Из каких звуков состоит буква э. Знакомство с буквой э. Развитие пространственной ориентации

В этом слове есть уже известный нам гласный звук [у] . Про него вы уже можете рассказать, что этот звук - гласный. Он легко произносится, поётся и говорится без участия шумов. А почему же так получилось, что звук [у] хотел нас запутать? Оказывается, гласные звуки нашего языка различаются не только названием и произношением, но и силой произношения. Такие звуки, которые произносятся более сильно (голос как бы ударяет по ним), называются ударными . Ударим голосом по звуку [э] в слове эму и послушаем его. Произнесите слово эму , ударяя голосом по звуку [э] .

Звук [э] - гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. Вот доказательства того, что это - гласный звук.

Кто же из вас сегодня скажет, что урок про букву его имени?

  • Э дик
  • Э львира
  • Э мма
  • Э лла
  • Э дита

Продолжите ряд имён сами.

Каких сказочных героев, имена которых начинаются на букву Э и на звук [э] ,вы можете назвать?

Э лли, которая отправляется в Изумрудный город (рис. 2).

Рис. 2. Девочка Элли ()

А в этом городе живут волшебные э льфы.

Героев совсем немного, потому что на букву Э в нашем языке слов тоже немного.

А теперь поучимся узнавать звук [э] в словах. Для этого представим, что мы отправляемся на э кскурсию, а э кскурсоводом будет звук [э] . Тех, кто слушает э кскурсовода, называют э кскурсанты. Вместе с вами на э кскурсию на э лектричке отправятся зверята. Если услышим звук [э] в названии животного, разрешаем посадку в э лектричку. Нет звука [э] - не сажаем. Произнесите вслух названия животных и определите наличие звука [э] .

Медве дь. Слышен звук [э] в середине слова (рис. 3).

Лиса (рис. 4). Нет звука [э] .

Жираф (рис. 5). Нет звука [э] .

Ле в (рис. 6). Слышен звук [э] в середине слова.

Рис. 6. Лев и львята ()

Зе бра (рис. 7). Слышен звук [э] в середине слова.

Верблюд (рис. 8). Нет звука [э] .

Оле нь (рис. 9). Слышен звук [э] в середине слова.

Шимпанзе (рис. 10). Звук [э] слышен в конце слова.

Рис. 10. Шимпанзе ()

Э му. Звук [э] в начале слова.

Звук [э] в словах чаще встречается в середине слова, а вот в начале и конце - гораздо реже.

Отправимся на экскурсию в страну слов. Там мы узнаем слова, которые начинаются на букву Э.

Э верест - самая высокая гора в мире (рис. 11). Слышны два звука [э] в её названии. У этой горы есть второе название - Джомолунгма , что означает «богиня, мать земли» .

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам когда-то завезён.

У него одна работа -

Осушение болота.

Это самое высокое дерево - эвкалипт (рис. 12). Звук [э] только в начале слова.

Рис. 12. Дерево эвкалипта ()

Э йфелева башня - самый узнаваемый символ Парижа, одно из самых высоких сооружений в мире. Звук [э] в начале слова (рис. 13).

Рис. 13. Эйфелева башня ()

Это - лесенка большая,

Но ступеньки едут сами.

И катают быстро всех

Вверх и вниз, вниз и вверх.

Что за лесенка, ребята?

Это просто - эскалатор.

Слово эскалатор похоже по звучанию на слово экскаватор . Даже начинаются они одинаково - на Э , но не путайте эти слова. - это машина, которая роет землю (рис. 14).

Э кскаватор - крану брат.

Ворошит такие глыбы,

Что, пожалуй, сто лопат

Их осилить не смогли бы.

Рис. 14. Экскаватор ()

Э кватор - линия на глобусе, которая показывает середину нашей планеты и делит её на две части - северное полушарие и южное полушарие.

Повторите слова, с которыми вы познакомились. Произнесите их вслух и сосчитайте все звуки [э] :

Э верест

Э вкалипт

Э скалатор

Э кскаватор

Э кватор

Э йфелева башня

Получилось семь звуков [э] .

