Краткие биографические сведения. Биография вкратце

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905). Великий отечествен-ный физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятель-ности, показал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической деятельности. Им было установлено на-личие электрической деятельности в мозгу, открыто центральное торможение, показана рефлекторная природа произвольных ак-тов, описан «профессиональный делирий». Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) вошла в золотой фонд отече-ственной и мировой науки.

Павлов Иван Петрович (1849-1936). Выдающийся советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Внес вклад в изучение гипноза, механизма образования бреда, невра-стении, психастении, навязчивых состояний, а также действие на нервную систему различных медикаментов, применяемых при ле-чении психически больных. Им было разработано учение о первой и второй сигнальных системах, сформулированы физиологические основы типов высшей нервной деятельности. Он внес большой вклад в изучение патогенеза и лечения психических заболеваний и по-нимания психического заболевания как заболевания мозга и всего организма.

Балинский Иван Михайлович (1827-1902), профессор, кото-рому принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, является одним из основоположников судебно-психиатрической экспертизы, основателем и председателем первого в нашей стране общества психиатров, ввел термин «навязчивые идеи».

Кандинский Виктор Хрисанфович (1849-1889). Описал синд-ром психического автоматизма, выделил идеофрению как само-стоятельную форму психического заболевания, разработал класси-фикацию психических заболеваний. Синдром психического авто-матизма носит его имя.

Корсаков Сергей Сергеевич (1854-1900). Один из основопо-ложников отечественной психиатрии. Ввел режим «нестеснения» памяти, описал полиневротический психоз, который был назван его именем. Он заложил основы нового нозологического направ-ления в психиатрии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927). Выдающийся невролог, психиатр, основоположник отечественной нейрохирургии, основатель института по изучению мозга и психической деятель-ности, носящего в настоящее время его имя, создатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории. Неоцени-мый вклад внес в изучение строения подкорковых структур голов-ного мозга, открыл ряд нормальных и патологических рефлексов, описал многие симптомы и синдромы болезней позвоночника (Болезнь Бехтерева), предложил ряд приборов для изучения раз-личных видов чувствительности у человека. В лечении нервно-психических заболеваний им введены «микстура Бехтерева», соче-тательно-рефлекторная терапия неврозов, алкоголизма, психоте-рапия методом отвлечения и перевоспитания, коллективная психо-терапия.

Сербский Владимир Петрович (1858-1917). Выдающийся пси-хиатр, один из основоположников отечественной психиатрии, про-фессор, прекрасный клиницист. Его диссертация «Форма психиче-ского расстройства, описываемая под именем кататонии» (1890), по оценке С. С. Корсакова, относится к лучшим произведениям русской психиатрической литературы. Работы В. П. Сербского по-священы исследованию острых органических психозов раннего слабоумия. В. П. Сербский является одним из основоположников судебной психиатрии, много сделал в устройстве психиатрических больниц; ввел постельный режим, патронаж, трудовую терапию. Институту судебной психиатрии в Москве присвоено его имя (ныне Российский центр общей и судебной психиатрии им. В. П. Серб-ского).

Ганнушкин Петр Борисович (1857-1933). Первый советский профессор психиатрии, организатор и редактор журнала «Совре-менная психиатрия», внес большой вклад в развитие клинико-диагностического метода, в учение о психопатиях ввел понятие «малая психиатрия», организатор психиатрической помощи, тон-кий, несравненный клиницист. Одной из психиатрических больниц г. Москвы присвоено его имя.

Гиляровский Василий Алексеевич (1875-1959). Выдающийся советский психиатр, профессор, член АМН СССР по специально-сти психиатрия. Внес большой вклад в разработку вопросов кли-нической психиатрии, патологической анатомии психических забо-леваний, детской психиатрии, организации психиатрической помощи, профилактике и лечению психических заболеваний.

