Повышенный уровень опасности: США впервые сбили сирийский самолет. Горячее небо холодной войны: история столкновений в воздухе

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Прошлое и настоящее: основной истребитель ВВС США Второй мировой войны "Мустанг" и новейший "Раптор" на авиашоу в Калифорнии

Военные США и России в ближайшее время должны провести уже третью по счету телеконференцию о безопасности полетов в воздушном пространстве Сирии, или, как выражаются журналисты, о разделе сирийского неба.

10 октября американские и российские боевые самолеты "оказались на расстоянии визуальной идентификации друг от друга", сблизившись на дистанцию от 16 до 32 км.

Пилоты всех воюющих стран скрупулезно вели счет воздушным победам, но "Мустанги" Кожедубу, естественно, не зачли. Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Евгений Савицкий сказал: "Никому не рассказывай. Эти победы - в счет будущей войны".

Первые выстрелы

После того, как советские и американские войска в начале сентября 1945 года вступили в Корею, американские самолеты первое время свободно летали над советской зоной, направляясь в Маньчжурию за своими бывшими пленными. Но уже через два месяца прибывшая из Москвы комиссия потребовала "навести порядок".

Очередная "воздушная крепость" Б-29 была перехвачена четверкой советских истребителей, которые стали заводить ее на посадку.

Сначала экипаж отказывался подчиниться, но когда истребитель очередью поджег один из двигателей, им пришлось приземлиться на советском аэродроме.

Летчиков отправили на родину, но самолет не отдали, а отправили в Москву для изучения.

Когда советские офицеры поинтересовались у американского командира, почему он не открыл ответный огонь, тот искренне изумился: "Как, стрелять по русским?".

Бой над Мерклином

Вскоре это перестало казаться немыслимым. 10 марта 1948 года случилось первое вооруженное столкновение между советским и западным блоками в Европе: воздушный бой над Мерклином, пограничной деревней в западной Чехии.

Два советских истребителя сбили американский военный самолет, якобы нарушивший чехословацкую границу с разведывательным заданием. Пилот катапультировался.

Драма над Балтикой

8 апреля 1950 года советские истребители сбили в районе Лиепаи самолет ВМФ США PB4Y-2 "Приватир". Машина упала в море, все 10 членов экипажа погибли.

Случай имел сильный резонанс, как из-за беспрецедентного на тот момент количества жертв, так и потому, что "Приватир", по словам хозяев, выполнял законную патрульную миссию над нейтральными водами Балтики.

Советская сторона утверждала, что это был не "Приватир", а "летающая крепость" Б-29, что самолет получил фатальные повреждения над Латвией и якобы первым открыл огонь по приближавшимся истребителям.

По имеющимся данным, ноты, которыми обменялись Москва и Вашингтон, редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.

Удар по аэродрому

8 октября 1950 года два американских истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" во время боевого вылета против наземных целей в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке атаковали аэродром "Сухая речка" под Владивостоком, повредив восемь стоявших на земле советских истребителей американского производства "Кинг кобра".

США принесли официальные извинения, командир авиагруппы был переведен с понижением на штабную работу.

Единственное признание

22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V "Нептун" был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами.

Данный случай примечателен тем, что является единственным в истории, когда Советский Союз признал свою ошибку и выплатил компенсацию в 725 тыс. долларов - вдвое меньше, чем запросили США.

Чей борт?

27 июня 1958 года американский транспортный самолет С-118 во время полета из ФРГ в Пакистан слегка "зацепил" советское воздушное пространство над Арменией, был немедленно подбит и совершил аварийную посадку. Экипаж освободили через неделю.

Пикантность этой истории придали утверждения советской прессы, будто бы это был личный борт директора ЦРУ Аллена Даллеса.

Полет Пауэрса

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Фрэнсиса Пауэрса приговорили к 10 годам колонии, но вскоре обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик У-2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом С-75 в районе Свердловска.

Говорить о недоразумении в данном случае не приходится - разведывательную миссию У-2 никто не отрицал.

Инцидент примечателен политическими последствиями (отменой запланированного визита Дуайта Эйзенхауэра в Москву и длительным замораживанием советско-американских отношений), а также тем, что ракетчики заодно с американской машиной сбили поднявшийся на ее перехват собственный истребитель МиГ-19, причем американский пилот Фрэнсис Пауэрс благополучно приземлился на парашюте, а его советский коллега Сергей Сафронов погиб. Публике об этом сообщили через 30 лет.