Все эти слова были длинными и сложными в произношении. Все дело в том, что они пришли в наш язык из других языков. А вот древние русские слова на Э - короткие. И их совсем немного:

  • Э тот
  • Э -ге-ге
  • Э -хе-хе

Чтобы все эти слова записать, потребуется буква Э .

Печатные большая и маленькая буквы похожи и отличаются только размером (рис. 15).

Мы разломим О , как бублик -

В правой части буква будет.

Нос добавим на лице -

Вот и выйдет буква Э .

Рис. 15. Буква Э ()

А теперь будем фантазировать и представлять, на что похожа буква Э .

Буква Э - большая пасть,

Можно в ней совсем пропасть.

Буква Э - как ни взгляни -

Увидишь клещи и клешни.

Над лугами в синеве пролетает буква Э .

Это ласточка весной возвращается домой.

Букву Э легко превратить в ласточку, месяц, лук индейца, ухо человека.

А хотите узнать, о чем мечтает буква Э ? Прочитайте сказку.

Буква Э недовольна

- Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. - Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед!

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

А.А. Шибаев

Из этой сказки понятно, что буква Э находится в конце нашего алфавита.

Чтобы букву Э лучше запомнить, попробуйте её сделать из какого-нибудь материала (пластилина, верёвочек) или сложите её из бусинок. Нарисуйте забавный рисунок. Сделайте выставку своих работ.

Прочитайте буквы:

1. ауэ, эуа, оуаэ, аоэу

2. ау́э, э́уа, оуа́э, а́оэу

Над буквами во втором ряду появилась чёрточка - это знак ударения . Он говорит: «Выделяй голосом звук, когда читаешь букву, более сильно» . Прочитайте буквы еще раз, выделяя их голосом.

Рассмотрим письменные буквы Э ,э . От печатных они отличаются тем, что написаны с наклоном (рис. 16).

Рис. 16. Печатные и письменные буквы Ээ ()

Попробуем написать заглавную букву Э . В этой букве два элемента - правый полуовал и маленькая горизонтальная палочка, которую называют язычком буквы Э (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Э ()

Начинаем писать заглавную букву Э . Слева направо прописываем овальную линию, коснувшись дополнительной линии; ведём букву вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки; отрываем руку и посередине буквы пишем горизонтальную чёрточку, соединяем её с полуовалом.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы Э : полуовал получился очень широким (круглым), наклон вышел в другую сторону.

Потренируйтесь писать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Держите правильно ручку.

Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву э . Элементы у маленькой буквы такие же, как и у заглавной (рис. 18).

Рис. 18. Написание маленькой буквы э ()

Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо ведём вверх до рабочей строки, округляем, коснувшись верхней линейки рабочей строки, ведём вниз до нижней линии; закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Отрываем руку и пишем короткую горизонтальную линию слева направо в середине полуовала.

Направление стрелок.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Возможные ошибки написания строчной буквы э : очень широкий скругленный полуовал; буква висит в воздухе, не касаясь линий рабочей строки; неправильный наклон.

Соединяются и большая, и маленькая буквы Ээ с другими буквами с помощью дополнительной прямой линии, которая ведется вверх до верхней линии рабочей строки при верхнем соединении, или немного выше линии верхней рабочей строки при нижнем соединении. Соединительные линии приписываются отдельно.

После этого урока потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы Ээ в тетрадях. Только пишите так, чтобы про вас не сказали: «Пишет, как курица лапой» . Так наши предки говорили о тех, кто пишет неаккуратно и очень грязно.

