Николай ашмарин. Ашмарин николай иванович

Ашмарин Николай Иванович - советский языковед, тюрколог, член-корреспондент АН СССР (1929). Самый известный труд - 17-томный «Словарь чувашского языка» (1910-1950).

В исследовании звукоизобразительности в России Ашмарин был подлинным пионером. На Общечувашском съезде учащихся он прочитал доклад «Основы чувашской мимологии» (Казань, 1918), в котором подчеркнул значение подражательных слов, произносимых с наибольшей интенсивностью чувства, для суждения о старой эпохе чувашского языка.

Мимемы, по определению Ашмарина, представляют слова, воспроизводящие явления окружающего мира: звукоподражания, движения, световые явления, детские слова и т.п. Это давно задуманная монография заключает обильный материал, строго классифицированный и сгруппированный, «для разрешения вопроса о первобытном состоянии тюркской речи».

Вероятно, ни один язык не получил столь тщательного описания звукоизобразительных слов, как чувашский. Н.И. Ашмарин скрупулезно описывает многочисленные группы чувашских имитатитов.

Под метафорами в области подражаний Н.И. Ашмарин понимал транспозицию.

Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

Как видно из программной речи на Первом тюркологическом съезде (Подражание в языках Среднего Поволжья), Ашмарину близки были и теоретические языковые вопросы. Он был знаком с западноевропейской лингвистикой (труды Вундта, Есперсена и др.) и мечтал, видимо, о создании «психологии языка». Судя, отчасти, по примерам, приводимым им в мимологических этюдах, а еще больше в последних статьях: «Немецкое Schlange в свете урало-алтайских подражательных образований» и «К вопросу о происхождении латинского названия свинца» («Научно-педагогический сборник», IV и V, Казань, 1928-1930), Н.И. Ашмарин, исходя сначала из наблюдений над финно-тюркскими языками, стремился разъяснить роль подражательного элемента в процессе возникновения человеческой речи.

Serif"">Под метафорами в области подражаний Н.И. Ашмарин понимал транспозицию. >

Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

Литература: Ашмарин Н.И. О морфологических категориях подражаний в чувашском языке. Казань, 1928. 160 с. Гордлевский В. А. Памяти Н. И. Ашмарина // Ученые записки НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1956. Вып. 14. С. 268-276. Малов С. Е. Памяти Н. И. Ашмарина // Записки чувашского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории. 1941. Вып. 1. Егоров В. Г. Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. К 75-летию со дня рождения, Чебоксары, 1948. �емился разъяснить роль подражательного элемента в процессе возникновения человеческой речи. -serif"">Под метафорами в области подражаний Н.И. Ашмарин понимал транспозицию. >

Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

http://www.nbchr.ru/Virt2/pdf/ashmarin_n_i_1.pdf (О морфологических категориях подражаний в чувашском языке)

http://www.nbchr.ru/Virt2/bibliography.htm ial","sans-serif"">Позднее издал развернутый труд «О морфологических категориях подражаний в чувашском языке» (Казань, 1928).

Список фоносемантических трудов Н.И. Ашмарина

  1. Ашмарин Н.И. Подражание в языках Среднего Поволжья // Известия Азербайджанского университета. Общественные науки. Баку, 1925. Вып. 1-2. С. 143-158.
  2. Ашмарин Н.И. Подражание в языках Среднего Поволжья // Известия Азербайджанского университета. Общественные науки. Баку, 1925. Вып. 4. С. 75-99.
  3. Ашмарин Н.И. Основы чувашской мимологии: О подражательных словах в чувашском языке. Казань: Изд. Чуваш. нац. орг., 1918. 10 с.
  4. Ашмарин Н.И. О морфологических категориях подражаний в чувашском языке. Казань, 1928. 160 с.
Дата смерти: Страна:

Шаблон:Флагификация/Российское
Шаблон:Флагификация/советское

Научная сфера: Альма-матер :

Московский Лазаревский институт восточных языков

Известен как:

Востоковед-тюрколог, специалист в области чувашского языка, истории и этнографии

Никола́й Ива́нович Ашма́рин (22 сентября (4 октября) , Ядрин Казанской губернии - 26 августа , Казань) - российский и советский языковед, тюрколог , член-корреспондент АН СССР (), отделение гуманитарных наук (по разряду восточных наук (тюркология)) .

