Однородные подлежащие на какой вопрос. Однородные члены предложения. Знаки препинания между ними. Предложения с однородными подлежащими

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и
сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе
перечислительной интонации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Введение в новый раздел.
– Рассмотрите рисунок на с. 158.
– Кого держит Афанасий? (Щенков.)
– Какие все эти щенки? (Одной породы, они похожи друг на друга.)
– Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название
раздела.
– Как это понять «однородные члены»? (Похожие, одинаковые.)
Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В
предложениях есть одинаковые члены предложения.)
1 3 3
– Задайте вопросы на основе названия раздела (записываются на левой
части доски).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1

проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
– Что такое однородные члены?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как их найти в предложении?
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.
Упр. 423 – проводится наблюдение над однородными подлежащими.
Выполняется по заданию.
– Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в
учебнике.
Дополнительные вопросы:
– В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?
(Ученики выдвигают гипотезы.)
– Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение
слова однородный.
– Какие члены предложения являются в этих предложениях
однородными? (Подлежащие.)
– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С
интонацией перечисления.)
– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются?
(Интонацией, союзом и.)
Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.
– Какие члены предложения произносятся с перечислительной
© ООО «Баласс», 2014
2

интонацией?
– Как они разделяются на письме? А соединяются?
Сделайте вывод: что такое однородные члены? какие члены предложения
могут быть однородными?
(Несколько членов предложения,
которые произносятся с
перечислительной интонацией. Могут быть однородные подлежащие и
однородные сказуемые.)
2. Чтение определения в рамке на с. 159.
– Сравните наш вывод с выводом в учебнике.
– Что нового узнали? (Как на схемах обозначать однородные сказуемые и
подлежащие.)
– Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.
– Как разделяются однородные члены на письме? (Запятой.)
– Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как же найти однородные члены?
IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по
интонации перечисления.
Дополнительные вопросы.
– Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной
песне. (Именем существительным.)
– Как произносятся однородные члены? (С интонацией перечисления.)
– Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.
– Как он присоединяется к остальным? (Союзом и.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3

– Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не
нужна?
– Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?
– Для чего они нужны? (Показать нескольких действующих лиц,
рассказать более точно о чём­либо.)
2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать
предложения с однородными членами, соблюдая интонацию
перечисления.
Выполняется устно по заданию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
2. Словарная работа.
1. – Запишите слово фамилия.
– Какие однокоренные слова можете записать? (Фамильный,
однофамилец.) Обозначьте орфограммы.
2. – Послушайте предложения:
В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.
Отец назвал сыновей «по­рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.
У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Есть ли в предложении знаки препинания? Где их нужно поставить?
(Где есть перечисление.)
– Какие слова написали с большой буквы? Почему?
3. – Ответьте на вопрос.
– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?
© ООО «Баласс», 2014
4

Правильный ответ: Ивановы (100 тыс.), Смирновы (80 тыс.).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с
однородными подлежащими. Составьте схему этого предложения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Выписать два предложения с однородными подлежащими из книги для
чтения «В одном счастливом детстве», 2­я часть. Подчеркнуть
грамматическую основу.
© ООО «Баласс», 2014
5

© ООО «Баласс», 2014
6

В разделе на вопрос объясните что такое однородные подлежащие, приведите пример, пожалуйста. заданный автором Ирина Осадчая лучший ответ это Это когда в предложении 2 подлежащих, либо через запятую, либо через союз и. например. Маша и Саша шли в парк. вот саша и маша -это однородные подлежащие.

Ответ от Европейский [гуру]
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. 3 первых существительных - однородные подлежащие.






Ответ от Алексей Бондаренко [новичек]
Вот пример: Завершают строительство глина и листья.


Ответ от Анастасия Труфанова [новичек]
Маша и Саша не однородные! Пример: Маша собирала грибы, ягоды, листья.
Однородные члены это когда имеются, 2 и более слов которые связаны с одним, они соидиняются союзом или запятыми. Я привела пример на однородных подлежащих



Ответ от Наталья Полугаева [новичек]
Например: я нарисовал ракету, самолёт и маму.


Ответ от MetalRocks [новичек]



Маша и Саша шли в лес;
Вы и собеседник правы;
Мама с дочкой готовят обед и т. д.


