Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением". Проверка дом задания

3 класс

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

II. Запись числа, классной работы.

111.Проверка дом задания

Что было задано на дом?

Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

Что такое корень?

Постановка проблемы

На доске записаны слова.

Вставь безударные гласные, выделяя корень, и запиши в тетрадь

З.ма, сн.жный, м.рзлота, к.рмушка, х.лодный, м.роз, за.ц, пов.лил

Что объединяет эти слова?

В этих словах есть безударный гласный в корне слова, одна тема – «Зима»

Открытие новых знаний

На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

Значит, какими бывают безударные гласные (на доске появляются карточки под темой)?

Безударные гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми

IV. Сообщение темы урока.

V. Актуализация знаний.

Гласные ~а, ~ о, ~ е, ~ и, ~я ~ опасные.

А в каком случае их необходимо проверять ?

Когда они безударные ,

Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, ~нужно узнать , ~в какой части слова он находится.

Если безударный гласный в приставке или суффиксе, ~вспомните, как они пишутся.

Рассмотрим случаи, когда безударный гласный звук встречается в корне слова.

Какой алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем?

Вспомните.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

Обозначь орфограмму.

~Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне, потому что ~безударный гласный проверяется ударением.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Например,~тропинка – тропы, ~почтовый – почта.

В каждом ряду выберите из трёх слов ~проверочное слово.

Гроза, грозный, грозит; Проверочное слово – ~грозный.

Каток, катит, катить; Проверочное слово – ~катит .

Ходит, ходьба, выход; ходит

Даль, далеко, далёкий; даль

Носит, носить, носильщик; носит

Светить, свет, светлячок. свет

Запишите три цепочки слов по образцу.

Подберите проверочные слова.

Замените глаголы:~ именами существительными.

г о стить, ~

прих о дить, ~

сп е шить, ~

зал е денеть, ~

вым а зать, ~

св и стеть ~

Образуйте от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

Дополните словосочетания по образцу:

Дождь – дождливые дни

Лес – … (лесные жители)

Осень – … (осенние запасы)

Зверь –… (звериные тропы)

Лось – … (лосиные следы)

Запишите три словосочетания, которые вам больше нравятся.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа в парах.

Из слов составьте предложения. ~

Выделите орфограмму с безударной гласной в корне слова. ~

Разберите предложения по членам предложения.

В, жила, дупле, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.

VIII Самостоятельная работа по учебнику.

с. 104 упр.194

IX. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

1 вариант. С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.

2 вариант. Св.тить, св.тильник; п.сьмо, зап.сать; пч.линый, пч.ла; уд.влять, уд.вительный; з.рно, з.рновой; пл.сать, пл.сунья.

ВЗАИМОРПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями, сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.

Вывод : – Молодцы! Быстро справились с работой.

X. Итог урока.

– Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись,записывая слова с безударной гласной в корне?

XI. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

* Я не знал (а)… Теперь я знаю…

* Мне было трудно

* Теперь я могу…

* Мне было легко, потому что…

* Мне захотелось…

Молодцы!

XII . Оценивание.

- Спасибо за работу на уроке

X II I . Домашнее задание.

В рейтинге орфограмм, на которые учащиеся делают ошибки при написании диктантов, эта, пожалуй, займёт верхнюю строчку. На уроке вы еще раз потренируетесь в написании слов с безударными гласными в корне слова.

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Безударные гласные в корнях слов

Учебное наблюдение

Выделим безударные о в корнях словах хло пки , апло дисменты .

Можете объяснить, почему в этих словах мы написали букву о ?

Гласную в слове хлопки проверяем, подбирая проверочное слово так, чтобы данная гласная была под ударением: хлпки - хлпать.

В слове аплодисменты написание буквы о мы запоминаем. Это непроверяемая гласная. Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.

Следует запомнить

Рис. 1. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» ()

Лингвистическая задача

Двум ученикам было предложено вставить пропущенную букву в слове опздать и подобрать к нему проверочное слово. Первый ученик предложил проверочное слово поздно и вставил букву о . Второй ученик утверждал, что следует вставить букву а , поскольку проверочное слово опаздывать .

опздать - пздно

опздать - опздывать

Кто же из них прав?

Чтобы правильно решить эту задачу, нужно знать правило. Запомните! Безударные гласные о - а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать/-ивать !

Таким образом, прав был первый ученик: в слове опо здать пишем букву о , потому что проверочное слово по́ здно.

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

1) Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!

2) В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.

4) Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.

5) Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.

Задание №2

Распределите слова по колонкам в соответствии с буквами, которые вы вставили.

Апл_дировать, б_нзин, б_дон, в_нтиляция, в_стибюль, в_трина, вин_грет, гор_зонт, г_строном, гард_роб, д_легация, д_сциплина, к_литка, к_миссия, к_блук, к_лач, лот_рея, м_тель, об_яние, пласт_лин, пол_клиника, п_риод, провол_ка, т_бун, т_бурет, ф_нарь, ярм_рка.