Родители

Н. И. Ашмарин родился в г. Ядрине 4 октября 1870 года в семье небогатого купца 2-й гильдии города Ядрина Ивана Филипповича Ашмарина, сына бывшего крепостного крестьянина Владимирской губернии, и Александры Васильевой, дочери государственного крестьянина из слободы Казачьей Курмышского уезда Симбирской губернии.

Мой дед со стороны отца - крестьянина Владимирской губернии, из бывших крепостных, а мать - дочь государственного крестьянина из слободы Казачьей Курмышского уезда Симбирской губернии.

первые чувашские слова и фразы я узнал от моей бабушки (по матери), которая относилась очень сочувственно к чувашам. Некоторыми чертами своей личности она оставила на моем нравственном облике неизгладимые следы

Одна из дочерей Н. И. Ашмарина - Надежда Николаевна - в пятидесятых годах XX века работала машинисткой в Министерстве просвещения Чувашской АССР. Были еще две дочери: Вера, 1919 г. рождения, ушедшая из жизни в апреле 1954 г., и Людмила, 1927 г. рождения, с детских лет страдавшая эпилепсией .

Трудовая деятельность

В г. Казань преподавал татарский язык в Крещено-татарской школе (1895-1999 гг.), географию - в Инородческой учительской семинарии (до 1919 г.), с 1917 г. работал в Северо-восточном археологическом и этнографическом институте (ныне Восточный педагогический институт) в должности профессора чувашского и татарского языков. Сотрудничал с Переводческой комиссией при Учебном округе, служил цензором мусульманских изданий (1901-1917 гг.). В 1920-1923 гг. в Чувашском институте народного образования (г. Симбирск) вёл теоретический курс чувашского языка.

В 1923-1926 гг. заведовал кафедрой тюркологии на восточном факультете Азербайджанского государственного университета. Доктор тюркологии с 1925 г. В 1926-1931 гг. работал профессором чувашского отделения Восточного педагогического института (г. Казань), вёл курсы чувашского языка, сравнительной грамматики тюркского языка, разрабатывал теорию мимологии («О морфологических категориях подражаний в чувашском языке», Казань, 1928), готовил к публикации «Словарь чувашского языка».

Научная деятельность

Решив составить чувашский словарь в 1901 году Николай Иванович разослал по всем местностям, где проживали чуваши, программу по сбору материала. На его обращение помочь в сборе языкового материала откликнулись десятки учителей национальных школ и другие грамотные чуваши. Многолетней труд вышел 17-томным изданием «Словаря чувашского языка», включающим 40 тысяч слов.

Взаимоотношения с руководством Чувашии

Работы Н. И. Ашмарина, обозванного представителем «миссионерской националистической идеологии в области чувашского научного языковедения», подверглись шельмованию со стороны партийного руководителя республики С. П. Петрова . Выступая на научной конференции по совершенствованию терминологии и орфографии чувашского языка (15-17 июля 1935 г.), С. П. Петров заявил: в словаре Ашмарина «не только порнографии много, но там есть прямая контрреволюция».