Сегодня на уроке вы познакомились со звуком [э] и буквой Э . Вы узнали, что буква Э - нечастая гостья в русских словах. Дело в том, что эта буква очень молодая. Была введена она в наш алфавит при Петре I . А вот звук [э] очень уважают другие буквы нашего алфавита, потому что он помогает называть их имена. Произнесите названия букв и послушайте, как они звучат:

Б - произносится как [бэ] В - произносится как [вэ] Г - произносится как [гэ] Д - произносится как [дэ] Л - произносится как [эль] М - произносится как [эм] Н - произносится как [эн]

А еще звук [э] и буква Э очень любознательны. Знаете почему? Потому что так начинается название книги «Энциклопедия» .

Энциклопедия - это книга-справочник, которая расскажет обо всем на свете и ответит на все вопросы.

На букву Э начинается еще одно очень интересное слово - «эврика» , которое в переводе с греческого языка означает «нашёл, открыл» . Произносите чаще это слово.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Skazochnyj-domik.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Э . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Ээ (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых слышен звук [э] . Посчитайте, сколько звуков [э] в каждом слове.

Эскимо, зеркало, эклер, дуэт, крем, энергия, пешеход.

  • Отгадайте загадку:

Эта буква роет ямы,

Вторит окрику упрямо

И на палочке потом

Шоколадным тает льдом.

(Ответ: Буква Э - экскаватор, эхо, эскимо)

Отгадайте загадку..
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.

Верно, это эхо. Что такое эхо?

Эхо — это как отражение в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо — это отражение звука, и мы его слышим. Звук отражается от любого препятствия, что встречается ему на пути (от стен, гор, деревьев). Эхо можно услышать в пустой комнате, в горах или в лесу.

Например, на пустом стадионе. Стоит что-нибудь крикнуть, и отразившись от бетонных ступенек трибун этот звук, многократно, вернется в виде эха. Интересно то, что эхо возникнет только тогда, когда трибуны будут пустые. Если же на них будут сидеть много болельщиков, не получится эха, потому, что звук не будет отражаться, ведь люди, их одежда просто поглотят звук.

То же случается и в пустой комнате. Пока в ней нет мебели и вещей, звук легко отражается стенами. Но стоит нам поставить туда шкафы, кресла, занести вещи — и эхо исчезает.

Эхо часто помогает человеку во многих делах. Есть такой прибор — эхолот , который чаще всего устанавливают на кораблях. Он издает звуки под водой, отправляет их в море или океан и сам же принимает отраженное эхо. Эхолот просто на ходу судна измеряет глубину морского дна. Он помогает морякам избежать столкновения с отмелями и рифами.

С помощью радиоэха моряки специальными приборами на большом расстоянии замечают даже в темноте коварные айсберги, вовремя засекают подводные лодки врага подкрадываются к их кораблям.

Верно, звук [э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

1. Хлопните в ладоши , если услышите звук [э] .

Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо, единица, если, дети.

2. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [э] ) :

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

3. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов со звуком [э ].

О т в е т: эвкалипт, экватор, эскиз и др.

4. И г р а «Слоговой аукцион»

Продолжите слова.

эс… (-киз ), эста… (-фета ), аэро… (-дром ), по… (-эт ), ду… (-эт ).

5. И г р а «Рифма»

Придумайте рифму к слову этаж.

О т в е т: шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.

6. Доскажи словечко

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С ,
Называется… (экспресс)

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это… (электричество).

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?.. (Эскимо)

Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось… (эхом)

7. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики» (Запомните как можно больше слов со звуком [э] .)

ЭКСКАВАТОРЩИКИ

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

— Бросай свои этикетки! — кричит. — У нас во дворе настоящий эскалатор работает!

Я говорю:

— Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб. Экскаватор по этому столбу - р-р-раз! Столб на бок — два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

  • Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э]
  • А какие вы знаете правила о соблюдении безопасности…

8. Словесный эксперимент.

— Мы купили много. (эскимо). Чем мы друга угостим?… Эскимо.

Съели одно… (эскимо). Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов: кофе, пальто, Буратино.

Это буква Э ….

Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О.Гофман)

На что еще похожа буква Э ?

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка. (А. Шибаев)

1. Найди спрятанные буквы Э . Обведи их.