Ответ от Алексей мальцев [активный]
Маша и Саша шли в парк - очень даже правильный пример!
Ваши перечисления (Маша собирала грибы, ягоды, листья) это однородные ДОПОЛНЕНИЯ. Подлежащее здесь МАША и сказуемое СОБИРАЛА. Грибы, ягоды - это однородные дополнения, выраженные существительным.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ относится к сказуемому, это самостоятельная часть речи. Однородные подлежащие относятся к ОДНОМУ сказуемому.

При однородных подлежащих сказуемое стоит во множественном числе. Если же однородные подлежащие сочетаются при помощи вопросительной частицы -гу, -ку, - ӈу, то сказуемое стоит в форме единственного числа.

Примеры: Мунӈиду таткиттувун асаткар, бэеткэр умукэнду татчара. В нашей школе мальчики и девочки учатся вместе. Орон-ӈу, ӈинакин-ӈу иманнаду коӈнолодёрон? Олень ли, собака ли на снегу чернеет? Этыркэн, атыркан бидечэтын. Жили старик и старуха.

Предложения с однородными сказуемыми.

Куӈакар таткитту таӈдявкил, дукудявкил, онёдёвкил, эвидевкил. Дети в школе читают, пишут, рисуют, играют. Нуӈарын алагумнил, агрономил, инженерил ора. Они стали учителями, агрономами, инженерами. Нуӈан таду хавалдяран-ӈу, дэрумкичэдерэн-ӈу? Он там работает или отдыхает?

Предложения с однородными дополнениями.

Аминми сулакилва, дянтакилва, улукилвэ вавки. Мой отец убивает лисиц, росомах, белок. Би куӈакарвэ-да, сагдылва-да алагудяӈав. Я буду обучать и детей, и взрослых. Бу агиду диктэлвэ, дэгинӈэктэлвэ, няӈталва тэвлэдеӈкивун. Мы собирали в тайге ягоды, грибы, орехи.

Предложения с однородными определениями.

Гудей, хэгды иечи бэюн урэ оёдун илитчачан. Красивый, с большими рогами дикий олень стоял на вершине сопки. Би бургумэмэвэ, хэгдывэ оронмо дявам. Я поймал очень жирного, большого оленя. Энинни городтук коӈномолво, хуламалва, багдамалва томколво эмэврэн. Мать привезла из города чёрные, красные, белые нитки.

Предложения с однородными обстоятельствами.

Куӈакар, тыматнэ таткиттула ӈэнэденэл, тадук долболтоно таткиттук мучудянал, гулэвэвун илтэнивкил. Утром идя в школу, вечером возвращаясь из школы, дети проходят мимо нашего дома. Агиду, урэлду, бирал дяпкалдутын кэтэ эргэчир чукал биси. В тайге, на сопках и на берегах рек много такой травы. Нуӈан окин-да химат, аят дукудявки. Он всегда быстро, хорошо пишет.

Каждый из однородных членов предложения может иметь при себе пояснительные слова. Чаще всего пояснительные слова имеют при себе однородные сказуемые.

Примеры: Тар хунат акинми тэтыгэлвэн тэттэн, акинми муринман эрирэн. Та девушка надела одежду брата, позвала коня брата. Нуӈартын орорвор инилвэтын гара, дюла ирэ. Они взяли вьюки оленей, вошли в дом. Тарил бэел мова иручал, сукэлди токточол, тогоду илачал. Те люди притащили дерево, разрубили топорами, сожгли на огне. Дялви бираӈмар даптудун бидечэл, бэюрвэ вадечал. Родственники жили в устье реки, убивали зверей.



БИЛЕТ 37

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения

Между однородными определениями , не связанными союзами, ставится запятая. Определения являются однородными :