Смерть

См. также

Примечания

Литература

  • Алексин В. Совершивший научный подвиг. // Советская Чувашия. - 2000. - 24 окт.
  • Алексин В. Учёный шагает по «своей» улице. // Советская Чувашия. - 2000. - 7 дек.
  • Андреев И. А. Н. И. Ашмарин и современное чувашское языкознание. // Вестн. Чуваш. ун-та. - 1996. - № 2. - С. 26-32.
  • Егоров В. Г. , Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. К 75-летию со дня рождения. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1948. - 43 с.
  • Иванская Т. Юные творят с оглядкой на Ашмарина. // Советская Чувашия. - 2000. - 25 нояб.
  • Малов С. Е. , Памяти Н. И. Ашмарина. // Записки чувашского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории. - 1941. - Вып. 1.
  • Марфин Ю. Создатель уникального словаря. // Чебоксарские новости. - 2000. - 15 нояб.
  • Сорокин В. Перед Ашмариным в долгу. // Советская Чувашия. - 2000. - 22 нояб.
  • Федотов М. Р. Познавший душу языка. // Советская Чувашия. - 1990. - 4 окт.
  • Федотов М. Р. В юношеском труде сказался весь Ашмарин. // Советская Чувашия. - 1998. - 20 мая.
  • Федотов М. Р. Великий тюрколог. // Советская Чувашия. - 1995. - 7 окт.
  • Федотов М. Р. Краткий очерк о жизни и деятельности Н. И. Ашмарина. // Лик Чувашии. - 1995. - № 1. - С. 147-164.
  • Федотов М. Р. Н. И. Ашмарин: Краткий очерк жизни и деятельности . - Чебоксары: Б.и., 1995. - 51 с.
  • Федотов М. Р. Тернистый путь Ашмарина к многотомному словарю чувашского языка. // Советская Чувашия. - 1995. - 24, 25, 26 мая.
  • Хузангай А. П. Столп и утверждение чувашской филологии // Советская Чувашия. - 2000. - 14 апр.
  • Хузангай А. П. Ашмарин как поэт… // Республика. - 2000. - 7 окт.
  • Хузангай А. П. Столп и утверждение чувашской филологии // Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. - Чебоксары: ЧГИГН, 2000. - С. 5-8.
  • Хузангай А. П. Ашмарин/Айги: диалог через столетия // Новый Лик. - 2001. - Вып. 1.

Хузангай А. П. Плод честного усердья

  • Чернов М. Ф. «Словарь чувашского языка» Н. И. Ашмарина - выдающийся памятник чувашской письменности. // Изв. Инженерно-технолог. акад. Чуваш. Респ. - 1996. - № 1 (2). - С. 245-249.
  • Адюкова И. Чăваш ăслăлăхĕн ашшĕ. // Eлчĕк ен. - 2000. - 30 авăн.
  • Алексеев А. «Хам вырăс пулин те, чăваш халăхĕн шăпи манăн чĕреме тăван вырăс халăхĕн шăпи пек çывăх». // Тантăш. - 1995. - 20 юпа. - С. 9.
  • Алексеев А. Чăваш филологийĕн классикĕ. // Сувар. - 1995. - 3 чÿк.
  • Андреев И. А. Аслă тĕпчевçĕ. // Тăван Атăл. - 1970. - № 9. - С. 67-70.
  • Андреев И. А. Чăваш ăслăлăхĕн аслашшĕ. // Хыпар. - 1995. - 4 юпа.
  • Васильева E. Н. И. Ашмарин тата халăха вĕрентес ĕç / E. Васильева, А. Горшков // Хыпар. - 1996. - 26 пуш.
  • Виноградов Ю. Чĕлхе хăватне ĕненсе. // Ялав. - 1980. - № 10. - С. 32.
  • Димитриев В. Д. Н. И. Ашмарин пăлхарсемпе чăвашсен чĕлхе тата этнос пĕрлĕхĕ çинчен вĕрентни. // Хыпар. - 1996. - 24 авăн.
  • Илле Элли Ашмарин профессор хăш халăх çынни? // Хыпар. - 2000. - 2 çурла.
  • Ильин Г. Н. И. Ашмарин - чăваш чĕлхин наукине пуçараканĕ. // Ял ĕçченĕ (Тăвай р-нĕ). - 2000. - 27 юпа.
  • Ларионов Н. Ашмарин - чăваш халăхĕ пулса кайни çинчен. // Канаш (Ульяновск обл.).- 2003.- 4 авăн (№ 36).- С. 5.
  • Ларионов Н. Ашмарин - чăваш чĕлхе пĕлĕвне хываканни. // Канаш (Ульяновск обл.).- 2004.- 1 ака (№ 14). - С. 4.
  • Николай Ашмарин: Чаплă чăваш тĕпчевçи Николай Иванович Ашмарин çуралнăранпа 125 çул çитнĕ ятпа / М.И.Скворцов пухса хатĕрленĕ // Хыпар. - 1995. - 27 юпа. - («Хыпар» кĕнеки, № 17).
  • Николай Иванович Ашмарин: Хыпарçăсем // Хыпар. - 1996. - 8 нарăс.
  • Сергеев В. Унăн ячĕ ĕмĕр хисепре. // Тăван Атăл. - 1980. - № 10. - С. 76-78.
  • Скворцов М. И. Чăваш чĕлхин пуянлăхĕ Н. И. Ашмарин словарĕнче. // Халăх шкулĕ - Народная школа. - 1995. - № 5. - С. 66-70.
  • Скворцова Р. «Ашмарин çĕкленĕ ялав вĕлкĕшсех тăрĕ...» // Хыпар. - 1995. - 28 юпа.
  • Смолин А. Чăваш-и вăл е чăваш мар-и...: Сăвă. // Тăван Атăл. - 1988. - № 11. - С. 54.
  • Федотов М. Р. Паллă тĕпчевçĕ çыравĕ. // Ялав. - 1982. - № 8. - С. 30.
  • Хусанкай А. П. Чăвашлăхĕпе тĕнчере палăрнă. // Хыпар. - 2000. - 19 юпа.