2 . Выдели знакомую букву.

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Поставь в букве точки и кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Э с правой стороны рисунка.

4 . Соедини с буквой Э только те предметы, названия которых начинаются со звука [э] .

5. Жёлтым карандашом закрась все участки с буквой Э .



6. И г р а «Волшебная цепочка»

1. Превратите этаж в дом :

О т в е т: Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.

2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».

Эластик – канапе – экран.

Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.

3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор ?

О т в е т: эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.

7. И г р а «Найди слово»

  • Этажерка – этаж, река, арка.
  • Эластик – ластик, кит, тик, ласт.

8. И г р а «Лесенка»

9. И г р а «Дополните слово»

Эта (этаж ), кран (экран ), пресс (экспресс ), кипа (экипаж ), спорт (экспорт ), талон (эталон ), страда (эстрада ), этаж (Эрмитаж ).

10. И г р а «Головоломка – Эхо»

Чемпион стряпуха гречка хомут

Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой цветок вручили чемпиону?
  2. Какое блюдо приготовила стряпуха?
  3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?
  4. Куда забросили хомут?

О т в е т: пион, уха, речка, омут.

11. И г р а «Наборщик»

Составьте слова из букв слова электровоз.

О т в е т: ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.

12. Кроссворд

1. Вещество, покрывающее зубы.

2. Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.

3. Человек, который много знает.

4. Вывоз за границу чего-либо.

5. Помост для казни.

6. Составная часть чего-либо.

7. Составная часть телевизора.

О т в е т: эмаль, экватор, эрудит, экспорт, эшафот, элемент, экран.

13. Пишем…

14.

Словарь

  • Эвакуатор — специально оборудованный автомобиль, который предназначен для погрузки, разгрузки и перевозки автомобилей в случае их поломки, аварии.
  • Эвакуация — организованный вывоз населения, учреждений и т.п.
  • Эвкалипт — это вечнозелёные деревья, часто достигающие высоты 100 м.
  • Эволюция — это развитие природы.
  • Э врика — (греческ. «я нашел») — восклицание при открытии чего-то нового.
  • Эгоист — человек, который чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей.
  • Экватор — воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара и делящая его на два полушария: северное и южное.
  • Эквилибрист — артист цирка, который способен удерживать равновесие на проволоке, на канате и т.д.
  • Экзамен — проверка знаний, Проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.
  • Экземпляр отдельный предмет из множества таких же предметов; образец.
  • Экзотика — причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусства и прочее) отдаленных стран.
  • Экипаж — команда судна.
  • Экология это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.
  • Экономика это наука, которая изучает как люди используют свои ресурсы для своих потребностей.
  • Экскурсия — это посещение музея, достопримечательного места, выставки и т. п.; поездка, прогулка с какой либо целью.
  • Экспедиция — путешествие с научной или военной целью.
  • Эксперимент — опыт, исследование.
  • Эксперт — специалист.
  • Эксплуатация — использование, извлечение выгоды.
  • Экспонат — предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.
  • Экспресс — поезд, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной скоростью и меньшим числом остановок.
  • Элита — лучшие представители общества.
  • Эмблема — символ с определенным смыслом.
  • Эмоция душевное переживание, чувство.
  • Эпизод — случай, происшествие.
  • Эталон — точная мера
  • Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.
  • Этимология — наука, которая изучает происхождение слов.

Чётко произносить звук, различать среди других звуков, называть слова со звуком «э», ввести словарь детей сложные слова со звуком «э», закрепить их в предложении, развивать слух, внимание, память.

