Перспективы развития человека и человечества. О природе времени и исследовании будущего. Возникновение эукариот и многоклеточных организмов

Развитие жизни на Земле

Исключительно богатый материал для развития эволюционных представлений дала наука палеонтология, изучающая историю жизни на Земле по остаткам некогда живших организмов, сохранившихся в различных геологических отложениях и породах. Палеонтология воссоздала хронологию основных эволюционных событий главным образом за последние 700 млн. лет, т.е. время, когда началась интенсивная эволюция многоклеточных организмов, остатки которых сохранились в толщах пород. Эту часть истории Земли обычно разбивают на длительные промежутки - эры, которые подразделяются на более мелкие - периоды и далее на эпохи, века. Названия эр имеют греческое происхождение: палеозой - древняя жизнь, мезозой - средняя жизнь, кайнозой - новая жизнь.

Первая эра - архейская, продолжительностью 900 млн. лет, почти не оставила следов органической жизни. Наличие пород органического происхождения - известняка, мрамора, углистых веществ - указывает на существование в архейскую эру бактерий и сине-зеленых водорослей (цианобактерий) - клеточных предъядерных организмов. Они обитают в морях, но выходят и на сушу. Вода насыщается кислородом, а на суше происходят почвообразовательные процессы. Бактерии не дали начала образованию новых группировок и остались до нашего времени обособленными. Именно в архейскую эру произошло три крупных изменения в развитии живых организмов: возникновение полового процесса, фотосинтеза и многоклеточности. Половой процесс возник в форме слияния двух одинаковых клеток у жгутиковых, считающихся наиболее древними одноклеточными. Позднее половой процесс происходил уже при помощи специальных половых клеток - мужской и женской, которые при слиянии образуют зиготу. Из нее развивается организм, содержащий генотип отца и матери, что дает комбинации различных признаков в потомстве, расширяя возможности действия естественного отбора. С появлением фотосинтеза единый ствол жизни разделился на два - растения и животные - за счет дивергенции. Многоклеточность вызвала дальнейшее усложнение организации живых организмов: дифференциацию тканей, органов, систем и их функций.

В протерозойскую эру (продолжительность 2 000 млн. лет) развиваются зеленые водоросли, в том числе и многоклеточные. Остатки животного мира редки и малочисленны. Предками многоклеточных организмов, вероятно, были организмы, подобные колониальным формам одноклеточных жгутиковых, а первые многоклеточные животные - близки губкам и кишечнополостным. Известны остатки всех типов беспозвоночных животных, в том числе иглокожих и членистоногих. Полагают, что в конце протерозойской эры появились первичные хордовые - подтип бесчерепных, единственным представителем которых в современной фауне является ланцетник. Появляются двустороннесимметричные животные, развиваются органы чувств, нервные узлы, усложняется поведение животных, возрастает подвижность и энергия в процессах жизнедеятельности в целом.

В палеозойскую эру, продолжительностью 330 млн. лет (древняя жизнь), подразделяемую на несколько периодов, происходили дальнейшие эволюционные преобразования органического мира. В кембрийском периоде(570-490 млн. лет назад), кроме бактерий и одноклеточных водорослей, были распространены крупные многоклеточные водоросли. Для кембрия и ордовика (490-435 млн. лет назад характерно наличие остатков ископаемых простейших, кишечнополостных, губок, червей (три типа), иглокожих, моллюсков, членистоногих, хордовых. Силур (435-400 млн. лет назад) богат остатками ископаемых трилобитов и особенно плеченогих (в настоящее время их осталось около 200 видов). Обнаружены остатки бесчелюстных позвоночных - щитковых (предки миног). Дальнейшее развитие эволюции продолжалось по пути дивергенции типов животного мира с заменой низкоорганизованных примитивных форм более высокоорганизованными. В конце силурийского периода часть зеленых многоклеточных водорослей приспособилась к жизни на суше. Возможно, это были псилофиты. Они уже имели ткани. Появились грибы. С середины девона (400-435 млн. лет назад) постепенно убывают псилофиты, исчезая к концу этого периода. А на смену им появляются плауновые, хвощевые и папоротниковые - споровые растения. В период девона появляются челюстноротые панцирные рыбы (их потомки - современные хрящевые рыбы, например, акулы и скаты), двоякодышащие. Однако выход на сушу осуществила другая группа рыб - кистеперые. Самыми примитивными наземными позвоночными считаются древние земноводные, берущие начало от одной из групп кистеперых. На основе наследственной изменчивости в процессе естественного отбора плавники превратились в конечности для передвижения по суше. Для дыхания на суше развились легкие. Древнейшие земноводные - стегоцефалы (панцирноголовые) обитали в болотистых местах. Стегоцефалы соединили в себе признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся. Животные девона, как и растения, обитали во влажных местах, поэтому не могли распространяться в глубь суши и занимать места, удаленные от водоемов.