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе

Тема урока: « Безударные гласные в корне слова».

Цель урока: повторить и закрепить правописание безударной гласной в корне слова;

Задачи урока:

Предметные:

Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;

Развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной;

Совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне;

Способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Метапредметные:

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание, проверять себя;

Развивать умение анализировать, делать вводы;

Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность, творческое мышление;

Развивать навыки самооценки;

Развивать умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;

Объясняют выбор орфограммы.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: традиционная, с игровыми элементами.

Оборудование:

Учебник русский язык, 2 класс (авт. Р.Н. Бунеева, О.В. Пронина)

Музыкальное сопровождение

Алгоритм проверки безударной гласной

Рисунок тетушки совы. Посылка почтовая, конвертики с заданиями

«Орфографический словарик», «Толковый словарь для учащихся начальных классов»

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Прозвенел сейчас звонок

В класс вошли вы на урок.

За окном сейчас прохладно,

Мы работать будем ладно.

Cамое последнее слово - ладно . Что означает это слово? Где мы можем найти ему объяснение? Конечно, в толковом словаре Ожегова. Это один из самых важных источников информаций.

(ЛАДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно (разг.). 1. Во всех отношениях хороший. Выражает согласие, хорошо, да.)

    Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель:

1. - Откройте тетради, запишите число.

2. - Я вам сейчас загадаю загадки,

А вы постарайтесь найти к ним отгадки!

    Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
    Не нужна и шоколадка.
    Я сушить его могу,
    Получу я курагу.
    Отвечай мне на вопрос.
    Что же это? - …(АБРИКОС )

    Очень густо он растет,
    Незаметно он цветет,
    А когда проходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (ОРЕШНИК )

    Ее всегда в лесу найдешь -
    Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ЕЛЬ )

    Наклонилась над водой, ветви опустила.
    Словно девица свои волосы помыла.

Так лирична и красива!
Догадались? Это – ...(ИВА )

    Стоит чудо-дерево,
    На дереве – мячики:
    Летом – зеленые,
    Осенью – румяные. (ЯБЛОНЯ )

Какие это буквы? (гласные)

Как можно назвать их одним словом? («опасные»)

Когда эти буквы будут «опасные» на письме? (когда они будут в корне слова и безударными )

Какова тема нашего урока? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (тема урока на слайде)

    Минутка чистописания .

Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Задание: Определите порядок написания букв и запишите.

Аа Оо Ее Ии Яя

III . Постановка учебной задачи.

(вызываю к доске ученика)

– Запиши, пожалуйста, окна – окно

- Поставь ударение, какой первый звук слышишь в слове «окно»?(а ) Какой – в слове «окно»? (о )

Что ты можешь сказать об этих гласных звуках? (В русском языке в корне однокоренных слов под ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме они обозначаются одной и той, же буквой )

- Каким словом является «окно »? (проверочным )

- Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово »? (проверочное слово это слово с ударным гласным в корне слова )

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Сразу надо повторять!

Вывод:

Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать )

    Систематизация и обобщение.

Когда я пришла сегодня в школу, то перед дверью в класс, я увидела посылку, адресованную 2 «Д».

Давайте я открою ее и посмотрим, что же там внутри? (открываю посылку )

Здесь разные конвертики, и письмо от умной совы. (вывешиваю картинку совы )

Задание 1. (конверт красный)

Ребята, создайте 3 группы, рядом со второй партой (раздаю карточки)

Задание: - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

В…РОБЕЙ Р..КА

Д..РОГА М..РЯ

ГОР..Д Д..МА

В…СЕЛО Н..РА

К..РАНДАШ СН..ГА

(Проверка по очереди, смотря, какая команда задание выполнила быстрее )

Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?

Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? (Мы слышим другие звуки )

Молодцы! Сядьте все, пожалуйста, на свои места (дети садятся за свои парты).

Физкультминутка

Итак, продолжим нашу работу.

Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?

(в 1 столбике безударную гласную нельзя проверить, во 2 столбике безударную гласную можно проверить ).

Как можно проверить безударную гласную?

Какой существует алгоритм? (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень, изменяю слово или подбираю однокоренные слова и нахожу проверочное, пишу слово или вставляю букву, обозначаю орфограмму )

(Вывешиваю алгоритм)

Задание 2. (открываю синий конверт)

Запишите слова второго столбика себе в тетрадь, также в столбик и подберите проверочные слова к словам второго столбика (работа в тетради ).

Река – реки

Моря – море

Дома – дом

Нора – норы

Снега – снег

Вывод:

Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово ).

3. Задание: Запишите слова в тетрадь, вставив попущенные буквы по памяти.

КАРАНДАШ

V . Закрепление материала. (Открываю желтый конверт)

А сейчас у нас с вами будет очень интересная парная исследовательская работа.

(Раздаю карточки)

Задание: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.

Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните (работа на карточках)

    Котенок сл…зал сметану.

ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ

ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ

    Миша сл…зал с дерева.

Проверка:

Какое слово выбрали?

Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?

