Иван саввич никитин год рождения. Известные работы художника. Поэзия Никитина и русская музыкальная культура

Известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой … Биографический словарь

Никитин Иван Саввич - (1824 61), рус. поэт. В нач. творч. пути (1849 53), продолжая мотивы романтич. лирики 30 х гг. (одиночество среди людей, внутр. усталость, сознание бесплодно пропадающих душевных сил), находился под большим влиянием Л. Св. 15 произв. Н.… … Лермонтовская энциклопедия

Никитин Иван Саввич - , русский поэт. Родился в семье торговца. Учился в духовной семинарии (до 1843). Разорение отца вынудило Н. стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин, ставший важным… … Большая советская энциклопедия

НИКИТИН Иван Саввич - (1824 61) русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; гражданская и пейзажная лирика (Русь, Утро). Поэмы (Кулак, 3 я редакция, 1858). Прозаический Дневник семинариста (1860) … Большой Энциклопедический словарь

Никитин, Иван Саввич - НИКИТИН Иван Саввич (1824 61), русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; гражданская и пейзажная лирика (“Русь”, “Утро”). Поэмы (“Кулак”, 3 я редакция, 1858). Прозаическое “Дневник семинариста” (1860). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Никитин, Иван Саввич - поэт, род. 21 го сентября 1824 г. в Воронеже; ум. 16 го октября 1861 г. Прадед его, Никита Герасимов, и дед, Евтихий Никитин, были дьячками Христорождественской церкви села Казачья Засосенского стана Задонского уезда Воронежской губ. Отец… … Большая биографическая энциклопедия

Никитин Иван Саввич - для информации о художнике того же имени обратитесь к статье Никитин, Иван Никитич. Иван Никитин Иван Саввич Никитин (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж 16 (28) октября 1861, там же) русский поэт. Содержание … Википедия

Никитин Иван Саввич - (1824 1861), русский поэт. Рассказы в стихах о горькой доле бедняков; пейзажная лирика («Русь», «Утро»). Поэмы («Кулак», 3 я ред., 1858). Прозаический «Дневник семинариста» (1860). * * * НИКИТИН Иван Саввич НИКИТИН Иван Саввич (1824 1861),… … Энциклопедический словарь

НИКИТИН Иван Саввич - (1824—61), русский поэт. Рассказы в стихах из нар. жизни (даты создания), в т. ч. «Ссора», «Жена ямщика», «Бурлак» (все—1854), «Ехал из ярмарки ухарь купец», «Мертвое тело» (оба — 1858), «Старый слуга» (1859), «Портной» (1860);… … Литературный энциклопедический словарь

Никитин Иван Саввич - талантливый поэт, род. в Воронеже 21 окт. 1824 г., в мещанской семье. Учился в Духовном училище и Семинарии. Отец, вначале довольно состоятельный торговец, рассчитывал послать сына в Университет, но дела его расстроились, и Н. вынужден был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • С Новым годом, малыши! Стихи, загадки, рассказы и сказки , Никитин, Иван Саввич, Чёрный, Саша, и другие,. Все дети любят праздники, и особенно Новый год. Именно на Новый год украшают ёлку сверкающими игрушками, устраивают весёлые хороводы, карнавалы и маскарады. На праздник приглашают гостей,… Купить за 267 руб
  • Два Мороза , Никитин Иван Саввич, Пушкин Александр Сергеевич, Баратынский Евгений Абрамович. Зима. Усыпанные снегом ветви деревьев; закованные в блестящий лёд озёра и реки; сугробы, мороз… Русские поэты и писатели воспели красоту зимней природы в своих произведениях. В книге собраны…

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Грамоте будущий литератор выучился рано. Этому способствовало близкое знакомство с сапожником, проживающим по соседству.

Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отдали в духовное училище. Закончив его, он поступил в семинарию. Но обучение там пришлось прервать. Причиной стало стремительное разорение отца, быстро пристрастившегося к “зеленому змию”, а также смерть матери.