В каменноугольный период (345-280 млн. лет назад) произошел крупный эволюционный подъем в развитии наземной растительности. Этот период отличался теплым влажным климатом. На Земле образовались огромные леса, состоящие из гигантских папоротников, древовидных хвощевых и плауновых - высотой 15-30 м. Они имели хорошую проводящую систему, корни, листья, но их размножение еще было связано с водой. Леса каменноугольного периода образовали месторождения каменного угля. В этот период произрастали и семенные папоротники, у которых вместо спор развивались семена. Семенные папоротники (древнейшие голосеменные) ясно указывают на происхождение семенных растений от споровых. Появление семенных растений было крупным ароморфозом, определившим дальнейшую эволюцию растений. У семенных растений оплодотворение происходит уже без участия воды, а зародыш находится в семени, имеющем запас питательных веществ. С конца каменноугольного периода в связи с усиленным горообразованием влажный климат почти повсеместно сменился сухим. Древовидные папоротники стали вымирать, лишь в отдельных сырых местах сохранились мелкие формы. Вымерли и семенные папоротники. Им на смену пришли более жизнестойкие голосеменные растения, которые благодаря распространению семян освоили засушливые места обитания. Распространение и пышное развитие голосеменных продолжалось почти до конца мезозойской эры. В каменноугольный период шло интенсивное развитие насекомых, пауков, скорпионов, имеющих воздушное дыхание и откладывающих яйца с защитной оболочкой, защищающей от высыхания. Вместе с тем начали исчезать трилобиты. Существавало много плеченогих, моллюсков, рыб (особенно акул), иглокожих, развивались кораллы. Ранее существовавшие типы и классы дивергировали, приспосабливались к различным местам обитания. При наступлении засушливых условий в конце каменноугольного периода крупные земноводные исчезают, сохраняются лишь мелкие формы в сырых местах. На смену земноводным пришли пресмыкающиеся, более защищенные и приспособленные к существованию в условиях более сухого климата на суше. Появление древнейших пресмыкающихся - новый ароморфоз в развитии животного мира. В основном это были травоядные животные, но некоторые перешли к хищному образу жизни. Появились зверозубые рептилии, от потомков которых, полагают, произошли первые млекопитающие. Зверозубые ящеры - переходная форма. Таким образом, в палеозойскую эру, а именно в пермском периоде (280-230 млн. лет назад), растения и животные уже вышли на сушу: это сосудистые (споровые и голосеменные) растения, кистеперые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, членистоногие (пауки, как предполагают, появились в силуре). Сухой и теплый климат пермского периода способствовал их становлению. Архейская, протерозойская и палеозойская эры дали большой фактический материал, на основании которого можно судить об основных направлениях эволюции органического мира.

В триасовом (230 млн. лет назад)периоде мезозойской эры в условиях континентального климата усилилось развитие голосеменных, у которых оплодотворение происходило уже без участия воды, что является крупнейшим ароморфозом. Для мезозойской эры характерно необыкновенно богатое развитие голосеменных растений, продолжавшееся до середины мелового периода, когда в связи с увеличивающейся засухой и увеличением яркости Солнца на первый план выходит недавно возникшая группа растений - покрытосеменные. Двудольные и однодольные растения появились уже в конце мезозоя, а в меловом (135 млн. лет назад) периоде они начинают процветать. Для покрытосеменных растений характерен крупный ароморфоз - появление цветка, приспособленного к опылению. Идиоадаптационные изменения цветка способствовали многочисленным частным приспособлениям к опылению. В дальнейшем происходила идиоадаптация цветка, в результате которой выработались приспособления к распространению плодов и семян, а также к уменьшению испарения воды листьями. Пышное развитие покрытосеменных растений одновременно было связано с развитием высших форм членистоногих (насекомых) опылителей: бабочек, шмелей, пчел, мух и др.