Баженов Николай Николаевич (1857-1923) знаменитый пси-хиатр, сподвижник С. С. Корсакова, профессор психиатрии. Впер-вые ввел в Москве обязательные практические занятия на курсах по психиатрии по специальной программе. Активно боролся за систему «нестеснения» психически больных, за устройство психи-атрических учреждений. Разработал проект законодательства 0 душевнобольных, был организатором «Союза психиатров и невро-патологов» и созыва первого съезда членов союза.

Яковенко Владимир Иванович (1857-1923). Видный врач-пси-хиатр. Руководил строительством и организацией образцовой зем-ской психиатрической больницы в с. Мещерском под Москвой. В настоящее время больница носит его имя и в 1993 году отпразд-новала свое 100−летие. Произвел первую перепись психически больных в Московской губернии. Крупный деятель в области орга-низации психиатрической помощи, активный строитель отечествен-ной психиатрии.

Кащенко Петр Петрович (1858-1920). Крупный организатор психиатрической помощи, осуществлял в своей деятельности луч-шие принципы отечественной психиатрии. Имя П. П. Кащенко присвоено больнице на Канатчиковой даче в Москве и Сиворицкой психиатрической больнице под Ленинградом (ныне Санкт-Петер-бургом).

Гаккебуш Валентин Михайлович (1881-1931). Крупный уче-ный, профессор психиатрии, прекрасный психиатр-клиницист, психотерапевт, организатор психиатрической помощи. Активно бо-ролся за систему «нестеснения» психически больных, против при-менения изоляторов, участвовал в организации патронажа, орга-низовал ряд научно-исследовательских лабораторий, был основа-телем журнала «Советская психоневрология», широко внедрял физиологические методы в изучение и лечение психически боль-ных. Описал в 1912 г. совместно с Т. А. Гейером и в 1915 - с А. И. Геймановичем альцгеймероподобный синдром. Эта псевдо-альцгеймеровская форма мозгового артериосклероза получила название болезни Гаккебуша-Гейера-Геймановича.

Каннабих Юрий Владимирович (1872-1939). Выдающийся советский психиатр, психотерапевт, профессор психиатрии, блестя-щий лектор, популяризатор научных знаний. Изучал клинику по-граничных состояний. Был одним из основателей журнала «Психо-терапия». Заведовал отделом истории психиатрии Института невропсихиатрической профилактики Народного Комиссариата Здра-воохранения РСФСР.

Протопопов Виктор Павлович (1880-1957). Выдающийся со-ветский психиатр, академик. Создатель патофизиологической школы в советской психиатрии, разработал оригинальные методи-ки исследования высшей нервной деятельности, описал симпатикотонический синдром при маниакально-депрессивном психозе (Три-ада Протопопова). Ввел в практику терапию сном, методики дезинтоксикационной терапии, диетотерапии. Много сделал для восстановления психиатрических учреждений на Украине.

Кербиков Олег Васильевич (1907-1965). Выдающийся совет-ский психиатр и организатор здравоохранения, академик. Внес большой вклад в разработку клиники и иммунологии шизофрении, психопатии, неврозов, истории психиатрии.

Сухарева Груня Ефимовна (1891-1981). Известный советский психиатр, профессор, ученый-энциклопедист, в 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершен-ствования врачей и более 30 лет ее возглавляла. Одна из первых изучила клинику шизоидных психопатий у подростков 12-14 лет, уделяла большое внимание аффективным расстройствам и нару-шению поведения у детей и подростков. Подробно изучала шизофрению с эволюционных позиций.

Снежневский Андрей Владимирович (1904-1987). Советский психиатр, академик АМН СССР, разрабатывал вопросы общей психопатологии, классификации психических заболеваний, подроб-но изучал проблемы клиники, лечения, патогенеза эндогенных психозов - шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и др., ввел новую систематику форм шизофрении, важную для опреде-ления клинического и социального прогноза. Под его руководством были проведены впервые в нашей стране исследования по психо-фармакотерапии. Был председателем научного совета по психи-атрии АМН СССР, членом президиума Всесоюзного научного об-щества невропатологов и психиатров.