Какие слова не будут являться проверочными и почему?

Какую безударную гласную выбрали?

Каким алгоритмом пользовались?

Вывод:

Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова? (Слова, с ударной гласной в корне слова ).

    Физкультминутка.

Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово – проверяемое, то вы подпрыгиваете.

(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом, коса, косы, след, следы)

Итог урока. Рефлексия.

Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова ).

Закончите предложения:

1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)

2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)

3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)

4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)

Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной ).

Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?

МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка Приморского края

Учитель начальных классов: Вакулина Ольга Юрьевна

Конспект урока русского языка во 2 классе

с использованием технологии критического мышления.

Тема урока. Безударная гласная в корне слова.

Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом.

Планируемые результаты:

Предметные: использование новых знаний в практической деятельности.

УУД:

Личностные : формирование самооценки на основе положительного отношения к учебе, проявление самостоятельности, личной ответственности.

Познавательные : уметь находить безударную гласную в корне слова, использовать различные приёмы работы по выявлению орфограммы, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные : сотрудничество с учителем и учащимися, уметь высказывать и доказывать свое суждение.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, уметь применять правило на письме, контролировать свою собственную деятельность.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы в парах, группах, учебник «Русский язык», авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», презентация к уроку.

Ход урока

    Стадия вызов.

1.1 Мотивирование к учебной деятельности.

Итак, урок русского языка. Скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно изучать такой предмет? (Мы русские люди и должны хорошо знать свой язык).

Посмотрите на презентацию. Заяц Степашка принес нам какой-то зашифрованный конверт. Давайте кликнем мышкой и узнаем, что же там такое? (На экране иллюстрация березки и задание)

Какое дерево изображено?

Назовите второй звук в этом слове. (звук –и-)

Давайте я вам напомню, как правильно пишется такая буква.

Напишите в соединении Ии полстроки.

Назовите четвертый звук в слове (звук –о-). Посмотрите, как я напишу эти буквы в соединении. Допишите строку.

А теперь логическое задание. На экране записаны соединения этих букв. Вы должны установить закономерность и продолжить ряд.

Оиииио Оиииоо...

Вывод: для чего мы проводим минутки чистописания? Зачем нужно писать аккуратно и правильно соединять буквы?

      Создание проблемы. (Словарная работа)

- На слайде записаны слова. Выпишите словарные слова, вставьте пропущенную букву.

М . ..роз, гор...д, п...нал, к...р...ндаш, с..стра, с...рока, п...льто.

Почему не выписали слово «сестра»? (Оно не относится к словарным словам, но опасное место есть).

Так какую букву мы должны написать? А как это доказать?

1.3. Постановка учебной задачи.

У вас на столах у каждого таблица «Знаю-Хочу знать- Узнал». Самостоятельно напишите все, что вы знаете о гласных буквах. Обсудите свои записи в парах. (гласные бывают ударные и безударные, в корне слова и не в корне, проверяемые и непроверяемые).

Напишите во вторую колонку, что вы хотите знать. Обсудите в парах. (Как называется опасное место, где оно находится и как проверить эту букву?)

2. Стадия осмысления.

2.1. Работа с упражнением в учебнике. (стр.87. упр.1).

- Прочитайте внимательно задание. Расскажите пошагово, что нужно сделать.Прежде, чем выполнять упражнение, какие правила мы должны повторить? (что такое родственные слова, как выделить корень).

- Спишите первую строку, найдите проблемное место, которое не соответствует поставленной задаче (в группе слов встретилось слово, в корне которого гласная стоит под ударением.)

- Как вы думаете, для чего в группе это слово? (оно является проверочным).

- Выполните до конца упражнение. Самостоятельно подчеркните проверочное слово.

- Сделайте вывод: как проверить безударную гласную в корне слова?

- Прочитайте правило в учебнике. Соотнесите его с вашими выводами.

2.2 . Физминутка.

2.3 .Первичное закрепление.(Прием «пометки на полях»- «+-правильно, «- неправильно, «?-затрудняюсь).

Вам всем даны карточки. Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека (2 варианта работы).

Прочитайте задание. Все ли вам понятно? Выполняйте в группах, используйте прием «Пометки на полях».

Карточка 1. Карточка 2.

Задание. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

Бельчонок радился висной.Всё вокруг было зилёным.А когда появился первый красный лесточек, бельчонок очень испугался, что это пожар.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

Проверка задания. Доказательность суждения.

2.4 . Самостоятельная работа ( рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 9. Упр.1.(Даны проверочные слова, нужно написать слово, котором ударная гласная станет орфограммой).

Самоконтроль по образцу (на экране выполненное задание).

2.5. Подведение итогов урока.

- В таблице «Знаю-Хочу знать-Узнал» заполните последнюю колонку.

Зачитайте, что вы узнали нового на уроке.

3. Рефлексия.

Какая была тема урока?

С какими трудностями сталкивались?

Как находили выход из затруднительного положения?

Кто и какой помощью пользовался?

3.1 Домашнее задание.