Мезозойская эра (“эра динозавров”) характеризуется поразительным развитием и последующим очень быстрым вымиранием гигантских пресмыкающихся. На суше обитали гигантские ящеры - динозавры, живородящие ихтиозавры, крокодилы, летающие ящеры. Гигантские пресмыкающиеся относительно быстро вымерли. Первые мелкие млекопитающие появились в триасе, их размножение осуществлялось уже путем живорождения, детенышей они выкармливали молоком. Они имели постоянную температуру и дифференцированные зубы. Предками млекопитающих были зверозубые ящеры. Первые птицы возникли в юрском (190-195 млн. лет назад) периоде мезозойской эры - это были зубастые птицы. А в конце мезозоя появились уже первые настоящие птицы. Древние хрящевые рыбы в триасе были вытеснены настоящими костистыми. В результате дивергенции непрестанно увеличивалось видовое разнообразие в пределах каждой систематической группы.

Кайнозойская эра (новая жизнь) длится, примерно, 60-70 млн. лет. Первый ее период - палеоген , второй - неоген , а третий - антропоген , который продолжается по настоящее время. В течение этой эры сформировались континенты и моря в их современном виде. В палеогене покрытосеменные растения распространились по всем материкам и пресноводным водоемам. Во второй половине этого периода начались бурные горнообразовательные процессы. Наступило похолодание, вечнозеленые леса сменились листопадными. Происходила быстрая идиоадаптация форм в различных местных условиях.

В конце неогена - начале антропогена с севера наступали ледники, на пути сползания ледников погибло все живое, остались только те формы, которые смогли уцелеть и приспособиться к изменившимся условиям среды. Развилась арктическая флора. В антропогене происходит окончательное формирование современного растительного мира. В кайнозое распространились брюхоногие и двустворчатые моллюски, среди членистоногих процветают насекомые. Крупные ароморфозы насекомых - развитие трахейной системы дыхания, ротового аппарата жующего типа, твердого хитинового покрова, членистых конечностей и нервной системы обеспечили их процветание. Птицы и млекопитающие заняли господствующее положение в животном мире благодаря повышению интенсивности функций центральной нервной системы (в особенности функций головного мозга), усложнению строения кровеносной системы (разделение артериальной и венозной крови), постоянной температуре тела и повышению уровня обменных процессов и др. Быстрая идиоадаптация к изменяющимся условиям среды обеспечила их процветание.

Заключение

В заключение следует отметить, что единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук реально проявляется в XX-XXI вв. в следующем:

В изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.;

В осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;

В формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

В гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;

В создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в.

Список используемой литературы

1. Грушевицкая Т.С., Сахохина А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высш. Шк., 1997. 382 с.

2. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.О. Голубинцев и др.; под общ. ред. С.И. Самыгина. - Изд. 7-е, доп. и перераб. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005- 413 с.

3. 1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1998.

4. 2. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания. - М., 2002.

5. 3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003.

6. Большая Советская энциклопедия

7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: 1997

Урок № Тема « Развитие жизни на Земле»

Целевые ориентации урока

Личностные : развитие познавательной активности учащихся через умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать,

Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.

Предметные: изучение развития жизни на Земле: формирование знаний об этапах развития, особенностях эволюции в периоды и эры, основных преобразований во флоре и фауне.

Планируемые результаты

Личностные умения: личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.

Метапредметные умения:

ПУУД: формулирование познавательной цели, применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.

РУУД: целеполагание, навык планирования своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, умение участвовать в совместной деятельности.

КУУД: организация и планирование учебного сотрудничества, …………..

Предметные умения:

Ученик должен знать: историю развития жизни на Земле, эры и периоды, особенности эволюции, преобразования во флоре и фауне.

Ученик должен уметь : давать определения ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции, устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Организация образовательного пространства

Ресурсы: мультимедийное приложение к учебнику, раздаточный материал - , оценочный лист.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Ход урока

I . Актуализация и проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Задание: ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Сколько существует современных представлений о возникновении жизни на Земле?

Перечислите теории возникновения жизни на Земле?

Суть первой космической теории?

Суть теории абиогенеза?

Суть теории креационизма?