"Черная суббота"

К 27 октября 1962 года Москва и Вашингтон уже приступили к конфиденциальным контактам с целью выхода из . Но тут Фидель Кастро приказал кубинским ПВО сбивать американские разведывательные самолеты. Стреляли много, однако ни в кого не попали.

Рядовые советские участники операции тоже были настроены воинственно. Командир одного из зенитно-ракетных дивизионов капитан Антонец сообщил в штаб, что в зоне его ответственности замечен У-2, и попросил разрешения поддержать огнем кубинских товарищей.

Ему ответили, что советские войска соответствующего приказа не получали и требуется санкция командующего Плиева, а того в данный момент нет на месте. Но капитан принял решение самостоятельно и сбил самолет. Погиб пилот Рудольф Андерсон.

Историки называют этот день "черной субботой" и считают кульминацией Карибского кризиса.

Именно тогда сделалось ясно, что мировая война может начаться в любой момент из-за случайности и помимо воли первых лиц.

Узнав об уничтожении У-2, советское руководство пошло на беспрецедентный шаг: чтобы не тратить времени на передачу текста по дипломатическим каналам, примирительное послание Хрущева к Кеннеди было зачитано прямо в радиоэфире.

Пошли на таран

28 сентября 1973 года иранский разведывательный самолет RF-4C "Фантом" вошел в воздушное пространство СССР в Закавказье. Посланный на перехват пилот "МиГа" Геннадий Елисеев безуспешно израсходовал все ракеты, после чего совершил сверхзвуковой воздушный таран.

Два члена экипажа иранского самолета катапультировались и были освобождены через неделю, а Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

16 июля 1981 года пилот перехватчика Су-15 Валентин Куляпин таранил аргентинский транспортный самолет, совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшийся в воздушное пространство над Арменией.

На сей раз погибли все четыре члена экипажа транспортника, включая одного британца, а Куляпин выжил и получил орден Красного Знамени.

Жесткая посадка

20 апреля 1978 года пассажирский "Боинг-707" компании "Korean Air Lines" с 97 пассажирами на борту, выполняя рейс из Парижа в Сеул, отклонился от маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска.

По советской версии, экипаж не реагировал на сигналы; по утверждению командира "Боинга", огонь был открыт без предупреждения.

Перехватчик Су-15 выпустил по авиалайнеру две ракеты и отстрелил ему часть крыла. "Боинг" совершил аварийную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Два пассажира погибли, 13 получили травмы.

Трагедия над Сахалином

Примерно две трети жертв холодной войны в воздухе, 269 человек, погибли в один день 1 сентября 1983 года, когда советский перехватчик , следовавший из Нью-Йорка в Сеул и отклонившийся от маршрута из-за ошибки автопилота и невнимательности экипажа.

На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, в США - будто коммунисты сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.

Рассекреченные документы и данные бортовых самописцев сбитого лайнера свидетельствуют, что случилось чудовищное недоразумение, помноженное на атмосферу холодной войны.

Юрий Андропов в разговоре с советским послом в Вашингтоне Анатолием Добрыниным бранил "тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике", но слов сожаления для погибших не нашел.

Советское правительство признало факт уничтожения лайнера и выразило сожаление по поводу гибели ни в чем не повинных людей лишь 7 сентября. Ранее было выпущено знаменитое заявление ТАСС, в котором утверждалось, что "самолет-нарушитель продолжал полет в сторону Японского моря". Слова "удалиться в сторону Японского моря" стали классикой советского черного юмора.

Согласно протоколу заседания политбюро от 2 сентября, Михаил Горбачев, тогда молодой выдвиженец из провинции, за несколько часов ограничился единственной ремаркой: "Самолет долго находился над нашей территорией. Если он сбился с курса, американцы могли поставить нас в известность".

Вопроса, почему советские власти не попытались, в свою очередь, связаться с компетентными представителями США или Южной Кореи, не возникло.

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана и установили прямую связь между своими диспетчерскими службами.