Пинель Филипп (1745-1826). Выдающийся французский врач-психиатр, академик, основоположник научной психиатрии, про-возгласивший лозунг «не презрение, а лечение» по отношению к психически больным, освободивший их от цепей. Установил лечеб-ный режим, организовал трудовые лечебные процессы, прогулки больных, распределение их по состоянию, ввел врачебные обходы.

Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772-1840). Один из основа-телей научной психиатрии во Франции. Разработал учение о мо-номаниях, ввел понятия ремиссии и интермиссии, разработал принципы освидетельствования душевнобольных, провел различие между галлюцинациями и иллюзиями, установил принцип необхо-димости учета психоневрологических и соматических симптомов психических заболеваний. По инициативе Эскироля была органи-зована первая колония для душевнобольных под Парижем. Ввел систематическое преподавание психиатрии на медицинском факультете в Париже.

Гризингер Вильгельм (1817-1868). Выдающийся немецкий психиатр, основатель общего учения о психических болезнях, впервые утвердил психиатрию как медицинскую дисциплину, высказал мысль о том, что психотические состояния не являются болезнями, но лишь симптомами мозгового процесса (концепция единого пси-хоза). Уделял огромное внимание рефлекторной деятельности, патологоанатомическим исследованиям головного мозга, считал, что обязательно существует патологоанатомическая основа психозов.

Конолли Джон (1794-1866) -известный английский психиатр, профессор. Осуществил в Англии отмену механических стеснений при лечении душевнобольных. В 1856 году издал книгу «Лечение душевнобольных без механического стеснения». Д. Конолли вы-двинул принцип - «насилие равнозначуще небрежности».

Вернике Карл (1848-1905)-знаменитый психиатр, невропа-толог, офтальмолог, хирург, анатом. При изучении психопатологии и клинической психиатрии опирался на анатомо-физиологические основы и рассматривал связывающие нервные волокна как основу психических процессов. Вернике описал двигательные психозы, разработал основы сенсорной афазии, ввел понятие «сверхценной идеи», описал пресбиофрению, алкогольный галлюциноз, острый верхний геморрагический полиэнцефалит, был одним из основопо-ложников неврологического направления в психиатрии.

Модсли Генри (1835-1918)-крупный психиатр, профессор судебной медицины Лондонского университета. Основоположник эволюционного направления в психиатрии. Большое значение при-давал физиологическому анализу психозов, заложил основы дет-ской психиатрии. Выдвинул концепцию обратного развития душев-ной организации при психических заболеваниях.

Блейлер Эуген (1857-1939). Известный швейцарский психиатр, профессор. Основал психиатрическо-неврологическое общество в Цюрихе. Работы Блейлера посвящены проблемам практической психиатрии, афазиям, психотерапии, группе шизофрении - ранне-му слабоумию. Показал раннее слабоумие как психоз расщепле-ния. Блейлеру принадлежит термин «шизофрения».

Крепелин Эмиль (1856-1926). Выдающийся немецкий психи-атр, профессор, основатель нозологического направления в пси-хиатрии. В 1922 г. организовал в Мюнхене исследовательский психиатрический институт. Создатель клинического учения о циркулярном психозе и раннем слабоумии, ввел фармако-психологическое исследование в психиатрию, изучал влияние алкоголя на нервную и психическую деятельность. Придавал большое значение течению психического заболевания и его исходу, как закономерному биологическому процессу.

Фрейд (Фройд) Зигмунд (1856-1939). Известный австрийский психолог, основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида. Главную роль в формировании характера и его патологии отводил переживаниям раннего детства. Рассмат-ривал психику как нечто самостоятельно существующее и управ-ляемое непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащи-ми за пределами сознания (бессознательное). Разработал метод «катарзиса» (отреагирования с помощью гипноза забытых психи-ческих травм «ущемленных комплексов»), метод свободных ассо-циаций как основу психоаналитической терапии.

