Открытый урок по классической гитаре в музыкальной школе. Открытый урок по специальности классическая гитара. Преподаватель Портнягин Сергей Алексеевич

Открытый урок

на тему:

«Работа с начинающими в классе гитары»

Преподавателя высшей категории

МБОУ ДОД Локотская детская школа искусств

Сергея Васильевича Иванина

Локоть - 2012

Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи:

1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений

2 . Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.

3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Форма урока: Индивидуальная

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.

План урока:

1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка).

2. Проверка домашнего задания.

Игра позиционных упражнений;

Игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i;

Работа над этюдом;

Проигрывание ранее выученных пьес;

Проведение физкультминутки

3. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо.

4. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока.

Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню – это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе.

Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук.

Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача – точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз.

Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами.

Калинин В. Этюд Е-dur. Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах.

Проигрывание ранее выученных пьес, указывая на недостатки и достоинства игры:

Красев М. «Елочка»

Калинин В. «Вальс»

Проведение физкультминутки:

«Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук.

«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.

Работа над новым приемом игры - двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение.

Домашнее задание.

Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» - для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

«Полька» - отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте.

Анализ урока:

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

Четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;

Разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

Создание образного ряда (сравнения, ассоциации);

Подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;

Слуховой контроль учащимся исполняемых произведений.

Открытый урок по теме: « Работа над техническим материалом в классе гитары»

Преподаватель ДМШ № 14

Антух Дарья Викторовна

Учащаяся 3 класса

Владимирова Алёна.

Цель: Формирование и развитие технических способностей учащегося.

Методы:

Словесный - общение с учащимся, дискуссии.

Наглядный показ педагогом технического материала, показ видео материалов, убеждения.

Практический исполнение учащимся технического материала, непосредственно отработка отдельных мест, пассажей, арпеджио, самооценка, контроль.

Задачи: Образовательные:

1.​ Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2.​ Обучить способам работы с гаммами, гаммаобразными пассажами и арпеджированой фактурой.

​ Развивающие:

1.​ Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2.​ Способствовать развитию основных игровых движений.

3.​ Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

​ Воспитательные:

1.​ Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Привить любовь к техническому материалу, как к неотъемлемой части музыканта.

3.​ Воспитывать культуру исполнения.

4.​ Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

План урока:

Введение. Начальный этап работы на уроке.

а) упражнения для учащегося без инструмента.

Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение на независимость пальцев правой руки;

б) упражнения для работы над качеством звука.

3.Работа над гаммой и гаммаобразными пассажами на примере этюда.

а) работа над качеством звукоизвлечения;

б) работа с ритмическими рисунками по карточкам.

в) различные варианты исполнения этюда.

4. Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.

а) прослушивание видеоматериалов, впечатление и обсуждение.

б) анализ прелюдов (выбор вариантов исполнения);

в) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5. Подведение итогов работы.

а) повторение пройденного материала.

б) поощрение учащегося и задание на дом.

Ход урок

Хотелось бы начать с цитаты великих: « Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград» (Людвиг ван Бетховен ).

Действительно, только через любовь и упорство можно добиться отличных результатов и не только на музыкальном поприще.

Сегодняшний урок посвящен не легкому труду гитаристов. Это работа над техническим материалом. Как правило, для учащихся это скучное и неинтересное занятие, игра гамм, упражнений и этюдов, но и без этого мы не сможем развиваться и добиваться всевозможных высот в музыке.

КГП «Гимназия № 21 акимата города Рудного»

РАЗРАБОТКА УРОКА

с учащейся 4 класса Власовой Алиной

Тема: «Развитие технических навыков

у учащихся младших классов»

Преподаватель по классу гитары

Гунько М.Ю.

2014 г .

Разработка урока с учащейся 4-го класса Власовой Алиной.

Тема урока : Развитие технических навыков у учащихся младших классов.

Цель урока : Воспитание творческого подхода к работе над произведениями.

Задачи урока : Образовательные, развивающие и воспитательные.

    Изучение технических особен6ностей исполнения приемов игры «апояндо» и «тирандо».

    Развитие навыков чтения нот с листа.

План урока:

    Работа над музыкальными произведениями (Аноним – «Старинный танец», О. Киселев «Добрая песенка из мультфильма»).

    Работа над чтением с листа (А. Виницкий «Учитель и ученик. 95 дуэтов»).

    Заключение. Домашнее задание.

Ход урока:

    Аноним «Старинный танец». Проверка домашней работы – ученица наизусть исполнила первую часть произведения. Преподаватель обратил внимание учащейся на то, что текст должен исполняться без единой запинки. Для этого, очень важно выработать умение мысленно немного опережать то, что исполняется в данный момент, например: ученица играет первый такт, а в мыслях она уже «сыграла» второй и т.д. Также обратили внимание на работу левой руки. Важный момент – пальцы левой руки должны как бы «висеть» над ладами, т.е. быть заранее подготовленными. Для этого нужно следить за правильной постановкой левой руки.