Политическая воля

Правообладатель иллюстрации UK Defemce Ministry Image caption Привычное дело: истребитель "Тайфун" британских Королевских ВВС сопровождает российский стратегический бомбардировщик Ту-95 над Северным морем

Регулярные патрульные и тренировочные полеты стратегических бомбардировщиков над Атлантическим и Северным Ледовитым океанами, проводившиеся как американскими, так и советскими и российскими ВВС на протяжении десятилетий, вызывали взаимное недовольство, но серьезных инцидентов не повлекли.

По мнению военных экспертов, этому способствовали их рутинный характер, а главное, чувство ответственности обеих сторон. Как показал опыт, чтобы инциденты в небе не превращались в трагедии, сторонам надо не бравировать надменной неуступчивостью, а общаться.

Этот инцидент стал первым в новейшей истории, когда самолет страны-члена НАТО атаковал российский военный самолет. Он еще долго будет стоять над российско-турецкими отношениями и определять тональность отношений между Россией и Альянсом.

Но ничего в истории не происходит впервые. Из рассекреченных архивов разведок и военно-воздушных сил мы знаем о десятках подобных боевых столкновениях между самолетами НАТО и советскими экипажами. Историки полагают, что большинство фактов сих пор остаются скрытыми от общественности под грифом "Совершенно секретно. Хранить вечно". Ведь тогда сверхдержавы разрабатывали массу секретного оружия, и эти наработки до сих пор применяются в современной боевой технике, в том числе, и авиации.

Наибольшее количество столкновений авиации враждующих лагерей зафиксировано в 1950-х годах. Это объясняется общим напряжением на всех фронтах Холодной войны на фоне недавно прогремевших последних залпов Второй мировой. Впрочем, история непростых отношений в небе между США, а впоследствии НАТО, с СССР началась еще в 1945 году.

Холодное небо 50-х

ВВС СССР сбивали боевые самолеты стран НАТО и по ошибке, и за нарушение воздушного пространства. Так еще за четыре года до создания Североатлантического Альянса, во время Второй мировой войны, 17 апреля 1945 года, советский ас Иван Кожедуб сбил два американских истребителя "Мустанга". Летчик тогда признавался своему руководству, что сбил американцев случайно, приняв их за Люфтваффе. Этот случай открыл счет не объявленной войны между идеологическими противниками.

Следующий "звонок" прозвучал 8 апреля 1950 года. Тогда самолет-бомбардировщик PB4Y-2 "Приватир" 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советским истребителем Ла-11. Погибли 10 членов экипажа американского самолета. Инцидент произошел над Балтийским морем недалеко от Латвии. США заявили, что был сбит частный самолет.

В том же году, 8 октября, два истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" ВВС США во время боевого дежурства в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке сбросили бомбы на советский аэродром "Сухая речка" около Владивостока. В результате бомбардировки никто не погиб, однако Советы потеряли несколько самолетов P-63. США признали ошибку пилотов. Они были отданы под трибунал, а командир звена отстранен от службы.

В конце все того же 1950-го американский патрульный самолет P2V сбил советский истребитель МиГ-15. Годом позже, советские истребители сбили американский самолет недалеко от Владивостока. Модель самолета и судьба экипажа неизвестна.

Следующий инцидент произошел в 1952 году, 13 июня. Американский самолет-разведчик RB-29 "Суперфортресс" 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. Тогда погибли 12 членов американского экипажа. Советские пилоты утверждали, что самолет ВВС США открыл по ним огонь первым.

В июле 1953 года другой американский "Суперфортресс" 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 и опять в Японском море. Тогда из 17 членов экипажа выжил только один человек.

В ноябре следующего, 1954 года, разведчик "Суперфортресс" был сбит советскими истребителями в районе Курильских островов. 10 членов экипажа спаслись благодаря парашютам, один утонул во время приводнения.

В июне 1955 года американский патрульный P2V "Нептун" был сбит советскими МиГ-15 над Беринговым проливом. Все члены экипажа выжили, но получили серьезные травмы. СССР тогда признала вину своих пилотов, сославшись на плохую погоду, и выплатила потерпевшим компенсацию.

27 июня 1958 года с американский пассажирский самолет C-118 Лифтмастер якобы вторгся в воздушное пространство СССР и был сбит. В СМИ ходили слухи, что самолет принадлежал директору ЦРУ Алену Даллесу. Самого Даллеса на борту не было, а в результате инцидента все находившиеся на борту люди выжили.