Дальше рекомендуется указать ваше образование. В зависимости от того, для каких целей вы пишете автобиографию , в ней можно указать общее образование или школьное. Но все-таки начинают со специального , при этом указывая название учебного , года учебы и полученную специальность. Затем нужно указать полученную первичную специализацию, какие вы проходили курсы для повышения , усовершенствования, на каких были семинарах, тренингах. Нужно обязательно указывать год, когда вы получили дополнительное образование, а также тему тренингов, семинаров, курсов.

Следующий пункт вашей биографии относится к опыту . Нужно с самого первого своего места работы, а перечислять все последующие. Необходимо указывать должность, ваши обязанности, год приема. Следующая информация - о благодарностях, повышениях по службе, изменении специальности. Если вы кроме , преподаете или читаете лекции, то нужно указать и эту информацию. К конце вашей биографии нужно указать общий стаж работы.

Если биографию пишет выпускник ВУЗа, необходимо указать его научные работы, участие в студенческих конференциях.Ваша биография должна соответствовать целям, для которых вы ее писали. Поэтому при подробно отразите ваш трудовой стаж и должностные обязанности, а также участие в курсах и семинарах, которые способствовали квалификации, важной именно для той должности, на которую вы претендуете.

Практически каждый человек время от времени сталкивается с необходимостью описать собственный жизненный путь. Автобиографию требуют при поступлении в ВУЗ, приеме на работу, обращении в различные учреждения. Наиболее простой жанр - краткая биография.

Инструкция

Далее в хронологическом порядке опишите основные вехи своей : где учились (иногда школьное образование указывают, в иных случаях имеет только учеба в среднеспециальном или высшем заведении), когда состояли на военной службе, где проходили практику и/или работали. Если автобиография предоставляется на потенциальное место работы, постарайтесь отразить в ней ключевые моменты своего профессионального пути, но не дублируйте полностью резюме - оно и так будет на руках у рекрутера.

В заключение опишите семейное положение и семьи, возраст и род деятельности своих близких. Например: «Состою в браке, жена - Петрова Инна Алексеевна, 1984 года рождения, инженер-технолог, сын - Петров Илья Вадимович, 2008 года рождения». Укажите контакты, по которым можно связаться с вами. Можно указать свой полный профессиональный стаж и нынешнее место работы (если таковое имеется).

Толстой Лев Николаевич 1828.28.08(9.09) - родился в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Отец - Н. И. Толстой (1794-1837), участник войны 1812 г., мать - Мария Николаевна, урожденная Волконская (1790-1830). Толстой получил домашнее образование.

1837 - переезд в Москву, смерть отца.

1841 - смерть тетки, переезд в Казань.

1844 - восточный факультет Казанского университета; через год - юридический. Не закончив, бросает университет.

1847 - начинает вести дневник, который ведет до конца жизни.

1850 - служба в канцелярии Тульского губернского правления.

1851 - служба на Кавказе, куда Толстой отправился (в станицу Старогладковская) к месту военной службы старшего брата - Н. Н. Толстого. Начинает писать автобиографическую трилогию, ее первую часть - «Детство» (всего было задумано 4 части, но четвертую, «Молодость», Толстой так и не написал).

1854 - вторая часть трилогии - «Отрочество».

1851 - Толстой становится прапорщиком Дунайского полка.

1851-1853 - участвует в военных действиях на Кавказе (вначале в качестве волонтера, затем - артиллерийского офицера), а в 1854 отправляется в Дунайскую армию. С началом Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе).

1855 - пишет серию очерков, получивших название «Севастопольские рассказы», все опубликованы в «Современнике» в 1855-1856 гг.

1855 - приезд в Петербург, сближение с сотрудниками «Современника», знакомится с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Н. Г. Чернышевским и др.