После этого был разобран текст второй части, определена точная аппликатура и учащейся было дано задание выучить её наизусть.

    О. Киселев «Добрая пе5сенка из мультфильма». Знакомство с произведением – определили размер и тональность. Преподаватель проиграл пьесу для ученицы от начала до конца. Затем произведение было разделено на три периода по 8 тактов. После чего ученица начала читать с листа в очень медленном темпе. На этом этапе особое внимание уделяется ровности исполнения, учащаяся уже при читке с листа должна стараться ритмически точно исполнять текст.

Так же нашли точную аппликатуру левой и правой руки. Ученице было дано задание выучить первую часть произведения.

    А. Виницкий «Учитель и ученик. 95 дуэтов». В завершение урока было уделено внимание развитию навыка чтения нот с листа. Ученица вместе с преподавателем прочитала с листа мелодии № 1,2,3 из сборника А. Виницкого.

Работа над произведениями завершена. Преподаватель дает домашнее задание.

Самоанализ :

Я, Гунько Максим Юрьевич, преподаватель по классу гитары, 2-ая категория, стаж работы 3 года 7 месяцев, 23.10.2014 года провел урок с учащейся 4-го класса Власовой Алиной на тему: «Развитие технических навыков у учащихся младших классов».

Цель урока : воспитание творческого подхода к работе над произведениями. На уроке решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а именно:

1) Изучение технических особен6ностей исполнения приемов игры «апояндо» и «тирандо».

2) Развитие навыков чтения нот с листа.

    Воспитание у учащегося творческого подхода при работе над произведениями.

Урок прошел в творческой атмосфере. Ученица работала на уроке очень старательно и с интересом.

На уроке я использовал словесные дидактические методы и метод показа на инструменте.

В дальнейшем я планирую продолжить работу с учащимися по развитию техники, чтению нот с листа, а так же большое внимание уделить игре в ансамбле, т.к. это развивает слух, чувство метра и повышает у учащегося мотивацию и интерес к занятиям.

Для совершенствования своего педагогического мастерства я планирую посетить уроки своих коллег, а также преподавателей музыкального колледжа.

Я считаю, что тема урока раскрыта, задачи урока решены, цель достигнута.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»

Преподаватель: Романова О.Н.

П. Красная пойма 2012 год

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Урок включает:

Организационную и содержательную установку

Проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

Взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

Закрепление изученного материала и упражнений

Диагностику прочности усвоения знаний

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

Методы обучения :

1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы :

Словесный, наглядный, практический

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Развитие мышления, творческой инициативы

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Задачи урока :

В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Средства обучения:

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.

Применение педагогических технологий:

1.Здоровьесберегающая :

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2.Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».

Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3.Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4.Технология формирования мотивации или игровая технология :

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Ход урока:

1)Организационный момент . Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.

2)Разминка. Упражнения «Шагающие пальчики» , направленные на свободу пальцев правой руки. (Следим за качеством звукоизвлечения и свободой пальцев правой руки).

Упражнение «Фокус-покус» (простучать ритмический рисунок стихотворения):

Фокус – покус, трали – вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш, кыш, кыш.

П П П П

1 1 2 2 1 1 3 3

П П П П

1 1 4 4 1 1 3 3

П П П |

1 1 2 2 1 1 3

П П П |

1 1 4 4 1 1 2

Закрепление навыка non legato на изучении гаммы фа мажор . Исполнение с опорой на первый звук, работа с динамикой.

Повторение гамм до мажор и ре мажор в подвижном темпе, с использованием динамических оттенков и различных ритмических рисунков (использование длительностей - четвертных и восьмых).

Л.Панайотов Этюд (ля минор).

3)Работа с музыкальным материалом с использование здоровьесберегающей технологией. Ученица исполняет выученные ранее пьесы.

Н.Поняев «Осень» (прослушивание, работа над образом, работа над динамикой), использование наглядного пособия (рисунок).

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» (работа над трудными местами).

Физ. разминка:

Упражнение для глаз - подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Упражнение «Сороконожка» - сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится верху), поочередно переступать пальцами обеих рук по поверхности рук, проговаривая текст: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали».

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала

Обработка В.Калинина русская народная песня «Как при лужку»

(разбор нотного текста, просмотр отдельных партий – темы и аккомпанемента, проигрывание темы со словами песни, соединение 2-х партий).

5)Закрепление пройденного материала (ноты первой и второй октавы, выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (рисунки, ребусы).

6)Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

7)Домашнее задание, проставление оценки.