Но на этом история противостояния СССР и НАТО в 50-х не закончилась. Очередной печальный инцидент случился в том же 1958 году: самолет-разведчик C-130A-II "Геркулес" 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США вылетел на патрулирование из аэродрома турецкого города Адан. Уже через пару часов полета он был сбит истребителями МиГ-17 в воздушном пространстве Армении. Тогда погибли все 17 членов экипажа. Некоторые тела были переданы американской стороне спустя четыре десятилетия.

60-ые: Летчик-шпион Пауэрс

Фрэнсис Пауэрс. Фото: Википедия

Одним из хрестоматийных примеров противостояния американских советских военных и спецлужб стало так называемое "дело Пауэрса". Стивен Спилберг планирует об этом эпизоде, а сценарий к этому фильму .

1 мая 1960 года в районе Свердловска (теперь Екатеринбург) разведывательный самолет U-2C, который принадлежал разведке ЦРУ. На этот раз самолет сбили с земли, советским ракетным комплексом С-75. Ракеты зенитчиков также сбили и свой МиГ-19, который поднялся на перехват американского шпиона, пилот погиб. U-2C пилотировал Фрэнсис Пауэрс, которому удалось выжить. Он был осужден, но его обменяли на не менее одиозного советского шпиона в США Рудольфа Абеля в 1962 году.

В 1960-х годах было еще несколько случаев, логика и схематичность которых повторяет подобные инциденты десятилетием ранее.

70-ые: "Заблудившиеся" генералы

Среди многочисленных столкновений были и комичные случаи. Так в октябре 1970 года легкий пассажирский самолет ВВС США U-8 "Семинол" потерял ориентацию в пространстве и залетел в воздушное пространство современной Армении. По счастливой случайности ему удалось приземлиться на военном аэродроме советской части. На борту самолета находились два генерала армии США и турецкий полковник. Интересно, что пилоты поняли свою ошибку только после приземления и даже пытались взлететь сразу после посадки. Конечно, самолет заблокировали, а всех высокопоставленных пассажиров и экипаж задержали. После нескольких месяцев расследования инцидента, всех пассажиров "Семинола" отпустили.

В августе 1976 года два истребителя США "Супер Сейбр" вторглись в воздушное пространство на южных рубежах СССР. Один был сбит системами ПВО, второму удалось уйти. Летчик сбитого самолета успешно катапультировался и приземлился на территории Турции.

Кроме описанных инцидентов, конечно же, были сотни других. Большинство из них обошлись без жертв или неизвестны до сих пор. А счет опасных маневров и сближений самолетов СССР и НАТО идет, наверное, на тысячи.

Инцидент в районе сирийско-турецкой границы, где, согласно заявлению официальной Анкары, живо напомнил о временах холодной войны. В тот период воздушное противостояние между ВВС СССР и военной авиацией стран НАТО неоднократно приводило к боевым столкновениям.

По неполным данным, в период с 1950 по 1983 годы было зафиксировано не менее 40 случаев применения оружия самолётами ВВС СССР и НАТО друг против друга. Эти случаи не включают в себя боевые действия во Вьетнаме, Корее и на Ближнем Востоке.

Как считают военные эксперты, в реальности боевых столкновений было значительно больше, но многие инциденты замалчивались обеими сторонами во избежание эскалации ситуации.

При этом основные потери в этих боях несли силы НАТО, поскольку именно они вели действия в непосредственной близости от воздушного пространства СССР. В ходе боевых столкновений силы стран НАТО потеряли не менее 27 самолётов и вертолётов и более 130 военнослужащих. Потери ВВС СССР не превышают 10 самолётов.

Вот лишь наиболее крупные воздушные инциденты времён холодной войны.

8 апреля 1950 года самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советскими истребителями Ла-11 над Балтийским морем в районе латвийской Лиепаи. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвией, упав в море. США заявили, что был сбит частный самолёт. Экипаж сбитого самолёта, насчитывавший 10 человек, погиб.

8 октября 1950 года два истребителя-бомбардировщика F-80 «Шутинг стар» ВВС США во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи (в период Корейской войны) отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан; жертв и пострадавших не было. США принесли извинения в связи с инцидентом, командир авиагруппы, самолёты которой совершили налёт, был отстранён от командования и переведён на штабную работу; пилоты отданы под трибунал.