  • если обозначают отличительные признаки разных предметов: На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, желтыми огнями;
  • если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь, потонувшую во мгле. Каждое из однородных определений непосредственно относится к определяемому существительному, между определениями можно вставить сочинительный союз: пустой, безлюдный берег; тяжелое и суровое дело. Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если в условиях контекста они объединяются каким-либо общим признаком (внешним видом, сходством производимого ими впечатления, причинной связью и так далее): В небе таяло маленькое, золотистое облачко (внешний вид); весенний, утренний, тоненький ледок (общий признак - «слабый, хрупкий»). Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты): Старуха закрыла свинцовые, погасшие глаза ;
  • если в условиях контекста между ними создаются синонимические отношения: Настали темные, тяжелые дни. Или: сплошная, беспросветная тьма; прозрачный, чистый воздух; красное, злое лицо и тому подобное;
  • если образуют смысловую градацию (каждое последующее усиливает выражаемый определениями признак): Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид ;
  • однородными обычно являются одиночное определение и следующее за ним определение , выраженное причастным оборотом: То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия . Как правило, однородны согласованные определения , стоящие после определяемого существительного, так как в этом положении каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и обладает одинаковой смысловой самостоятельностью: Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную... Отступления от правила встречаются в стихотворной речи, что связано с ритмомелодикой стиха, а также в сочетаниях терминологического характера, где по условиям лексико-семантическим определения даже в положении после определяемого существительного могут быть неоднородными: Здравствуйте, дни голубые осенние ; груша зимняя позднеспелая .

Однородными являются определения , противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Недавно еще в этом районе были низкие, деревянные дома, а теперь - высокие, каменные.



Неоднородные определения

Запятая не ставится между неоднородными определениями . Определения являются неоднородными , если предшествующее относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного: Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде; Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям: В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро - форма и материал; Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака -цвет и форма; Мы жили в подвале большого каменного дома - размер и материал; Как-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке - качество и местонахождение и так далее. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие подобные определения могут стать однородными : Для туристской базы отведен большой, каменный дом (объединяющее понятие - «благоустроенный»). В зависимости от стиля речи некоторые примеры допускают разное понимание, а в связи с этим - различную пунктуацию: Вдали виднелись крошечные, неподвижные огоньки художественном описании определения передают признаки предмета и выступают как однородные). - Вдали виднелись крошечные неподвижные огоньки (в точном описании; неоднородные).
Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку они обозначают разнородные признаки: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна ; огромные удивительные темно-синие махаоны.

Не вызывает затруднения пунктуация при определениях, выраженных одними относительными прилагательными или причастиями и относительными прилагательными: летний пионерский лагерь, витая железная лестница .
Двоякое толкование и двоякую пунктуацию допускают сочетания типа другие проверенные методы (до этого уже имелись проверенные методы) - другие, проверенные методы (до этого имелись методы, еще не проверенные). В последнем случае второе определение выступает не как однородное , а как пояснительное (перед такими определениями можно вставить не сочинительный союз и , а пояснительные союзы а именно, то есть ): Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и... увидел совершенно другие, мне неизвестные места.
Выше рассматривалась пунктуация при согласованных определениях. Несогласованные определения, как правило, однородны, например: Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами .

БИЛЕТ 38

Однородные приложения.

Между однородными приложениями , не соединенными союзами, ставится запятая. Приложения являются однородными , если характеризуют предмет с одной стороны, указывают на близкие признаки: Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч ; Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым .
Между неоднородными приложениями запятая не ставится. Приложения являются неоднородными , если характеризуют предмет с разных сторон: заведующий кафедрой профессор Лебедев, начальник лаборатории кандидат химических наук Нечаев .

БИЛЕТ 39.

Однородные дополнения.

Однородные члены предложения.

Однородными являются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. Однородные члены предложения являются равноправными по отношению друг к другу, соединены между собой сочинительной связью; они относятся к одну и тому же члену предложения, например: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (К. Паустовский).

Обычно однородные члены выражаются словами одной части речи, например: Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья (К. Паустовский). Но в русском языке бывают случаи, когда однородные члены выражаются различными частями речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками (М. Пришвин).

БИЛЕТ 40

Однородные обстоятельства.

Однородные обстоятельства, обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.): Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины; Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток... (Т.) - два обстоятельства места. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь. Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.). Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).

БИЛЕТ 41

Предложение с обособлеными членами.

Простые предложения с осложнённой структурой многообразны. Они могут содержать:

1) однородные члены;
2) обособления;
3) вводные слова и предложения и вставные конструкции;
4) обращения.

Здесь рассматривается осложнение структуры предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье и торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение)

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

(простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.

В зале были мальчишки, девчонки и их родители.

(мальчишки, девчонки и их родители - однородные подлежащие)

Девочка воспитанна и прекрасно образованна.

(воспитанна и образованна - однородные сказуемые)

Я любил книжки, конструкторы и мультфильмы.