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Творческий путь

Никитин не был в восторге от “казенщины”, которая преобладала в воронежской семинарии, где он обучался. Воспоминания о тяжких годах учебы были изданы в 1861 г. в форме дневника.

Первые стихотворения Никитина появились в 1849 г. Многие из них носили подражательный характер.

В 1851 г. было написано стихотворение “Русь”. Оно было издано 2 года спустя, в газете “Воронежские губернские ведомости”.

Чуть позже его перепечатали в газете “Санкт-Петербургские ведомости”. Критики оценили патриотический пафос молодого поэта и стали называть его “новым А. Кольцовым”.

Позже стихотворения Никитина стали печататься в “Отечественных записках”, а также в журнале “Москватянин”.

После первых публикаций, Никитин стал членом местного клуба, куда входила вся воронежская интеллигенция. “Сердцем” клуба был Н. И. Второв. Он вскоре стал близким другом Никитина. Вторым хорошим другом поэта стал М. Ф. Де-Пуле. Он стал редактором почти всех его произведений.

Самый первый сборник вышел в 1856 г. Там были собраны стихотворения на самые различные темы. В основном поэт обращался к социальным проблемам и к религии. Критики оценили этот сборник неоднозначно.

В 1859 г. вышел второй сборник стихов Никитина. В 1861 г. вышел его “Дневник семинариста”. Произведение было напечатано в газете “Воронежская беседа”.

Также Никитин написал такие стихотворения для детей, как: “В темной чаще замолк соловей”, “Вечер ясен и тих”, “Живая речь, живые звуки”. Их сейчас проходят в 3 классе. С детства почувствовавший близость к природе, Никитин стал настоящим певцом родного края.

Особенности творчества

Значительное место в творчестве поэта уделено народным бедам и страданиям. Быт крестьянина замечательно описан в таких стихотворениях, как: “Уличная встреча”, “Нищий”, “Мать и дочь”, “Пахарь”, “Жена ямщика”.

Никитин горячо сочувствовал русскому народу и от души желал улучшения его незавидного положения. Одновременно поэт не занимался идеализацией крестьянства. Русский мужик представлен в его произведениях часто грубым, оскотинившимся домашним деспотом. По мнению некоторых коллег по перу, Никитин не был подлинно народным поэтом. Его мировоззрение было мировоззрением городского человека, который наблюдал за жизнью крестьянства со стороны. По этой причине, по мнению критиков, в его творчестве нет подлинной глубины.

Влияние на русскую музыкальную культуру

Изучая краткую биографию Ивана Савича Никитина, следует знать, что на его творчество обратили внимание такие композиторы, как Римский-Корсаков и Э. Ф. Направник. На слова поэта было написано более шестидесяти романсов и песен. Многие музыкальные произведения стали широко популярными в народе.

В 2009 г. композитор А. Шарафутдинов написал на слова поэта песенный альбом “Радость и кручина”.

Болезнь и смерть

Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова. Это место сейчас называется литературным некрополем.

Другие варианты биографии

  • Летом 1855 г. слабый и болезненный Иван Никитин сильно простудился после купания в реке. Болезнь протекала очень тяжело, с осложнениями. Поэт долгое время не мог встать с постели. Несколько раз ему казалось, что он умирает. Но на помощь ему, по его собственным словам, пришла вера. После этого Никитин стал творить в несколько ином ключе. В его стихотворениях стали все чаще появляться религиозно-мистические нотки.
  • По некоторым данным, поэт страдал от наркотической зависимости. Он употреблял салохуанну – вещество, известное только в очень узком кругу.
  • В 1911 г. в Воронеже был установлен памятник И. Никитину. Его автором был скульптор И. А. Шуклин. В доме, где жил поэт, ныне функционирует его дом-музей. В период с 1949 по 1974 гг. выходили почтовые марки с изображением поэта.

, Поэт , Прозаик

Никитин Иван Саввич (1824–1861), русский поэт, прозаик.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834–1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839–1843; отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А.В.Кольцов. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т.п.).