1856-1859 - работа над рассказами и повестями, попытка найти свой путь и стиль в литературе (напр., рассказы «Утро помещика», «Люцерн», повесть «Казаки», роман «Семейное счастье», опубликованный в «Русском вестнике» Н. М. Каткова и знаменующий отход Толстого от «Современника»),

1857 - третья часть трилогии - «Юность», начало 60-х - неудовлетворенность своим творчеством, разочарование в светском и литературном кругах заставляет Толстого оставить литературу и поселиться в деревне. В 1859-1862 гг. он много сил отдает основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает постановку педагогического дела в России и за границей (путешествие 1860-1861), издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную, лишенную строгой програмности и казенной дисциплины систему образования и воспитания.

1860-1861 - начало романа «Декабристы» (опубл. в 1884 г.), который ведет Толстого к замыслу романа-эпопеи «Война и мир».

1862 - женится на Софье Андреевне Берс (1844-1919) и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивающейся семьи.

1868-1869 - работа над романом «Война и мир». Начало 70-х гг. - Толстого снова захватывают педагогические интересы: он пишет «Азбуку» (1871-1872) и позже «Новую азбуку» (1874-1875), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составивших четыре «Русские книги для чтения». На время Толстой возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса (религиозно-философского содержания). 1873-1877 - работает над романом «Анна Каренина». «Идейный перелом» в отношении Толстого к вере и официальной религии отразился в его произведениях «Исповедь» (1879-1880) и «В чем моя вера?» (1882-1884), где он приходит к выводу, что все существование высших слоев общества, где он родился и воспитывался, строится на ложных основах. Сознание тщеты жизни вообще и в особенности перед лицом неизбежной смерти приводит к усилению религиозных настроений Толстого. К характерной для него и прежде критике материалистических и позитивистских теорий прогресса добавляется теперь резкий протест против государства и казенной церкви. Свои новые социальные взгляды Толстой ставил в связь с нравственно-религиозной философией. Труды «Исследование догматического богословия» (1879-1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-1881) положили основу религиозной стороне толстовского учения, имевшего множество последователей («толстовцы», «толстовские коммуны»). Очищенное от вековых искажений и грубой церковной обрядности, христианское учение в его обновленном виде должно было, по мысли Толстого, объединить людей идеями любви и всепрощения. Сторонник самой резкой социальной критики, Толстой вместе с тем выступал с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании личности, отвергал значение политической борьбы и революций. В публицистических работах «Так что же нам делать?» (1882-1886) и «Рабство нашего времени» (1899-1900) дана резкая критика пороков современной цивилизации, выход Толстой видит в нравственно-ре-лигиозном воспитании.

1884-1886 - повесть «Смерть Ивана Ильича», в которой Толстой рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни.

1887-1890 - повести «Крейцерова соната» и «Дьявол», посвященные теме чувственной любви, борьбы с плотью, которую призвано победить христианское начало любви, лишенное всякого своекорыстия.

1884-90-е гг. - Толстой активно поддерживает возникшее в 1884 г. издательство «Посредник», руководимое его последователями и друзьями В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения по цензурным соображениям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство «Свободное слово». В 1891, 1893, 1898 гг. Толстой участвует в помощи крестьянам голодающих губерний, выступает с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во второй половине 90-х гг. он много сил отдает защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. В письмах Александру III и позднее к Николаю II он протестует против репрессий и произвола самодержавия. Ясная Поляна (особенно в 1890-е гг.) становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.

1886-1890 - Толстой проявляет интерес к драматургии, пишет драму «Власть тьмы» и комедию «Плоды просвещения».

В 90-е гг. Толстой также пытается теоретически обосновать свои взгляды на искусство (трактат «Что такое искусство?»). Главное значение искусства, по Толстому, - «значение объединения».