Оборудование: : аэроплан, электричка, эскимо, эскимос, элеватор, эскалатор, экскурсовод проводит экскурсию, люди на эскалаторе, в электричке, дети едят эскимо, эхо, машины везут зерно на элеватор. Зеркала, схемы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Игра на повторение пройденных гласных звуков: дети садятся на стульчики друг за другом. Получают картинку-билет. У водителя символы. По сигналу педагога водитель делает остановку, показывает и называет сигнал, дети с соответствующей картинкой «выходят» и садятся на свои места. Подводим итог игры:

Какие гласные звуки мы знаем? (дети называют звуки).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы изучим шестой гласный звук «Э». Послушайте предложения, постарайтесь запомнить новые слова. «Мы поедем на экскурсию». «Экскурсию проводит экскурсовод». «Электричка прибыла на вокзал». «Эдик летал на аэроплане». «Аэроплан приземлился в аэропорту». «В лесу я слышал ЭХО».

Какие новые слова со звуком «э» вы услышали?

3. Знакомство с сигналом. Выставляются картинки.

Произнесём эти слова перед зеркалом. Когда произносим звук «э», губки слегка улыбаются, зубки сближены, но не смыкаются, передние зубки видны. Звук «э» будем обозначать сигналом… (показываем сигнал). Дети произносят слова за педагогом, выделяя голосом звук «э».

4. Различение звука «э» среди других звуков.

Педагог вразброс называет гласные, периодически произнося «э». Услышав «э», ребята должны поднять сигнал.

5. Закрепление произношения новых слов и введение их в предложения.

Игра «Закончи предложение».

Сейчас мы вместе будем составлять предложения - я буду начинать, а вы будете заканчивать. «Перевозит людей… (электричка)» «Что делает электричка?» Полный ответ: «Электричка перевозит людей». «Экскурсовод проводит… (экскурсию)» «Что делает экскурсовод?» «Кто проводит экскурсию?» «Люди спускаются в метро на … (эскалаторе)» «На чём люди спускаются в метро?» «Дети любят … (эскимо)» «Что любят дети?» «На севере живут … (эскимосы)» «Кто живёт на севере?» «Зерно хранят на … (элеваторе)» «Где хранят зерно?» «В лесу я слышал … (эхо)» «Что можно услышать в лесу?»

6. Физминутка.

Надоело так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

Дети бегают, меняясь местами по сигналу педагога.2-3 раза.

7. Работа со схемами.

А. назвать картинки

Б. определить место звука «э»

В. положить картинку соответственно схеме (звук «э» в начале слова или в середине).

8. Развитие фонематического слуха: различение слов со звуком «э» среди других слов.

Электричество, ракета, элеватор, аэродром, велосипед, Эдик, эхо, телевизор, эскимос, метро, аэроплан…

9. Игра на внимание: «Какое новое слово появилось?»

На доске 4 картинки. Дети называют их и закрывают глаза. Педагог добавляет ещё одну картинку. Дети называют, какая картинка появилась. Картинки каждый раз меняются местами и к ним добавляются новые.

10. Итог занятия.

Повторяем: с каким звуком познакомились, какие узнали новые слова; педагог оценивает работу детей.

В этом слове есть уже известный нам гласный звук [у] . Про него вы уже можете рассказать, что этот звук - гласный. Он легко произносится, поётся и говорится без участия шумов. А почему же так получилось, что звук [у] хотел нас запутать? Оказывается, гласные звуки нашего языка различаются не только названием и произношением, но и силой произношения. Такие звуки, которые произносятся более сильно (голос как бы ударяет по ним), называются ударными . Ударим голосом по звуку [э] в слове эму и послушаем его. Произнесите слово эму , ударяя голосом по звуку [э] .

Звук [э] - гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. Вот доказательства того, что это - гласный звук.

Кто же из вас сегодня скажет, что урок про букву его имени?

  • Э дик
  • Э львира
  • Э мма
  • Э лла
  • Э дита

Продолжите ряд имён сами.

Каких сказочных героев, имена которых начинаются на букву Э и на звук [э] ,вы можете назвать?

Э лли, которая отправляется в Изумрудный город (рис. 2).

Рис. 2. Девочка Элли ()

А в этом городе живут волшебные э льфы.

Героев совсем немного, потому что на букву Э в нашем языке слов тоже немного.