У радости быстрые крылья.

Никитин Иван Саввич

После первой публикации (стих. Русь – «Под большим шатром / Голубых небес...», 1853) сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва, среди участников которого были будущие душеприказчик, биограф и редактор поэта М.Ф.Де-Пуле и издатель его сочинений А.Р.Михайлов.

Влияние А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева (Клеветникам, 1849; Когда закат прощальными лучами, 1850; Когда один, в минуты размышлений, 1851) и особенно Кольцова (Грусть старика, Дума, оба 1849; Песня, 1853) с его характерной фольклорной лексикой и ритмикой сменяется в лирике Никитина собственными интонациями, узнаваемой «этнографической» тематикой, вниманием к обыденности, религиозными мотивами (Старик другоженец, Зимняя ночь в деревне, оба 1853; Купец на мельнице, 1854).

В 1854 Н.В.Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина; несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин». Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т.ч. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр.Шиллера и Г.Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». В то же время резкое ухудшение состояния здоровья, последствие тяжелого физического труда, способствовало усилению скорбной тональности поэзии Никитина.

Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?

Где краса твоя,
Зелень яркая,
На цветах роса
Изумрудная?

Никитин Иван Саввич

В 1856 вышел его первый сборник Стихотворения, вызвавший как одобрительные, так и резкие (за «несамостоятельность» – Н.Г.Чернышевский в журнале «Современник») отзывы критики.

Стремясь поэтизировать «непоэтичный» материал реальной жизни простолюдинов, Никитин начинает ориентироваться на лирику Н.А.Некрасова с ярко выраженным повествовательным началом, разговорно-бытовой лексикой, пестротой персонажей деревенского «дна» – бобылей, бедняков, обездоленных (Рассказ крестьянки, 1854; Бурлак, оба 1854; Уличная встреча, 1855; Рассказ моего знакомого, 1856), заостряя внимание на драмах повседневности – изменах, убийствах, корыстных обманах и т.п. (нередко в жанре песни – Ссора, Измена, обе 1854; Отвяжися, тоска..., 1855).

По словам критика А.М.Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.

Не отравляй минут успокоенья
Болезненным предчувствием утрат:
Таинственно небес определенье,
Но их закон ненарушимо свят.
И если бы от самой колыбели
Страдание досталося тебе -
Как человек, своей высокой цели
Не забывай в мучительной борьбе.

Никитин Иван Саввич

В начале 1860-х годов Никитин открывает в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие одним из культурных центров города. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в лирике поэта отчетливо звучат гражданственно-публицистические и гневные социально-критические ноты (Соха, Бесталанная доля, Медленно движется время..., Опять знакомые виденья, Хозяин, Тяжкий крест несем мы, братья..., Падет презренное тиранство... и т.п., распространявшиеся нелегально и впервые опубл. в 1906).

В 1858–1860 Никитин работал над повестью Дневник семинариста, предвосхитившей Очерки бурсы Н.Г.Помяловского. В 1861 – один из учредителей в Воронеже воскресной школы, Общества распространения грамотности. Последние месяцы жизни поэта окрашены трагически-светлой, взаимной и неосуществленной любовью, поисками утешения и опоры в писаниях православного подвижника Тихона Задонского.

В поэзии Никитина, зачастую отмеченной словесным и психологическим однообразием, излишней детализацией и многословием, выделяются стихотворения Мщение (1853) – о расправе крестьянина с развратным барином-крепостником, Жена ямщика, Три встречи (оба 1854), Пахарь (1856), особенно высоко ценимый революционно-демократической критикой за «коммунистский» пафос («Где же клад твой заколдованный, / Где талан твой, пахарь, спрятался?»), Ночлег в деревне (1857–1858), Нищий (1857), Пряха (1858), На пепелище, Поминки, Портной, Мать и дочь (все 1860), шедевры отечественной пейзажной и пейзажно-бытовой лирики Зимняя ночь в деревне («Весело сияет / Месяц над селом...», 1853), Встреча зимы (1854), Утро («Звезды меркнут и гаснут. В огне облака...», 1855), Ярко звезд мерцанье (1860). И.А.Бунин писал о Никитине: «Красота ранней зари передавалась им так, что все стихотворение было как бы напоено ее росами, крепкой утренней свежестью, всеми запахами мокрых камышей, холодком дымящейся алой реки, горячим блеском солнца...».