Николай Иванович Ашмарин (22 сентября (4 октября) 1870, Ядрин Казанской губернии - 26 августа 1933, Казань) - российский и советский языковед, тюрколог, член-корреспондент АН СССР (1929).

Родители

Николай Иванович Ашмарин родился в городе Ядрин 4 октября 1870 года в семье небогатого купца 2-й гильдии Ивана Филипповича Ашмарина, сына бывшего крепостного крестьянина Владимирской губернии, и Александры Васильевой, дочери государственного крестьянина из слободы Казачьей Курмышского уезда Симбирской губернии.

По словам Виктора Николаевича, сына Н. И. Ашмарина, дед отца - Фёдор - был крепостным крестьянином. Но, как рассказывал отец, был сноровист, и барин, очень богатый, послал его заниматься «красным товаром». По соседству было имение почти разорившегося помещика. К нему прадед Фёдор и обратился с просьбой покупки его семьи, но с условием, что барин даст ему вольную. Для бедного барина это была находка. Купчая состоялась, а также и вольная. После этого прадед Фёдор оставил Ярославскую губернию и перекочевал в Казанскую, в уездный город Ядрин.

Вскоре после рождения Николая Ашмарина его родители переехали на постоянное жительство в дом его бабушки по матери в г. Курмыш. Впоследствии именно этот город и называл Н. И. Ашмарин своей родиной. Бабушка по матери была, по-видимому, чувашкой, и её доброе влияние, вероятно, предопределило будущий жизненный выбор Николая Ашмарина.

первые чувашские слова и фразы я узнал от моей бабушки (по матери), которая относилась очень сочувственно к чувашам. Некоторыми чертами своей личности она оставила на моем нравственном облике неизгладимые следы

Хузангай А. П. Столп и утверждение чувашской филологии // Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. - Чебоксары: ЧГИГН, 2000. - С. 5-8.

Наш дед Иван Фёдорович, - пишет Виктор Николаевич, - в Ядрине открыл небольшую торговлю, но проторговался. Все было продано с молотка, а также выдворен из своего дома (это было уже в Курмыше, куда переехали из Ядрина).

Федотов М. Р. Н. И. Ашмарин: Краткий очерк жизни и деятельности. - Чебоксары, 1995. - С. 3.

Образование

Окончив городское училище, Николай Ашмарин поступил в Нижегородскую классическую гимназию. По окончании в 1891 г. гимназии он поступил в Московский Лазаревский институт восточных языков, который окончил в 1894 году с дипломом 1-й степени. Во время учёбы Николая Ашмарина в институте умирает его отец.