II . Мотивационная деятельность

А все-таки как возникло это великое разнообразие на нашей Земле? – просмотр видеоролика «Как зарождалась жизнь…»

Целеполагание постановка проблемного вопроса : какова цель урока?

II . Учебно-познавательная деятельность.

Работа в группах

Задание общее: изучить текст параграфа и заполнить таблицу .

ЭРА

ПЕРИОД

КЛИМАТ И СРЕДА

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Группы: 1) архей и протерозой;

2) палеозой;

3) мезозой;

4) кайнозой.

Создается группа экспертов. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая таблица по теме. Затем эксперты пересаживаются в свои первоначальные группы. знакомит других членов группы со всей темой.

Работа по парам внутри группы по карточкам

Задания: заполните пропуски и ответьте на вопросы.

1) э…ны, кр…птозой, …рхей, п…оте…озой, мн…гок…ето…ность. Что означают эти термины? 2) па…ео…ой, пс…ло…иты, …арбон, ст…го…ефа…, тр…ло…иты. Объясните данные слова; 3) …риас, д…но…ав…ы, ар…ео…тер…кс, м…зо…ой, т…пло…ров…ость. Что означают эти термины? 4) ка…но…ой, ан..ропо…еновый, те…локро…ность, по…епле…ие, сухо…утн…е мосты. Объясните данные слова применительно к теме.

Диагностика качества освоения темы.

Фронтальная работа.

Задание: закончите предложения (задание на экране, время - 2 минуты.) За каждый правильный ответ один балл.

    Эпоха биологической эволюции на Земле наступила около ….

    Наука изучающая историю живых организмов по их ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности называется - … .

    Самая древняя эпоха, которая длилась около 3 млрд лет называется … .

    Эон состоящий из трех эр называется… .

    Важнейшее событие силура … .

    Время расцвета медуз и кораллов – это … .

    Первые наземные позвоночные – стегоцефалы появились в … .

    Начало расцвета динозавров, появляются крокодилы и черепахи – это в … периоде.

    Высшие млекопитающиеся и настоящие птицы появляются в … период.

    Похолодание климата происходит в антропогеновый период … эры..

III . Интеллектуально-преобразовательная деятельность .

Индивидуальная работа

Задание № 5 на странице 103. Составить аббревиатуры или смысловые фразы.

IV .Оценочно-рефлексивная деятельность .

Лист оценивания достижений учащихся на уроке

Этап урока

Содержание заданий

Выставляемые баллы и отметка

1.Проверка домашнего задания.

Вопросы

За каждый правильный ответ- 1 бал

Максимальное количество бал– 5 .

2 Работа с текстом в группе

Заполнение таблицы

Общее задание: изучают

1 ) группа архей и протерозой;

2) палеозой;

3) мезозой;

4) кайнозой.

За правильное заполнение таблицы – 5 баллов.

Помощь членам группы – 1 балл

3. Работа в парах по карточкам

Заполните пропуски и ответьте на вопросы

Полнота и правильность выполнения работы – 5 баллов

Частично выполнена, допущены 1-2 ошибки – 3 балла

Полностью не выполнена –0 баллов

4. Фронтальная работа

Ответы на вопросы

Правильные и полные ответы-10 баллов, правильные, но неполные- 5 б.,

5. Индивидуальная работа

Задание 5 страница 103

Составлено 3-4 аббревиатуры или 1-2 смысловые фразы – 5 баллов; 1-2 аббревиатуры, 1 смысловая фраза – 4 баллла; 1 фраза, 1 аббревиатура – 3 бал.

Итого 25-30 баллов – оценка « 5»

20-24 - «4»

15–19 - «3», 9-14 – «2».

Домашнее задание: всем учащимся: § 16 и ответить на вопросы в конце §;

По выбору задания: 1) задание 3 стр.103;

2) составить план и 5 вопросов к тексту на стр. 104-106;

3) составить тест по теме 10 вопросов 3 варианта ответа.

Геохронологическая таблица

Замечание 1

История возникновения и формирования Земли насчитывает миллиарды лет. Сегодняшняя наука считает, что наша планета образовалась примерно $5-7$ млрд лет тому назад. Долгое время она была безжизненным небесным телом. Но примерно $4,5$ млрд лет на планете зародилась жизнь. Живые организмы жили, развивались, отмирали и продолжали формировать облик планеты (образовывали горные породы, окаменелости и пр.).