На слова Никитина, одного из ярчайших русских крестьянских поэтов, преемника Кольцова, литературного учителя И.З.Сурикова, С.Д.Дрожжина и других художников-самородков, развивавшихся в русле некрасовской школы, написано более 60 романсов и песен, в т.ч. композиторами В.С.Калинниковым (На старом кургане), Э.Ф.Направником (Русь), Н.А.Римским-Корсаковым (Встреча зимы). Ряд стихов Никитина, положенных на музыку, стали популярными народными песнями (Песня бобыля на музыку С.Монюшко – «Богачу-дураку / И с казной не спится; / Бобыль гол как сокол, / Поет – веселится...»; Ухарь-купец – «Ехал из ярмарки ухарь-купец...», обе 1858). Тип сильного русского характера, намеченный здесь, поддержан героем поэмы Никитина Тарас (1861), предвосхищающей основные мотивы поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо.

Иван Саввич Никитин - фото

Иван Саввич Никитин - цитаты

Жизнь раскинулась вольною степью... Поезжай, да гляди - не плошай! За холмов зеленеющей цепью Ты покоя найти не желай. Хорошо под грозою-метелью, Хорошо под дождем проливным По степям, в бесконечном веселье, Тройкой бешеной мчаться по ним! Ну ж, ямщик! Пристегни кореннуЮл Что насупился? Вдаль погляди! Что за ширь! Ну-ка песню родную, Чтобы сердце заныло в груди, Чтобы вышли проклятые слезы, Те, что гнетом легли над душой, Чтобы вдаль, под небесные грозы, Нам лететь бесконечно с тобой.

В истории отечественной словесности есть имена «негромкие», имена писателей и поэтов второго ряда, которые бывают заслонены то шумной «эстрадной поэзией», то модернистами с претензиями на гениальность. Проходит время и расставляет всех по своим местам. Оказывается, что в модерновости было, выражаясь по-есенински, много «изломанных и лживых жестов», а за шумом - ровным счетом ничего стоящего. Зато сила истинного дарования проходит через десятилетия и продолжает ощущаться еще долго. Особенно, когда само дарование художника идет от земли, от почвы, от глубинного осознания своей кровной связи с судьбой всего народа. Так было с нашим современником Николаем Рубцовым, и также, еще раньше, - с и Иваном Никитиным. Строки последнего о зиме мы учим еще с начальной школы…

Биография Ивана Никитина(1824 - 1861)

Воронеж… Земля, давшая миру и России двух великих сыновей - Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Впрочем, здесь же отбывал ссылку в 30-е гг. прошлого века поэт , оставивший о том красноречивое признание: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…» Речь - о внешней несвободе. Только и Кольцов с Никитиным едва ли были свободны до конца. Обоих угнетала необходимость заниматься ненавистным торгашеством, ибо иных источников дохода просто не было. Жить в России писателю на гонорары от своих произведений - роскошь, которая выпадает очень немногим избранным.

Никитин до конца своей недолгой жизни оставался сыном времени, века и представителем купеческого сословия. На последнем стоит остановиться особо. Не очень-то в советские годы любили афишировать то обстоятельство, что первое поколение русских купцов вышло из старообрядчества. А там были многодетные семьи, верность традициям, любовь к труду с младых ногтей. И не считали для себя зазорным первые русские купцы и пахать, и сеять, и косить, и водку пить с простолюдинами, ибо помнили всегда, с каких низов поднялись сами. В дальнейшем купцы превращались в буржуа, и связи с прошлым слабели.