А теперь поучимся узнавать звук [э] в словах. Для этого представим, что мы отправляемся на э кскурсию, а э кскурсоводом будет звук [э] . Тех, кто слушает э кскурсовода, называют э кскурсанты. Вместе с вами на э кскурсию на э лектричке отправятся зверята. Если услышим звук [э] в названии животного, разрешаем посадку в э лектричку. Нет звука [э] - не сажаем. Произнесите вслух названия животных и определите наличие звука [э] .

Медве дь. Слышен звук [э] в середине слова (рис. 3).

Лиса (рис. 4). Нет звука [э] .

Жираф (рис. 5). Нет звука [э] .

Ле в (рис. 6). Слышен звук [э] в середине слова.

Рис. 6. Лев и львята ()

Зе бра (рис. 7). Слышен звук [э] в середине слова.

Верблюд (рис. 8). Нет звука [э] .

Оле нь (рис. 9). Слышен звук [э] в середине слова.

Шимпанзе (рис. 10). Звук [э] слышен в конце слова.

Рис. 10. Шимпанзе ()

Э му. Звук [э] в начале слова.

Звук [э] в словах чаще встречается в середине слова, а вот в начале и конце - гораздо реже.

Отправимся на экскурсию в страну слов. Там мы узнаем слова, которые начинаются на букву Э.

Э верест - самая высокая гора в мире (рис. 11). Слышны два звука [э] в её названии. У этой горы есть второе название - Джомолунгма , что означает «богиня, мать земли» .

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам когда-то завезён.

У него одна работа -

Осушение болота.

Это самое высокое дерево - эвкалипт (рис. 12). Звук [э] только в начале слова.

Рис. 12. Дерево эвкалипта ()

Э йфелева башня - самый узнаваемый символ Парижа, одно из самых высоких сооружений в мире. Звук [э] в начале слова (рис. 13).

Рис. 13. Эйфелева башня ()

Это - лесенка большая,

Но ступеньки едут сами.

И катают быстро всех

Вверх и вниз, вниз и вверх.

Что за лесенка, ребята?

Это просто - эскалатор.

Слово эскалатор похоже по звучанию на слово экскаватор . Даже начинаются они одинаково - на Э , но не путайте эти слова. - это машина, которая роет землю (рис. 14).

Э кскаватор - крану брат.

Ворошит такие глыбы,

Что, пожалуй, сто лопат

Их осилить не смогли бы.

Рис. 14. Экскаватор ()

Э кватор - линия на глобусе, которая показывает середину нашей планеты и делит её на две части - северное полушарие и южное полушарие.

Повторите слова, с которыми вы познакомились. Произнесите их вслух и сосчитайте все звуки [э] :

Э верест

Э вкалипт

Э скалатор

Э кскаватор

Э кватор

Э йфелева башня

Получилось семь звуков [э] .

Все эти слова были длинными и сложными в произношении. Все дело в том, что они пришли в наш язык из других языков. А вот древние русские слова на Э - короткие. И их совсем немного:

  • Э тот
  • Э -ге-ге
  • Э -хе-хе

Чтобы все эти слова записать, потребуется буква Э .

Печатные большая и маленькая буквы похожи и отличаются только размером (рис. 15).

Мы разломим О , как бублик -

В правой части буква будет.

Нос добавим на лице -

Вот и выйдет буква Э .

Рис. 15. Буква Э ()

А теперь будем фантазировать и представлять, на что похожа буква Э .

Буква Э - большая пасть,

Можно в ней совсем пропасть.

Буква Э - как ни взгляни -

Увидишь клещи и клешни.

Над лугами в синеве пролетает буква Э .

Это ласточка весной возвращается домой.

Букву Э легко превратить в ласточку, месяц, лук индейца, ухо человека.

А хотите узнать, о чем мечтает буква Э ? Прочитайте сказку.

Буква Э недовольна

- Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. - Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед!

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

А.А. Шибаев

Из этой сказки понятно, что буква Э находится в конце нашего алфавита.