Графическое отражение «разбивки» истории нашей планеты представлено геохронологической таблицей. Она часто присутствует на тектонических картах географических атласов и является прекрасной иллюстрацией при рассмотрении эволюции органического мира Земли.

Первичные экосистемы прокариот и особенности их функционирования

Средой зарождения жизни ученые считают древний океан. Именно вода защитила возникшие живые организмы от губительного влияния космического излучения и ультрафиолетовых лучей Солнца.

Первые останки живых организмов относятся к архейской эре. Она началась примерно $4,5$ млрд лет и закончилась $2,5$ млрд лет назад. Останки древнейших живых организмов обнаружены в австралийских и южноафриканских осадочных горных породах. Это были только прокариоты. В конце архейской эры появились фотосинтезирующие организмы, обогатившие атмосферу Земли кислородом. Сформировался озоновый экран. Это явление способствовало появлению аэробных организмов и обеспечило защиту Земли от космического и солнечного ультрафиолетового излучения. Живые организмы были представлены железобактериями, цианобактериями, зелеными и пурпурными бактериями. Результатом их деятельности стали:

  • залежи серы,
  • железной руды,
  • нефти,
  • газа.

Замечание 2

Особенностью эволюции прокариот является практически полное отсутствие изменений. Ископаемые формы бактерий прочти не отличаются от современных. Это объясняется простотой организации первых организмов и элементарным строением трофических цепей. Поэтому прокариотические экосистемы имеют низкую способность к саморегуляции и сравнительно неустойчивы к изменениям окружающей среды.

Возникновение эукариот и многоклеточных организмов

Следом за архейской эрой идет протерозойская. Она началась $2,5$ млрд и окончилась примерно $0,6$ млрд лет назад. За это время прокариоты освоили весь океан. Примерно $2$ миллиона лет назад возникли и первые эукариотические организмы. Они очень быстро дали начало (дивергировали) растениям (водорослям), простейшим животным и грибам.

Для эукариот присуще усложнение генома. У них возникли митоз и мейоз, появился половой процесс. Усложнение организации эукариот стало характерной особенностью биологического прогресса этих организмов. ярким проявлением этого стало возникновение многоклеточности.

Протерозой завершился развитием кишечнополостных. Но в конце протерозоя (в вендский пекриод) наступил биосферный кризис. Значительная часть вендской биоты была уничтожена. Большинство видов вымерло. Уцелели преимущественно цианобактерии, зеленые водоросли и медузоподобные кишечнополостные.

Примерно $600$ млн лет назад началась палеозойская эра, длившаяся около $350-400 $млн лет. Примерно $500$ миллионов лет назад сформировались практически все типы современных животных. Теплый климат палеозоя благоприятствовал развитию жизни в теплых мелководных морях. Ордовикский период знаменит существованием гигантских головоногих моллюсков и огромных ракоскорпионов (до $2$ м в длину). В животном мире ордовика происходит адаптивная радиация.

Установление современных границ биосферы

Вторая половина палеозоя начинается силурийским периодом. В это время появляются первые челюстные позвоночные. В прибрежных участках континентальных водоемов образуется ил. Он стал основой для формирования первобытных почв. Уже в средине силура возникают первые наземные биогеоценозы. Их формируют ринофиты и плаунообразные, почвенные виды животных (малощетинковые черви и многоножки). Появились скорпионы. Все животные мало отличаются от современных.

В дальнейших периодах жизнь освоила сушу. Голосеменные растения вытеснили споровых, рептилии – земноводных, возникали насекомые (в том числе – крылатые).

Основные эволюционные события мезозоя

Мезозой считается эрой голосеменных растений и динозавров. В это время возникают птицы и млекопитающие (сумчатые и плацентарные). В средине мелового периода возникли покрытосеменные растения и насекомые-опылители. В конце мелового периода разразился второй глобальный биоценотический кризис. Были разрушены многочисленные биогеоценозы.