Отцом будущего поэта был торговец свечами, разорившийся вследствие склонности к пьянству и буйного нрава. Системного образования Никитин не получил, вынужден был оставить обучение в семинарии и стать хозяином постоялого двора, приносившего пусть небольшой, но постоянный источник дохода. Недостатки образования Никитин пытался восполнять усиленным самообразованием, в чем немало преуспел. Уже ближе к концу жизни, на ссуду, полученную от местного мецената Кокорева, Никитин смог открыть в книжную лавку с читальней. Они быстро стали культурным очагом провинции.

Глядя на фотографию Никитина и зная, что он ушел из жизни в классическом, роковом для русского (и не только) поэта возрасте - 37 лет, трудно отделаться от мысли, что он выглядит гораздо старше своих лет. Старила его не только борода, но и перенесенные в детстве лишения, необходимость биться за каждый кусок хлеба. В те времена люди вообще взрослели и старились, видимо, гораздо быстрее, чем сейчас… Чахотка (она же - туберкулез) считалась болезнью неизлечимой. Она и свела Никитина в могилу. Он похоронен рядом с Кольцовым, в чем есть глубокая правда и символизм. Впрочем, об этом - ниже.

Творчество Ивана Никитина

Ранние стихотворения Никитина неизбежно носили подражательный характер и интересны сейчас разве что историкам литературы. В поисках своего голоса он обратился к фольклору и опыту предшественников. А среди них был не только земляк Алексей Кольцов. Жанр «русской песни» в отечественной словесности пытались укоренить еще А.И.Нелединский-Мелецкий и А.Ф.Мерзляков, затем лицейский друг Антон Дельвиг. Так что Кольцову уже было, чей опыт учитывать. Далеко не все из стихотворений, имевших заголовок «Русская песня», действительно стали песнями и пошли в народ. У последнего чуткое ухо, оно сразу и безошибочно улавливает малейшую фальшь, отступление от подлинности, безыскусности народного стихосложения.

При жизни Никитину удалось издать два стихотворных сборника. Они вызвали самые разноречивые отклики, что, впрочем, естественно - нашлись те, кто принимал творчество поэта, и те, кто отнесся к нему как к подражательному и даже слабому. Как уже отмечалось выше, в читательское сознание Никитин входит преимущественно как певец родной природы и уже во-вторых, как бытописатель тяжелой крестьянской доли, беспросветной нужды и изнурительного труда.

Природа в восприятии Никитина - неиссякаемый источник поэтического вдохновения, та самая сила, которая способна целить душевные и даже физические раны, примирять с глубоким социальным несовершенством и расслоением. Несомненно, на характер поэзии Никитина повлиял и его собственный характер. В отличие от куда более эмоционального Кольцова, Никитин был, если воспользоваться выражением философа И.Канта, «вещью в себе». Скупые выразительные средства, минимум метафор и прочих словесных «украшений», внешняя простота и даже безыскусность. Но они-то и воздействуют сильнее всего! Ибо за этой внешней сдержанностью нетрудно прозреть натуру страстную, мятежную, ищущую, неуспокоенную.

Мало кто из поэтов сравнится с Никитиным по какой-то физиологической точности описаний, по натуралистичности ощущений, как, например, в хрестоматийных строках стихотворения «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И какой воистину космический, вселенский размах в первом самобытном никитинском стихотворении «Русь», где и «шатер голубых небес», и «даль степей», и «цепи гор». Никитин неизменно шел к осознанию и постижению России через Воронеж, свою «малую Родину», пределы которого покидал лишь однажды, ради поездки в столицы.

  • Когда при Советской власти Митрофаньевское кладбище в Воронеже было срыто и ликвидировано, удалось отстоять лишь захоронения Кольцова и Никитина - своего рода провинциальные «Литераторские мостки».
  • На стихи Никитина написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. До сего дня они воспринимаются как русские народные - настолько автору удалось проникнуться народным духом. Самая известная вещь этого рода - «С ярмарки ехал ухарь-купец…»

Иван Никитич Никитин (около 1690 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716-1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.


  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.