1899 - окончание работы над романом «Воскресение» (начат в 1889 г.). Роман основан на материалах подлинного уголовного дела. В художественных образах Толстой представляет яркую картину социальной несправедливости, порочности государственных институтов. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» были одной из причин отлучения Толстого святейшим Синодом от православной церкви (1901).

После 1900 г. в творчестве Толстого все актуальнее становится проблема личной нравственной ответственности с неизбежными при этом муками совести, просветлением, моральным переворотом и, наконец, разрывом со своей средой. Типичным становится сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере («Хаджи-Мурат, «Отец Сергий», «Живой труп», «После бала» и др.).

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения и сочувственно относится к таким писателям, как А. П. Чехов, В. Г. Короленко, М. Горький. Всемирно известными стали выступления Толстого за отмену смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908). Последние годы Толстой провел в Ясной Поляне в атмосфере постоянных раздоров и интриг между толстовцами, с одной стороны, и С. А. Толстой - с другой.

1910, ночь с 27 на 28 октября - пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, Толстой тайно уходит из Ясной Поляны, по дороге простужается и умирает на станции Астапово.

Краткая автобиография - это документ, который содержит основные сведения о жизненном пути ее автора.

Как написать краткую автобиографию

Пишется краткая при поступлении на учебу, работу от руки на листе бумаги А4 либо на специальном бланке. Форма изложения - повествовательная, от первого лица единственного числа.

В данном документе указываются следующие данные:

  • ФИО, дата и место рождения;
  • сведения об образовании, трудовой деятельности;
  • состав семьи;
  • сведения об уголовной ответственности;
  • дата и подпись.

Приведем пример краткой автобиографии, который можно использовать в качестве шаблона для составления собственной биографии.

Образец краткой автобиографии

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Старцева Екатерина Павловна, родилась 10 марта 1975 года в городе Москве в семье экономистов.

В 1982 году пошла в 1-ый класс СШ № 124 г. Москва. Ее успешно закончила в 1992 году.

С 1992 по 1997 годы училась в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова на финансовом факультете.

С 1997 года работаю финансовым аналитиком в ООО «Аркадия».

Замужем. Состав семьи:

Муж - Старцев Максим Сергеевич, 1971 года рождения, директор по маркетингу в ООО «Торгсервис».

Дочь - Старцева Диана Максимовна, 1998 года рождения, ученица 9 класса СШ № 124, г. Москва.

Ни я, ни мои ближайшие родственники под судом или следствием не находились. За пределами СНГ родственников нет.

14 марта 2013 г. Старцева Е.П.Старцева

Изучая творчество писателя, поэта, прозаика, обязательным из требований является изучение его биографии. Биография расскажет о жизни человека, поведает нам о том, в какой период времени родился знаменитый писатель, насколько сложным и тернистым был его путь творчества, расскажет, когда впервые автор изложил свои мысли на бумаге, написав первый свой шедевр. Легко ли давались ему мысли, препятствовал кто-нибудь его творчеству? Об этом и о многом другом расскажет краткая биография.

Краткая биография личной жизни

Конечно, в школьной программе важнее ознакомиться именно с произведением, но в то же время, нужна и биография. Спросите: «Что дает информация о жизни творца?» Ответим: «Когда знаешь биографию жизни и творческий путь писателя, начинаешь понимать, почему он написал именно это произведение». Изучать биографию личной жизни писателя нужно хотя бы для того, чтобы понять его творчество, понять, какие условия жизни, какие перемены, какие политические и государственные события повлияли на создание очередного творения писателя. Когда знаешь краткую биографию творца, по-другому воспринимается его произведение, начинаешь его понимать глубже, осмысленней, по-новому смотрите на многие вещи в тексте произведения. В связи с этим просто необходимо знакомство с историей жизни человека перед изучением его произведения.

А чтобы далеко не ходить, у нас вы найдете биографии, жизнеописание всех авторов произведений, которые включены в школьную программу.