Развитие жизни в кайнозойскую эру

За время кайнозойской эры высшего расцвета достигли покрытосеменные растения, членистоногие, птицы и млекопитающие. В конце эры появился человек. Благодаря историческому процессу человечество превратилось в важный экологический фактор.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса разработан авторским коллективом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего (полного) общего образования. Учебник завершает линию учебников для 5-11 классов общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России.
Одной из особенностей учебника является рассмотрение на его страницах глобальных проблем современности, которые по своей сути затрагивают интересы всего человечества и представляют потенциальную угрозу для его жизнедеятельности.
Материал учебника поможет закрепить знания, умения и навыки по оказанию первой помощи в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Перспективы развития жизни на Земле.
В современном мире в результате природных причин и активной преобразовательной деятельности человека сложился значительный комплекс проблем безопасности: взаимосвязанных угроз безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества.

Человечество в конце XX в. вступило в новую эпоху своего развития. Это время характеризуется бурным ростом информационных связей, экономической интеграцией, глобализацией социальных процессов, взаимопроникновением национальных культур, падением духовного уровня людей и норм поведения, а также рядом других признаков, но прежде всего появлением глобальных угроз, созданных самим человеком и его деятельностью.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Раздел I ГЛОБАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 Будущее безопасности человечества 8
§ 1. Перспективы развития жизни на Земле 8
§ 2. Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле 13
§ 3. Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности жизнедеятельности 20
§ 4. Состояние окружающей природной среды в России и меры по её улучшению 24
§ 5. Окружающая среда и здоровье человека 32
Раздел II ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Глава 2 Воинская обязанность 38
§ 6. Основные сведения о воинской обязанности 38
§ 7. Организация воинского учёта и его предназначение 43
§ 8. Порядок постановки граждан на воинский учёт 48
§ 9. Порядок освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт 52
§ 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе 56
§ 11. Добровольная подготовка граждан к военной службе 64
§ 12. Организация призыва на военную службу 68
§ 13. Ответственность граждан по вопросам призыва на военную службу 74
§ 14. Прохождение военной службы по призыву 78
Глава 3 Правовые основы военной службы 84
§ 15. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения военной службы гражданами женского пола 84
§ 16. Альтернативная гражданская служба и порядок её прохождения 100
§ 17. Социальные гарантии военнослужащих 104
§ 18. Права и ответственность военнослужащих 115
§ 19. Увольнение с военной службы 124
§ 20*. Подготовка кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации 130
Раздел III ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Глава 4 Боевые традиции Вооружённых Сил Российской Федерации 140
§ 21*. Память поколений - Дни воинской славы России 140
§ 22. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности войск 152
§ 23. Взаимоотношения в воинском коллективе 158
Глава 5 Символы воинской чести 171
§ 24. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России 171
§ 25. Боевое знамя части 177
§ 26*. Ордена, почётные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе 186
§ 27. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации 195
§ 28. Воинские звания военнослужащих 205
§ 29. Военная форма одежды 211
Раздел IV ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Глава 6 Основы медицинских знаний 216
§ 30. Основные инфекционные заболевания 216
§ 31. Меры профилактики инфекционных заболеваний 232
§ 32. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Первая помощь при ранениях и ожогах 241
§ 33. Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи 256
§ 34. Первая помощь при отравлениях 262
§ 35. Оказание помощи тонущему 266
§ 36*. Организация системы здравоохранения в Российской Федерации 276
Проектная деятельность 286.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс, Фролов М.П., Воробьёв Ю.Л., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Воробьёв Ю.Л., 2011
  • Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, Фролов М.П., Воробьёв Ю.Л., 2013

Следующие учебники и книги.

Как развивалась жизнь на Земле?Как развивалась жизнь на Земле? Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад, когда наступила эпоха биологической эволюции, которая продолжается и сейчас. Всё развитие можно разделить на несколько этапов (эр). Этапы развития жизни Архейская эра Протерозойская эра Палеозойская эра Мезозойская эра Кайнозойская эра Время




Архейская эра Архейская эра Начало: 3500 млн. лет назад Начало: 3500 млн. лет назад Климат: активная вулканическая деятельность, бескислородные условия жизни в мелководном море, развитие кислородной атмосферы. Климат: активная вулканическая деятельность, бескислородные условия жизни в мелководном море, развитие кислородной атмосферы.