13 июня 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США, совершавший вылет с японской авиабазы Ёкота, был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Все 12 членов экипажа самолёта считаются погибшими.

29 июля 1953 года разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем. Хвостовой стрелок самолёта в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил 1, подобранный американским кораблём.

7 ноября 1954 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» был сбит советскими истребителями над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, 10 были спасены американскими аварийно-спасательными службами, 1 утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения.

22 июня 1955 года патрульный самолёт P2V « Нептун» 9-й патрульной эскадрильи ВМС США был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. СССР согласился выплатить материальную компенсацию в связи с происшествием.

Советские асы сбивали турецкие самолёты и брали в плен турецкого полковника

2 сентября 1958 года разведывательный самолёт C-130A-II «Геркулес» 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США, вылетевший с аэродрома Адана в Турции, был сбит советскими истребителями МиГ-17 над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично — после поисковых работ 40 лет спустя.

1 мая 1960 года разведывательный самолёт U-2C ЦРУ США, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом , сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар в Пакистане. Самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Зенитной ракетой также случайно сбит советский истребитель МиГ-19, поднятый на перехват нарушителя (пилот Сергей Сафронов погиб). Пауэрс выжил, был приговорён советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

21 октября 1970 года лёгкий двухмоторный самолёт U-8 «Семинол» ВВС США сбился с пути, нарушил воздушное пространство СССР и совершил посадку на аэродроме лётной воинской части вблизи города Ленинакан Армянской ССР. Кроме лётчика, на борту находились два американских генерала и полковник турецкой армии. Поняв свою ошибку, самолёт попытался снова взлететь, но был заблокирован. После расследования инцидента лётчики и пассажиры были освобождены.

28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ безуспешно израсходовал свои ракеты, после чего пилот Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран. Экипаж иранского самолёта (иранец и американец) катапультировался и был задержан советскими военными. Лётчик Геннадий Елисеев погиб. За перехват нарушителя он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» ВВС Турции вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом — пилот катапультировался и приземлился на территории Турции.

Руководство министерства обороны России официально объявило о прекращении взаимодействия с США по предотвращению инцидентов в воздухе.

Такое решение военные России приняли после инцидента в воскресенье, когда силы международной коалиции сбили Су-22 сирийских ВВС.

Как сообщается в пресс-релизе Минобороны, с сегодняшнего дня все летательные аппараты коалиции западнее Евфрата «будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей».

Со своей стороны, Москва также потребовала «тщательного расследования» инцидента с Су-22 с американской стороны. В министерстве назвали атаку на самолет «циничным нарушением» суверенитета Сирии. При этом, как говорится в документе, военные США не выходили на связь с российскими ВВС перед атакой на Су-22. Хотя Вашингтон сделал заявление о том, что россиян предупредили об операции.

Согласно данным американского командования, сирийский Су-22 был сбит, когда он сбрасывал бомбы над дружественными международной коалиции формировании в провинции Ракка. Что характерно, судьба пилота до сих пор неизвестна.

Удар США по истребителю ВВС Сирии является актом агрессии и помощью действующим на территории этой страны террористам, заявил в понедельник замглавы МИД РФ Сергей Рябков.

Рябков на всрече с журналистами в Москве пояснил, что «это, если хотите, помощь тем террористам, против которых борются США, заявляя о том, что они проводят антитеррористическую политику».

"Я думаю, что этот удар надо рассматривать прежде всего как продолжение американской линии на пренебрежение нормами международного права. Независимо от того, кто находится у власти в Вашингтоне, люди там привыкли к тому, что есть определенные нормы, обстоятельства, которые позволяют им смотреть свысока, пренебрежительно и в некоторых ситуациях просто откровенно игнорировать азы международного поведения", - подчеркнул Рябков.

Уничтожение самолета сирийских ВВС американской авиацией в воздушном пространстве Сирии - циничное нарушение суверенитета Сирийской Арабской Республики. Неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием "борьбы с терроризмом" против законных вооруженных сил государства-члена ООН являются грубейшим нарушением международного права и фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике", - говорится в сообщении российского военного ведомства.

"Неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием «борьбы с терроризмом» против законных вооруженных сил государства-члена ООН, являются грубейшим нарушением международного права и фактически - военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике",- заявили в Минобороны России.

"Более того, в воздушном пространстве Сирии в данный период времени выполняли задачи самолеты российских ВКС. Однако командование коалиционных сил не использовало существующий канал связи между воздушными командованиями авиабазы Эль-Удейд (Катар) и авиабазы Хмеймим для предотвращения инцидентов в воздушном пространстве Сирии",- добавили военные.

"Рассматриваем данные действия американского командования как сознательное невыполнение своих обязательств в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии от 20 октября 2015 г. Министерство обороны Российской Федерации с 19 июня с.г. прекращает взаимодействие с американской стороной в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии",- пояснили они.

"В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее р.Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей",- констатировали в Минобороны России.

"НАТО направила в Сирию гораздо больше самолетов, чем Москва, однако российская операция показывает гораздо более высокий результат благодаря превосходным навыкам пилотов и мощности боевой техники",- ранее писал Focus.

Также, когда моморандум был аналогично "заморожен" в прошлый раз, американские ВВС каждый раз вынуждены просить у России разрешение на полеты над Сирией, чтобы не попасть в сферу действия ПВО и ВКС РФ, заявил СМИ российский военно-дипломатический источник.

По его словам, летчикам США приходится действовать осторожно, чтобы "самим не сбить русских". Несмотря на то, что меморандум по предотвращению воздушных инцидентов в Сирии до сих пор де-факто приостановлен, американские войска "используют другие доступные каналы".

Источник пояснил, что "сирийское небо, по меркам военной авиации, очень небольшое. Поэтому американская сторона по другим пока доступным каналам, частенько просит у нас разрешение зайти в ту или иную зону сирийского воздушного пространства. Мы понимаем важность обеспечения безопасности полетов и поэтому зачастую идем им навстречу. Но не более".

"В случае боестолкновения нынешней авиации США, стран НАТО, российские МИГи и Су, безусловно, снесут их с неба. Это не шапкозакидательство, а сравнение технических характеристик планёров и оружия. Это признают и западные военные эксперты, однако лучше бы такого не произошло, Третья мировая не нужна никому", резюмировал высокопоставленный источник в Минобороны РФ.

ведь еще до Сирии американские летчики называли себя "хозяевами неба" и возмущались "почему Россия вообще смеет летать". А тут в "разрешенном небе" появляются современные бомбардировщики, истребители и штурмовики России.

"Безусловно, целая армия может уничтожить и Су-35, но это - уже война, а тогда Россия может начать бить хоть "Калибрами" по базам и аэродромам противника, хоть силами РВСН, хоть проводить военно-морскую операцию на Босфоре. Но в равном бою даже с десятком F-15/16 наши Су-35 с "Хибинами", скорее всего победят",- заключил военный эксперт.

"Эскалация конфликта набирает обороты. В попытках замедлить продвижение САА, дабы не допустить захват ключевой развязки к югу от Ракки, США сбили самолёт Сирийской армии, а также направили отряды курдов на захват Ресафы(ключевая дорожная развязка южнее Ракки). Однако, этот ход не возымел нужного эффекта, и САА отогнала разрозненные отряды халифатчиков, что и позволило захватить Ресафу",- пишут авторы телеграм-канала Couch Politilogy.

"В свою очередь, форсирование наступления на Ракку привело к тому, что обходной маневр Сирийской армии был упущен, а попытки купировать этот прорыв оказались недостаточными. Захват этой развязки войсками Асада открывает возможность похода на Ракку с южных рубежей, что всеми силами пытались предотвратить штаты. Без сомнения, если Асад решит наступать на Ракку, это приведет к ещё большим конфликтам с США",- добавляют эксперты.

"Так же, это даёт хорошую возможность развить наступление на Дейр-эз-Зор с целью деблокирования анклава, который фактически находится в окружении с самого начала войны. Что касается заявления Минобороны, то тут все покажет время. Скатится ли это все во вьетнамский сценарий, либо же это игра мускулами - думаю узнаем в ближайшие недели. Раздел остатков погибающего Халифата приобретает все более грубые очертания, приводя к подобного рода столкновениям",- считают они.