в прессу просочилась информация о подземном атомном флоте Советского Союза. Это было сделано в целях военно-политической дезинформации. Американцы попались на эту удочку и принялись за постройку подобных аппаратов. Трудно сказать, ведется ли сейчас на Западе и в США разработка подобных машин. Нужна ли кому-нибудь сегодня подземная лодка? Фото, представленные выше, а также исторические факты - аргументы в пользу того, что это не просто фантазия, а самая настоящая реальность. Много ли мы знаем о современном мире? Возможно, именно сейчас толщу земли бороздят где-нибудь подземные лодки. Секретные разработки России, как, впрочем, и других стран, никто не собирается афишировать.