Обитатели архея Обитатели архея Появление одноклеточных водорослей; Появление одноклеточных водорослей; Появление прокариот (бактерии и цианобактерии); Появление прокариот (бактерии и цианобактерии); Появление фотосинтеза и озонового слоя; Появление фотосинтеза и озонового слоя; Выход прокариот на сушу Выход прокариот на сушу Цианобактерии Колония сине – зеленых водорослей




Протерозойская эра Протерозойская эра Начало: 2600 млн. лет назад Начало: 2600 млн. лет назад Климат: поверхность планеты представляет собой голую пустыню, климат холодный, часты оледенения, содержание свободного кислорода в атмосфере до 1%, активное образование осадочных пород Климат: поверхность планеты представляет собой голую пустыню, климат холодный, часты оледенения, содержание свободного кислорода в атмосфере до 1%, активное образование осадочных пород Жизнь в морях На суше


Обитатели протерозоя Обитатели протерозоя Растения: одноклеточные и многоклеточные водоросли Растения: одноклеточные и многоклеточные водоросли Животные: одноклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, первые хордовые. Животные: одноклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, первые хордовые. Раковинный моллюск Отложения протерозоя




Палеозойская эра Палеозойская эра Начало: 570 млн. лет назад Начало: 570 млн. лет назад Климат: активное горообразование, наступления и отступления моря, оледенения сменяются потеплениями, сухой климат влажным. В конце эры – образование болот и рифов. Климат: активное горообразование, наступления и отступления моря, оледенения сменяются потеплениями, сухой климат влажным. В конце эры – образование болот и рифов. На суше Болото


Обитатели палеозоя Обитатели палеозоя Появление моллюсков и первых членистоногих (трилобиты) Появление моллюсков и первых членистоногих (трилобиты) Выход растений на сушу (псилофиты); Выход растений на сушу (псилофиты); Появление папоротникообразных; Появление папоротникообразных; Расцвет головоногих моллюсков и членистоногих (ракоскорпионы); Расцвет головоногих моллюсков и членистоногих (ракоскорпионы); Появление иглокожих и панцирных рыб (бесчелюстные); Появление иглокожих и панцирных рыб (бесчелюстные); Выход паукообразных на сушу Выход паукообразных на сушу Возникновение крылатых насекомых; Возникновение крылатых насекомых; Трилобит Ракоскорпион Насекомые


Итоги В конце эры основными хозяевами суши становятся пресмыкающиеся. Они перешли на лёгочное дыхание, а яйца, покрытые плотной оболочкой, были защищены от воздействия окружающей среды. Образовались новые виды голосеменных растений, сохранившихся до настоящего времени.


Мезозойская эра Мезозойская эра Начало: 230 млн. лет назад Начало: 230 млн. лет назад Климат: ослабление климатической зональности, движение материков, климат влажный и теплый, горообразование. Климат: ослабление климатической зональности, движение материков, климат влажный и теплый, горообразование.


Обитатели мезозоя Обитатели мезозоя Вымирание древовидных папоротникообразных, разнообразие голосеменных; Вымирание древовидных папоротникообразных, разнообразие голосеменных; Расцвет пресмыкающихся (крокодилы, черепахи, динозавры); Расцвет пресмыкающихся (крокодилы, черепахи, динозавры); Появление яйцекладущих млекопитающих Появление яйцекладущих млекопитающих Возникновение сумчатых и плацентарных млекопитающих Возникновение сумчатых и плацентарных млекопитающих Возникновение настоящих птиц; Возникновение настоящих птиц; Вымирание динозавров Вымирание динозавров Папоротники Костистые рыбы и предки четвероногих Настоящие птицы




Кайнозойская эра Кайнозойская эра Начало: 70 млн. лет назад Начало: 70 млн. лет назад Что происходит?: Что происходит?: Млекопитающие распространяются во всей окружающей среде, вытесняя рептилий, численность которых резко сокращается. Значительно распространяются птицы. Зарождаются различные классы млекопитающих: плотоядные, рукокрылые и предки современных обезьян и человека. Появляются травоядные (например, крупный рогатый скот, олени, лошади)


Обитатели кайнозоя Обитатели кайнозоя Появление современных групп млекопитающих; Появление современных групп млекопитающих; Разнообразие покрытосеменных растений Разнообразие покрытосеменных растений Формирование всех современных групп млекопитающих; Формирование всех современных групп млекопитающих; Появление человекообразных обезьян Появление человекообразных обезьян Появление человека; Появление человека; 4 гигантских оледенения 4 гигантских оледенения