Сын Н. И. Ашмарина Виктор Николаевич писал о годах учёбы Н. И. Ашмарина в институте:

После смерти деда осталось десять детей: семь сыновей и три дочери. Наш отец был старшим, и он помогал братьям и сестрам, а ещё и мачехе. Только гигантское трудолюбие позволило отцу выходить из сложных житейских коллизий и создавать полезное и нужное для чувашского, татарского и других народов в области языковой культуры.

Федотов М. Р. Н. И. Ашмарин: Краткий очерк жизни и деятельности. - Чебоксары, 1995. - С. 3.

Этнографией чувашей и других «инородцев» увлекался и его брат Василий - студент Московского университета.

Семья

По рассказам сына Н. И. Ашмарина Виктора Николаевича, в обстановке дореволюционной России отцу не разрешали брак с матерью, так как она была «крестьянской девкой». Она осталась пятилетней сиротой и воспитывалась в людях, а с десяти лет была отдана в ученицы на небольшую фабрику в Казани.

Одна из дочерей Н. И. Ашмарина - Надежда Николаевна - в пятидесятых годах XX века работала машинисткой в Министерстве просвещения Чувашской АССР. Были ещё две дочери: Вера, 1919 г. рождения, ушедшая из жизни в апреле 1954 г., и Людмила, 1927 г. рождения, с детских лет страдавшая эпилепсией.

Трудовая деятельность

В г. Казань преподавал татарский язык в Крещено-татарской школе (1895-1899 гг.), географию - в Инородческой учительской семинарии (до 1919 г.), с 1917 г. работал в Северо-восточном археологическом и этнографическом институте (ныне Восточный педагогический институт) в должности профессора чувашского и татарского языков. Сотрудничал с Переводческой комиссией при Учебном округе, служил цензором мусульманских изданий (1901-1917 гг.). В 1920-1923 гг. в Чувашском институте народного образования (г. Симбирск) вёл теоретический курс чувашского языка.

Место рождения: Ядрин Казанской губ.

Направления деятельности: гуманитарные науки

Ашмарин Николай Иванович (1870, 22 сентября (4 октября), Ядрин Казанской губ. - 1933, 26 августа, Казань) - российский и советский языковед, тюрколог, член-корреспондент АН СССР (1929), отделения гуманитарных наук (по разряду восточных наук (тюркология)).
Родился в семье небогатого купца 2-й гильдии города Ядрина. Вскоре после рождения Николая его родители переехали на постоянное жительство в дом его бабушки по матери в г. Курмыш. Бабушка по матери была чувашкой, и её доброе влияние, вероятно, предопределило будущий жизненный выбор Николая Ашмарина. Окончив городское училище, поступил в Нижегородскую классическую гимназию. По окончании в 1891 гимназии поступил в Московский Лазаревский институт восточных языков, который окончил в 1894 году с дипломом 1-й степени. В 1901 году, решив составить чувашский словарь, Ашмарин разослал по всем местностям, где проживали чуваши, программу по сбору материала. На его обращение помочь в сборе языкового материала откликнулись десятки учителей национальных школ и другие грамотные чуваши. Многолетней труд вышел 17-томным изданием «Словаря чувашского языка», включающим 40 тысяч слов. Этот словарь стал главным трудом Ашмарина. Первые два тома вышли в свет в 1910 и 1912 гг. Последний, 17 том, был напечатан в 1950 году в Чебоксарах.
Ашмарин собирал, обрабатывал и публиковал произведения чувашского фольклора. Он также автор ряда работ о чувашском языке. Талантливого ученого-тюрколога знали во многих странах. Без защиты диссертации ему присвоили учёную степень доктора тюркологии, в 1929 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР.
Основные работы: Материалы для исследования чувашского языка. - Казань, 1897-1898; Опыт исследования чувашского синтаксиса. В 2-х частях. - Симбирск, 1923; О морфологических категориях подражаний в чувашском языке. - Казань, 1928; Болгары и чуваши. - Казань, 1902; Словарь чувашского языка. В 17-ти тт. -Казань, 1928-1958; Незаконченные рукописи // Сăмах - Слово: 1993. - Чебоксары, 1994; Чувашская народная словесность. - Чебоксары, 2003.
Лит.: Алексин В. Совершивший научный подвиг // Советская Чувашия. - 2000. - 24 окт.; Алексин В. Учёный шагает по «своей» улице. // Советская Чувашия. - 2000. - 7 дек.; Андреев И. А. Н. И. Ашмарин и современное чувашское языкознание. // Вестн. Чуваш. ун-та. - 1996. - № 2; Егоров В. Г., Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. К 75-летию со дня рождения. - Чебоксары, 1948; Иванская Т. Юные творят с оглядкой на Ашмарина // Советская Чувашия. - 2000. - 25 нояб.; Малов С. Е., Памяти Н. И. Ашмарина. // Записки чувашского Научно-исследовательского института языка, литературы и истории. - 1941. - Вып. 1; Марфин Ю. Создатель уникального словаря. // Чебоксарские новости. - 2000. - 15 нояб.