(книжки, конструкторы, мультфильмы - однородные дополнения)

Все дни мы проводили в лесу или на речке.

(в лесу, на речке - однородные обстоятельства)

Был ясный, жаркий, по-настоящему летний день.

(ясный, жаркий, летний - однородные определения)

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.

(однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком )

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли.

(однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли )

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.

(Маша, Серёжа и Петя - однородные подлежащие - 1-й ряд однородных членов)
(сидели и рисовали - однородные сказуемые - 2-й ряд однородных членов)

§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова . Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

Обобщающие слова - это слова, обозначающие:

  • родовые и видовые понятия:

    В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.

    (обобщающее слово - мебель);

  • слова: все , всё , всегда , повсюду , всюду , везде и др., передающие идею всеобщности:

    Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.

В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:

На полу, на стульях, на кровати, на столе - вещи были разбросаны повсюду.

От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений .

§3. Различение однородных и неоднородных определений

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.

В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.

(весёлая, смеющаяся - однородные определения, выражающие настроение, состояние)

В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.

(маленькая и смеющаяся - неоднородные определения)

В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.

(красные, оранжевые и желтые - однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

(крупные, красные, душистые - прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:

В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.

(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый - числительное, лёгкий - прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос?

  2. Равноправны ли однородные члены предложения?

  3. Верно ли, что однородные члены соединены подчинительной связью?

  4. Возможны ли предложения с несколькими рядами однородных членов?

  5. Ограничено ли количество однородных членов?

  6. Верно ли, что однородные члены не могут соединяться сочинительными союзами?

  7. Как называется слово с обобщающим значением, которое могут иметь при себе однородные члены?

    • обобщающее слово
    • обращение
    • обстоятельство
  8. Всегда ли обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены?

  9. Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья .?

    • однородные определения
    • неоднородные определения
  10. Какие определения в предложении: Кусты под окном покрылись красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. ?

    • однородные определения
    • неоднородные определения

Однородными называются одинаковые по значению члены предложения. Однородными могут быть как главные , так и второстепенные члены предложения.

Однородные подлежащие имеют при себе общее сказуемое. Однородные сказуемые относятся к одному подлежащему. Однородные второстепенные члены предложения относятся к одному слову.

Приведём примеры: Уже прилетели скворцы и грачи. – однородные подлежащие. Они поселились в парках и лесах. – однородные обстоятельства места. Однородные определения характеризуют предмет по одному признаку. Например: красные, синие, зелёные нары – однородные определения характеризуют предмет по цвету. Большие красные шары – определения однородными не являются, так как характеризуют предмет с разных сторон (размер и цвет).

Однородные члены предложения связаны между собой сочинительной союзной или бессоюзной связью. Существуют следующие типы сочинительных союзов :

Соединительные: и, да в значении И, и…и, да…да, ни…ни;

Разделительные: или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли;

Противительные: а, но, да в значении НО, однако, зато.

Знаки препинания между однородными членами предложения ставятся в зависимости от типа связи между ними.

При бессоюзной связи запятая между однородными членами предложения ставится: В саду росли красные, белые, розовые гвоздики (однородные определения).

При союзной связи наличие или отсутствие знаков препинания зависит от типа и структуры союза.

Запятая ставится перед одиночными противительными союзами: День был теплый, но ветреный (однородные составные именные сказуемые).

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами запятая не ставится: Прилетели журавли и утки (однородные подлежащие). Купи хлеб или булку (однородные дополнения).

Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая между ними ставится. Сравним два примера: 1) В саду растут яблони, и груши, и малина, и крыжовник – запятая ставится между однородными подлежащими перед каждым союзом. 2) Купи или хлеб, или булку, или печенье. – перед первым союзом запятая не ставится, так как до него дополнения не было.

При парном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами. Например: В цирке выступали медведи и слоны, собаки и кошки.

Однородные члены предложения могут быть соединены двойными сопоставительными союзами : как…так и, не столько…сколько, если не…то, хотя и…но и др. Запятая в этом случае ставится только перед второй частью союза. Например: Дожди в Лондоне бывают если не каждый день, то через день. Здесь однородные обстоятельства времени связаны двойным союзом «если не…то», запятая ставится перед второй частью союза.