Чтобы букву Э лучше запомнить, попробуйте её сделать из какого-нибудь материала (пластилина, верёвочек) или сложите её из бусинок. Нарисуйте забавный рисунок. Сделайте выставку своих работ.

Прочитайте буквы:

1. ауэ, эуа, оуаэ, аоэу

2. ау́э, э́уа, оуа́э, а́оэу

Над буквами во втором ряду появилась чёрточка - это знак ударения . Он говорит: «Выделяй голосом звук, когда читаешь букву, более сильно» . Прочитайте буквы еще раз, выделяя их голосом.

Рассмотрим письменные буквы Э ,э . От печатных они отличаются тем, что написаны с наклоном (рис. 16).

Рис. 16. Печатные и письменные буквы Ээ ()

Попробуем написать заглавную букву Э . В этой букве два элемента - правый полуовал и маленькая горизонтальная палочка, которую называют язычком буквы Э (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Э ()

Начинаем писать заглавную букву Э . Слева направо прописываем овальную линию, коснувшись дополнительной линии; ведём букву вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки; отрываем руку и посередине буквы пишем горизонтальную чёрточку, соединяем её с полуовалом.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы Э : полуовал получился очень широким (круглым), наклон вышел в другую сторону.

Потренируйтесь писать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Держите правильно ручку.

Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву э . Элементы у маленькой буквы такие же, как и у заглавной (рис. 18).

Рис. 18. Написание маленькой буквы э ()

Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо ведём вверх до рабочей строки, округляем, коснувшись верхней линейки рабочей строки, ведём вниз до нижней линии; закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Отрываем руку и пишем короткую горизонтальную линию слева направо в середине полуовала.

Направление стрелок.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Возможные ошибки написания строчной буквы э : очень широкий скругленный полуовал; буква висит в воздухе, не касаясь линий рабочей строки; неправильный наклон.

Соединяются и большая, и маленькая буквы Ээ с другими буквами с помощью дополнительной прямой линии, которая ведется вверх до верхней линии рабочей строки при верхнем соединении, или немного выше линии верхней рабочей строки при нижнем соединении. Соединительные линии приписываются отдельно.

После этого урока потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы Ээ в тетрадях. Только пишите так, чтобы про вас не сказали: «Пишет, как курица лапой» . Так наши предки говорили о тех, кто пишет неаккуратно и очень грязно.

Сегодня на уроке вы познакомились со звуком [э] и буквой Э . Вы узнали, что буква Э - нечастая гостья в русских словах. Дело в том, что эта буква очень молодая. Была введена она в наш алфавит при Петре I . А вот звук [э] очень уважают другие буквы нашего алфавита, потому что он помогает называть их имена. Произнесите названия букв и послушайте, как они звучат:

Б - произносится как [бэ] В - произносится как [вэ] Г - произносится как [гэ] Д - произносится как [дэ] Л - произносится как [эль] М - произносится как [эм] Н - произносится как [эн]

А еще звук [э] и буква Э очень любознательны. Знаете почему? Потому что так начинается название книги «Энциклопедия» .

Энциклопедия - это книга-справочник, которая расскажет обо всем на свете и ответит на все вопросы.

На букву Э начинается еще одно очень интересное слово - «эврика» , которое в переводе с греческого языка означает «нашёл, открыл» . Произносите чаще это слово.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Skazochnyj-domik.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Э . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Ээ (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых слышен звук [э] . Посчитайте, сколько звуков [э] в каждом слове.

Эскимо, зеркало, эклер, дуэт, крем, энергия, пешеход.

  • Отгадайте загадку:

Эта буква роет ямы,

Вторит окрику упрямо

И на палочке потом

Шоколадным тает льдом.

(Ответ: Буква Э - экскаватор, эхо, эскимо)

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1 . Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон -кот - бутон; мак - рак - веник - бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»


Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7 . Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9 . Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10 . Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы - на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака...

Что это? Это машина, стол, куртка...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.