Автор работал в организациях

Материалы автора

1870 - 1933

Н.И.Ашмарин родился (22 сентября) 4 октября 1870 года в г. Ядрине Казанской губернии в семье купца 2-ой гильдии. Вскоре после его рождения семья переехала в г. Курмыш (ныне Нижегородская область). Самое раннее детство и начальные годы учения будущего тюрколога прошли в этом городе, его он и считал своей родиной.

С юных лет, еще мальчиком, жадно ловил Ашмарин звуки чувашской речи. Его поражали и облик, и песни чувашей, древнейших поселенцах Поволжья, которые приезжали в Курмыш из Засурья. Он был лингвистически одарен с детства, и как сам пишет: «Первые чувашские слова и фразы я узнал от моей бабушки (по матери), которая относилась очень сочувственно к чувашам. Некоторыми чертами своей личности она оставила на моем нравственном облике неизгладимые следы».

Свое призвание он осознал уже в первые годы учебы в Нижегородской классической гимназии. «Изучение чувашского языка начато мною еще на гимназической скамье, когда мне было 13 лет. Я изучал язык самостоятельно, без учителя и не имел почти никаких пособий...» - писал впоследствии в своей автобиографии выдающийся чувашевед. Уже тогда Ашмарин мыслил себя филологом, но радовался тому, что «не отдался изучению классической древности, которая так легко могла бы очаровать своими вечными красотами начинающего...», хотя интерес к древним языкам и особенно «слабость» к латыни он сохранил на всю жизнь.

В гимназии будущий ученый начал так же самостоятельно изучать арабский, персидский и османский (турецкий) языки, а также мишарский в практическом общении с нижегородскими татарами. Поступив в Лазаревский институт восточных языков - московский центр отечественного востоковедения - и лицезрея воочию таких корифеев науки, как В.Ф.Миллер, Ф.Е.Корш, В.Ф.Минорский, А.Е.Крымский и др., 20-летний филолог продолжает изучать языки, прежде всего турецкий, как родственный чувашскому. На первом курсе он написал и позднее, в 1892 году, опубликовал свою первую научную работу «Очерк народной поэзии у чуваш».

Молодой студент открыл для себя мир чувашской песни, выражавшей основные черты национального характера (тонкая наблюдательность, отношение к природе как к одухотворенному существу, доброжелательность и уважение к мнению «добрых людей», почитание родителей и старших родственников, своеобразный культ родного дома, села, особое понимание идеала красоты, любовных отношений и т.д.), то есть своего рода чувашскую «философию жизни».

Окончив Лазаревский институт в 1894 году с дипломом первой степени, Н.И. Ашмарин поступил наставником в Казанскую Инородческую учительскую семинарию, где преподавал географию вплоть до 1919 года. Одновременно в 1917 году начал работать в северо-восточном археологическом этнографическом институте в должности профессора чувашского и татарского языков. Сотрудничал с Переводческой комиссией при Учебном округе, служил цензором мусульманских изданий. В Казанский период Ашмарин начинает частично публиковать свои основополагающие труды по фонетике, грамматике, диалектологии и лексикографии чувашского языка. В 1920 году переехал в г. Симбирск, где в Чувашском практическом институте народного образования читал теоретические курсы по чувашскому языку.

В 1923 году Н.Ашмарина пригласили в Баку заведовать кафедрой тюркологии на восточном факультете Бакинского университета. Здесь им написаны и опубликованы научные труды по азербайджанскому языкознанию. Принимая во внимание его заслуги, Ученый Совет Бакинского университета в 1925 году присвоил Н.Ашмарину ученую степень доктора тюркологии.

Из Баку Ашмарин в 1926 году вернулся в Казань и поступил в Восточно-педагогический институтв качестве профессора чувашского языка. В 1929 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР.

Н.И. Ашмарин создал целый ряд крупнейших работ по чувашскому языкознанию. Огромной заслугой перед чувашским народом стало создание им выдающегося по значению труда - «Словаря чувашского языка» из 17 томов. Над ним он работал свыше 30 лет. В словарь включено более 40 тысяч слов. Словарь Ашмарина является не только сокровищницей чувашского языка, но и своеобразным этнографическим материалом, где часто раскрываются сюжеты и детали явления, обозначаемые данным термином.

По оценкам крупнейших языковедов России, этот всемирно известный 17-томный «Словарь чувашского языка» стал не только «выдающимся явлением в области громадной словарной работы» (Н.Н.Поппе), «классическим трудом» (В.В.Бартольд), но и подлинной энциклопедией материальной и духовной культуры чувашского народа. Из этой неиссякаемой сокровищницы чувашские писатели, гуманитарии-исследователи до сих пор черпают редкие, диалектные, архаичные слова, их толкования, собственные имена, описания обрядов и т.д. «Скажу без преувеличения, что иногда десятки лиц бывали опрошены мною по поводу единого лишь чувашского слова», - вспоминал Н.И.Ашмарин. «Чувашский народ может считать себя счастливым, что имеет такой ценный «Словарь чувашского языка», - писал член-корреспондент АН СССР С.Е.Малов в 1940 году.

Будучи самобытным лингвистом-тюркологом Ашмарин пользовался большим уважением среди коллег. Его имя стояло в одном ряду со многими корифеями отечественного востоковедения. Как чувашевед он имел широкую международную известность. Крупнейшему финскому языковеду и основоположнику алтайского языкознания Г.Й.Рамстедту достаточно было сказать: «Так говорит выдающийся исследователь и знаток чувашского языка Ашмарин...» (So sagt der ausgezeichnete Erforscher und Kenner des Tschuwassischen Aschmarin), как все становилось ясным. Авторитет ученого-тюрколога был непререкаем.

Создатель уникального «Словаря чувашского языка» мог бы и дальше продолжать свои исследования, если бы не унизительные материальные условия и лишения, в которых пребывали он и его многодетная семья в 20-30-е годы. Только удивительная преданность своей работе и высокие устремления помогали ему преодолевать все невзгоды. С его научным наследием все складывалось тоже непросто. «Словарь чувашского языка» в советское время из-за цензурных и идеологических требований был значительно сокращен в объеме и подвергся правке. Научные труды ученого стали раритетными, и только в 1958 году Совет Министров Чувашской АССР принял постановление об издании сочинений выдающегося языковеда в трех томах. О таком же решении объявила и научная конференция во время празднования 100-летия со дня рождения Н.И.Ашмарина в 1970 году. Однако эти благие пожелания остались только на бумаге.
Переиздание 17 томного «Словаря чувашского языка» удалось осуществить только в 1994-2000 гг.

Н.И. Ашмарин был крупнейшим ученым-тюркологом с мировым именем, знавшим 65 языков. Его несколько раз приглашали в зарубежные страны, обещая всевозможные блага и престижную работу. Он всякий раз отказывался, говоря, что у него есть Родина, которой он должен служить, как бы ни было трудно...

Николай Иванович Ашмарин скончался от сыпного тифа 26 августа 1933 года в Казани в полной нищете.

Материал подготовлен Fran




Образовательный журнал для школьников, воспитателей и учителей
2024 © chalt-1school.ru

Наименование Тип материала Год издания Кол-во страниц